Научная статья на тему 'Учет материальных запасов'

Учет материальных запасов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет материальных запасов»

Все для бухгалтера

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ1

Счет 06 «Материалы и продукты питания»

На этом счете учитываются материалы и продукты питания по их предметной характеристике.

Счет 06 «Материалы и продукты питания» подразделяется на субсчета:

060 «Материалы для учебных, научных и других целей»;

061 «Продукты питания»;

062 «Медикаменты и перевязочные средства»;

063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»;

064 «Топливо, горючее и смазочные материалы»;

065 «Специальные материалы»;

066 «Тара»;

067 «Прочие материалы»;

068 «Материалы в пути»;

069 «Запасные части к машинам и оборудованию».

На субсчете 060 «Материалы для учебных, научных и других целей» учитываются реактивы и химикаты, стекло II химпосуда, металлы, электроматериалы и радиоматериалы, радиолампы, фотопринадлежности, бумага для издания учебных программ, пособий и научных работ, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, а также драгоценные и другие металлы для протезирования.

Учет драгоценных металлов для протезирования ведется в порядке, установленном Минздравом России, согласованном с Минфином России.

На субсчете 061 «Продукты питания» учитываются продукты питания в учреждениях, в сметах доходов и расходов которых как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников, предусмотрены ассигнования на эти цели.

Учреждения, имеющие пищеблоки, заключают договоры с поставщиками продуктов питания. Получение оформляется распиской материально ответственного лица на документах поставщика и скрепляются печатью. Продукты питания, поступающие на склад (кладовую) учреждения, подвергаются проверке в отношении соответствия их ассортименту, количеству, весу, качеству, указанным в сопроводительном документе.

В учреждении должен быть продолжен контроль за качеством поступивших продуктов питания.

'Окончание. Начало см. в N° 3 (99), 4 (100) 2004 г.

Ю.М. ПИСКАРЁВА

В случае сомнения в доброкачественности продуктов питания их приемка производится с обязательным участием медицинских работников. При установлении недоброкачественности какого-либо продукта питания составляется акт.

Заведующий складом (кладовщик) ведет книгу складского учета ф. М-17 (0504204). Порядок ведения книги ф. М-17 (0504204) изложен ранее. После записи данных в оперативный учет материально ответственное лицо в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию приходные и расходные документы при реестре сдачи документов ф. 442.

В бухгалтерии учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по приходу продуктов питания ф. 300. Ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно. Записи в ведомости производятся на основании первичных документов в количественном и суммовом выражении. По окончании месяца в ведомости поде читы ва юте я итоги. Основанием для составления мемориального ордера 11 является накопительная ведомость ф. 300 (0504220) или свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания ф. 398 (0504212) мемориальный ордер 11.

Учет расходов продуктов питания ведется в накопительной ведомости по расходу продуктов питания ф. 399 (0504212). Эта ведомость составляется по материально ответственным лицам. Записи в ней производятся на основании меню-требования ф. 299 (0504202) и других документов. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, которые служат для определения стоимости израсходованных продуктов питания. Одновременно сверяется число довольствующихся по детским учреждениям с данными посещаемости детей, по лечебным учреждениям - по сведениям о наличии больных и др. Основанием для составления мемориального ордера 12 является накопительная ведомость ф. 399 (0504212) или свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания ф. 411 (0504214) мемориальный ордер 12. В свод ф. 411, кроме данных накопительных ведомостей, записываются данные других расходных документов на продукты питания (актов на недостачу продуктов питания, возврата на базу и т.п.).

Особое внимание хотелось бы обратить на правильность составления меню-требования ф. 299 (0504202), в нем допускаются значительные нарушения правил составления документов. Имеются

исправления количества вложенных продуктов без подписей на меню-требовании всех подписавших его. Очень часто имеются арифметические ошибки при обсчете продуктов питания на число довольствующихся, при подсчетах расхода продуктов за день и многие другие. Нарушаются правила, установленные для питания сотрудников, практически выписывается только одно блюдо, и очень часто как более дешевое - первое блюдо. Иногда вообще сотрудники не платят за питание, что идет в ущерб питания детей в детских дошкольных учреждениях.

Аналитический учет продуктов питания ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в различных оборотных ведомостях ф. М-44 (0504205). Записи в оборотные ведомости производятся на основании данных накопительных ведомостей ф. 300 (0504220) и ф. 399 (0504213) и других документов по приходу и расходу продуктов питания. Ежемесячно в оборотных ведомостях подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало месяца.

На субсчете 062 «Медикаменты и перевязочные средства» учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства в больницах, лечебно-профилактических, лечебно-ветеринарных и других учреждениях, где в сметах доходов и расходов предусмотрены ассигнования на эти цели.

Учет медикаментов и перевязочных средств в бухгалтерии ведется в соответствии с инструкциями, издаваемыми соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минфином России.

Вместе с тем возможно использование Инструкции Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747 по учету медикаментов и средств медицинского назначения, а также специализированных форм первичного бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минздрава СССР от 30.12.1987 в случаях, не противоречащих Инструкции. В Инструкции по учету медикаментов и средств медицинского назначения изложен порядок учета лекарственных средств в учреждениях, как имеющих агттеку, так и не имеющих ее. Определен также порядок учета медикаментов, перевязочных средств, вспомогательных материалов и тары. В приказе Минздрава СССР от 30.12.1987 № 1337 приведенный перечень специализированных форм первичного учета во многом предназначен для учета лекарственных средств в аптеках лечебно-профилактических учреждений.

На субсчете 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» учитываются хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, используемые для текущих нужд учреждений (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), строительные материалы, предназначенные для текущего и капитального ремонта. На этом субсчете учитываются медикаменты и перевязочные средства в учреждениях, не относящихся к медицинским.

В небольших учреждениях канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и т.п.), а также медикаменты и готовые лекарства (за исключением спирта, перевязочных средств и дорогостоящих медикаментов), приобретенные и одновременно выданные на текущие нужды, могут списываться на фактические расходы с отражением их общей суммы по приходу и расходу на субсчете 063. На документах, подтверждающих приобретение и получение этих ценностей, должна быть расписка лица, получившего эти материалы.

Все хозяйственные материалы, предназначенные для содержания помещений в порядке и чистоте, списываются на расходы по нормам либо установленным федеральными органами власти, либо разработанным непосредственно в учреждениях, причем утвержденным руководителем, а также в пределах ассигнований, предусмотренных сметами доходов и расходов.

На субсчете 064 «Топливо, горючее и смазочные материалы» учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов, находящихся на складах или в кладовых (дрова, уголь, торф, керосин, мазут, автол и т.д.), а также - непосредственно у материально ответственных лиц.

Учреждениям, имеющим автотранспорт, при его эксплуатации рекомендуется пользоваться следующими документами:

1. Инструкцией Минтранса России от 08.04.1993 «О порядке выдачи и учета топлива и смазочных материалов для эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта» (согласована с Минфином России от 05.04.1993);

2. Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Минтрансом России от 29.04.2003 № 3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Учреждения должны организовать учет и контроль за приобретением и расходованием горючего и смазочных материалов.

Горючее может отпускаться по талонам, за наличный расчет. Талоны на бензин и масла хранятся в кассе бухгалтерии и учитываются на субсчете 132 «Денежные документы». Прием и выдача талонов оформляются кассовыми ордерами, на которых ставится штамп или делается надпись от руки красным карандашом «Фондовый». Учет этих операций ведется отдельно от денежных средств, и кассовые ордера регистрируются в журнале ф. КО-3 или КО-За на отдельных листах. Выдаются талоны по разрешению руководителя и только после сдачи отчета об использовании ранее выданных талонов. Стоимость израсходованных нефтепродуктов списывается в расход на основании путевых листов.

В случае если водитель расплачивается за приобретаемые горюче смазочные материалы наличными деньгами, выданными ему в подотчет, то вместе с путевыми листами ему следует представить

УТВЕРЖДАЮ Главный врач больницы

(подпись)

(расшифровка подписи)

«04» января 2004 г.

(дата)

Акт

об остатках обмера топлива

Мы, нижеподписавшаяся комиссия, в составе: заместителя главного врача больницы_

заместителя главного бухгалтера _

(фамилия, инициалы)

(фамилия, инициалы)

истопника

(фамилия, инициалы)

представителя коллектива_

(фамилия, инициалы)

составили настоящий акт на израсходованное топливо за декабрь месяц 2003 г.

Наименование топлива Единица измерения Остаток топлива на 1 декабря При замере на 1 января в наличии оказалось Количество израсходованного топлива за декабрь Средняя цена, руб. Общая сумма, руб. Примечание

Уголь т 22 12 10 1 ООО 10 000 •

Дрова м3 12 7 5 800 4 000

Итого 14 000

т и

О *

4 00 от

5

со >

л

л X

=3 т

0 ^

л

1 О О н

СГ

I

го

ы >

го ^

т О я л:

Члены комиссии:

«04» января 2004 г.

(дата)

Зам. гл. врача Зам. гл. бухгалтера Истопник

Представитель коллектива

подпись

расшифровка подписи

СЛ О

ГО

о о

авансовый отчет ф. 286 с подтверждающими расходы документами.

Очень часто в учреждениях, имеющих свои котельные, списание в расход топлива производятся по актам его обмера. Рекомендуется применить приводимую примерную форму акта.

Вместе с тем следует отметить, что учет поступления и расхода топлива, горючего и смазочных материалов (а также продуктов питания, медикаментов и других видов материалов) требует более детального их рассмотрения в отдельных статьях.

На субсчете 065 «Специальные материалы» учитываются материалы специального назначения, перечень которых определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минфином РФ.

На субсчете 066 «Тара» учитывается возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями.

В учреждении должна быть обеспечена сохранность тары, как порожней, так и находящейся под материальными ценностями, организация учета за движением залоговой тары и тары, подлежащей обязательному возврату, а также обеспечена своевременная сдача тары поставщикам.

Учет тары на складе должен вестись по ее видам: деревянная, картонная и бумажная, из полимерных синтетических материалов, мешки тканевые, металлическая, стеклянная тара и т.д.

При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится по смете доходов и расходов на прочие текущие расходы.

На субсчете 067 «Прочие материалы» учитываются корма и фураж (сено, овес и другие виды кормов и фуража для животных), семена, удобрения, прочие материалы, в том числе приобретенная печатная, сувенирная и другая продукция. На этом субсчете также учитывается приплод молодняка (жеребят) при наличии в учреждениях рабочих лошадей, содержащихся за счет сметы доходов и расходов по бюджету. Приплод молодняка в этом случае приходуется по закупочным ценам и отражается по дебету субсчета 067 и кредиту субсчета 140. Увеличивать перечень материалов, учитываемых на субсчетах 067 «Прочие материалы», без надобности не рекомендуется.

Аналитический учет материалов по субсчетам 060, 063 - 067 в учреждениях и централизованных бухгалтериях ведется по наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточке ф. 296 (0504207).

Карточки регистрируются в порядке, предусмотренном в п. 16 настоящей Инструкции, при этом реестр карточек ф. 279 (0504804) в централизованных бухгалтериях ведется отдельно по каждому обслуживаемому учреждению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем следует отметить, что во многих

бухгалтериях материалы учитываются на не предусмотренных Инструкцией субсчетах, а иногда только в оборотных ведомостях, без карточек ф. 296 (0504207).

На субсчете 068 «Материалы в пути» учитываются материалы, оплаченные учреждениями по иногородним поставкам, но не поступившие к концу месяца на склад. На этом субсчете могут также учитываться материалы, полученные на склады групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания и не распределенные по учреждениям.

Суммы, отраженные на этом субсчете, должны быть подтверждены надлежаще оформленными документами и, в частности, на материалы, находящиеся в пути, - накладными железнодорожного и водного транспорта со штампами станции или порта, удостоверяющими непоступление груза.

Аналитический учет материалов в пути ведется по отдельным поставщикам на карточке ф. 296 (0504207). Материалы, поступившие на склад групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания, учитываются по их наименованиям с указанием цены, количества и суммы на карточке ф. 296 (0504207).

На субсчете 069 «Запасные части к машинам и оборудованию» учитываются запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах (медицинских, электронно-вычислительных и др.), оборудовании, тракторах, комбайнах, транспортных средствах (моторы, автомобильные шины, включающие покрышки, камеры и ободные ленты и т.п.).

Аналитический учет запасных частей ведется по наименованиям запасных частей, маркам, заводским номерам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточке ф. 296 (0504207). При этом двигатели, аккумуляторы, автомобильные шины и покрышки, выданные со склада для замены изношенных, бухгалтерией учитываются на забалансовом счете 02 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».

На стоимость приобретенных материалов производится запись в дебет соответствующих субсчетов счета 06 и кредит соответствующих субсчетов счетов 09,10,11,12,13,16,17.

Стоимость израсходованных материалов записывается в кредит соответствующего субсчета счета 06 и дебет соответствующих субсчетов счетов 20,21. 22.

Учет операций по расходу материалов, кроме продуктов питания, ведется в накопительной ведомости по расходу материалов ф. 396 (мемориальный ордер 13) (0504211).

Записи в накопительную ведомость производятся по каждому документу и соответствующим субсчетам с выделением в том числе сумм по обслуживаемым учреждениям или материально ответственным лицам. По окончании месяца итоги по субсчетам записываются в книгу «Журнал-главная» ф. 308 (0504811).

Ниже приводится корреспонденция субсчетов по материальным запасам.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ОРДЕР 13 Накопительная ведомость по расходу материалов

за

Раздел, подраздел Целевая статья Вид расхода

поФКР

поКЦСР

поВКР

Учреждение (централизованная бухгалтерия)

Источник финансирования _

Единица измерения: руб.

Форма 396 по ОКУД Дата

по ОКПО

поОКЕИ

КОДЫ

0504211

383

№ п/п Дата Номер документа Наименование документа Кредит субсчетов Дебет субсчетов В том числе по учреждениям (материально ответственным лицам)

200 Итого

по ЭКР сумма по ЭКР сумма по ЭКР сумма по ЭКР сумма

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

ОТ

-1 §

¡3

о

з: ^

4

от от

5

(О >

х=

¡0 X

=] гп

■О §

X I

0

О н

О"

1

го

тз >

со >

го

сл о

гп

о

Исполнитель

Главный бухгалтер

Приложение на

листах Сумма оборотов по кредиту субсчетов

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

(подпись) (расшифровка подписи)

ГО О

о £

№ Содержание операции Номер субсчета

п/п по дебету по кредиту

1 2 3 4

1 Получение от поставщиков оборудования и строительных материалов для строительства 040, 041 150

2 Передача подрядным организациям оборудования и строительных материалов на капитальное строительство 150 040, 041

3 Списание оборудования и строительных материалов, израсходованных на объекты нового строительства, выполняемого хозяйственным способом 203, 224 040, 041

4 Получение со склада материалов длительного использования научными подразделениями для выполнения научно-исследовательских работ или мастерскими для реставрации и ремонта произведений искусства, музейных ценностей и памятников архитектуры 043 060

5 Списание израсходованных материалов длительного использования 200, 220, 221, 225 043

6 Приобретение спецоборудования для выполнения научно-исследовательских работ по договорам 044 111, 178

7 Передача спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения договорных работ. Одновременно отражается по забалансовому счету 02 220 044

8 Оприходование по цене возможного использования спецоборудования, не возвращенного заказчику после завершения темы и используемого в качестве:

основных средств малоценных предметов 013, 016 071 060, 063 020, 250 260 241, 270

материалов

Примечание. Стоимость этого оборудования списывается с забалансового счета 02

9 Приобретение животных для откорма 050 111, 178

10 Оприходование привеса и приплода молодняка по плановой стоимости 050 220

11 Списание за счет учреждения павшего молодняка и животных на откорме 220 050

12 Оприходование мясных продуктов при убое животных по плановым ценам 080 050

Одновременно на разницу между стоимостью забитых животных и стоимостью полученной продукции 050, 220 220, 050

13 Списание сумм разницы между плановой и фактической стоимостью продукции животноводства и стоимости привеса молодняка животных: при перерасходе плановой цены при экономии - «Красное сторно» по вышеуказанным счетам 050, 080 050, 080 220, 400 220, 400

14 Приобретение материалов и продуктов питания 060 - 069 0,91, 101, 111, 131, 160, 178

Окончание

№ Содержание операции Номер субсчета

п/п по дебету по кредиту

1 2 3 4

15 Передача материалов и продуктов питания в переработку 222 061, 063, 067

16 Оприходование материалов, поступивших от заготовки и переработки 061, 063, 067 222

17 Оприходование излишков материальных запасов, выявленных при инвентаризации по рыночной стоимости 040, 041, 043, 060 - 067, 069 270, 400

18 Списание израсходованных материальных запасов на основании оправдательных документов 200, 201, 210, 220, 223, 225, 227 043, 060 - 067, 069

19 Реализация излишних и неиспользуемых материалов по балансовой стоимости 110, 111, 120, 178 040, 041, 043, 060 - 067, 069

На сумму превышающую балансовую стоимость (без налога на добавленную стоимость) 178 400

На сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую перечислению в доход бюджета 178 173

20 Списание естественной убыли материальных запасов в пределах установленных норм, а также недостач и потерь от порчи, принятых за счет учреждения по балансовой стоимости 140, 141, 220, 241, 270 060 - 067, 069

21 Списание недостач и потерь материальных запасов, отнесенных за счет виновных лиц по рыночной стоимости: на сумму балансовой стоимости 170 040, 041, 043, 044, 060 - 067, 069

на сумму разницы между рыночной и балансовой стоимостью 170 401

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Оприходование по закупочным ценам приплода молодняка от рабочих лошадей, содержащихся за счет средств бюджета 067 140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.