Научная статья на тему 'Учет материальных запасов'

Учет материальных запасов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3525
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ / УЧЕТ / РАСХОД / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / СПИСАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Супроткина В. И.

В статье рассмотрен порядок учета материальных запасов, безвозмездное поступление, документальное оформление поступления и расхода материальных запасов, проведение инвентаризации, списание материалов и продуктов питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет материальных запасов»

Проблемы учета

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

В. И. СУПРОТКИНЛ, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России

Бюджетные учреждения для осуществления своей деятельности приобретают и используют различные хозяйственные и строительные материалы, оборудование, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, горюче-смазочные материалы (ГСМ), мягкий инвентарь, материалы для учебных, научных и других целей, а также материалы длительного пользования для лабораторных испытаний и научно-исследовательских работ. К материальным запасам относятся:

— предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 мес., независимо от их стоимости;

— готовая продукция;

— орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и пр.) независимо от их стоимости и срока службы;

— бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, временные лесовозные дороги, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и пр.) независимо от их стоимости;

— специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа), независимо от их стоимости;

— сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы, сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п., независимо от их стоимости и срока службы;

— специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности, независимо от их стоимости и срока службы;

— форменная одежда, предназначенная д ля выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;

— временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

— тара для хранения товарно-материальных ценностей;

— предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;

— молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;

— многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Основными задачами учета материальных запасов являются:

— правильное и своевременное документирование всех операций по движению материалов, своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроль за выполнением договорных обязательств;

— выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, определение их фактической стоимости для постановки на учет;

— обеспечение сохранности и контроля за движением материалов и правильным их использованием;

— систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализацией.

За сохранность и состояние материальных ценностей, находящихся в учреждении, несут ответственность материально ответственные лица, назначаемые приказом руководителя бюджетного учреждения. Прием на работу, перемещение и увольнение материально ответственных лиц должны быть согласованы с главным бухгалтером. При приеме на работу с материально ответственными лицами заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация и оценка. Классификация материалов в бюджетных учреждениях положена в основу их учета по синтетическим счетам. Для учета материальных запасов предназначены счета:

— 0 105 01 ООО «Медикаменты и перевязочные средства» — на счете учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства ит. п.;

— 0 105 02 000 «Продукты питания» — на счете учитываются продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание ит. д.;

— 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы» — на счете учитываются все виды топлива, ГСМ (дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол идр.);

— 0 105 04 000 «Строительные материалы» — на счете учитываются все виды строительных материалов:

• силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т. п.), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т. п.), металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия и т.п.), санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники и т. п.), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы и т. п.), химико-москательные (краска, олифа, толь и т. п.) и другие аналогичные материалы;

• готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки, сборные части зданий и сооружений, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем (отопительные котлы, радиаторы ит.п.);

• оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К нему относятся

оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, атакже другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ;

— 010505000 «Мягкий инвентарь» — на счете

учитываются следующие виды мягкого инвентаря:

• белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.);

• постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.);

• одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.);

• обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки);

• спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.);

• прочий мягкий инвентарь;

— 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» — на счете учитываются следующие виды

материальных запасов:

• спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;

• молодняк всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел независимо от их стоимости;

• приплод молодняка при наличии в учреждениях рабочего скота;

• посадочный материал;

• реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;

• хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), используемые для текущих нужд учреждений, канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни идр.);

• посуда;

• возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.) свободная (порожняя) и с материальными ценностями;

• корма, фураж (сено, овес и другие виды кормов и фуражадля животных), семена, удобрения;

• книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда и бланочной продукции;

• запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря;

• материалы специального назначения;

• иные материальные запасы;

— О 105 07 ООО «Готовая продукция» — счет предназначен для учета изготовленной в учреждениях продукции в рамках деятельности, приносящей доход.

Материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:

• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);

• иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов. Фактическая стоимость материальных запасов

определяется (уменьшается или увеличивается) с

учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материальных запасов к бюджетному учету в случаях, когда оплата производится в валюте РФ в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте

(условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.

Безвозмездное поступление материальных запасов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, осуществляется по фактической стоимости, а также суммам, уплачиваемым учреждением задоставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодноедля использования.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Оценка материальных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в валюте РФ путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия запасов к бюджетному учету.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца надату списания (отпуска).

Важной предпосылкой рациональной организации учета являются четкая система документооборота и строгий порядок оформления операций по движению материальных ценностей. Поступление, перемещение и отпуск материальных ценностей оформляются соответствующими бухгалтерскими документами.

Документальное оформление поступления материальных запасов. Поступление материалов в учреждение осуществляется в следующем порядке:

— по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;

— материалы собственного изготовления, отходы производства, материалы, оставшиеся от ликвидации основных средств;

— материалы, полученные от подотчетных лиц;

— безвозмездные получения, централизованные поставки.

Контроль за выполнением договорных обязательств осуществляют соответствующие службы организации. Отгружая товар покупателю, продавец оформляет транспортные документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, квитанции к железнодорожным накладным и т. д.). В каждое тарное место продавец вкладывает сопроводительные документы (счет-фактуру, спецификацию, опись, упаковочный ярлык и др.), свидетельствующие о наименовании и количестве находящегося в нем товара. Типовая межотраслевая форма товарно-транспортной накладной № 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от28.11.1997№78.

При выявлении недостачи товара или его ненадлежащего качества по сравнению с данными, содержащимися в транспортных и сопроводительных документах продавца, приемка приостанавливается. Оформляется и направляется продавцу уведомление о вызове его представителя с указанием времени, на которое назначена двухсторонняя совместная приемка товара. Составляется акт по факту выявленной недостачи. Если факт недостачи будет подтвержден при двусторонней приемке, то

оформляется совместный акт о приемке материалов (формапо ОКУД 0315004, типовая межотраслевая форма № М-7, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а) в двух экземплярах за подписями представителей покупателя и продавца. Акт утверждается руководителем юридического лица-покупателя и служит в качестве первичного приходного документа. Аналогичный акт составляется при выявлении излишков. При отсутствии расхождений материалы приходуются по документам поставщиков.

Обязательные реквизиты первичных приход-ныхдокументов: наименование поставщика, банковские реквизиты, наименование материальных ценностей, сорт, количество (масса), цена, сумма, дата поступления на склад и расписка материально ответственного лица, принявшего эти ценности.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от ликвидации основных средств, и т.п. оформляют требованиями-накладными (формапо ОКУД 0315006, типовая межотраслевая форма, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а), которые выписывают сдатчики в двух экземплярах. Один из них является основанием для списания материалов у сдатчика, второй направляется получателю и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций за наличныеденьги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет, который прилагается к авансовому отчету.

Приобретать ГСМ учреждение может за наличный и безналичный расчет. При приобретении ГСМ за наличный расчет водителю выдается сумма на приобретение ГСМ из кассы учреждения.

Документальное оформление расхода материальных запасов. Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов.

Все службы организации должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со

склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз из организации материалов. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны. Документы, служащие основанием для отпуска материалов, должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации деятельности учреждения, направления расхода, периодичности отпуска и вида материалов.

Выдача материалов со склада производится по следующим документам:

— требование-накладная (ф. 0315006): применяется при выдаче материалов со склада и при перемещении материалов внутри учреждения. Требование составляет кладовщик, отпускающий материалы, в двух экземплярах: первый экземпляр остается на складе; второй экземпляр передается работнику, который получает материалы. На материалы разных наименований можно выписать общее требование-накладную;

— накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007): применяется для учета отпуска материалов на основании договоров. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявления получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй — получателю материалов;

— меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202): применяется для оформления отпуска продуктов питания. Меню-требование составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о количестве довольствующихся лиц. Меню-требование, заверенное установленными подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком. Сведения из меню-требования после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания;

— ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203): применяется для выдачи в течение месяца кормов и фуража для кормления рабочего скота и других животных. Каждая выдача кормов и фуража подтверждается подписью получателя. Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания выданных кормов и фуража в расход;

— ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210): применяется для оформления выдачи материальных ценностей в эксплуатацию для хозяйственных, научных и учебных целей, а также предметов основных средств стоимостью до 3 000 руб. за единицу. Записи производятся по каждому материально ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3—12). Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания материальных ценностей в установленном порядке с баланса учреждения;

— акт о списании материальных запасов (ф. 0504230): применяется для списания с баланса материальных запасов на основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных руководителем учреждения. Акт составляется комиссией, назначаемой приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения;

— путевой лист (ф. 0340002,0345001, 0345002, 0345004,0345005,0345007): путевой лист — первичный документ по учету работы автотранспорта. Он является основанием для начисления заработной платы водителю. Путевой лист выписывается диспетчером или уполномоченным лицом. В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Путевой лист также является подтверждением того, что в производственных целях было израсходовано топливо, и является основанием для списания ГСМ. К горюче-смазочным материалам относятся:

— топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);

— смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);

— специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

В путевом листе проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ, указывается точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). Остаток горючего в баке фиксируется в листе на начало и конец смены.

Списание ГСМ производится в пределах норм расходов ГСМ. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Расчет расхода указывается по нормам, утвержденным в организации для данной машины. По сравнению с этой нормой указывается фактический расход, экономия или перерасход по отношению к норме.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации автомобилей. Кроме того, учитывается время года, численность населения пункта, в котором эксплуатируется автомобиль, и прочие факторы, которые могут повлиять на расход ГСМ. Такие лимиты обозначены в Методических рекомендациях к Распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

В пределах норм ГСМ списывают на счет учета расходов (при осуществлении приносящей доход деятельности — на счет учета стоимости изготовленной продукции (работ, услуг). А сверх лимита — на счет учета доходов с последующим восстановлением за счет виновных лиц или за счет установленных источников.

Перерасход ГСМ сверх установленных норм фактически является недостачей. Учет недостач материалов ведут на счете 0 209 04 000. При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей надень обнаружения ущерба (табл. 1).

Проведение инвентаризации материальных запасов. Инвентаризация материальных запасов бюджетного учреждения проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Минфином России от 13.06.1995 № 49.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризаци-

Учет и списание горюче

онная комиссия. Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации в приказе или распоряжении.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала проверки фактического наличия материальных запасов инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, составляемые по установленной форме.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках запасов, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Руководитель учреждения должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия материалов в установленные сроки.

Таблица 1

-смазочных материалов

Содержание операции Дебет Кредит

Списано израсходованное топливо на основании путевых листов в пределах норм расхода 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов» 1 105 03 440 «Уменьшение стоимости ГСМ»

На основании путевого листа списан бензин на расходы по предпринимательской деятельности 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ услуг)» 2 105 03 440 «Уменьшение стоимости ГСМ»

Списан перерасход топлива по учетным ценам 140101 172 «Доходы отреализации активов» 1 105 03 440 «Уменьшение стоимости ГСМ»

Отражена недостача топлива по рыночным ценам 1 209 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов» 1 401 01 172 «Доходы отреализации активов»

"Удержана сумма недостачи с заработной платы виновного лица 1 302 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» 1 209 04 660 «Погашение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов»

Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти материальные запасы заносятся в отдельную опись под наименованием «Материальные запасы, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарноматериальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие материальные запасы во время инвентаризации

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости оттого, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей

и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в его сдаче.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, утвержденные приказом Минфина России от 25.11.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. По результатам инвентаризации выявленные отклонения должны быть отражены в учете следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Учет и списание материальных средств по результатам инвентаризации

Содержание операции Дебет Кредит

Оприходование излишков материальных запасов, выявленных при инвентаризации 0 105 00 340 (по субсчетам) «Увеличение стоимости материальных запасов» 0 401 01 180 «Прочиедоходы»

Списание выявленных недостач в пределах норм естественной убыли 0 401 01 272 «Расходование материальных запасов» 0 105 00 440 (по субсчетам) «Уменьшение стоимости материальных запасов»

Окончание табл. 2

Содержание операции Дебет Кредит

Списание стоимости сверх норм естественной убыли 1 401 01 172 «Доходы отреализации активов» 0 105 00 440 (по субсчетам) «Уменьшение стоимости материальных запасов»

Отражена недостача по рыночным ценам 1 209 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов» 1 401 01 172 «Доходы отреализации активов»

Пример 1. В ходе инвентаризации обнаружены излишки хозяйственных материалов рыночной стоимостью 300руб. В учете данная операция отражается следующей бухгалтерской проводкой (табл. 3).

Пример 2. В ходе инвентаризации обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 800 руб., в том числе 50руб. — в пределах норм естественной убыли. Рыночная стоимость продуктов питания, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли — 800руб. Эта сумма взыскивается с материально ответственноголица. Вучете данные операции отражаются следующими бухгалтерскими проводками (табл. 4).

Аналитический учет материальных запасов, продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.

Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым

активам. Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Учет разбитой посуды ведется материально ответственными лицами в Книге регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Аналитический учет молодняка животных и животных на откорме ведется по видам и возрастным группам (животных на откорме только по видам) в Книге учета животных.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Таблица 3

Бухгалтерская проводка излишков хозяйственных материалов, обнаруженных в ходе инвентаризации

Операция Проводки Сумма, руб.

Дебет Кредит

Оприходованы излишки хозяйственных материалов 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» 140101 180 «Прочие доходы» 300

Таблица 4

Бухгалтерские проводки недостачи продуктов питания, обнаруженной в ходе инвентаризации

Операция Проводки Сумма, руб.

Дебет Кредит

Отражена недостача в пределах норм естественной убыли 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов» 1 105 02 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания» 50

Отражена недостача сверх норм естественной убыли 140101 172 «Доходы от реализации активов» 1 105 02 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания» 750

Отражена задолженность материально ответственного лица по недостаче 1 209 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов» 140101 172 «Доходы от реализации активов» 800

Сумма недостачи внесена в кассу учреждения 1 201 04 510 «Поступления в кассу» 1 209 04 660 «Погашение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов» 800

Предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.

Учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т. п.).

В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих первичных документов:

— Требование-накладная (ф. 0315006);

— Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

— Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

— Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010501340, 010502340, 010503340, 010504340, 010505340, 010506340, 010507340) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010501340, 010502340, 010503340, 010504340, 010505340, 010506340,010507340).

Списание материалов и продуктов питания производится на основании следующих документов:

— Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

— Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

— Ведомость выдачи материальных ценностей нануждыучреждения (ф. 0504210);

— Путевой лист (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004,0345005, 0345007) применяется для списания в расход всех видов топлива;

— Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);

— Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) применяется для списания мягкого инвентаря, независимо от стоимости, и однородных предметов хозяйственного инвентаря стоимостью от 3 000 руб. до 20 000 руб. Акт составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения. Списание производится при полной изношенности предметов, с указанием причины списания. Акт оформляется в двух экземплярах, первый экземпляр сдается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Учет вложений в нефинансовые активы. Для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бюджетному учету в качестве объектов нефинансовых активов предназначен счет 010600000 «Вложения в нефинансовые активы».

Аналитический учет по счету ведется в Мно-гографной карточке в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому объекту нефинансовых активов, по виду производимой готовой продукции, оказываемой услуге (работе).

Учет вложений в нефинансовые активы ведется на следующих счетах:

010601000 «Капитальные вложения в основные средства»;

010602000 «Капитальные вложения в нематериальные активы»;

010603000 «Капитальные вложения в непроиз-веденные активы»;

010604000 «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)».

Для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда,

драгоценностей и ювелирных изделий, прочих основных средств предназначен счет 010601000 «Капитальные вложения в основные средства».

Счет 010602000 «Капитальные вложения в нематериальные активы» предназначен для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, созданием, модернизацией объектов нематериальных активов.

Счет 010603000 «Капитальные вложения в непроизведенные активы» предназначен для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным получением объектов непроизведенных активов.

Счет 010604000 «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» предназначен для учета операций по изготовлению материальных запасов в рамках основной деятельности, готовой продукции (выполнению работ, оказанию услуг), а также для учета операций связанных с приобретением материальных запасов (при отражении произведенных вложений в сумме расходов, формирующих балансовую стоимость объекта материальных запасов).

Таким образом, нефинансовые активы бюджетных учреждений представлены основными средствами, нематериальными и непроизведенны-ми активами и материальными запасами.

Для учета учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 «Нефинансовые активы».

Объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

Изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

Группировка основных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета

осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее — ОКОФ).

Документальное оформление движения нефинансовых активов оформляется унифицированными документами первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденными постановлениями Госкомстата России от21.01.2003 № 7 и от 30.10.1997 № 71а, атакже Инструкцией № 148н.

По объектам основных средств и нематериальных активов предусмотрено начисление амортизации линейным способом, исходя из балансовой стоимости этих объектов и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока их полезного использования.

В составе объектов нематериальных активов, как правило, учитываются объекты интеллектуальной собственности, которые представляют собой права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Полный перечень таких объектов приведен в ст. 1225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объекты непроизведенных активов учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы». Указанные активы отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. Каждому объекту непроизведенных активов, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах.

Непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и пр.) становятся объектом бюджетного учета в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) обороти учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы».

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Прекращение признания материальных запасов происходит в момент выдачи запасов в эксплуатацию либо в момент их выбытия по иным причинам.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЭ.

2. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.