Научная статья на тему 'Стратегия развития корпоративной культуры (на примере АО "Мосэнергосбыт")'

Стратегия развития корпоративной культуры (на примере АО "Мосэнергосбыт") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ / ELECTRIC POWER INDUSTRY / CORPORATE GOVERNANCE AND CORPORATE CULTURE / COMPANY DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кваша Михаил Владимирович,

Энергетическая отрасль это основа развития экономики. Ее функционирование повышает уровень жизни общества. Корпоративная культура компании представляет собой совокупность актуальных формальных и неформальных правил и норм поведения, ценностей, убеждений, культурных образцов, включенных во все сферы жизнедеятельности компании, и задающих сотрудникам направления поведения, которые, в свою очередь, позволяют эффективно решать проблемы вешнего приспособления и внутреннего объединения всех элементов компании. Данная статья посвящена анализу необходимости внедрения корпоративной культуры в систему управления компанией, как часть стратегического развития компании в целом (на примере АО «Мосэнергосбыт»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development strategy of the corporate culture (on the example of JSC "Mosenergosbyt")

The energy industry is the basis of economic development. Its functioning increases the standard of living of the society. The corporate culture of the company is a set of relevant formal and informal rules and norms of behavior, values, beliefs, cultural patterns included in all spheres of the company's life, and giving employees directions of behavior that, in turn, allow to effectively solve the problems of vernal adaptation and internal association all elements of the company. This article is devoted to the analysis of formation of strategy of the power enterprise (on the example of JSC Mosenergosbyt») This article is devoted to the analysis of the need to introduce corporate culture into the company's management system, as part of the strategic development of the company as a whole (using the example of Mosenergosbyt JSC).

Текст научной работы на тему «Стратегия развития корпоративной культуры (на примере АО "Мосэнергосбыт")»

Стратегия развития корпоративной культуры (На примере АО "Мосэнергосбыт") Development strategy of the corporate culture (on the example of JSC "Mosenergosbyt")

Кваша Михаил Владимирович

Студент 2 курса Факультет Общий стратегическим менеджмент АНОВО Московский международный университет Москва, Ленинградский проспект, 17 e-mail: mkvasha@live.ru

Kvasha Mikhail Vladimirovich

Student 2 term Faculty of General strategic management ANOVO Moscow international University Moscow, Leningradskiy avenue, 17 e-mail: mkvasha@live.ru

Научный руководитель Кириллов Александр Николаевич

Кандидат политических наук АНОВО Московский международный университет Москва, Ленинградский проспект, 17 e-mail: alexkirillov88@gmail.com

Scientific adviser

Kirillov Alexander Nikolaevich

Сandidate of political Sciences ANOVO Moscow international University Moscow, Leningradskiy avenue, 17 e-mail: alexkirillov88@gmail.com

Аннотация.

Энергетическая отрасль - это основа развития экономики. Ее функционирование повышает уровень жизни общества. Корпоративная культура компании представляет собой совокупность актуальных формальных неформальных правил и норм поведения, ценностей, убеждений, культурных образцов, включенных во все сферы жизнедеятельности компании, и задающих сотрудникам направления поведения, которые, в свою очередь, позволяют эффективно решать проблемы вешнего приспособления и внутреннего объединения всех элементов компании. Данная статья посвящена анализу необходимости внедрения корпоративной культуры в систему управления компанией, как часть стратегического развития компании в целом (на примере АО «Мосэнергосбыт»).

Annotation.

The energy industry is the basis of economic development. Its functioning increases the standard of living of the society. The corporate culture of the company is a set of relevant formal and informal rules and norms of behavior, values, beliefs, cultural patterns included in all spheres of the company's life, and giving employees directions of behavior that, in turn, allow to effectively solve the problems of vernal adaptation and internal association all elements of the company. This article is devoted to the analysis of formation of strategy of the power enterprise (on the example of JSC Mosenergosbyt») This article is devoted to the analysis of the need to introduce corporate culture into the company's management system, as part of the strategic development of the company as a whole (using the example of Mosenergosbyt JSC).

Ключевые слова: электроэнергетика, корпоративное управление и корпоративная культура, стратегия развития компании.

Key words: electric power industry, corporate governance and corporate culture, company development

strategy.

Современная российская экономика требует пересмотров на новое построение в системе управления не только самим производственным процессом, но и в системе управления персоналом и потому понятие "корпоративная культура" с одной стороны, кажется новым явлением, но с другой стороны, уже многие компании не зависимо от сферы деятельности вполне эффективно ее используют для управления.

Ценность корпоративной культуры и ее роль заключается в том, что она, как система, позволяет по -другому рассматривать ценности и убеждения сотрудников компании, конечно, не всегда она разделяется и находит поддержку, потому как не все еще понимают ее роль и значимость.

Корпоративная культура формирует позитивное отношение, пересматривает внутренне поведение сотрудников, она влияет на основу деятельности, что в свою очередь поднимает корпоративный дух,

позволяет по максимуму сформировать новый степень социально-этической ответственности [6].

Актуальность поставленного в статье вопроса заключается в том, что для повышения эффективности управления компании в целом присутствие и развитие корпоративной культуры позволит повысить общий уровень стратегического развития компании, позволит урегулировать и повысить эффективность управления взаимоотношениями с клиентами, поставщиками, другими партнерами, персоналом.

Наличие корпоративной культуры будет способствовать повышению привлекательности бренда, имиджа компании, что в конечном счете позволит сделать более конкурентоспособными, а их развитие - более устойчивым и активными [7]. И это касается компаний не только энергетического сектора, но и любой компании На сегодняшний день, перед компаниями стоит вопрос не только в получении прибыли, расширения рынка и других возможностей, но и в том, чтобы сами сотрудники чувствовали себя комфортно, для этого разрабатываются и используются атрибуты корпоративной культуры, как кодекс поведения, внешний вид -имидж и т.д.).

Взаимоотношения между руководством или администрацией компании и сотрудниками строятся новые отношения, и если не учитывать веяния временем, то в конечном счете, компания не достигнет нужных и желаемых результатов, будут иметь место постоянные проблемы в системе управления персоналом.

Практически все зарубежные компании используют корпоративную культуру как элемент в системе управления в целом, и на различных форумах, брифингах они отмечают ценность и востребованность корпоративной культуры [1].

Зарубежные компании, и многие российские компании благодаря активному внедрению элементов корпоративной культуры сформировали индивидуальный тип взаимодействия во внешней среде, что повлияло с положительной характеристикой на само качество предоставляемых услуг или работ.

Необходимо отметить, что не все компании на сегодняшний день осознают, что такое корпоративная культура и даже не подозревают, что многие элементы ее уже используются в работе.

Корпоративная культура влияет на весь спектр деятельности компании, она разрабатывается с учетом требований рынка, она учитывает особенности внешнего и внутреннего рынков, она является стимулятором или мотиватором для работы персонала - в этом и заключается ее ценность.

Но, как и стратегия развития, корпоративную культуру нельзя рассматривать как нечто сформированное. которое не нуждается в корректировке, это ошибка многих руководителей. Она развивается, она устаревает и требует постоянного пересмотра.

Характерными признаками корпоративной культуры являются основа в решение социальных задач, ее приоритетных направлений, умение использовать инновации, более того, корпоративная культура снижает степени риска деятельности компании на рынке.

Также корпоративная культура формирует степень ответственности персонала при решений той или иной задачи, формирует самоконтроль, самоорганизацию и самоуправление.

Корпоративная культура в умелых руках позволяет сплотить команду единомышленников, что для бизнеса не маловажный факт.

тех компаниях, в которых наблюдается не высокая степень доверия между руководством и сотрудниками дает обратный результата, и само действие корпоративной культуры сходит на ноль.

Вот почему очень важно, чтобы компанией руководил грамотный управленец, который чувствовал, что нужно делать в тот или иной период времени, то еще подчеркну, что элементы корпоративной культуры требуют пересмотра и корректировки.

Процесс корректировки составляющих корпоративной культуры требует тщательного анализа, чтобы выяснить проблемные стороны, без пересмотра степень развития корпоративной культуры постоянно будет снижаться.

Корпоративная культура, как любое явление, в своей основе формирует цель и задачи, корпоративная культура для компаний энергетической области выполняет определенные функции, которые являются основой работы, безопасной деятельности компании на внутреннем и внешнем рынках [4].

При построении стратегии развития компании АО «Мосэнергосбыт» необходимо учитывать влияние всех факторов, которые в той или иной степени присутствуют, которые оказывают влияние на эффективность деятельности и развитие компании.

АО "Мосэнергосбыт" не является исключением, и в стратегии развития на ближайшее время используют нужность элементов корпоративной культуры [10].

Политика управления человеческими ресурсами АО «Мосэнергосбыт» на сегодняшний день направлена на создание и действие эффективного механизма управления персоналом, в том числе за счет развития и укрепления корпоративной культуры, направленной на ясное, открытое, своевременное и имеющее обратную связь информирование работников по вопросам деятельности компании.

Одним из таких способов, является канал коммуникации как корпоративная газета «Вести Мосэнергосбыт», затем интранет-портал, группы в социальных сетях, рассылки и корпоративные информационные стенды, все эти способы дают возможность всем сотрудникам компании быть в курсе происходящих событий, а также знакомиться с новыми веяниями компании.

В компании работает на постоянной основе телефонная Горячая линия и выделенный почтовый адрес vopros@mosenergo.ru.

В основном офисе и в филиалах АО «Мосэнергосбыт» ведущие менеджеры проводят информационные

встречи.

Данная компания по своему возрастному цензу является достаточно молодой, средний возраст сотрудников составляет 30-40 лет, и поэтому руководитель компании заинтересован в развитии творческого потенциала молодых сотрудников, поэтому в компании работает Совет молодых специалистов, который работает

таких направлениях как, культурно-массовый досуг и соответственно постоянно проводимые массовые мероприятия, мероприятия социального характера, и конечно, большое внимание уделяется спорту.

2018 г. в компании Советом молодых специалистов реализовано 36 мероприятий разной направленности, в мероприятиях приняло участие порядка 950 человек [5].

числе мероприятий: посвящение молодых специалистов в энергетики и интеллектуальная игра «Борьба умов Мосэнергосбыт» для сотрудников Компании и целевых студентов МЭИ, а также участие в

организации интеллектуальной игры «Битва умов молодых специалистов», в рамках Молодежного дня Энергетического форума, участниками которой стали 13 компаний столичного комплекса городского хозяйства.

также, каждый год проводится конкурс "лучший сотрудник", на протяжении года Совет наблюдает за деятельностью молодых специалистов, и в конце года отмечаются те, которые принесли компании значительный вклад, это может касаться и новых разработок, и ведение работы на высоком уровне.

Список победителей публикуются в корпоративной газете. целью обеспечения преемственности и сохранения накопленного опыта наиболее квалифицированных работников компании действует система наставничества.

По итогам года в определяются лучшие наставники, которые внесли внесшие наибольший вклад в подготовку и адаптацию молодых специалистов, и им вручаются почетными грамотами.

работе наставников сняты сюжеты, которые используются в различных корпоративных мероприятиях, также ежемесячно публикуются очерки в корпоративной газете.

В 2018 году проведена Спартакиада АО «Мосэнергосбыт» между филиалами по 10 видам спорта: лыжные гонки, легкая атлетика, волейбол, мини-футбол, плавание, стритбол, футбол, шахматы, настольный теннис и пулевая стрельба.

В Спартакиаде приняли участие более 890 работников Общества.

рамках укрепления традиций корпоративной культуры, организации патриотического воспитания молодых специалистов, обеспечения связи поколений в Обществе действует Совет ветеранов.

В 2018 году Советом ветеранов проведено 7 мероприятий, в том числе возложение цветов к памятнику создателям электрозаграждений в д. Нефедьево 9 мая в честь празднования Дня победы в ВОВ.

В 2018 г. было проведено поздравление участников Великой Отечественной войны.

Работники Компании, Совет Ветеранов и Совет молодых специалистов приняли в 2018 г. участие в мероприятии и лично поздравили 23 ветерана и 120 тружеников тыла.

Таким образом, руководитель, вовремя получивший информацию об имеющейся корпоративной культуре и оценке работников её элементов способен регулировать настрой людей, корректировать корпоративную культуру в соответствие с миссией, направлять работу в системе управления по персоналу для поднятия «отстающих» факторов.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод, что корпоративная культура, как один из элементов стратегического развития, сегодня для компаний играет ведущую роль.

Не учитывать этот фактор нельзя, поэтому при разработке стратегического развития компании как на краткосрочную, так и на длительную перспективу нужно включать пункт, который раскрывает значимость и необходимость наличия элементов корпоративной культуры в целом.

Список используемой литературы:

Бадя Т.П. Взаимосвязь корпоративной культуры и внутренних коммуникаций. // Управление развитием персонала. 2016. №1. С. 5-10.

Базаров Т. Ю. Управление персоналом : учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. завед. 3-е изд., стереотип. - М.: ПРИОР, 2015. -220 с.

Бахтин М.Б. Развитие партнерских отношений современной организации, как составляющая кадровой стратегии, в ситуации конкурентного внешнего окружения. // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №4-М.: Науковедение, 2015. -320с.

Грищенкова Я.С. Корпоративная культура как компонент стратегии инновационного развития // Научный альманах. 2016. N 4-1 (18). С. 63-69.

Журнал «Директор по персоналу», Совершенствование корпоративной культуры [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hr- director.ru/article/65774-qqq- 15-m11 -sovershenstvovanie-korporativnoy-kultury

Корпоративная культура, Понятие и сущность корпоративной культуры - Корпоративное управление - Игнатьева И.А. Библиотека русских учебников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:

//uchebnikionline.com/menedgment/korporativne_upravlinnya_- _ignatyeva_ia/korporativna_kultura.htm

Кузнецов Андрей Анатольевич Функции корпоративной культуры как эффективного инструмента менеджмента // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. №2 (8) С.61-66.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р).

Кодекс корпоративного управления ПАО «Мосэнергосбыт» Информационный ресурс Общества сайт АО «Мосэнергосбыт» (http://www.mosenergjsbyt.ru) Финансовая отчетность АО «Мосэнергосбыт» по РСБУ http://www.mosenergo.ru/d/textpage/ad/173/mosehnergo-rsbu-2018.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.