Научная статья на тему 'Учет синергетического эффекта'

Учет синергетического эффекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1325
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СИНЕРГИЗМ / БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС / ВЕДОМОСТЬ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ВЕДОМОСТЬ ГИПОТЕТИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОИЗВОДНЫЙ БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ / БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ ПРОИЗВОДНЫЙ БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ / ФРАКТАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДНЫЙ БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курсеев Д. В.

Рассмотрена модель определения синергетического эффекта и сформирована методики его учета, на основе синергетических чистых активов и пассивов, используя для этого систему учетных механизмов и инструментов бухгалтерского инжиниринга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет синергетического эффекта»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

альном обслуживании, сокращает производственные и сбытовые издержки, оптимизируя процессы взаимодействия, получает дополнительный доход от предлагаемых маркетинговых программ.

Затраты компании на внедрение маркетинга взаимоотношений представляются значительными: понадобятся перестройка бизнес-процессов, изучение потребностей клиентов, проведение встреч и переговоров, разработка маркетинговых программ и предоставление дополнительных услуг. Однако, как показывает мировая практика, все расходы с высокой степенью вероятности будут компенсироваться выгодами от реализации концепции дополнительными доходами, которые обеспечит клиентская база компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кущ С.П. Сравнительный анализ основных концепций теории маркетинга взаимоотношений / С.П. Кущ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2003. Вып. 4. С. 3-25.

2. Социально-ответственный маркетинг [Электронный ресурс]. [2007]. Режим доступа: http://www.ime-link.ru/concept/socially/

3. Черенков В.И. Эволюция маркетинговой теории и трансформация доминирующей парадигмы маркетинга // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004. Серия 8. Вып. 2 (№16). С. 3.

Коды классификатора JEL: M41

УЧЕТ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

КУРСЕЕВ Д.В.

Курсеев Д.в. Ростовский государственный строительный университет, доцент кафедры «Бухгалтерского учета и аудита», кандидат экономических наук,

dv_k@rambler.ru

Рассмотрена модель определения синергетического эффекта и сформирована методики его учета, на основе синергетических чистых активов и пассивов, используя для этого систему учетных механизмов и инструментов бухгалтерского инжиниринга.

Ключевые слова: синергетический эффект; синергизм; бухгалтерский баланс; ведомость синергетических записей; синергетический баланс; ведомость гипотетических записей; синергетический производный балансовый отчет; бихевиористический производный балансовый отчет; фрактальный производный балансовый отчет

В мировой экономике ежегодно происходят сотни тысяч самых разнообразных реорганизационных процессов: реорганизация собственности, внешнее управление, реструктуризация, венчурная деятельность. Все эти сделки совершаются ради увеличения стоимости путем реализации синергетического эффекта, который примерно в 20% случаев в 50-200 раз превышает уплаченную сумму.

Внимание к синергетическому эффекту как к одной из важнейших концепций корпоративной стратегии было привлечено 40 лет назад вместе с развитием процессов диверсификации компаний [3, с. 13], их реорганизации и реструктуризации.

Председатель совета управляющих федеральной резервной системой США Пол А. Волкер отметил, что происходит грандиозный рост богатства, которое, если выразить его в долларовом эквиваленте, далеко превосходит все, что было когда-либо в прошлом. Новые «предприниматели» века информации не мыслят себя без ноутбуков и Интернета, и те, кто их финансирует, буквально за несколько лет стали обладателями состояний, превосходящих наше воображение [4, с. 9]. И во многом этот эффект был получен за счет реализации синергизма.

Синергетический эффект (от греч. synergys - вместе действующий) - возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет т.н. системного эффекта. Источником синергетического эффекта является наличие особого рода нелинейной динамики развития объектов системы. [1, с. 54]

Синергизмом называется эффект, полученный от совместного использования ресурсов по сравнению с индивидуальным и выражаемый формулой «2 + 2 = 5,10,100 и т.д.». Сущность эффекта синергии обусловлена появлением нового качества, делающегося принадлежностью целого. Но не всякое объединение дает синергетический эффект. Дело не в том, что соединяется, а как. [5. с. 307]

Синергизм подразделяется на синергизм слияния, сетевой синергизм, синергизм продаж, операционный синергизм, инвестиционный синергизм, синергизм менеджмента, бухгалтерский, НИОКР, эффект «разлива», общий имидж, маркетинговый синергизм и т.д.

Все эти виды синергизма определяются по данным производных балансовых отчетов и, в первую очередь, на основе синергетического производного балансового отчета.

Возникновение синергизма связано с одновременным использованием ресурсов в нескольких областях деятельности без какого-либо ущерба для каждого из них.

Комплементарный эффект возникает при использовании ресурсов, ранее не виданных. Сутью невидимых активов является обеспечивающая эффект безбилетная информация. Лишь основанные на последней активы могут быть использованы многократно и одновременно. Именно информация обладает тремя определяющими возникновение синергизма свойствами: она может использоваться одновременно несколькими пользователями, она не изнашивается со временем, а комбинирование ее частей позволяет получить принципиально новый продукт [3, с. 73].

Комплементарный [франц. сотр1ете^аке, лат. сотр1етепШт - дополнение, дополнительный] эффект дает возможность реализовать комбинаторское преимущество, т.е. возможность комбинировать интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы с определением синергетического эффекта на базе бихевиористического (от англ. biheviour - поведение) производного балансового отчета.

Проблемами идентификации и определения синергетического эффекта в последние 40 лет занимались многие исследователи: И. Ансофф, Х. Итами, Р. Баззел, Б. Гейл, Э. Кэмпбелл, К.С. Лачс, М. Портер, К. Праха-лад, И. Доз, К. Кларк, К. Бреннан, Р. Канер, К. Бартлетт, С. Гошал, П. Дойль, Р. Кох, Р. Грант, В. Берн, А. Сет, Р. Кантер, Т. Боуэрс, Ф. Хаспеслаф, Д. Джемисон, Т. Флаерти, Г. Хэмел, С. Рид, А. Чендлер, М. Акио и др.

В России исследованием синергетического эффекта и его отражением в бухгалтерском учете занимаются В.И. Ткач, Т.В. Сидорина, Д.В. Бондарь, Е.А. Аксенова, Е.В. Кузнецова, О.И. Кольвах, Г.Е. Крохичева и др.

И. Ансофф, основоположник концепции синергизма, пришел к выводу, что синергетические эффекты могут основываться на одной из трех переменных: более высоком объеме денежной выручки от продаж, более низких операционных издержках и инвестиционных требованиях. Поскольку все три рассматриваются во временной перспективе, последующий синергетический эффект является результатом преобладания одной из трех тенденций [3, с. 46], что приводит, в конечном итоге, к изменению стоимости предприятия как имущественного комплекса: при положительном синергизме происходит наращивание стоимости и появление гудвилла, при отрицательном синергизме возникает негативная стоимость капитала. Определить такое изменение можно на базе синергетического производного балансового отчета.

И. Ансофф пришел к выводу, что синергетический эффект определяется 100 факторами при оценке профилей конкуренции и возможностей фирмы, в том числе: в области общего менеджмента и финансов (22 фактора, в том числе бухгалтерский учет); исследования и разработки (20 факторов, в том числе использование передовых технологий); операции (24 фактора, в том числе контроль за качеством); маркетинг (28 факторов, в том числе продажи «от двери до двери») [3, с. 54-55].

Объектами синергизма выступают самые разнообразные реорганизационные процессы: консолидация собственности, разделение, реформирование, ликвидация и др., а также структурно-комбинационные составляющие действующих предприятий.

Реорганизационный синергизм проявляется при объединении компаний и в мировой практике отражается в двух формах:

1) метод покупки, когда разница между реальной рыночной ценой и балансовой стоимостью распределяется между материальными активами и гудвиллом;

2) метод объединения, когда может возникнуть скрытый синергизм.

Структурная комбинация разных составляющих предприятия в практике относится к категории организационного синергизма, и почти никогда не делается попыток его отражения в учете, даже при прогнозировании.

Разработанная автором модель определения синергетического эффекта, организации и методики его учета ориентирована на четыре самостоятельных вида деятельности, связанных с управлением и реорганизацией собственности предприятий: внешнее управление; реорганизационная деятельность; реструк-туризационная деятельность; венчурная деятельность.

Модель учета синергетического эффекта характеризуется девятью агрегатами: временной фактор; механизм отражения синергетического эффекта; определение синергетического эффекта; бухгалтерский баланс; синергетические записи; синергетический баланс; гипотетические записи; синергетический производный балансовый отчет; синергетический эффект.

Временной фактор определяется временными интервалами синергизма, которые характеризуются инвестиционными горизонтами, инновационными горизонтами, стратегическими площадками, стратегическими горизонтами, проектными горизонтами, горизонтами прогнозирования. При этом для расчета системы показателей используются фрактальные производные балансовые отчеты, позволяющие получать информацию во фракталах пространства и времени.

Так, инвестиционным горизонтом выступает временной интервал от вложения денежных средств или каких-либо ресурсов до получения соответствующих доходов.

Пространство и время составляют основу любого явления и процесса и находят непосредственное отражение в бухгалтерском учете.

Фракталы времени представляют собой многоуровневые временные горизонты получения и использования информации с учетом различных комбинаций временной продолжительности в настоящем, прошедшем и будущем.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

При этом временной горизонт представляется в виде циркулирующих входящих и исходящих денежных потоков различной длительности от нескольких минут до нескольких лет. Каждая временная линия может быть представлена в виде потока денежных средств различной продолжительности и отражена во фрактальном производном балансовом отчете. Синергетические эффекты весьма разнообразны и в модели представлены следующими видами: обобществление ресурсов; эффект «разлива»; «схожие отрасли»; общий имидж; НИОКР; маркетинг; операции (технологии); диверсификация и др. Профессоры Р. Баззел и Б. Гейл выделяют четыре основных механизма создания синергетической стоимости:

1) обобществление ресурсов/деятельности, совместная деятельность (НИР/инжиниринг, закупки, производство/операции, объединенный торговый персонал, маркетинговые программы, пункты распределения) для достижения эффекта масштаба;

2) эффекты «разлива» (аналогичные внешним эффектам) маркетинга и НИР;

3) «схожие» отрасли;

4) общий имидж, ценность отдельных бизнес-единиц прирастает имиджем участников корпоративной структуры [3, с. 87-88].

Приносящие пользу внешние эффекты называются положительными или создающими экономию внешними эффектами и характерны тем, что они увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Внешний эффект соответствует оптимальности тогда, когда деятельность первого предприятия (создающего эффект) может быть изменена таким образом, чтобы улучшить положение второго (воспринимающему эффект) без ущерба первому.

При проникновении во внешний рынок синергетический эффект может быть определен по следующим функциональным областям:

1) общий менеджмент и финансы: холдинг, материнская компания, филиалы и др.;

2) исследования и разработки: институты, венчурные предприятия, фонды, управляющие компании и др.;

3) маркетинг: сегменты внутреннего и внешнего рынка и др.;

4) операции: виды операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.

Другие исследователи пытались обнаружить зависимости между диверсификацией и результатами деятельности компаний в процессе анализа слияний и поглощений и размеров прибыли, полученной в ходе реализации различных стратегий. Так, А. Сет пришел к выводу, что ни эмпирические данные, ни экономическая теория не дают оснований утверждать, что родственные объединения более эффективны, чем производственные, а разные формы слияний несут с собой различную ценность для компании [3, с. 15]. В 1990г. Г. Хэмел и К. Прахалад опубликовали статью «Стержневые компетенции корпорации», в которой авторы утверждали, что успешные корпорации строят свою стратегию на использовании технологических и других компетенций в различных сферах бизнеса [3, с. 14]. По мнению Р. Кантер, профессора Гарвардского университета и гуру корпоративных инноваций, единственным оправданием существования диверсифицированной компании является достижение синергизма [3, с. 14]. Некоторые потенциальные средства являются пересекающимися в том смысле, что сами по себе они не дают конкурентных преимуществ, однако поддерживают более эффективное использование других потенциалов [6, с. 64]. К ним можно отнести землю, находящуюся в собственности предприятия.

Механизм отражения синергетического эффекта предполагает следующие бухгалтерские записи:

а) положительного:

Дебет счета раздела II баланса «Векселя к получению»,

Кредит счетов раздела III баланса.

б) отрицательного:

Кредит счета раздела V баланса «Векселя к оплате»,

Дебет счетов раздела III баланса.

В соответствии с интернациональной моделью финансового учета при составлении прогнозных балансов регулятором к счету «Прибыли и убытки» выступают счета: «Векселя к получению»; «Векселя к оплате». Потери предприятия отражаются записью через счет «Векселя к оплате», а прибыли через счет «Векселя к получению». Синергетический эффект определяется по видам деятельности раздельно по формуле:

Сэ = (Эв - Ор) ± Ор1,2, где Сэ - синергетический эффект; Эв - экономические выгоды; Ор - операционные расходы; Ор1,2 - изменение остатков ресурсов на начало и конец периода.

Многие компании обладают значительными возможностями для установления взаимосвязей между бизнесами. Однако детальный анализ экономических выгод не должен превалировать над оценкой организационных издержек. Оценить последние весьма непросто, но они могут оказать важную роль в генерировании чистой прибыли от взаимосвязей. Для решения подобного рода комплексных проблем менеджерам необходимо использовать бухгалтерский подход, составляя своего рода баланс затрат и выгод [3, с. 100], а затем отражать отдельные синергетические эффекты в синергетическом производном балансовом отчете. Отражение синергетического эффекта производится с помощью синергетических бухгалтерских записей с получением синергетического баланса (чистые активы) и синергетического производного балансового отчета (чистые пассивы). Синергизм позволяет компании ускорить внедрение инноваций, добиться увеличения объема продаж выпущенных товаров, сокращения издержек и расходов по управлению [2, с. 160].

Как правило, реорганизация компаний производится ради получения синергетического эффекта, который может быть измерен на основе использования синергетического производного балансового отчета с выражением синергетического эффекта на базе дезагрегированного показателя собственности чистых пассивов в виде деловой репутации, гудвилла и наращенной стоимости.

Наличие синергетического эффекта не является само по себе ценным, если этот эффект не переведен в стоимость объекта, как меру данного эффекта, именно тогда можно оценить соотношение «затраты - результаты» при формировании крупной интегрированной структуры.

Выбор в качестве показателя измерения эффективности функционирования интегрированной структуры показателя роста стоимости компании обеспечивает максимизацию благосостояния общества, таким образом, способствуя реализации социальной функции. И что наиболее актуально, максимизация стоимости рассматривается не как увеличение стоимости акции на фондовом рынке, что как показывает опыт развитых фондовых рынков, не всегда, а точнее достаточно редко, соответствует действительности, а как увеличение фундаментальной стоимости корпораций, т.е. реальной. [1, с. 54]

В конечном итоге, синергетический эффект сводится к определению разницы между будущим набором активов в прогнозируемой оценке (как правило, рыночной или справедливой) и текущим набором активов. Макет синергетического производного балансового отчета включает: бухгалтерский баланс до реорганизации; синергетические бухгалтерские записи; синергетический баланс; гипотетические процедуры условной реализации активов и условного удовлетворения обязательств; синергетический производный балансовый отчет; синергетический эффект. На основе макета синергетического производного балансового отчета рассчитываются показатели собственности:

- агрегированный показатель собственности в виде чистых активов, определяемый вычитанием из активов обязательств;

- дезагрегированный показатель собственности, представленный чистыми пассивами, полученными в результате гипотетической реализации активов и гипотетического удовлетворения обязательств.

Синергетический эффект определяется вычитанием из чистых пассивов по данным синергетического производного балансового отчета чистых активов по объединенному бухгалтерскому балансу.

Представленная модель определения синергетического эффекта, организации и методики его учета обеспечивает раздельный учет по внешнему управлению, реорганизационной, реструктуризационной и венчурной деятельности синергетических чистых активов и пассивов, используя для этого систему учетных механизмов: бухгалтерский баланс, ведомость синергетических записей, синергетический баланс, ведомость гипотетических записей и синергетический производный балансовый отчет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гунина Е.Н. Экономический вестник Ростовского государственного университета Том5 №3, 2007. с. 53-58.

2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. / Под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. с.560.

3. Кемпбелл Э.,ЛачсК.С. Стратегический синергизм. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. с. 416.

4. Норрис Ф., Боккельманн К. Столетие бизнеса. М.: Группа Дарнэл, 2001. с.326.

5. Потапов А.П. Экономический вестник Ростовского государственного университета Том5 №4, 2007. с. 305-310.

6. Райан Б. Стратегический учет для руководителя: Пер. с англ. / Под ред. В.А. Микрюкова. М.: Ауди, Юни-ти, 1998. с. 616.

Коды классификатора JEL: O 31

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ОСАДЧУК М.С.

Осадчук М.С. Кубанский государственный технологический университет, аспирант кафедры экономики и финансов, m.osadchuk@mail.ru

В статье рассматриваются теоретические и практические основы инновационного развития предприятий. Выявлены проблемы и факторы, сдерживающие инновационную активность пищевых и перерабатывающих предприятий, в том числе в кондитерском производстве. Определены условия и методы стимулирования инновационного развития предприятий.

Ключевые слова: инновационная деятельность, технологические инновации, кондитерское производство, сдерживающие факторы, методы стимулирования

Основные направления реформирования экономики России тесно связаны с изменением структуры экономики, придания ей инновационного качества. Это свидетельствует о необходимости масштабного вовлечения реального сектора в реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль госу-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.