Научная статья на тему 'Учет доходов и расходов от аренды государственного имущества, находящегося в оперативном управлении'

Учет доходов и расходов от аренды государственного имущества, находящегося в оперативном управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / АРЕНДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суховерхова А. Н., Пименов В. В.

В статье рассмотрен порядок учета доходов и расходов по эксплуатации и содержанию переданного в аренду государственного имущества, находящегося в оперативном управлении, в целях налогообложения прибыли, поясняется, по какой статье КОСГУ следует отражать данные операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет доходов и расходов от аренды государственного имущества, находящегося в оперативном управлении»

УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОТ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

Л.Н. СУХОВЕРХОВЛ, В.В. ПИМЕНОВ, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В экономической деятельности государственное образовательное учреждение, полностью исполняющее смету по дополнительному бюджетному финансированию, нередко получает доходы в том числе и от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося у него в оперативном управлении. Рассмотрим, каков порядокучетаданных доходов и расходов, связанных с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, произведенных за счет бюджетных ассигнований, в целях налогообложения прибыли и по какой статье КОСГУ следует отражать данные операции.

Доходы, полученные от сдачи в аренду государственного имущества, должны быть полностью учтены при налогообложении прибыли. При этом расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, произведенные за счет бюджетных ассигнований, в целях налогообложения прибыли не учитываются. Иную точку зрения организации, вероятно, придется отстаивать в суде. Перечисление налога на прибыль организаций следует производить за счет дополнительного бюджетного финансирования по ст. 290 КОСГУ «Прочие расходы».

Налоговый учет доходов. В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ) бюджетные организации являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу на основании положений гл. 25 НК РФ с учетом особенностей ведения налогового учета бюджетными учреждениями, предусмотренныхст. 321.1 НК РФ.

Согласно п. Зет. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым

доходам бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в соответствии со ст. 321.1 НК РФ относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений.

Так, доходами бюджетного учреждения в целях исчисления налога на прибыль признаются доходы, полученные от физических и юридических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). Доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) признаются внереализационными доходами (ст. 250 НКРФ), если такие доходы не являются доходами от реализации как основного вида деятельности.

Налоговое законодательство не связывает возникновение обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций с обязательным поступлением денежных средств от арендатора на расчетный (лицевой) счет арендодателя. Напротив, Минфин России указывает, что в соответствии с положениями ст. 40 БК РФ доходы от аренды подлежат зачислению на счета органов Федерального казначейства, открытые для учета и распределения средств этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством РФ, между соответствующими бюджетами. Однако такие доходы должны быть учтены бюджетными учреждениями (арендодателями) при определении налоговой базы по налогу на

прибыль организаций (письма Минфина России от 14.11.2008 № 02-03-0/3467, от 19.11.2008 № 03-0305/151, от 27.03.2009 № 03-03-05/54, от 11.01.2010 № 03-03-06/4/1).

Суды также указывают, что непосредственное перечисление арендатором в бюджет платежей за аренду государственного (муниципального) имущества, находящегося у организации на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), не освобождает последнюю от обязанности учитывать данные платежи в составе внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль (постановление от 16.04.2009 № Ф09-2283/09-СЗ ФАС Уральского округа, постановление от 20.06.2008 № А56-5289/2007 ФАС Северо-Западного округа).

Напомним, что, по мнению финансового ведомства, обязательства арендодателя по уплате налога на прибыль организаций должны быть исполнены непосредственно бюджетным учреждением в порядке, установленном для исполнения бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета, т. е. в пределах доведенных до него по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов лимитов бюджетных обязательств (письмо Минфина России от 14.11.2008 № 02-03-0/3467).

Налоговый учет расходов. Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (п. 1ст. 321.1 НКРФ).

Минфин России признает, что деятельность бюджетной организации по сдаче в аренду имущества относится к коммерческой деятельности. По мнению финансового ведомства, изложенному в письмах от 19.11.2008 № 03-03-05/151, от 27.03.2009 № 03-03-05/54, в целях налогообложения прибыли доходы от сдачи имущества в аренду уменьшаются на расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, а также на суммы налога на имущество организаций и земельного налога в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество. При этом такие расходы должны соответствовать критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Таким образом, было бы логично, руководствуясь нормами налогового законодательства, учитывать при налогообложении прибыли вышеуказанные расходы, которые производились

за счет средств дополнительного бюджетного финансирования. Словом, если Минфин России считает обоснованным учитывать в составе доходов бюджетного учреждения средства, которые, минуя лицевые счета организации, зачисляются непосредственно в доход соответствующего бюджета, то не менее обоснованным, по мнению авторов, был бы учет в составе расходов затрат, связанных с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества за счет дополнительного бюджетного финансирования. Тем более что такие доходы и расходы учитываются в соответствии с положениями порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, обособленно, что облегчает ведение раздельного учета, предусмотренногоп. 1ст. 321.1 НКРФ.

Однако финансовое ведомство формулирует свою позицию по рассматриваемому вопросу таким образом: расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, произведенные за счет бюджетных ассигнований, в целях налогообложения прибыли не учитываются (письмо Минфина России от 15.07.2009 № 03-0306/4/60).

При этом, отвечая на поступающие в финансовое ведомство многочисленные предложения по освобождению от обложения налогом на прибыль организаций доходов бюджетных учреждений от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности и переданного указанным бюджетным учреждениям в оперативное управление, Минфин России прямо дает понять, что считает подобные предложения нарушением принципа равенства налогообложения, которые могут создать прецедент для постановки аналогичных вопросов другими некоммерческими организациями (письмо Минфина России от 27.03.2009 № 03-03-05/54). Однако, по мнению авторов, невозможность учета бюджетными учреждениями в рассматриваемой ситуации расходов, связанных с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, безусловно можно отнести к решениям, нарушающим принцип равенства налогообложения, тем более что главный аргумент для отказа в принятии данных расходов — порядок, установленный самим же финансовым ведомством (денежные средства, за счет которых могут осуществляться эксплуатационные расходы, поступают в виде дополнительного финансирования).

Отметим, что существует ряд судебных решений, в которых суды придерживаются следующей позиции: суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной или

муниципальной собственности (суммы арендной платы) должны быть учтены бюджетным учреждением при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в виде внереализационных доходов, которые подлежат уменьшению налогоплательщиком на соответствующие расходы, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение доходов (постановления ФАС Уральского округа от 23.12.2008 № Ф09-9713/08-СЗ, от 27.07.2009 № Ф09-5327/09-СЗ, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от09.10.2008 № 17АП-7132/08).

Применение бюджетной классификации. При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации по их экономическому содержанию бюджетные учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н (далее — Указания № 150н), и письмом Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383.

Напомним, что в соответствии с Указаниями № 150н расходы на уплату налогов и сборов в бюджетную систему РФ, включаемые в состав расходов, относятся наст. 290 КОСГУ «Прочиерасходы». Именно на эту статью КОСГУ должны быть отнесены расходы по уплате налога на прибыль организаций в рассматриваемой ситуации (письмо МинфинаРоссии от 19.02.2009 № 02-06-07/836).

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Письмо Минфина России от 14.11.2008 № 02-03-0/3467.

4. Письмо Минфина России от 19.11.2008 № 03-03-05/151.

5. Письмо Минфина России от 27.03.2009 № 03-03-05/54.

6. Письмо Минфина России от 11.01.2010 № 03-03-06/4/1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.