Научная статья на тему 'УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ"'

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ / ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзенкова Л.В.

В статье рассматривается подход к обучению школьников по теме «Тригонометрические уравнения». Подход основан на сочетании двух типов восприятия информации: визуального и вербального. Учтены индивидуальные особенности восприятия информации учащимися этих типов при изучении темы «Тригонометрические уравнения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борзенкова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ"»

УДК 372.8:51

Л.В. Борзенкова

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ»

В статье рассматривается подход к обучению школьников по теме «Тригонометрические уравнения». Подход основан на сочетании двух типов восприятия информации: визуального и вербального. Учтены индивидуальные особенности восприятия информации учащимися этих типов при изучении темы «Тригонометрические уравнения».

Ключевые слова: тригонометрические уравнения, вербальное мышление, визуальное мышление.

Тригонометрии в математике отводится довольно длительное время для ее изучения, так как материал объемный и сложный. Решение уравнений само по себе является интересным явлением, потому что уравнения можно решать несколькими способами. Решение тригонометрических уравнений вызывает еще больший интерес у учащихся. Для поиска корней используют числовую окружность, находят на ней значения тригонометрических функций. Для решения уравнений мало применять алгебраические преобразования, необходимо научиться работать с графиками и рисунками, поэтому решение тригонометрических уравнений традиционно вызывает затруднения у школьников. Основная цель учителя математики на уроках по теме «Тригонометрические уравнения» - нацеленность на результат, а результатом будет усвоение учебного материала учащимися.

Из психологии известно, что существует два типа мышления [2]. К учащимся с различными типами мышления нужен определенный подход. Опишем каждый подход и методику работы с ним, т.е. методику работы с учащимися с учетом их индивидуальных особенностей. Поэтому целью данного исследования является эффективное сочетание способов представления математической информации в процессе обучения учащихся с визуальным и вербальным типом мышления.

H.И. Попов в своей статье [4] разбирает механизм работы правого и левого полушария у людей. Учащиеся с преобладанием правого полушария головного мозга имеют наглядно-образное мышление. Это то, что называется человеческим воображением. Таким людям необходимо сопоставлять образы, сравнивать формы. Для таких учеников основными помощниками будут различные символы, картины, образы. Учащиеся с преобладанием левого полушария головного мозга имеют словесно-логическое мышление. Их мышление протекает во внутреннем, умственном плане, они анализируют процессы собственных рассуждений. Люди с преобладанием вербального типа мышления воспроизводят реальный мир в словесной форме, т.е. вербальное мышление проходит в словах. Людям с преобладанием визуального типа мышления свойственна способность проводить обработку зрительной информации. Визуальное мышление происходит в картинках, изображениях Поэтому Попов Н.И. предлагает разумное сочетание обоих способов представления математической информации в процессе обучения: визуального и вербального.

Как все же сделать обучение решению тригонометрических уравнений так, чтобы оно было сбалансированным в работе левого и правого полушарий головного мозга, то есть сочетать словесно-логическое (вербальное) и наглядно-образное (визуальное) мышления.

Методические рекомендации для учителя по обучению школьников с визуальным типом мышления

[3]:

I.Обучаться необходимо через наглядные пособия: книги, видео, графики, фотографии.

2. Для заучивания формул лучше использовать надписи на стикерах и в блокнотах.

3.Для восприятия информации хорошо записывать важную информацию на доске, подчеркивать, выделять необходимые вещи.

Методические рекомендации для учителя по обучению школьников с вербальным типом мышления

[3]:

1.Необходимо слушать и говорить. Таким ученикам подходят уроки: обсуждение, лекция, ролевые

игры.

© Борзенкова Л.В., 2019.

Научный руководитель: Демченкова Наталья Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Высшая математика и математическое образование», Тольяттинский государственный университет, Россия.

Вестник магистратуры. 2019. № 7-2(94)

ISSN 2223-4047

2.Изучая картинки, графики нужно произносить важные вещи вслух.

3. Лучше всего читать учебники вслух.

4.Подходят парные упражнения, чтобы материал можно было бы обсуждать.

Рассмотрим вспомогательные средства обучения учеников с вербальным и визуальным типом восприятия информации на примере решения тригонометрических уравнений. Это числовая окружность для визуалов, и таблица с решением простейших тригонометрических уравнений для вербалов.

3ж 4 J

У

sin V 2 2

(-?) 0 sin V2 cos — 2 (- V2 )

cos (- —

(cos) - т (sin) f

Рис. 1. Числовая окружность, как средство визуализации решения тригонометрических уравнений

Ученикам с визуальным типом мышления четко видно, что функции sint и cost имеют по две точки пересечения с числовой окружностью, но корней у тригонометрического уравнения бесконечное множество, так как данные тригонометрические функции периодические, их основной период равен 2п (полный круг). Получается, что пройдя полный круг из заданной точки, попадаем в эту же точку. Корни тригонометрических уравнений разберем в таблице 1[1].

Таблица 1

Простейшие тригонометрические уравнения [1] с шагом -как средство вербального усвоения информации

sin t = y (ось ординат) cos t = x (ось абсцисс)

V2 y = T Имеет 2 точки на числовой окружности: ti = - + 2 nk, k eZ, 4 t2 = — + 2nk, k e Z, 4 Общая формула: t = (-i)n - + nn, n e Z V ' 4 ' V2 x = — 2 Имеет 2 точки на числовой окружности: ti = - + 2 nk, k eZ, 4 t2 = -- + 2nk, k e Z, 4 Общая формула: t = ± - + 2nk, k e Z 4

t ^ y = (- T) Имеет 2 точки на числовой окружности: ti = - - + 2 nk, k eZ, 4 t2 = — + 2nk, k e Z, 4 Общая формула: t = (-I)n (-f) + nn, n e Z t ^ x = (--) v 2 ' Имеет 2 точки на числовой окружности: ti = — + 2 nk, k eZ, 4 t2 = - — + 2nk, k e Z, 4 Общая формула: t = ± — + 2nk, k e Z 4

x

Аналогичные рисунки и таблицы можно составить с шагом ^ и

На рисунке видно где искать значения синуса и косинуса, где они положительные, где отрицательные. Этот рисунок поможет ученикам нагляднее усвоить числовую окружность, без труда находить корни тригонометрических уравнений. Этот подход для учеников с преобладанием визуального типа мышления.

Для учащихся с преобладанием вербального типа мышления можно сделать разговорный урок в парах по таблице 1. Первый читает, второй слушает, повторяет, показывает значения на рисунке. Так мы задействуем речевой канал для восприятия и изучения информации вербалам.

На рисунке 1 и таблице 1 мы учли индивидуальные особенности учеников с вербальным и визуальным типом мышления. Используя этот материал на уроке математики по теме «Тригонометрические уравнения», старшеклассникам будет легче усвоить материал. Таким образом, на уроках алгебры у старшеклассников будут сочетаться два типа восприятия информации: визуальное и вербальное.

Библиографический список

1.Алимов, Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. средней школы / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 254 с. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

2.Куликова, Э.Г. Диалог-Дискурс-Текст: вербальная - вокальная - визуальная коммуникация / Труды РГУПС. - Ростов-на-Дону: РГУПС, 2015. № 1. 93-98 с.

3.Попов, Н.И. Методика обучения тригонометрии на основе когнитивно-визуального подхода / Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2008. - 34-42 с.

БОРЗЕНКОВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА - магистрант, Тольяттинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.