Научная статья на тему 'Учет расходов судоходной компании по местам возникновения и центрам ответственности'

Учет расходов судоходной компании по местам возникновения и центрам ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова В. В.

В статье определяется роль управленческого учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности, исследуются дискуссионные вопросы о соотношении терминов «места возникновения затрат» и «центры затрат» в экономической литературе. Автором рассмотрены классификации мест и центров затрат и разработана структура мест возникновения затрат и центров ответственности для судоходной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крайнова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACCOUNT OF EXPENSES OF THE NAVIGABLE COMPANY IN PLACES OF OCCURRENCE AND THE CENTERS OF THE RESPONSIBILITY

In the article the role of the administrative registration in places of occurrence of expenses and the centers of the responsibility is defined, debatable questions on correlation of terms «places of occurrence of expenses» and «the centers of expense » in the economic literature are studied. The author considers classifications of places and the centers of expenses, and develops the structure of places of occurrence of expenses and the centers of the responsibility for the navigable company.

Текст научной работы на тему «Учет расходов судоходной компании по местам возникновения и центрам ответственности»

Вестник В ГА ИТ

раскладывается на два частных отклонения: отклонение по иене и отклонение по количеству. Подробный анализ по статьям в системе бюджетирования изложен в экономической литературе \\,2, 3, 4, 8, 9, 11, 12].

Список литературы

[1] Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. 3-е изд., переработан, и доп / М.С. Абрютина, A.B. Грачев. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. - 272 с.

[2] Аксененко, А.Ф. Методика учета и анализа себестоимости продукции / А.Ф.Аксененко, В В. Новиков, В.И.Сидоров и др.; Под ред. А.Д. Шеремет а. - М.: Финансы и статистика, 1987. - 208 с.

[3] Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд., перераб. / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 288 с.

[4] Бороненкова, С.А. Управленческий анализ: учеб. пособие / С.А. Бороненкова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 381 с.

[5] Бахрушина, М Л. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-ое изд., доп. и пер. / М.А. Бахрушина. - М.: Омега-Jl, 2003. - 528 с.

[6] Друри, К. Введение в управленческий и производственный учет/ К. Друри. пер. с англ. под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 560 е.: ил.

[7] Керимов, В.Э. Управленческий учет: Учебник для Вузов / В.Э. Керимов. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 458 с.

[8] Любушин, И.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / I I.П. Любушин, В.Б. Лещева. В Г. Дьякова, Под ред. проф. Н.П. Любушина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-471 с.

[9] Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебние.-З-с изд., перераб. и доп. / Í .В. Савицкая. — М.: Инфра-М. 2004. — 425 с. — («Высшее оразоьание»).

[10] Слуцкин, М.Л. Управленческий анализ. Учебное пособие / М.Л. Слуцкип. - СПб: Питер, 2002 - 138 с.

[11] Шеремет, А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия / А.Д. Шеремет // Бухгалтерский учет. - 2001. - № 13. - С. 76-78.

[12] Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. 3-е издание перераб. и доп. / А.Д. Шеремет, P.C. Сайфуллин, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 208 с.

OPPORTUNITIES OF USE OF THE BUDGETARY ANALYSIS ON OPERATIONAL ENTERPRISES OF WATER TRANSPORT

V. V. К raj it or a

The opportun ities of the use by the enterprises of the branch of the budgetary analysis with the use of a technique of the multilevel analysis of deviations are considered in the article.

УДК 657

В. В. Крайиова, старший преподаватель, ВГАВТ 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

УЧЕТ РАСХОДОВ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ ПО МЕСТА1М ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В статье определяется роль управленческого учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности, исследуются дискуссионные вопросы о соотношении терминов «места возникновения затрат» и «центры затрат» в экономической литературе. Авторам рассмотрены классификации мест и центров затрат и разработана структура мест возникновения затрат и центров ответственности для судоходной компании

Одной из конечных целей внедрения управленческого учета в судоходных компаниях является снижение транспортных издержек при решении поставленных производственных задач. Затраты на производство продукции, работ, услуг лучше всего контролировать там, где происходит потребление трудовых, материальных и иных видов ресурсов, то есть там' где происходит производственный процесс. При этом значительно повышается роль управленческого учета по местам возникновения затрат, центрам ответственности, центрам затрат. Необходимо отметить, что в настоящее время существуют различные мнения по поводу соотношения терминов места возникновения затрат и центра ответственности, которые можно классифицировать следующим образом (табл. 1).

1 Места возникновения затрат и центры ответственности неравнозначны, места возникновения затрат могут состоять из нескольких центров. Данного мнения придерживаются Ивашкевич В.Б., Палий В.Б., Миненко Б.И., Новодворский В.Д., Стуков С. А., Ластовецкий В.Е. ,Врублевский В.Б., Мишин Ю.А. и др.

2. Черты мест возникновения затрат и центров затрат идентичны, - считают Трусов А.Д... Карпова Т.П., Чумаченко Н.Г.и др.

Некоторые экономисты все внимание уделяют центрам затрат, не выделяя понятия места их возникновения. К ним относятся Каверина О.Д, Кондраков Н.П., Керимов В.Э. и др.

Попытку исторического анализа процесса развития учета затрат с целью правильного соотношения терминов «место возникновения затрат» и «центр затрат» провели в своих работах Палий В.Б., Врублевский В.Б., Мишин Ю.А. В результате данных исследований были сделаны выводы, подтверждающие первую точку зрения о композиции (вложенности) центров затрат в места возникновения затрат.

В большинстве случаев под местом возникновения затрат понимается структурное подразделение предприятия (цех, участок, отдел), которые служат объектом учета, планирования, нормирования издержек производства для контроля, управления и

анализа затрат производственных ресурсов.

При этом, по мнению Палия В.Б., «центры затрат в наиболее общем представлении являются местами, где эти затраты возникают. Но они отличаются от мест возникновения затрат - структурных подразделений: по цели группировки затрат и по характеристике объектов, выступающих признаками такой группировки. В реальных условиях производства места возникновения отличаются от центров затрат четким местом в структуре предприятия, экономической характеристикой и социальным содержанием. Поэтому нет основания для объединения этих двух группировок производственных затрат в одно понятие» [8, С. 101].

В зависимости от последовательности группировки расходов на предприятии следует различать следующие места затрат:

- начальные места возникновения затрат;

- промежуточные места возникновения затрат;

- конечные места возникновения затрат.

«Начальные места возникновения затрат по существу представляют собой центр расходов первую ступень их формирования. Промежуточные места соответствуют более высокой степени обобщения издержек, характерных для подразделении предприятия изготовляющего части готовой продукции или полуфабрикаты. Конечные места расколов охватывают заключительный этап технологического процесса на данном предприятии» [2, С. 157]. „„„„„„„„

С точки зрения содержания деятельности и отношения к изготовлению продукции

производственные места затрат подразделяются на:

- основные;

- вспомогательные;

- сопутствующие

Основные места затрат выпускают продукцию, для изготовления которой ссздано предприятие, вспомогательные - предназначены для производства изделии и услуг;

Вестник БГАВТ

обеспечивающих нужды основного производства, сопутствующие места издержек либо заняты изготовлением продукции из отходов, либо имеют целевое назначение в качестве экспериментальных, опытных, исследовательских производств.

Близким, но не идентичным месту возникновения затрат является понятие центра ответственности. Под центром ответственности в управленческом учете понимается область, сфера, вид деятельности, во главе которых находится ответственное лицо (менеджер), имеющий права и возможности принимать и осуществлять решения. В отличие от места затрат центр ответственности, как правило, более масштабен. Каждый центр ответственности может состоять из нескольких мест затрат и, кроме того, осуществлять расходы, не имеющие четко выраженного места формирования внутри предприятия [2, С. 163].

Таблица /

Соотношение терминов «места возникновения затрат» и «центры затрат» в экономической литературе

Автор [ист ] Места возникновения затрат и центры затрат

Каверина О.Д. [3] Место возникновения затрат - территориально обособленное подразделение организации, где осуществляются затраты. Центр затрат представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты данног о подразделения

Карпова Т.П. [4] Центры возникновения затрат - обособленные структурные подразделения предприятия, в которых можно организовать нормирование, планирование и учет издержек производства в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Палий ВФ [8] Центры затрат в наиболее общем представлении являются местами, где эти затраты возникают. Но они отличаются от мест возникновения затрат - структурных подразделений по цели группировки затрат и по характеристике объектов, выступающих признаками - такой группировки. В реальных условиях производства места возникновения отличаются от центров затрат четким местом в структуре предприятия, экономической характеристикой и социальным содержанием. Поэтому ист основания для объединения этих двух группировок производственных затрат в одно понятие

Кондраков II.П. [6| Центр затрат - любая единица деятельности орг анизации, выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы, в этой единице можно организовать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного 1а расходы Основой выделения центров затрат является сдинсгво выполнения операций и функций и используемого оборудования.

Ивашкевич В.Б. [2] Место затрат является составной чаегыо обшей классификации расходов по их принадлежности к той или иной сфере деятельности предприятия и в буквальном смысле представляет собой часть области издержек, ее составное звено В свою очередь, каждое место расходов состой г из одного или нескольких центров затрат. Месга издержек следует рассматривать как совокупность первичных центров возникновения расходов в сфере производства.

Чумаченко Н.Г. [10] Центр затрат представляет собой первичную ячейку аналогического учета затрат, устанавливаемую для контроля за этими затратами. Центр затрат может совпадать с организационной единицей (цехом, отделом, участком) или же может быть более дробным подразделением этих организационных единиц. Основой выделения центров затрат является единство используемого оборудования, выполнения операций и функций.

Трусов Л.Д. [9] Организационным выражением места образования центров затрат является место возникновения затрат, основание для выделение которого состоит в локализации затрат по административному, технологическому или условному признаку, виду и направлению, согласованному с производственной деятельностью конкретного подразделения и возможностью их раздельного планирования, измерения и учета.

Ластовецкий В.Е. [7] Центры ответственности необходимо определять по тем местам затрат, где возможно не только определить плановое задание и зафиксировать в соответствующих регистрах его выполнение, но и определить отклонение от выполнения производственного задания и от задания по расходованию ресурсов. Исходя из этого, необходимо определять места затрат, соответствующие центрам затрат, на базе которых можно установить центры ответственности.

Врублевский В.Б [1] Поддерживает позицию Палия В.Б.

Значение учета по центрам ответственности легко объясняется с ретроспективной точки зрения. Так, по мнению Керимова В.Э., послевоенный период XX века четко обозначил тенденцию развития крупной промышленности в сторону количественного увеличения масштабов и диверсификации направлений деятельности. Как следствие процесс управления огромными предприятиями усложнился. Отсюда возникла необходимость в децентрализации управления, т. е. распределении полномочий и обязанностей принимать решения между различными уровнями управления [5, С. 71]

При этом Керимов В.Э. указывает на достоинства и недостатки децентрализованной системы управления [5, С. 73]. К достоинствам относятся следующие факторы:

- своевременность решений менеджера нижнего уровня;

- мотивированность действий менеджера нижнего уровня;

- разгрузка высшего руководства, концентрация его внимания на стратегических задачах

- развитие управленческого таланта менеджера;

Недостатки децентрализованной структуры управления:

несогласованность целей организации в целом и отдельного структурного подразделения;

- недостаток информации, по которой менеджеры структурных подразделений могут определить влияние своей деятельности на другие части организации.

Принцип учета по центрам ответственности выдвинул американский ученый Дж. Хиггинс. Обосновывая необходимость организации такой системы учета, в 1952 году он писал, что учет по центрам ответственности - это система бухгалтерского учета которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются в отчетах на определенных уровнях управления. С именем Дж. Хиггинса также связано знаменитое его правило: каждую структурную единицу предприятия обременяют те и только те расходы и доходы, за которые она может отвечать и которые она контролирует [5. С. 76].

Для успешной организации управленческого учета по центрам ответственности в судоходных компаниях необходимо классифицировать их, исходя из:

— объема полномочий и ответственности;

- функций, выполняемых центром.

Дтя эксплуатационных предприятий речного транспорта, исходя из объема полномочий и ответственности, необходимо выделить следующие центры ответственности (рис. I).

Центры ответственности

Центр дохода

Центры ответственности за затраты

Центр ответственности регулируемых затрат

1 г

Центры Центры

прибыли инвестиций

Центр Ответственности произвольных затрат

Рис. I. Классификация центров ответственности

Рассмотрим данные виды центров ответственности более подробно.

Центр дохода (продаж) - подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку. Основными показателями здесь являются объем реализации, структур?, реализации, цена. Данный вид центра ответственности может быть применим, например, к Управлению международных грузовых перевозок, Управлению туристических и пассажирских перевозок, Управлению внутренних грузовых перевозок, отделу продаж и списания флота.

Вестник ВГАВТ

Следует отметить, что в работах большинства ученых любой центр ответственности на предприятии считается центром затрат. При этом исходят из того, что существование того или иного подразделения предприятия невозможно без затрат. Нам представляется, что центром затрат следует считать такой участок, в котором измеримы только затраты, но не результаты деятельности.

Центр затрат - это структурное подразделение предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.

Центры затрат, в свою очередь необходимо подразделять на центры регулируемых и произвольных затрат. Для центра регулируемых затрат устанавливается оптимальное соотношение между затратами и объемом выпуска продукции. Управление затратами таких центров осуществляется с помощью заранее составленных гибких бюджетов. Руководитель центра регулируемых затрат отвечает, прежде всего, за минимизацию затрат на единицу выпуска, а его деятельность оценивается путем сопоставления плановых (нормативных) и фактических затрат на единицу продукции. Примером центра регулируемых затрат является техническое управление, отдел комплексного обслуживания флота, базы технического обслуживания флота.

Для центра произвольных затрат оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности не существует. Руководство организации практически не может повлиять на величину затрат таких центров и принимает ее как заданную величину. Например: бухгалтерия, финансовое управление, управление кадров и др.

Центр прибыли - это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. Менеджер центра контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты. Поэтому для такого центра основным контролируемым показателем устанавливается прибыль. Примером такого центра на эксплуатационных предприятиях являются котельная, транспортный цех, оказывающие услуги сторонним покупателям.

Исходя из правила Хиггинса, изложенного выше, перевод центра ответственности затрат или центра дохода в центр прибыли имеет смысл только в том случае, если, например, менеджер центра ответственности затрат приобретает возможность контролировать не только затраты, но и доходы. Или если, например, менеджер центра дохода получает возможность контролировать и иметь влияние на затраты своего центра ответственности.

Центр инвестиций - это подразделение предприятия, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Целью такого центра является не только получение прибыли, но и достижение рентабельности вложенного капитал, доходности инвестиций и увеличение капитала.

Исходя из выполняемых функций, центры ответственности делятся на основные и вспомогательные. Основные центры ответственности занимаются непосредственным производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг для потребителей. Их затраты напрямую списывают на себестоимость продукции (работ, услуг). Вспомогательные центры ответственности осуществляют обслуживание основных центров ответственности. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам ответственности, а уже потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость продукции, работ, услуг, оказываемых потребителям. Основным центром затрат является техническое управление, отдел комплексного обслуживания флота, базы технического обслуживания флота. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат судна с целью контроля, анализа и управления процессом их использования. Затраты такого центра напрямую списывают на себестоимость перевозок. К вспомогательным центрам относятся отделы по апанированию, по труду и зарплате, маркетингу, административно-хозяйственные службы и т. д.

Также в судоходных компаниях возможно выделить центры ответственности по принципу производственных функций:

- центры ответственности за снабжение. К таким центрам на эксплуатационных предприятиях речного транспорта можно отнести отдел закупок;

- производственные центры ответственности. К производственным центрам ответственности целесообразно отнести базы технического обслуживания флота;

- центры ответственности сбыта. К центрам ответственности сбыта на эксплуатационных предприятиях речного транспорта следует отнести управления перевозок;

- центры ответственности управления. К управленческим центрам ответственности на эксплуатационных предприятиях речного транспорта следует отнести ряд центров согласно организационной структуре администрации: секретариат правления, финансовое управление, управление экономикой, управление кадров и др.;

- обслуживающие центры ответственности. К обслуживающим центрам ответственности на эксплуатационных предприятиях речного транспорта можно отнести котельную, транспортный цех, вспомогательный флот.

Деление предприятия на центры ответственности индивидуально в применении к каждой конкретной организации с учетом отраслевых специфик, особенностей производственного процесса, ассортимента выпускаемой продукции, уровня технической оснащенности, социально-психологических факторов. Нам представляется необходимым выделить следующие основные требования, которые должны соблюдаться при определении центров ответственности в судоходных компаниях:

- за каждый центр ответственности должен отвечать конкретный менеджер.

- выделение центров ответственности должно корреспондировать с организационной и производственной структурой предприятия.

- для каждого центра ответственности необходимо определить базу распределения расходов и показатель, согласно которому будут оцениваться результаты деятельности предприятия.

- исходя из вида центра ответственности, необходимо четко и достаточно подробно установить полномочия и ответственность менеджеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение функций отдельных мест затрат зависят от потребностей управления, отраслевой специфики, масштабов предприятия. Во всех случаях деление предприятия на места затрат должно бьпь увязано с его организационной структурой. Организационную структуру компании можно определить как совокупность линий ответственности внутри организации. Линии ответственности - это линии, показывающие направления движения информации. В этих условиях организационная структура представляет собой пирамиду, где нижние уровни менеджеров подотчетны верхним уровням [5, С. 74].

Для крупных судоходных компаний, имеющих высокий уровень специализации хозяйственной деятельности, наиболее типично планирование и создание мест возникновения затрат на основе функционального признака. Пример организационной структуры эксплуатационного предприятия представлен в табл. 2. Информация, представленная в табл. 2, свидетельствует о том, что структурные подразделения и управления при администрации подчиняются директорам по принадлежности. Например, техническое управление, базы технического обслуживания флота подчиняются техническому директору, а управление туристических и пассажирских перевозок, отдел комплексного обслуживания флота, управление внутренних грузовых перевозок подчиняются директору по эксплуатации. Особенности организационной схемы необходимо повсеместно использовать при построении иерархии мест возникновения затрат и центров ответственности.

Предложенное автором деление судоходной компании на места возникновения затрат и центры ответственности приведено в табл. 3. Данные таблицы характеризуют структуру мест возникновения затрат и центров ответственности как в разрезе структурных подразделений, так и в разрезе балансовых счетов и видов мест возникновения затрат и центров ответственности. Следует отметить, что определенное значение имеет также-кодировка мест возникновения затрат, которая в дальнейшем будет использоваться для организации учета затрат по центрам ответственности.

Таблица 2

Пример организационной структуры судоходной компании

Прссс-служба

Секретариат Правления

Аналитическая группа

Музей пароходства

Генеральный директор. Правление

Контрольно-ревизионное управление

Управление безопасности на флоте

Специальный отдел

Директора , подчиненные генеральному директору

Директор по финансам и экономике Директор по персоналу Директор по фрахтовой работе Директор по эксплуатации Технический директор Директор по административным вопросам Директор по экономической безопасности

Отделы, подчиненные руководству при администрации организации

Финансовое управление Управление кадров Управление международных грузовых перевозок Управление туристических пассажирских перевозок Отдел экологии и пожарной безопасности Правовое управление Управление охраны и экономической безопасности

Управление экономики Управление внутренних грузовых перевозок Отдел охраны труда Хозяйственное управление

Управление бухгалтерского учета Отдел продаж и списания флота Обший отдел

Выплатные пункты

Структурные подразделения и представительства .находящиеся в административном подчинении директора по принадлежности

Отдел комплексного обслуживания флота состоит из Отдел КОФ УВГП Отдел КОФ УТ и ПП Отдел КОФ УМГП Аппарат управления Техническое управление сосплгт из ТУ УВГП ТУУТ н ПП ТУ УМГП Аппарат управления Транспортный отдел

Котельная

Управление материально-технического снабжения*

Управление связи и радионавигации*

Вазы технического обслуживания флота состоят из аппарата управления, транспортных едшпш фяота

♦имеют тот же состав, что и техническое управление.

555 %

К

*

ч

Таблица 3

Пример деления судоходной компании на места возникновения затрат и центры ответственности

Структурное подразделение Код НО Ба-лан со-вый счет Вид организационной единицы (место возникновения затрат, центр ответственности) Наименование места возникновения затрат, центра ответственности

Администрация 26 Центр от! ных затра! )етственностн произволь- г Дирекция (секретариат)

ж • и о 5.Д г Место возникновения затрат Пресс-центр

г га 3 £ = х а. о "1 и 13 н Место возникновения затрат Музей пароходства

1 о се Место возникновения затрат Аналитическая группа

26 центр ответственности произвола пых затрат Управления безопасности на флоте

26 Центр ответственности произвольных затрат Спецотдел

26 Центр ответственности произвольных затрат Контрольно-ревизионное управление

26 Центр ответственности произвольных затрат Финансовое управление

26 Центр ответственности произвольных затрат Управление экономики

26 Центр ответственности произвольных затрат Бухгалтерия

26 Центр ответственности произвольных затрат Выплатные пункты

26 Центр ответственности произвольных затрат Управление кадров

26 Центр ответственности произвольных затрат Правовое управление

26 Центр ответственности произвольных затрат Хозяйственное управление

12 26 Центр ответственности произвольных затрат Общий отдел

26 Центр ответственности произвольных затрат Управление охраны и экономической безопасности

26 Центр ответственности произвольных затрат Отдел экологии и пожарной безопас- ! ностн

26 Центр ответственности произвольных затрат Огдел охраны труда

16 26 Центр дохода Управление международных грузовых перевозок

26 Центр дохода Управление туристических и пассажирских перевозок

18 26 Центр дохода Управление внутренних грузовых перевозок

19 91 Центр ответственности произвольных затрат Огдел продаж и списания флота

Отдел ком- 20 20 Центр отт мых затра ютственности регулируе-г Огдел комплексного обслуживания флота (КОФ)

го об- 20.1 20 е е £ § а ~ Место возникновения затрат КОФ управления внутренних грузовых перевозок

аания 20.2 20 и 3 я 3 1 Ё Место возникновения затрат КОФ управления туристических и пассажирских перевозок

20.3 20 о £ £ б А Ы ^ * = 5 ° Место возникновения затрат КОФ управления международных грузовых перевозок

26. е ч II Место возникновения затрат Администрация управления

Вестник В ГА ВТ

Техническое управление 21 20 Центр о мых затр тветствснносги реп'лнруе ат Техническое управление

о а м место возникновени) затрат 1ехническое управление внутренних грузовых перевозок

8 1 3 з? 8 Ё Место возникновения затрат Техническое управление туристических и пассажирских пепевпшк

= га р 5 с- а 5 с о Н >• ° Место возникновения затрат Техническое управление международных грузовых перевозок

место возникновения затрат Администрация управления

ление ма1ери-ально-технического снабжения Центр о! мых затр гветственности регулируе-тт Управление материально-технического снабжения

и * место возникновения затрат Отдел закупок управления внутренних грузовых перевозок

с а х х место возникновения затрат Отдел закупок управления международных грузовых перевозок

п р §5 Место возникновения затрат Отдел закупок управления туристических и пассажирских перевозок

5 место возникновения I затрат Администрация отдела закупок

ление связи и радионавигации 20 Центр от мых загра ветственностн ретулируе-т Управление связи и радионавигации

Ё = В * о к 3 Место возникновения затрат Управление связи и радионавигации туристических и пассажирских перевозок

Управление св адионавигацин из: Место возникновения затрат V правление связи и радионавигации управления международных грузовых перевозок

Место возникновения затрат Управление связи и радионавигации управления внутренних грузовых | перевозок

о. Место возникновения затрат Администрация

витель-сгва в местах 20 Центр ответственности регулируемых затрат База технического обслуживания флота № 1

Центр ответственности регулируемых затрат База технического обслуживания флота № 2 4 |

ремонта Центр ответственности регулируемых затрат База технического обслуживания фло- [ та Я» 3

Центр ответственности регулируемых затрат База технического обслуживания флота № 4 4 |

Центр ответственности регулируемых затрат База технического обслуживания флота № 5

Центр от мых затрат тственности регулнруе- База технического обслуживания фло-га № 6

Место возникновения затрат Судно

о« Ь 5 * Место возникновения затрат Судно

ЖОП У г = Место возникновения затрат Судно

11 £ X X о К 5 я н ш о — Место возникновения затрат Судно

я * Я * & ? Место возникновения затрат Судно

Обслу- 30 23 е о Место возникновения затрат Судно .

живающие подразделения 31 23 Центр прибыли Транспортный отдел _ Котельная

* подобная структура мест возникновения затрат есть у всех баз технического обслуживания флота.

При этом можно предложить следующие возможности совершенствования учета по центрам ответственности и местам возникновения затрат. Главную функцию речного транспорта - перевозки грузов и пассажиров - выполняет транспортный флот В эксплуатационных расходах расходы по содержанию флота занимают более 90 /о,однако ослаблен учет и контроль за этими расходами. Слабо организован учет этих расходов по местам возникновения - по судам. В практике судоходных компании эксплуатационные расходы учитываются укрупненно - по видам флота- грузопассажирскому, самоходному грузовому сухогрузному, самоходному грузовому наливному, буксирному, несамоходному сухогрузному, несамоходному наливному рейдовому и служебно-вспомогательному.

Создание мест затрат на судах является средством детализации аналитического учета производственных затрат с целью организации текущею контроля и достоверного калькулирования себестоимости продукции.

По нашему мнению, судно должно стать также центром ответственности а именно центром прибыли, так как для судов характерно соизмерение ресурсов на входе и генерируемых доходов на выходе. Перевод судна в центр прибыли позволит оценить экономический эффект функционирования каждой транспортной единицы А при использовании системы директ-костинг появится возможность исчисления маржинального дохода по каждому судну, что позволит определить его вклад в общую прибыль судоходной компании.

На наш взгляд, ответственными лицами по созданным центрам прибьпи - судам -должны стать менеджеры соответствующих управлений перевозок (внутренних грузовых перевозок, международных грузовых перевозок, туристических и пассажирских перевозок). Для этого необходимо каждое судно закрепить за соответствующим менеджером, который будет контролировать и доходы, и расходы судна. Менеджер должен тесно сотрудничать с капитаном, иметь с ним постоянную связь с целью возможности урегулирования возникающих вопросов, например, выяснения необходимости произведения тех или иных расходов.

На сегодняшний день управления перевозок являются центрами ответственности по доходам. Для контроля за расходами со стороны управлений необходимо скорректировать схему документооборота. Расходы судна формируются в различных отделах подразделениях судоходной компании, по этой причине ослаблен контроль за этими расходами. Так, технический отдел акцептует счета за топливо, отдел комплексного обслуживания флота - счета за соответствующие услуги, управление связи и радионавигации - дает согласие на оплату услуг судовой связи, базы технического обслуживания (¡лота начисляют заработную плату плавсоставу, отпускают судам навигационные материалы и т. д. Акцептованные счета и авизо из баз технического обслуживания флота передаются в бухгалтерию, где и собираются общие затраты по видам флота.

Для перевода управлений перевозок из центра дохода в центр прибыли необходимо акцептованные счета, авизо с баз технического обслуживания флота передавать в соответствующие управления, менеджерам судов для дополнительного акцепта с целью контроля за расходами вверенного ему судна.

Для современного уровня и дальнейшего совершенствования организации производства в судоходных компаниях дифференциации учета затрат только по видам флота явно недостаточно. Детализация учета затрат по местам и центрам производственных расходов стала настоятельной потребностью. Организация учета и контроля затрат по местам и центрам позволит активно управлять процессом формирования фактических расходов, создаст предпосылки для повышения ответственности не только за количественные, но и за качественные показатели деятельности подразделений судоходной компании.

Список литературы

[I] Врублевский, Н.Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика / НД Врублевский. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 352 с: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник BfA ВТ

[2] Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов / В Б Ивашкевич -М.: Юристъ, 2003. -618 с.

[3] Каверина, О Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры /О.Д. Каверина - М • Финансы и статистика, 2003. - 350 с.

[4] Карпова, Т.П. Управленческий учет/ Т.П. Карпова.// Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 350 с

[5] Керимов, В.Э. Управленческий учет: Учебник / В.Э. Керимов. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 268 с.

[6] Кондраков. Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие /Н П Кондраков М.А. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 368 с. - (Серия «Высшее образование»),

[7] Ластовсцкий, В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности / В.Е. Ластовецкий. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 163 с.

[8] Палий, В.Ф. Основы калькулирования / В.Ф.Палий. - М: Финансы и статистика, 1987. - 228 с.

[9] Трусов. А Д. Проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в комплексных производствах: Автореф. дис...д-ра эк. наук / А. Д. Трусов. — М„ 1979. - 34 с.

[10] Чумаченко, Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США / Н Г Чумаченко М : Финансы, 1971.-240 с.

THE ACCOUNT OF EXPENSES OF THE NAVIGABLE COMPANY IN PLACES OF OCCURRENCE AND THE CENTERS OF THE

RESPONSIBILITY

V. V. Krajnova

In the article the role of the administrative registration in places of occurrence of expenses and the centers of the responsibility is defined, debatable questions on correlation of terms «places of occurrence of expenses» and «the centers of expense » in the economic literature are studied. The author considers classifications of places and the centers of expenses, and develops the structure of places of occurrence of expenses and the centers of the responsibility for the navigable company.

УДК 658.012.12

В. Н. Щепетова, доцент, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ С СИСТЕМНЫХ ПОЗИЦИЙ

В статье автор излагает свою точку зрения на понятие экономического потенциала предприятия и предлагает основные концептуальные идеи его исследования, рассматривает основные тезы перспективного и ретроспективного его анализа в свете системы сбалансированных показателей.

Экономический потенциал предприятия - это способность предприятия достигать поставленных целей на основе эффективного использования всех имеющихся у предприятия ресурсов в условиях совместного воздействия факторов внутренней и внешней среды. Экономический потенциал - одно из интегративных свойств предприятия. Его исследование следует проводить с системных позиций (т. е. исследовать его, изучая предприятие как сложную динамическую систему открытого типа и учитывая системные взаимосвязи различных аспектов его деятельности). Чтобы система имела определенное интегративное свойство, каждый элемент должен проявлять соответствующие, необходимые для этого, свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.