Научная статья на тему 'Деятельность по международной стандартизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности: исторический аспект'

Деятельность по международной стандартизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / КОМИТЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ПРАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / КОМИТЕТ ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бескоровайная С.А.

В статье раскрываются основные этапы международной и российской практики внедрения международных стандартов учета и финансовой отчетности. Приведены перечни действующих на сегодняшний день стандартов МБС (IAS) и МСФО (IFRS), а также интерпретаций SIC и IFRIC с указанием данных о последних редакциях этих документов. В статье приведены также сведения о ряде проектов стандартов и интерпретаций, которые вступят в силу в 2010-2011 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность по международной стандартизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности: исторический аспект»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

деятельность по международной стандартизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности: исторический аспект

С. А. БЕСКОРОВАЙНАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Московский государственный университет печати E-mail: stella. nova. 2009@yandex. ru

В статье раскрываются основные этапы международной и российской практики внедрения международных стандартов учета и финансовой отчетности. Приведены перечни действующих на сегодняшний день стандартов МБС (IAS) и МСФО (IFRS), а также интерпретаций SIC и IFRIC с указанием данных о последних редакциях этих документов.

В статье приведены также сведения о ряде проектов стандартов и интерпретаций, которые вступят в силу в 2010—2011 гг.

Ключевые слова: международные стандарты бухгалтерского учета, международные стандарты финансовой отчетности, Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, Правление по международным стандартам бухгалтерского учета, Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности (International Finantional Reporting Standards — IFRS и International Accounting Standards — IAS) в настоящее время являются наиболее разработанными и распространенными бухгалтерскими стандартами в мире.

В большинстве стран Европы отчетность в соответствии с МСФО обязаны составлять ком-

пании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже. А в некоторых европейских странах применение МСФО обязательно.

В США, где применяются общепринятые принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles — GAAP), в августе 2008 г. Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. Предполагается, что с 2014 г. формирование отчетности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

В России постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 принята и исполняется Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Приказом Минфина России от 01.07.2004 была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а вслед за ней подробный план ее реализации, устанавливающий приоритеты на среднесрочную перспективу. Концепция предполагала, что изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе переход на МСФО, будут происходить

постепенно с учетом возможностей и готовности профессиональной среды, а также органов государственной власти. В период с 2004 по 2007 г. был запланирован обязательный перевод на МСФО общественно значимых компаний. К данным компаниям относятся эмитенты допущенных к обращению через организаторов торговли ценных бумаг, кредитные и страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, пенсионные фонды, биржи, прочие открытые акционерные общества и организации, основным видом деятельности которых является деятельность по привлечению и использованию денежных средств физических лиц.

В рамках этой деятельности с 2005 г. все кредитные организации обязаны были подготавливать отчетность в соответствии с нормами МСФО.

В этот же период (2004—2007 гг.) был реализован проект ТАСИС Комиссии технической помощи странам СНГ — «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации», осуществленный в рамках программы ЕС по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ. Проект осуществлялся при финансовой поддержке ЕС, партнером по проекту являлся Минфин России. В ходе реализации проекта на основе использования европейского опыта внедрения и применения МСФО был проработан ряд концептуальных вопросов по осуществлению реформы бухгалтерского учета (порядок одобрения МСФО и введения их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации, процедуры обеспечения исполнения законодательства о бухгалтерском учете и др.); подготовлены методические материалы, предназначенные для использования в качестве основы проектов новых положений по бухгалтерскому учету; проведен сравнительный анализ требований МСФО и российских положений по бухгалтерскому учету.

Одним из основных направлений деятельности проекта ТАСИС стало обучение специалистов и подготовка учебных материалов по МСФО. Занятия были организованны во всех регионах России, в них приняли участие около 2 000 практических работников и преподавателей в области бухгалтерского учета.

Созданный в России в 2005 г. Национальный совет по стандартам финансовой отчетности

Фонда НСФО разработал Концепцию стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации, которая была одобрена Правлением Фонда НСФО. Концепция предполагала, что российские стандарты финансовой отчетности (СФО) должны представлять собой перевод английского текста МСФО при условии сохранения существующего авторитета МСФО на международных рынках капитала. При этом желательным признается одобрение перевода со стороны Правления по международным стандартам финансовой отчетности. Отклонения СФО от перевода МСФО или введение в СФО дополнительных требований по раскрытию информации производится в исключительных случаях, когда конкретная норма МСФО не соответствует общественным интересам или не позволяет достоверно и добросовестно представлять финансовую информацию, необходимую пользователям финансовой отчетности для принятия экономических решений. При этом количество таких случаев должно стремиться к нулю за счет активного участия Национального совета по стандартам финансовой отчетности в процессе разработки и изменения МСФО.

Для предприятий среднего бизнеса, не относящихся к общественно значимым, предполагалось создание отдельного комплекта упрощенных стандартов на базе СФО. При этом выбор — составлять отчетность по полному или упрощенному комплекту стандартов — оставался за самими предприятиями. До принятия комплекта упрощенных стандартов для предприятий среднего бизнеса обязательной остается отчетность по российским положениям бухгалтерского учета (РПБУ).

В рамках концепции предполагалось, что субъекты малого предпринимательства должны готовить налоговую отчетность и (при согласии всех участников организации) не должны быть обязаны готовить финансовую отчетность.

Концепция пока не воплощена в жизнь в том виде, в котором задумывалась, однако ее реализация выразилась в ряде научно-исследовательских работ (НИР), нашедших свое применение при разработке ПБУ. Результаты одной из последних НИР были озвучены 31.03.2010 на круглом столе в Высшей школе экономики. Фонд НСФО совместно с Минфином России представил проекты четырех положений по бухгалтерскому учету: «Учет затрат на освоение природных ресурсов», «Оценочные обязательства, условные обязатель-

ства и условные активы», «Отчеты о движении денежных средств», «Операционные сегменты». При этом тексты проектов ПБУ основаны на текстах схожих стандартов МСФО.

В период с 2008 по 2010 г. продолжалось дальнейшее расширение сферы применения МСФО при составлении консолидированной отчетности российских компаний, а также рассмотрение возможности составления индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО вместо национальных стандартов (ПБУ).

Результаты проводимых исследований демонстрируют определенную поддержку гармонизации стандартов со стороны профессионального бухгалтерского сообщества. Международная система бухгалтерского учета и отчетности способствует не только обеспечению большей прозрачности и понятности представляемой

IIIII Используют Ш Не используют

ВСЕГО ||||||||||||||7Ё

Финансы,страхование Наука, образование, медицина, госорганы Промышленность и сельское хозяйство Обслуживание бизнеса: реклама, маркетинг и т.п.

Торговля

Строительство, транспорт, связь, ЖКХ Услуги населению

Рис. 1. Доля организаций, использующих МСФО для подготовки финансовой отчетности (% от коммерческих компаний, распределенных по группам)

Приносит пользу, 67%

Нет ответа, 13%

Рис. 2. Польза организации от использования МСФО (% от коммерческих компаний, использующих МСФО)

информации, но и повышению качества корпоративного управления в российских компаниях. Внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности позволит привлечь в российскую экономику дополнительные иностранные инвестиции.

Так, исследование мнений специалистов, деятельность которых связана с бухгалтерским учетом и аудитом, относительно реформы системы бухгалтерского учета и аудита, а также внедрения МСФО показало, что большинство (37 %) специалистов компаний, использующих МСФО, считают полезной данную практику.

Более высокие оценки пользы применения МСФО характерны для:

- экономистов, финансовых директоров и других специалистов по финансам по сравнению с бухгалтерами;

- специалистов, обладающих уровнем знания МСФО выше среднего;

- специалистов крупных компаний.

Проведенный анализ в рамках социологических исследований проекта ТАСИС «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» по всем коммерческим компаниям в целом выявил следующие результаты (рис. 1, 2).

Обратимся к зарубежной истории развития деятельности по международной стандартизации учета и финансовой отчетности.

История создания международных стандартов началась с международного финансового кризиса 1929 г. на мировых фондовых рынках, который выявил недостаточность применявшихся систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности в индустриально развитых странах. Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах

Не приносит пользы, 20%

и даже разных компаниях одной страны существенно отличались друг от друга. Отчетность разных компаний оказывалась несопоставимой и не всегда правильно понималась пользователем, что делало ее не пригодной для делового анализа. Это приводило к ошибочным и неоднозначным выводам о результатах деятельности и финансовом положении компании.

В начале 1930-х гг. в США начали разрабатывать систему национальных общепринятых стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которые добровольно применяли крупные компании, представленные на фондовых биржах. На этой основе возникла современная система US GAAP. В настоящее время Комиссия по ценным бумагам и биржам США требует применения GAAP всеми крупными компаниями, входящими в листинг на американских фондовых биржах. Стандарты US GAAP получили распространение в Канаде, Англии, Мексике, Италии, при этом в каждой из этих стран стандарты имели свои особенности и везде обеспечивали определенное единство в подходах к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, что гарантировало ее сопоставление с отчетностью других национальных компаний.

Разработка проблем международной стандартизации финансовой отчетности началась в 1960-е гг. под эгидой центра ООН по транснациональным корпорациям. В результате соглашения между профессиональными организациями бухгалтеров из 10 стран (США, Канада, Великобритания, Ирландия, Франция, Германия, Нидерланды, Япония, Австралия и Мексикя) 29.06.1973 был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee — IASC). Эта организация занималась вопросами разработки и внедрения первых международных стандартов бухгалтерского учета (МБС) (International Accounting Standards — IAS). Однако в традиционном переводе для всех стандартов, разработанных этим Комитетом, применялся термин «международные стандарты финансовой отчетности» (МСФО). Данные стандарты вобрали в себя многие черты US GAAP, но с их появлением разработка стандартных норм по отражению в финансовой отчетности новых явлений в экономике была существенно усовершенствована.

В период с 1983 по 2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants — IFAC), насчитывавшей 143 члена из 104 стран мира, представлявших интересы более 2 млн бухгалтеров и аудиторов, членов данных профессиональных объединений.

В этот период при КМСФО был создан консультационный совет по стандартам. В его задачи входил созыв форума, в котором могли бы принимать участие юридические и физические лица, заинтересованные в международных финансовых отчетах, имеющие территориальные и функциональные различия.

В 1997 г. в КМСФО был учрежден Постоянный комитет по интерпретации (Standing Interpretations Committee — SIC). Цель деятельность комитета — предоставление концептуально выверенных и практически реализуемых интерпретаций МСФО в отношении возникающих вопросов в финансовой отчетности, которые специально не рассматриваются в МСФО, а также в случаях, когда возникли или могут возникнуть неудовлетворительные или противоречивые интерпретации в отсутствие официальных разъяснений, или спорные вопросы, связанные с формированием финансовой отчетности.

В 2001г. КМСФО был реформирован. В результате в его составе были выделены четыре структуры. Основным исполнительным органом стало Правление по международным стандартам бухгалтерского учета (ПМСБУ) (International Accounting Standards Board — IASB). Его также нередко называют Советом по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). К нему перешли все основные функции по разработке стандартов. Разрабатываемые им стандарты и являются именно МСФО. Также Правление осуществляет функции по утверждению разработанных специальной структурой интерпретаций. До 2005 г. в состав Правления входили 14 членов, избираемых на пять лет. При этом пять его членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, три — опытом подготовки финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт.

Управляющим органом ПМСБУ стал специально образованный Попечительский совет (International Accounting Standards Committee Foundation — IASCF). В его ведении находится

финансирование деятельности по стандартизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Попечительский совет также определяет общие идеи и направления работы по стандартизации, назначает членов Правления, Комитета по интерпретации международной финансовой отчетности и Консультативного совета по стандартам. Данную структуру образовывало 19 доверительных управляющих.

Консультативный совет по стандартам также претерпел структурные изменения. В его состав стали входить 45 членов представителей различных географических регионов и разной профессиональной принадлежности, назначаемых попечителями на три года. Консультативный совет представляет собой форум для организаций и лиц, желающих участвовать в обсуждении методических и иных вопросов, касающихся применения стандартов.

Постоянный комитет по интерпретациям был преобразован в Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО) (International Financial Reporting Interpretations Committee — IFRIC). Эта структура выполняет функции по обеспечению применения стандартов и повышению сопоставимости финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, посредством разъяснения трудных вопросов бухгалтерского учета и отчетности. В состав КИМФО входят аудиторы, лица, подготавливающие и использующие финансовую отчетность. Комитет может выпускать проекты интерпретаций для обсуждения, однако окончательные тексты интерпретаций утверждает ПМСБУ, после чего интерпретации становятся частью нормативной базы МСФО и имеют такую же силу, как и МСФО.

В июле 2005 г. была изменена Конституция Комитета по международным стандартам (International Accounting Standards Committee

Назначает

Консультирует

Подчиняется

Рис. 3. Современная структура Комитета по международным стандартам финансовой отчетности

Foundation — IASCF), что повлекло за собой ряд организационных изменений. В настоящее время, по данным информационного бюллетеня «МСФО в кармане» за 2009 г., издаваемого ЗАО «Делойт и Туш СНГ», структура КМСФО выгладит следующим образом (рис. 3).

Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой систему, охватывающую все основные вопросы составления финансовой отчетности фирм и компаний. Стандарты устанавливают правила, определяющие порядок раскрытия отдельных хозяйственных операций в финансовой отчетности. Напомним, что стандарты, принятые КМСФО до 2001 г., носят название International Accounting Standards (IAS), а стандарты, принятые начиная с 2001 г. правопреемником Комитета — Правлением (Советом) по международным стандартам финансовой отчетности, — именуются International Financial Reporting Standards (IFRS).

В настоящее время действуют 28 стандартов IAS и 9 стандартов IFRS. Далее приведен список действующих международных стандартов финансовой отчетности, а также их российских аналогов (табл. 1).

Некоторые международные стандарты не содержат специального стандарта, посвященного учету и отчетности каких-либо операций. Отдельные вопросы такой тематики рассматриваются в интерпретациях.

Интерпретации (Interpretations of IFRS, IAS) представляют собой важную часть системы МСФО, поскольку они, во-первых, разъясняют и уточняют отдельные положения стандартов с учетом практики их применения, а во-вторых, регулируют порядок применения соответствующих стандартов по вопросам, недостаточно раскрытым либо вообще не упомянутым в самом стандарте.

Таблица 1

их МСФО в 2010 г.

Стандарт Название Дата вступления в силу Российский аналог

МБС (IAS) 1 Представление финансовой отчетности Новая редакция принята в апреле 2009 г. 01.07.1998 01.01.2010 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

МБС (IAS) 2 Запасы Новая редакция принята в декабре 2003 г. 01.01.1995 01.01.2005 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

МБС (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств Новая редакция принята в апреле 2009 г. 01.01.1994 01.01.2010 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

МБС (IAS) 8 Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике Заменен МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки» 01.01.1995 01.01.2005 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

МБС (IAS) 10 События после отчетной даты Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.2000 01.01.2009 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»

МБС (IAS) 11 Договоры подряда с 1.01.1995 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»

МБС (IAS) 12 Налоги на прибыль Новая редакция планируется в 2010 г. 01.01.1998 01.01.2011 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

МБС (IAS) 16 Основные средства Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.1995 01.01.2009 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

МБС (IAS) 17 Аренда Новая редакция принята в апреле 2009 г. 01.01.1999 01.01.2010 Приказ Минфина России от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»

МБС (IAS) 18 Выручка Новая редакция принята в апреле 2009 г. 01.01.1999 01.01.2010 ПБУ 9/99 «Доходы организации». ПБУ 10/99 «Расходы организации»

МБС (IAS) 19 Вознаграждения работникам Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.1999 01.01.2009 —

МБС (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.1984 01.01.2009 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

МБС (IAS) 21 Влияние изменений валютных курсов Новая редакция принята в декабре 2003 г. 01.01.1993 01.01.2005 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

МБС (IAS) 23 Затраты по займам Новая редакция принята в марте 2007 г. 01.01.1995 01.01.2009 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

МБС (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах Новая редакция принята в 2009 г. 01.01.1986 01.01.2011 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»

МБС (IAS) 26 Учет и отчетность по пенсионным планам 01.01.1998 —

Продолжение табл.1

Стандарт Название Дата вступления в силу Российский аналог

МБС 27 Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании Новая редакция принята в 2009 г. Некоторые вопросы были уточнены в 2009г. вне рамок официальной поправки 01.01.1990 01.07.2009 01.01.2010 Частично «Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности», утвержденные приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112

МБС 28 Учет инвестиций в ассоциированные компании Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.1990 01.01.2009

МБС 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.1991 01.01.2009

МБС 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации Новая редакция принята в 2009 г. 01.01.1996 01.02.2010 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

МБС 33 Прибыль на акцию Новая редакция принята в 2003 г. 01.01.1998 01.01.2005 Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29н

МБС 34 Промежуточная финансовая отчетность Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.1999 01.01.2009 Частично ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

МБС 36 Обесценение активов Новая редакция принята в 2009 г. 01.07.1999 01.01.2010 Частично ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»

МБС 37 Резервы, условные обязательства и условные активы Новая редакция принята в 2004 г. 01.07.1999 01.01.2005 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»

МБС 38 Нематериальные активы Новая редакция принята в 2009 г. 01.07.1999 01.01.2010 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИР, ОКР и технологические работы»

МБС 39 Финансовые инструменты: признание и оценка Новая редакция принята в 2009 г. 01.01.2001 01.07.2009 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

МБС (IAS) 40 Инвестиционная собственность Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.2001 01.01.2009 Частично ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

МБС 41 Сельское хозяйство Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.2001 01.01.2009 —

МСФО (IFRS) 1 Первое применение МСФО. Новая редакция принята в 2008 г. Некоторые уточнения приняты в 2009 г. 01.01.2004 01.06.2009 01.01.2010

МСФО (IFRS) 2 Выплаты долевыми инструментами Новая редакция принята в 2009 г. 01.01.2005 01.01.2010 —

МСФО (IFRS) 3 Объединения бизнеса Новая редакция принята в 2009 г. 01.04.2004 01.07.2009 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования. 01.01.2005 —

МСФО (IFRS) 5 Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность Новая редакция принята в 2009 г. 01.01.2005 01.01.2010 ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

МСФО (IFRS) 6 Разработка и оценка минеральных ресурсов 01.01.2006 —

МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (а также финансовая отчетность комитета органов банковского надзора) Новая редакция принята в 2008 г. 01.01.2007 01.01.2009 Частично ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Окончание табл.1

Стандарт Название Дата вступления в силу Российский аналог

МСФО (IFRS) 8 Операционные сегменты Новая редакция принята в апреле 2009 г. 01.01.2009 01.01.2010 ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»

МСФО (IFRS) 9 «Соглашения о совместной деятельности» (заменит МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности» (на момент написания данного учебного пособия в действие не вступил) 2010—2011 ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»

Аббревиатура, используемая для обозначения интерпретаций, различна в зависимости от периода публикации каждого документа. Интерпретации, опубликованные до 2001 г., сокращенно именуются SIC (по названию Постоянного комитета по интерпретациям — Standards Interpretations Committee). В 2001 г. Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности в англоязычном варианте стал называться International Financial Reporting Interpretations Comittee (IFRIC), что дало соответствующее название вновь принятым документам.

Русскоязычная аббревиатура интерпретаций (ПКИ) не изменялась, поэтому в специализиро-

ванной литературе при описании интерпретаций для удобства пользователей принято указывать и соответствующую англоязычную аббревиатуру: ПКИ (SIC) или ПКИ (IFRIC) В табл. 2 приведен список действующих интерпретаций.

Необходимо отметить тот факт, что в условиях кризиса Правление по МСФО, по мнению институциональных инвесторов, слишком медленно решает фундаментальные проблемы, связанные с МСФО, возникшие в сложившейся экономической ситуации. Большинство стандартов практически не изменялись до 2008 г. Это было связано с Концепцией стабилизации платформы МСФО до 2009 г. Однако за пос-

Таблица 2

Интерпретации МСФО

№ п/п Интерпретация Стандарт, к которому относится интерпретация

1 ПКИ (SIC) 7 «Введение евро» МБС (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»

2 ПКИ (SIC) 10 «Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью» МБС (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

3 ПКИ (SIC) 12 «Консолидация — организации специального назначения» МБС (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»

4 ПКИ (SIC) 13 «Совместно контролируемые организации — неденежные вклады со стороны предпринимателей» МБС (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности»

5 ПКИ (SIC) 15 «Операционная аренда — стимулы» МБС (IAS) 17 «Аренда»

6 ПКИ (SIC) 21 «Налоги на прибыль — возмещение переоцененной стоимости активов, не подлежащих амортизации» МБС (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

7 ПКИ (SIC) 25 «Налоги на прибыль — изменения в налоговом статусе компании или ее акционеров» МБС (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

8 ПКИ (SIC) 27 «Оценка существа операций, облаченных в юридическую форму аренды» МБС (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» МБС (IAS) 17 «Аренда» МБС (IAS) 18 «Выручка»

9 ПКИ (SIC) 29 «Раскрытие информации — договоры концессии по предоставлению услуг» МБС (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

10 ПКИ (SIC) 31 «Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги» МБС (IAS) 18 «Выручка»

11 ПКИ (SIC) 32 «Нематериальные активы — затраты на Интернет-сайт» МБС (IAS) 38 «Нематериальные активы»

Продолжение табл.2

№ п/п Интерпретация Стандарт, к которому относится интерпретация

12 ПКИ (IFRIC) 1 «Изменения в обязательствах по выводу из эксплуатации объекта основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах» МБС (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» МБС (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» МБС (IAS) 16 «Основные средства» МБС (IAS) 23 «Затраты по займам» МБС (IAS) 36 «Обесценение активов» МБС (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

13 ПКИ (IFRIC) 2 «Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты» МБС (IAS) 32 «Финансовые инструменты — раскрытие и представление информации» МБС (IAS) 39 «Финансовые инструменты — признание и оценка»

14 ПКИ (IFRIC) 4 «Определение наличия в сделке отношений аренды» МБС (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» МБС (IAS) 16 «Основные средства» МБС (IAS) 17 «Аренда» МБС (IAS) 38 «Нематериальные активы»

15 ПКИ (IFRIC) 5 «Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации» МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» МБС (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» МБС (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные компании» МБС (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности» МБС (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» МБС (IAS) 39 «Финансовые инструменты — признание и оценка» ПКИ (SIC) 12 «Консолидация — организации специального назначения»

16 ПКИ (IFRIC) 6 «Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке — отходы электротехнического и электронного оборудования» МБС (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» МБС (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

17 ПКИ (IFRIC) 7 «Применения подхода к пересчету согласно МСФО (IAS) 29» МБС (IAS) 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

18 ПКИ (IFRIC) 8 «Сфера действия МСФО 2» МБС (IAS) 2 Запасы

19 ПКИ (IFRIC) 9 «Переоценка встроенных производных финансовых инструментов» МБС (IAS) 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации МБС (IAS) 39 Финансовые инструменты: признание и оценка МБС (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (а также финансовая отчетность комитета органов банковского надзора)

20 ПКИ (IFRIC) 10 «Выпуск промежуточной финансовой отчетности и обесценение активов» МБС (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность

21 ПКИ (IFRIC) 11 «Учет сделок с собственными (казначейскими) акциями и инструментами, принадлежащими всей объединенной бизнес-структуре» МБС (IAS) 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации МБС (IAS) 39 Финансовые инструменты: признание и оценка МСФО (IFRS) 2 «Выплаты долевыми инструментами» МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (а также финансовая отчетность комитета органов банковского надзора)

Окончание табл.2

№ п/п Интерпретация Стандарт, к которому относится интерпретация

22 ПКИ (IFRIC) 12 «Договоры концессии в сфере услуг»

23 ПКИ (IFRIC) 13 «Программы, направленные на поддержание лояльности клиентов» МБС (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки»

24 ПКИ (IFRIC) 14 «Ограничения на актив пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к фондированию и их взаимосвязь» МБС (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

25 ПКИ (IFRIC) 15 «Договоры на строительство объектов недвижимости» МБС СФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» МБС (IAS) 18 «Выручка»

26 ПКИ (IFRIC) 16 «Хеджирование чистых инвестиций в зарубежное подразделение» МБС (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

27 ПКИ (IFRIC) 17 «Распределение неденежных активов между собственниками» МБС (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

28 ПКИ (IFRIC) 18 «Активы, полученные от клиентов» МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» МБС (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» МБС (IAS) 16 «Основные средства»

29 ПКИ (IFRIC) 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами» МБС (IAS) 39 «Финансовые инструменты — признание и оценка»

ледние три года были выпущены три новых стандарта, а также целый ряд интерпретаций, что свидетельствует об активизации процесса совершенствования системы международной стандартизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Об этом же свидетельствует старт в 2008 г. проекта «Усовершенствование МСФО». Проект является ежегодным и осуществляется Правлением по МСФО в целях внесения в МСФО несрочных, но необходимых поправок в рамках концепции «Ежегодного процесса по усовершенствованию». При этом рассматриваются поправки, как приводящие к изменению методов учета, так и поправки, касающиеся изменения терминологии, или редакционные поправки, которые, с точки зрения Правления, будут иметь минимальные последствия.

В настоящее время Правление по МСФО работает над рядом проектов стандартов и интерпретаций и поправок к ним. Некоторые из перечисленных далее вступят в силу в 2010-2011 гг.:

- проект МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»;

- проект стандарта, предназначенного для замены МБС (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»;

- проект поправки к МБС (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах — компании под государственным контролем и определение связанной стороны»;

- проект поправки к МБС (IAS) 19 «Вознаграждения работникам — ставка дисконтирования для выплат работникам»;

- проект поправки МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» — Прекращенная деятельность»;

- проект поправки «МБС (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»;

- проект поправки к МБС (IAS) 32» «Классификация выпусков прав на акции;

- проект интерпретации IFRIC D25 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами».

Далее приведен список проектов стандартов, завершения работы по которым не ожидается ранее 2010 г.:

- «Прекращение признания»;

- «Оценка справедливой стоимости»;

- «Налог на прибыль»;

- «Деятельность с регулируемыми тарифами»;

- «Усовершенствования в МСФО».

Список литературы

1. Информационный бюллетень «МСФО в кармане». ЗАО «Делойт и Туш СНГ», 2009. URL: http:// www. iasplus. com/dttpubs/pocket2009russian. pdf

2. Информация официального сайта Проекта ТАСИС «Реформа бухгалтерского учета и отчетности II». URL: http:// www. accountingreform. ru

3. Новости официального сайта НСФО: Национальной организации по стандартам финансового учета и отчетности. URL: http:// www. nsfo. ru

4. Совет по стандартам Фонда НСФО. URL: http:// www. ocenchik. ru/docs/69.html

5. Соловьева О. В. Проблемы применения МСФО в разных странах. URL: http:// www. nsfo. ru/item. php?doc_id=503&sec_id=24

6. IFRSs in your pocket — the 2010 edition (Информационный бюллетень «МСФО в кармане», «Делойт и Туш», 2010). URL: http:// www. iasplus. com/dttpubs/pocket2010.pdf

Л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.