Научная статья на тему 'Учет санкционирования расходов у получателей бюджетных средств'

Учет санкционирования расходов у получателей бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терешко А. М.

Несмотря на то, что требования о ведении бюджетного учета санкционирования расходов содержатся в Инструкции Министерства финансов РФ с 2004 г. в учреждениях существуют трудности по их исполнению. Много вопросов возникает о ведении учета и отражении в учетной политике процедуры получения от главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, принятия обязательств учреждением. В статье рассматривается данная тема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет санкционирования расходов у получателей бюджетных средств»

Казначейское исполнение бюджета

УЧЕТ САНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ У ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

А. М. ТЕРЕШКО, главный бухгалтер Контрольно-счетной палаты Челябинской области, действительный член Южно-Уральского территориального ИПБ

Несмотря на то, что требования о ведении бюджетного учета санкционирования расходов содержатся в Инструкции Министерства финансов РФ, с 2004 г. в учреждениях существуют трудности по их исполнению. Много вопросов возникает о ведении учета и отражении в учетной политике процедуры получения от главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, принятия обязательств учреждением. Данная тема рассматривается в этой статье.

1. Главными распорядителями бюджетных средств утверждаются и доводятся в установленном порядке до бюджетных организаций — получателей бюджетных средств бюджетные ассигнования на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода.

В соответствии с п. 255 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2008 № 148н, получатель бюджетных средств в учете данные операции отражает следующими записями:

Дебет КРБ 1 503 15 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 503 13 000 - (в разрезе КОСГУ) - утвержденные и доведенные бюджетные ассигнования на текущий финансовый год;

Дебет КРБ 1 503 25 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 503 23 000 - (в разрезе КОСГУ)

— утвержденные и доведенные бюджетные ассигнования на первый год, следующий за текущим годом (очередной финансовый год);

Дебет КРБ 1 503 35 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 503 33 000 - (в разрезе КОСГУ) - утвержденные и доведенные бюджетные ассигнования

на второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);

Дебет КРБ 1 503 45 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 503 43 000 — (в разрезе КОСГУ) — утвержденные и доведенные бюджетные ассигнования на второй год, следующий за очередным.

2. Суммы лимитов бюджетных обязательств, полученных от главного распорядителя, отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет КРБ 1 501 05 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 501 03 000 - (в разрезе КОСГУ)

— получены лимиты бюджетных обязательств.

Такой порядок установлен п. 246 Инструкции №148н.

В 22 разряде номера счета указывается код соответствующего финансового года:

• 1— текущий финансовый год;

• 2 — первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);

• 3 — второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);

• 4 — второй год, следующий за очередным.

3. В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ принятие бюджетных обязательств является одной из стадий исполнения бюджета по расходам. Разъяснения по отражению в бухгалтерском учете санкционирования бюджетных обязательств содержатся в п. 250 Инструкции № 148н:

Дебет КРБ 1 501 13 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 502 11 000 - (в разрезе КОСГУ)

— приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год;

Дебет КРБ 1 501 23 ООО (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 502 21 ООО — (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);

Дебет КРБ 1 501 33 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 502 31 000 — (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);

Дебет КРБ 150143 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 502 41 000 — (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на второй год, следующий за очередным.

Объемы лимитов бюджетных обязательств доводятся до получателей бюджетных средств уведомлением по форме № 0504822 (п. 242 Инструкции № 148н).

Аналитический учет по счетам 1 503 05 000 «Полученные бюджетные ассигнования» и 1 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062) по соответственным счетам Плана счетов бюджетного учета (п. 241, 252 Инструкции № 148н).

Аналитический учет принятых учреждением обязательств как по бюджетной, так и по приносящей доход деятельности ведется на основании представленных в учреждение документов, подтверждающих принятие обязательств, в Журнале учета бюджетных обязательств (ф. 0504064)

Получатель средств в рамках осуществления процедуры санкционирования и принятия обязательств принимает и внебюджетные обязательства. В учете необходимо отразить:

Дебет КРБ 2 504 01 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 2 504 02 000 — (в разрезе КОСГУ) — принятие к учету сметных назначений по приносящей доход деятельности;

Дебет КРБ 2 504 02 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 2 502 02 000 - (в разрезе КОСГУ)

— отражаются принятые обязательства в счет утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности.

Аналитический учет операций по счету 0 504 02 000 ведется в Карточке учета сметных назначений по приносящей доход деятельности по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Изменения в показателях бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждением обязательств, утвержденные в установленном порядке в течение текущего финансового года, отражаются

в бюджетном учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов бюджета: при утверждении увеличения показателей — со знаком «плюс»; при утверждении уменьшения показателей — со знаком «минус» (п. 239 Инструкции № 148н).

При завершении текущего финансового года остатки по соответствующим счетам бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности текущего финансового года на следующий год не переносятся.

Показатели по соответствующим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй год и следующие за текущим финансовым периодом, следует перенести на аналитические счета санкционирования бюджета:

• показатели первого года, следующего за текущим, следует перенести на счета санкционирования расходов бюджета текущего финансового года;

• показатели второго года, следующего за текущим, следует перенести на счета санкционирования расходов бюджета первого года, следующего за текущим;

• показатели второго года, следующего за очередным, следует перенести на счета санкционирования расходов второго года, следующего за текущим.

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).

В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, содержащие в 22 разряде номера счета код аналитического учета «4», обнуляются. Такой порядок установлен в п. 239 Инструкции № 148н.

При доведении до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований и утверждении лимитов бюджетных обязательств с детализацией показателей по кодам статей, подстатей КОСГУ получателями бюджетных средств отражаются следующие проводки (для примера указана статья КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг»):

1. Суммы бюджетных ассигнований, полученные в установленном порядке

Дебет КРБ 1.503.15.220 Кредит КРБ 1.503.13.220

— 1 000 000 руб.

2. Детализация ПБС доведенных ему бюджетных ассигнований по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ:

Процедура принятия решения по санкционированию расходов

ОТДЕЛ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Уведомление о ПБО

Ст. 219 БК

РУКОВОДИТЕЬ

Принятие решения об использование бюджетных средств

БУХГАЛТ Журнал учета бюдх обязательств ЕРИЯ кетных

,

ОТДЕЛ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ Кассовые операции заявки на перечисления, чек

СОТРУДНИКУЧЕРЕЖДЕНИЯ

Подготовка первичного документа

I ~

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР Подтверждение возможности принятия бюджетных обязательств

------------------?------------

РУКОВОДИТЕЛЬ

Подписание руководителем первичного документа - принятие бюджетного обязательства

Рис. 1

Виды, принимаемых учреждением обязательств

- обязательство, принимаемые в момент подписания договора о намерении на постановку товаров, работ, услуг для текущих нужд: приказа о направлении в командировку, заявления на выдачу денежных средств под отчет на приобретения хозяйственных товаров

- обязательства по тем видам расходов, сумма которых не известна заблаговременно и может быть определена на основании соответствующих расчетных документов

Рис. 2

Сдонййґоґгірйхе^ия а учете операций т йяЗлпёльчыи абямтёпъст&и

МлМІНГГ мтрисшия

и «штагами ум»

,ТмК1 ЧїИТ ■ ».чіаяі

П|ІЩ II ізіочиисмі іИрІ нивІІЕ

ДнІлигВІ* &|<ЛИ1і.фйННІ іужикії

и..І. |..1' ^ыикь.-ЩЧММ* М{МЖ.1«Ьр1 4 Х^гіїШ’КкІНМЦі і

фи іігк^ішмя шшчв ні >*ы нши- кіч Ітьґліп їй к-рш ими1.

ашкч'тегі. арічвдлпк р*‘чі

І’дьчал оікиш ІМ1. «.шипе ?їлтг. шпиктираЬтг'ОТОс-

мкп* мшн пп ;гда*іі«ц дачф {«чдеї п}йяі*іл*г>я плфм? яшнтмяярійег.

~«еой іичпвьа ■рлщгц^г.ш |чііілі.* ііпта ш піч глгспшл -•

сслі -.чи» її 1Л1Ц іфслші.. і г. сі -

АґИНГ виси 4иі ірдіїши лііпши. Аяишшії

«щикиї Н 1И АїРіщежвіЧ, рдазодшац»*-ним І |!'.:іі-ши з.юш

] [#И№КНВб ЕПЇ і ДО!» ЯЛЗМиМ И СйфИ *

ІйМНЯVI * ■ пйіМс

рлс\і\¥)н ііжокіираонс.

іОІ с> ч%ц НС: ГЖ1ЯІ

Рис. 3

Дебет КРБ 1.503.13.220 Кредит КРБ

1.503.13.223 -700 000 руб.;

Дебет КРБ 1.503.13.220 Кредит КРБ

1.503.13.224 — 50 000 руб.;

Дебет КРБ 1.503.13.220 Кредит КРБ

1.503.13.225 — 250 000 руб.

3. Суммы лимитов бюджетных обязательств, полученных в установленном порядке ПБС:

Дебет КРБ 1.501.15.220 Кредит КРБ 1.501.13.220- 1 000 000 руб.

4. Детализация ПБС показателей доведенных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ:

Дебет КРБ 1.501.13.220 Кредит КРБ

1.501.13.223 - 700 000 руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дебет КРБ 1.501.13.220 Кредит КРБ

1.501.13.224 — 50 000 руб.;

Дебет КРБ 1.501.13.220 Кредит КРБ

1.501.13.225 — 250 000руб.

5. Суммы бюджетных обязательств принятых ПБС в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств:

Дебет КРБ 1.501.13.223 Кредит КРБ 1.502.11.223 - 600 000 руб.;

Дебет КРБ 1.501.13.224 Кредит КРБ

1.502.11.224— 10 000 руб.;

Дебет КРБ 1.501.13.225 Кредит КРБ

1.502.11.225-20 000 руб.

Новые требования Инструкции № 148н по учету санкционирования расходов бюджета могут быть реализованы учреждением при наличии налаженного документооборота, позволяющего своевременно принимать и отражать в учете бюджетные обязательства. Согласно п. 239 Инструкции № 148н бюджетный учет ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности, принятых учреждением обязательств должен осуществляться на основании первичных документов (учетных), установленных финансовым органом соответствующего бюджета Указанный перечень первичных (учетных) документов, следует утвердить каждому учреждению в рамках внесения изменений в приказ по учетной политике.

Порядок учета принимаемых бюджетных обязательств в учреждении зависит от вида бюджетных обязательств. Пример отражения в учетной политике способов принятия к бюджетному учету обязательств

в зависимости от их видов и схема документооборота приведены в рис. 1,2,3.

Выше было сказано о необходимости ведения аналитического учета принятых учреждением обязательств в Журнале учета бюджетных обязательств (ф. 0504064).

Пример структуры номера принятого бюджетного обязательства (графа 3 ф. 0504064) приведен на рис. 4.

Структура номера регистрации принятых бюджетных обязательств

XXX —

хххх

КОСГУ

порядковый номер месяца отчетного периода, в

котором приняты бюджетных обязательства

номер документа по порядку в журнале -операций, на

основании которого бюджетное обязательство принятокучету

Рис. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.