УДК 657(075.8)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ И ПРИМЕНЕНИЕ МСФО
Федина Вера Владимировна
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых кандидат экономических наук, доцент e-mail:fedina60@mail. ги
Аннотация. В России разработан план развития бухгалтерского учета до 2015 года. Кардинальные изменения процесса ведения бухгалтерского учета произойдут в следующем году. Прежде всего, изменения связаны со сближением российского бухгалтерского учета с международными стандартами. С 2013 года вступает в силу новый федеральный закон о бухгалтерском учете. Закон способствует активации применения международных стандартов финансовой отчетности.
Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, российский бухгалтерский учет, концепция развития, положения по бухгалтерскому учету, план мероприятий, бухгалтерская отчетность и ее состав, российские стандарты, нормативно-законодательная база.
Механизм регулирования бухгалтерского учета в ближайшие два года будет полностью изменен. В условиях рыночной экономики государство должно обеспечить такую систему регулирования, которая будет гарантировать защиту прав всех взаимодействующих структур в сфере бухгалтерского учета.
На сегодняшний день в российской практике применяется два комплекта правил. Это МСФО для консолидированной отчетности и федеральные стандарты для отчетности юридических лиц.
В Российской Федерации разработан план развития бухгалтерского учета и отчетности на основе Международных стандартов финансовой отчетности до 2015 года [3]. В Плане определены меры, которые будут предприняты по национальным стандартам, а именно:
- повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- развитие профессии;
- международное сотрудничество.
Отчетность, которую компании составляют по этим правилам, будет приближена к МСФО.
О перспективах применения МСФО в российских организациях начали говорить еще в начале 90-х годов XX в. в связи с либерализацией внешней торговли и крупных акционерных обществ в результате приватизации
© Федина В.В.
государственной собственности. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) была принята постановлением Правительства РФ от 6.03.98 г. № 283.
Современное ведение бизнеса требует, чтобы предприятия всех стран составляли внешнюю отчётность по единым стандартам, на понятном международном языке бизнеса.
На территории Российской Федерации в 2012 году введены 63 документа МСФО: 37 международных стандартов финансовой отчетности и 26
разъяснений к ним, утвержденных приказом Минфина России от 25.11.11 № 160н. [2] Экспертизу применимости МСФО на территории РФ проводил специальный экспертный орган - Фонд «Национальный совет по стандартам финансовой отчетности».
Перечень международных стандартов финансовой отчетности:
- IAS 1 «Представление финансовой отчетности»;
- IAS 2 «Запасы»
- IAS 7 «Отчет о движении денежных средств»;
- IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;
- IAS 10 «События после окончания отчетного периода»;
- IAS 11 «Договоры на строительство»;
- IAS 12 «Налоги на прибыль»;
- IAS 16 «Основные средства»
- IAS 17 «Аренда»;
- IAS 18 «Выручка»;
- IAS 19 «Вознаграждения работникам»;
- IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»;
- IAS 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»;
- IAS 23 «Затраты по займам»;
- IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;
- IAS 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»;
- IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»;
- IAS 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»;
- IAS 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»;
- IAS 31 «Участие в совместном предпринимательстве»;
- IAS 32 «Финансовые инструменты: представление информации»;
- IAS 33 «Прибыль на акцию»;
- IAS 34 «Промежуточная финансовая отчетность»;
- IAS 36 «Обесценение активов»;
- IAS 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»;
- IAS 38 «Нематериальные активы»;
- IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»;
- IAS 40 «Инвестиционное имущество»;
- IAS 41 «Сельское хозяйство»;
- IFRS 1 «Первое применение международных стандартов финансовой
© Федина В.В.
отчетности»;
- IFRS 2 «Платеж, основанный на акциях»;
- IFRS 3 «Объединения бизнеса»;
- IFRS 4 «Договоры страхования»;
- IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
- IFRS 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»;
- IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»;
- IFRS 8 «Операционные сегменты».
Перечень разъяснений к МСФО:
- SIC 7 «Введение Евро»;
- SIC 10 «Государственная помощь - отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью»;
- SIC 12 «Консолидация предприятия специального назначения»;
- SIC 13 «Совместно контролируемые предприятия - немонетарные вклады участников совместного предпринимательства»;
- SIC 15 «Операционная аренда - стимулы»;
- SIC 25 «Налоги на прибыль - изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»;
- SIC 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»;
- SIC 29 «Раскрытие информации - концессионные соглашения на предоставление услуг»;
- SIC 31 «Выручка - бартерные операции, включающие рекламные услуги»;
- SIC 32 «Нематериальные активы - затраты на веб-сайт»;
- IFRIC 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах»;
- IFRIC 2 «Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты»;
- IFRIC 4 «Определение наличия в соглашении признаков договора аренды»;
- IFRIC 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации»;
- IFRIC 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке - рынке отходов электрического и электронного оборудования»;
- IFRIC 7 «Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»;
- IFRIC 9 «Повторная оценка встроенных производных инструментов»;
-IFRIC 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»;
- IFRIC 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»;
- IFRIC 13 «Программы лояльности клиентов»;
© Федина В.В.
- IFRIC 14 «МСФО (IAS) 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь»;
- IFRIC 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»;
- IFRIC 16 «Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию»;
- IFRIC 17 «Распределение неденежных активов в пользу собственников»;
- IFRIC 18 «Передача активов от клиентов»;
- IFRIC 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами».
Эти МСФО и разъяснения к ним действуют в отношении финансовой отчетности за 2012 год. Журнал «Бухгалтерский учет» стал официальным печатным изданием МСФО.
С 01.01.2012 января все публичные акционерные общества, страховые компании и банки будут обязаны вести учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с МФСО. Через год к ним присоединятся субъекты, предоставляющие финансовые услуги, кроме страхования и пенсионного обеспечения, а также негосударственного пенсионного обеспечения. Начиная с 2014 года — субъекты, занимающиеся вспомогательной деятельностью в сферах финансовых услуг и страхования. Планируется, что к 2016 году будет осуществлен полный переход на МСФО.
Существенные изменения процесса ведения бухгалтерского учета произойдут в 2013 году. Это связано с принятием нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он также способствует активации применения МСФО в России и дальнейшему развитию нашей системы бухгалтерской и финансовой отчетности.
Изменения, внесенные в формы бухгалтерской отчетности, направлены на сближение российского и международного учета. Новые формы бухгалтерской отчетности организаций утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. К ним относятся: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании полученных средств. Пояснительная записка и аудиторское заключение исключены из бухгалтерской отчетности, нет также формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Вместо нее будет заполняться пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Эту форму можно будет оформлять как в табличной форме, так и в текстовом виде [4].
Новый закон закрепляет основы рыночного бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности [1].
Также уточнены объекты бухгалтерского учета экономического субъекта.
К ним относятся:
- факты хозяйственной жизни;
© Федина В.В.
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования его деятельности;
- доходы;
- расходы;
- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Кроме этого, новый закон вводит новый механизм регулирования бухгалтерского учета через стандарты бухгалтерского учета. Можно выделить три группы:
К первой группе относятся федеральные стандарты. Они регулируют требования к учетной политике, к документам бухгалтерского учета и документооборота, счета бухгалтерского учета и порядок применения, образцы форм, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Во вторую группу включают отраслевые стандарты, которые устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Третья группа - это стандарты экономического субъекта. Их разрабатывают организации самостоятельно и по своему усмотрению, но в случае их принятия они носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.
Существующие на сегодняшний день положения по бухгалтерскому учету, принятые в начале 2000 года, требуют серьезной доработки с целью их сближения с МСФО. Это относится к ПБУ 6/01 «Основные средства», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Обновленный бухгалтерский учет должен стать эффективным инструментов создания качественной, полезной и востребованной информации.
Применение МФСО имеет свои плюсы, а именно предприятия начитают «разговаривать» на едином языке бизнеса. Однако, мировой кризис 2008—2009 гг. показал, что они далеки от совершенства, поэтому российским предприятиям необходимо сочетать международные стандарты и положительный национальный опыт ведения бухгалтерского учета.
Одним из таких примеров является создание амортизационного фонда. В настоящее время он входит в оборотные средства и на счетах бухгалтерского учета отдельно не отражается. Направления расходования средств этого целевого фонда - определяет бизнес-план предприятия. Однако фактически средства, предназначенные на финансирование модернизации и замены оборудования, расходуются не по прямому назначению. Проконтролировать этот процесс практически невозможно без специально организованного учета, для этого необходимо законодательно обязать предприятия всю сумму амортизационного фонда отражать на отдельном счете бухгалтерского учета и зачислять ее на специальный банковский счет, чтобы отделить от оборотных средств. Расходование средств со специального банковского счета необходимо разрешить только по целевому назначению[4].
© Федина В.В.
Суммы амортизационного фонда поступают в составе выручки и в соответствии с Налоговым кодексом РФ освобождаются от налогообложения при расчетах налога на прибыль. Предоставляя льготу, государство заинтересовано в целевом использовании поступающих средств и вправе установить обязательный контроль над их использованием. Бухгалтерский учет амортизационных отчислений осуществляется по обычной схеме. В. Ф. Палий, доктор экономических наук, предложил одновременно на сумму начисленной амортизации создавать амортизационный фонд и отражать это корректирующей записью: Д-т сч. "Нераспределенная прибыль прошлых лет" и К-т сч. "Амортизационный фонд". Суммы амортизационного фонда изымаются из оборота и зачисляются на специальный целевой счет в банке, что находит отражение по дебету счета "Специальные счета в банках" и кредиту счета "Расчетные счета".
Возможно также, наряду с амортизационным фондом создать специальный фонд модернизации, путем включения определенной процентной доли в продажную цену продукции. Контроль накопления и расходования данного фонда целесообразно вести на отдельном счете бухгалтерского учета. Средства, направляемые в фонд, поступают предприятию на расчетный счет в составе выручки от продажи продукции и услуг. В бухгалтерском учете их следует отражать по дебету счета "Продажи" и кредиту счета "Специальный фонд модернизации"[5].
Предложенные мероприятия позволят осуществлять контроль над целенаправленным использованием средств, предназначенных для сооружения и приобретения новых объектов основных средств.
Список литературы:
1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 ФЗ от 06.12.2011, . www.minfin.ru
2.О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории российской федерации. / Приказ Минфина РФ от 25.11.11 № 160н.
www.minfin.ru
3.План развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на 2012-2015 годы на основе Международных стандартов финансовой отчетности. www.minfin.ru
4. Федина В.В. Налоговое стимулирование в условиях модернизации экономики // Современные экономика, проблемы перспективы. 2011., № 4. - с. 1-7.
5.Федина В.В.Формирование рациональной структуры средств в условиях модернизации экономики. // В мире научных открытий. 2010 . Том 6 (выпуск 6.3).- с. 293-296.
© Федина В.В.
OUTLOOK FOR ACCOUNTING AND IFRS IN RUSSIA
Fedina Vera Vladimirovna
Murom Institute (branch) of Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and
Nikolay Grigorevich Stoletovs
Abstract. The Russia development Plan of accounting there is up 2015. Fundamental change accounting process will occur next year. First of all, changes are related with convergence of Russian accounting to international standards. New Federal Act of Accounting shell enter 2013 year. There Act to the activation of international financial reporting standards.
Key Words: international financial reporting standards, the Russian accounting, the concept of development of accounting plan, accounting and the Russian standards, regulatory and legislative framework.
© Федина В.В.