педагогические науки
Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
УДК 37.05.3
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0051
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: ОТ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДО ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»)
© 2020
SPIN-код: 3724-4005
AuthorlD: 668735
Полевая Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы
SPIN-код: 3302-7859
AuthorlD: 759386
Ситникова Виктория Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, улица Институтская, 26/1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Переход на новые образовательные стандарты (ФГОС ВО 3++), ориентированные на учет потребностей рынка труда, поставил перед образовательными организациями следующие задачи: разработку и корректировку основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) с учетом рекомендуемых примерных основных образовательных программ (ПООП); формирование перечня профессиональных компетенций (ПК) и разработку механизма проверки сформированности компетенций. Решение выше указанных задач осложняет ряд проблем: несовершенство нормативной базы высшей школы и методических рекомендаций, связанных с внедрением новых стандартов; несовершенство предлагаемых ПООП, а в отдельных случаях их отсутствием по некоторым направлениям подготовки; гармонизация и сопряжение ФГОС ВО 3++ и профстандартов при формировании перечня ПК для ОПОП. Особого внимания заслуживает проблема оценки эффективности профессиональной подготовки выпускников вуза, которая обусловлена необходимостью приведения в соответствие критериев, показателей и индикаторов достижения компетенций на различных этапах их формирования. Указанные проблемы свидетельствуют о том, что система высшего образования не может оставаться статичной, она должна быть высоко мобильной и своевременно реагировать на изменения, происходящие в нашей жизни. В связи с этим, авторами предпринята попытка научного обоснования механизма формирования профессиональной компетенции. Для иллюстрации указанного механизма авторы выбрали профессиональную компетенцию, реализуемую по направлению подготовки «Социальная работа» от разработки образовательной программы до проверки сформированности компетенции.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, образовательные программы, механизм проверки сформированности компетенций, профессиональная подготовка, направление подготовки «Социальная работа».
THE MECHANISM OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE FROM THE DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL PROGRAM TO CHECK THE FORMATION OF COMPETENCE (FOR EXAMPLE, THE DIRECTION OF TRAINING «SOCIAL WORK»)
© 2020
Polevaya Natalia Mihailovna, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of social work Sitnikova Viktoria Vladimirovna, PhD in Sociological Sciences, associate Professor of social work Amur State University (675027, Russia, Blagoveshensk, streetInstitutskaya,26/1, e-mail: [email protected])
Abstract. The transition to new educational standards (FGOS VO 3++), focused on the needs of the labor market, has set educational organizations the following tasks: the development and adjustment of basic professional educational programs (OPOP), taking into account the recommended sample basic educational programs ^pOp); the formation of a list of professional competencies (PC) and the development of a mechanism for checking the formation of competencies. The solution of the above tasks is complicated by a number of problems: the imperfection of the higher school regulatory framework and methodological recommendations related to the introduction of new standards; the imperfection of the proposed POOP, and in some cases their absence in some areas of training; the harmonization and integration of the FSES in 3++ and professional standards in the formation of the list of PCs for OPOP. Special attention should be paid to the problem of evaluating the effectiveness of professional training of University graduates, which is due to the need to align the criteria, indicators and indicators of achieving competencies at various stages of their formation. These problems indicate that the higher education system cannot remain static, it must be highly mobile and respond in a timely manner to changes in our lives. In this regard, the authors attempt to scientifically substantiate the mechanism of formation of professional competence. To illustrate this mechanism, the authors chose a professional competence implemented in the field of training «Social work» from the development of an educational program to the verification of the formation of competence.
Keywords: professional competencies, educational programs, the mechanism for checking the formation of competencies, professional training, the direction of training «Social work».
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ввод в действие образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++) закрепил компетентностный подход в качестве основного вектора развития профессионального образования [1,2]. Сформированность компетенций, предусмотренных ФГОС ВО 3++, ОПОП и учебными планами по направлениям подготовки, является показателем готовности специалиста к будущей профессиональной деятельности. В последнее десятилетие обновление федеральных стандартов высшего образования происходит весьма
динамично, что говорит об актуализации целей и задач профессионального образования в направлении соответствия требованиям рынка труда и изменениям происходящих в жизнедеятельности общества. Смещение акцентов в профессиональном образовании с теоретического на практический, приводит к пересмотру смысла и наполненности компетенций.
Государственные стандарты первого и второго поколения были жестко регламентированы, а современные стандарты третьего поколения стали менее формализованными, в части определения профессиональных ком-
Polevaya Natalia Mihailovna, Sitnikova Viktoria Vladimirovna
THE MECHANISM OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE .
pedagogical sciences
петенций, соответствие содержанию профессиональных стандартов и выбора профильности обучения в рамках направления подготовки. Отдельно учитывается фактор востребованности специалистов на региональном рынке труда.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Механизм формирования и оценку сформированности компетенций у студентов рассматривают Баженова С.А, Тонконог В.В. [3], Бахтина В.В. [4], Забалуева А.И., Кибальченко И.А. [5], Загрудинова К.Р. [6], Каракозов С.Д. [7], Кириллова О.С., Коробов Ю.И. [8], Кузьменко И.В. [9], Кузь-минов Н.Н. [10], Манакова О.С. [11], Махаева Л.В. [12], Мишин И.Н. [13], Основина Т.Ю. [14], Правдюк В.Н. [15], Трубицына Н.А. [16, 17], Федулова М.А.[18], Била-лов Д.Х [19], Шпакова Р.Н., Савельев И.П. [20] и др. [2124].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является попытка продемонстрировать механизм формирования профессиональной компетенции: от разработки образовательной программы до проверки сформированности компетенции на примере направления подготовки «Социальная работа».
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В процессе исследования применялись следующие научные методы: логический анализ, ретроспективный анализ вопросов образования в России, контент-анализ нормативно-правовой базы России в области образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. С 2018 года в образовательный процесс внедряются стандарты, которые содержат ряд новых требований, однако ситуация осложняется тем, что подробные методические рекомендации и указания находятся в стадии разработки. Основным ориентиром является ПООП, содержащая, кроме пояснения положений стандарта, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерную структуру и содержание ОПОП. Однако единого подхода и понимания механизма формирования профессиональной компетенции: от разработки образовательной программы до проверки сформированности компетенции на сегодняшний день нет. В связи с этим необходимо проиллюстрировать соотношений терминов, содержащихся в профессиональном стандарте (ПС) и ФГОС ВО 3++ (рисунок 1).
Рисунок 1 - Соотношение терминов, содержащихся в профессиональном стандарте (ПС) и ФГОС ВО 3++
Терминологический анализ, представленный на рисунке 1, позволяет прийти к единообразию в понимании механизма формирования профессиональной компетенции. Данный механизм можно представить в виде последовательных этапов, реализация которых позволит сформировать профессиональные компетенции.
Первый этап - формирование комплекта документов ОПОП.
Комплект документов ОПОП формируется на основе нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 года № 301«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образова-
ния - программам бакалавриата, программам специали-тета, программам магистратуры»;
ФГОС ВО 3++ по соответствующему направлению;
Устава вуза;
Локальных нормативно-правовых документов.
Кроме того вуз самостоятельно формирует учебный план с учетом потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса вуза. Главным звеном, формирующим пакет документов для разработки ОПОП, являются выпускающие кафедры, учитывающие рекомендации, разработанные на уровне вуза. Рекомендации в вузах могут разрабатываться учебно-методическими управлениями, отделами качества, рабочими группами и пр.
На этом этапе важно определить соответствующий уровень квалификации.
Второй этап - учет ПС в ОПОП.
При разработке ОПОП необходимо определить объем учета ПС, т.е. выбор тех обобщенных трудовых функций и трудовых функций, на основе которых определяется область профессиональной деятельности и формируется перечень профессиональных компетенций. С целью формирования компетентностной модели выпускника, в полной мере подготовленного к профессиональной деятельности, разработчики программы соотносят требования ПС, требования ФГОС и направленность программы.
Третий этап - анализ обобщённых трудовых функций и трудовых функций, представленных в ПС.
В соответствии с задачами профессиональной деятельности необходимо отобрать обобщенные трудовые функции и трудовые функции.
Четвертый этап - Формирование перечня профессиональных компетенций.
Спецификой ФГОС ВО 3++ является то, что дополнительно к изложенным в нем универсальным и общепрофессиональным компетенциям вуз сам формирует перечень профессиональных компетенций и группирует их по видам профессиональной деятельности.
На этом этапе могут возникать вопросы, связанные с формулировкой профессиональных компетенций, в частности: почему нельзя перенести формулировки трудовых функций из ПС в ОПОП? Это не целесообразно, в связи с тем, что в ПС формулировки трудовых функций предполагают наличие практического опыта, а во ФГОС ВО 3++ формулировки профессиональных компетенций должны предполагать необходимость формирования практического опыта в процессе обучения. Кроме того необходимо учитывать объем трудоемкости практической подготовки, предусмотренный во ФГОС ВО 3++.
Пятый этап - формулировка перечня индикаторов достижения профессиональной компетенции, соответствующих квалификационным требованиям ПС. Индикаторы это обобщенные характеристики, уточняющие и раскрывающие формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию. Индикаторы достижения компетенций должны быть измеряемы с помощью средств, доступных в образовательном процессе.
Шестой этап - разработка учебного плана и на его основе пакета рабочих программ дисциплин, практик и ГИА. Данный этап необходим, так как позволяет закрепить доминанты в освоении вида деятельности, определяющего направленность (профиль) программы, путем перераспределения объемов времени (зачетных единиц), отводимых на освоение различных элементов программы.
Седьмой этап - проверка сформированности компетенций. Разработка фонда оценочных средств. Сформированность компетенций проверяется посредством показателей освоения компетенции (знать, уметь, владеть) и критериев оценивания результатов обучения.
Предлагаемая нами схема в определённой степени условна и может быть дополнена или скорректирована
педагогические науки
Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
в зависимости от конкретных условий региона и потребностей вуза.
Далее считаем целесообразным привести пример практического применения механизма формирования профессиональной компетенции: от разработки образовательной программы до проверки сформированности компетенции (на примере направления подготовки «Социальная работа»).
После вступления в силу ФГОС ВО 3++ нами был разработан комплект документов по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) в соответствии с выше изложенным алгоритмом. Для иллюстрации механизма формирования профессиональной компетенции была выбрана дисциплина «Правовое обеспечение социальной работы». Данная дисциплина относится к блоку 1 (Б1. В) части, формируемой участниками образовательных отношений (рисунок 2).
УК-1; УК-2; УК-3; УК-4; УК-5; УК-6; УК-7; УИ
ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7 ; ПК-8; ПК-9
Рисунок 2 - Место дисциплины «Правовое обеспечение социальной работы» в учебном плане по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа и формируемые ею компетенции
Дисциплина «Правовое обеспечение социальной работы» предполагает формирование следующих компетенций:
УК 2 - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПК 3 - способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а так же профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
В соответствие с целью данной статьи детально рассматривается уровень сформированности ПК 3 по указанной дисциплине.
Для оценки уровня сформированности ПК 3 используются следующий индикатор ее достижения, представленный в таблице 1.
Таблица 1 - Профессиональная компетенция и индикатор ее достижения
Задана ПД Код и наименование ПК Код и наименование индикатора достижения ПК Реяультаты обучения
Организация предоставления социальных услуг, социального сопровождения. мер социальной поддержки и государственной социальной помощи^ а также профилактике обстоятельств. обуславливаю- 11КЗ - способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровожде- пэдд ержки и государств енной социальной помощи. а так же профи- И11К.-3.1 Применяет законодательные и другие нормативные правовые акты федерального и регионального уровней для предоставления кого сопровождения, мер социальной поддержки, госу- Знать законодательные и другие нормативные правовые акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки, государственной социальной помощи. Уметь применять порядки
альнои обслужив ании. обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании яуг. регламентированные нормативно-правовыми документами различных уровней. Владеть навыками применения правовых норм в области предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки, государственной социальной помощи на практике.
рабочей программой учебные задания выполнены
- «не зачтено» - теоретическое содержание дисциплины освоено менее чем на 50 процентов. Сформированные знания и умения не позволяют раскрыть вопрос. Необходимые практические навыки работы с освоенным материалом не сформированы. Большая часть предусмотренных рабочей программой учебных заданий не выполнено.
Теоретическое и практическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов; необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные ФОС дисциплины текущие задания выполнены, качество их выполнения оценено на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и относится к уровню сформированности компетенции -высокий, повышенный, пороговый.
Теоретическое и практическое содержание дисциплины освоено не полностью; необходимые практические навыки работы с освоенным материалом не сформированы, все предусмотренные ФОС дисциплины текущие задания не выполнены, качество их выполнения оценено на «неудовлетворительно» и относится к уровню сформированности компетенции - компетенция не сформирована.
Таблица 2 - Пример описания показателей и критериев оценивания ПК-3 на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Для оценки результатов обучения разрабатываются показатели и критерии оценивания профессиональной компетенции (ПК-3) на различных этапах их формирования, а также описание шкал оценивания (таблица 2).
Компетенции на различных этапах их формирования при промежуточной аттестации оцениваются:
- «зачтено» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью. Сформированные знания и умения позволяют студенту выражать собственное мнение по вопросу, дискутировать в рамках междисциплинарной взаимосвязи экзаменуемого учебного курса. Необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы. Все предусмотренные
Проверка сформированности ПК-3 проводилась с помощью комплексного задания по дисциплине «Правовое обеспечение социальной работы». Комплексное задание состоит из тестового задания и ситуационных задач. Тестовое задание включает вопросы по нормативно-правовым документам (ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и пр.) и позволяет оценить знаниевый компонент по дисциплине. Ситуационные задачи представляют собой моделирование ситуаций обращения граждан за предоставлением социальных услуг и ориентированы на проверку умений и навыков применения правовых норм при работе с получателями социальных услуг.
Выводы исследования. Таким образом, представленный механизм формирования профессиональной компетенции ПК-3 по направлению подготовки «Социальная работа» может рассматриваться как примерный вариант для применения в образовательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 г. № 8._
Polevaya Natalia Mihailovna, Sitnikova Viktoria Vladimirovna
THE MECHANISM OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE ..
pedagogical sciences
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.07.2017 года № 653 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования».
3. Баженова С.А., Тонконог В.В. Инновации в профессиональном образовании: развитие дистанционных ресурсов для формирования профессиональных компетенций // Путеводитель предпринимателя.
2016. № 31. С. 36-43.
4. Бахтина В.В. Исследование динамики сформированности ключевых компетенций студентов в процессе педагогической практики // Вестник Марийского государственного университета. 2016. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-dinamiki-sformiro-vannosti-klyuchevyh-kompetentsiy-studentov-v-protsesse-pedagogich-eskoy-praktiki.
5. Забалуева А.И., Кибальченко И.А. Учебно-познавательнъш компетенции как фактор формирования профессиональных компетенций студентов // Современные проблемы науки и образования.
2017. № 2. С. 172.
6. Загрудинова К.Р. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения //Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник.
2018. № 5. С. 177-184.
7. Каракозов С.Д. Формирование профессиональных компетенций бакалавров IT-направлений с учетом требований профессиональных стандартов / С.Д. Каракозов, ДА. Петров, М.В. Худжина // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. № 3 (65). С. 129-137.
8. Кириллова О.С., Коробов Ю.И. Проблемы формирования профессиональных компетенций бакалавра с учетом требований профессиональных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2 (66). С. 19-21.
9. Кузьменко И.В. Оценка сформированности профессиональных компетенций выпускников в свете требований ФГОС ВПО // Территория новых возможностей. 2013. №3 (21). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/otsenka-sformirovannosti-professionalnyh-kompeten-tsiy-vypusknikov-v-svete-trebovaniy-fgos-vpo.
10. Кузьминов Н.Н. Принципы организации и общая характеристика активных методов обучения по формированию профессиональных компетенций студентов //Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 95-100.
11. Манакова О.С. Формирование профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления 44.03.04 профессиональное обучение (по отраслям) профиль энергетика // Молодой ученый. 2017. № 21-1 (155). С. 43-45.
12. Махаева Л. В. Механизм формирования информационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 3. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/mehanizm-formirovaniya-informatsionnoy-kompeten-tsii-u-studentov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.
13. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС во 3 + + //Высшее образование в России. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskaya-otsenka-formirovani-ya-perechnya-kompetentsiy-v-fgos-vo-3.
14. Основина Т.Ю. Профессиональная компетентность как критерий готовности специалиста к профессиональной деятельности // Вестник ЮУрГГПУ. - 2008. - № 12.
15. Правдюк В.Н. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения / В.Н. Правдюк, С.В. Дерепаско, Е.Н. Ковешникова // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 3. С. 88-92
16. Трубицына Н. А. Исследование динамики развития ключевых компетенций у студентов гуманитарных специальностей современного классического университета // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Электрон, журн. М.: МГУКИ, 2006. № гос. регистрации 0420600016. Режим доступа свободный: http://www.e-culture. ru/ Speakersl/Tr'ubitsina.pdf. Загл. с экрана;
17. Трубицына Н. А. Исследование степени сформированности ключевых компетенций у студентов гуманитарных специальностей современного классического университета // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledo-vanie-stepeni-sformirovannosti-klyuchevyh-kompetentsiy-u-studentov-gu-manitarnyh-spetsialnostey-sovremennogo-klassicheskogo.
18. Федулова М.А. Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций //Молодой ученый. 2016. № 12-3 (116). С. 87-89.
19. Федулова М.А., Билалов Д.Х. Особенности формирования профессиональных компетенций бакалавра профессионального обучения // Территория науки. 2016. № 1. С. 57-62.
20. Шпакова Р.Н., Савельев И.П. Формирование профессиональных компетенций выпускников - важная задача современного профессионального образования // Теория и практика современной науки. 2016. № 11 (17). С. 1082-1090
21. Серафимович И.В., Харавинина Л.Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 75-78.
22. Бахарев Н.П. Творчество - необходимое условие формирования профессиональных компетенций у специалистов технического направления подготовки // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 17-21.
23. Гущина О.М. Система подготовки конкурентоспособного выпускника на основе формирования профессиональной компетенции // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 20-23.
24. Одарич И.Н. Взаимосвязь профессиональных компетенций и трудовых функций в образовательном процессе студентов бакалавриата направления подготовки 08.03.01 Строительство // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 166-168.
Статья поступила в редакцию 17.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020