Научная статья на тему 'Математическая модель ротора в магнитном подвесе с многополюсным осевым электромагнитным подшипником'

Математическая модель ротора в магнитном подвесе с многополюсным осевым электромагнитным подшипником Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
163
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИК / КРИТИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ / ДИАГРАММА КЭМПБЕЛЛА / ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ-МАХОВИК / ACTIVE MAGNETIC BEARING / CRITICAL SPEED / CAMPBELL DIAGRAM / REACTION WHEEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Поляков М. В.

Рассмотрена математическая модель системы «гибкий несимметричный ротор активный магнитный подвес с многополюсным осевым электромагнитным подшипником» для электродвигателя-маховика системы ориентации космического аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODEL OF ROTOR IN MAGNETIC SUSPENSION WITH MULTIPOLAR AXIAL ELECTROMAGNETIC BEARING

The paper presents the math model of flexible asymmetric rotor, rotating in active magnetic suspension with multipolar axial electromagnetic bearing for reaction wheel of spacecraft attitude control system.

Текст научной работы на тему «Математическая модель ротора в магнитном подвесе с многополюсным осевым электромагнитным подшипником»

УДК 62-233.2

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РОТОРА В МАГНИТНОМ ПОДВЕСЕ С МНОГОПОЛЮСНЫМ ОСЕВЫМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ПОДШИПНИКОМ

М. В. Поляков

АО «Научно-производственный центр «Полюс» Российская Федерация, 634050, г. Томск, просп. Кирова, 56в Национальный исследовательский Томский политехнический университет Российская Федерация, 634050, г. Томск, просп. Ленина, 30 E-mail: [email protected]

Рассмотрена математическая модель системы «гибкий несимметричный ротор - активный магнитный подвес с многополюсным осевым электромагнитным подшипником» для электродвигателя-маховика системы ориентации космического аппарата.

Ключевые слова: электромагнитный подшипник, критическая скорость, диаграмма Кэмпбелла, электродвигатель-маховик.

MATHEMATICAL MODEL OF ROTOR IN MAGNETIC SUSPENSION WITH MULTIPOLAR AXIAL ELECTROMAGNETIC BEARING

M. V. Polyakov

JSC "Scientific & Industrial Centre "Polyus" 56v, Kirov Av., Tomsk, 634050, Russian Federation National Research Tomsk Polytechnic University 30, Lenin Av., Tomsk, 634050, Russian Federation E-mail: [email protected]

The paper presents the math model of flexible asymmetric rotor, rotating in active magnetic suspension with multipolar axial electromagnetic bearing for reaction wheel of spacecraft attitude control system.

Keywords: active magnetic bearing, critical speed, Campbell diagram, reaction wheel.

Введение. При разработке магнитного подвеса ротора электродвигателя-маховика системы ориентации космического аппарата важно исключить резонансы из рабочего диапазона частоты вращения ротора, в том числе вызванные его собственными формами колебаний. Это достигается повышением жесткости конструкции ротора, однако сопровождается увеличением как его массы, так и массы других узлов электродвигателя-маховика: магнитных подшипников, страховочных опор и т. д. Поэтому для увеличения критических скоростей системы «ротор-активный магнитный подвес» предлагается использовать многополюсный осевой электромагнитный подшипник (МОЭМП), представляющий собой совокупность отдельных осевых электромагнитов, расположенных по окружности вокруг оси ротора [1].

Модель ротора в активном магнитном подвесе. Для определения характера влияния МОЭМП на критические скорости рассматривается модель несимметричного гибкого ротора массой М (рис. 1), условно разделенного на вал 1 и обод-диафрагму 2. Модель имеет шесть обобщенных координат: линейные перемещения вала совместно с ободом-диафрагмой х, у, угловые перемещения вала фв, 0в и обода-диафрагмы фд, 9д. Радиальный магнитный подвес характеризуется главной жесткостью при поперечных перемещениях

С, главной жесткостью при угловых перемещениях RB, побочной жесткостью N. Осевой подвес характеризуется главной жесткостью при угловых перемещениях R^ Решения уравнения Лагранжа для каждой обобщенной координаты [2-5] представляют собой математическую модель ротора:

MX + Сх + Nфв = F cos (cot + ф);

My + Су + N0,, = F sin (rat + ф);

Jэ.вФв + Лв^ёв + Nx + (( + Rд )фв - Rдфд =

= Мп cos (cot + ф);

< Jэ.д ф д + j о.д сёд +(( + R )фд - К фв =

= Мп cos (rat + ф);

ЛА - ^.всфв + Ny + (( + Rд )в - Rд6д =

= Мп sin (rot + ф);

Jэ.дё д - Jо.д сф д +(( + Rо ) - R 0в =

= Мп sin (rot + ф),

где J3S, Jos, Jо.д - экваториальный, осевой моменты инерции вала и обода-диафрагмы; ю - угловая скорость ротора; Fm Мп - помеховая сила и момент сил.

Механика специальных систем

У

Рис. 1. Модель несимметричного гибкого ротора

о 125 250 375 500 625 750 837 0 125 250 375 500 625 750 837

со, рад/с га, рад/с

а б

Рис. 2. Диаграммы Кэмпбелла для ротора в активном магнитном подвесе: без МОЭМП (а); с МОЭМП (б)

Критические скорости в рабочем диапазоне частот вращения ротора

Форма колебаний Критическая скорость ротора, рад/с

без МОЭМП с МОЭМП

Угловые колебания, обратная прецессия 90,7 -

Угловые колебания, прямая прецессия 466,7 -

Радиальные колебания жесткого ротора 527,2 504,4

Результаты расчета. Решения системы уравнений в виде диаграмм Кэмпбелла для системы без МОЭМП (Яо = 0, рис. 2, а) и при использовании МОЭМП (Яо > 0, рис. 2, б) показывают, что с увеличением жесткости МОЭМП Яо возрастают критические скорости системы, связанные с угловыми колебаниями ротора, и можно добиться их отсутствия в рабочем диапазоне частот вращения (таблица).

Заключение. Применение многополюсного осевого электромагнитного подшипника позволяет управлять поворотами ротора вокруг поперечных осей и собственными угловыми колебаниями его обода относительно вала, что повышает точность регулирования углового положения ротора, жесткость и критические скорости системы активного магнитного подвеса.

Библиографические ссылки

1. Поляков М. В. Исследование влияния коэффициента жесткости осевого электромагнитного подшипника на собственные частоты ротора электродвигателя-маховика // Решетневские чтения : материалы XX юбилейной междунар. науч.-практ. конф. (9-12 нояб. 2016, г. Красноярск) : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова. Красноярск, 2016. С. 424-426.

2. Журавлев Ю. Н. Активные магнитные подшипники: теория, расчет, применение. СПб. : Политехника, 2003. 206 с.

3. Сарычев А. П., Руковицын И. Г. Математическая модель ротора для анализа управления магнитными подшипниками // Вопросы электромеханики. 2008. Т. 107. С. 11-15.

4. Абдурагимов А. С., Верещагин В. П., Рогоза А. В. Идентификация динамических свойств ротора в системе магнитного подвеса // Вопросы электромеханики. 2014. Т. 143. С. 7-10.

5. Леонтьев М. К., Давыдов А. Л., Дегтярев С. А. Динамика роторных систем, опирающихся на магнитные подшипники // Газотурбинные технологии. 2011. № 3. С. 16-22.

References

1. Polyakov M. V. [Impact of axial active magnetic bearing stiffness coefficient on resonance frequencies of reaction wheel rotor]. Materialy XX yubileynoy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XX Intern. Scientific and Practical Conf. «Reshetnev reading»]. Krasnoyarsk, 2016. Vol. 1. Р. 424426. (In Russ.)

2. Zhuravlev Yu. N. Aktivnye magnitnye podshipniki: Teoriya, raschet, primenenie. [Active magnetic bearings: Theory, design, application]. St. Petersburg, Politekhnika, 2003, 206 p.

3. Sarychev A. P., Rukovitsyn I. G. [Mathematical model of rotor for the analysis of the magnetic bearing control]. Voprosy elektromekhaniki. 2008. Vol. 107, Р. 11-15. (In Russ.)

4. Abduragimov A. S., Vereshchagin V. P., Rogoza A. V. [Identification of rotor dynamics in the magnetic suspension system]. Voprosy elektromekhaniki. 2014, Vol. 143, P. 7-10. (In Russ.)

5. Leont'ev M. K., Davydov A. L., Degtyarev S. A. [The dynamics of rotor systems supported by magnetic bearings]. Gazoturbinnye tehnologii. 2011, No. 3, Р. 16-22. (In Russ.)

© Поляков М. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.