Научная статья на тему 'Отражение синергетического эффекта бенчмаркинга в бухгалтерском учете'

Отражение синергетического эффекта бенчмаркинга в бухгалтерском учете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / СИНЕРГИЗМ / ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ / BENCHMARKING / SYNERGY / EMERGENCE / ACCOUNTING SYNERGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Лилия Николаевна

Все большая роль в мире как методу совершенствования деятельности принад-лежит бенчмаркингу. Бенчмаркинг эволюционирует: кибернетический подход сменяет-ся синергетическим, появляется необходимость отражения в бухгалтерском учете си-нергетического эффекта. В статье проанализированы существующие подходы к отра-жению в бухгалтерском учете синергетических эффектов и представлена их учетная модель при проведении бенчмаркинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A larger role in the world as a method of improving the activity belongs to the benchmarking. Benchmarking evolves: the cybernetic approach is replaced by a synergistic, there is need to reflect an accounting synergy. The article analyzes the existing approaches to reflection in the accounting and synergy model presented their account during the benchmarking.

Текст научной работы на тему «Отражение синергетического эффекта бенчмаркинга в бухгалтерском учете»

Кузнецова Л.Н.

ОТРАЖЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА БЕНЧМАРКИНГА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

В условиях рыночной экономики организации не изолированы друг от друга - они действуют в высококонкурентной среде, которая определяет их местоположение. Для успешного развития менеджменту необходимо хорошо знать среду, в которой функционирует организация и ее позиции в этой среде. Многие авторы такие, как Д. Аакер, Х. Вазири и др. полагают, что достоверно определить конкурентное положение организации можно с применением бенчмаркинга [1], [19, с. 81-85]. Профессор А. Асаул определяет бенчмар-кинг как способ оценки стратегий и целей работы организации в сравнении с первоклассными предпринимательскими организациями для определения своего места на рынке [8, с.16].

Однако определение положения организации среди конкурентов является только началом, точкой отсчета преобразований деятельности организаций для ее успешного роста в будущем. Основу эффективного и стабильного развития предпринимательской деятельности составляет теория преобразования бизнеса, авторами которой являются Ф. Гуияр и Дж. Келли: «... преобразование бизнеса является на сегодняшний день основной проблемой менеджмента и

главной, если не единственной, задачей лидеров» [7, с. 22].

Зарубежные компании активно занимаются постоянным поиском новых рыночных возможностей с использованием бенчмаркинга. Успешные инновации часто распространяются посредством копирования (в том числе и незаконного), реинжиниринга; при расширении скопированных инноваций собственными дополнениями появляется си-нергетический эффект. Любая компания старается сокращать свои затраты, в том числе и для разработки инновационных продуктов. По данным Bain & Company, большинство компаний уверено, что в долгосрочной перспективе инновационная деятельность имеет большее значение для повышения эффективности работы компании, чем сокращение затрат [15 с. 20]. Бенчмаркинг позволяет легально использовать достижения других компаний,

Метод бенчмаркинга был разработан Институтом стратегического планирования (Кембридж), и его можно сформулировать следующим образом: чтобы определить эффективное решение в области конкуренции, необходимо рассмотреть опыт других компаний, которые достигли успеха, действуя в сходных условиях, изучить его и, адап-

тировав к собственным условиям, добиться лучшего результата.

С 2005-го года бенчмаркинг входит в тройку самых применяемых методов снижения затрат и используемых методов управления [15, с. 21]. В условиях кризиса его применимость возросла: в 2008-м г. он стал наиболее востребованным инструментом совершенствования деятельности [17].

На протяжении нескольких десятилетий применения бенчмаркинга ему был свойствен кибернетический подход, но по мере развития все большее количество авторов указывают на его синер-гетическую сущность. Так, генеральный директор института контроля качества в Мексике Дж. Гонзалес-Прадо определяет задачу бенчмаркинга, как внедрение действий, которые позволяют выйти на уровень наилучших (передовых!) в классе и даже превзойти его [18, с. 304]. Таким образом, задача будет считаться решенной, если компания не просто скопирует опыт лучших, а, добавив свои знания к опыту других, превзойдет лидеров, что соответствует синергети-ческому подходу.

Б. Кузнецов, М. Шарамко раскрывают бенчмаркинг более широко как системно-синергетическую концепцию управления производством, организацией, экономикой, экологией, качеством, безопасностью [9, с.96]. Адаптивное имитационное обучение в бенчмаркинге преодолевается, если в результате изучения наилучшего объекта бенчмаркин-га (эталона) обретаются знания, позволяющие превзойти его (новый эталон).

Синергию можно определить как

явление, при котором совместное действие различных факторов приводит к появлению системной эмерджентности, способности перехода системы в новое качественное состояние. Эмерджент-ность - появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойства системы к сумме свойств, составляющих её компонентов. Если эмерджентность понимается как возможность суммы частей целого отличаться от целого, то синергизм следует понимать как формирование «не только условий, для реализации эмерджентности ... но способность системы переходить в процессе развития в новое качество» [9, 79]. Качественно проведенный бенчмаркинг порождает внедрения, ведущие к положительному синергетическому эффекту.

В литературе синергетический эффект в конкретных случаях определяется как синергизм и рассматривается авторами применительно к различным областям деятельности. Д. Курсеев выделяет: синергизм слияния, сетевой синергизм, синергизм продаж, операционный синергизм, НИОКР, синергизм обобществления ресурсов, эффект «разлива», общий имидж, маркетинговый синергизм [12, с. 341]. Определение направления и размера синергизма является задачей бизнеса: в бухгалтерском учете рассчитать его можно на основании производных балансовых отчетов. В России вклад в теорию отражения в бухгалтерском учете синергетических эффектов внесен рядом авторов (табл. 1).

№ Суть предложений Автор

1 Использование синергетических балансовых отчетов в системе производных балансовых отчетов в дорожном строительстве Е.А. Аксенова [ 2, с. 107]

2 Рассмотрена синергетическая теория слияний компаний И.Н. Богатая [5, с. 154-155]

Таблица Х.Отражение в бухгалтерском учете синергетических эффектов

Продолжение таблицы 1

3 Использование синергетических балансовых отчетов в управлении инвестициями. Синергетические балансы характеризуются информационным назначением, используемым балансовыми теориями, основными балансовыми принципами, системой оценки, гипотетическими процессами и показателями собственности Д.В. Бондарь, [6, с.50]

4 Использование синергетических производных балансовых отчетов в управлении ресурсов судоходной компанией Е.В. Кузнецова [10, с.147 ]

5 Разработанная модель синергетического эффекта, организации и методики его учета ориентирована на четыре самостоятельных вида деятельности, связанных с управлением и реорганизацией собственности: внешним управлением, реструктуризационной, венчурной и реорганизационной деятельностью. Д.В. Курсеев [12, с. 344]

6 Применение синергетических производных балансовых отчетов при реструктуризационных процедурах в промышленных организациях В.В. Лесняк [13, с. 121]

7 Разработана концепция учетно-аналитического обеспечения определения синергетического эффекта, предложена методика использования производного балансового отчета для определения синергизма Е.И. Муругов [14, с. 73-113]

8 Разработана ситуационная модель производных балансовых отчетов, содержащих синергетические производные балансовые отчеты Т.В. Сидорина [16, с. 78]

Надо отметить, отражение в бухгалтерском учете синергизма, возникающего при проведении бенчмаркинга, не исследовано. Основным компонентом синергетического эффекта в бен-чмаркинге являются знания, приобретенные участниками бенчмаркингового проекта, или альянса. В результате любого материального обмена у каждой из сторон только одна вещь, а в результате обмена нематериальных объектов: идеями, знаниями, у каждого участника обмена будет сумма идей. Совместное использование идей и уникального опыта каждой организации при проведении бенчмаркинга может дать синергетиче-ский эффект.

В настоящее время при достижении успеха критическими для организации являются не столько материальные активы, сколько знание и деловые способности. Проведение бенчмаркинга, помимо обмена знаниями, сопровождается и иными факторами, способными приносить синергетический эффект -это НИОКР, инновационные технологии, улучшение имиджа компании, эффекты «разлива»» (аналогичные экстер

налиям1, внешним эффектам), что может как усилить, так и ослабить эффект. Цель синергизма в бенчмаркинге - использование эффекта безбилетника, когда идеи, опыт, знания одной организации используются одновременно без значительных дополнительных затрат в другой организации (партнере по бен-чмаркингу). Основные объекты бен-чмаркинга - идеи, опыт, знания - являются нематериальными активами и могут быть использованы более, чем в одной организации одновременно без ущерба для своей полезности. Это и есть классический эффект безбилетника. Как указывает И. Ансофф, «при одновременном использовании невидимый актив не только не утрачивает ценности, но и преумножает ее» [3, с. 73]. Так организации, обменивающиеся информацией (невидимый актив) в проек-

1 Экстерналии [англ. externalities - внешние эффекты]. Приносящие пользу внешние эффекты называются положительными или создающими экономию внешними эффектами и характерны тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Внешний эффект соответствует оптимальности тогда, когда деятельность первой организации (создающего эффект) может быть изменена таким образом, чтобы улучшить положение второй (воспринимающей эффект) без ущерба первой.

те по бенчмаркингу, улучшают свой имидж прозрачных и успешных компаний (безбилетная информация). Именно информация обладает тремя определяющими возникновение синергизма свойствами: она может быть использована одновременно, она не изнашивается со временем, а комбинирование ее частей позволяет получать принципиально новый продукт [3, с. 73].

По мнению И. Ансоффа, независимо от источника появления все синер-гетические эффекты в экономике «могут основываться на одной из трех переменных: более высоком объеме денежной выручки от продаж, более низких операционных издержках и инвестиционных требованиях» [3, с. 46]. Наиболее распространен бенчмаркинг как метод снижения затрат организации, но он применяется при совершенствовании инвестиционных проектов. Бен-чмаркинг не всегда может иметь положительный эффект, прежде всего потому, что для его осуществления необходимы значительные ресурсы. Объективно существуют трудности самого проекта: отсутствие поддержки со стороны высшего руководства организации, оппортунистическое поведение сотрудников, неправильно подобранный партнер по бенчмаркингу и др. Такие препятствия могут стать причинами не только отсутствия положительного, но и появления отрицательного синергетического эффекта. Бенчмаркинг, по сути, является рисковым проектом, он не гарантирует автоматического успеха на рыночном пространстве. Поэтому следует развивать теории оценки, прогноза рисковых стратегий, необходимо управлять и предвидеть степень риска в случае еще большей катастрофы даже после удачного исхода.

Кроме того, отсутствуют механизмы оценки синергизма при проведении бенчмаркинга, что ограничивает

применение данного метода на практике.

Внедрение мер по совершенствованию деятельности компании на основе осуществленного бенчмаркинга способно улучшить или ухудшить не только деятельность организации, но и привести к изменению ее рыночной стоимости. На практике стоимость организации определяется на основе оценки ее как имущественного комплекса. Оценить стоимость предприятия как имущественного комплекса можно с помощью рыночной оценки или синергети-ческих производных балансовых отчетов, которые в последние десятилетия достаточно широко разрабатываются в академических кругах.

Для системного рассмотрения надо сформировать учетную модель си-нергетического эффекта при проведении бенчмаркинга (табл. 2) (см. ниже).

В модели рассмотрено два вида бенчмаркинга:

- с созданием положительного синергетического эффекта;

- с созданием отрицательного синергетического эффекта.

Модель можно описать на основании следующих агрегатов: периодизации, выбора механизма отражения и определения синергетического эффекта, отражения в финансовой отчетности, учетных записей, синергетического баланса, условной продажи, синергетиче-ского производного балансового отчета.

Периодизация характеризуется возникновением синергетического эффекта во времени, выделяется:

- однократный синергетическ-ийэффект;

- периодический синергети-ческий эффект;

- непрерывный синергети-ческий эффект.

Таблица 2. Учетная модель синергетических эффектов при проведении

бенчмаркинга

Вид синергетического эффекта Временной фактор Элемент отражения синергетического эффекта Определение синергетического эффекта Бухгалте рский баланс Синергетич еские проводки Синергетический баланс Условна я реализац ия Синергетический производный балансовый отчет

НИОКР Технологии Имидж Эффект «разлива» Диверсификаци я Ресурсы на начало периода Экономические выгоды (убытки) Организационн ые затраты Ресурсы на конец периода Чистый эффект Участник бенчмаркинга Участник бенчмаркинга Б Дебет Кредит Дебет Кредит

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Положительный Динамический и статический синергизм Дебет счета «Векселя к получению» Кредит «Нематериальные активы» Дебет счета «Векселя к получению» Кредит счета «Прибыли» Дебет счета «Векселя к получению» Дебет счета «Векселя к оплате» Кредит счета «Прибыли» Дебет счета «Векселя к получению» Кредит счета «Прибыли» Синергетический эффект = (Эв-Ор)±Ор1,2, где Эв - экономические выго-иб ды, рПОр - операционные расходы, Ор1,2 - изменение остат- чет ков сч ресурсов на начало и ко-ит нец периода Чистые активы Чистые активы Использованием системы прогнозных счетов «Векселя к получению» Использованием системы прогнозных счетов «Векселя к оплате» Чистые пассивы Обнуление счетов Обнуление счетов Актив: денежные средства Пассив: чистые пассивы

Отрицательный Динамический и статический синергизм Дебет счета «Прочие расходы» Кредит «Нематериальные активы» Дебет счета «Прочие расходы» Кредит счета «Векселя к оплате» Дебет счета «Добавочный капитал» Кредит счета «Векселя к оплате» Дебет счета «Убытки» Кредит счета «Векселя к оплате» Дебет счета «Векселя к получению» Кредит счета «Прибыли» Синергетический эффект = (Эв-Ор)±Ор1,2, где Эв - экономические выгоды, ерОр - операционные расходы, Ор1,2 - изменение остатков ресурсов на начало и конец периода Ууменьшение чистых пассивов Ууменьшение чистых пассивов Использованием системы прогнозных счетов «Векселя к получению» Использованием системы прогнозных счетов «Векселя к оплате» Убытки Обнуление счетов Обнуление счетов Актив: отток денежных средств Пассив: уменьшение чистых пассивов

Синергетические эффекты могут быть обусловлены различными факторами (И. Ансофф выделяет более 100

факторов), но наиболее значимые возникают при:

- реализации научно-исследовательских работ;

- трансфере технологий;

- улучшении имиджа организации;

- эффекте «разлива» [4, с. 88];

- диверсификации проектов.

Признанного способа определения размера синергетического эффекта не существует. Вариантами его расчета может стать абсолютный прирост эффективности, а также синергетический производный балансовый отчет. Абсолютный прирост эффективности - разницу между достигнутым эффектом и суммой отдельных элементов внедрений - можно представить в следующем виде:

Sf (t)= f (a(t),b((),..., z())- f (a(t),0,...,0)- f (0,b(t),...,0)-... - f (0,0,..., z(t)),

(1)

где

a(t), b(t),...,z(t) - отдельные действующие факторы [11, с. 35].

Синергетический эффект после проведения бенчмаркинга можно также через статьи «экономическая выгода/убытки», «организационные затраты», «изменение остатков ресурсов»: Синергетический эффект = (Эв-Ор)±Ор 1,2, (2)

где Эв - экономические выгоды,

Ор - операционные расходы,

Ор1,2 - изменение остатков ресурсов на начало и конец периода.

При отражении в бухгалтерском учете как положительных, так и отрицательных синергетических эффектов можно использовать интернациональную модель бухгалтерского учета. Положительный синергетический эффект предполагает отражение в бухгалтерском учете следующих записей:

Дебет счета «Векселя к получению»

Кредит счетов раздела «Капитал и резервы»: «Нераспределенная прибыль/ убытки», «Добавочный капитал.

Счет «Векселя к получению» отражается в разделе «Долгосрочные активы» бухгалтерского баланса».

Отрицательный синергетический эффект предполагает наличие в бухгалтерском учете следующих записей:

Дебет счетов «Нераспределенная прибыль/ убытки», «Добавочный капитал».

Кредит счета раздела «Векселя к оплате».

Счет «Векселя к оплате» отражается в разделе «Краткосрочная кредиторская задолженность бухгалтерского баланса».

Счета «Векселя к получению» и «Векселя к оплате» являются регулирующими счетами к счету «Прибыли и убытки» в интернациональной модели финансового учета при составлении прогнозных балансов.

Синергетический баланс формируется на основе ведомости синергети-ческих проводок. После отражения в балансе условной реализации формируется производный синергетический баланс. Разница между стоимостью предприятия, отраженной в производном синергетическом балансе и текущем балансе, составит синергетический эффект.

Как правило, бенчмаркинг производится ради получения положительного синергетического эффекта и укрепления конкурентного положения организации. Разработанная учетная модель синергетического эффекта создает возможность проведения сравнительного анализа направлений бенчмаркинга, используя для этой цели систему учетных механизмов: бухгалтерский баланс, ведомость синергетических проводок, си-нергетический и синергетический производный балансовые отчеты.

Библиографический список

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2007.

2.Аксенова Е.А. Организация финансового и управленческого учета в дорожном строительстве. - Ростов н/Д: РГСУ, 2004. - 209 с.

3.Ансофф И. Синергизм и деловые способности компании // Кемпбелл Э., Лачс К.С. Стратегический синергизм, 2-е изд. - СПБ.: Питер, 2004. - 416 с.

4. Баззел Р., Гейл Б. Интегрированные стратегии для бизнес-кластеров // Кэм-пбелл Э., Лачс К. Стратегический синергизм, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. -416 с

5.Богатая И.Н. Стратегический учет собственности. - Ростов н/Д: Феникс, 2002

6.Бондарь Д.В. Финансовый, налоговый и управленческий учет инвестиционной деятельности: Монография / РГЭУ «РИНХ». - Ростов н/Д, 2004. - 172 с.

7.Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. пер. с англ. - М.: Дело, 2000, З76 с

8.Данилов И.П., Данилова Т.В. Бен-чмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 72 с

9.Кузнецов Б.Л., Шарамко М.И. Синер-гетический бенчмаркинг: Учебное пособие - Набережные Челны: Изд-во Камской госуд. инж.-экон. акад., 2007.

10. Кузнецова Е.В. Совершенствование бухгалтерского учета в коммерческих организациях водного транспорта. Мо-

нография. - Ростов-н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2004. - 171 с.

11. Кузнецова Л.Н. Оптимизация стратегии бенчмаркинга в бухгалтерском учете// Учет и статистика № 4 (20), 2010, с. 33-40.

12. Курсеев Д.В. Теория и методология процессов учета собственности. Диссертация ... док. экон. наук. Орел, 200В

13. Лесняк В.В. Организация стратегического управленческого учета на промышленных предприятиях: теория и практика. Mонография. - Ростов-н/Д: РГСУ, 2005. - 195 с.

14. Mуругов Е.И. Учетно-аналитическое обеспечение управленческого и стратегического учета собственности предприятия: Mонография. - Ростов н/Д: РГСУ, 2004 . - 12б с.

15. Ригби Д. Рейтинг инструментов менеджмента // Деловое совершенство №11, 200б, с. 20 - 21

16.Сидорина Т.В. Теория и практика использования производных балансовых отчетов в страховой деятельности. - Ростов-н/Д: РГСУ, 2003. - 1В9 с.

17.Management Tools and Trends 2009, www.bain.com.

1В. The Best Approaches for Benchmarking and its Application to Quality. - 44 European Quality Congress Proceedings, 2000, vol. S, p. 304 (304-312). l9.Vaziri H.K. Using competitive benchmarking to set goals. Quality Progress, 1992, October, p. В1-В5

CTP.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.