Все для бухгалтера УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ1
Ю.М. Лис карее а
Порядок оприходования материалов
Материалы и продукты питания в учетные регистры по приходу записываются на основании первичных документов (счетов, актов и др.) тем числом, когда получены ценности. В них должны быть указаны следующие данные: от кого поступили материалы, наименование, сорт, количество (вес), цена, сумма, дата поступления на склад и расписка материально ответственного лица примерно следующего содержания: «Перечисленные в настоящем документе ценности мною проверены и приняты полностью на ответственное хранение. Должность, подпись, расшифровка подписи (дата)».
Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
Материальные запасы отражаются в учете и отчетности по фактической стоимости. Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических расходов учреждения на их приобретение.
Фактические расходы на приобретение материальных запасов могут включать в себя:
• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской деятельности);
• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
• таможенные пошлины и иные платежи;
• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы;
• расходы по заготовке и доставке материальных запасов до места их использования, вклю-
1 Продолжение. Начало см. № 3 (99) 2004 г.
чая расходы по страхованию. Данные расходы, в частности, включают в себя: расходы по заготовке и доставке материальных запасов, расходы за услуги транспорта по доставке материальных запасов до места их использования и другие подобные расходы. В состав данных расходов учреждения могут также относить и расходы по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материальных запасов на складах учреждения; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.
Расходы на наем транспорта по доставке продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, минеральных вод, сывороток для лечебно-профилактических, детских и других учреждений относятся по смете доходов и расходов учреждения на прочие транспортные расходы.
Материальные ценности, приобретаемые за иностранную валюту, отражаются в учете в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.
Учет материальных запасов, приобретенных за счет бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется в количественном и суммовом выражении по наименованиям материалов и материально ответственным лицам на карточках количественно-суммо-вого учета материальных ценностей ф. 296 (0504207) и раздельных оборотных ведомостях по материальным запасам ф. М-44 (0504205).
Документация по выдаче материалов со склада
Выдача материалов со склада производится по документам, утвержденным руководителем учреждения. Для выдачи материалов применяются следующие документы:
• накладная (требование) ф. 434 (0504234). Применяется при выдаче материалов со склада и
при перемещении материалов внутри учреждения. Так, если выдавались врезные замки, ручки для дверей и окон и другие аналогичные материалы, то для их списания необходимо составление акта, в котором конкретно указывается, куда были установлены эти материалы. Накладная (требование) выписывается в двух экземплярах, если иной порядок не установлен федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минфином России;
• ведомость на выдачу кормов и фуража ф. 397 (0504203). Корма и фураж отпускаются со склада в пределах установленных норм. Так,
приказом Минздрава СССР от 10.10.83 № 1179 утверждены нормативы затрат кормов для подопытных животных, Госкомстатом СССР разработаны нормы для кормления спортивных лошадей и т.д.; • ведомость выдачи материалов на нужды учреждения ф. 410 (0504210). Применяется для выдачи хозяйственных материалов, материалов д ля учебных и других целей в течение месяца. Для каждого вида материалов рекомендуется составлять отдельную форму (при большом расходе) или оставлять определенное количество строк, что позволит в конце месяца определить общее количество расхода по каждому виду материалов;
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель
учреждения_ _
(подпись) (расшифровка подписи)
«¿0 декабря 2003 г.
ВЕДОМОСТЬ ВЫДАЧИ МАТЕРИАЛОВ НА НУЖДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ № 3
Форма 410 по ОКУД
за декабрь 2003 г. дата Учреждение (централизованная бухгалтерия) Городская больница__^ ОКПО
Структурное подразделение __по КСП
Раздел, подраздел__по ФКР
Целевая статья--по кцср
Вид расходов Материалы для хозяйственных целей__^ ^
Материально ответственное лицо Заведующий складом № I_ Кредит субсчета
КОДЫ 0504210
Дата выдачи Материалы Единица измерения Цена, руб. Количество Сумма, руб. Дебет субсчета Статья расходов по ЭКР Кому выданы (отделение) Расписка в получении
наименование код наименование код
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
01.12 Мыло хозяйственное шт. 5-00 8 40-00 200 Терапевт
01.12 Мыло хозяйственное шт. 5-00 15 75-00 200 Хирург
01.12 Мыло хозяйственное шт. 5-00 8 40-00 200 Ревмат.
01.12 Мыло хозяйственное шт. 5-00 20 100-00 200 Прачечная
15.12 Мыло хозяйственное шт. 5-00 15 75-00 200 Хирург
15.12 Мыло хозяйственное шт 5-00 7 35-00 200 Терапевт
15.12 Мыло хозяйственное шт. 5-00 10 50-00 200 Прачечная
15.12 Мыло хозяйственное шт. 5-00 8 40-00 200 Ревмат.
Итого 5-00 91 455-00 200
Форма 410, с. 2
Дата выдачи Материалы Единица измерения Цена, руб. Количество Сумма, руб. Дебет субсчета Статья расходов по ЭКР Кому выданы (отделение) Расписка в получении
наименование код наименование код
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
01.12 Мыло туалетное шт. 7-00 10 70-00 200 Хирург
01.12 Мыло туалетное шт. 7-00 б 42-00 200 Ревмат.
01.12 Мыло туалетное шт. 7-00 5 35-00 200 Прачечная
01.12 Мыло туалетное шт. 7-00 10 70-00 200 Терапевт
15.12 Мыло туалетное. шт. 7-00 6 42-00 200 Решат.
15.12 Мыло туалетное шт. 7-00 10 70-00 200 Хирург
15.12 Мыло туалетное шт. 7-00 5 35-00 200 Прачечная
15.12 Мыло туалетное шт. 7-00 10 70-00 200 Терапевт
Итого 7-00 62 434-00 200
—
Всего 889-00
Материалы выдал щфющцй складду
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
«30» декабря 2003 г.
Бухгалтер группу материального учета__
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
«ДО» декабря 2003 Г.
• заборная карта ф. 431 (0504231). Применяется как при ежедневном отпуске материалов и топлива, так и через определенные промежутки времени в течение месяца. Форма выписывается на каждого получателя на несколько видов материалов для расходования по прямому назначению. Выдача со склада материалов по ф. 410 (0504210) и 431 (0504231) производится по установленным нормам, поэтому для списания материалов в расход не требуется составления актов. Отпуск материалов сверх установленного лимита производится по накладной ф. 434 (0504234);
• путевой лист (ф. 3 (0345001), 3-спец. (0345002), 4 (0345003), 4-е (0345004), 4-п (0345005), 6-спец. (0345007). Применяется для списания в расход автомобильного бензина. Бензин спи-
сывается по фактическому расходу, но не выше норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утверждаемых Министерством транспорта РФ. Для учреждений, использующих свой автотранспорт, установлено обязательное оформление путевого листа. Водителю выдается ежедневно путевой лист установленного образца для данного автомобиля. В путевом листе содержатся все необходимые данные об автомобилях, показаниях спидометра, подписи ответственных лиц и другие сведения; • товарно-транспортная накладная ф. 1-т (0345009) межотраслевая. Применяется в учреждениях для перевозки и оформления грузов. Материально ответственные лица представляют первичные документы при реестре сдачи доку-
ментов ф. 442 (0504842) по приходным и расходным документам. После проведенной в присутствии материально ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных документов реестр с подписью работника бухгалтерии возвращается материально ответственному лицу.
Однако иногда документы сдаются в бухгалтерию с нарушением установленных графиками сроков и очень часто не отвечают требованиям по их оформлению - отсутствуют расписки в получении и выдаче ценностей, неправильно производятся подсчеты, имеются и другие нарушения.
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель учреждения _
(подпись) (расшифровка подписи) «Ж декабря 2003 г.
ЗАБОРНАЯ КАРТА
за декабрь 2003 г. Учреждение (централизованная бухгалтерия) Городская больница Структурное подразделение Склад Раздел, подраздел Целевая статья
Вид расходов Материалы для хозяйственных целей
Форма 431 поОКУД Дата
_ по ОКПО
_ по КСП
по ФКР
_ по КЦСР
по КВР
Источник финансирования Бюджетные средства
Материально ответственное лицо Вид операции
Дебет субсчетов
КОДЫ
0504231
200
Материалы, продукты Наименование Мыло хозяйственное Мыло туалетное Лампочки электрические ит.д Тара
Код
Единица измерения Наименование шт. шт. шт.
Код
Статья расхода Код по ЭКР
Количество 30 20 5
Цена, руб. 5-00 7-00 6-00
Сумма, руб. 150-00 140-00 30-00
Лимит 30 20 5
№ п/п Дата Отпущено Отпущено Отпущено Отпущено Отпущено Отпущено Оплачиваемая тара Подпись Возврат
/ 01.12 10 б 3
2 08.12 8 6 -
3 20.12 7 5 2
4 27.12 5 3 -
форма 431, с. 2
Лимит
№ п/п Дата Отпущено Отпущено Отпущено Отпущено Ошущено Отпущено Оплачу та ваемая ра Подпись Воз арат
/
/
Выдал заведующий складом _ ___
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Бухгалтер группы материального учета _ _
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
« Ж * 2003 г.
РЕЕСТР №
СДАЧИ ДОКУМЕНТОВ
за декабрь 2003 г. Учреждение (централизованная бухгалтерия) Городская больница
Структурное подразделение Склад_
Материально ответственное лицо Заведующий складом_
Форма № 442 по ОКУД Дата
_ по ОКПО
по КСП
КОДЫ 0504842
Наименование первичного документа Номер первичного документа Количество документов
1 2 3
1. Ведомость выдачи материалов на нужды учреждения ф. 410 (0504210) 3 1
2. Заборная карта ф. 431 (0504231) хирургического отделения 4 2
^—
__^ ^
-
Форма 442, с. 2
Наименование первичного документа Номер первичного документа Количество докуметюв
I 2 3
Всего принято документов _
(цифрами и прописью)
Сдал заведующий складом_ _ _
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
* 30» декабря 2003 г.
Принял ст. бухгалтер группы материального учета (должность)
«30» декабря 2003 г.
Порядок списания материалов
Списание материалов и продуктов питания производится по ценам их приобретения или средним ценам, если они приобретались по разным ценам. Средняя цена определяется следующим образом: к остатку материалов на начало месяца в денежном выражении прибавляется их приход за месяц в денежном выражении и определяется общая сумма. Далее к остатку на начало месяца по количеству материалов прибавляется их приход за месяц в количественном выражении. Средняя цена единицы определяется делением общей суммы в денежном выражении на общий приход по количеству материалов.
Списание материалов и продуктов питания производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами расходов на основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных руководителем учреждения (ф. 299, 397, 410, 431, 3, 3-спец, 4, 4-с, 4-п, 6-спец или акта о списании материальных запасов ф. 230). Возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, бутылки и т.п.), как свободная порожняя, так и находящаяся под материальными ценностями, учитывается по соот-
(подпись) (расшифровка подписи)
ветствующим группам или видам по ценам, указанным в счетах поставщиков.
Для учета материальных запасов предназначены следующие счета: 04 «Оборудование, строительные материалы и материалы для научных исследований», 05 «Молодняк животных и животные на откорме», 06 «Материалы и продукты питания».
Счет 04 «Оборудование, строительные материалы и материалы для научных исследований»
На этом счете учитываются оборудование, подлежащее установке в строящихся (реконструируемых) объектах, строительные материалы, конструкции, детали и другие материальные ценности, приобретаемые за счет средств, выделенных из бюджета, и средств, полученных за счет внебюджетных источников, материалы длительного использования для научно-исследовательс-ких работ, а также специальное оборудование, приобретенное для выполнения научно-исследо-вательских работ по договорам с заказчиками.
Счет 04 «Оборудование, строительные материалы и материалы для научных исследований» подразделяется на субсчета:
040 «Оборудование к установке»;
041 «Строительные материалы для капитального строительства»;
043 «Материалы длительного использования для научных исследований и на лабораторном испытании»;
044 «Спецоборудование для научно-исследо-вательских работ по договорам с заказчиками».
На субсчете 040 «Оборудование к установке»
учитываются готовые к установке строительные конструкции и детали. К ним относятся: металлические, железобетонные и деревянные конструкции; блоки и сборные части зданий и сооружений; сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.).
На этом субсчете также учитывается отечественное и импортное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования. На данном субсчете учитываются и другие материальные ценности, необходимые для строительства.
Аналитический учет по этому субсчету ведется по видам оборудования, конструкций и деталей, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточке ф. 296.
На субсчете 041 «Строительные материалы для капитального строительства» учитываются строительные материалы, приобретаемые за счет средств, предназначенных для капитального строительства.
К строительным материалам относятся: силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица); лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т.п.); строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.п.); металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия и т.п.); санитар-но-технические материалы (краны, муфты, тройники и т.п.); электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы и т.п.); химико-москательные (краска, олифа, толь и т.п.) и другие аналогичные материалы.
В подсобных сельских хозяйствах на этом субсчете учитывается посадочный материал, приобретенный за счет средств, предназначенных на закладку садов, ягодников, виноградников и т.п.
Аналитический учет строительных материалов ведется по наименованиям материалов, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточке ф. 296.
На субсчете 043 «Материалы длительного использования для научных исследований и на лабораторном испытании» учитываются материалы, полученные со склада в лабораторию или другие структурные подразделения научно-исследовательского института, вуза для научно-исследовательских работ, которые используются неоднократно или длительное время, а также материалы, которые являются объектами научных исследований.
В дебет субсчета 043 записываются материалы, полученные со склада, при этом кредитуются соответствующие субсчета счета 06.
Материалы, полученные со склада для выполнения указанных работ, должны находиться на ответственном хранении улиц, назначенных приказом по учреждению. Эти лица обязаны учитывать материалы по наименованиям и количеству в книге ф. М-17.
Списание материалов в расход производится на основании актов или других документов, утвержденных руководителем учреждения. На сумму израсходованных материалов кредитуется субсчет 043 и дебетуются соответствующие субсчета счетов 20, 22.
Аналитический учет по субсчету 043 в бухгалтерии ведется по наименованиям материалов, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточке ф. 296.
На субсчете 044 «Спецоборудование для научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками в научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях учитывается спецоборудование, приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ по конкретной теме заказчика до передачи его в научное подразделение.
В дебет субсчета 044 записывается приобретенное оборудование для выполнения научно-иссле-довательских работ по договорам с заказчиками по теме, при этом кредитуются субсчета 111, 178. При передаче оборудования со склада в научное подразделение для выполнения работ по теме (договору) кредитуется субсчет 044 и дебетуется субсчет 220, и учитываются эти предметы на забалансовом счете 02 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Если после завершения работы по теме (договору) спецоборудование не возвращается заказчику, то оно оценивается по рыночным ценам на дату оприходования, а имущество, произведенное в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактические расходы, связанные с производством объекта имущества) и учитывается по дебету соответствующих субсчетов счетов 01, 07 и кредиту субсчетов 020, 250, 260 или - по дебету соответствующего субсчета счета 06 и кредиту субсчетов 241, 270, если эти предметы используются в качестве материала. Стоимость этого оборудования списывается с забалансового счета 02.
Аналитический учет по субсчету 044 ведется по наименованиям предметов, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточке ф. 296.
Счет 05 «Молодняк животных и животные на откорме» Субсчет 050 «Молодняк животных и животные на откорме»
На этом счете учитываются молодняк всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел независимо от их стоимости. Этот счет применяется только в подсобных сельских хозяйствах.
При покупке молодняка и животных, предназначенных для откорма, производится запись в дебет субсчета 050 и кредит соответствующих субсчетов 111, 178.
Молодняк животных, полученный от приплода в своем хозяйстве, приходуется в день отела, опороса, окота на основании акта на приплод по плановой себестоимости, и на стоимость полученного приплода производится запись по дебету субсчета 050 и кредиту субсчета 220.
Молодняк животных и животные на откорме ежемесячно взвешиваются, кроме молодняка, по которому учитывается не привес, а прирост. Привес молодняка животных и животных на откорме присоединяется к первоначальному их весу, согласно акту. Стоимость привеса определяется исходя из фактического привеса животных за отчетный месяц по плановой стоимости единицы привеса.
По молодняку животных, по которым учитывается прирост, стоимость прироста исчисляется исходя из фактического количества кормо-дней пребывания в хозяйстве, оцениваемых по плановой стоимости выращивания из расчета плановых расходов на один кормо-день соответствующего вида и группы животных.
На стоимость полученного привеса или прироста производится запись по дебету субсчета 050 и кредиту субсчета 220.
По окончании откорма стоимость забитых животных списывается по кредиту субсчета 050. При этом стоимость полученной продукции на основании акта приходуется по плановой стоимости по дебету субсчета 080. Разница между стоимостью забитых животных и стоимостью полученной продукции относится на субсчет 220 в корреспонденции с субсчетом 050.
Падеж молодняка животных и животных на откорме рассматривается как потери производства, и стоимость их относится на увеличение стоимости выращенного поголовья. В течение отчетного года эти потери должны списываться в оценке, числящейся на начало отчетного года, с присоединением плановой стоимости привеса или прироста за период с начала года до момента падежа, с кредита субсчета 050 в дебет субсчета 220.
В случае падежа животных по вине материально ответственных лиц ущерб, причиненный хозяйству, должен быть взыскан с виновных лиц в установленном порядке.
В конце года плановая стоимость продукции животноводства и стоимость привеса молодняка животных, учтенная на субсчете 080 и субсчете 050, корректируется на сумму полученной экономии или перерасхода. На выявленную разницу между плановой и фактической стоимостью продукции дебетуются субсчет 080 и субсчет 050 и кредитуется субсчет 220 или 400 положительными числами в случае перерасхода и отрицательными числами (красными чернилами) в случаях экономии против плановой стоимости.
Молодняк скота, переходящий на следующий год для дальнейшего выращивания и откорма, а также молодняк скота, переводимый в отчетном году в основное стадо, оценивается по фактической стоимости.
Аналитический учет молодняка животных ведется по видам и возрастным группам, а животных на откорме - только по видам в книге учета животных ф. 395 (0504208). Учет должен обеспечить возможность получения данных о поголовье и живом весе, привесе, приросте животных и пр.
КНИГА УЧЕТА ЖИВОТНЫХ
Форма 395 по ОКУД
Учреждение (централизованная бухгалтерия)_ по ОКПО
Структурное подразделение_ по КСП
Материально ответственное лицо_
КОДЫ 0504208
Форма 395 с. 2
Вид животных_ Код вида
Возрастная группа_ Код группы [
Дата Номер мемориального ордера Дата поступления животного Содержание записи (откуда животное поступило или куда выбыло, привес и др.) Инвентарный номер животного Дебет Кредит
количество голов вес, кг сумма, руб. количество голов вес, кг сумма, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
(Окончание следует)