Научная статья на тему 'УЧЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УЧЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТРУДА / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Михайловна, Волошановская Юлия Эдуардовна, Новиков Петр Николаевич

Объект исследования - взаимосвязь сферы труда и системы образования через профессиональные стандарты и образовательные программы высшего образования (бакалавриат). Предмет - механизмы учета структурных элементов профессиональных стандартов при формировании образовательных программ высшего образования (бакалавриат). Цель - обоснование и уточнение механизмов учета профессиональных стандартов как основы формирования профессиональной составляющей образовательных программ высшего образования в части их содержания и планируемых результатов. Научная новизна исследования состоит в изучении профстандарта как системного объекта, элементы которого являются основой для разработки различных структурных частей образовательных программ; в выявлении степени учета основных структурных элементов профстандарта при формировании профессиональной составляющей программ бакалавриата; в использовании, наряду с системным, процессного похода, рассматривающего разработку образовательных программ на основе профессиональных стандартов как цепочку взаимосвязанных процессов. Отмечены особенности учета положений профстандартов при формировании: перечня задач профессиональной деятельности выпускников; перечня профессиональных компетенций для основных профессиональных образовательных программ высшего образования; индикаторов достижения компетенций; матрицы компетенций. Предложенные научно-методические подходы могут быть использованы при формировании основных профессиональных программ для других уровней высшего образования - специалитета и магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Ольга Михайловна, Волошановская Юлия Эдуардовна, Новиков Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING FOR PROFESSIONAL STANDARDS AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION

The object of the study is the relationship between the sphere of work and the education system through professional standards and educational programs of higher education (Bachelor's degree). The subject of the article is the mechanisms of taking into account the structural elements of professional standards in the formation of educational programs of higher education (Bachelor's degree). The paper aims to substantiate and clarify the mechanisms for taking into account professional standards as the basis for the formation of the professional component of educational programs of higher education in terms of their content and planned results. The novelty consists in studying the professional standard as a system object, the elements of which are the basis for the development of various structural parts of educational programs; in identifying the degree of consideration of the main structural elements of the professional standard in the formation of the professional component of Bachelor's degree programs; in using, along with the system, a process approach that considers the development of educational programs based on professional standards as a chain of interrelated processes. The peculiarities of taking into account the provisions of professional standards in the formation of a list of tasks of professional activity of graduates, a list of professional competencies for the main professional educational programs of higher education, indicators of achievement of competencies, matrix of competencies. The proposed scientific and methodological approaches can be used in the formation of the main professional programs for other levels of higher education - specialist and Master's degree.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-133-148 УДК 331.102.323

УЧЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.М. Зайцева а, Ю.Э. Волошановская ь, П.Н. Новиков с

э' ь' е Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия е Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Объект исследования - взаимосвязь сферы труда и системы образования через профессиональные стандарты и образовательные программы высшего образования (бакалавриат). Предмет - механизмы учета структурных элементов профессиональных стандартов при формировании образовательных программ высшего образования (бакалавриат). Цель - обоснование и уточнение механизмов учета профессиональных стандартов как основы формирования профессиональной составляющей образовательных программ высшего образования в части их содержания и планируемых результатов. Научная новизна исследования состоит в изучении профстандарта как системного объекта, элементы которого являются основой для разработки различных структурных частей образовательных программ; в выявлении степени учета основных структурных элементов профстандарта при формировании профессиональной составляющей программ бакалавриата; в использовании, наряду с системным, процессного похода, рассматривающего разработку образовательных программ на основе профессиональных стандартов как цепочку взаимосвязанных процессов. Отмечены особенности учета положений профстандартов при формировании: перечня задач профессиональной деятельности выпускников; перечня профессиональных компетенций для основных профессиональных образовательных программ высшего образования; индикаторов достижения компетенций; матрицы компетенций. Предложенные научно-методические подходы могут быть использованы при формировании основных профессиональных программ для других уровней высшего образования - специалитета и магистратуры.

Ключевые слова: сфера труда; система профессионального образования; высшее образование; профессиональный стандарт; основная профессиональная образовательная программа; программа бакалавриата.

Для цитирования: Зайцева О.М., Волошановская Ю.Э., Новиков П.Н. Учет профессиональных стандартов как основы формирования образовательных программ высшего образования. Социально-трудовые исследования. 2022;49(4):133-148. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-133-148.

ORIGINAL PAPER

ACCOUNTING FOR PROFESSIONAL STANDARDS AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION

O.M. Zaitseva, Yu.E. Voloshanovskaya, P.N. Novikov

a, b, c All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia c Financial Research Institute of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia

ABSTRACT

The object of the study is the relationship between the sphere of work and the education system through professional standards and educational programs of higher education (Bachelor's degree). The subject of the article is the mechanisms of taking into account the structural elements of professional standards in the formation of educational programs of higher education (Bachelor's degree). The paper aims to substantiate and clarify the mechanisms for taking into account professional standards as the basis for the formation of the professional component of educational programs of higher education in terms of their content and planned results. The novelty consists in studying the professional standard as a system object, the elements of which are the basis for the development of various structural parts of educational programs; in identifying the degree of consideration of the main structural elements of the professional standard in the formation of the professional component of Bachelor's degree programs; in using, along with the system, a process approach that considers the development of educational programs based on professional standards as a chain of interrelated processes. The peculiarities of taking into account the provisions of professional standards in the formation of a list of tasks of professional activity of graduates, a list of professional competencies for the main professional educational programs of higher education, indicators of achievement of competencies, matrix of competencies. The proposed scientific and methodological approaches can be used in the formation of the main professional programs for other levels of higher education - specialist and Master's degree. Keywords: sphere of work; professional education system; higher education; professional standard; basic professional educational program; Bachelor's degree program.

For citation: Zaitseva O.M., Voloshanovskaya Yu.E., Novikov P.N. Accounting of professional standards as the basis for the formation of educational programs of higher education. Social and labor research. 2022;49(4):133-148. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-133-148.

© Зайцева О.М., Волошановская Ю.Э., Новиков П.Н., 2022

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель разработки профессионального стандарта (далее - ПС) - многофункционального нормативного документа, который является важнейшей составной частью НСК и используется в различных сферах - создание объективной основы формирования образовательных программ в части профессиональной компетенции для подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. В ст. 195.1 ТК РФ ПС определен как характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции1.

Использование ПС при создании основных образовательных программ требует от разработчиков понимания логики его построения, знания его структуры, содержания, а также основных терминов и понятий, их корреляции с терминами и понятиями, используемыми в документах, регламентирующих содержание, процесс и результат высшего образования.

ПС содержит характеристику определенного вида профессиональной деятельности (далее -ВПД), конкретизированную в обобщенных трудовых функциях (далее - ОТФ), трудовых функциях (далее - ТФ), трудовых действиях (далее - ТД), требованиях к образованию и обучению, опыту работы, необходимых знаниях (далее - НЗ) и необходимых умениях (далее - НУ). ПС состоит из 4 разделов:

I. Общие сведения:

• наименование ВПД;

• основная цель ВПД;

• группа занятий (коды в структуре общероссийского классификатора занятий (ОКЗ));

• наименование вида экономической деятельности (код в системе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)).

II. Описание ТФ, входящих в ПС (функциональная карта ВПД):

• перечень обобщенных трудовых функций (ОТФ), входящие в состав ВПД;

• перечень ТФ, распределенных по уровням квалификации.

III. Характеристика ОТФ:

• профессиональная деятельность в каждой ОТФ: наименование и происхождение ОТФ, возможные наименования должностей, профессий; минимально допустимые требования к обра-

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).

зованию (обучению) и опыту практической работы; особые условия допуска к работе; особые характеристики; • ТФ к каждой ОТФ: наименование и происхождение ТФ; трудовые действия (ТД), раскрывающие содержание ТФ; умения и знания, необходимые для выполнения ТД. IV. Сведения об организации - разработчике ПС2. Обратим внимание, что профессиональный стандарт построен по следующему принципу: ВПД - это совокупность ОТФ, ОТФ - это совокупность ТФ, ТФ - это система ТД3. В свою очередь совокупность ВПД представляет собой область профессиональной деятельности (далее - ОПД)4.

Образовательные программы высшего образования (в том числе программы бакалавриата) относятся к основным профессиональным образовательным программам (далее ОПОП ВО).

В разделе «Характеристика профессиональной деятельности выпускника в ОПОП ВО, как правило, указываются уровень высшего образования, область профессиональной деятельности (ОПД), объекты профессиональной деятельности, перечень ПС, а также типы задач профессиональной деятельности (типы ЗПД) и ЗПД.

В качестве планируемых результатов освоения образовательной программы ФГОС ВО определены универсальные компетенции (УК), общепрофессиональные компетенции (ОПК), профессиональные компетенции (ПК), а также индикаторы достижения УК, ОПК и ПК.

Следует отметить, что возможности учета профессиональных стандартов при формировании ФГОС ВПО и образовательных программ высшего профессионального образования до принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Закон об образовании) были достаточно подробно описаны в различных научных и методических публикациях с использованием имевшегося в то время понятийно-терминологического аппарата5' 6 [1; 2; 3; 4; 5].

2 См. Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н.

3 См. Методические рекомендация по разработке профессионального стандарта (утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 №170н) [2]

4 Волошина И.А. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие/ И.А. Волошина, О.М. Зайцева, П.Н. Новиков, И.Т. Перова, О.Д. Прянишникова. - М.: Издательство «Перо», 2021.- 52 с.

5 Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ/ И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, П.Н. Новиков, О.Д. Прянишникова. М.: Национальное агентство развития квалификаций РСПП, 2010.

6 Современное российское профессиональное образование: словарь-спра-

вочник: В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Но-

виков — М.: Федеральный институт развития образования, 2010. 24 с.

В соответствии с изменениями в Законе об образовании, внесенными в соответствии с Федеральным законом от 26.05.2021 № 144-ФЗ, «...образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) ...»7.

Это положение детализировано в приказе Минобрнауки России от 8.02.2021 г. № 83 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования - бакалавриат по направлениям подготовки», в котором установлено, что при определении профессиональных компетенций на основе ПС образовательная организация осуществляет выбор ПС, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО8 и/ или иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа реестра ПС (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http:profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов). Из каждого выбранного профессионального стандарта образовательная организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровней квалификации и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично9.

При формировании соответствующих разделов образовательных программ необходимо обратить внимание на нижеуказанные 4 позиции, осложняющие прямое использование формулировок ПС:

1) Создание документов, регламентирующих процесс образования (ОПОП), является одним из направлений использования ПС, поэтому формат и содержание ПС не может точно и полно соответствовать этим документам;

7 Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).

8 В настоящее время перечень профессиональных стандартов в приложении к ФГОС ВО не приводится.

9 Приказ Минобрнауки России от 08.02.2021 г. № 83 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования - бакалавриат по направлениям подготовки».

2) Существует рассогласование понятийного аппарата сферы труда и системы образования, в том числе ввиду разработки нормативных правовых актов разными ведомствами.

3) Перечни профессий, должностей служащих, специальностей, направлений (профилей) подготовки, по которым разрабатывались документы, регламентирующие процесс образования, не совпадают с перечнем ВПД, по которым разрабатываются ПС.

4) Для разработки одной программы может потребоваться использование нескольких ПС, поэтому прямой перенос формулировок из ПС в программы невозможен10' 11 [6; 7; 8; 9; 10].

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА)

Образовательной программе высшего образования может соответствовать несколько ПС, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы. В этом случае из каждого ПС выбирается одна или несколько из описанных в нем ОТФ.

На первом шаге разработки ОПОП ВО рассмотрим формирование перечня ПС по коду ФГОС ВО и ОПД.

Перечень ОПД, являющихся совокупностью ВПД, определен приказом Минтруда России «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»12, (далее - Приказ Минтруда России о реестре).

Согласно п.1.2 Приложения к вышеупомянутому приказу Минобрнауки России об изменениях во ФГОС ВО бакалавриата при формировании образовательных программ на основе ПС организация осуществляет выбор ПС, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра ПС (перечня ВПД), размещенного на специализированном сайте Минтруда России

10 Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Министерством образования и науки РФ 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн).

11 Волошина И.А. Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов/ И.А. Волошина, О.Д. Прянишникова, О.Ф. Клинк, О.М. Зайцева, П.Н. Новиков. - М.: Издательство «Перо», 2020. 28 с.

12 Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».

Таблица 1 / Table 1

Примерное соответствие кодов основных групп ОКЗ и их наименований уровням квалификации и уровням/видам профессионального образования / Approximate correspondence of the codes of the main groups of All-Russian Classifier of Occupations (OKZ) and their names to qualification levels and levels/types of vocational education

Коды основных групп ОКЗ / Codes of the main groups of OKZ Уровень квалификации1 / Level qualifications Наименования основных групп занятий / Names of the main groups of classes Примерный (ориентировочный) уровень / вид профессионального образования / Approximate (approximate) level /type of professional education

1 6-8 Руководители СПО, ВО

2 6-7 Специалисты высшего уровня квалификации ВО

3 4-6 Специалисты среднего уровня квалификации СПО

4 4-5 Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием ПО/СПО

5 3-5 Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности ПО/СПО

6 3-5 Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства ПО/СПО

7 3-4 Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий ПО/СПО

8 2-4 Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители ПО/СПО

Справочно: ПО — профессиональное обучение, СПО — среднее профессиональное образование, ВО — высшее образование. Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

1 Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

«Профессиональные стандарты» который содержит всю необходимую информацию о ПС, включая информацию о направлениях подготовки, специальностях и профессиях из Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) (https://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/ reestr-professionalnykh-standartov/).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию13 (ОКСО) основывается на утверждаемых Минпросвещения России и Минобрнауки России перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Законом об образовании.

Для формирования перечня ПС, соответствующего направленности (профилю) ОПОП ВО, необходимо отфильтровать выпадающий список ПС - в реестре профессиональных необходимо раскрыть раздел «Развернуть», внеся в позицию ОКСО-2016 код нужного ФГОС ВО, в позицию ОПД - код ОПД, выбранный разработчиками в соответствии с профилем/специальностью программы из перечня ОПД, представленного во ФГОС ВО.

При разработке программы рекомендуется проанализировать ПС в сквозных ВПД, относящихся к другим ОПД. Для этого в позицию ОКСО-

13 Принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. № 2007-ст.

2016 вносят код нужного ФГОС ВО и получают список ПС по всем ОПД. При отсутствии возможности формирования перечня ПС с учетом кода ФГОС ВО, необходимо ограничиться формированием перечня ПС только по кодам ОПД.

После определения предварительного перечня ПС разработчикам программы необходимо сформировать итоговый перечень ПС, в который будут помещены только ПС, соответствующие направленности ОПОП ВО. Для этого нужно проанализировать ВПД, а, если этого недостаточно, и основную цель ВПД в разделе I «Общие сведения» каждого ПС.

Рекомендуется обратить внимание, что из названия ВПД в ПС уровень образования работника не всегда очевиден. Это, как правило, относится к названиям ПС, начинающихся со слов «Специалист...» или «Работник.». В этом случае необходимо обратить внимание на коды ОКЗ (хххх х, где первая цифра х - основная группа) в графе «Группа занятий» I раздела ПС.

В ОКЗ используется классификация занятий по десяти основным группам. Коды основных групп и их наименования без учета групп «Военнослужащие» и «Неквалифицированные рабочие» представлены в табл. 1.

Например, при формировании перечня ПС для ОПОП ВО для уровня образования «бакалавриат» следует выбирать только те ПС, которые имеют в графе «Группа занятий» код основной группы 1 или 2. При их отсутствии эти ПС в итоговом перечне (при формировании образовательной программы) не рассматриваются. Так, при со-

ставлении итогового перечня ПС 06.036 «Специалист по обслуживанию телекоммуникаций» для образовательной программы уровня «бакалавриат» не подходит, поскольку содержит коды только основной группы 3 и 7.

В рамках процессного подхода рассмотрим пример последовательных пошаговых действий для составления итогового перечня ПС.

Пример 1. Сформировать итоговый перечень ПС для ОПОП ВО уровня образования «бакалавриат» по направлению подготовки 08.03.01 Строительство по направленности (профилю) «Промышленное и гражданское строительство», выбрав две ОПД из семи имеющихся в соответствующем ФГОС ВО14 [16] (табл. 2).

Таблица 2/ TaЫe 2

10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн

16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

1 шаг - вход в электронный реестр, размещенный на сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» по ссылке.

2 шаг - последовательное внесение в позицию классификатора ОКСО-2016 кода нужного ФГОС, в позицию ОПД - кодов, выбранных разработчиками программы в соответствии с ее направленностью. Начинаем с ОПД 10 «Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн» (табл. 2).

3 шаг - формирование списка ПС, соответствующего ОПД 10 «Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн» (табл. 2).

4 шаг - повторение шага 2 для ОПД 16 «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство» (табл. 2).

5 шаг - формирование списка ПС, соответствующих ОПД 16 «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство» (табл. 2).

6 шаг - формирование перечня ПС, соответствующего направленности образовательной программы.

Из полученных списков 7 ПС, соответствующих ОПД 10, и 27 ПС, соответствующих ОПД 16, оставляют только те, которые соответствуют направленности программы. Для этого анализируют наименование ВПД из раздела I «Общие сведения» каждого ПС. Если информации недостаточно, то дополнительно рассматривают основную цель ВПД из этого же раздела.

14 ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2017 г. № 481 с изм. и доп. от 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г.)

7 шаг - формирование итогового перечня ПС, соответствующего уровню и направленности образовательной программы.

При формировании итогового перечня полученный на предыдущем шаге перечень уточняют по группе занятий раздела I «Общие сведения» каждого ПС из перечня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашем случае для уровня ВО «бакалавриат» код основной группы ОКЗ должен быть 2 или 1 (табл. 1).

Таким образом, в итоговом перечне для ОПОП ВО направленности «Промышленное и гражданское строительство» предлагаются к дальнейшему рассмотрению следующие ПС:

10.003 «Специалист по проектированию уникальных зданий и сооружений», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.10.2021 № 730н;

10.004 «Специалист в области экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.10.2021 № 698н;

10.011 «Специалист в области проектирования мостовых сооружений», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.09.2020 № 613н;

16.025 «Специалист по организации строительства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.10.2021 № 747н;

16.032 «Специалист в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2020 № 760н;

16.034 «Специалист в области обеспечения строительного производства материалами и конструкциями», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2019 № 500н......

(всего 15 ПС из ОПД 10 и ОПД 16).

Для образовательных организаций высшего образования, имеющих право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты самостоятельно, при составлении программ профессионального образования на основании образовательных стандартов (ОС) следует начать с определения ОПД, соответствующих направленности программы в соответствии с приказом Минтруда России о реестре. Далее формирование итогового перечня ПС проводится аналогично рассмотренному в Примере 1.

Рис. 1 / Fig. 1. Структура обобщенной трудовой функции / The structure of the generalized labor function

Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

Обобщенная трудовая функция

Трудовая функция I

Трудовая функция N

УЧЕТ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ Согласно п.1.13 ФГОС ВО при разработке ОПОП ВО образовательная организация предварительно конкретизирует содержание программы в рамках направления подготовки путем ориентации ее на:

• область (области) профессиональной деятельности (ОПД) выпускников;

• тип (типы) задач (типы ЗПД);

• задачи профессиональной деятельности выпускников (ЗПД);

• при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.

Формулирование ЗПД выпускника проходит в 3 этапа:

На 1 этапе происходит формирование перечня ОТФ [11], каждая ОТФ определяется как совокупность связанных между собой ТФ, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе15 (рис. 1).

На начальном этапе формирования перечня ЗПД из итогового перечня ПС последовательно для каждого ПС в функциональной карте ВПД разработчики выбирают одну или несколько ОТФ, содержание которых соответствует профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных ПС для ОТФ уровня квалификации согласно приказу Минтруда России от 12.04.2013 №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (далее - приказ Минтруда России об уровнях квалификации) и

15 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2013 № 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта".

требований раздела «Требования к образованию и обучению», который находится в разделе III ПС «Характеристика ОТФ».

Примерное соответствие уровней квалификации уровням/видам профессионального образования, продиктованное практикой разработки ПС, приведено в табл. 1. Установленные уровни квалификации работников в соответствии с приказом Минтруда России об уровнях квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики ВПД.

Если в ОТФ ПС уровень квалификации указан выше рекомендованного в табл. 1, эта ОТФ также анализируется для определения ЗПД, если требования к образованию и обучению соответствуют уровню/виду образовательной программы.

Важно учесть, что в ОТФ ПС может быть указано требование к работнику о наличии у него практического опыта работы, которого, как правило, нет у выпускника образовательной организации. В то же время ОТФ/ТФ, на которых основаны ЗПД, осваиваемые выпускниками, и, в первую очередь, высших учебных заведений, должны быть более широкими, поэтому разработчикам программы такие ОТФ также рекомендуются к рассмотрению.

На 2-м этапе проводится анализ ОТФ из составленного на предыдущем этапе перечня и формируется перечень ТФ, для которого необходимо выбрать наиболее значимые ТФ в соответствии с направленностью программы, в том числе с требованиями к опыту работы.

На 3-м этапе идет формирование перечня ЗПД в соответствии с общими типами ЗПД выпускника: научно-исследовательским; педагогическим; организационно-управленческим; технологическим; проектным и пр.

Разработчики ФГОС ВО могут использовать и другие типы ЗПД, сформулированные на основе анализа ПС, требований к компетенциям, предъ-

Рис. 2/ Fig. 2. Схема формирования ЗПД на основе ПС / Scheme for the formation of Tasks of Professional Activity (TPA) based on Professional Standards

Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

ХШДЙ®Ж4шшшй

ш* ЙШЖШШЖ ¡шшкашша каа (шгжгййш»)

А Организация производства видов строительных работ 5 Подготовка к производству видов строительных работ А/01.5 5

Оперативное управление производством видов строительных работ А/02.5 5

Контроль качества производства видов строительных работ А/03.5 5

В Организация производства отдельных этапов строительных работ б Подготовка к производству отдельных этапов строительных работ В/01.6 6

Управление производством отдельных этапов строительных работ В/02.6 6

Строительный контроль производства отдельных этапов строительных работ В/03.6 6

Сдача и приемка выполненных отдельных этапов строительных работ В/04.6 6

С Организация строительства объектов капитального строительства 7 Подготовка к строительству объектов капитального строительства С/01.7 7

Управление строительством объектов капитального строительства С/02.7 7

Строительный контроль строительства объектов капитального строительства С/03.7 7

Сдача и приемка объектов капитального строительства, строительство которых закончено С/04.7 7

Рис. 3/ Fig. 3. Описание трудовых функций, входящий в профессиональый стандарт (Функциональная карта вида профессиональной деятельности) / Description of labor functions included in the Professional Standard (Functional map of the type of professional activity)

Источник/Source: Профессиональный стандарт 16.025 «Специалист по организации строительства» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 октября 2021 г. № 747н) / Professional standard 16.025 "Construction organization specialist" (approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 21, 2021, No. 747n).

являемых к выпускникам данного направления подготовки на рынке труда, обобщения зарубежного опыта.

Таким образом, для формирования перечня ЗПД, разработчикам ОПОП ВО необходимо обобщить формулировки ОТФ и ТФ из перечней, полученных на 1 и 2 этапах, в соответствии с типами ЗПД. Сами же ЗПД, как правило, разрабатываются на основе одной или нескольких ТФ, относящихся к одной или нескольким ОТФ (рис. 2).

Пример 2. Сформировать перечень ОТФ и ТФ для ОПОП ВО уровня «бакалавриат» в соответствии с типами ЗПД ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 Строительство16 на примере ПС 16.025 «Специалист по организации

17

строительства»17.

1 шаг - открытие функциональной карты ПС 16.025 (рис. 3).

16 ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2017 г. № 481 с изм. и доп. от 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г.)

17 Профессиональный стандарт 16.025 «Специалист по организации строительства» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 октября 2021 г. № 747н).

Уровни квалификации 5-7 данного ПС соответствуют уровню высшего образования - бакалавриат (табл. 1), поэтому все ОТФ рекомендуются для формирования программы бакалавриата.

2 шаг - анализ ОТФ/ТФ по требованиям к образованию и обучению, а также к опыту работы.

Анализ содержания ОТФ А для формирования перечня ОТФ показал, что она не используется, поскольку опыт практической работы не требуется, но для ее выполнения достаточно среднего профессионального образования и код основной группы ОКЗ 3. Это говорит о том, что данная ОТФ относится к специалистам с СПО (рис. 4).

Для выполнения ОТФ В требуются высшее образование - бакалавриат (2 - код основной группы ОКЗ) и опыт практической работы не менее пяти лет, тем не менее в соответствии с вышеприведенными обоснованиями она рекомендуется к рассмотрению.

В целях последующего формирования перечня ОТФ/ТФ трудовая функция В/01.6 рассматривается (рис. 5 а).

Организация производства отдельных этапов строительных работ_

Код

Оашш X Зшшикаван&ш 244

ЙЕЖШШ®

Кяд аишжш Еяжгвашйвашй 8ЯЖЕ. стандарта

Возможные наименования ПЕЭЙЗЙЙШШДЬЕабот (прораб)

должностей, профессий

Требования к образованию и обучению Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по виду профессиональной деятельности не реже одного раза в пять лет

Требования к опыту практической работы Не менее пяти лет в области строительства, в том числе на инженерных должностях не менее двух лет

Особые условия допуска к работе

Д ругие характеристики -

ДШЗШШШ£льньге хщшкщщстищ

Наименование äSSäJSMä Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ 2142. ШШёйёШ, Нй ШШШВЁКЙМХ £1ШШ1ёЗЬ£1!Х

Рис. 4/ Fig. 4. Обобщенная трудовая функция «Организация производства отдельных этапов строительных работ» / Generalized labor function "Organization of production of individual stages of construction work"

Источник/Source: Профессиональный стандарт 16.025 «Специалист по организации строительства» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 октября 2021 г. № 747н) / Professional standard 16.025 "Construction organization specialist" (approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 21, 2021, No. 747n).

г)

Рис. 5/ Fig. 5. Трудовая функция / Labor function

Источник/Source: Профессиональный стандарт 16.025 «Специалист по организации строительства» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 октября 2021 г. № 747н) / Professional standard 16.025 "Construction organization specialist" (approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 21, 2021, No. 747n).

ТФ В/02.6 не рассматривается, поскольку для осуществления функции управления необходим опыт работы по направлению подготовки, которого у выпускника вуза пока нет (рис. 5 б). Следует обратить внимание, что при формировании ПК рекомендуется использовать НЗ и НУ этой ТФ.

Для последующего формирования перечня

ОТФ/ТФ рассматривается как ТФ В/03.6 (рис. 5 в), так и ТФ В/04.6 (рис. 5 г).

Несмотря на то, что ОТФ С соответствует уровню квалификации 7 (код основной группы ОКЗ 1) и требуется общий трудовой стаж не менее десяти лет, она рекомендуется к рассмотрению для более широкой подготовки выпускников (рис. 6).

Организация строительства объектов капитального строительства_

&8Я

вшвФюиави

Шажжажавша айяйшашаа иаж®я84шяю Ошшш X ЗжиЕН&ааш,®; иишшш 244

профессионального

Возможные наименования Главный инженер проекта Руководитель проекта строительства

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе_

Дшж характеристики

Высшее образование и дополнительное профессиональное образование -программы повышения квалификации по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет_

Общий трудовой стаж в области строительства не менее десяти лет, в том числе на инженерных должностях не менее трех летб_

ЙШШШШШЭНё ЗЙКЙШКШ коа Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

окз 1323. Руководители подразделений (управляющие) в строительстве

Рис. 6/ Fig. 6. Обобщенная трудовая функция «Организация строительства объектов капитального строительства» / Generalized labor function "Organization of construction of capital construction facilities"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник/Source: Профессиональный стандарт 16.025 «Специалист по организации строительства» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 октября 2021 г. № 747н) / Professional standard 16.025 "Construction organization specialist" (approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 21, 2021, No. 747n).

с)

Рис. 7/ Fig. 7. Трудовая функция / Labor function

Источник/Source: Профессиональный стандарт 16.025 «Специалист по организации строительства» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 октября 2021 г. № 747н) / Professional standard 16.025 "Construction organization specialist" (approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 21, 2021, No. 747n).

Для последующего формирования перечня ОТФ/ТФ рассматривается ТФ С/01.7 (рис. 7 а).

Очевидно, что ТФ С/02.7 не подходит, поскольку сразу после завершения обучения выпускник образовательной организации не смо-

жет эффективно осуществлять управленческую деятельность (рис. 7 б).

Для последующего формирования перечня ОТФ/ТФ рассматриваются также ТФ С/03.7 и ТФ С/04.7 (рис. 7 в, 7 г).

в)

Таблица 3/ Table 3

Тип ЗПД / Type of TPA Наименование ОТФ, входящих в итоговый перечень / The name of the GLF included in the final list Уровень квалификации / Qualification leve Наименование ТФ, входящих в итоговый перечень / Name of the LF included in the final list

организационно-управленческий Из ОТФ В «Организация производства отдельных этапов строительных работ» используются ТФ В/01.6, ТФ В/03.6, ТФ В/04.6 6 ТФ В/01.6 Подготовка к производству отдельных этапов строительных работ

ТФ В/03.6 Строительный контроль производства отдельных этапов строительных работ

ТФ В/04.6 Сдача и приемка выполненных отдельных этапов строительных работ

Из ОТФ С «Организация строительства объектов капитального строительства» используется ТФ С/01.7, ТФ С/03.7 ТФ С/04.7 7 ТФ С/01.7 Подготовка к строительству объектов капитального строительства

ТФ С/03.7 «Строительный контроль строительства объектов капитального строительства»

ТФ С/04.7 Сдача и приемка объектов капитального строительства, частей объекта капитального строительства, этапов строительства, реконструкции объектов капитального строительства и приемка выполненных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства

Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

3 шаг - формирование перечней ОТФ и ТФ. В п.1.12 ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 Строительство определено: «В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

• изыскательский;

• проектный;

• технологический;

• организационно-управленческий;

• сервисно-эксплуатационный;

• экспертно-аналитический».

Перечень ОТФ/ТФ ПС 16.025 «Специалист по организации строительства» согласно указанным типам ЗПД представлен в табл. 3.

Аналогично анализируется каждый ПС из итогового перечня (пример 1), а для формулирования ЗПД предварительно составляются перечни ОТФ и ТФ по всем типам ЗПД.

Пример 3. Сформулировать ЗПД по типу «проектный» для ОПОП ВО уровня образования «бакалавриат» по направлению подготовки 08.03.01 Строительство по направленности (профилю) «Промышленное и гражданское строительство».

1 шаг - формирование в табличном виде (табл. 4) перечней ОТФ и ТФ по типу ЗПД «проектный» из итогового перечня ПС, приведенного в примере 1.

Аналогично предоставляются позиции по другим ПС итогового перечня с указанием, из каких ОТФ используются все ТФ, а из каких только отдельные ТФ.

2 шаг - формулирование ЗПД, соответствующих проектному типу.

На основе перечней ОТФ/ТФ, представленных в табл. 4, формулируем ЗПД для ОПОП ВО

уровня образования «бакалавриат» по направлению подготовки 08.03.01 Строительство по направленности (профилю) «Промышленное и гражданское строительство». ЗПД может быть сформулирована на основе перечня ОТФ/ТФ как одного, так и нескольких ПС (табл. 5).

УЧЕТ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ При формировании профкомпетенций для основных профессиональных образовательных программ высшего образования необходимо учитывать упомянутые ранее различия терминологии в ПС и ФГОС. В ПС описывается деятельность с помощью терминов ВПД, ОТФ, ТФ, ТД. В образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, необходимые для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, а в качестве ключевого используется термин «компетенция». Наиболее распространенным в высшей школе является следующее определение компетенции выпускника образовательной организации: комбинация знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности18.

Совокупность компетенций, установленных ОПОП ВО, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области про-

18 Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Министерством образования и науки РФ 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн).

Таблица 4/ Table 4 (фрагмент)

Код и наименование ПС / Code and name of the PS Проектный тип ЗПД / Project type of POA

Наименование ОТФ, входящих в итоговый перечень / Name of the GLF included in the final list Уровень квалификации / Qualification leve НаименованиеТФ, входящих в итоговый перечень / Names of LFs included in the final list

10.003 «Специалист по проектированию уникальных зданий и сооружений» Из ОТФ А «Разработка проектной и рабочей документации на объекты капитального строительства, относящиеся к категории уникальных» используются все ТФ А 6 ТФ А/01.6 Выполнение расчета строительных конструкций и оснований объектов капитального строительства, относящихся к категории уникальных

ТФ A/02.6 Разработка проектной документации на объекты капитального строительства, относящиеся к категории уникальных

ТФ A/03.6 Разработка рабочей документации на объекты капитального строительства, относящиеся к категории уникальных

ТФ А/04.6 Формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства, относящегося к категории уникальных

Из ОТФ В «Техническое руководство процессами разработки проектной документации на объекты капитального строительства, относящиеся к категории уникальных, и осуществление авторского надзора» используется только ТФ В/01.7, ТФ В/02.7, ТФ В/04.7 7 ТФ В/01.7 Разработка концепции конструктивной схемы и основных проектно-технологических решений объекта капитального строительства, относящегося к категории уникальных

ТФ В/02.7 Формирование задания на проектирование и контроль разработки проектной и рабочей документации на объекты капитального строительства, относящиеся к категории уникальных

ТФ В/04.7 Осуществление авторского надзора за строительством объекта капитального строительства, относящегося к категории уникальных

10.011 «Специалист в области проектирования мостовых сооружений» Из ОТФ А «Выполнение работ по подготовке проектной продукции по отдельным узлам и элементам мостовых сооружений» используются все ТФ А 6 ТФ А/01.6 Выполнение расчетной части проектной документации на отдельные узлы и элементы мостовых сооружений

ТФ А/02.6 Выполнение графической и (или) текстовой части проектной документации на отдельные узлы и элементы мостовых сооружений

Из ОТФ В «Выполнение работ по подготовке проектной продукции по мостовым сооружениям в целом» используются все ТФ В 6 ТФ В/01.6 Выполнение расчетной части проектной документации на мостовые сооружения в целом

ТФ В/02.6 Выполнение графической и (или) текстовой части проектной документации на мостовые сооружения в целом

Из ОТФ С «Руководство деятельностью работников или группы работников в составе подразделения по подготовке проектной документации на мостовые сооружения» используется только ТФ С/01.6 6 ТФ С/01.6 Обеспечение процесса подготовки проектной документации на мостовые сооружения необходимыми исходными данными

Из ОТФ D «Инженерно-техническое сопровождение подготовки проектной документации на мостовые сооружения» используется только ТФ D/02.6 6 ТФ D/02.6 Информационно-методическое обеспечение подготовки проектной продукции на мостовые сооружения

Из ОТФ Е «Руководство деятельностью подразделения по подготовке проектной документации на мостовые сооружения» используется только ТФ Е/02.7 7 ТФ Е/02.7 Осуществление авторского надзора при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции мостовых сооружений

Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

Таблица 5/ Table 5

Тип ЗПД / TPA type Код и наименование ПС / PS code and name Формулировки ЗПД / TPA description

Проектный 10.015 «Специалист по организации архитектурно-строительного проектирования» Согласование с заказчиком состава исходно-разрешительной документации и подготовка организационно-распорядительной документации на проектирование объекта капитального строительства

10.003 «Специалист по проектированию уникальных зданий и сооружений» Формирование задания на проектирование, разработка информационной модели, концепции конструктивной схемы объекта капитального строительства с учетом требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений Выполнение расчетной, текстовой и графической частей проектной документации, осуществление авторского надзора за соблюдением утвержденных проектных решений

10.011 «Специалист в области проектирования мостовых сооружений»

16.110 «Специалист по подготовке проекта обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений»

16.126 «Специалист по проектированию металлических конструкций зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения»

16.127 «Специалист по проектированию подземных инженерных коммуникаций с применением бестраншейных технологий»

16.130 «Специалист по проектированию строительных конструкций из металлических тонкостенных профилей»

16.131 «Специалист в области механики грунтов, геотехники и фундамен-тостроения»

Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

фессиональной деятельности; решать задачи профдеятельности не менее, чем одного типа.

Результатами освоения ОПОП ВО являются следующие компетенции:

• УК - базовые «грамотности» и навыки XXI века. Перечень УК, отражающих общее развитие, помещен в действующих ФГОС/ОС.

• ОПК - готовность к «выходу» в профессию. Перечень ОПК также содержится во ФГОС/ОС и разработчикам программ ВО необходимо только дополнить их формулировки в соответствии с профилем/специальностью программы.

• ПК - инструментальные и предметные умения, знания, готовность решать задачи определенного типа и ответственности (для ФГОС, утвержденных после 2017 г.) (рис. 8). Для учета положений ПС технических видов деятельности рекомендуется использовать типовые модули необходимых знаний и умений в области информационных технологий, разработанные ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России19.

При формировании перечня ПК в образовательной программе необходимо проанализировать необходимые умения (НУ) и знания (НЗ) в перечне ТФ, а также сформулировать ПК в соответствии с ЗПД выпускников. Языковый маркер ПК — прилагательное «способен».

Пример 4. Сформировать ПК для ОПОП ВО по направлению 08.03.01 Строительство по направленности (профилю) «Промышленное и гражданское строительство» для проектного типа задач.

Для формирования ПК рекомендуется использовать табл. 5, полученную в примере 3, а также формулировки НУ и НЗ из перечня ТФ. Формулировки ПК представлены в таблице 6.

УЧЕТ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИКАТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ Матрица компетенций, показывающая освоение компетенций при помощи набора учебных дисциплин, останется формальностью без отражения в ней индикаторов их достижения.

Согласно п.3.7 ФГОС ВО образовательная организация устанавливает в программе индикаторы достижения компетенций (ИДК) -обобщенные характеристики, уточняющие и

19 https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/sprav-

ochno-informatsionnyy-blok/metodicheskie-materialy/

Рис. 8 / Fig. 8. Схема формирования профессиональных компетенций и индикаторов достижения компетенций для ОПОП ВО на основе ПС / Scheme for the formation of professional competencies and indicators of achievement of competencies for MPED HE based on PS

Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

раскрывающие сущность компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником в результате освоения этой компетенции. Важно подчеркнуть, что ИДК должны раскрывать ТД, должны быть сопоставимы с ТФ и измеряемы с помощью средств, доступных в образовательном процессе (рис. 8).

Языковый маркер - глаголы «применяет», «проводит», «готовит», «обслуживает», «решает», «выбирает», «анализирует» и пр. На практике рекомендуется первым индикатором показывать знаниевую составляющую компетенции, вторым - аналитическую, третьим - практическую (ответ на вопрос: что делает выпускник на основе знаний и анализа?). Оптимально, чтобы число индикаторов было 3-6. В связи с этим нецелесообразно формулировки ПК делать функционально емкими, лучше сделать несколько ПК по одной ТФ, но чтобы индикаторов было немного и они были структурированы.

Пример 5. Сформулировать ИДК, соответствующие ПК проектного типа задач для ОПОП ВО по направлению 08.03.01 Строительство по направленности (профилю) «Промышленное и гражданское строительство».

На основе ТД из перечня ТФ для каждой ПК разработчики программы формулируют ИДК, что представлено в табл. 7.

УЧЕТ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТРИЦЫ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержание и продолжительность обучения определяются конкретной ОПОП ВО, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Таблица 6/ Table 6

Тип ЗПД / TPA type ЗПД / TPA ПК / PC

проектный Формирование и согласование с заказчиком перечня и состава исходно-разрешительной документации на проектирование зданий (сооружений) ПК-1. Способен формировать исходно-разрешительную документацию на проектирование зданий (сооружений) для согласования с заказчиком

ПК-2 Способен выполнять проектные работы по архитектурно - строительному проектированию зданий (сооружений) промышленного и гражданского назначения и проводить инженерно-техническое сопровождение ПК-3. Способен обосновать проектную информационную модель здания (сооружения) либо его части

Выполнение и инженерно-техническое сопровождение проектных работ при соблюдении требований энергетической эффективности зданий (сооружений)

Формирование и расчетный анализ проектной информационной модели для конструктивной надежности и безопасности зданий (сооружений)

Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

Таблица 7/ Table 7

ПК / PC Код ПК / PC code ИДК / CAI

ПК-1. Способен формировать перечень и состав исходно-разрешительной документации и готовить организационно-распорядительную документацию на проектирование объекта капитального строительства для согласования с заказчиком ПК-1.1 Знает состав исходно-разрешительной документации на проектирование объекта капитального строительства

ПК-1.2 Знает состав организационно-распорядительной документации на проектирование объекта капитального строительства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПК-1.3 Анализирует исходные материалы в соответствии с требованиями заказчика

ПК-1.4 Готовит исходную информацию для проектирования здания (сооружения) промышленного и гражданского назначения

ПК-1.5 Готовит нормативно-технические документы, устанавливающие требования к зданиям (сооружениям) промышленного и гражданского назначения

ПК-2. Способен сформировать задание на проектирование, разработать информационную модель, обосновать концепцию расчетной схемы объекта капитального строительства с учетом его энергоэффективности ПК-2.1 Знает основные параметры объемно-планировочного решения здания (сооружения) промышленного и гражданского назначения в соответствии с нормативно-техническими документами, с учетом требований норм для маломобильных групп населения

ПК-2.2 Знает варианты конструктивного решения здания (сооружения), основные параметры строительных конструкций

ПК-2.3 Знает требования энергетической эффективности зданий, строений и сооружений

ПК-2.4 Анализирует исходно-разрешительную документацию для подготовки технического задания на разработку раздела проектной документации здания (сооружения) промышленного и гражданского назначения

ПК-2.5 Анализирует исходную информацию для выбора методики расчётного обоснования проектного решения информационной модели, выбирает параметры расчетной схемы здания (сооружения), строительных конструкций

ПК-2.6 Разрабатывает и обосновывает информационную модель, вариант конструктивного решения, назначает основные параметры расчетной схемы, корректирует их по результатам расчетного обоснования в соответствии с техническим заданием на проектирование объекта капитального строительства с учетом требований энергетической эффективности

ПК-3. Способен выполнять проектные работы по архитектурно - строительному проектированию объекта капитального строительства промышленного и гражданского назначения и проводить инженерно-техническое сопровождение этих работ ПК-3.1 Знает состав, содержание и требования к проектной документации для архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства

ПК-3.2 Анализирует утвержденную информационную модель, конструктивную схему

ПК-3.3 Осуществляет сбор нагрузок на здание (сооружение), строительные конструкции

ПК-3.4 Выполняет расчет здания (сооружения), строительных конструкций по первой, второй группам предельных состояний

ПК-3.5 Конструирует элементы строительных конструкций, выполняет рабочие чертежи

ПК-3.6 Оформляет текстовую и графическую часть проекта объекта капитального строительства промышленного и гражданского назначения

Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

При детализации структуры и содержания ОПОП ВО образовательная организация самостоятельно определяет набор дисциплин (модулей) и формирует матрицу компетенций в части определения и уточнения перечня дисциплин, изучаемых в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (в том числе дисциплин (модулей) по выбору), а также при выборе названия и содержания практик.

В соответствии с Законом об образовании при реализации программ ВО, ориентированных на

освоение профессиональной квалификации, может использоваться как модульно-компетент-ностный, так и иной подход к формированию структуры образовательной программы.

Блок 1 «Дисциплины (модули)», как правило, состоит:

• из дисциплин обязательной части (Б1.О.1,2...);

• части, формируемой участниками образовательных отношений (Б1.В.01, 02..);

• дисциплин (модулей) по выбору (Б1.В.ДВ.01.01, 01.02,....Б1.В.ДВ.02.01, 02.02.....).

При разработке Блока 2 «Практика» необходи-

Таблица 8/ Table 8 (фрагмент)

Код и наименование компетенции / Code and name of the competence Наименование дисциплины (практики) / Name of the discipline (practice) Семестр, завершающий формирование компетенции (или ее части) / The semester that completes the formation of competence (or part of it)

ПК-3. Б1.0.12.01 Инженерная и компьютерная графика 1

Б1.О.16 Инженерная геология 3

Способен выполнять проектные работы по архитектурно - строительному проектированию объекта капитального строительства промышленно- Б1.О.17 Инженерная геодезия 2

Б1.О.22 Основы водоснабжения и водоотведения 4

Б1.О.23 Основы теплогазоснабжения и вентиляции 5

го и гражданского назначения и проводить инженерно- Б1.О.24 Электротехника и электроснабжение 3

техническое сопровождение этих работ Б1.О.14 Теоретическая механика 3

Б1.В.06 Основания и фундаменты зданий и сооружений 6

Б1.В.02 Сопротивление материалов 5

Б1.О.15 Механика жидкости и газа 3

Б1.В.05 Строительная механика 6

Б1.В.15 Основы расчетных предельных состояний строительных конструкций 6

Б1.В.07 Железобетонные и каменные конструкции 8

Б1.В.08 Металлические конструкции 8

Б1.В.09 Конструкции из дерева и пластмасс 8

Б1.В.ДВ.04.03 Проектирование конструкций под аддитивное производство 7

Б1.В.ДВ.04.04 Применение численных методов в задачах динамики и устойчивости сооружений 7

Б1.В.ДВ.04.06 Проектирование зданий и сооружений при экстремальных условиях природного техногенного характера 7

Б1.В.ДВ.05.04 Основы теории сейсмостойкости зданий и сооружений 9

Б1.В.ДВ.06.01 Применение численных методов в задачах статики сооружений 9

Б1.В.ДВ.06.02 Методы проектирования зданий и сооружений 7

Б1.В.ДВ.06.03 Методы проектирования железобетонных и каменных конструкций 7

Б1.В.ДВ.06.04 Методы проектирования металлических и деревянных конструкций 7

Б1.В.ДВ.07.02 Спецкурс по проектированию железобетонных и каменных конструкций 9

Б1.В.ДВ.07.04 Спецкурс по проектированию металлических и деревянных конструкций 9

Б2.О.01(У) Учебная практика, изыскательская 2

Б2.В.03(П) Производственная практика, проектная 6

Б2.В.04(Пд) Производственная преддипломная практика 9

Источник/Source: Составлено авторами / Compiled by the authors.

мо выбрать не менее одного типа учебной (У) и производственной (П) практик из соответствующих типов практик, указанных во ФГОС ВО. Блок 2 делится на 2 части:

• обязательную часть, необходимую для формирования ОПК, которая содержит учебную практику;

• вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений, которая состоит из трех видов практики - учебной, производственной и преддипломной. Опыт показывает, что именно вариативная часть

обеспечивает профилизацию/специализа-цию программы, поэтому в ней, в основном, и формируются ПК.

Освоение программ ВО завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА), которая является обязательной. На этом шаге разработчикам образовательной программы рекомендуется создание таблицы матрицы компетенций, отражающей взаимосвязь кода и наименования компетенции и/или ИДК и наименования дисциплины (практики) и семестра, завершающего формирование компетенции (или ее части).

Согласно п.1.1,б Приложения к Приказу Ми-нобрнауки России об изменениях во ФГОС бакалавриата дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование ПК, определяемых образовательной организацией самостоятельно, могут включаться в обязательную часть программы бакалавриата и (или) в часть, формируемую участниками образовательных отношений20.

Пример 6. Сформировать по направленности (профилю) ОПОП ВО «бакалавриат» «Промышленное и гражданское строительство» фрагмент таблицы матрицы компетенций, соответствующий проектному типу задач, поставив в соответствие профессиональным компетенциям, сформированным с учетом положений ПС, наименования дисциплин учебного плана. Использовать материалы табл. 7 Примера 5.

Одна из возможных форм матрицы компетенций представлена в табл. 8.

Аналогично формируется матрица компетенций по отношению к ПК-1, ПК-2 и т.д.

ВЫВОДЫ

Современный формат взаимодействия сферы труда и системы образования через профессиональные стандарты и образовательные програм-

20 Приказ Минобрнауки России от 08.02.2021 г. № 83 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования - бакалавриат по направлениям подготовки».

мы высшего образования является эффективным механизмом соуправления качеством подготовки выпускников.

В результате исследования уточнен понятийно-терминологический аппарат в части сопоставления и сопряжения структурных элементов профессиональных стандартов и образовательных программ высшего образования.

Показаны возможности использования основных элементов профессиональных стандартов (ВПД, ОТФ, ТФ, НУ, НЗ) при формировании соответствующих структурных частей ОПОП ВО. Поэлементное рассмотрение профстандартов как системных объектов позволило на конкретных примерах путем последовательных пошаговых действий обосновать механизмы и степень их учета при разработке программ бакалавриата в части профессиональных компетенций.

Полученные и обоснованные в результате исследования научно-методические подходы, раскрывающие механизм учета положений профессиональных стандартов при разработке программ бакалавриата, могут быть использованы образовательными организациями высшего образования, федеральными учебно-методическими объединениями в системе высшего образования, советами по профессиональным квалификациям.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Новиков П. Н. Подходы к взаимодействию сферы труда и системы профессионального образования на основе профессиональных стандартов: исторический аспект// Актуальные вопросы современной экономики. 2022;(1).

2. Волошина И. А., Новиков П. Н. Из истории развития профессиональных стандартов в России// Актуальные вопросы современной экономики. 2022;(12).

3. Машукова Н. Д. Формирование профессиональных стандартов и их сопряженность с образовательными стандартами/ Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М.: ИПР СПО, 2002; 97-103.

4. Есенина Е. Ю. Развитие и формирование современной понятийно-терминологической системы профессионального образования России: монография. Ростов н/Д.: иПо ПИ ЮФУ, 2013.

5. Берган С. Квалификация - осмысление понятия. М.: Аванглион - Принт., 2013; 348 с.

6. Новиков П. Н. Национальная система квалификаций: проблемы понятийного аппарата (квалификация) // Актуальные вопросы современной экономики. 2018;(6).

7. Моисеев А. В., Маштакеева Д. К., Новиков П. Н. Формирование и развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка// Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016;(2).

8. Мурычев А. В., Новиков П. Н., Нурмухаметов Р. К. Профессиональные стандарты деятельности специалистов финансового рынка в контексте развития цифровой экономики// Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018;(2).

9. Жидков А. А. Переход на ФГОС ВО 3++: как корректировать ОПОП с учётом профессиональных стандартов: https://knastu. ru/media/files/page_files/teachers/Prezentatsiya_Zhidkov_A.A.pdf

10. Зайцева О. М., Новиков П.Н. Национальная система квалификаций: проблемы понятийного аппарата (компетенции)// Актуальные вопросы современной экономики, 2019;(2).

11. Розенберг Н. В. Формирование компетентностной модели выпускника по фгос 3++: https://metsov.pnzgu.ru/files/metsov. pnzgu.ru/2018_2019/24_01_2019/form_komp_mod_2.pdf .

REFERENCES

1. Novikov P.N. Approaches to the interaction of the sphere of labor and the system of vocational education based on professional standards: A historical aspect. Topical Issues of Modern Economics. 2022;(1). (In Russ.).

2. Voloshina I.A., Novikov P.N. From the history of the development of professional standards in Russia. Current Issues of the Modern Economy. 2022;(12). (In Russ.).

3. Mashukova N.D. Formation of professional standards and their connection with educational standards. Professional Education and Formation of a Specialist's Personality. Moscow: IPR SPO; 2002. p.97-103. (In Russ.).

4. Yesenina E.Yu. Development and formation of the modern conceptual and terminological system of professional education in Russia: Monograph. Rostov n/A: IPO PI SFU. 2013. (In Russ.).

5. Bergan S. Qualification — understanding the concept. M.: Avanglion — Print. 2013. 348 p.

6. Novikov P.N. National qualifications system: problems of conceptual apparatus (qualification). Current issues of the modern economy. 2018;(6). (In Russ.)..

7. Moiseev A.V., Mashtakeeva D.K., Novikov P.N. Formation and development of the system of professional qualifications of the financial market. Research Financial Institute. Financial journal. 2016;(2). (In Russ.).

8. Murychev A.V., Novikov P.N., Nurmukhametov R.K. Professional standards of financial market specialists in the context of digital economy development. Scientific Research Financial Institute. Financial Journal. 2018;(2). (In Russ.).

9. Zhidkov A.A. Transition to FGOS in 3++: How to adjust OPOP taking into account professional standards. URL: https://knastu.ru/ media/ files/page_files/teachers/Prezentatsiya_Zhidkov_A.A..pdf

10. Zaitseva O.M., Novikov P.N. National system of qualifications: problems of conceptual apparatus (competence). Topical Issues of Modern Economics. 2019;(2).

11. Rosenberg N.V. Formation of a graduate's competence model according to FGOS 3++. URL: https://metsov.pnzgu.ru/files/metsov. pnzgu. ru/2018_2019/24_01_2019/form_komp_mod_2.pdf..

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ольга Михайловна Зайцева - кандидат социологических наук, руководитель Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Ol'ga M. Zaitseva - Cand. Sci. (Sociol.), Head of the Center for the Development of Professional Qualifications,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-4886-6693

olzaytseva@vcot.info

Юлия Эдуардовна Волошановская - кандидат технических наук, эксперт Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Yuliya E. Voloshanovskaya - Cand. Sci. (Tech.), expert of the Center for the Development of Professional Qualifications, All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-8437-4565 yuv407@vcot.info

Петр Николаевич Новиков - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России; главный научный сотрудник Центра методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия

Petr N. Novikov - Dr. Sci. (Pedagog.), Professor, Senior Researcher at the Center for the Development of Professional Qualifications, All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of Russia; Chief Researcher at the Center for Accounting Methodology, Research Financial Institute of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-5299-181X novikov_vgna@hotmail.com

ЗАЯВЛЕННЫЙ ВКЛАД АВТОРОВ Зайцева О. М. - научное руководство исследованием, определение цели исследования, формирование выводов исследования. Волошановская Ю. Э. - подготовка общей концепции исследования, анализ научной, методической литературы, нормативных правовых актов, практическая интерпретация и конкретизация полученных результатов

Новиков П. Н. - обоснование теоретико-методологических положений, использование системного и процессного подходов в исследовании, содержательный анализ полученных результатов.

AUTHORS' DECLARED CONTRIBUTIONS Zaitseva O. M. - supervised the research, defined the aim of the study, and wrote the conclusions of the study. Voloshanovskaya Yu. E. - developed the conceptual framework of the study; analysis of scientific, methodological literature, regulatory legal acts; practical interpretation and specification of the research results.

Novikov P. N. - substantiated the theoretical and methodological provisions, applied system and process approaches to the research, performed a substantive analysis of the results.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 23.10.2022; после рецензирования 27.10.2022, принята к публикации 28.10.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 23.10.2022; revised on 27.10.2022 and accepted for publication on 28.10.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.