Научная статья на тему 'Учет синергетического эффекта'

Учет синергетического эффекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
824
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курсеев Д. В.

В мировой экономике ежегодно происходят сотни тысяч самых разнообразных реорганизационных процессов: реорганизация собственности, внешнее управление, реструктуризация, венчурная деятельность. Все эти сделки совершаются ради увеличения стоимости путем реализации синергетического эффекта, который примерно в 20% случаев в 50-200 раз превышает уплаченную сумму. Внимание к синергетическому эффекту как к одной из важнейших концепций корпоративной стратегии было привлечено 40 лет назад вместе с развитием процессов диверсификации компаний [2, с. 13], их реорганизации и реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет синергетического эффекта»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

КУРСЕЕВ Д.В.

УЧЕТ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

В мировой экономике ежегодно происходят сотни тысяч самых разнообразных реорганизационных процессов: реорганизация собственности, внешнее управление, реструктуризация, венчурная деятельность. Все эти сделки совершаются ради увеличения стоимости путем реализации синергетического эффекта, который примерно в 20% случаев в 50-200 раз превышает уплаченную сумму.

Внимание к синергетическому эффекту как к одной из важнейших концепций корпоративной стратегии было привлечено 40 лет назад вместе с развитием процессов диверсификации компаний [2, с. 13], их реорганизации и реструктуризации.

Председатель совета управляющих федеральной резервной системой США Пол А. Волкер отметил, что происходит грандиозный рост богатства, которое, если выразить его в долларовом эквиваленте, далеко превосходит все, что было когда-либо в прошлом. Новые «предприниматели» века информации не мыслят себя без ноутбуков и Интернета, и те, кто их финансирует, буквально за несколько лет стали обладателями состояний, превосходящих наше воображение [3, с. ix]. И во многом этот эффект был получен за счет реализации синергизма.

Синергизмом называется эффект, полученный от совместного использования ресурсов по сравнению с индивидуальным и выражаемый формулой «2 + 2 = 5,10,100 и т.д.». Синергизм подразделяется на синергизм слияния, сетевой синергизм, синергизм продаж, операционный синергизм, инвестиционный синергизм, синергизм менеджмента, бухгалтерский, НИОКР, эффект «разлива», общий имидж, маркетинговый синергизм и т.д.

Все эти виды синергизма определяются по данным производных балансовых отчетов и, в первую очередь, на основе синергетического производного балансового отчета.

Возникновение синергизма связано с одновременным использованием ресурсов в нескольких областях деятельности без какого-либо ущерба для каждого из них.

Комплементарный эффект возникает при использовании ресурсов, ранее не виданных. Сутью невидимых активов является обеспечивающая эффект безбилетная информация. Лишь основанные на последней активы могут быть использованы многократно и одновременно. Именно информация обладает тремя определяющими возникновение синергизма свойствами: она может использоваться одновременно, она не изнашивается со временем, а комбинирование ее частей позволяет получить принципиально новый продукт [2, с. 73].

Комплементарный (франц. сотр1ете^айе, лат. сотр\ете^иш - дополнение, дополнительный) эффект дает возможность реализовать комбинаторское преимущество, т.е. возможность комбинировать людские, материальные и финансовые ресурсы.

Проблемами идентификации и определения синергетического эффекта в последние 40 лет занимались многие исследователи: И. Ансофф, Х. Итами, Р. Баззел, Б. Гейл, Э. Кэмпбелл, К.С. Лачс, М. Портер, К. Прахалад, И. Доз, К. Кларк, К. Бреннан, Р. Канер, К. Бартлетт, С. Гошал, П. Дойль, Р. Кох, Р. Грант, В. Бери, Т. Боуэрс, Ф. Хаспеслаф, Д. Джемисон, Т. Флаерти, Г. Хэмел, С. Рид, А. Чендлер, М. Акио и др.

В России исследованием синергетического эффекта и его отражением в бухгалтерском учете занимаются В.И. Ткач, Т.В. Сидорина, Д.В. Бондарь, Е.А. Аксенова, Е.В. Кузнецова, Е.И. Муругов и др.

И. Ансофф, основоположник концепции синергизма, пришел к выводу, что синергетические эффекты могут основываться на одной из трех переменных: более высоком объеме денежной выручки от продаж, более низких операционных издержках и инвестиционных требованиях. Поскольку все три рассматриваются во временной перспективе, последующий синергетический эффект является результатом преобладания одной из трех тенденций [2, с. 46], что приводит, в конечном итоге, к изменению стоимости предприятия как имущественного комплекса: при положительном синергизме происходит наращивание стоимости и появление гудвилла,

при отрицательном синергизме возникает негативная стоимость капитала. Определить такое изменение можно на базе синергетического производного балансового отчета.

И. Ансофф пришел к выводу, что синергетический эффект определяется 100 факторами при оценке профилей конкуренции и возможностей фирмы, в том числе:

- в области общего менеджмента и финансов (22 фактора, в том числе бухгалтерский учет);

- исследования и разработки (20 факторов, в том числе использование передовых технологий);

- операции (24 фактора, в том числе контроль за качеством);

- маркетинг (28 факторов, в том числе продажи «от двери до двери») [2, с. 54-55].

Объектами синергизма выступают самые разнообразные реорганизационные процессы:

консолидация собственности, разделение, реформирование, ликвидация и др., а также структурно-комбинационные составляющие действующих предприятий.

Реорганизационный синергизм проявляется при объединении компаний и в мировой практике отражается в двух формах:

1) метод покупки, когда разница между реальной рыночной ценой и балансовой стоимостью распределяется между материальными активами и гудвиллом;

2) метод объединения, когда может возникнуть срытый синергизм.

Структурная комбинация разных составляющих предприятия в практике относится к категории дешевого синергизма, и почти никогда не делается попыток его отражения в учете, даже при прогнозировании.

Разработанная автором модель определения синергетического эффекта, организации и методики его учета ориентирована на четыре самостоятельных вида деятельности, связанных с управлением и реорганизацией собственности предприятий:

- внешнее управление;

- реорганизационная деятельность;

- реструктуризационная деятельность;

- венчурная деятельность.

Модель учета синергетического эффекта характеризуется девятью агрегатами:

- временной фактор;

- механизм отражения синергетического эффекта;

- определение синергетического эффекта;

- бухгалтерский баланс;

- синергетические записи;

- синергетический баланс;

- гипотетические записи;

- синергетический производный балансовый отчет;

- синергетический эффект.

Временной фактор определяется временными интервалами синергизма.

Временные горизонты характеризуются инвестиционными горизонтами, инновационными горизонтами, стратегическими площадками, стратегическими горизонтами, проектными горизонтами, горизонтами прогнозирования. При этом для расчета системы показателей используются фрактальные производные балансовые отчеты, позволяющие получать информацию во фракталах пространства и времени.

Так, инвестиционным горизонтом выступает временной интервал от вложения денежных средств или каких-либо ресурсов до получения соответствующих доходов.

Пространство и время составляют основу любого явления и процесса и находят непосредственное отражение в бухгалтерском учете.

Фракталы времени представляют собой многоуровневые временные горизонты получения и использования информации с учетом различных комбинаций временной продолжительности в настоящем, прошедшем и будущем.

При этом временной горизонт представляется в виде циркулирующих входящих и исходящих денежных потоков различной глубины от нескольких минут до нескольких лет. Каждая временная линия может быть представлена в виде потока денежных средств различной продолжительности и отражена во фрактальном производном балансовом отчете.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Синергетические эффекты весьма разнообразны и в модели представлены следующими видами:

- обобществление ресурсов;

- эффект «разлива»;

- «схожие отрасли»;

- общий имидж;

- НИОКР;

- маркетинг;

- операции (технологии);

- диверсификация.

Профессоры Р. Баззел и Б. Гейл выделяют четыре основных механизма создания синергетической стоимости:

1) обобществление ресурсов/деятельности, совместная деятельность (НИР/инжиниринг, закупки, производство/операции, объединенный торговый персонал, маркетинговые программы, пункты распределения) для достижения эффекта масштаба;

2) эффекты «разлива» (аналогичные внешним эффектам) маркетинга и НИР;

3) «схожие» отрасли;

4) общий имидж, ценность отдельных бизнес-единиц прирастает имиджем участников корпоративной структуры [2, с. 87-88].

Приносящие пользу внешние эффекты называются положительными или создающими экономию внешними эффектами и характерны тем, что они увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Внешний эффект соответствует оптимальности тогда, когда деятельность первого предприятия (создающего эффект) может быть изменена таким образом, чтобы улучшить положение второго (воспринимающему эффект) без ущерба первому.

При проникновении во внешний рынок синергетический эффект может быть определен по следующим функциональным областям:

1) общий менеджмент и финансы: родительская компания, новое предприятие, совместные возможности;

2) исследования и разработки: родительская компания, новое предприятие, совместные возможности;

3) маркетинг: родительская компания, новое предприятие, совместные возможности;

4) операции: родительская компания, новое предприятие, совместные возможности.

Другие исследователи пытались обнаружить зависимости между диверсификацией и результатами деятельности компаний в процессе анализа слияний и поглощений и размеров прибыли, полученной в ходе реализации различных стратегий.

Так, А. Сет пришел к выводу, что ни эмпирические данные, ни экономическая теория не дают оснований утверждать, что родственные объединения более эффективны, чем производственные, а разные формы слияний несут с собой различную ценность для компании [2, с. 15].

В 1990 г. Г. Хэмел и К. Прахалад опубликовали статью «Стержневые компетенции корпорации», в которой авторы утверждали, что успешные корпорации строят свою стратегию на использовании технологических и других компетенций в различных сферах бизнеса [2, с. 14].

По мнению Р. Кантер, профессора Гарвардского университета и гуру корпоративных инноваций, единственным оправданием существования диверсифицированной компании является достижение синергизма [2, с. 14].

Некоторые потенциальные средства являются пересекающимися в том смысле, что сами по себе они не дают конкурентных преимуществ, однако поддерживают более эффективное использование других потенциалов [4, с. 64]. К ним можно отнести землю, находящуюся в собственности предприятия.

Механизм отражения синергетического эффекта предполагает следующие бухгалтерские записи:

а) положительного:

- Дебет счета раздела II баланса «Векселя к получению».

- Кредит счетов раздела III баланса.

б) отрицательного:

- Кредит счета раздела V баланса «Векселя к оплате».

- Дебет счетов раздела III баланса.

В соответствии с интернациональной моделью финансового учета при составлении прогнозных балансов регулятором к счету «Прибыли и убытки» выступают счета:

- «Векселя к получению»;

- «Векселя к оплате».

Потери предприятия отражаются записью через счет «Векселя к оплате», а прибыли через счет «Векселя к получению».

Синергетический эффект определяется по видам деятельности раздельно по формуле:

Сэ = (Эв - Ор) ± Ор12,

где: Сэ - синергетический эффект; Эв - экономические выгоды; Ор - операционные расходы;

Ор12 - изменение остатков ресурсов на начало и конец периода.

Многие компании обладают значительными возможностями для установления взаимосвязей между бизнесами. Однако детальный анализ экономических выгод не должен превалировать над оценкой организационных издержек.

Оценить последние весьма непросто, но они могут оказать важную роль в генерировании чистой прибыли от взаимосвязей. Для решения подобного рода комплексных проблем менеджерам необходимо использовать бухгалтерский подход, составляя своего рода баланс затрат и выгод [2, с. 100], а затем отражать отдельные синергетические эффекты в синергетическом производном балансовом отчете.

Отражение синергетического эффекта производится с помощью синергетических бухгалтерских записей с получением синергетического баланса (чистые активы) и синергетического производного балансового отчета (чистые пассивы).

Синергизм позволяет компании ускорить внедрение инноваций, добыть увеличения объема продаж выпущенных товаров, сокращения издержек и расходов по управлению [1, с. 160].

Как правило, реорганизация компаний производится ради получения синергетического эффекта, который может быть измерен на основе использования синергетического производного балансового отчета с выражением синергетического эффекта на базе дезагрегированного показателя собственности чистых пассивов в виде деловой репутации, гудвилла и наращенной стоимости.

В конечном итоге, синергетический эффект сводится к определению разницы между будущим набором активов в прогнозируемой оценке (как правило, рыночной или справедливой) и текущим набором активов.

Макет синергетического производного балансового отчета включает:

- бухгалтерский баланс до реорганизации;

- синергетические бухгалтерские записи;

- синергетический баланс;

- гипотетические процедуры условной реализации активов и условного удовлетворения обязательств;

- синергетический производный балансовый отчет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- синергетический эффект.

На основе макета синергетического производного балансового отчета рассчитываются показатели собственности:

- агрегированный показатель собственности в виде чистых активов, определяемый вычитанием из активов обязательств;

- дезагрегированный показатель собственности, представленный чистыми пассивами, полученными в результате гипотетической реализации активов и гипотетического удовлетворения обязательств.

Синергетический эффект определяется вычитанием из чистых пассивов по данным синергетического производного балансового отчета чистых активов по объединенному бухгалтерскому балансу.

Представленная модель определения синергетического эффекта, организации и методики его учета обеспечивает раздельный учет по внешнему управлению, реорганизационной, реструктуризационной и венчурной деятельности синергетических чистых активов и пас-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

сивов, используя для этого систему учетных механизмов: бухгалтерский баланс, ведомость синергетических записей, синергетический баланс, ведомость гипотетических записей и синергетический производный балансовый отчет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб., 1999.

2. Кемпбелл Э.,ЛачсК.С. Стратегический синергизм. - СПб., 2004.

3. Норрис Ф., Боккельманн К. Столетие бизнеса. - М., 2001.

4. Райан Б. Стратегический учет для руководителя. - М., 1998.

ТОКАЕВА Т.И.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ - КАК СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Точка зрения, в которой преобладает подход к благосостоянию как равное его обеспечение материальными и духовными благами, не лишена смысла. Однако, вариант ее расширенной трактовки, когда отвергается любая необходимость и возможность дифференциации благосостояния на основе его роста, на наш взгляд, неприемлема для российской действительности. Следуя такой теоретической логике, легко можно прийти к выводу о том, что вся совокупность решаемых в области благосостояния проблем зависит от «правильности» распределения благ, независимо от степени участия в их производстве конкретных индивидов и т.д. Не следует преувеличивать, а тем более возводить в ранг абсолютизации необходимость решения проблемы выравнивания доходов в обществе. Эта проблема реальная и она, безусловно, по-своему трансформируется в осмысление общественных и индивидуальных целей, а также задач роста благосостояния людей. Но благосостояние, которое выравнивает (сопровождается этими процессами) доходы людей и благосостояние, уравнивающее эти же доходы, на наш взгляд, имеет разное социально-экономическое качество.

Благосостояние, будучи категорией сложной, включает в себя результаты разных зависимостей в социально-экономической жизни общества. Его полезность для общества и конкретных индивидов не может определяться одним каким-то показателем (например, доходы на душу населения, исчисленные от ВВП). Если Дж. Кейнс сделал теоретический вывод о том, что государство влияя своей макроэкономической политикой на уровень занятости ресурсов и национального дохода, определяет уровень благосостояния людей, то этим он допускал ошибку. В отличие от Дж. Кейнса, как известно, К. Эрроу считал, что в обществе всегда существует столкновение интересов, значит решение вопросов теории благосостояния можно искать с помощью теории игр, что тоже неверно. Другой западный экономист А. Бергсон в истолковании благосостояния категории исходил из оценочных суждений, которые, по его мнению, могут формулироваться высшим, авторитетным органом [3]. Эту теорию развил известный экономист П. Самуэльсон, который обосновал теорему общего благосостояния. П. Самуэльсон пришел к теоретическому выводу о том, что действительно существует функция полезности всеобщего благосостояния, но из нее нельзя вывести индекс цен на потребительские цены, а отсюда маловероятна одинаковая эластичность спроса от доходов (на наш взгляд, это важно учитывать для нынешней российской действительности - Т.Т.) [7].

Разумеется, взгляды на теорию благосостояния менялись в ходе исторического развития. В этой связи важно отметить следующее. Варианты теории благосостояния, появившиеся вместе с утверждением идеи социального контроля, регулируемого развития, в понятие «благосостояние» включают совокупность условий, определяющих качество жизни индивида [6]. В этом контексте теория благосостояния активно влияет на экономическое развитие. В отличие от предшествующих вариантов, у последующих экономистов, экономический рост становится функцией благосостояния. Однако, многие делают вывод о том, что эффективность, степень удовлетворения потребностей - все, что включается в понятие общественного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.