Научная статья на тему 'Стратегия развития энергетических компаний (на примере АО "Мосэнергосбыт")'

Стратегия развития энергетических компаний (на примере АО "Мосэнергосбыт") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
784
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИКИ / ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГОКОМПАНИИ / ELECTRIC POWER INDUSTRY / BRANCH FEATURES OF POWER ENGINEERING / PROBLEMS OF ACTIVITY OF POWER COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кваша Михаил Владимирович,

Энергетическая отрасль это основа развития экономики. Ее функционирование повышает уровень жизни общества. Основная цель создания и функционирования рынка электрической энергии обеспечение условий энергетической безопасности России при требуемом уровне надежности электроснабжения потребителей и энергосберегающих, социально ориентированных, дифференцированных по различным параметрам тарифах. Однако производственное и финансово-экономическое состояние энергокомпании во многом обуславливается технико-экономическими особенностями отрасли. Сложность и особые условия работы энергетического предприятия порождают ряд проблем, касающихся стратегических, управленческих вопросов. Данная статья посвящена анализу формирования стратегии энергетического предприятия (на примере АО «Мосэнергосбыт»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development strategy of the power enterprise (on the example of JSC "Mosenergosbyt")

The power branch is a basis of development of economy. Its functioning raises a society standard of living. Main objective of creation and functioning of the market of electric energy providing conditions of power safety of Russia at demanded level of reliability of power supply of consumers and the energy saving, socially focused tariffs differentiated on various parameters. However the production and financial and economic condition of the power company is in many respects caused by technical and economic features of branch. Complexity and special operating conditions of the power enterprise generate a number of problems of concerning administrative, economical and legal and technological questions. This article is devoted to the analysis of branch features of power and the problems generated by them. This article is devoted to the analysis of formation of strategy of the power enterprise (on the example of JSC Mosenergosbyt»).

Текст научной работы на тему «Стратегия развития энергетических компаний (на примере АО "Мосэнергосбыт")»

Стратегия развития энергетических компаний (На примере АО "Мосэнергосбыт") Development strategy of the power enterprise (on the example of JSC "Mosenergosbyt")

Кваша Михаил Владимирович

Студент 2 курса Факультет Общий стратегический менеджмент АНОВО Московский международный университет Москва, Ленинградский проспект, 17 e-mail: mkvasha@live.ru

Kvasha Mikhail Vladimirovich

Student 2 term Faculty of General strategic management ANOVO Moscow international University Moscow, Leningradskiy avenue, 17 e-mail: mkvasha@live.ru

Научный руководитель Кириллов Александр Николаевич

Кандидат политических наук АНОВО Московский международный университет Москва, Ленинградский проспект, 17 e-mail: alexkirillov88@gmail.com

Scientific adviser

Kirillov Alexander Nikolaevich

Сandidate of political Sciences ANOVO Moscow international University Moscow, Leningradskiy avenue, 17 e-mail: alexkirillov88@gmail.com

Аннотация.

Энергетическая отрасль - это основа развития экономики. Ее функционирование повышает уровень жизни общества. Основная цель создания и функционирования рынка электрической энергии - обеспечение условий энергетической безопасности России при требуемом уровне надежности электроснабжения потребителей и энергосберегающих, социально ориентированных, дифференцированных по различным параметрам тарифах. Однако производственное и финансово-экономическое состояние энергокомпании во многом обуславливается технико-экономическими особенностями отрасли. Сложность и особые условия работы энергетического предприятия порождают ряд проблем, касающихся стратегических, управленческих вопросов. Данная статья посвящена анализу формирования стратегии энергетического предприятия (на примере АО «Мосэнергосбыт»).

Annotation.

The power branch is a basis of development of economy. Its functioning raises a society standard of living. Main objective of creation and functioning of the market of electric energy - providing conditions of power safety of Russia at demanded level of reliability of power supply of consumers and the energy saving, socially focused tariffs differentiated on various parameters. However the production and financial and economic condition of the power company is in many respects caused by technical and economic features of branch. Complexity and special operating conditions of the power enterprise generate a number of problems of concerning administrative, economical and legal and technological questions. This article is devoted to the analysis of branch features of power and the problems generated by them. This article is devoted to the analysis of formation of strategy of the power enterprise (on the example of JSC Mosenergosbyt»).

Ключевые слова: электроэнергетика, отраслевые особенности энергетики, проблемы деятельности энергокомпании.

Key words: electric power industry, branch features of power engineering, problems of activity of power company.

Для развития человечества каждая отрасль играет важную роль. Сегодня для нормального функционирования экономики - электроэнергетическая отрасль играет одну из ведущих ролей, ценна она также

для жизнедеятельности человека. Такая тенденция была характерна и для прошедшего столетия, когда электроэнергетика также стояла на одном из ведущих мест среди других отраслей.

Особенность электроэнергетики заключается в том, что она в целом определяет развитие как отдельно взятого региона, так и страны в целом, и это происходит и в зарубежных странах.

Мировой рынок электроэнергии оказывает значительное влияние на экономическое благосостояние страны, на экономический рост, влияет на доходную часть государственного бюджета, а также при решении геополитических вопросов между государствами.

Мировой рынок электроэнергии - это абстрактное понятие, потому как этот рынок достаточно объемен сложен, данный рынок постоянно видоизменяется, расширяется и усложняется по своей целевой направленности, и сложность данного рынка можно объяснить и некоторыми показателями.

Проанализируем некоторые данные, которые характеризуют развитие и состояние мирового рынка электроэнергии, это позволит нам судить о структурных изменениях.

За период 2004-2019 гг мировой рост производства электроэнергии увеличился почти в 1,5 раза, потому как увеличение потребления электроэнергии в мире зависит в основном от спроса как у нас в стране, так и в зарубежных страна.

Данный рынок востребован и требует постоянного анализа. Разработка стратегии развития электроэнергетических компаний - это не прихоть, а необходимость, причем стратегия должна постоянно пересматриваться, потому как влияние на деятельность компаний электроэнергетического комплекса подвержена как внешним, так и внутренним факторам.

Внешняя среда особенно активно влияет на эффективность таких компаний. Поэтому разработка и внедрение стратегии развития компании особенно актуально и играет большое значение.

Глобальное реформирование энергетической сферы было начато в 2001 г., реформирование не заканчивается сегодня, оно наоборот наращивает темпы, потому как увеличивается конкурентоспособность компаний этого сектора, происходит отделений от монополий, многие компании выходят самостоятельно на рынок с целым спектром предложений и у слуг как для государственных нужд, так и для граждан.

Начиная с 2001 г. и до настоящего времени, имело перед собой цель создания конкурентной среды для энергетических компаний, из разных этапов производства электроэнергии, и отделение их от монополий.

Особенность данных компаний является еще и то, что на выходе государство и граждане получают продукт интеллектуальной собственности в основе которого, лежит уникальность.

При работе над стратегическим развитием той или иной отрасли, сферы необходимо обдуманно и серьезно подходит к этому вопросу, есть несколько основополагающих элементов, которые включены в стратегию, о которых нельзя забывать и четко учитывать: внутренняя и внешняя среда, жизненный цикл продукции или услуги [4].

За последнее время внешняя среда энергетических компаний подвергается изменениям, на нее оказывают сильное влияние такие факторы, как экономические, политико-правовые, демографические, научно-технологические и др.

Постоянно меняющееся законодательство, которое регулирует деятельность компаний в этом направлении, нестабильная экономическая ситуация как в России, так и в зарубежных странах, постоянное изменение ценовых тарифов на продукцию и предоставляемые услуги - вот лишь небольшой спектр внешних

причин, которые оказывают влияние на деятельность энергетических компаний и которые требуют постоянного пересмотра стратегии развития.

Не последнее место занимают и инвестиционные и долгосрочные программы, что также влияет на развитие и работоспособность энергетических компаний.

Стратегия развития компании предполагает работу по снижению рисков. Риски сегодня проявляются практически в каждой сфере и не учитывать из роль нельзя, поэтому экономическая действительность требует разработку стратегического планирования деятельности компании на как на долгосрочный, так и краткосрочный периоды.

Изучая внутреннюю среду энергетических компаний, обобщенные выводы по отрасли, представляется, сделать весьма сложно, поскольку используемые технологии производства электроэнергии, вид топлива, структура капитала и культура управления для каждой энергетической компании различны.

Оценивая внутреннюю среду каждого субъекта управления в отдельности, укрупненно ресурсы можно распределить по четырем группам: человеческие, материальные, нематериальные и финансовые [3].

На выбор стратегии компании помимо ее внешней, внутренней среды и финансового состояния влияет жизненный цикл самой организации, а также жизненный цикл производимой ею продукции или предоставляемых услуг.

Стадии зарождения, ускорения роста, замедления роста, зрелости и затухания организации и производимой продукции могут не совпадать в случае, если компания представлена на нескольких рынках с различной продукцией [7].

Согласно данным Министерства Энергетики Российской Федерации Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 69 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно).

В электроэнергетический комплекс ЕЭС России входит около 700 электростанций мощностью свыше 5

МВт.

В 2018 г. общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 235,30 ГВт.

Сетевое хозяйство ЕЭС России насчитывает более 10 700 линий электропередачи класса напряжения 110 - 1150 кВ [11].

АО «Мосэнергосбыт» начал самостоятельно работать в 2005 г. после того, как она вышла из состава ОАО «Мосэнерго» в результате структурных преобразований в российской электроэнергетике, став самостоятельным акционерным обществом и правопреемником в отношении договоров энергоснабжения с физическими и юридическими лицами в Москве и Московской области.

После того как данная компания получила самостоятельность перед руководством компании стал вопрос пересмотре стратегии развития, необходимо было в кратчайшие сроки пересмотреть весь спектр предлагаемых услуг и продукции, то есть клинтоориентированность, то есть перед компаниями встал вопрос о определении своей ниши на рынке.

В дальнейшем АО «Мосэнергосбыт» приступает к созданию на базе территориальных отделений высокотехнологичных расчётных центров, которые соединяют в себе новейшие технологии энергосбытовой деятельности и высокое качество обслуживания клиентов.

Одной из основных целей инвестиционной деятельности «Мосэнергосбыта» становится повышение стандартов качества обслуживания потребителей и развитие информационных технологий.

Одновременно начинается работа над разработкой программы дополнительных услуг.

В 2006 г. «Мосэнергосбыт» получает статус Гарантирующего поставщика и расширяет рынки сбыта.

Запускается проект по оказанию платных услуг, внедряется система «одного окна». этот же период принимается единый стандарт оказания услуг, призванный сделать компанию более конкурентоспособной, а новой идеологией, направленной на улучшение качества и расширение спектра предоставляемых услуг, становится девиз «Из потребителей - в партнёры!».

2007 г. клиентоориентированность становится главным постулатом компании [11].

Совет директоров принимает Стандарт обслуживания клиентов.

Одновременно значительно расширяется спектр услуг и сервисов, предлагаемых клиентам. Открыт современный Контактный центр с единым многоканальным бесплатным телефонным номером. Параллельно продолжается работа по модернизации фронт-офисов.

этом же году «Мосэнергосбыт» приступает к реализации масштабной программы модернизации информационных систем, направленной на обеспечение высокого качества обслуживания и повышение эффективности работы в новых условиях свободного рынка электроэнергии.

течение 2008 г. «Мосэнергосбыт» последовательно совершенствовал свою работу на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

Открылся и начал работать Контактный центр, который стал ещё одним офисом по предоставлению услуг клиентам.

В 2009 г. «Мосэнергосбыт» продолжил своё позиционирование в качестве энергосервисной компании, оказывающей клиентам полный комплекс современных услуг энергоснабжения и сопутствующих сервисов.

Постоянно пересматривается перечень услуг, он расширяется, клиентам дается возможность оценить новые, более гибкие условия обслуживания и их внедрить.

Тогда же в целях централизации функций расчётов с потребителями создаётся процессинговый центр. 2010 г. началось внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами, которая позволяет обслуживать потребителей в любом отделении вне зависимости от их места жительства, а также способствовать переводу значительной части контактов с клиентом в интерактивный режим.

Для удобства клиентов и прозрачности расчетов в промышленную эксплуатацию запущен «Личный кабинет частного клиента».

АО «Мосэнергосбыт» - первым в России приступает к массовому внедрению энергосервисных контрактов.

Кроме того, компания начинает работу по энергоснабжению потребителей за пределами московского региона. Программа региональной экспансии в дальнейшем становится одним из приоритетных направлений.

2011 г. проходит под знаком инновационного развития.

Клиентам предложена возможность оплаты электроэнергии самыми современными способами: в Личном кабинете, посредством звонка в Контактный центр, с помощью сервиса автоплатёж и даже посредством sms с мобильного телефона.

2018 г. «Мосэнергосбыт» продолжает укреплять сотрудничество в области энергосбережения с правительством Москвы.

В рамках подписанного соглашения организуются информационно-просветительские мероприятия, направленные на формирование у потребителей бережливого отношения к энергоресурсам.

это же самое время «Мосэнергосбыт» входит в Группу «Интер РАО».

2012 г. «Мосэнергосбыт» запустил интерактивное приложение Личный кабинет для мобильных устройств, начинают работу мобильные офисы, созданные на базе микроавтобусов, которые могут добраться в самые труднодоступные районы Подмосковья, где нет стационарных клиентских офисов.

Также в 2012 году в компании разработана Декларация прав клиента. С помощью этого уникального документа, в который включены основные положения стандартов обслуживания компании, потребители могут изучить свои права и возможности во взаимодействии с гарантирующим поставщиком.

2013 году «Мосэнергосбыт» существенно расширяет свои компетенции и совместно с Правительством Московской области приступает к реализации проекта по централизации расчётов за услуги ЖКХ.

этих целях создана дочерняя компания «Мосэнергосбыт — Единый информационный расчетно-кассовый центр», позже переименованная в «МосОблЕИРЦ».

целях повышения качества обслуживания и для удобства частных клиентов созданы новые сервисы дистанционного обслуживания.

новой усовершенствованной версии Личного кабинета гражданам стала доступна возможность получения счетов за электроэнергию по электронной почте, а также объединить под одной учётной записью обслуживание нескольких лицевых счетов.

Для юридических лиц внедряется система юридически значимого электронного документооборота.

Будущее - за развитием дистанционных сервисов. Это понимают не только работники «Мосэнергосбыта», но и клиенты.

2013 г. в личном кабинете зарегистрирован миллионный пользователь, а 2014 г.год - пользователей стало уже 2 млн.

Кроме того, постепенно набирает популярность рассылка счетов за электроэнергию по электронной

почте.

конце 2014 г. был существенно модернизирован Контактный центр, что позволило значительно сократить издержки без потери качества. Современное российское ядро Контактного центра является одним из лучших в мире.

2015 г. «Мосэнергосбыт» поставило своим клиентам первые 500 киловатт-часов солнечной электроэнергии.

запущенная в этот же период система IVR на основе современных российских технологий синтеза и распознавания речи и сегодня позволяет клиентам компании в режиме диалога получать необходимую информацию и заказывать услуги в круглосуточном режиме.

2016 г. разработана и утверждена программа, в рамках которой определены приоритетные направления для развития компании, в том числе сформирован перечень мероприятий до 2020 г.

целях повышения качества обслуживания и для удобства граждан «Мосэнергосбыт» продолжил развитие сервисов дистанционного обслуживания.

Количество зарегистрированных пользователей Личного кабинета больше 3 млн человек. Более 700 тыс. клиентов подписались на рассылку счетов за электроэнергию в электронном виде на e-mail.

2016 г. запущена специальная телефонная линия для передачи показаний приборов учёта электроэнергии, которая позволяет передавать показания электросчётчиков в автоматическом режиме через систему интеллектуального распознавания голоса IVR [12].

За 2016 г. через данный сервис было передано около 1,16 млн показаний, а ежемесячно данной телефонной линией пользуются более 150 тыс. клиентов.

июля 2017 г. компания перешла на приём показаний приборов учёта исключительно через дистанционные автоматизированные каналы, данная услуга была исключена из работы операторов Контактного центра.

Оценивая результаты деятельности АО «Мосэнергосбыт» за прошедшие годы, можно с уверенностью сказать, что компания показывает стабильно позитивную динамику производственно-финансовых показателей, которые за это время выросли в десятки раз.

Таким образом, можно сделать вывод, что руководство компании уделяет большое внимание стратегии развития компании. Это позволит в дальнейшем стать АО «Мосэнергосбыт» более эффективной, сильной, конкурентоспособной компанией как на российском, так возможно и на зарубежном рынке, время покажет.

Список используемой литературы:

Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 285 с.

Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: учебник / Л.Е. Басовский. - М. : НИЦ ИНФРА -М, 2017. - 256 с.

Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2015.

528 с.

Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. -

375 с.

Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.

Шестопал Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. - М.: КноРус, 2017. - 320 с.

Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.И. Шилков. - М.: Форум, 2015. - 304

с.

Юзов О.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий - М.: Издательский Дом МИСиС, 2015. - 90 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устава Общества ПАО «Мосэнергосбыт» Кодекс корпоративного управления ПАО «Мосэнергосбыт»

Информационный ресурс Общества сайт АО «Мосэнергосбыт» (http://www.mosenergjsbyt.ru) Финансовая отчетность АО «Мосэнергосбыт» по РСБУ http://www.mosenergo.rU/d/textpage/ad/173/mosehnergo-rsbu-2018.pdf

Финансовая отчетность АО «Мосэнергосбыт» по МСФО http://www.mosenergo.rU/d/textpage/ad/173/fs_me_201812ru.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.