Научная статья на тему 'УЧЕТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ'

УЧЕТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
греко-римская борьба / тип темперамента / психологический статус / высшая нервная деятельность / учебно-тренировочный процесс / спортивная подготовка

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Денисов Денис Юрьевич

В работе изучена проблема спортивной тренировки борцов греко-римского стиля на основе учета индивидуально своеобразных свойств психики на предсоревновательном этапе подготовки. Установлено, что учет психологического статуса борцов в предсоревновательном мезоцикле подготовки приводит к улучшению психического и психоэмоционального состояния, повышению специальной физической подготовленности и спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Денисов Денис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) УЧЕТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ Якимова Елена Алексеевна, Денисов Денис Юрьевич, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевъева, г. Саранск Е-таП^'актоуа1епа@таИ ги

Аннотация. В работе изучена проблема спортивной тренировки борцов греко-римского стиля на основе учета индивидуально своеобразных свойств психики на предсоревновательном этапе подготовки. Установлено, что учет психологического статуса борцов в предсоревновательном мезоцикле подготовки приводит к улучшению психического и психоэмоционального состояния, повышению специальной физической подготовленности и спортивного мастерства.

Ключевые слова: греко-римская борьба, тип темперамента, психологический статус, высшая нервная деятельность, учебно-тренировочный процесс, спортивная подготовка.

Современная спортивная борьба направлена на достижение высоких спортивных результатов, особенно в спорте высших достижений, что требует от спортсмена предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в том числе и психических возможностей [2].

В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности спортсмена от индивидуальных свойств его нервной системы. Физические и соревновательные нагрузки сопровождаются высоким эмоциональным напряжением, часто приводят к сдвигам и перенапряжению физиологических систем, снижению функциональных резервов организма в целом [1].

Достаточно часто нагрузки, которые могут явиться причиной определенных патологий и физиологических изменений в организме, вынуждают спортсмена снижать объем тренировок или вообще уходить из спорта [5].

| SCIENCE TIME |

В связи с изложенным выше, нами было проведено исследование по изучению эффективности методики психологической подготовки борцов греко-римского стиля на основе учета типов темперамента на предсоревновательном этапе тренировки.

Исследование проводилось на базе МУДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа № 4» г. Саранска с участием спортсменов-борцов греко-римского стиля в количестве 35 человек (стаж занятий не менее 3-х лет), которые составили две группы: контрольная группа (КГ, 18 человек) и экспериментальная группа (ЭГ, 17 человек).

Представители КГ на предсоревновательном этапе подготовки тренировались по традиционной программе, разработанной для ДЮСШ по греко -римской борьбе. Представителям ЭГ была предложена экспериментальная программа тренировки, основанная на использовании в учебно-тренировочном процессе методики психологической подготовки с учетом типов темперамента.

На начальном этапе экспериментального исследования спортсменам обеих наблюдаемых групп (КГ и ЭГ) была дана характеристика психологического статуса по следующим показателям: потребность в поисках ощущений, самочувствие, активность, настроение, склонность к риску, мотивация к достижению цели - к успеху, мотивация к избеганию неудачи - к самозащите.

У представителей ЭГ дополнительно было проведено определение типов темперамента, позволившее разделить их на следующие группы: сильные подвижные (сангвино-холерики, интроверты и интор-экстроверты), сильные инертные (флегмато-холерики), слабые инертные (меланхолики) и сильные и слабые инертные (сангвино-меланхолики).

В дальнейшем, в процессе педагогического эксперимента, на предсоревновательном этапе подготовки представителей КГ использовались общепринятые организационно-методические приемы формирования положительного отношения к выступлениям в соревновательных условиях, укрепления положительного отношения к соревнованиям. С каждым борцом была условная договорённость о том, что он не будет по собственной инициативе принимать решения (выступать ради выступлений, для выигрыша или достижения высоких результатов) без предварительного согласования с тренером.

Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля, составивших ЭГ, на предсоревновательном этапе подготовки осуществлялась с учетом индивидуальных свойств психики и специфических педагогических приемов, используемых для реализации методов психорегуляции и саморегуляции [3; 4].

Для коррекции психического состояний борцов с типом темперамента «сангвино-холерики» использовали мероприятия психорегуляции, которые способствовали снижению уровня эмоционального возбуждения, особенно перед

| SCIENCE TIME |

соревнованием или за день до соревнований, такие как еженедельная психоэмоциональная релаксация; культурно-массовые мероприятия с использованием современных музыкальных и развлекательных программ; просмотр любимых программ и видеофильмов; беседы с психологом.

Перед стартом повышали уровень индивидуальной мотивации и личной ответственности, регулировали психические состояния борцов с использованием идеомоторной тренировки с элементами самовнушения, использовали формулы аутотренинга с концентрацией внимания на пространственных, временных и силовых параметрах соревновательного упражнения; контролировали психическое состояние в период соревнований.

Для коррекции психических состояний борцов с типом темперамента «флегмато-холерик» после успешных подходов обращали внимание спортсменов на особенности выполнения основных компонентов приема, давали установку на запоминание ощущений, изменяли скорость выполнения приемов, выполняли борцовские приемы в медленном или максимальном темпе.

В период соревнований и между схватками применяли активизирующие средства психологического воздействия. Перед соревнованиями проводили мероприятия по повышению эмоционального состояния, использовали психоэмоциональную разрядку (музыку, литературу, видео- и кинофильмы), проводили аутотренинг с установкой на целостное воспроизведение наиболее сложных технических действий и приемов.

Для флегмато-холериков характерна склонность, глубоко не задумываясь, изменять тактический план соревнований в зависимости от оценок ближайших противников. С целью концентрации внимания на действия противника чаще выдвигали требование - выполнять все упражнения без единого нарушения и до конца.

Для борцов, относящихся к типу темперамента «сангвино-меланхолик», использовали успокаивающие средства разностороннего воздействия. В условиях соревнований для снижения уровня личностной тревожности акцентировали внимание спортсмена на повышение индивидуальной мотивации и личностной ответственности за предстоящий спортивный результат, включали мероприятия психологической разгрузки (развлекательные программы, посещение клубов, компьютерные игры), использовали методы самовнушения. После схватки требовали самооценить качество выполнения выделенного компонента. При проведении учебно-тренировочных схваток во время неудачного выполнения приемов обязывали проанализировать причины неудачи. Не торопились с положительной оценкой их деятельности; требовали отличного выполнения приемов; максимально ответственного отношения к каждому тренировочному занятию; отрабатывали слабо усвоенные элементы.

Для борцов с типом темперамента «меланхолик» применяли следующие

| SCIENCE TIME |

мероприятия по психорегуляции: отвлекающие и успокаивающие средства психологического воздействия, способствующие снижению ситуативной тревожности. Использовали различные задания, отвлекающие от соревнований. Включали аутотренинг с концентраций внимания на многократном дифференцированном повторении отстающих элементов техники. Перед предстоящим соревнованием включали в работу вид аутотренинга, способствующий повышению помехоустойчивости. Для регуляции психического состояния использовали методы самовнушения.

В процессе занятий и проведения учебно-тренировочных и учебных схваток для всех типологических групп при обнаружении признаков предстартовой лихорадки вводили в комплекс разминки отвлекающие приемы. В разработанной методике подготовки борцов греко-римского стиля использовали средства и методы, предупреждающие психическое перенапряжение.

Проведение психорегуляции в рамках реализации экспериментальной методики позволило качественно повысить уровень состояния психической готовности борцов всех типов темперамента.

Как уже отмечалось выше, эффективность экспериментальной методики оценивалась по изменению психологического статуса спортсменов с учетом таких показателей как потребность в поисках ощущений, показатель самочувствия, активности и настроения.

При этом обнаружено, что в ЭГ в процессе педагогического эксперимента произошли статистически достоверные изменения показателей психологического состояния. Так, потребность в поисках ощущений в период самих соревнований возросла на 28,6 % по сравнению с показателями, зарегистрированными непосредственно перед соревнованиями, показатель самочувствия увеличился на 10,3 %, показатель активности - на 19,6 %, показатель настроения - на 23,5 %.

Ведущим компонентом психического состояния у борцов ЭГ является мотивация к достижению цели, которая в результате использования экспериментальной методики подготовки возросла на 15,8 %.

Формированию мотивации к достижению цели способствует определение цели к соревнованиям и задачи между схватками, формирование и поддержание установки на успех. У борцов-меланхоликов этот компонент ниже и уменьшается в период между соревнованиями. Возможно, это связано с тем, что у борцов данного типа темперамента материальные мотивации преобладают над спортивными.

Высоким уровнем мотивации для достижения цели в спорте обладают сангвино-холерики (интроверты), средним уровнем - сангвино-холерики (интро-экстраверты). Сангвино-меланхолики, флегмато-холерики занимают посредственный уровень мотивации достижения цели. Возможно, это связано с

| SCIENCE TIME |

неудачными стартами в прошедшем сезоне, переутомлением, типом нервной системы, неправильной организацией психологической подготовки.

Показатель, характеризующий склонность к риску, у борцов ЭГ вследствие реализации учебно-тренировочного процесса с использованием экспериментальной методики психологической подготовки увеличился в среднем на 6,1 %. В свою очередь, данный компонент состояния психической готовности также выше между схватками. Это связано с высокой престижностью достигаемых результатов для борцов с типом темперамента «сангвино-холерики».

Показатель мотивации к избеганию неудачи - к самозащите ко второму этапу исследований у борцов ЭГ повысился на 7,8 %, он является ведущим по сравнению с остальными компонентами психологического состояния. Вероятно, этот показатель связан с коррекцией психических состояний с учетом индивидуально-психологических свойств психики борцов.

Таким образом, своевременное проведение психорегуляции психического состояния борцов греко-римского стиля с учетом типов темперамента позволяет повысить состояние психической готовности перед соревнованиями и во время схваток. Принципы формирования состояния психологической готовности борцов определяются структурой этого состояния и предполагают, в первую очередь, сильное желание борца участвовать в данном соревновании, стремление самоотверженно вести борьбу до конца и создание обоснованной и сознательной уверенности в своих силах.

Литература:

1. Алаторцев В.А. Готовность спортсмена к соревнованиям: опыт психологического исследования: учеб. пособие / В.А. Алаторцев. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 31 с.

2. Закиров Д.Р. Учет индивидуальных психологических особенностей борцов греко-римского стиля при планировании спортивной подготовки / Д.Р. Закиров // Современные технологии спортивной медицины, физической реабилитации и адаптивного физического воспитания: мат. Всероссийской науч. -практ. конференции. - Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2010. - С. 326-331.

3. Кузнецов А.С. Методика подготовки борцов греко-римского стиля на основе учета индивидуально-своеобразных свойств психики / А.С. Кузнецов, Д.Р. Закиров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (95). - С. 72-79.

4. Кузьмин М.А. Роль личностных свойств в адаптации спортсменов художественных видов спорта и единоборств / М.А. Кузьмин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2012 - № 4 (86). - С. 73-75.

| SCIENCE TIME |

5. Якимова Е.А. Биологическое обоснование тренировочной деятельности в единоборствах / Е.А. Якимова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1. - № 2. - С. 96-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.