Научная статья на тему 'Некоторые проблемы по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях'

Некоторые проблемы по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях»

ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ю.М. ПИСКАРЁВА, преподаватель бюджетного учета

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БУХГАЛТЕРИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

Инвентарный список основных средств ф. ОС-13 (0504113)

Оперативный учет основных средств ведется материально ответственными лицами на инвентарных списках основных средств ф. ОС-13 (0504113). Список ведется в местах нахождения (эксплуатации) объектов основных средств, по классификационным группам. В них на основании первичных документов о поступлении и выбытии основных средств производятся соответствующие записи, при этом должно быть обеспечено полное наименование объектов.

В сроки, установленные учетной политикой, производится сверка данных оперативного учета в ф. ОС-13 (0504113) с данными бухгалтерского учета.

Во многих учреждениях имеется большое число материально ответственных лиц, иногда отвечающих за очень небольшое количество объектов. Рекомендуется рассмотреть и решить вопрос об уменьшении числа материально ответственных лиц. В этих целях разработать журнал учета выдаваемых под расписку основных средств и включить его в учетную политику.

Форма ОС-13 (0504113), формат А4, бланк.

Норма расхода - 10% от количества инвентарных списков, фактически открытых у материально ответственных лиц и подлежащих открытию по действующим положениям, если на момент составления расчета они не были открыты (уровень среднестатистической сменяемости материально ответственных лиц).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 № 823 "О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности".

Продолжение. Начало см. в № 4 (76) 2003 года.

Минтруд России постановлением от 31.12.2002 № 85 утвердил перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности.

В связи с вышеуказанным постановлением Правительства РФ признаны недействующими на территории РФ:

• постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 № 447/24 "Об утверждении перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности";

• постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.09.81 № 259/16-59 "Об утверждении перечня рабрт, при выполнении которых может вводиться «флективная (бригадная) материальная ответственность, условий ее применения и типового договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности";

• постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 22.06.83 № 133/13-53 "О внесении изменений в постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.09.91 N9 259/16-59;

• постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 26.09.86 № 365/22-37 "О дополнении Перечня работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность".

Приложение N9 1 к постановлению Минтруда России от 31.12.2002 № 85

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТЕЙ И РАБОТ, ЗАМЕЩАЕМЫХ ИЛИ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТНИКАМИ, С КОТОРЫМИ РАБОТОДАТЕЛЬ МОЖЕТ ЗАКЛЮЧАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ДОГОВОРЫ О ПОЛНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕДОСТАЧУ ВВЕРЕННОГО ИМУЩЕСТВА

I

Кассиры, контролеры, кассиры-контролеры (в том числе старшие), а также другие работники, выполняющие обязанности кассиров (контролеров).

Руководители, их заместители, специалисты и иные работники, осуществляющие: депозитарную деятельность; экспертизу, проверку подлинности и иную проверку, а также уничтожение в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и / или Минфином России бланков; операции по купле, продаже, разрешению на оплату и иным формам и видам оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операции с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживание клиентов, имеющих индивидуальные сейфы в хранилище, учет и хранение ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операции по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторские функции и перевозку (транспортировку) денежных средств и иных ценностей (в том числе водители-инкассаторы), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции.

Директора, заведующие, администраторы (в том числе старшие, главные), другие руководители организаций и подразделений (в том числе секций, приемных, пунктов, отделов, залов) торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц (кемпингов, мотелей), их заместители, помощники, продавцы, товароведы всех специализаций (в том числе старшие, главные), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции; начальники (руководители) строительных и монтажных цехов, участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ.

Заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и / или снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.

Заведующие и иные руководители аптечных и иных фармацевтических организаций, отделов, пунктов и иных подразделений, их заместители, провизоры, технологи, фармацевты.

Лаборанты, методисты кафедр, деканатов, заведующие секторами библиотек.

II

Работы: по приему и выплате всех видов платежей; по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через продавца, через официанта или иного лица, ответственного за осуществление расчетов); по обслуживанию торговых и денежных автоматов; по изготовлению и хранению всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пищи (продуктов питания) и других знаков (документов), предназначенных для расчетов за услуги.

Работы, связанные с осуществлением: депозитарной деятельности; экспертизы, проверки подлинности и иной проверки, а также уничтожения в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и/или Минфином России бланков; операций по купле, продаже, разрешению на оплату и иных форм и видов оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операций с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживанием клиентов, имеющих индивидуальные сейфы в хранилище, учетом и хранением ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операций по

эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторских функций и перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей.

Работы: по купле (приему), продаже (торговле, отпуску, реализации) услуг, товаров (продукции), подготовке их к продаже (торговле, отпуску, реализации).

Работы: по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (вьшаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях; по выдаче (приему) материальных ценностей лицам, находящимся в санаторно-курортных и других лечебно-профилактических организациях, пансионатах, кемпингах, мотелях, домах отдыха, гостиницах, общежитиях, комнатах отдыха на транспорте, детских организациях, спортивно-оздоровительных и туристских организациях, в образовательных организациях, а также пассажирам всех видов транспорта; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов.

Работы: по приему от населения предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей на хранение, в ремонт и для выполнения иных операций, связанных с изготовлением, восстановлением или улучшением качества этих предметов (ценностей), их хранению и выполнению других операций с ними; по выдаче на прокат населению предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей.

Работы: по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).

Работы: по покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, а также изделий из них.

Работы: по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяйственных и других животных.

Работы: по изготовлению, переработке, транспортировке, хранению, учету и контролю, реализации (покупке, продаже, поставке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту.

Приложение N9 2 к постановлению Минтруда России от 31. ¡2.2002 № 85

ТИПОВАЯ ФОРМА ДОГОВОРА О ПОЛНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(наименование организации)

далее именуемый «Работодатель», в лице руководителя_

(фамилия, имя,

_или его заместителя_

отчество) (фамилия, имя, отчество)

действующего на основании_

(устава, положения, доверенности)

с одной стороны, и_

(наименование должности)

(фамилия, имя, отчество)

именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем.

1. Работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему Работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется:

а) бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба;

б) своевременно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю о всех обстоятельствах, уфожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества;

в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества;

г) участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества.

2. Работодатель обязуется:

а) создавать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества;

б) знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также иными нормативными правовыми актами (в т.ч. локальными) о порядке хранения, приема, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом;

в) проводить в установленном порядке инвентаризацию, ревизии и другие проверки сохранности и состояния имущества.

3. Определение размера ущерба, причиненного Работником Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производятся в соответствии с действующим законодательством.

4. Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.

5. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания. Действие настоящего Договора распространяется на все время работы с вверенным Работнику имуществом Работодателя.

6. Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй - у Работника.

7. Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Адреса сторон Договора: Подписи сторон Договора: Работодатель___

ПЕРЕЧЕНЬ

РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ МОЖЕТ ВВОДИТЬСЯ ПОЛНАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ (БРИГАДНАЯ) МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕДОСТАЧУ ВВЕРЕННОГО РАБОТНИКАМ ИМУЩЕСТВА

Работы: по приему и выплате всех видов платежей; по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через продавца, через официанта или иного лица, ответственного за осуществление расчетов); по обслуживанию торговых и денежных автоматов; по изготовлению и хранению всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пищи (продуктов питания) и других знаков (документов), предназначенных для расчетов за услуги.

Работы, связанные с осуществлением: депозитарной деятельности; экспертизы, проверки подлинности и иной проверки, а также уничтожения в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и/или Минфином России бланков; операций по купле, продаже, разрешению на оплату и иным формам и видам оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операций с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживанием клиентов, имеюших индивидуальные сейфы в хранилище, учетом и хранением ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операций по

Работник

Дата заключения Договора

Место печати

Приложение N9 3 к постановлению Минтруда России от 31.12.2002 №85

эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторских функций и перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей.

Работы: по купле (приему), продаже (торговле, отпуску, реализации) услуг, товаров (продукции), подготовке их к продаже (торговле, отпуску, реализации).

Работы: по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов; по обслуживанию жилого сектора гостиниц (кемпингов, мотелей и т.п.).

Работы: по приему от населения предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей на хранение, в ремонт и для выполнения иных операций, связанных с изготовлением, восстановлением или улучшением качества этих предметов (ценностей), их хранению и выполнению других операций с ними; по выдаче напрокат населению предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей.

Работы: по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных и денежных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).

Работы: по изготовлению (сборке, монтажу, регулировке) и ремонту машин и аппаратуры, приборов, систем и других изделий, выпускаемых для продажи населению, а также деталей и запасных частей.

Работы: по покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, а также изделий из них.

Работы: по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяйственных и других животных.

Работы: по изготовлению, переработке, транспортировке, хранению, учету и контролю, реализации (покупке, продаже, поставке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту.

Приложение N9 4 к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 года N9 85

ТИПОВАЯ ФОРМА ДОГОВОРА О ПОЛНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ (БРИГАДНОЙ) МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(наименование организации) далее именуемый «Работодатель», в лице руководителя_

(фамилия,

или его заместителя

имя, отчество) действующего на основании

(фамилия, имя, отчество)

(устава, положения, доверенности)

с одной стороны, и члены коллектива (бригады)

(наименование цеха, отдела,

отделения, фермы, участка, иного подразделения) именуемые в дальнейшем «Коллектив (бригада)», в лице руководителя Коллектива (бригадира)

(фамилия, имя, отчество; занимаемая должность)

заключили настоящий Договор о нижеследующем.

I. Предмет Договора

Коллектив (бригада) принимает на себя коллективную (бригадную) материальную ответственность за

необеспечение сохранности имущества, вверенного ему для_,

(наименование вида работ) а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, а Работодатель обязуется создать Коллективу (бригаде) условия, необходимые для надлежащего исполнения принятых обязательств по настоящему Договору.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. Общие положения

1. Решение Работодателя об установлении полной коллективной (бригадной) материальной ответственности оформляется приказом (распоряжением) Работодателя и объявляется Коллективу (бригаде).

Приказ (распоряжение) Работодателя об установлении полной коллективной (бригадной) материальной ответственности прилагается к настоящему Договору.

2. Комплектование вновь создаваемого Коллектива (бригады) осуществляется на основе принципа добровольности. При включении в состав Коллектива (бригады) новых работников принимается во внимание мнение Коллектива (бригады).

3. Руководство Коллективом (бригадой) возлагается на руководителя Коллектива (бригадира).

Руководитель Коллектива (бригадир) назначается приказом (распоряжением) Работодателя. При этом

принимается во внимание мнение Коллектива (бригады).

При временном отсутствии руководителя Коллектива (бригадира) его обязанности возлагаются Работодателем на одного из членов Коллектива (бригады).

4. При смене руководителя Коллектива (бригадира) или при выбытии из Коллектива (бригады) более 50 процентов от его первоначального состава настоящий Договор должен быть перезаключен.

5. Настоящий Договор не перезаключается при выбытии из состава Коллектива (бригады) отдельных работников или приеме в Коллектив (бригаду) новых работников. В этих случаях против подписи выбывшего члена Коллектива (бригады) указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает Договор и указывает дату вступления в Коллектив (бригаду).

II. Права и обязанности Коллектива (бригады) и Работодателя

6. Коллектив (бригада) имеет право:

а) участвовать в приеме вверенного имущества и осуществлять взаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже (отпуску), перевозке или применению в процессе производства вверенного имущества;

б) принимать участие в инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности состояния вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

в) знакомиться с отчетами о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

г) в необходимых случаях требовать от Работодателя проведения инвентаризации вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

д) заявлять Работодателю об отводе членов Коллектива (бригады), в том числе руководителя Коллектива (бригадира), которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность вверенного Коллективу (бригаде) имущества.

7. Коллектив (бригада) обязан:

а) бережно относиться к вверенному Коллективу (бригаде) имуществу и принимать меры по предотвращению ущерба;

б) в установленном порядке вести учет, составлять и своевременно представлять отчеты о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

в) своевременно ставить в известность Работодателя о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного Коллективу (бригаде) имущества.

8. Работодатель обязан:

а) создавать Коллективу (бригаде) условия, необходимые для обеспечения полной сохранности имущества, вверенного Коллективу (бригаде);

б) своевременно принимать меры по выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению Коллективом (бригадой) сохранности вверенного имущества, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;

в) знакомить Коллектив (бригаду) с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также с иными нормативными правовыми актами (в т.ч. локальными) о порядке хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом;

г) обеспечивать Коллективу (бригаде) условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и остатках вверенного ему имущества;

д) рассматривать вопрос об обоснованности требования Коллектива (бригады) о проведении инвентаризации вверенного ему имущества;

е) рассматривать в присутствии работника заявленный ему отвод и в случае обоснованности отвода принимать меры к выводу его из состава Коллектива (бригады), решать вопрос о его дальнейшей работе в соответствии с действующим законодательством;

ж) рассматривать сообщения Коллектива (бригады) об обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного ему имущества, и принимать меры по устранению этих обстоятельств.

III. Порядок ведения учета и отчетности

9. Прием имущества, ведение учета и представление отчетности о движении имущества осуществляется в установленном порядке руководителем Коллектива (бригадиром).

10. Плановые инвентаризации вверенного Коллективу (бригаде) имущества проводятся в сроки, установленные действующими правилами.

Внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя Коллектива (бригадира), при выбытии из Коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов Коллектива (бригады).

11. Отчеты о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества подписываются руководителем Коллектива (бригадиром) и в порядке очередности одним из членов Коллектива (бригады).

Содержание отчета объявляется всем членам Коллектива (бригады).

IV. Возмещение ущерба

12. Основанием для привлечения членов Коллектива (бригады) к материальной ответственности является прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный Коллективом (бригадой) Работодателю, а также и ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

13. Коллектив (бригада) и/или член Коллектива (бригады) освобождаются от материальной ответственности, если будет установлено, что ущерб причинен не по вине членов (члена) Коллектива (бригады).

14. Определение размера ущерба, причиненного Коллективом (бригадой) Работодателю, а также порядок его возмещения регулируются действующим законодательством.

15. Настоящий Договор вступает в силу с_ и действует на весь период

работы Коллектива (бригады) с вверенным ему имуществом у Работодателя.

16. Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, один из которых находится у Работодателя, а второй - у руководителя Коллектива (бригадира).

17. Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Адреса сторон Договора: Подписи сторон Договора: Работодатель _ _

Руководитель Коллектива (бригадир) Члены Коллектива (бригады)_

Дата заключения Договора Место печати

Порядок материальной ответственности работника регламентируется гл. 39 "Материальная ответственность работника" Трудового кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ и введенного в действие с 1 февраля 2003 года.

Указанная глава предусматривает следующее:

• материальная ответственность работника за ущерб причиненный работодателю (ст. 238);

• обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника (ст. 239);

• право работодателя на отказ от взыскания ущерба с работниками (ст. 240);

• пределы материальной ответственности работника (ст. 241);

• полная материальная ответственность (ст. 242);

• случаи полной материальной ответственности (ст. 243);

• письменные договоры о полной материальной ответственности работников (ст. 244);

• коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба (ст. 245);

• определение размера причиненного ущерба (ст. 246);

• обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения (ст. 247);

• порядок взыскания ущерба (ст. 248);

• возмещение затрат, связанных с обучением работника (ст. 249);

• снижение органами по рассмотрению трудовых споров размера ущерба, подлежащего взысканию с работника (ст. 250).

В связи с изложенным с вновь принятыми работниками договоры с материально ответственными лицами должны заключаться по новым формам. Что же касается необходимости перезаключения ранее заключенных договоров (ф. 523 (0504523) с материально ответственными лицами, то этот вопрос рекомендуется решать на месте.

Учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов. Инвентарным объектом является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельной конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту, кроме библиотечных фондов, независимо оттого, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается инвентарный номер, который состоит из 8 знаков.

Инвентарный номер должен быть проставлен на всех документах и регистрах учета и обязательно

обозначен на объектах основных средств путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской, специальным штампом или иным способом. На объектах хозяйственного инвентаря, изготовленных из пошивочного материала (портьеры, сценические занавеси и др.) инвентарные номера маркируются специальным штампом, при необходимости инвентарный номер вышивается.

Кроме того, при автоматизированной системе учета основных средств их объектам присваиваются коды.

Инвентарные номера, присвоенные объектам основных средств, сохраняются за ним на весь период их нахождения в данном учреждении, а инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов - не присваиваются вновь принятым к учету объектам.

Инвентарные карточки аналитического учета основных средств (ф. ОС-6 бюдж. (0504106),

ОС-8 (0504108), ОС-9 (0504109))

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках ф. ОС-6 бюдж. (0504106), ОС-8 (0504108). Они ведутся по каждому инвентарному объекту. Кроме того, инвентарная карточка ф. ОС-9 (0504109) предназначена для группового учета основных средств.

Инвентарная карточка ф. ОС-6 бюдж. применяется для учета зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, инструментов, производственного (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря, транспортных средств и др.

Открывается на каждый инвентарный объект, записи производятся на основании ф. ОС-1 бюдж., ОС-2, ОС-3, технических паспортов и других документов. В карточке указывается полное наименование объектов, а также их предметная характеристика (инвентарный номер, модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска и ввода в эксплуатацию, сведения об износе и др.).

Особенно тщательно следует обратить внимание на заполнение показателей о содержании драгоценных металлов (металлов, камней и т.п.). Данные о содержании драгоценных металлов в приобретенном импортном оборудовании должны быть в документации и переведены на русский язык.

При перемещении основных средств внутри учреждения в карточке указано, что запись отражается на ее оборотной стороне, тогда как в п. 51 Инструкции 107н записано, что она производится на ее лицевой стороне. По нашему мнению, в этом случае следует руководствоваться данными, приведенными в ф. ОС-6 бюдж.

Форма ОС-6 бюдж. (0504106), формат А5, карточка

Норма расхода - 15% от фактического наличия открытых для учета этих объектов карточек, исходя из среднестатистического прироста основных средств

гать юготнчееттеоткрытых карточек)», ...

Инвентарная карточка ф. ОС-Я 0)504108} предназначена для учета рабочего, продуктивного к племенного скота, а также для учета многолетних насаждений и капитальных расходов по улучшению земель (без сооружений). В ней приводится индивидуальная характеристика животного с указанием возраста, масти, клички и т.п. Эта характеристика ограничивается показателями, приведенными в карточке, т.к. их полная характеристика дана в соответствующей зоотехнической документации.

Многолетние насаждения учитываются по инвентарным объектам с указанием вида насаждения, количества высаженных единиц и площади. В стоимость объекта включается сумма всех расходов, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Учет капитальных расходов по улучшению земель ведется в разрезе мероприятий: планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, расчистка зарослей, очистка водоемов, с указанием занимаемой площади и стоимости выполненных работ по каждому мероприятию.

Форма ОС-8 (0504108), формат А5, карточка.

Норма расхода - исходя из потребности (возможного увеличения поголовья животных, насаждения растений).

Инвентарная карточка группового учета основных средств ф. ОС-9 (0504109) предназначена для учета библиотечных фондов и сценическо-постано-вочных средств.

Учет сценическо-постановочных средств ведется на карточках в количественно-суммовом выражении. Записи в карточке целесообразно в необходимых случаях производить по каждому предмету отдельной строкой, на каждое наименование однородных предметов открывается одна карточка. Учет сценическо-постановочных средств ведется в порядке, установленном Минкультуры России по согласованию с Минфином России.

Учет библиотечного фонда ведется в бухгалтерии и в библиотеке. В бухгалтерии для библиотечных фондов открывается одна карточка ф. ОС-9 (0504109) в суммовом выражении. Однако целесообразно в бухгалтерии вести на отдельных инвентарных карточках в суммовом выражении учебники, художественную литературу и др.

Учет библиотечных фондов в учреждении ведется в порядке, установленном инструкцией Минкультуры РФ от 02.12.98 № 590 "Об учете библиотечного фонда". Вместе с тем возможны для использования в организации работы библиотек отдельные указания (не противоречащие инструкции Минкультуры РФ) из Типового положения о школьной библиотеке (Минпрос СССР от 14.05.75 N9 28-м), Типового положения о библиотеке выс-

№1271), Инструкции об учете и проверке фондов медицинских библиотек (Минздрав СССР от 21.12.73, с учетом письма Минздрава СССР от 30.12.87 № 1337). По нашему мнению, в дальнейшем федеральным органам исполнительной власти необходимо переработать указание инструкции, исходя из современных требований.

Форма ОС-9 (0504109), формат А5, карточка.

Норма расхода - 2% и более от фактического наличия открытых для учета этих объектов карточек, исходя из среднестатистического прироста основных средств за ряд лет.

При заполнении инвентарных карточек аналитического учета основных средств, необходимо помнить, что для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и др.). субсчету присваивается отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам - 1, по средствам, полученным за счет внебюджетных источников: 2 - по предпринимательской деятельности, 3 - по целевым средствам и безвозмездным поступлениям).

Опись инвентарных карточек ф. ОС-10 (0504110)

Инвентарные карточки в обязательном порядке регистрируются в описи инвентарных карточек ф. ОС-10 (0504110), ведущейся в одном экземпляре. Записи в ней производятся в разрезе классификационных групп основных средств с указанием года открытия карточек (год указывается перед регистрацией первой карточки). Для каждой группы отводится определенное количество страниц, что характерно для групп субсчетов 010, 011, 012, 015, 017, 018, для групп субсчетов 013, 016 и 019 целесообразно открывать отдельные описи. Нумерация ведется по каждой группе, начиная с № I. В ф. ОС-Ю введены две графы "Дата" и "Номер мемориального ордера" выбытия объекта, тогда как в п. 50 Инструкции 107н оставлен старый показатель "Примечание".

Описи инвентарных карточек по учету основных средств ф. ОС-Ю сдаются в архив, тогда в ней имеются отметки о списании объектов в последней инвентарной карточке ф. ОС-6 бюдж., ОС-8, ОС-9. В централизованных бухгалтериях описи ведутся в таком же порядке по каждому обслуживаемому учреждению.

Форма ОС-Ю (0504110), формат А5, тетрадь в плотной обложке.

Норма расхода - заказывается исходя из количества тетрадей, подлежащих замене в результате их полного использования, или открываемых на учреждения вновь развернутые.

Оборотная ведомость по основным средствам ф. 326 (0504126)

Для проверки правильности записей, произведенных по счетам аналитического учета, и сверки этих данных с синтетическим учетом составляются раздельные оборотные ведомости по основным средствам ф. 326 (0504126). Оборотные ведомости составляются по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей (составленных раздельно) сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов (с присвоенными отличительными признаками в виде номеров) книги "Журнал - главная" ф. 308 (0504811). Записи в оборотных ведомостях могут производиться при необходимости в течение нескольких лет. Оборотные ведомости ф. 326 составляются ежеквартально.

Оборотная ведомость ф. 326 имеет 2 вкладных листа.

Форма 326 (0504126), формат 1/2 2А4, бланк. Норма расхода:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 20 бланков обложки в год на централизованную бухгалтерию (со средним объемом учетной работы) и 10 бланков обложки в год на учреждение ведущее учет самостоятельно. Формат 2А4, бланк.

• Один вкладной лист № 1 - на каждые двадцать карточек учета основных средств, открытых в

централизованных бухгалтериях и учреждениях, ведущих учет самостоятельно. Формой 2А4, бланк. • Один вкладной лист N9 2 - на каждые 20 карточек учета основных средств, открытых в централизованных бухгалтериях и учреждениях, ведущих учет самостоятельно.

Мемориальный ордер 9.

Накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств ф. 438 (0504138)

Учет операций по выбытию и перемещению основных средств ведется в накопительной ведомости ф. 438 (0504138) мемориальный ордер 9). Записи в накопительную ведомость производятся по каждому документу в раздельные мемориальные ордера - накопительные ведомости по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников. При этом в графе "Итого" подсчитывастся сумма выбывших и перемещенных объектов основных средств, которая должна равняться сумме записей по дебету субсчетов. По окончании месяца подсчитываются итоги по субсчетам и записываются в книгу "Журнал -главная" ф. 308 (0504811).

Форма 438 (0504138), формат АЗ или 1/2 АЗ, бланк.

Норма расхода - 12 - 15 бланков на одну централизованную бухгалтерию или учреждение, ведущее учет самостоятельно. Количество увеличивается при наличии операций по средствам, полученным за счет внебюджетных средств.

Инвентарный список основных средств

Учреждение_

Структурное подразделение_

Материально ответственное лицо Классификационная группа:_

Форма ОС-13 по ОКУД по ОКПО по КСП

по ОКОФ

КОДЫ

0504113

Инвентарная карточка Инвентарный номер Полное название объекта Выбытие (перемещение)

номер дата документ причина выбытия

дата номер

1 2 3 4 5 6 7

Ийкктар- ' иый номер Полное название объекта Выбьтвфжрслмоцснне)

номер дата докуменг причине

лага номер выбытия

1 2 3 4 5 6 7

Материально ответственное лицо_ _

(подпись) (расшифровка подписи)

« »__г.

ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА №

УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Форма ОС-6 бюдж. по ОКУД

Учреждение (централизованная бухгалтерия)__по ОКПО

Структурное полразлеление__по КСП

Источник финансирования_

Наименование объекта (полное)___по ОКОФ

Назначение объекта__

Организация-изготовитель__по ОКПО

Местонахождение объекта_

Материально ответственное лицо

Номер счета, субсчета

] Код

аналитического учета

] Инвентарный номер объекта

Паспорт, чертеж (проект, модель, тип. марка) Номер объекта (детали) Дата кы пуска (изготовление) Дата и номер акта о вводе в эксплуатацию Первоначальная (восстановительная) стоимость, руб. Износ

заводской по документам приобретения головая последний год начисления

код годовой нормы норма, % сумма, руб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II

Регистрация, модернизация, дост зойка (бухгалтерская запись) Капитальный ремонт (б ухгалтес хкая запись)

дата номер м/о сумма, РУб. дата номер м/о сумма, руб. дата номер м/о сумма, руб. дата номер м/о сумма, руб.

1 2 3 1 2 3 4 5 6 4 5 6

Оборотная сторона ф. ОС-6 бюдж.

Отметка об оприходовании объекта (бухгалтерская запись) Внутреннее перемещение объекта Отметка о выбытии объекта (бухгалтерская запись) Причина выбытия

накладная номер м/о местонахождение объекта материально ответственное лицо дата номер м/о

дата номер м/о дата номер

| 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наименование признаков, характеризующих объект Материалы, размеры и прочие сведения Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т.п.)

основной объект наименование важнейших пристроек, приспособлений и принадлежностей, относящихся к основному объекту наименование единица измер. количество (масса)

объекта (детали) драгоценного материала наименование код по ОКЕИ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II

Карточку заполнил_ _ _

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

« »__г.

ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА №

УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ((для животных, многолетних насаждений и капитальных расходов по улучшению земель)

Форма ОС-8 по ОКУД

Учреждение (централизованная бухгалтерия)__по ОКПО

Структурное подразделение__по КСП

Источник финансирования_

Наименование объекта (полное)__по ОКОФ

От кого поступил_

Местонахождения_

Материально ответственное лицо___

Номер счета, субсчета | 1 Код аналитического учета [

Инвентарный номер объекта

Учетная книжка, паспорт, номер Дата рождения (закладки) Дата и номер акта приемки Первоначальная стоимость, руб. Износ

по документам приобретения код годовой нормы головая последний год начисления

норма. % сумма, руб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Оборотная сторона ф. ОС-8

Отметка об оприходовании (бухгалтерская запись) Огметка о выбытие (бухгалтерская запись) Причина выбытия

дата номер м/о дата номер м/о

1 2 3 4 5

Внутреннее перемещение объекта

Накладная местонахождение объекта материально ответственное лицо Краткая индивидуальная характеристика животных или многолетних насаждений

дата номер

I 2 3 4 5

Порода (породность)

Количество голов

Кличка

Масть, приметы

Количество, шт.

деревьев

кустов

Номер участка, полосы

Площадь, га

Карточку заполнил_ _ _

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

« *__г.

ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА №_

ГРУППОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учреждение (централизованная бухгалтерия)

Структурное подразделение_

Источник финансирования_

Наименование объекта (полное)_

Материально ответственное лицо_

Номер счета, субсчета |

Код аналитического учета

Форма ОС-9 по ОКУД по ОКПО по КСП

по ОКОФ

КОДЫ

0504109

Инвентарный номер Поступило Выбыло (передано) Остаток

дата номер м/о количество сумма, руб. дата номер м/о количество сумма, руб. количество сумма, руб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Оборотная сторона ф. ОС-9

Инвентарный номер Поступило Выбыло (передано) Остаток

дата номер м/о количество сумма, руб. дата номер м/о количество сумма, руб. количество сумма, руб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II

Карточку заполнил_ _ _

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

« »__г.

ОПИСЬ ИНВЕНТАРНЫХ КАРТОЧЕК ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Форма ОС-10 по ОКУД

за период с__г. Дата

по__г. Дата

Учреждение (централизованная бухгалтерия)__по ОКПО

Наименование классификационной группы__по ОКОФ

КОДЫ 0504110

Наименование классификационной группы

Форма ОС-10 с. 2 код по ОКОФ

Номер карточки Инвентарный номер Название объекта Отметка о выбытии

дата номер м/о

1 2 3 4 5

ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ

за

Учреждение (централизованная бухгалтерия) Единица измерения, руб._

Материально ответственное лицо

Дата проверки Руководитель группы проведения проверки (проверяющий) Главный бухгалтер

должность ПОДПИСЬ расшифровка подписи подпись расшифровка подписи

Форма 326 с. 2

№ п/п Инвентарный номер Наименование объекта (предмета) Остаток на 1 января г. Оборот за 1 квартал Остаток на 1 апреля г.

дебет дебет кредит дебет

Форма 326 с. 3

3 квартал г. Остаток на 1 октября г. Остаток на 4 квартал Остаток на 1 января г. Примечание

кредит дебет дебет кредит дебет

Вкладной лист 1 к ф. 326

№ п/п Инвентарный номер Наименование объекта (предмета) Остаток па 1 января г. Оборот за 1 квартал Остаток на 1 апреля г.

дебет дебет кредит дебет

Вкладной лист 2 к ф. 326

2 квартал

кредит

Остаток на 1 июля г.

дебет

Оборот

кредит

Оборот за

дебет

X <

тз I

ш Е

х о

1з ^

н

го

по >

00 >

Ш

гп О

Накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств и малоценных предметов

за

Раздел, подраздел

Целевая статья_

Вид расхода _

по ФКР по КЦСР по ВКР

Учреждение (централизованная бухгалтерия)

Источник финансирования_

Единица измерения: руб._

Форма 438 по ОКУД Дата

_ по ОКПО

по КСП поОКЕИ

КОДЫ

0504138

383

№ п/п Дата Номер документа Наименование документа Фамилия, имя, отчество материально ответственного лица Код учреждения Дебет субсчета Кредит с> обсчета Вторые записи

Итого Д- Дг

к- К- к-

I 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Исполнитель

-о О Ж х х<

ш от

5 £!

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

Главный бухгалтер

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение на

листах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сл

го и>

го

О О

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.