Научная статья на тему 'УЧЕТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ'

УЧЕТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ / КОНТРОЛЬ / ФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галенко Д.В.

Статья посвящена проблемам учета и использования неформальных связей руководством компании при разработке стратегии развития. Рассматриваются основные разновидности неформальных связей, возникающих в компаниях, и подходы к восприятию неформальных связей в компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGISTRATION AND USE OF INFORMAL TIES IN DEVELOPING THE COMPANY''S DEVELOPMENT STRATEGY

The article is devoted to problems of registration and use of informal networks by the company's management in the development strategy. Discusses the main types of informal ties that arise in companies, and approaches to the perception of informal relations in the company.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ»

УДК 331.101.3

Галенко Д.В. студент 4 курса

факультет «Корпоративная экономика и управление» научный руководитель: Петухова С.В., к.э.н.

доцент

кафедра «Корпоративная экономика и управление» Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Россия, г. Новосибирск УЧЕТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

Аннотация.

Статья посвящена проблемам учета и использования неформальных связей руководством компании при разработке стратегии развития. Рассматриваются основные разновидности неформальных связей, возникающих в компаниях, и подходы к восприятию неформальных связей в компании.

Ключевые слова: менеджмент, стратегия компании, контроль, формальные связи, неформальные связи, разработка стратегии.

Galenko D. V. student

4 course, faculty "Corporate Economics and management" Novosibirsk state University of Economics and management

Russia, Novosibirsk

Scientific supervisor: Petukhov S. V., candidate of economic Sciences

associate Professor

associate Professor of the chair "Corporate Economics and management" Novosibirsk state University of Economics and management

Russia, Novosibirsk REGISTRATION AND USE OF INFORMAL TIES IN DEVELOPING THE COMPANY'S DEVELOPMENT STRATEGY

Abstract:

The article is devoted to problems of registration and use of informal networks by the company's management in the development strategy. Discusses the main types of informal ties that arise in companies, and approaches to the perception of informal relations in the company.

Key words: management, strategy, control, formal communication, informal communication, development of the strategy.

Перед тем, как говорить о неформальных связях и их роли в организации, необходимо привести определения основных понятий:

1. Формальные связи - регулируются установленными или принятыми

в организации целями, политикой и процедурами;

2. Неформальные связи - в основе лежат отношения между конкретными индивидами.

В каждой организации в том или ином соотношение существуют оба вида связей, однако имеют они разное выражение. Формальные связи выступают официальным путем передачи внутренней информации, протекают по внутренним регламентам, существуют преимущественно в письменном виде: это и заключенные договора, служебные записки и т.д. Неформальные же связи не следуют общим установленным правилам, существуют преимущественно в устном виде: это могут быть обсуждения между сотрудниками руководства, передача в обход формальным путям внутренней информации между отделами и сотрудниками, договоренность о взаимовыручке или поддержке между сотрудниками и т.д. При этом, так как неформальные связи являются иным способом передачи информации, то могут различаться по степени продолжительности существования такой связи: краткосрочные (единовременные) и долгосрочные. Первые можно считать нормальным, естественным процессом, так как их появление непродолжительно, не является систематическим, ведет к ускорению рабочего процесса и его появление может быть обусловлено желанием человека более тесно взаимодействовать с коллективом. Неформальные связи второго типа являются нежелательными и сигнализируют о неэффективности работы формальных связей, из-за чего оптимальным и продуктивным решением считается их систематических обход.

Существуют три основных подхода в восприятии неформальных отношений в организации: нейтральный, положительный и отрицательный. В первом случае, руководитель допускает наличие краткосрочных связей, но пресекает появление долгосрочных. В случае положительного похода, руководитель благосклонно относится к возникновению краткосрочных связей, не пресекает появление долгосрочных связей, но в случае их возникновения старается оптимизировать формальную систему, если это возможно и будет продуктивно для организации. В случае отрицательного подхода руководитель пресекает всякое появление любых неформальных связей в организации. Будущим менеджерам придется работать с людьми не только как с рабочей силой, но и как с индивидами, людьми. А людям свойственно, в виду своей природной тяги к оптимизации своей работы для сокращения затрачиваемого на нее времени и сил, искать пути обхода официальных, формальных связей. Так руководители и сталкиваются с появлением в организации неформальных связей.

Как говорилось ранее, неформальные связи представляют собой иной способ передачи информации, в обход формальным, установленным начальством правилам. И каждый менеджер в своей деятельности с этим сталкивается, поэтому практическое знание и умение обнаружить и понять суть этих связей является важной частью работы управляющего. На практике руководители могут столкнуться как с единовременными

(краткосрочными) неформальными связями, так и с долгосрочными. Примером краткосрочной связи может быть ситуация, когда руководитель лично узнает у подчиненного какую-то информацию, которая требуется ему для дальнейшей работы. Вместо того, чтобы дождаться официального отчета о работе, руководитель напрямую, в обход формальной связи, узнает нужные ему данные. Примером же долгосрочных связей могут быть ситуации, когда информация между отделами регулярно передается между самими сотрудниками без деловых записок и других оформлений (непосредственно перед передачей информации). И во втором случае руководителю надлежит вмешаться, так как само наличие таких долгосрочных связей означает неэффективность работы системы. Кроме того, долгосрочные неформальные связи могут привести к неформальным отношениям и/или группам, основанным на взаимных личных чувствах и эмоциях, которые могут влиять на продуктивность сотрудников.

Игнорирование неформальных связей совершенно не приемлемо, так как избегание проблемы не решает саму проблем, а лишь откладывает необходимость принятия решения на определенный срок. Жесткий запрет и наложение санкций также не является оптимальным решением, поскольку такое решение может просто не повлиять на ситуацию или даже спровоцировать образование новых неформальных связей. Жесткое регулирование применимо только в системах, максимально близких к детерминированным. В пример можно привести армию, где наличие жестких норм, а также устоев и дисциплины позволяет в несколько большей мере контролировать неформальные связи и при этом не подстраивать руководство системой под них. Оптимальным же решением является регуляция системы управления в зависимости от неформальных связей, поскольку их наличие в системе на постоянной основе чаще всего отражает несовершенство и неэффективность формальных норм и сигнализирует руководству организации о необходимости преобразований и изменений в системе.

Очевидно, что структурные преобразования требуют серьезных ресурсных затрат на проведение. В этой связи стоит говорить о необходимости проверки на наличие неформальных связей в организации при проведении внутреннего анализа компании. Так как большое количество долгосрочных неформальных связей обнаружить достаточно легко, и они являются, по своей сути, слабой стороны организации, их учет необходим при дальнейшей выработки стратегии. С другой стороны, не стоит забыть также и о том, что подобные связи могут сигнализировать руководству о слабых местах в структуре формальных связей и даже принятой и реализуемой стратегии компании на различных уровнях пирамиды стратегий. Так наличие очевидно нереалистичной функциональной стратегии для любого отдела приведет к тому, что сотрудники будут стараться максимально обходить формальные связи в угоду ускорения рабочих процессов.

В результате, стоит сделать вывод о том, что фактор наличия и развитости неформальных связей в компании свидетельствует о неполадках в существующей системе управления и требует краткосрочных и, что более важно, долгосрочных изменений путем разработки новой стратегии развития с учетом этих данных.

Использованные источники:

1. Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами / П.В. Шеметов, Л.Е. Никифорова, С.В. Петухова. М. : Омега-Л, 2014. С.407.

УДК 004.9:351(470)

Герасимова Е.А. студент магистратуры 3 курса факультет управления, ММГ-331 ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

УСЛУГ

В статье рассматриваются вопросы формирования электронной системы государственных и муниципальных услуг населению. Вопрос поставлен как в контексте административной реформы, так и в целом -сообразно современной ситуации. Кратко обозначены аспекты становления рынка информационных услуг. Использованы как научные источники, так и Федеральные Законы.

Ключевые слова: электронное правительство, государственные и муниципальные услуги, рынок информационных услуг, информационная политика, административная реформа.

Gerasimova E.A.

Graduate student 3 course, Faculty of Management, MMG-331 SOUTH-RUSSIAN INSTITUTE OF MANAGEMENT

Rostov-on-Don THEORETICAL PREREQUISITES OF THE CONCEPTUALIZATION OF ELECTRONIC STATE AND MUNICIPAL

SERVICES

The article deals with the formation of an electronic system of state and municipal services to the public. The issue is posed both in the context of the administrative reform, and in general - in accordance with the current situation. Briefly outlined the development of the market of information services. Both scientific sources and Federal Laws are used.

Keywords: e-government, state and municipal services, information services market, information policy, administrative reform

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.