Все для бухгалтера УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Ю.М. ПИСКАРЁВА, преподаватель бюджетного учета
Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета поступления и выбытия основных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, контроль за сохранностью и правильным использованием каждого объекта. Основные средства состоят из объектов, принадлежащих учреждению по праву оперативного управления, приобретенных за счет доходов от предпринимательской и иной деятельности, полученных безвозмездно, а также сданных в аренду.
К основным средствам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев и стоимостью на дату приобретения за единицу свыше 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством. (Предполагается в ближайшее время изменение состава основных средств.)
При отнесении тех или иных объектов к основным средствам рекомендуется руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов.
Не относятся к основным средствами учитываются в составе малоценных предметов:
а) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;
б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 50-кратного минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре), независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости;
в) следующие предметы независимо от их стоимости и срока полезного использования:
орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и другие);
специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления
целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа); сменное оборудование (многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, фурмы воздушные, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.);
специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности;
форменная одежда, обувь, предназначенные для выдачи работникам учреждений в установленном порядке;
временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, расходы по возведению которых относятся на расходы строительных работ в составе накладных расходов;
предметы, предназначенные для сдачи в аренду по договору проката;
молодняк и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также служебные собаки, подопытные животные;
многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;
г) бензомоторные пилы, сучкорезы, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком полезного использования до 24 месяцев (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пило-точные мастерские, бензозаправки и т.д.).
Основные средства учитываются на счете 01 «Основные средства», который подразделяется на субсчета с 010 по 019. Для большей детализации основных средств субсчета в свою очередь подразделяются на классификационные группы. Деление на группы, как будет видно в дальнейшем, имеет большое значение для улучшения бухгалтерского учета основных средств.
На субсчете 010 «Здания» выделяются 2 группы: 1-я - здания производственно-хозяйственного назначения, 2-я - здания, полностью или преимущественно предназначенные под жилье.
Субсчета 011 «Сооружения», 012 «Передаточные устройства» и 018 «Библиотечный фонд» групп не имеют.
На субсчете 013 «Машины и оборудование» выделяются 9 групп: 1-я — силовые машины и оборудование, 2-я - рабочие машины и оборудование, 3-я измерительные приборы, 4-я - регулирующие приборы и устройства, 5-я - лабораторное оборудование, 6-я - вычислительная техника, оргтехника (оргтехника - это компьютеры и компьютерные локальные сета, принтеры, модемы, копировальные аппараты, факсимильные аппараты, аппараты сотовой и мобильной связи и др.), 7-я — медицинское оборудование, 8-я - прочие машины и оборудование, 9-я — все виды специальных (военных) машин и оборудования.
На субсчете 015 «Транспортные средства» выделяются 6 групп: 1-я - подвижной состав железнодорожного, водного, автомобильного транспорта, 2-я - подвижной состав воздушного транспорта, 3-я - гужевой транспорт (телеги, сани и др.). Транспортные и спортивные лошади и другие транспортные животные учитываются на субсчете 017 «Рабочий и продуктивный скот», 4-я — производственный транспорт, 5-я — все виды спортивного транспорта, 6-я - все виды специального (военного) транспорта.
На субсчете 016 «Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь» выделяются 4 группы: 1-я - инструменты,, 2-я - производственный инвентарь и принадлежности, 3-я - хозяйственный инвентарь, 4-я - все виды специальных (военных) инструментов.
На субсчете 017 «Рабочий и продуктивный скот» выделяются 3 группы: 1-я - рабочий скот, 2-я - продуктивный и племенной скот, 3-я - животные, применяемые для служебных целей.
На субсчете 019 «Прочие основные средства» выделяются 9 групп: 1-я - многолетние насаждения, 2-я — капитальные затраты по улучшению земель, 3-я - музейные ценности, 4-я - экспонаты животного мира в зоопарках, 5-я - сценическо-постановочные средства, 6-я - документация по типовому проектированию, 7-я - кинофильмы, 8-я -прочий инвентарь, 9-я - прочие виды специальных (военных) основных средств.
Инструкцией 107н определено, что на субсчете 019 «Прочие основные средства» учитываются объекты независимо от стоимости по группам с 1-й по 9-ю.
Однако, но нашему мнению, такие объекты, как сценическо-постановочные средства (особенно головные уборы, белье, обувь), кинофильмы (особенно учебные), детские игры и другие аналогич-
ные предметы, могут учитываться в составе основных средств, если срок их эксплуатации превышает 12 месяцев.
Нематериальные активы учитываются на отдельном субсчете 031 «Нематериальные активы». В Инструкции 107н подробно освещены операции по поступлению и выбытию основных средств.
Прежде всего в учреждении должен быть организован оперативный учет основных средств у материально ответственных лиц, назначаемых приказом руководителя учреждения. С указанными лицами заключается письменный договор о полной материальной ответственности. Договор - двусторонний документ: с одной стороны — работник, занимающий должность, связанную с материальной ответственностью, обязан обеспечить сохранность вверенных ему ценностей, а с другой стороны - администрация обязана обеспечить ему необходимые для этого условия. Договор составляется в двух экземплярах, из которых первый находится у администрации, а второй — у работника.
Однако эти правила часто нарушаются, особенно в централизованных бухгалтериях. При смене материально ответственных лиц с вновь принятыми работниками договоры заключаются несвоевременно или вообще не заключаются.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 № 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» Минтруд России постановлением от 31.12.2002 N9 85 утвердил перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности.
В связи с вышеуказанным постановлением Правительства РФ признаны не действующими на территории РФ по этому вопросу:
• постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 № 447/24;
• постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.09.81 № 259/16-59;
• постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 22.06.83 № 133/13-53;
• постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 26.09.86 № 365/22-37.
Приложение 1 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 №85
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ И РАБОТ, ЗАМЕЩАЕМЫХ ИЛИ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТНИКАМИ, С КОТОРЫМИ РАБОТОДАТЕЛЬ МОЖЕТ ЗАКЛЮЧАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ДОГОВОРЫ О ПОЛНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕДОСТАЧУ ВВЕРЕННОГО ИМУЩЕСТВА
I
Кассиры, контролеры, кассиры-контролеры (в том числе старшие), а также другие работники, выполняющие обязанности кассиров (контролеров).
Руководители, их заместители, специалисты и иные работники, осуществляющие: депозитарную деятельность; экспертизу, проверку подлинности и иную проверку, а также уничтожение в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и/или Минфином России бланков; операции по купле, продаже, разрешению на оплату и иным формам и видам оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операции с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживание клиентов, имеющих индивидуальные сейфы в хранилище, учет и хранение ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операции по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторские функции и перевозку (транспортировку) денежных средств и иных ценностей (в том числе водители-инкассаторы), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции.
Директора, заведующие, администраторы (в том числе старшие, главные), другие руководители организаций и подразделений (в том числе секций, приемных, пунктов, отделов, залов) торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц (кемпингов, мотелей), их заместители, помощники, продавцы, товароведы всех специализаций (в том числе старшие, главные), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции; начальники (руководители) строительных и монтажных цехов, участков и иных строительно-мон-тажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ.
Заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и/или снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.
Заведующие и иные руководители аптечных и иных фармацевтических организаций, отделов, пунктов и иных подразделений, их заместители, провизоры, технологи, фармацевты.
Лаборанты, методисты кафедр, деканатов, заведующие секторами библиотек.
II
Работы: по приему и выплате всех видов платежей; по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через продавца, через официанта или иное лицо, ответственное за осуществление расчетов); по обслуживанию торговых и денежных автоматов; по изготовлению и хранению всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пищи (продуктов питания) и других знаков (документов), предназначенных для расчетов за услуги.
Работы, связанные с осуществлением: депозитарной деятельности; экспертизы, проверки подлинности и иной проверки, а также уничтожения в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и / или Минфином России бланков; операций по купле, продаже, разрешению на оплату и иных форм и видов оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операций с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживанием клиенгов, имеющих индивидуаль-
ные сейфы в хранилище, учетом и хранением ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операций по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторских функций и перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей.
Работы: по купле (приему), продаже (торговле, отпуску, реализации) услуг, товаров (продукции), подготовке их к продаже (торговле, отпуску, реализации).
Работы: по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях; по выдаче (приему) материальных ценностей лицам, находящимся в санаторно-курортных и других лечебно-профилактических организациях, пансионатах, кемпингах, мотелях, домах отдыха, гостиницах, общежитиях, комнатах отдыха на транспорте, детских организациях, спортивно-оздоровительных и туристских организациях, в образовательных организациях, а также пассажирам всех видов транспорта; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов.
Работы: по приему от населения предметов культурно-бытового назначения и других матери-
альных ценностей на хранение, в ремонт и для выполнения иных операций, связанных с изготовлением, восстановлением или улучшением качества этих предметов (ценностей), их хранению и выполнению других операций с ними; по выдаче напрокат населению предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей.
Работы: по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).
Работы: по покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, а также изделий из них.
Работы: по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяйственных и других животных.
Работы: по изготовлению, переработке, транспортировке, хранению, учету и контролю, реализации (покупке, продаже, поставке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту.
Приложение N9 2 к постано&хению Министерства труда и социа>1ьного развития Российской Федерации от 31.12.2002 № 85
ТИПОВАЯ ФОРМА ДОГОВОРА О ПОЛНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
(наименование организации) далее именуемый «Работодатель», в лице руководителя_
имя, отчество) действующего на основании
с одной стороны, и_
или его заместителя
(фамилия,
(фамилия, имя, отчество)
(устава, положения, доверенности)
(наименование должности)
(фамилия, имя, отчество)
именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем.
1. Работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему Работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется:
а) бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба;
б) своевременно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества;
в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества;
г) участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества.
2. Работодатель обязуется:
а) создавать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества;
б) знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также иными нормативными правовыми актами (в т.ч. локальными) о порядке хранения, приема, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом;
в) проводить в установленном порядке инвентаризацию, ревизии и другие проверки сохранности и состояния имущества.
3. Определение размера ущерба, причиненного Работником Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производятся в соответствии с действующим законодательством.
4. Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.
5. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания. Действие настоящего Договора распространяется на все время работы с вверенным Работнику имуществом Работодателя.
6. Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй - у Работника.
7. Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Адреса сторон Договора: Подписи сторон Договора:
Работодатель___
Работник
Дата заключения Договора Место печати
печати
Пршожение № 3 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 №85
ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ МОЖЕТ ВВОДИТЬСЯ ПОЛНАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ (БРИГАДНАЯ) МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕДОСТАЧУ ВВЕРЕННОГО РАБОТНИКАМ ИМУЩЕСТВА
Работы: по приему и выплате всех видов платежей; по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через продавца, через официанта или иное лицо, ответственное за осуществление расчетов); по обслуживанию торговых и денежных автоматов; по изготовлению и хранению всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пищи (продуктов питания) и других знаков (документов), предназначенных для расчетов за услуги.
Работы, связанные с осуществлением: депозитарной деятельности; экспертизы, проверки подлинности и иной проверки, а также уничтожения в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и / или Минфином России бланков; операций по. купле, продаже, разрешению на оплату и иным формам, и видам оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операций с денежной налич-
нению других операций с ними; по выдаче напрокат населению предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей.
Работы: по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных и денежных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).
Работы: по изготовлению (сборке, монтажу, регулировке) и ремонту машин и аппаратуры, приборов, систем и других изделий, выпускаемых для продажи населению, а также деталей и запасных частей.
Работы: по покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, а также изделий из них.
Работы: по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяйственных и других животных.
Работы: по изготовлению, переработке, транспортировке, хранению, учету и контролю, реализации (покупке, продаже, поставке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту.
Приложение № 4 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 № 85
ТИПОВАЯ ФОРМА ДОГОВОРА О ПОЛНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ (БРИГАДНОЙ) МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
(наименование организации)
далее именуемый «Работодатель», в лице руководителя_
(фамилия,
_или его заместителя_
имя, отчество) (фамилия, имя, отчество)
действующего на основании_
(устава, положения, доверенности)
с одной стороны, и члены коллектива (бригады)_
(наименование
цеха, отдела, отделения, фермы, участка, иного подразделения) именуемые в дальнейшем «Коллектив (бригада)», в лице руководителя Коллектива (бригадира)
(фамилия, имя, отчество; занимаемая должность) заключили настоящий Договор о нижеследующем.
ностью при обслуживании банкоматов и обслуживанием клиентов, имеющих индивидуальные сейфы в хранилище, учетом и хранением ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операций по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторских функций и перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей.
Работы: по купле (приему), продаже (торговле, отпуску, реализации) услуг, товаров (продукции), подготовке их к продаже (торговле, отпуску, реализации).
Работы: по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов; по обслуживанию жилого сектора гостиниц (кемпингов, мотелей и т.п.).
Работы: по приему от населения предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей на хранение, в ремонт и для выполнения иных операций, связанных с изготовлением, восстановлением или улучшением качества этих предметов (ценностей), их хранению и выпол-
I. Предмет Договора
Коллектив (бригада) принимает на себя коллективную (бригадную) материальную ответственность за
необеспечение сохранности имущества, вверенного ему для_,
(наименование вида работ) а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, а Работодатель обязуется создать Коллективу (бригаде) условия, необходимые для надлежащего исполнения принятых обязательств по настоящему Договору.
II. Общие положения
1. Решение Работодателя об установлении полной коллективной (бригадной) материальной ответственности оформляется приказом (распоряжением) Работодателя и объявляется Коллективу (бригаде).
Приказ (распоряжение) Работодателя об установлении полной коллективной (бригадной) материальной ответственности прилагается к настоящему Договору.
2. Комплектование вновь создаваемого Коллектива (бригады) осуществляется на основе принципа добровольности. При включении в состав Коллектива (бригады) новых работников принимается во внимание мнение Коллектива (бригады).
3. Руководство Коллективом (бригадой) возлагается на руководителя Коллектива (бригадира).
Руководитель Коллектива (бригадир) назначается приказом (распоряжением) Работодателя. При
этом принимается во внимание мнение Коллектива (бригады).
При временном отсутствии руководителя Коллектива (бригадира) его обязанности возлагаются Работодателем на одного из членов Коллектива (бригады).
4. При смене руководителя Коллектива (бригадира) или при выбытии из Коллектива (бригады) более 50% от его первоначального состава настоящий Договор должен быть перезаключен.
5. Настоящий Договор не перезаключается при выбытии из состава Коллектива (бригады) отдельных работников или приеме в Коллектив (бригаду) новых работников. В этих случаях против подписи выбывшего члена Коллектива (бригады) указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает Договор и указывает дату вступления в Коллектив (бригаду).
II. Права и обязанности Коллектива (бригады) и Работодателя
6. Коллектив (бригада) имеет право:
а) участвовать в приеме вверенного имущества и осуществлять взаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже (отпуску), перевозке или применению в процессе производства вверенного имущества;
б) принимать участие в инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности состояния вверенного Коллективу (бригаде) имущества;
в) знакомиться с отчетами о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества;
г) в необходимых случаях требовать от Работодателя проведения инвентаризации вверенного Коллективу (бригаде) имущества;
д) заявлять Работодателю об отводе членов Коллектива (бригады), в том числе руководителя Коллектива (бригадира), которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность вверенного Коллективу (бригаде) имущества.
7. Коллектив (бригада) обязан:
а) бережно относиться к вверенному Коллективу (бригаде) имуществу и принимать меры по предотвращению ущерба;
б) в установленном порядке вести учет, составлять и своевременно представлять отчеты о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества;
в) своевременно ставить в известность Работодателя о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного Коллективу (бригаде) имущества.
8. Работодатель обязан:
а) создавать Коллективу (бригаде) условия, необходимые для обеспечения полной сохранности имущества, вверенного Коллективу (бригаде);
б) своевременно принимать меры по выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению Коллективом (бригадой) сохранности вверенного имущества, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;
в) знакомить Коллектив (бригаду) с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также с иными нормативными правовыми
актами (в т.ч. локальными) о порядке хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом;
г) обеспечивать Коллективу (бригаде) условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и остатках вверенного ему имущества;
д) рассматривать вопрос об обоснованности требования Коллектива (бригады) о проведении инвентаризации вверенного ему имущества;
е) рассматривать в присутствии работника заявленный ему отвод и в случае обоснованности отвода принимать меры к выводу его из состава Коллектива (бригады), решать вопрос о его дальнейшей работе в соответствии с действующим законодательством;
ж) рассматривать сообщения Коллектива (бригады) об обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного ему имущества, и принимать меры по устранению этих обстоятельств.
III. Порядок ведения учета и отчетности
9. Прием имущества, ведение учета и представление отчетности о движении имущества осуществляются в установленном порядке руководителем Коллектива (бригадиром).
10. Плановые инвентаризации вверенного Коллективу (бригаде) имущества проводятся в сроки, установленные действующими правилами.
Внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя Коллектива (бригадира), при выбытии из Коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов Коллектива (бригады).
11. Отчеты о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества подписываются руководителем Коллектива (бригадиром) и в порядке очередности - одним из членов Коллектива (бригады).
Содержание отчета объявляется всем членам Коллектива (бригады).
IV. Возмещение ущерба
12. Основанием для привлечения членов Коллектива (бригады) к материальной ответственности является прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный Коллективом (бригадой) Работодателю, а также и ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
13. Коллектив (бригада) и/или член Коллектива (бригады) освобождаются от материальной ответственности, если будет установлено, что ущерб причинен не по вине членов (члена) Коллектива (бригады).
14. Определение размера ущерба, причиненного Коллективом (бригадой) Работодателю, а также порядок его возмещения регулируются действующим законодательством.
15. Настоящий Договор вступает в силу с_ и действует на весь период
работы Коллектива (бригады) с вверенным ему имуществом у Работодателя.
16. Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, один из которых находится у Работодателя, а второй - у руководителя Коллектива (бригадира).
17. Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Адреса сторон Договора: Подписи сторон Договора:
Работодатель___
Руководитель Коллектива (бригадир)___
Члены Коллектива (бригады) ___
Дата заключения Договора Место печати
Порядок материальной ответственности работника регламентируется гл. 39 «Материальная ответственность работника» Трудового кодекса РФ,
утвержденного Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ и введенного в действие с 1 февраля 2003 г.
Указанная глава предусматривает следующее: • материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю (ст. 238); обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника (ст. 239); право работодателя на отказ от взыскания ущерба с работника (ст. 240); пределы материальной ответственности работника (ст. 241);
полную материальную ответственность (ст. 242); случаи полной материальной ответственности (ст. 243);
письменные договоры о полной материальной ответственности работников (ст. 244); коллективную (бригадную) материальную ответственность за причинение ущерба (ст. 245); определение размера причиненного ущерба (ст. 246);
обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения (ст. 247); порядок взыскания ущерба (ст. 248); возмещение затрат, связанных с обучением работника (ст. 249);
• снижение органами по рассмотрению трудовых споров размера ущерба, подлежащего взысканию с работника (ст. 250). В связи с изложенным с вновь принятыми работниками договоры с материально ответственными лицами должны заключаться по новым формам. Что же касается необходимости перезаключения ранее заключенных договоров (ф. 523 (0504523) с материально ответственными лицами, то этот вопрос рекомендуется решать на месте.
Материально ответственные лица ведут оперативный учет основных средств на инвентарных списках ф. ОС-13 (0504113). Очень часто в учреждениях учет по этой форме не ведется, между тем ее содержание и ведение не вызывают трудностей. Прежде всего следует отметить, что ф. ОС-13 составляется в разрезе классификационных групп. В списке приводятся заводской и инвентарные номера, полное наименование объекта и три графы для выбытия основных средств (№ и дата документа, причина выбытия). Далее приводится образец заполнения ф. ОС-13.
Инвентарный список основных средств
Учреждение
Структурное подразделение Материально ответственное лицо Единица измерения: руб. Классификационная группа:
Форма ОС-13 по ОКУД
_ по ОКНО
по КСП
по ОКЕИ
'Прочие машины и оборудование», группа 8, субсчета 013_
КОДЫ
0504113
383
Инвентарная карточка Заводской номер Инвентарный номер Полное название объекта Выбытие (перемещение)
Номер Дата Документ Причина выбытия
Дата Номер
1 2 3 4 5 6 7 8
8 10.06.95 01380008 Телевизор *Панасоник Г АО- 70»
Материально ответственное лицо « » 200 г.
(подпись)
(расшифровка подписи)
Во многих учреждениях имеется большое число материально ответственных лиц, иногда отвечающих за очень небольшое количество объектов в учете (уборщицы, санитарки и др.). Рекомендуется рассмотреть этот вопрос и, по возможности, уменьшить число материально ответственных лиц. Для обеспечения сохранности ценностей, по нашему
мнению, целесообразно организовать так называемый «внутренний подотчет». В этих целях должностным лицам, которые по должности являются материально ответственными, вменить в обязанность ведение специального журнала для учета ценностей, выданных для производственной необходимости под расписку примерно по следующей форме:
Журнал учета
основых средств, малоценных предметов и других цевностей, находящихся на ответственном хранении
материально ответственного лица
и выданных
(должность, фамилия, имя, отчество) под расписку работникам учреждения без оформления требований
№ п/п Наименование объектов, предметов Марка, заводской номер или другие признаки Инвентарный номер Краткая характеристика объектов, предметов Выдано Возвращено Примечание
Дата Кому Расписка в получении Дата Подписи
Фамилия, имя, отчество Должность, структурное подразделение Сдал Принял
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13
1 Телевизор «Панасоник ГАО-70» ГАО-70 01380008 Объекте рабочем состоянии 15.09.2000 Егоров Петр Иванович Инструктор, комната отдыха
Примечание. Журнал должен быть пронумерован, и количество страниц указано на последней странице за подписью главного бухгалтера.
Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости. то есть по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление, включая налог на добавленную стоимость. Основные средства, приобретаемые за счет средств от предпринимательской деятельности, отражаются без налога на добавленную стоимость. Объекты, которые подвергались переоценке, учшываются по восстановительной стоимости. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации соответствующих объектов.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.11.2002 № 1611 -р в целях отражения в бухгалтерской отчетности реальной стоимости основных средств и нематериальных активов бюджетным учреждениям предложено осуществить по состоянию на 01.01.2003 переоценку объектов основных средств путем индексации их балансовой стоимости с применением утвержденных Госкомстатом России 27.11.2002 коэффициентов.
Конкретный порядок проведения переоценки определен совместным приказом Минэконоразви-тия России, Минфина России, Минимущества России и Госкомстата России от 25.01.2003 № 25/6н/ 14/7. В приказе перечислены активы бюджетного учреждения, подлежащие переоценке.
В соответствии с п. 15 Порядка переоценке подлежат оборудование и хозинвентарь, числящиеся на счете 07 «Малоценные предметы» и относящиеся по составу к группам И1 — ИЗ основных средств.
Пунктами 12-15 Порядка определены положения отражения в бухгалтерском учете учреждения результатов переоценки по состоянию на 01.01.2003. Он заключается в отражении в учете разницы между стоимостью до переоценки и его стоимости после переоценки. Соответствующие
изменения вносятся в износ основных средств. В соответствии с п. 16 Порядка результаты переоценки отражаются в межбалансовый период и в балансах исполнения смет доходов и расходов за первое полугодие 2003 г. в графе «На начало года» с указанием причин изменения в объяснительной записке.
Основные средства, приобретаемые в иностранной валюте, отражаются в учете в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. При этом курсовая разница, возникшая в связи с изменением курса рубля, относится на увеличение (уменьшение) стоимости объектов основных средств.
Расходы по капитальному ремонту на увеличение стоимости основных средств не относятся. На основные средства учреждения амортизационные начисления не производятся, а начисляется износ.
Книги, учебники и другие издания, включенные в фонд библиотек, учитываются по номинальной цене, включая стоимость первоначального их переплета. Расходы на ремонт и реставрацию книг, в том числе и вторичный переплет, на увеличение стоимости книг не относятся и списываются на соответствующие статьи расходов по смете доходов и расходов учреждения.
Поступление основных средств, внутреннее перемещение, в том числе выдача их со склада, оформляются следующими первичными документами:
• акт приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях ф. ОС-1 бюдж. (0504101);
• накладная на внутреннее перемещение основных средств ф. ОС-2 (0504102);
• акт приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств ф. ОС-3 (0306002);
• накладная (требование) ф. 434 (0504234);
• ведомость выдачи материалов на нужды учреждения ф. 410 (0504210).
При проведении проверок контрольными органами часто устанавливаются случаи, когда основные средства, особенно полученные безвозмездно от других учреждений и организаций, не принимаются на учет и не фиксируются как излишки при инвентаризации.
При поступлении безвозмездно полученных основных средств комиссией, назначенной руководителем учреждения, составляется акт приемки-передачи основных средств ф. ОС-1 бюдж. В него могут включаться несколько объектов. К акту прилагается техническая документация. В нем приводятся подробные сведения о полученных основных средствах, которые позволят полностью заполнить инвентарные карточки ф. ОС-6 бюдж. (0504106), ОС-8 (0504108), а также инвентарный список ОС-13 (0504113).
Объекты основных средств, приобретенные у поставщиков, приходуются по их документам, на которых материально ответственное лицо должно расписаться в получении ценностей.
Расписка должна иметь примерно следующее содержание: «Поименованные в настоящем документе ценности мною проверены и полностью приняты на ответственное хранение. Должность, подпись, расшифровка подписи, дата оприходования». Для упрощения работы по оформлению целесообразно изготовить штамп аналогичного содержания. Подобные штампы могут быть использованы и для других целей.
Форма ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение основных средств» применяется при передаче внутри учреждения или при централизованном учете - от одного учреждения другому. Такая передача производится на основании распоряжения руководителя учреждения, однако в ф. ОС-2 ссылки на приказ руководителя нет.
В инвентарной карточке ф. ОС-6 бюдж. на обратной стороне производится запись о получении переданных основных средств материально ответственному лицу, и новая карточка не заводится. Отметки делаются также в ф. ОС-13.
Приемка законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляется актом ф. ОС-3. В акте указывается изменение технической характеристики и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывается ответственными лицами, производящими работу и принимающими ее. На лицевой стороне инвентарной карточки ф. ОС-6 бюдж. производится соответствующая запись с указанием даты, номера мемориального ордера и суммы.
Выдача основных средств со склада производится по накладным (требованиям) ф. 434, утвержденным руководителем учреждения. После выдачи материально ответственное лицо производит
соответствующие записи в инвентарном списке ф. ОС-13.
Основные средства выбывают в результате безвозмездной передачи, реализации, ликвидации пришедших в негодность или морально устаревших объектов, их недостач, а также порчи в результате стихийных бедствий.
В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Письмом Минфина России от 04.04.94 № 3-2-5/64 рекомендовано выбытие основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств, силовых машин, сложного оборудования, сложной вычислительной и электронной техники, транспортных средств) производить по согласованию с соответствующим органом по управлению имуществом и вышестоящей организацией на основании предложений бюджетного учреждения.
Наряду с этим безвозмездная передача, а также реализация основных средств должны производиться в соответствии с приказом руководителя, в котором указываются причины и порядок этой передачи и реализации. Основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете но рыночной стоимости. Оформляется передача актом при-емки-передачи ф. ОС-1 бюдж.
Цены на материальные ценности, бывшие в эксплуатации, а также потерявшие товарный вид (первоначальное качество) или излишние и не используемые в учреждении, определяются с учетом их фактического износа и качества комиссией, назначенной руководителем учреждения.
Суммы, вырученные учреждением от реализации неиспользуемого оборудования и других объектов основных средств, а также материалов, полученных от разборки основных средств, остаются в распоряжении учреждения. Суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки этих основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета. Передача зданий и сооружений производится в установленном действующим законодательством порядке.
Минфин России письмом от 26.07.2001 № 03-01-01/11-267 в связи с запросами о соответствии
п. 47 Инструкции 107н ст. 43 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) сообщил следующее.
Основной задачей Инструкции 107н является определение порядка организации учета и отражение записей в соответствии с регулирующими бюджетные и имущественные отношения положениями, установленными законодательством РФ.
В п. 47 Инструкции 107 н определен порядок учета операций но использованию средств, полученных от реализации приобретенных за счет средств бюджета неиспользуемого оборудования и других основных средств, полученных от их разборки. Указанный порядок определен для учреждений, на которые не распространяется действие вышеуказанных законодательных актов.
После введения в действие БК РФ п. 47 Инструкции 107 н продолжает действовать в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 09.07.99 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ», определяющей, что законодательные акты РФ в области образования, науки, культуры, принятые до введения Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу.
Бюджетным учреждениям, на которые не распространяется действие законодательных актов РФ, определенных в ст. 7 Федерального закона от 09.07.99 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ», следует руководствоваться требованиями ст. 43 Бюджетного кодекса РФ.
Приказом Минфина России от 20.07.98 № ЗЗн установлено, что на территории РФ не применяется письмо Минфина СССР и Госплана СССР от 01.07.85 № 100 «Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам)» и изменения к нему от 23.09.87 № 188 и от 28.05.90 № 64. Поэтому основным документом, устанавливающим порядок списания пришедших в негодность основных средств, является Инструкция 107н. Следовательно, инструкции по этому вопросу, изданные Минздравом СССР (от 13.12.85 № 1606 с дополнением), Мин-просом СССР) от 16.02.88 № 24 с дополнениями), Минвузом СССР (от 30.01.88 № 108) и другими ведомствами, могут применяться в части, не противоречащей Инструкции 107н.
С баланса учреждения могут быть списаны основные средства:
• если они пришли в негодность вследствие физического износа или чрезвычайных ситуаций;
• морально устарели;
• в связи со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением. При этом имущество подлежит списанию в случаях, когда восстановить его невозможно или нецелесообразно, а также оно не может быть реализовано или передано другим учреждениям.
(Продолжение следует.)