Научная статья на тему 'Учет географического контекста в оценке среды обитания и ресурсного потенциала охотничьих животных'

Учет географического контекста в оценке среды обитания и ресурсного потенциала охотничьих животных Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
164
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHICAL CONTEXT CONSIDERATION IN THE ESTIMATION OF INHABITANCY AND RESOURCE POTENTIAL OF HUNTING ANIMALS

The role of landscape contacts in life-support of populations of hunting animals is discussed. The special role in the lands quality estimation is given to an item principle. Item effects often define specific structure and number of animals within the given area.

Текст научной работы на тему «Учет географического контекста в оценке среды обитания и ресурсного потенциала охотничьих животных»

УЧЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА В ОЦЕНКЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ

Г. В. Пономарев, Ю.С. Малышев

Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, amadeo81@mail.ru

Одной из проблем современной науки и практики является разработка стратегии и методов рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия.

Необходимость привлечения более развитых научных основ для оценки ресурсов охотничьих животных приводит к использованию ландшафтного подхода и современной системы знаний экологии и поведения животных. При этом использование ландшафтной основы позволяет выделить и показать на карте те природные комплексы, в границах которых у животных протекают наиболее важные периоды годового цикла жизни.

Ключевую роль в сохранении и воспроизводстве популяций животных играют хорологические ядра -такие территориальные образования, в которых реализуются ключевые элементы жизненного цикла животных и которые представляют собой своеобразные центры активности популяций, «опорные и несущие узлы» экологической инфраструктуры и ресурсного потенциала видов (Пономарев, 1997, 2011).

При изучении организации среды обитания животных особое место занимает позиционный принцип, который Б.Б. Родоманом (1999) определяется как зависимость существенных свойств объектов от их положения в пространстве. В охотничьем ресурсоведении этому понятию в первом приближении соответствует содержание закона ин-терсперсий, который сформулировал в свое время американский охотовед и эколог А. Леопольд. Согласно этому закону достоинство конкретного участка территории (урочища) слагается не только из бонитета (качества) отдельных, образующих его выделов и разных типов угодий, но также из их взаимного сочетания (Юргенсон, 1973). От того, с чем граничит данный выдел, зависит эффект его освоения тем или другим видом животных. Таким образом ландшафтным сочетаниям придается разная функциональная значимость в жизнеобеспечении популяций.

Известно, что угодье, богатое кормами, но лишенное убежищ и укрытий, плохо осваивается охотничьими животными. Это может быть компенсировано соседством с угодьем, обладающим достаточной защитной средой. Отсюда концентрация жизни и ее проявлений или «биологический эффект краевой концентрации» (по Ф.Н. Милькову, 1978, с. 290) на стыке, контакте угодий, из которых каждое обеспечивает отдельные жизненные требования вида (Юргенсон, 1973). В качестве примера можно привести особенности таймырских оленей, мигрирующих на зиму из тундровой зоны в лесотундру и крайнюю северную тайгу Эвенкии с периодическим отклонением на юго-восточную её окраину (Анабар, Якутия), где сосредоточены основные запасы зимних лишайниковых кормов этих животных.

Уникальность этой самой крупной в мире популяции северных оленей - следствие проявления позиционности её обширных пастбищных экосистем: тундры Таймыра, лесотундры и северных редколесий Эвенкии. Особенности их функционирования определяются макроположением тундр относительно океана на севере, где при обилии зеленых кормов животные спасаются от «гнуса», и на юге, где рыхлое мелкоснежье способствует успешной их зимовке в лесотундре и редколесьях крайней северной тайги Эвенкии и сопредельных районов.

Занимая срединное мезоположение между этими системами, плато Путорана является своеобразным широким коридором миграционных путей оленей. На этих путях, «курируя» каждый свои участки, медведи, волки и росомахи изымают из популяции слабых, больных, травмированных животных, способствуя стабилизации численности таймырских оленей (Линейцев, 2003). Следовательно, плато можно рассматривать в качестве репрезентативного района наблюдений за состоянием этой популяции животных. В тоже время Путорана с его предгорьями в отдельные годы является местами зимнего выпаса около половины популяции таймырских оленей (Линейцев, 2008). Таким образом, Путорана является комплексом экосистем переходного типа между тундрой и тайгой, «способствующим» как равномерной нагрузке на зимние пастбища этих животных в Таймырском регионе и сопредельных территориях, так и снижению величины размаха их сезонных миграций. Наконец, на уровне микроположений позиционность у таймырских оленей проявляется в приуроченности их отела к подветренным склонам холмов южной тундры Таймыра. В условиях частых возвратов холодов с метелями это надежные места сохранения новорожденных оленят.

По мере перехода в таежную зону жизнеобеспечивающие комплексы оленей приобретают фрагментарный характер. Интенсивность и режим их использования определяются степенью дробности и сопряженности границ выделов, составляющих эти комплексы. Все это обусловливает численность оленей в той или иной местности, особенности их сезонного размещения, миграции и т. п.

Как разноуровенные аналоги экосистем с участием оленей такие комплексы можно рассматривать в качестве множеств различных размеров, рассеянных на обширных пространствах таежной Сибири. В качестве примера можно привести северо-таежный вариант экосистем в верховьях р. Пур. Жизненно важное значение для оленей в период их воспроизводства там представляет локально-родниковый перикриоген-ный (на краю ледяных тел торфяников) лесоболотный комплекс. Его основное содержание составляют мерзлые бугры с камовыми песчаными холмами, покрытыми лишайниковыми борами. В результате разгрузки талых и поверхностных вод с торфяников окрайки болотных массивов заполнены множеством микроколодцев в окружении ерников с отфильтрованной песками водой, что немаловажно для молодняка оленей.

Проявление закона интерсперсий А. Леопольд назвал также эффектом опушки, подчеркивая близость (экологической) сущности данного явления и мозаичной дробности в составе типов лесных угодий. В сложной «паутине» сплетений и пересечений границ опушек, особенно в местах с высокой мозаичностью выделов, создаются необходимые условия

для функционирования хорологических ядер животных. Так в условиях заболоченной равнинной тайги (водораздел рек Конды и Сев. Сосьвы) воспроизводственное гнездо соболя располагалось вблизи границ трех основных составляющих таеж-но-рямового комплекса, типичного для местных ландшафтов; кедровника зеленомошного с елью, кедровника сфагнового и соснового ряма.

Усложнение рисунка мозаики лесных выделов и качественная наполненность ее элементов как стаций животных сопряжены с местоположением таких мест в зоне контакта ландшафтов, для которых характерно сочетание контрастных и тесно сопряженных элементов среды (стаций). В этой зоне обжи-вания насыщенных контрастами пределов существует прямая связь между видовым составом и численностью животных в той или иной местности в зависимости от количества и параметров частей ландшафтов, входящих в эту зону. В таких местах отмечается аномально высокая численность соболя, не свойственная для прилегающих угодий, где она не выходит за рамки, типичные для данного региона. Например, результаты соболиного промысла в бассейнах рек Иус-1, Иус-2 (междуречье рек Пелыма и Конды) стабильно достигали 90 штук на одного охотника за сезон, а в верховьях рек Демьянки, Большого и Малого Югана - 100. Такие показатели свойственны только для прибайкальской и забайкальской горной тайги, те. в оптимуме ареа-

ла соболя. Чем больше разнообразие ландшафтного окружения, тем выше вероятность концентрации в таких местах сразу нескольких видов животных, Так на стыке Баргузинского, Икатского и Южно-Муйского хребтов установлено уникальное место зимовки северного оленя, лося и изюбря (Свиридов и др., 1975). Таким образом, позиционный принцип, как зависимость существенных свойств объектов от их положения в пространстве, прослеживается на всех уровнях организации ландшафтов, что определяет видовой состав и численность животных в данной местности .

Результаты таких исследований могут найти широкое применение в бонитировке угодий, формировании их кадастров, определении ресурсного потенциала, в экологических экспертизах и оценке ожидаемого ущерба проектов промышленного освоения территории, а также в выборе приоритетов экономического развития на региональном уровне управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Линейцев С. Полярные волки Путорана. Абакан : ООО «Кооператив «Журналист», 2003. 200 с.

Линейцев С. Н. Охотничьи звери Средней Сибири (Красноярский край и Хакасия). Абакан : ООО «Кооператив «Журналист», 2008. 252 с.

Мильков Ф. Н. Долинноречные ландшафтные системы // Известия Всесоюзного географического общества. 1978. Т. 110, вып. 4. С. 289-296.

Пономарев Г. В. Охотпромысловой аспект в экспертизе проектов освоения территории // География и природные ресурсы. 1997. № 2. С. 4857.

Пономарев Г. В. Эколого-географические аспекты идентификации хорологических ядер популяций промысловых животных на примере таежной Сибири // География и природные ресурсы. 2011. № 4. С. 79-85.

Родоманом Б. Б. Территориальные ареалы и сети : очерки теоретической географии. Смоленск : Изд-во «Ойкумена», 1999. 255 с.

Дикие копытные северного Прибайкалья и их охрана в районе БайкалоАмурской магистрали / Н. С. Свиридов [и др.] // Копытные фауны СССР : экология, морфология, использование и охрана. М. : Наука, 1975. С. 252-253.

Юргенсон П. Б. Биологические основы охотничьего хозяйства в лесах. М. : Лесная пром-ть, 1973. 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.