Научная статья на тему 'Учет гироскопического эффекта в модели системы «Ротор - электромагнитные подшипники»'

Учет гироскопического эффекта в модели системы «Ротор - электромагнитные подшипники» Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
156
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ-МАХОВИК / ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИК / КРИТИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ / ДИАГРАММА КЭМПБЕЛЛА / REACTION WHEEL / ACTIVE MAGNETIC BEARING / CRITICAL SPEED / CAMPBELL DIAGRAM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Поляков М.В.

Разработана модель системы «ротор электромагнитные подшипники» для электродвигателя-маховика системы ориентации и стабилизации космического аппарата. Модель учитывает изгибные формы колебаний ротора и гироскопические эффекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Поляков М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gyroscopic effect in the model of «rotor - active magnetic bearings» system

The paper presents the mathematical model of «rotor active magnetic bearings» system for reaction wheel used in spacecraft attitude control system. Developed model consider the natural frequencies of rotor bending oscillations and gyroscopic effects.

Текст научной работы на тему «Учет гироскопического эффекта в модели системы «Ротор - электромагнитные подшипники»»

УДК 62-233.2

УЧЕТ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В МОДЕЛИ СИСТЕМЫ «РОТОР - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОДШИПНИКИ»

М. В. Поляков

АО «Научно-производственный центр «Полюс» Российская Федерация, 634050, г. Томск, просп. Кирова, 56в Национальный исследовательский Томский политехнический университет Российская Федерация, 634050, г. Томск, просп. Ленина, 30 E-mail: info@polus-tomsk.ru

Разработана модель системы «ротор - электромагнитные подшипники» для электродвигателя-маховика системы ориентации и стабилизации космического аппарата. Модель учитывает изгибные формы колебаний ротора и гироскопические эффекты.

Ключевые слова: электродвигатель-маховик, электромагнитный подшипник, критическая скорость, диаграмма Кэмпбелла.

GYROSCOPIC EFFECT IN THE MODEL OF «ROTOR - ACTIVE MAGNETIC BEARINGS» SYSTEM

M. V. Polyakov

Stock Company «Scientific & Industrial Centre «Polyus» 56v, Kirov Аv., Tomsk, 634050, Russian Federation National Research Tomsk Polytechnic University 30, Lenin Аv, Tomsk, 634050, Russian Federation E-mail: info@polus-tomsk.ru

The paper presents the mathematical model of «rotor - active magnetic bearings» system for reaction wheel used in spacecraft attitude control system. Developed model consider the natural frequencies of rotor bending oscillations and gyroscopic effects.

Keywords: reaction wheel, active magnetic bearing, critical speed, Campbell diagram.

Введение. Исследование динамики системы электромагнитного подвеса невозможно без построения математической модели ее объекта регулирования - ротора, вращающегося в электромагнитных подшипниках. Точность такой модели определяет степень соответствия расчетных критических частот вращения ротора и амплитуд его вынужденных колебаний экспериментальным данным [1; 2]. Разработка математической модели системы «ротор - электромагнитные подшипники» для электродвигателей-маховиков систем ориентации и стабилизации космических аппаратов заключается в определении ее эквивалентных радиальной и угловой жесткостей с учетом упругих колебаний ротора и влияния гироскопических эффектов [3].

Определение эквивалентных жесткостей системы «ротор - электромагнитные подшипники». Разработана модель системы «ротор - электромагнитные подшипники» (рис. 1), в которой Ср и Яр представляют собой линейную и угловую жесткости радиального электромагнитного подшипника, которые определяются параметрами магнитного подвеса, его системы управления и могут регулироваться в процессе функционирования; Св - линейная жесткость вала ротора, а R - угловая жесткость его диафрагмы, определяемые геометрическими параметрами ротора и характеристиками материалов, из которых изготовлены детали, входящие в его состав; Яг - гироскопическая жесткость, которая характеризует гироскопический момент, стремящийся сохранить положение плоскости, в которой вращается обод ротора неизменным. Гироскопиче-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 1

ский момент оказывает схожее воздействие на обод ротора, как и жесткость его диафрагмы Яд, однако структура этого воздействия является более сложной вследствие гироскопических связей между ортогональными радиальными осями вращающегося ротора.

Рис. 1. Модель системы «ротор - электромагнитные подшипники»

Эквивалентная жесткость разработанной модели системы в радиальном направлении

2СрС„

С =-

2Ср + Св

Эквивалентная угловая жесткость модели системы при невращающемся роторе

^ Яд

Яхо -

Яр + Яд

Эквивалентная угловая жесткость модели системы при вращающемся роторе

Яр яд

Я, г -

Яр + Яд

Яг - ЯХ0 + Яг .

Собственная частота радиальных колебаний ротора

2СрСв

f - _L J_

р 2п\ m 2л)1(2Ср + Св)

Собственная частота угловых колебаний ротора

1 '

m

^ я, - 1 яряд у j 2пу (яр + яд) J

Собственные частоты прямой/обратной прецессии ротора

f

п.п/о.п

J_ 2п

(

Я,

'Яг , Яг

J.

э У

Результаты расчета. Верификация разработанной математической модели проводилась путем сопоставления расчетных диаграмм Кэмпбелла с диаграммами, полученными в программном обеспечении ANSYS при различных значениях коэффициента Ср (рис. 2, таблица). ПО ANSYS содержит модуль «Rotordynamics», позволяющий проводить расчет динамических характеристик роторных машин с возможностью учета гироскопических эффектов (функция «Coriolis Effect»), а также в автоматизированном режиме строить диаграмму Кэмпбелла и определять критические частоты системы, что обусловило выбор данного программного продукта.

/с,Гц г ^ ■/п.п ___®

:__«--- У

.fo.il. кр 7 ~ —- д

125 250 375 500 625 750 837

со, рад/с

Рис. 2. Диаграмма Кэмпбелла при Ср = 1106 Н/м: 1 - АКБУБ; 2 - предлагаемая математическая модель

Критические частоты ротора

Метод расчета Критическая частота радиальных колебаний Л кр, Гц Собственная частота угловых колебаний невращающегося ротора /у, Гц Критическая частота обратной прецессии .,/о.п Гц

АШУ8 95,6 54,2 32,9

Модель 95,8 54,9 33,2

Заключение. Разработанная модель позволяет определять эквивалентную жесткость, собственные частоты и критические скорости системы «ротор - электромагнитные подшипники» электродвигателя-маховика системы ориентации и стабилизации космического аппарата с учетом изгибных форм колебаний ротора и гироскопических эффектов, возникающих в процессе его вращения. Она может быть использована для дальнейшего исследования динамики системы электромагнитного подвеса.

Библиографические ссылки

1. Абдурагимов А. С., Верещагин В. П., Рогоза А. В. Идентификация динамических свойств ротора в системе магнитного подвеса // Вопросы электромеханики. 2014. Т. 143. С. 7-10.

2. Сарычев А. П., Руковицын И. Г. Математическая модель ротора для анализа управления магнитными подшипниками // Вопросы электромеханики. 2008. Т. 107. С. 11-15.

3. Поляков М. В. Исследование влияния коэффициента жесткости осевого электромагнитного подшипника на собственные частоты ротора электродвигателя-маховика // Решетневские чтения : материалы XX Юбилейной междунар. науч.-практ. конф., (9-12 нояб. 2016 г., г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016. Ч. 1. С. 424-426.

© Поляков М. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.