Всё для бухгалтера
УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ
Законодательное и нормативное регулирование
При осуществлении учреждениями основной и предпринимательской (приносящей доход) деятельности нередко возникает необходимость направления работников для выполнения тех или иных функций за пределами местности, в которой работник постоянно проживает и выполняет функции, закрепленные трудовым договором.
Поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) является служебной командировкой. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. С 25 октября 2008 г. (с учетом даты опубликования и общих правил вступления законодательных актов в силу) действует Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее - Положение № 749).
Кроме того, некоторые особенности оплаты и документального оформления командировок на уровне федерального законодательства установлены для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем для целей налогообложения установлены определенные ограничения (в частности, по размеру суточных, принимаемых к налоговому учету по налогу на прибыль (до 2009г.), по размеру суточных, не облагаемых НДФЛ).
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В.Р. ЗАХАРЬИН, кандидат экономических наук
В служебную командировку могут направляться работники любых категорий (управленческий персонал, технические и обслуживающие работники, рабочие) и профессий. Чаще всего командированными являются представители управленческих служб, но при определенных условиях в командировку могут направляться рабочие и обслуживающий персонал.
В отношении некоторых групп работников трудовым законодательством установлены ограничения в части возможности направления в командировку.
В любом случае не могут быть направлены в командировку:
• беременные женщины (ст. 259 ТК РФ);
• работники в возрасте до 18лет(ст. 268ТКРФ).ТК РФ сделано исключение в отношении творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
• работники в период действия ученического договора — в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст. 203 ТК РФ). Только с письменного согласия можно направлять в командировку:
• женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку;
• матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;
• работников, имеющих детей-инвалидов. В соответствии со ст. 264 ТК РФ гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (в частности, направление в служебные командировки), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних;
• работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ст. 259 ТК РФ).
Право направлять работников в командировки предоставлено руководителям организаций. Перечень документов, являющихся основанием для направления работника в служебную командировку может быть установлен приказом или иным внутренним распорядительным актом организации. В частности, это может быть приказ о командировании и (или) выдача ему командировочного удостоверения.
По нашему мнению, в отношении организаций и учреждений, финансируемых за счет средств бюджета продолжает действовать ограничение, установленное пунктом 5 постановления Совета Министров СССР от 18.03.1988 № 351 «О служебных командировках в пределах СССР», в соответствии с которым командирование в вышестоящие в порядке подчиненности организации осуществляется по вызову руководителя этой организации или по согласованию с ним. Аналогичное ограничение может быть установлено головной организацией в отношении филиала, а также для командировок внутри холдинга.
Пунктом 6 упомянутого постановления № 351 установлено, что в общем случае срок командировки работников определяется руководителями объединений, предприятий, учреждений и организаций, однако он не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути.
Срок командировки работников в органы государственной власти не должен превышать 5 дней, не считая времени нахождения в пути. Продление срока командировки допускается в исключительных случаях не более чем на 5 дней с письменного разрешения руководителя этого органа управления. Продолжительность командировокдля проведения ревизий и проверок, проводимых по планам вышестоящих организаций или органов государственной власти не должна превышать 40 дней.
Срок командировки рабочих, руководителей и специалистов, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, не должен превышать одного года.
В отдельных случаях более длительные сроки командировки могут устанавливаться руководителями министерств и ведомств.
Подчеркнем, что ограничение сроков командировок установлено постановлением № 351, которое было принято в иных экономических условиях. Тем не менее постановление не отменено и не признано недействующим. И, следовательно, это обстоятельство может трактоваться налоговыми органами как экономически необоснованное. То есть, суммы суточных и прочих расходов, размер которых зависит от длительности командировки, к налоговому учету приниматься не должны.
Для целей бюджетного учета перечисленные ограничения значения не имеют.
Выполнение работником своих обязанностей во время служебной командировки связано с расходованием наличных денежных средств — как на оплату расходов, непосредственно связанных с командировкой (оплата проезда и проживания в месте, куда работник командирован), так и при осуществлении затрат, обусловленных выполнением служебного задания (приобретение объектов основных средств, материально-производственных запасов, производство расчетов с контрагентами и т. п.). Поэтому расчеты с командированными лицами являются наиболее распространенной группой расчетов с подотчетными лицами, причем, характерной практически для всех организаций — как занятых в различных сферах предпринимательской деятельности, так и в бюджетных учреждениях.
Оплата расходов на командировки
Вопросы возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, регулируются ст. 168 ТК РФ, согласно которой в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
• расходы по проезду;
• расходы по найму жилого помещения;
• дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
• иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Постановлением Правительства РФ от
02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», установлены ограничения по предельным размерам выплат, производимых за счет бюджетных средств:
• расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) — в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими
документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, — 12 руб. в сутки;
• расходов на выплату суточных — в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке;
• расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:
— железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
— водным транспортом — в каюте Y группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
— воздушным транспортом — в салоне экономического класса;
— автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);
— при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, — в размере минимальной стоимости проезда:
— железнодорожным транспортом — в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
— водным транспортом — в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всехлиний сообщения;
— автомобильным транспортом — в автобусе общего типа.
При этом оплата перечисленных видов расходов в более высоких размерах не исключается. Пунктом 3 упомянутого постановления Правительства РФ № 729 установлено, что расходы, превышающие установленные размеры, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для расчета размера суточных существенное значение имеет порядок определения длительности
командировки. Отдельными пунктами Постановления № 749 данные вопросы урегулированы следующим образом:
• срок командировки определяется работодателем (для бюджетных учреждений — руководителем учреждения) с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения;
• днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки — дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы;
• при отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки;
• в случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта. То есть в общем случае момент выбытия работника в командировку следует определять не по времени отправления поезда или самолета, а по времени отправления транспорта общего пользования от места проживания или места работы командированного (в зависимости от того, откуда он выезжает в командировку). В тех случаях, когда общественный транспорт ходит не по расписанию, а также тогда, когда командированный работник пользуется личным транспортом или такси, время пребывания в пути до станции или аэропорта, по нашему мнению, следует определять исходя из средней скорости перемещения соответствующего вида транспорта в соответствующих условиях;
• аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы;
• при командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются;
• вопрос о целесообразности ежедневного возвращения работника из места командирования к месту постоянного жительства в каждом конкретном случае решается руководителем организации с учетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха. По нашему мнению, в том же приказе (или ином внутреннем нормативном акте), которым устанавливается предельная
продолжительность командировок, целесообразно закрепить условия, когда работник может не возвращаться ежедневно к месту постоянного жительства. Разумеется, делать это имеет смысл в отношении только тех населенных пунктов, транспортное сообщение с которыми обеспечивает возможность ежедневных разъездов. При этом целесообразно оговорить возможность возвращаться к месту постоянного жительства в выходные дни (если графики рабочего времени организации, в которую командирован работник, совпадают с графиком той организации, из которой он командирован). Выплата суточных и оплата расходов за наем помещения за эти дни, очевидно, представляются экономически необоснованными;
• если работник по окончании рабочего дня по согласованию с руководителем организации остается в месте командирования, то расходы по найму жилого помещения при предоставлении соответствующих документов возмещаются работнику в размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом.
Бюджетный учет командировочных расходов
При организации и ведении бюджетного учета расходов следует учитывать то, что отдельные виды выплат, производимых командированному работнику, отражаются по разным кодам бюджетной классификации.
Как уже отмечалось, наиболее распространенной практикой оплаты командировочных расходов является выдача подотчетных сумм с последующим их списанием на основании представленного командированным работником авансового отчета.
Для выдачи подотчетных сумм должны быть соблюдены следующие условия:
• предыдущий аванс должен быть погашен (представлен отчет в его израсходовании, и сдан остаток неизрасходованных сумм);
• работник, которому выдается подотчетная сумма, должен быть работником бюджетного учреждения, в котором производится выдача;
• на выдачу аванса должно быть оформлено распоряжение руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается. На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтерии проставляется код экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, на который должен быть отнесен расход, и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам.
Кроме того, при выдаче подотчетных сумм за счет бюджетных средств необходимо выполнение еще одного условия:
• подотчетные суммы должны быть обеспечены финансированием по соответствующей статье бюджетной классификации.
Передача полученных под отчет средств одним работником другому запрещается.
В бюджетном учете расчеты с подотчетными лицами отражаются по счету 020800000.
Исходя из экономического содержания расходов, возмещаемых командированному работнику, при выдаче подотчетных сумм могут кредитоваться следующие аналитические счета:
• 020802000 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам» — на сумму, соответствующую размеру суточных за время командировки;
• 020805000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг» — на сумму аванса на оплату стоимости проезда;
• 020809000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг» — на сумму выданного авансадля оплаты стоимости проживания;
• 020822000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материалов» — на сумму, выданную для приобретения материально-производственных запасов (если служебным заданием командированного работника является приобретение запасов);
ит. д.
Сумма неизрасходованного остатка приходуется по кассе бухгалтерской записью, обратной той, которой оформлялась выдача денег под отчет.
Сумма перерасхода (в разрешенных случаях) оформляется дополнительной бухгалтерской записью по дебету счета учета расчетов с подотчетными лицами и кредиту счета учета денежных средств в кассе.
В случаях непредставления в установленный срок авансовых отчетов о расходовании подотчетных сумм или невозврата в кассу остатков неиспользованных авансов учреждения имеют право производить удержание этой задолженности из заработной платы лиц, получивших авансы, с соблюдением требований, установленных действующим законодательством. Таким образом, в учете может быть оформлена бухгалтерская запись по кредиту счета учета расчетов с подотчетными лицами и дебету счета учета расчетов с работниками.
Специального счета аналитического учета для списания расходов по оплате суточных не предусмотрено. Поэтому, по нашему мнению, они могут учитываться по счету 040101212.
Расходы по проезду списываются на счет 040101222, расходы по найму жилого помещения отражаются по счету 040101226. Иные расходы
отражаются по счетам в соответствии с их экономическим содержанием.
Таким образом, при отражении в бюджетном учете данных авансового отчета, представленных подотчетным лицом по возвращении из командировки, используются, как минимум, три аналитических счета учета расходов учреждения.
Например, командированному работнику перед убытием в командировку выдан аванс в размере ЗОтыс. руб. По окончании командировки подотчетным лицом представлен авансовый отчет об израсходовании полученной суммы. При этом расходы по проезду составили 12тыс.руб.,расходы по найму помещения — 5тыс. руб., расходы по приобретению материальных запасов (прочих) — 10тыс. руб. Кроме того, за время командировки работник должен получить суточные вразмере бтыс.руб.
В бюджетном учете будут сделаны следующие бухгалтерские записи: при выдаче аванса:
• дебет счета 020803560 «Увеличение задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг» кредит счета 020104610«Выбытия из кассы» — 12тыс. руб. — на сумму аванса для оплаты проезда;
• дебет счета 020809560«Увеличение задолженности подотчетных лиц по оплате прочих услуг» кредит счета 020104610 — 5тыс. руб. — на сумму аванса для оплатырасходов по найму помещений;
• дебет счета 020802560 «Увеличение задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам» кредит счета 020104610— бтыс.руб. — на сумму аванса в части, соответствующей размеру суточных за время командировки;
• дебет счета 020822560«Увеличение задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов» кредит счета 020104610 — 9тыс. руб. — на сумму аванса на приобретение материалъныхзапасов; при оформлении авансового отчета:
• дебет счета 040101222кредит счета 020809660— 12тыс. руб. — на сумму расходов по оплате проезда;
• дебет счета 040101226кредит счета 020807660— 5тыс. руб. — на сумму расходов по найму помещений;
• дебет счета 040101212кредит счета 020801660— 6тыс. руб. — на сумму суточных за время командировки;
• дебет счета 010505340кредит счета 020822660— 9тыс. руб. — на сумму стоимости приобретенных материальных запасов;
• дебет счета 0208014560кредит счета 020104610— 3тыс. руб. — на сумму перерасхода подотчетной суммы в части аванса, выданного на приобретение материалов.
Если командировка осуществляется в рамках деятельности, приносящей доход, в первом разряде номера счета проставляется цифра 2.
Как уже отмечалось, за командированным работником сохраняется средняя заработная плата. Так как в бюджетных учреждениях, как правило, применяется повременная форма оплаты труда, в большинстве случаев дополнительного расчета средней заработной платы производить не нужно — за время командировки работнику выплачивается должностной оклад, а также все компенсирующие и стимулирующие выплаты, право на которые не утрачивается в связи с выполнением работником трудовых функций не на своем рабочем месте.
Соответственно, суммы начисленной оплаты труда при этом списываются обычным порядком.
Налоговый учет операций, связанных с оплатой командировочных расходов
Необходимость налогового учета расходов по командировкам возникает в тех случаях, когда формирование налоговой базы предполагает включение в нее сумм выплат, произведенных работникам, или начислений на них.
Таким образом, налоговый учет указанных расходов может иметь место в отношении следующих налогов:
• НДС — по суммам налоговых вычетов по стоимости произведенных расходов — в случае, если командировка осуществляется в рамках деятельности, приносящей доход (предпринимательской деятельности);
• НДФЛ и ЕСН — по суммам выплат, превышающим установленный законодательством лимит;
• налог на прибыль организаций — по суммам, принимаемым для целей налогообложения в полном размере, и по суммам, которые при формировании налоговой базы не учитываются (только по командировкам до 31 декабря 2008 года).
Правила осуществления налоговых вычетов установлены и детализированы ст. 171 и 172 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).
По общему правилу (п. 1ст. 171 НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо
уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), атакже имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ (по которым суммы НДС относятся на увеличение затрат, связанных с производством и реализацией товаров, работ или услуг).
Кроме того, вычету подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В случае если расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам;
В части принятия к вычетам сумм НДС по стоимости расходов по оплате проживания в месте командировки письмом Минфина России от 25.03.2004 № 16-00-24/9 разъяснено, что утвержденные бланки строгой отчетности являются официальными государственными документами и распространяются на все организации, занимающиеся подобными видами деятельности на территории Российской Федерации.
Бланки для гостиничного хозяйства в качестве документов строгой отчетности форма № 3-Г по ОКУД 0790203 «Счет», которые могут использоваться при наличных денежных расчетах с населением без применения контрольно-кассовой техники, утверждены приказом Минфина России № 121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности».
Применение бланков строгой отчетности, утвержденных вышеуказанным приказом Минфина России в сфере гостиничного хозяйства является правомерным.
Таким образом, для того чтобы возникло право на налоговый вычет в данном случае, по мнению Минфина России, должны быть соблюдены следующие условия:
• оправдательным документом может быть только
бланк установленной формы;
• сумма НДС должна быть выделена.
Разумеется, должно быть соблюдено и общее условие для осуществления налогового вычета — командировка должна быть связана с производством или реализацией товаров (работ, услуг).
Как уже отмечалось, необходимость организации отдельного налогового учета по суммам командировочных расходов при формировании налоговой базы по НДФЛ возникает в связи с реализацией права на налоговую льготу, установленную п. 3 ст. 217 НК РФ:
• при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, атакже фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в места отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, атакже расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, атакже членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании. Пунктом Зет. 217 НК РФ (с 1 января 2008г.) установлено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.
Таким образом, от обложения НДФЛ суточные за дни командировки работников на территории Российской Федерации освобождаются:
• до 01.01.2008 — в пределахнорм, установленных Постановлениями № 93 и № 729;
• после01.01.2008—вразмере, выплачиваемом организацией работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке натерритории Российской Федерации.
При этом фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в командировку, может превышать установленные пределы, однако сумма суточных, превышающая данные пределы, будет являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
То есть, фактически в 2008 г. размер суточных, выплаты по которым не включаются в налоговую базу по НДФЛ, превышал предельный размер, применяемый при исчислении налога на прибыль организаций в семь раз.
Налогообложение компенсационных выплат, связанных с командировками, единым социальным налогом осуществляется на тех же принципах, что и обложение НДФЛ.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению ЕСН выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Однако особенностью налогообложения единым социальным налогом является то, что суммы, не принимаемые для целей налогообложения налогом на прибыль, в налоговую базу по ЕСН не включаются.
Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, формируют налоговую базу по налогу на прибыль.
Примерный перечень расходов на командировки установлен подп. 12 п. 1ст. 264 НК РФ. В этот перечень внесены расходы на:
• проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
• наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
• суточные и (или) полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;
• оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
• консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы. Таким образом, расходы на наем помещения
и проезд для целей налогообложения не нормируются. А с 1 января 2009 г. не нормируется и размер суточных — соответствующие изменения внесены в ст. 264 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», снято ограничение по суммам суточных или полевого довольствия, выплачиваемых в составе командировочных расходов.