Во-вторых, экологические налоги на товары с неэластичным спросом (когда спрос не меняется при изменении цены, например, на моторное топливо) должны компенсироваться сокращением некоторых других налогов (например, подоходный налог или НДС).
В-третьих, экологические налоги должны быть целевыми. Каждому налогоплательщику хотелось бы быть уверенным, что более высокая цена на бензин будет преобразована в более высокое качество дорог, альтернативную энергетику, а также другие позитивные экологические меры [8,10].
Очень важно, чтобы параллельно с системой платежей функционировала и система экономического стимулирования экологизации хозяйства [3,7]. В свою очередь она может предусматривать:
- уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;
- дополнительное финансирование и льготное кредитование перспективных экологических программ и проектов, внедрения новых средозащитных средств и малоотходных технологий;
- установить премиальные выплаты за внедрение малоотходных технологий и переработку отходов, повышение экологических качеств продукции; улучшение экологического контроля производства и т.д.
Кроме того, налоговые доходы, получаемые в качестве платежей важно потратить на развитие альтернативных источников энергии, а также на увеличение социальных выплат и снижение налога на прибыль [6,8,10].
На основе выполненного анализа, к числу современных проблем экологического налогообложения можно отнести следующие:
- определенные финансовые трудности предприятий, ограничивающие возможность выполнения природоохранных мероприятий;
- недостаток бюджетных средств, выделяемых для финансирования природоохранных программ и проектов;
- отсутствие законодательно закрепленного разграничения полномочий между органами власти и управления по вопросу финансирования экологических программ;
- действующая в настоящее время система платежей за негативное воздействие на окружающую среду не в полной мере отвечает фискальным и регулирующим целям их взимания;
- несовершенство системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
- не четкое определение основных условий реализации экологического налога в Российской Федерации;
- отсутствие полного учета природопользователей и постоянного контроля хозяйствующих субъектов, осуществляющих загрязнение окружающей среды.
Выделенные организационные и экономические факторы сдерживают совершенствование отечественного экологического налогообложения и формирование эффективного механизма охраны окружающей среды [5,7].
С учетом изложенных проблем, можно выделить основные направления совершенствования экологического налогообложения:
1. Завершение разработки и принятие Экологического кодекса как источника экологического права.
2. Внедрение экологического налога с четким определением основных условий его реализации в Российской Федерации.
3. Обязательное экономическое стимулирование организаций и предприятий с целью внедрения ими экологически чистых технологий производства и утилизации отходов.
4. Осуществление полного учета природопользователей и постоянный контроль за их деятельностью.
5. Использование зарубежного опыта стран с развитой системой экологического налогообложения, имеющего богатую историю и положительные результаты [1,6,9,10].
Внедрение предлагаемых мероприятий будет способствовать развитию и совершенствованию отечественного экологического налогообложения, в свою очередь влияющего на функционирование налоговой системы в нашем государстве.
Литература
1. Аношина Ю.Ф. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2009. № 7. С. 300.
2. Бегак М.В., Весели Р. Практика экологического налогообложения. / Налоговая политика и практика. № 11. - 2011. - С. 83-88.
3. Горбатко Е.С. УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ. Налоговая политика и практика. 2013. № 9-1 (129). С. 11-15.
4. Гудиева Л.Р. РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 4-2 (11). С. 26-28.
5. Макарова Н.С., Богданова Н.А. СТРУКТУРА ФИНАНСОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ Аудит и финансовый анализ. 2010. № 6. С. 259-261.
6. Макарова Н.С. НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 10. С. 127-132.
7. Миргородская Т.В. ВОПРОСЫ УЧЕТА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ СОГЛАСНО РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ УЧЕТНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ. Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 5-2 (12). С. 59-61.
8. Миргородская М.Г. УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Вопросы экономики и права. 2013. № 57. С. 124-129.
9. Миргородская М.Г. ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ОТЧЕТНОСТИ ХОЛДИНГОВ Экономические науки. 2013. № 104. С. 71-74.
10. Миргородская М.Г. ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ОТЧЕТНОСТИ ХОЛДИНГОВ. Экономические науки. 2013. № 104. С. 71-74.
Кравчук А.
Магистрант, ФГБОУ ВПО «Московский государственый университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского» УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО И РПБУ
Аннотация
В статье рассмотрен учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО и РПБУ.
Ключевые слова: учет, финансовые инструменты, Международные стандарты финансовой отчетности, положения по бухгалтерскому учету.
Kravchuk A.
Master, 1 year, Moscow state University of technologies and management ACCOUNTING FOR FINANCIAL INSTRUMENTS IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS, THE RUSSIAN ACCOUNTING PRONOUNCEMENTS 46
46
Abstract
The article describes the accounting for financial instruments in accordance with International Financial Reporting Standards, the Russian Accounting Pronouncements
Keywords: accounting, financial instruments, International Financial Reporting Standards, Accounting Pronouncements.
Между российской системой бухгалтерского учета и международными стандартами финансовой отчетности существует ряд отличий, несмотря на то, что принципы бухгалтерского учета в России были построены, основываясь именно на МСФО. Основное отличие - это разница в подходе к составлению отчетности. При работе с отчетностью международные стандарты рекомендуют исходить не из законодательных норм, а от самой операции, точнее из ее экономической сущности [4,5,6]. Приоритет экономического содержания перед формой является одним из основных принципов МСФО. С одной стороны российские положения по бухгалтерскому учету тоже отдают приоритет содержанию перед формой, однако в реальности РПБУ больше ориентированы на формы, процедуры и требования к оформлению документации, чем на экономическую сущность финансовой операции.
Вопросы учета финансовых инструментов в МСФО раскрывают следующие стандарты: МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» и МСФО (IFRS) 2 «Платеж, основанный на акциях». Эти же вопросы только в российских стандартах регулирует ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», а также “Положение о порядке ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов” (утв. Банком России 04.07.2011 N 372-П).
Сущность и цель перечисленных международных стандартов представлена в приложениях Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 160н:
1. «Цель настоящего стандарта МСФО (IAS) 32 - установить принципы, в соответствии с которыми финансовые инструменты представляются в составе обязательств или капитала, а также производится взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств. [4,5]. Этот стандарт применяется к классификации финансовых инструментов эмитентом финансовых активов, финансовых обязательств и долевых инструментов; классификации относящихся к ним процентов, дивидендов, убытков и прочих доходов; а также условиям, при которых финансовые активы и финансовые обязательства подлежат взаимозачету».
2. «Целью настоящего стандарта МСФО (IAS) 39 является установление принципов признания и оценки финансовых активов, финансовых обязательств и некоторых контрактов по покупке или продаже нефинансовых статей. Требования по представлению информации о финансовых инструментах содержатся в МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации”. Требования по раскрытию информации о финансовых инструментах содержатся в МСФО (IFRS) 7“Финансовые инструменты: раскрытие информации”».
3. «Целью настоящего МСФО (IFRS) 7 является установление требований к предприятиям по представлению в их финансовой отчетности информации, позволяющей пользователям оценить:
(a) насколько существенным является влияние финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты деятельности предприятия; и
(b) характер и размер рисков, которым предприятие подвержено в течение периода и на конец отчетного периода в связи с финансовыми инструментами, и каким образом предприятие управляет этими рисками».
4. «Целью настоящего МСФО (IFRS) 2 является установление порядка составления финансовой отчетности для предприятия, осуществляющего операцию, предполагающую выплаты, основанные на акциях. В частности, он требует от предприятия отражать в составе прибыли или убытка и в финансовом положении влияния операций, предполагающих выплаты, основанные на акциях, включая расходы, связанные с операциями, в которых работникам предоставляются опционы на акции» [1,2].
В свою очередь ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» устанавливает правила формирования информации о финансовых вложениях организации в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) [2,4].
“Положение о порядке ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов” гласит о том, что «первоначальное признание производного финансового инструмента в бухгалтерском учете осуществляется при заключении кредитной организацией договора, являющегося производным финансовым инструментом (далее также - договор). Датой первоначального признания производного финансового инструмента в бухгалтерском учете является дата заключения договора»
[3,5,6].
Изучив и обобщив учет финансовых инструментов в перечисленных международных и российских стандартах можно сделать вывод о следующих основных различиях:
• сфера применения: в РПБУ сфера применения весьма ограничена. Например, в МСФО вклады в дочерние, зависимые кампании вынесены в отдельный стандарт, а в ПБУ 19/02 рассматриваются в качестве элемента финансовых вложений;
• классификация финансовых активов: в МСФО финансовые активы классифицируются и делятся на 4 группы в соответствии с целями компании, а также на долгосрочные и краткосрочные. Для сравнения, в российском учете ценные бумаги классифицируются только по сроку обращения;
• амортизация: в России понятие амортизации применяется только при износе внеоборотных активов. Использование амортизации по отношению к дисконтам, скидкам, премиям, а также приросту стоимости активов, возможно, повлечет за собой некоторую терминологическую путаницу [5,6]. Для метода эффективной ставки процента требуется подробное описание, потому что в Российской Федерации это никогда не практиковалось;
• первоначальной оценкой по МФСО считается справедливая стоимость, по РПБУ оценка зависит от способа приобретения. То есть сумма общих затрат, по действующей стоимости или по стоимости согласованной с учредителями;
• по международным стандартам последующая оценка определяется исходя из классификационной группы по амортизированной или справедливой стоимости; согласно ПБУ вложения рассматриваются по настоящей рыночной или изначальной стоимости. Это зависит от того, возможно оценить рыночную стоимость или нет;
• отнесение эффекта переоценки инвестиций: та разница, которая возникает при переоценке, согласно международным стандартам, в зависимости от классификации может относиться на счет капитала или на счет отчета о прибылях и убытках [1,4,5]. Согласно же российским стандартам этот эффект может быть отнесен только в отчет о прибылях и убытках.
• раскрытие информации: международные стандарты предъявляет гораздо больше требований к раскрытию информации в отличие от ПБУ.
На основании проведенного анализа можно дать следующие рекомендации: 47
47
1. Увеличить сферу применения, вынести дочерние, зависимые компании и совместную деятельность в отдельный стандарт.
2. Расширить классификацию финансовых активов.
3. Ввести в использование метод эффективной ставки.
4. Классифицировать разницу, возникающую при переоценке инвестиций.
5. Увеличить степень раскрытия информации.
Стоит отметить, что потребность в составлении финансовой отчетности по международным стандартам является первоочередной для организаций, тесно связанных с зарубежными инвесторами, которые вправе получить максимально достоверную информацию о состоянии интересующей их фирмы для верной оценки и корректных прогнозов [4,5,6]. Так как в настоящий момент российские и международные стандарты ведения учета и составления отчетности имеют различия, применение российской бухгалтерской отчетности для информирования иностранного пользователя не имеет возможности.
Литература
1. "Положение о порядке бухгалтерского учета производных финансовых инструментов" (утв. Банком России 04.07.2011 N 372-П) (ред. от 06.11.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2011 N 21445)
2. Аношина Ю.Ф. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2009. № 7. С. 300.
3. Аношина Ю.Ф. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК В УСЛОВИЯХ БАНКРОТСТВА Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2009. № 6. С. 210.
4. Миргородская Т.В. ВОПРОСЫ УЧЕТА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ СОГЛАСНО РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ УЧЕТНЫХ МЕТОДОЛОГИИ. Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 5-2 (12). С. 59-61.
5. Миргородская М.Г. УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Вопросы экономики и права. 2013. № 57. С. 124-129.
6. Миргородская М.Г. ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ОТЧЕТНОСТИ ХОЛДИНГОВ Экономические науки. 2013. № 104. С. 71-74.
Ткач Е.В.
Преподаватель, Московский налоговый институт
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрено совершенствование налогового планирования в Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговое планирование, оптимизация, налоговые льготы.
Tkach E.V.
Lecturer, Moscow tax Institute
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF INTERBANK COMPETITION ON THE MARKET OF CONSUMER CREDITING
Abstract
In the article the improvement of tax planning in the Russian Federation.
Keywords: tax planning, optimization of tax privileges.
Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков компании за счет минимизации налоговых платежей [1,3].
Налоги с точки зрения предприятий и бизнесменов зачастую рассматриваются как своего рода потери, которые необходимо максимально сокращать. Но с позиций государства налоги - это не что иное, как источник средств, которые тратятся на общественные и социальные нужды.
Предприятия не могут самостоятельно выбирать виды и размеры налогов, которые они согласны платить, поскольку законодательно оговорены все виды налогов и порядок их уплаты в казну страны [2,5]. Наличие органов контроля и исполнительной власти позволяет государству осуществлять надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства. В таких условиях для предпринимателей, желающих минимизировать налоговое бремя, один путь - оптимизация налогообложения.
Среди предпринимателей наиболее распространенными методом, направленным на снижение объема налогов, является налоговое планирование. Налоговое планирование - это самый лучший путь для оптимизации налогообложения и финансовой политики предприятия в целом [1,4]. Грамотное планирование налогов позволяет законно сокращать размеры налоговых отчислений на основе детального изучения налогового законодательства и организации своей хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями оптимизации налогообложения.
Как известно, объем формирования прибыли предприятия в значительной степени зависит от суммы его налоговых платежей. За счет какого бы источника и на какой бы стадии хозяйственной деятельности предприятия они не осуществлялись, в конечном счете, они уменьшают размер прибыли, остающейся в его распоряжении. Поэтому каждым предприятием должны активно использоваться законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой прибыли, а соответственно и темпов своего экономического развития.
Проблема минимизации налоговых платежей с целью увеличения размера прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в значительной степени решается путем формирования эффективной налоговой политики. Основной целью формирования налоговой политики предприятия является выбор наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных направлениях его хозяйственной деятельности [4,5]. Для этого организациям необходимо:
1) Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Ни одна из форм уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована торговым предприятием, которое заботится о своей деловой репутации.
2) Поиск и использование наиболее эффективных финансовых решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения. Это предполагает целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот.
3) Оперативное реагирование на изменения в действующем налоговом законодательстве. Разработанная предприятием налоговая политика, в отдельных случаях и виды хозяйственных операций должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот.
4) Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма прибыли торгового предприятия и другие плановые показатели его экономического развития. 48
48