исследовательская деятельность
опыт организации научно-исследовательской деятельности обучающихся техникума
А. К. Сиволапова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»
И. И. Крестина, преподаватель
Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.
Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен владеть не только профессиональными, но и общими компетенциями. Важное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме.
Общество требует от системы профессионального образования предоставления образовательных услуг, способствующих формированию ключевых компетенций преимущественно на основе исследовательских умений [1, с. 380]. Формирование большинства таких умений обеспечивается в процессе моделирования научного исследования, реализуется при организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Расширение круга профессиональных и общих компетенций на основе формирования исследовательских умений — одна из ведущих задач профессионального образования, требующая систематического и целенаправленного внедрения методики формирования исследовательских умений студентов, повышения уровня интеллектуально-творческих и логически-эвристических функций познания [2, с. 61].
Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной, исследовательской работе в рамках учебной дисциплины. Вместе с тем НИРС — понятие емкое и многогранное, которое предполагает процесс формирования качеств, навыков, умений научно-исследовательской деятельности у студентов от курса к курсу с учетом особенностей специальности; систему методов, форм и средств формирования данных качеств, навыков, умений; эффективность и результативность процесса НИРС [1, с. 383].
А. К. Сиволапова И. И. Крестина
Научно-исследовательская деятельность студентов в НТЭТ осуществляется по нескольким направлениям:
1) использование в учебном процессе элементов проблемного, проектного обучения;
2) организация и проведение олимпиад и конференций, конкурсов, разработка проектов;
3) внедрение коллективных форм научно-исследовательской деятельности студентов (научно-исследовательские клубы, исследовательские секции в рамках научного студенческого общества).
Участвуя в работе научно-исследовательской секции, студенты знакомятся с методами научного исследования, осуществляют практические исследования, результаты которых представляют на различных конкурсах, конференциях, отрабатывают в процессе практических работ. По итогам работы за год студенты готовят отчетную конференцию, где делятся своими наработками и достижениями с обучающимися других курсов и преподавателями.
Особое место в системе организации научно-исследовательской деятельности студентов занимает оценка ее эффективности. В течение учебного года руководители клубов, секций заполняют ведомость мероприятий, направленных на формирование элементов общих и профессиональных компетенций по специальностям, по которым обучаются студенты-участники. Данная ведомость может быть использована в качестве приложения к портфолио студента на этапе государственной итоговой аттестации, а также позволяет отследить результативность формирования элементов общих и профессиональных компетенций, профессиональных и личностных качеств.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБщЕСТВО» № 1 (52) 2017
27
исследовательская деятельность -
Таблица
Ведомость мероприятий, направленных на формирование элементов общих и профессиональных компетенций, по специальности 21.02.05 (120714) «Земельно-имущественные отношения» на примере научно-исследовательской секции «Исследователь»
Ф. И. О. студента, группа
Меро- Общие компетенции Профессиональные компетенции
приятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6
Неделя специальности + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
«Курение: дань моде или вредная привычка?» + + +
В столбце «мероприятия» указывается название конкурса, конференции и т. п., далее анализируется, элементы каких общих и профессиональных компетенций были использованы студентом при участии в данном мероприятии или формированию каких компетенций способствовало мероприятие.
Так, участвуя в предметных олимпиадах по линии недели специальности студент демонстрирует не только сформированность профессиональных компетенций, но и сформиро-ванность ОК 1 «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес». Таким образом, ставится знак «+» напротив соответствующих ОК и ПК в ведомости. Мероприятие «Курение: дань моде или вредная привычка?», относящееся к циклу социально-гуманитарных дисциплин, позволяет сформировать только элементы общих компетенций.
Посредством вовлечения в научно-исследовательскую деятельность студенты получают возможность по-новому оценить свою будущую профессиональную деятельность, увидеть перспективы развития и самосовершенствования в профессиональном плане, а также сферы применения собственных знаний и идей. Эффективность научно-исследовательской деятельно-
сти студентов во многом зависит от ее организации и управления. Комплексный подход к организации научно-исследовательской деятельности предусматривает систематическую работу по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования.
Таким образом, на протяжении всего периода обучения необходимо системно и целенаправленно включать студентов в разнообразные виды и формы научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный и нравственный потенциал личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи, позволяет молодым людям решать задачи, связанные с самовыражением и саморазвитием.
1. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 380-383.
2. Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном // Школьные технологи. — 2006. — № 4. — С. 61-66.
28
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 1 (52) 2017