Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЕКТОВ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

453
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / стратегический менеджмент / стратегия / развитие / управление проектами. / management / strategic management / strategy / development / project management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моташенко Елизавета Юрьевна

В данной статье обобщен материал по теме «Стратегическое планирование», раскрыто содержание понятия «стратеги» и сделан упор на методы разработки стратегии для компании, существующей в рыночной среде и вынужденной корректировать свою деятельность с учетом деятельности своих конкурентов. Определена важность работы над созданием стратегии, а также приведена взаимосвязь стратегии, миссии, стратегической программы и ее реализации. Кроме того, в статье приведен анализ формальных и неформальных факторов, которые ведут к успешному процессу реализации созданной стратегии развития компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PROJECT MANAGEMENT

This article summarizes the material on the topic "Strategic planning", the content of the term «strategy», also we focus on methods for developing the strategy for the company, which is operating in fast-changing market conditions and having lots of competitors. This competitors force company to change its activities, long-term and short-term plans. The importance of working on creating a strategy is determined, also the relationship between strategy, mission, strategic program, and its implementation is presented. In addition, the article provides an analysis of formal and informal factors that lead to the successful implementation of the company’s development strategy.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЕКТОВ»

Инновационные аспекты развития науки и техники доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28429 (дата обращения 09.11.2020)

УДК 338.24.01

Моташенко Елизавета Юрьевна Motashenko Elizaveta Yurevna

Студент магистрант Master student

Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова Plekhanov Russian University of Economics

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЕКТОВ STRATEGIC PROJECT MANAGEMENT

Аннотация. В данной статье обобщен материал по теме «Стратегическое планирование», раскрыто содержание понятия «стратеги» и сделан упор на методы разработки стратегии для компании, существующей в рыночной среде и вынужденной корректировать свою деятельность с учетом деятельности своих конкурентов. Определена важность работы над созданием стратегии, а также приведена взаимосвязь стратегии, миссии, стратегической программы и ее реализации. Кроме того, в статье приведен анализ формальных и неформальных факторов, которые ведут к успешному процессу реализации созданной стратегии развития компании.

Abstract: This article summarizes the material on the topic "Strategic planning", the content of the term «strategy», also we focus on methods for developing the strategy for the company, which is operating in fast-changing market conditions and having lots of competitors. This competitors force company to change its activities, long-term and short-term plans. The importance of working on creating a strategy is determined, also the relationship between strategy, mission, strategic program, and its implementation is presented. In addition, the article provides an analysis of formal and informal factors that lead to the successful implementation of the company's development strategy.

Ключевые слова: менеджмент, стратегический менеджмент, стратегия, развитие, управление проектами.

Key words: management, strategic management, strategy, development, project management.

Международная научно-практическая конференция

Российская экономика в последние годы претерпевает серьезные изменения, переходя в качественно новое состояние - растет конкуренция и, как следствие, от компаний требуется гибкость в принятии решений и способность быстро адаптироваться, не забывая при этом о стратегических приоритетах. Компании нацелены на долгосрочное и устойчивое развитие, предполагается, что оно кроет под собой многообразие форм деятельности и непрерывное обновление технологий.

Именно это обуславливает тот факт, что повышение эффективности организации, основанное на успешном стратегическом планировании, становится очень актуально управленческой задачей. Несомненно, к такому важному вопросу стоит подходить не столько с практической, сколько, в первую очередь, с академической точки зрения, то есть важно разработать научно обоснованную модель-концепцию, которая позволит прогнозировать эффект от принимаемых менеджментом решений. Такой подход позволит вовремя корректировать программу развития компании благодаря оценке эффективности.

В международной практике широко используется так называемый проектный метод моделирования. Он применим для программ, проектов и даже портфелей и, как следствие, отлично подходит для целых компаний.

Компании, которым удается разработать грамотную стратегию развития, имеют возможность добиваться конкурентных преимуществ по отношению к остальным.

Разные авторы дают разное определение того, что такое стратегия. Мы остановимся на обобщенном, но не менее емком понятии, которое дает Брюс Хендерсон, являющийся основателем Boston Consulting Group. «Стратегия - это преднамеренный поиск пана действия, которые будут способствовать развитию конкурентного преимущества компании и станут его неотъемлемой частью» [1, с. 73].

Инновационные аспекты развития науки и техники Нет единого метода разработки стратегии, так как каждая компания уникальна и имеет собственную историю, предпосылки, собственную инфраструктуру и неповторимую атмосферу в коллективе.

Тем не менее есть единые подходы к разработке. Нужно понимать, что основой для стратегического управление являются сотрудники компании, то есть ее человеческие ресурсы. Стратегия должна ориентироваться в первую очередь на потребителей и это очевидно, ведь все существование компании зациклено вокруг потребностей клиента. А для привлечения клиентов необходимо иметь какие-либо конкурентные преимущества, методы достижения которых тоже должны быть учтены в стратегии развития фирмы.

Что должен уметь менеджер, занимающийся стратегическим управлением? В первую очередь ему придется столкнуться с моделированием ситуации, а также умение ее анализировать и выявлять необходимость изменений. Помимо всего прочего нужно четко видеть цель и уметь воплощать стратегию в жизнь.

В зависимости от положения компании на рынке и отталкиваясь от конкурентной среды, компания имеет возможность выбрать себе одну из типов стратегии [1, с. 77]:

сокращение - принимается только тогда, когда показатели компании имеют существенную и продолжительную тенденцию к снижению; ограниченный рост - принимается в стабильных отраслях; рост - принимается в отраслях, которые динамично развиваются, а также имеют динамично изменяющиеся технологии;

комбинированная стратегия - это смесь любых из предложенных выше вариантов.

Естественно, для успешной реализации стратегии должны сложиться факторы успеха, о которых и пойдет речь в следующем разделе.

Каковы же факторы успеха в процессе реализации задуманной стратегии? В первую очередь это формальное и неформальное вовлечение сотрудников в изменения. Формально это может быть, например, поддержка профсоюзов, или

Международная научно-практическая конференция корректировка трудовых договоров. Неформально - это вовлечение персонала в обновление корпоративной культуры, для этого можно проводить различные групповые мероприятия, в том числе разного рода «team building». Стоит отдельно упомянуть что тимбилдинг важен для бизнеса по ряду факторов - это возможность общения, лучшие знакомства с коллегами, возможность повысить производительность, благодаря работе в команде, сотрудники получают возможность неформально заявить о себе, чувствуют прилив энергии и мотивации, готовность к сотрудничеству и свою ценность [2]. В целом, после качественного тимбилдинга, рабочая среда становится более дружественной.

Работники должны хорошо понимать цели и стратегию организации, то есть они должны быть хорошо осведомлены. Именно осведомленность об изменениях помогает провести их максимально гладко и безболезненно, так как сотрудники меньше страшатся неизведанного и нового.

Кроме того, руководство должно следить за тем, чтобы все стратегия не была просто строчкой на сайте или формальной отпиской на бумаге. Нужно предоставлять людям необходимые ресурсы для ее реализации и мотивировать продолжать движение к цели.

Говоря о ресурсах в первую очередь, конечно, идет речь про материальные активы - это оборудование, технологии, человеческие ресурсы (ведь нехватка рабочих рук может стать действительной проблемой), а также не стоит забывать об организационных ресурсах. Не стоит забывать и про нематериальные активы такие как бренд, репутация, социальная ответственность и прочее. На них строится все человеческое отношение и именно это больше всего ценят как сами сотрудники, так и клиенты фирмы [1, с. 78].

Чтобы понять в принципе функционирование системы менеджмента обратимся за пояснениями к теории. В качестве определения можно сказать, что система менеджмента состоит из двух элементов-подсистем. Первая подсистема - это стратегический менеджмент. Вторая - оперативный менеджмент. На рисунке 1 представлена модель стратегического управления - взаимосвязь стратегии, миссии, стратегической программы и ее реализации. На рисунке

Инновационные аспекты развития науки и техники

видно, что совокупность миссии, целей, приоритетов, а также результаты диагностики внешней и внутренней среды являет собой стратегический анализ, в результате которого должна получиться корпоративная стратегия, стратегическая программа действий с последующей ее реализация благодаря методам управления. По завершению данного цикла в игру вступает управленческий контроллинг (этап контроля результатов), именно здесь может быть сформирована обратная связь, которую впоследствии передадут на различные уровни менеджмента для корректировок недочетов и имплементации лучших практик.

Реализация стратегий

Обратная связь Стратегический контролинг Обратная связь

Рис. 1 Взаимосвязь стратегии, миссии, стратегической программы и ее реализации [3].

Международная научно-практическая конференция

Выводом может послужить то, что целью подобных действий является обеспечение максимальной выгоды для компании на долгосрочную перспективу.

Компании заинтересованы в том, чтобы иметь свою стратегию развития. Особенно в этом заинтересованы глобальные корпорации. Стоит пояснить, что имеется в виду под этим термином. Эксперты считают, что в настоящее время почти все средние и крупные предприятия организованы по форме корпорации [4, с. 4], ведь они принадлежат акционерам.

Как в России, так и за рубежом существует деление корпораций на корпорации закрытого типа и корпорации открытого типа. Корпорации закрытого типа не выпускают свои акции на рынок, то есть держателями долей собственности является строго ограниченное число людей. Корпорации открытого типа же напротив пускают акции в свободную продажу. Обычно корпорация создается закрытого типа, а в последствии, постепенный рост вынуждает ее привлекать дополнительный капитал для инвестиций и таким образом акции попадают на рынок в руки потенциальным инвесторам [4, с. 4].

Стратегия может быть разработана на любом этапе жизненного цикла компании, но предпочтительнее всего разрабатывать ее на начальных этапах. Тем не менее, разработка стратегии на начальных этапах жизненного цикла имеет ряд особенностей. Очевидно, что сразу после зарождения компании сложно понять куда двигаться и как занять свою нишу на рынке, как заполучить конкурентные преимущества, расти и развиваться.

Тем не менее история знает примеры, когда даже при отсутствии значимых преимуществ, компании добивались высот. Как пример можно примести компанию Starbucks.

Выходя на рынок, компания не имела никаких очевидных конкурентных преимуществ: лицензий, патентов или уникальной рецептуры. Тем не менее, ее создатель был влюблен в свою идею и верил в нее. В результате конкурентная стратегия Starbucks заключалась в привлечении клиентов, благодаря уютной атмосфере, а также в стремительном расширении рынков присутствия [5, с. 138].

Инновационные аспекты развития науки и техники

Кофейни Starbucks стали символом доступной роскоши, туда приходят

люди, чтобы сбежать от суеты, забыть о проблемах, пообщаться в неформальной обстановке. Сейчас эта компания распространена по всему земному шару и любима тысячами клиентов.

В целом же существует всего несколько вариантов стратегии развития [1, с 87]. Первая - по объемам - предприятие может развиваться целиком, может развиваться только актив компании (то есть внутреннее развитие), либо же внешнее развитие (происходит, когда развивается рынок). Второй вариант развития - развитие по функциональным областям - развивать можно логистический цепи и цепи поставок, персонал и систему управления, маркетинг и тд. Третий тип развития - по времени - краткосрочное и долгосрочное.

Кроме того, существуют некоторые особенности стратегического планирования и стратегического управления в зависимости от страны, в которой создана и/или локализована компания.

В современном мире бесспорным является утверждение о том, что деятельность любой фирмы должна следовать предварительно разработанной стратегии. Именно стратегия позволяет компании иметь ориентир в изменчивой обстановке рыночных отношений, дает возможность смотреть «за горизонт» и методично добиваться поставленных целей.

Библиографический список:

1. Фунтов В.Н. Управление проектами развития фирмы: теория и практика. - СПБ.: Питер, 2009. - 496 c.

2. Шесть причин, почему тимбилдинг важен и полезен для бизнеса / Бизнес-портал ARDMA.RU, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://ardma.ru/razvitie/liderstvo/upravlenie-personalom/752-6-prichin-pochemu-timbüding-vazhen-i-polezen-dlya-biznesa (дата обращения 23.10.2020).

3. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. - М.: «ИНФРА-М», 1999. - 344 с.

Международная научно-практическая конференция

4. Бредли Ричард, Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н Барышниковой. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. - 1008 с.

5. Бутов В.А. Особенности разработки стратегии развития компании на начальной стадии ее жизненного цикла / Вестник Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова, 2018, № 4 (100) [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35418418 (дата обращения: 24.10.2020).

УДК 336.148

Пашкова Татьяна Анатольевна Pashkova Tatiana Anatolievna

аспирант кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Омский государственный педагогический университет (г. Омск) аспирант кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Postgraduate student of the Department of Economics, Management and Marketing

Omsk State Pedagogical University (Omsk)

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

IMPLEMENTATION OF NEW METHODS OF FINANCIAL CONTROL IN THE ACTIVITIES OF THE EXTERNAL MUNICIPAL FINANCIAL

CONTROL BODIES

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы внедрения новых методов финансового контроля в деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Abstract: The article discusses the problems of introducing new methods of financial control in the activities of control and accounting bodies of municipalities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.