НОРМИРУЕМЫЕ КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСхОДЫ
Л.А. ЛАТЫШЕВА, консультант по налогам ЗАО «ВКИ-Интерком-Аудит»
Согласно ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ): «Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются».
В статье 167 ТК РФ оговорено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой. Согласно ст. 168 ТК РФ к расходам, возмещаемым командированному работнику, относятся:
• расходы по проезду;
• расходы по найму жилого помещения;
• дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
• иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Кроме того, указанной статьей ТК РФ установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Иначе говоря, размер суточных, выплачиваемых организацией работнику, направляемому в командировку, регулируется организацией самостоятельно: либо закрепляется в рамках трудового договора, либо устанавливается приказом руководителя.
Перечень командировочных расходов для целей налогообложения прибыли определен подп.12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), согласно которому к командировочным расходам относятся:
• проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
• наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
• суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
• оформление и выдача виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
• консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы».
Анализ данного перечня позволяет сделать
вывод, что нормируемым видом командировочных расходов являются лишь суточные и расходы на полевое довольствие, которые принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в размере норм, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Бухгалтерский учет командировочных расходов
В соответствии с трудовым законодательством суточные представляют собой дополнительные расходы работника, связанные с проживанием вне места постоянного жительства. Мы уже отметили, что их размер определяется организацией самостоятельно. При направлении работника в командировку бухгалтер должен произвести расчет суточных.
Расчет суточных. Суточные выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути. Это положение установлено п. 14 Инструкции о служебных командировках в пределах СССР, утвержденной приказом Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 (далее — Инструкция № 62). Отметим, что данная Инструкция применяется в части, не противоречащей ТК РФ.
Согласно п. 4 Инструкции № 62 срок командировки работников определяется руководителем организации и не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. Для специальных командировок работников, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, предельный срок командировки не должен превышать одного года.
При расчете суточных следует учитывать, что днем отъезда считается день отправления соответствующего транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда — день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 ч включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 0 ч и позднее — последующие сутки. Если станция (аэропорт, пристань) находится за чертой населенного пункта, то учитывается время, необходимое для проезда до станции (аэропорта, пристани) (п. 7 Инструкции № 62).
Пример 1.
Работник выезжает в служебную командировку на поезде. Железнодорожный вокзал находится в черте города. Время отправления поезда — 20 ноября, 23 ч 59мин. В данном случае первым днем командировки будет считаться 20 ноября.
Пример 2.
Предположим, что в условиях примера 1 время отправления поезда — 21 ноября, 0 ч 3 мин. В этом случае первым днем командировки будет считаться 21 ноября.
Пример 3.
Работник вылетает в служебную командировку на самолете. Аэропорт находится в 30 мин езды от города. Время вылета самолета — 21 ноября, 0 ч 40 мин. В авиабилете указано, что регистрация пассажиров заканчивается за 40мин до вылета самолета. Таким образом, чтобы успеть на регистрацию, работник должен выехать из города 20 ноября не позднее 23 ч 30 мин. В этом случае первым днем командировки следует считать 20 ноября.
Аналогичные правила применяются для определения последнего дня командировки (п. 7 Инструкции № 62).
Обратите внимание! В соответствии с п. 15 Инструкции № 62 при направлении работника в командировку в местность, откуда он каждый день может возвращаться к месту своего постоянного места жительства, суточные этому работнику не выплачиваются. Если руководство организации принимает решение о выплате суточных, то эти суммы учитываются для целей налогообложения как сверхнормативные.
И в бухгалтерском, и в налоговом учете суточные включаются в состав командировочных расходов. В бухгалтерском учете командировочные расходы учитываются полностью в размере фактически произведенных затрат и представляют собой согласно п. 5 ПБУ 10/99* расходы по обычным видам деятельности.
* Для организаций, ведущих учет по Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
Признание командировочных расходов в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 производится в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления расходов.
Как правило, командировочные расходы осуществляются подотчетными лицами, поэтому признание представительских расходов осуществляется по мере утверждения авансового отчета подотчетного лица. Выданные в подотчет на командировочные расходы суммы отражаются по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в корреспонденции со счетом 50 «Касса организации». После утверждения авансового отчета, израсходованные суммы с кредита счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы»,26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу».
Порядок списания командировочных расходов зависит от цели и характера командировки. Так, например, если командировка работника связана с приобретением МПЗ, то командировочные расходы будут включены в фактическую стоимость их приобретения. Такое положение следует из п. 6 ПБУ 5/01. Если же командировка связана с приобретением основного средства, то командировочные будут формировать первоначальную стоимость основного средства. Такое правило установлено п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
Цель и характер командировки подтверждается оформленным служебным заданием и отчетом о его выполнении (форма № Т-10а, утвержденная постановлением Госкомстата России от
05.01.2004 № 1).
В общем случае командировочные расходы списываются на счет 20 «Основное производство» или сразу относятся на счет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» (в зависимости от того, какой способ списания управленческих расходов закреплен в учетной политике организации).
Рассмотрим на конкретном примере, каким образом в бухгалтерском учете организации отражаются командировочные расходы.
Пример 4.
Производственная организация для заключения договора поставки отправила своего сотрудника в командировку на завод-изготовитель. Срок командировки — с 5 апреля 2006 г. по 10 апреля 2006 г. Приказом по организации установлено, что суточные по командировкам на территории Российской Федерации установлены в размере 500 руб. в сутки.
Работником получено под отчет 12 500руб., в том числе суточные — 3 000руб.
Обращаем Ваше внимание, что выдача работнику денежных средств под отчет на командировку производится на основании Приказа руководителя о направлении работника в командировку (форма № Т-9, утвержденная постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
Авансовый отчет по командировке представлен работником 13 апреля 2006 г. на сумму 13 200 руб. Перерасход связан с оплатой проезда. В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции отражены следующим образом:
Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
71 50 12 500 Выданы в подотчет командировочные расходы
После утверждения авансового отчета
26 71 13 200 Отражены командировочные расходы
71 50 700 Выдана работнику сумма перерасхода по командировке
Порядок выплат полевого довольствия регулируется постановлением Минтруда России от 15.07.1994 № 56 «Об утверждении Положения о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах». Полевое довольствие выплачивается в целях компенсации повышенных расходов при выполнении работ в полевых условиях.
Налоговый учет нормируемых командировочных расходов
В налоговом учете нормированию подлежат суточные и полевое довольствие, все остальные виды командировочных расходов принимаются для целей налогообложения в размере фактических затрат. Данные нормы установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее — постановление № 93). В соответствии с п.1 указанного документа: «... при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы организаций на выплату суточных или полевого довольствия в пределах следующих норм:
а) за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации — суточные в размере 100 руб.;
б) за каждый день нахождения в заграничной командировке — суточные в размере согласно приложению;
в) ежедневное полевое довольствие, выплачиваемое работникам геологоразведочных и топографогеодезических организаций, выполняющим геологоразведочные и топографо-геодезические работы на территории Российской Федерации, работникам лесоустроительных организаций, а также работникам старательских артелей и других коммерческих организаций, занятым на разработке россыпных и небольших рудных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней со сроком отработки до 7 лет, эксплуатируемых в полевых условиях:
за работу на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — в размере 200руб. ;
за работу на объектах полевых работ, расположенных в других районах, — в размере 150 руб. ;
за работу на базах геологоразведочных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области,— в размере 75 руб.;
за работу на базах геологоразведочных организаций, расположенных в других районах,— в размере 50 руб.».
Обратите внимание! С 1 января 2006 г изменены нормы суточных по зарубежным командировкам. С указанной даты налогоплательщик в отношении суточных по загранкомандировкам обязан руководствоваться постановлением Правительства РФ от 13.05.2005 № 299 «О внесении изменений в нормы расходов организаций на выплату суточных за каждый день нахождения в заграничной командировке, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93».
Налоговый учет относит командировочные расходы в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При методе начисления датой признания таких расходов в налоговом учете в соответствии с подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ является день утверждения авансового отчета.
Нормы суточных и расходов на полевое довольствие, выдаваемых работнику сверх норм, не учитываются для определения налоговой базы по налогу на прибыль. На это указано в п. 38 ст. 270 НК РФ.
Пример 5.
Производственная организация для заключения договора поставки отправила своего сотрудника в командировку на завод-изготовитель. Срок командировки — с 5 по 10 апреля 2006г. Приказом по организации установлено, что суточные по командировкам на территории РФ установлены в размере 500 руб. в сутки. В соответствии с п. 1 постановления № 93 нормы суточных при командировках по Российской Федерации составляют 100руб. Следовательно, в целях налогообложения организация в составе командировочных расходов сможет учесть только сумму в размере 600 руб. Суточные, выплаченные сверх установленных норм (3 000руб. — 600руб.) =
2 400руб., относятся к расходам, не уменьшаемым налогооблагаемую базу.
Отражение в бухгалтерском учете разниц, возникающих в учетах по нормируемым командировочным расходам
В соответствии с ПБУ 18/02 при выплате суточных или полевого довольствия в размере, большем, чем это предусмотрено постановлением № 93, у организации будет возникать постоянная разница, влекущая за собой возникновение постоянного налогового обязательства.
Пример 6.
Производственная организация для заключения договора поставки отправила своего сотрудника в командировку на завод-изготовитель. Срок командировки — с 5 по 10 апреля 2006 г. Приказом по организации установлено, что суточные по командировкам на территории РФ установлены в размере 500 руб. в сутки. Работником получено под отчет 12 500 руб., в том числе суточные — 3 000руб. Авансовый отчет по командировке представлен работником 13 апреля 2006 года на сумму 13 200 рублей. Перерасход связан с оплатой проезда. В соответствии с п. 1 постановления № 93 нормы суточных при командировках по России составляют 100руб. Следовательно, в целях налогообложения прибыли организация в составе командировочных расходов сможет учесть только сумму суточных в размере 600 руб. В результате того, что в целях налогообложения сумма суточных меньше, чем их величина, принимаемая в бухгалтерском учете, у организации возникает постоянная разница в размере (3 000руб. — 600 руб.) = 2 400 рублей. В связи с этим бухгалтер организации при отражении указанных расходов в налоговом учете обязан отразить сумму отложенного налогового обязательства в размере 2 400 руб. х 24% = 576руб.
Предположим, что рабочим планом счетов организации предусмотрено, что к балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открыт субсчет 68-1 «Налог на прибыль».
В бухгалтерском учете организации операции, связанные с отражением постоянной разницы будут отражены следующим образом:
Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
71 50 12 500 Выданы в подотчет командировочные расходы
После утверждения авансового отчета
26 71 3 000 Отражены суточные расходы
26 71 10 200 Отражены иные командировочные расходы
99-2 68 576 Отражена сумма постоянного налогового обязательства
71 50 700 Выдана работнику сумма перерасхода по командировке
Аналогичным образом производится отражение в бухгалтерском учете разниц, возникающих в учетах по расходам, связанным с выдачей полевого довольствия сверх норм, установленных постановлением № 93 .
Влияние нормирования суточных и расходов на полевое довольствие на исчисление и уплату НДФЛ и ЕСН
Налог на доходы физических лиц
До недавнего времени при налогообложении сумм компенсационных выплат, превышающих нормы, установленные главой 25 НК РФ, налоговые органы руководствовались письмом МНС России от 17.02.2004 № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками». Их основное требование заключалось в том, что суммы суточных, выплаченные сверх нормы, установленной законодательством, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. И нужно сказать, что «налоговики» долгое время пользовались положениями указанного письма весьма успешно, привязывая нормирование по НДФЛ к нормам суточных, установленных:
• постановлением № 93;
• постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансиру-
емых за счет средств федерального бюджета»
(далее — постановление № 729).
Согласно указанным постановлениям нормы суточных за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации составляют 100 руб. Однако постановление № 93, в котором сказано, что суточные для коммерческих организаций составляют 100 руб. в день, применяется только при расчете налога на прибыль. А постановлением № 729 для бюджетных учреждений установлен размер суточных, которые возмещает бюджет. При этом за счет экономии средств бюджетные учреждения могут выплачивать командированным работникам больше 100 руб. Специальных норм командировочных расходов, применяемых в целях расчета налога на доходы физических лиц, не существует. Поэтому применение норм, установленных указанными постановлениями в отношении НДФЛ, довольно часто становилось предметом спора между фискальными органами и налогоплательщиками.
Окончательную точку в этих спорах установил Высший арбитражный суд (далее ВАС) Российской Федерации, который своим решением от 26.01. 2005 № 16141/04 «О признании недействующим письма МНС РФ от 17 февраля 2004 года №04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками» признал недействующим письмо МНС России от 17.02.2004 № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками». В связи с чем Федеральная налоговая служба (далее — ФНС) Российской Федерации ничего не оставалось, как отменить этот документ. Об этом налоговики сообщили в письме ФНС РФ от 11.04.2005 № ГИ-6-04/281@ «Об отзыве письма МНС РФ от
17.02.2004 №04-2-06/127».
Вроде бы все хорошо, и налогоплательщики, уповая на решение ВАС, не должны исчислять НДФЛ с суточных, выплачиваемых выше установленных норм. Однако на пользу ли это решение налогоплательщикам и налоговым агентам? Как следует из решения ВАС РФ, норм в целях применения п. 3 ст.217 НК РФ не установлено. ТК РФ лишь предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения. А раз нормы не установлены, то существует риск признания налоговыми органами, что вся сумма суточных и целевых расходов по найму жилого помещения не
подтвержденных документально, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
По мнению автора, налоговые органы обязательно воспользуются этим аргументом, тем более что Минфин России в письме от 21.03. 2005 №03-05-01-04/62 предостерег от поспешного решения организацию в ответе на частный вопрос — «можно ли руководствоваться Решением суда и не платить налог на доходы физических лиц, а также единый социальный налог с суточных, предусмотренных коллективным договором организации?».
В данном случае налоговым агентам рекомендуется внести изменения в коллективные договоры или при направлении сотрудников в командировку издавать приказы (распоряжения), в которых предусмотреть сумму суточных и сумму оплаты за проживание, если работник не предоставит оправдательные документы. Все организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, при установлении сумм суточных обязаны исходить из того, что такие выплаты, для их квалификации в качестве суточных в соответствии с действующим законодательством (ст. 168 ТК РФ), должны в любом случае иметь характер компенсационных, т.е. направленных на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства.
Вам эти документы должны помочь при рассмотрении споров в суде. Кроме того, следует воспользоваться и аргументами ВАС РФ, изложенными в решении от 26.01. 2005 № 16141/04 «О признании недействующим письма МНС РФ от 17 февраля 2004 года № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками».
Высший арбитражный суд РФ признал убедительными доводы о том, что в соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком. Согласно ст. 41 НК РФ доходом налогоплательщика может быть признана только его экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
Между тем в соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника исключительно по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы. При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его
интересах, поэтому и расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Суточные же представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. Следовательно, взимание с работника дополнительных денежных средств в виде налога на доходы физических лиц в связи с получением работником средств, необходимых для выполнения служебного поручения, — неправомерно.
Экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено организацией в коллективном договоре или локальном нормативном акте. При этом баланс интересов бюджета, работодателя и работника достигается тем, что при выплате суммы в размере, большем, чем прямо установлено в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ Правительством РФ, работодатель не может уменьшить на эту сумму свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в отличие, например, от расходов на оплату труда.
Равный порядок налогообложения заключается в том, что при получении доходов, отвечающих критериям облагаемых доходов, они подлежат налогообложению у всех налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных законом, а при получении выплат, отвечающих критерию доходов, не подлежащих налогообложению, такие выплаты налогообложению не подлежат.
Согласно ст. 217 НК РФ для всех налогоплательщиков установлен единый, равный порядок признания суточных в составе доходов, не подлежащих налогообложению. В соответствии с данным порядком любой налогоплательщик, получающий выплаты, которые по своему характеру являются суточными, т.е. компенсационными выплатами, направленными на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства, и выплачены в пределах размеров, установленных в соответствии с действующим законодательством, не обязан уплачивать с указанных выплат налог на доходы физических лиц. При этом действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для работников различных организаций. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации, т.е. действующее законодательство не обязывает работодателя возмещать расходы, связанные
с выполнением его поручения вне места постоянного жительства работника, в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в настоящее время нормирование суточных и норм полевого довольствия в целях налогообложения прибыли, не влияет непосредственным образом на исчисление и уплату НДФЛ. Пункт
3 ст. 217 НК РФ предусматривает освобождение налогоплательщика от уплаты налога с сумм компенсационных выплат в пределах норм, установленных законодательством, но эти нормы должны быть установлены именно для НДФЛ.
Единый социальный налог
Не подлежат обложению ЕСН в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ все виды законодательно установленных «компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов)».
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ предусматривается, что организации, производящие физическим лицам «выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогопла-тельщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде». А так как для целей налогообложения прибыли налогоплательщик вправе учесть только суточные (полевое довольствие) в пределах норм, то сверхнормативные суммы, налогоплательщик не учитывает при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ).Следователь-но, нормирование суточных и полевого довольствия в целях налогообложения прибыли напрямую ведет к нормированию ЕСН при исчислении последнего с сумм суточных и полевого довольствия.
Таким образом, суточные и полевое довольствие в пределах норм, установленных гл. 25 НК РФ не подлежат обложению ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ), на них не начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 10 Федерального закона № 167-ФЗ) и взносы на обязательное страхования от несчастных случаев на производстве (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765). Отметим, что данный вывод основан на применении вышеуказанного решения ВАС РФ.
Более подробно с вопросами, касающимися нормируемых расходов, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «ВКК-Интерком-Аудит» «Нормируемые расходы».