Научная статья на тему 'Учет результатов освоения компетенций на примере учебной дисциплины «Экономика организации»'

Учет результатов освоения компетенций на примере учебной дисциплины «Экономика организации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОРТФОЛИО / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАРТА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ACADEMIC DISCIPLINE / GENERAL COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PORTFOLIO / BASIC COMPETENCIES / EVALUATION CRITERIA / MAP OF PROFITABILITY ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Н.Б.

В статье представлены результаты исследования, проводимого в Златоустовском металлургическом колледже, по учету формирования элементов общих и профессиональных компетенций по учебной дисциплине с применением портфолио. Накопленный опыт обобщен и отражен в портфолио, с помощью которого можно подготовить студента к итоговой государственной аттестации в соответствии с требованиями ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING FOR THE RESULTS OF MASTERING COMPETENCIES AS AN EXAMPLE OF ACADEMIC DISCIPLINE “THE ECONOMICS OF ORGANIZATION”

The article presents the results of a study, which was conducted in Zlatoust Metallurgical College, on account of the formation of the elements of general and professional competencies in the academic discipline with the use of a portfolio. The accumulated experience has resulted and has been reflected in the portfolio, with which the student could be ready for the final state certification in accordance with the requirements of the FGES.

Текст научной работы на тему «Учет результатов освоения компетенций на примере учебной дисциплины «Экономика организации»»

дагогических работников в вопросах выбора видов работ, конструирования учебно-познавательных и практических заданий и т. д. чаще всего является отсутствие деятельностного подхода в содержании такого рода заданий.

Выявленные проблемы в организации внеаудиторной самостоятельной работы обучаю-

Библиографический список

щихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования по материалам проведенного конкурса не являются исчерпывающими. Авторы статьи преследовали цель проанализировать общие, характерные для большинства работ проблемы и обозначить подходы к их решению.

1. Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений : Оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности [Текст] : практико-ориенти-рованная монография и метод. пособие / Г. Г. Серкова. — Челябинск : ЧИРПО, 2003. — 107 с.

2. Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования [Текст] : сб. нормативных правовых документов / сост. П. Ф. Ани-симов, Е. Д. Барер, С. В. Васильева и др. ; под ред. П. Ф. Анисимова. — М. : Ин-т проблем развития сред. проф. образования Минобразования России, 2002. — 410 с.

3. Щербаков, А. В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждении профессионального образования [Текст] : метод. рекомендации / А. В. Щербаков. — Челябинск : ЧИРПО, 2007. — 60 с.

УДК 377+372.016:33 Н. Б. Константинова, зав. отделением Злато-

устовского металлургического колледжа, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: konsti63@mail.ru

УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

В статье представлены результаты исследования, проводимого в Златоустовском металлургическом колледже, по учету формирования элементов общих и профессиональных компетенций по учебной дисциплине с применением портфолио. Накопленный опыт обобщен и отражен в портфолио, с помощью которого можно подготовить студента к итоговой государственной аттестации в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: учебная дисциплина, общие компетенции, профессиональные компетенции, портфолио, базовые компетенции, карта учета результатов, критерии оценки.

В соответствии с ФГОС нового поколения оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

1) оценка уровня освоения дисциплин и профессиональных модулей;

2) оценка компетенций обучающихся.

Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации выпускников является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В их числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свиде-

тельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения практики. Однако такие документы студент может представить в основном после изучения профессионального модуля, тогда какие документы, подтверждающие освоение компетенций можно представить после изучения учебной дисциплины? Ряд проблем возникает и при переходе на систему оценивания общих и профессиональных компетенций:

- нет единого подхода к составлению оценочных листов;

- нет четкого понимания правил определения признаков компетенций;

- не все педагоги применяют образовательные технологии, позволяющие отслеживать про-

цесс формирования общих и профессиональных компетенций, а не уровень знаний [1].

Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время нет научных, методических разработок, в которых бы давался детальный анализ педагогической деятельности преподавателя колледжа, направленной на формирование и учет освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций по учебной дисциплине, также отсутствует универсальный научно обоснованный эталон, на который бы мог опираться любой педагог среднего профессионального образования.

Для решения перечисленных выше проблем в Златоустовском металлургическом колледже разработано и применяется портфолио студентов группы 2-го курса специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по учебной дисциплине «Экономика организации». Выпускники этой специальности

будут проходить итоговую государственную аттестацию в 2014 г.

В данной статье предпринимается попытка описать имеющийся у нас опыт по составлению портфолио студента, изучающего учебную дисциплину «Экономика организации». Ниже приведены разделы, вошедшие в содержание портфолио.

1. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (стандартом определено, что после окончания изучения учебной дисциплины «Экономика организации» студент должен обладать десятью общими и семью профессиональными компетенциями [2]). Для того чтобы оценивать уровень освоения компетенций, их необходимо представить студентам, обсудить и определить формы контроля их освоения.

2. Обоснование выбора содержания учебной дисциплины «Экономика организации» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Содержание учебной дисциплины «Экономика организации»

Компетенции ОК и ПК Темы

1 2 3

Должен уметь:

- определять организационно-правовые формы организаций ОК 1-10 ПК 4.2-4.4 Тема 1.1. Организация — основное звено экономики Тема 1.2. Организация производственного процесса и планирование деятельности организации

- находить и использовать необходимую экономическую информацию ОК 1-10 ПК 2.2-2.4, 4,1-4.4 Все темы программы

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации ОК 1-10 ПК 2.2-2.4, 4,14.4 Тема 2.1. Основной капитал организации Тема 2.2. Оборотный капитал организации Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда Тема 3.2. Организация оплаты труда Тема 4.2. Финансовые ресурсы и финансовые результаты организации

- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации ОК 1-10 ПК 2.2-2.4, 4,14.4 Тема 1.1. Организация — основное звено экономики Тема 2.1. Основной капитал организации Тема 2.2. Оборотный капитал организации Тема 4.1. Затраты на производство и реализацию продукции. Ценообразование Тема 4.2. Финансовые ресурсы и финансовые результаты организации Тема 5.1. Внешнеэкономическая деятельность организации

- рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации ОК 1-10 ПК 2.2-2.4, 4,14.4 Тема 1.2. Организация производственного процесса и планирование деятельности организации Тема 2.1. Основной капитал организации

Продолжение табл. 1

1 2 3

Тема 2.2. Оборотный капитал организации Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда Тема 3.2. Организация оплаты труда Тема 4.1. Затраты на производство и реализацию продукции. Ценообразование Тема 4.2. Финансовые ресурсы и финансовые результаты организации

Должен знать:

- сущность организации как основного звена экономики отраслей ОК 1-10 Тема 1.1. Организация — основное звено экономики

- основные принципы построения экономической системы организации ОК 1-10 ПК 4.1-4.4 Тема 1.2. Организация производственного процесса и планирование деятельности организации

- принципы и методы управления основными и оборотными средствами ОК 1-10 ПК 2.2-2.4, 4.14.4 Тема 2.1. Основной капитал организации Тема 2.2. Оборотный капитал организации

- методы оценки эффективности их использования; ОК 1-10 ПК 2.2-2.4, 4.14.4 Тема 2.1. Основной капитал организации Тема 2.2. Оборотный капитал организации

- организацию производственного и технологического процессов ОК 1-10 Тема 1.2. Организация производственного процесса и планирование деятельности организации

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования ОК 1-10 ПК 2.2-2.4, 4.14.4 Тема 2.1. Основной капитал организации Тема 2.2. Оборотный капитал организации Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда Тема 3.2. Организация оплаты труда Тема 4.2. Финансовые ресурсы и финансовые результаты организации

- способы экономии ресурсов, в т. ч. основные энергосберегающие технологии ОК 1-10 ПК 2.2-2.4, 4.14.4 Тема 2.1. Основной капитал организации Тема 2.2. Оборотный капитал организации Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда Тема 3.2. Организация оплаты труда Тема 4.2. Финансовые ресурсы и финансовые результаты организации

- механизмы ценообразования ОК 1-10 ПК 4.1-4.2, 4.4 Тема 4.1. Затраты на производство и реализацию продукции. Ценообразование

- формы оплаты труда ОК 1-10 ПК 4.1-4.2, 4.4 Тема 3.2. Организация оплаты труда

- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методика их расчета ОК 1-10, ПК 2.2-2.4, 4.14.4 Тема 1.2. Организация производственного процесса и планирование деятельности организации Тема 2.1. Основной капитал организации Тема 2.2. Оборотный капитал организации

Окончание табл. 1

1 2 3

Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда Тема 3.2. Организация оплаты труда Тема 4.1. Затраты на производство и реализацию продукции. Ценообразование Тема 4.2. Финансовые ресурсы и финансовые результаты организации

источники информации, способность генерировать другие способы решения проблемы. Компетенции самосовершенствования: применять знания и умения на практике, умение извлекать пользу из полученного опыта, навыки самоконтроля и саморазвития, желание учиться и самосовершенствоваться дальше [3].

Для классификации общих и профессиональных компетенций в рамках реализации компетентностного подхода используются виды базовых компетенций обучающихся.

4. Список общих компетенций в соответствии с видами базовых компетенций представлен в табл. 2.

5. Список профессиональных компетенций в соответствии с видами базовых компетенций представлен в табл. 3.

6. Карта учета результатов освоения общих компетенций (образец представлен в табл. 4).

7. Карта учета результатов освоения профессиональных компетенций (образец представлен в табл. 5).

Таблица2

Общие компетенции в соответствии с видами базовых компетенций

Виды базовых компетенций Общие компетенции выпускника по специальности 080114.51

1 2

Эмоционально-психологические ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Регулятивные ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Учебно-познавательные (аналитические) ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Социально-коммуникативные ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в т. ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

3. Базовые компетенции субъекта учебной деятельности — группа компетенций, основывающаяся на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека. Эмоционально-психологические компетенции: учение с интересом, доверие к педагогам, умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях. Регулятивные компетенции: определение целей учебной деятельности, ответственность за результаты учебы, концентрация на учебе, умение делать заключительные выводы. Социально-коммуникативные компетенции: проявление терпимости к другим мнениям и позициям, оказание помощи другим учащимся, умение сотрудничать с другими учащимися и работать в группе. Учебно-познавательные компетенции: умение учиться, отыскивать причины явлений, самостоятельно выявлять допущенные ошибки, самостоятельно выполнять домашние задания. Творческие компетенции: умение принимать решения в различных ситуациях, заявлять о своих потребностях и интересах, находить другие

Окончание табл. 2

1 2

Компетенции самосовершенствования ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Таблица 3 Профессиональные компетенции в соответствии с видами базовых компетенций

Виды базовых компетенций Профессиональные компетенции выпускника по специальности 080114.51

Эмоционально-психологические

Регулятивные ПК 2.2 Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета

Учебно-познавательные (аналитиче ские) ПК 2.3 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации

ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки

Социально-коммуникативные ПК 2.4 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации

ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки

Компетенции самосовершенствования ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности

Таблица 4

Карта учета результатов уровня освоения общих компетенций

Группа: Б-2

Уч. дисциплина: «Экономика организации» Тема: Кадры предприятия и оплата труда (ДИ) Дата: 28.01.2013 г.

№ Ф.И.О. студента Эмоциональ-но-психологи-ческие компетенции (ОК 1) Регулятивные компетенции (ОК 2) Социально-коммуникативные компетенции (ОК 4, ОК 5, ОК 6) Учебно-познавательные компетенции (ОК 3) Компетенции самосовершенствования ОК 7, ОК 8, ОК 9 Освоение компетенций, %

н с в н с в н с в н с в н с в

1. + + + + + 53

п. + + + + + 88

Итого: % по группе 56

Карта учета результатов уровня освоения профессиональных компетенций

Группа: Б-2

Уч. дисциплина: «Экономика организации»

Тема: Расчет плановой численности работников. Расчет выработки и трудоемкости Дата: 06.12.2012, 14.12.2012 г.

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Ф.И.О. студента Регулятивные компетенции (ПК 2.2) Учебно-познавательные компетенции (ПК 2.3, ПК 4.1, ПК 4.2) Социально-коммуникативные компетенции (ПК 2.4, ПК 4.3) Компетенции самосовершенствования (ПК 4.4) Освоение компетенций, %

н с в н с в н с в с в

1. + + 66

п. + + 83

Итого: % по группе 58

Оценка уровня освоения компетенций выполняется в процентах. Те виды базовых компетенций, которые могут быть отработаны на уроке, принимаются за 100 %. Каждый вид компетенций оценивается по трем уровням: низкий (н), средний (с), высокий (в). В карте учета результат освоения данной компетенции отмечается значком «+» в графе, соответствующей его уровню. По итогам оценки выставляется средний процент освоения компетенций по каждому студенту и в среднем по группе.

8. Итоги аттестации за месяц (семестра).

На основании карт учета результатов определяется средний процент уровня освоения общих и профессиональных компетенций. На основании принятых критериев оценки проценты переводятся в баллы.

Критерии оценки при освоении компетенций:

- 90-100 % — «5»;

- 70-89 % — «4»;

- 51-69 % — «3»;

- 50 % и менее — «2».

Итоги 1-го семестра 2012/13 уч. года

Группа: Б-2

Уч. дисциплина: «Экономика организации»

Таблица 6

№ Фамилия, инициалы Освоение компетенций, Оценка

студента %

1. 58 3

п. 73 4

Итого: 62 3,3

Поскольку по дисциплине «Экономика организации» в первом семестре не предусмотрена форма промежуточной аттестации, семестровая оценка студентам выставлялась на основании итогов освоения компетенций.

Студенты, выполнившие все практические, самостоятельные и контрольные работы, набрали более 50 % и получили положительную оценку.

Студенты, пропустившие учебные занятия и не выполнившие весь комплект заданий, получили оценку «2»; для ее исправления студенты отрабатывали все задания.

При такой системе оценивания студенту не выгодно пропускать учебные занятия: при

отсутствии в карте учета результатов освоения компетенций у него будет стоять 0 баллов, а присутствуя на уроке, он получит как минимум 2 балла, свидетельствующие о выполнении работы и освоении компетенций, но на низком уровне.

В дополнение к восьми перечисленным документам в портфолио студентов группы можно вложить выполненные студентами дома и на уроках самостоятельные работы, тестовые и контрольные задания, практические работы, пояснительные записки курсовой работы, ведомости итогов защиты курсовой работы, экзаменационную ведомость.

Мы считаем, что использование в учебном процессе такого портфолио упрощает трудный путь по формированию и учету освоения общих и профессиональных компетенций обучающих-

Библиографический список

ся, изучающих учебные дисциплины, позволяет подготовить студента к итоговой государственной аттестации в соответствии с требованиями стандарта нового поколения.

1. Колычева, М. В. Опыт внедрения оценки общих и профессиональных компетенций выпускников на государственной итоговой аттестации [Электронный ресурс] / М. В. Колычева, Е. Г. Татаринова. — Режим доступа: ckpom.portalspo.ru/stat3.php.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет [Текст]. — М., 2010.

3. Темняткина, О. В. Методика разработки Фондов оценочных средств основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС [Электронный ресурс] / О. В. Тем-няткина. — Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-505834.html?page=2

4. Трухановский, С. Б. Формирование компетенций специалиста : Практика, проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / Л. М. Табатадзе. — Режим доступа: ckpom.portalspo.ru/ stat3.php.

УДК 377+001 Т. Ю. Крестьянова, преп. Магнитогорского

технологического колледжа (МТК), Челябинская обл., г. Магнитогорск В. В. Назарова, преп. МТК, Челябинская обл., г. Магнитогорск А. В. Чуриков, преп. МТК, канд. ист. наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: artem_historian@mail.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье рассматривается вопрос об организации работы по созданию условий для научно-исследовательской деятельности учащихся колледжа. Раскрывается роль исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении и обеспечении качественной подготовки специалистов.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, профессиональное образование, личностно ориентированный подход.

Современные социокультурные условия активизируют новые образовательные потребности, отражающие необходимость для личности непрерывного получения и применения знаний, повышения общекультурного уровня, самостоятельного решения возникающих в познании проблем.

В данных обстоятельствах крайне важной является реализация потенциальных возможностей профессиональных образовательных учреждений прежде всего за счет организации для каждого студента самостоятельного познавательного процесса через приобщение к исследовательской деятельности.

В Концепции модернизации российского образования прописана задача создания системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. В современном образовании возрастает ответственность образовательных учреждений за интеллектуальное и творческое развитие учащихся, соответственно, увеличивается и потребность в педагогических технологиях, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них — технология организации исследовательской деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.