Научная статья на тему 'УЧЕТ ДЕВИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ'

УЧЕТ ДЕВИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиации / девиантное поведение / студенты / иноязычная подготовка / социология / педагоги / deviance / deviant behavior / students / foreign language training / sociology / lecturers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Б. Манахова

В статье рассматриваются отдельные виды девиаций студентов на основе анализа психолого-педагогической литературы и социологических теорий девиантного поведения. Девиации могут иметь как отрицательную, так и положительную коннотацию, поэтому способы митигации первых и позитивное подкрепление вторых можно использовать при обучении студентов бакалавриата по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере». Предложен ряд мер педагогического воздействия, превентивные меры и практические рекомендации, которые могли бы помочь студентам в ходе получения высшего образования вообще и в освоении иностранного языка в частности. Делается вывод о том, что в рамках социологического подхода девиация может рассматриваться как необходимое условие существования общества, поскольку любые отклонения от нормы способствуют его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING FOR DEVIANCE IN TRAINING THE LANGUAGE OF SPECIALTY WITH BACHELORS

The article discusses certain types of student deviances based on the analysis of psychological and pedagogical sources and sociological theories of deviant behavior. Deviations may contain both negative and positive connotations, so the methods used in mitigating the former and positive reinforcement of the latter can be used when teaching undergraduates in the discipline “Foreign Language in the Professional Sphere.” A number of measures of pedagogical influence, preventive measures and practical recommendations are proposed. All of them could support students on their way of obtaining higher education in general as well as in mastering a foreign language in particular. It is concluded that within the framework of the social science approach, deviance can be considered as a necessary condition for the society existence, since any deviations from the norm contribute to its development.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ДЕВИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

2. Zdanovich O.V. O strukture i soderzhanii issledovatel'skoj kompetencii studentov - buduschih uchitelej. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; Vypusk 11.

3. Ekimova V.I. Kejs-metod v vysshej shkole: problemy primeneniya i ocenki 'effektivnosti. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2014; № 1.

4. Metod kejsov (case study). Available at: http://evolkov.net/case/case.study.html

5. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby akiivizacii obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva, 2008.

6. Sorokopud Yu.V. Podgotovka prepodavatelej vysshej shkoly v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya. Vestnik universiteta. 2012; № 6: 284-287.

7. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R. i dr. Aktual'nyeproblemypsihologo-pedagogicheskih nauk: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

8. Vezetiu E.V. Problema formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej k realizacii pedagogicheskogo proektirovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 44-47.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 37.013.42

Manakhova E.B., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: EManahova@fa.ru

ACCOUNTING FOR DEVIANCE IN TRAINING THE LANGUAGE OF SPECIALTY WITH BACHELORS. The article discusses certain types of student deviances based on the analysis of psychological and pedagogical sources and sociological theories of deviant behavior. Deviations may contain both negative and positive connotations, so the methods used in mitigating the former and positive reinforcement of the latter can be used when teaching undergraduates in the discipline "Foreign Language in the Professional Sphere." A number of measures of pedagogical influence, preventive measures and practical recommendations are proposed. All of them could support students on their way of obtaining higher education in general as well as in mastering a foreign language in particular. It is concluded that within the framework of the social science approach, deviance can be considered as a necessary condition for the society existence, since any deviations from the norm contribute to its development.

Key words: deviance, deviant behavior, students, foreign language training, sociology, lecturers

Е.Б. Манахова, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: EManahova@fa.ru

УЧЕТ ДЕВИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются отдельные виды девиаций студентов на основе анализа психолого-педагогической литературы и социологических теорий девиантного поведения. Девиации могут иметь как отрицательную, так и положительную коннотацию, поэтому способы митигации первых и позитивное подкрепление вторых можно использовать при обучении студентов бакалавриата по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере». Предложен ряд мер педагогического воздействия, превентивные меры и практические рекомендации, которые могли бы помочь студентам в ходе получения высшего образования вообще и в освоении иностранного языка в частности. Делается вывод о том, что в рамках социологического подхода девиация может рассматриваться как необходимое условие существования общества, поскольку любые отклонения от нормы способствуют его развитию.

Ключевые слова: девиации, девиантное поведение, студенты, иноязычная подготовка, социология, педагоги

В психолого-педагогической литературе в последнее время все чаще поднимается вопрос девиантного поведения обучаемых во всех типах учебных заведений: в школах, колледжах, вузах. Старшему поколению всегда кажется, что именно нынешние школьники и студенты ведут себя иначе, чем их родители в своей молодости, вызывающе одеваются, у них странные увлечения. Обвинять молодежь в том, что она во всем отличается от предшественников, - тренд совсем не новый. Каждому поколению может показаться, что вот в их-то годы... (и далее по списку все, с чем они не согласны или отторгают).

Актуальность данной статьи определяется попыткой понять: 1) любой ли отклоняющийся от нормы поступок и самопозиционирование современной учащейся молодежи следует рассматривать с точки зрения теории девиантного поведения; 2) что можно считать девиантным поведением в студенческой среде вуза.

Цель статьи заключается в исследовании вариантов девиантного поведения при обучении языку специальности в бакалавриате и в описании формальных отклонений от социальной нормы. Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- определить понятие термина «девиантность» и «девиантное поведение»;

- определить ключевые формы поведения индивида в условиях аномии;

- провести анализ теорий девиантного поведения;

- показать, как могут решаться проблемы с отклонениями от социальной нормы при обучении языку специальности в бакалавриате неязыкового вуза.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- анализ опыта эффективного применения превентивных мер для снижения последствий девиантного поведения в среде обучающихся.

Научная новизна статьи заключается в поиске причин девиантности (биологические, социальные и воспитательные девиации).

Теоретическая значимость - в определении не только отрицательных, но и положительных девиаций в ходе освоения языка специальности. Практическая значимость состоит в предложенных профилактических мерах, которые способны митигировать или совсем устранять элементы девиантного поведения в учебной группе.

Прежде всего, нужно напомнить, что включает в себя понятие «девиация». Большинство исследователей сходятся во мнении, что девиация (девиантность) представляет собой отклонение от нормы, а также ее неприятие и вместе с тем невыполнение содержащихся в ней требований. Подобное поведение в социуме называют отклоняющимся. Важно подчеркнуть, что ученые предписывают отклонениям от социальной нормы в поведении отдельной личности или соци-

альной группы как негативный характер, так и позитивный [7, с. 186]. Об этом же упоминал в своих трудах и Э. Дюркгейм, рассматривающий девиантное поведение как естественный, присущий всем обществам феномен, который несет не только отрицательные, но и положительные заряды, поскольку необходим для нормальной эволюции морали и права. Данный ученый полагал, что девиации способствуют социальным изменениям, совершенствуя социальные нормы и предлагая альтернативу существующему положению дел. «Девиация нормальна при условии, если не превышает уровня, характерного для определенного типа общества» [4, с. 39-40]. Понятиям социальных девиаций посвящены многие работы Я.И. Гилинского, который утверждает, что «девиантность (deviance) - это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям». Также следует разграничивать термин «девиантность» (под ним понимается состояние субъекта девиации) и термин «девиантное поведение» (т. е. поведенческое проявление) [3, с. 7].

На основе трудов Э. Дюркгейма Загребин В.В. выделяет две основные формы поведения индивида в условиях аномии, под которой понимается нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания и которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленное кризисом общества. Ученый характеризует первую форму - ретристскую - как уход человека от социальных проблем по причине невозможности изменить собственное положение без изменения общественной структуры. Вторая - агрессивная -зиждется на поведении индивида в рамках социальной структуры, когда человек сам является действующим лицом в ходе трансформации кризисного общества. Обе этих формы предполагают, что в период социальных трансформаций будет происходить формирование новых норм и ценностей для всего социума [5, с. 307-309]. В современных условиях геополитических, экономических и социальных изменений ретристская форма девиантного поведения особенно явно проявляется во всех слоях общества, в том числе в студенческой среде.

Анализ исследований в психологической, педагогической, социальной литературе показывает, что любой новый феномен и его проявление в реакциях и поведении индивида можно назвать девиацией, проявляющейся как отклонение от общепринятого стандарта. Однако наибольший интерес у исследователей вызывают негативные проявления отклонений (с высокими рисками для устоев социума, организации и самой личности). Социологические теории девиантного поведения (табл. 1) описывают массу отклонений и рисков для среды и индивида, из наиболее значимых для процесса обучения теорий можно выделить пять основных.

Каким образом можно использовать знания данных теорий при обучении бакалавров языку специальности? Прежде всего, они позволяют педагогам

Таблица 1

Социологические теории девиантного поведения

№ п/п Теория и представители Основные положения

1. Теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг) [8] Наличие реальной угрозы для социальной группы: при увеличении ее сплоченности уменьшаются отклонения ее членов от групповых норм и усиливаются репрессии к тем, кто проявляет отклонения

2. Теория конфликта культур (Т. Селлин) [2] Образцы поведения в социальной системе считаются отклоняющимися, если они основаны на нормах чуждой культуры

3. Теория культурного переноса (Г Тард) [6] Люди склоняются к девиантному поведению в силу научения, в результате социализации и инкультури-рованию в своей среде.

4. Концепция социального попустительства (П. Штомпка) [9] Снисходительное отношение общества к девиантному поведению формирует социальную среду, которая заставляет агентов социального контроля воздерживаться от применения санкций

5. Теория социального отчуждения (Э. Карри) [1] Девиантное поведение обусловлено разрывом единства между обществом и молодым поколением, где отсутствие или ограниченность ресурсов для достижения цели провоцирует использование нелегитимных средств для поддержания желаемого уровня жизни

понять причины девиантности, к которым относятся биологические, социальные и воспитательные девиации. Последний из упомянутых факторов важнее всего учитывать на занятиях по иностранному языку в ходе профессионально ориентированной подготовки студентов. Например, факторы, которые приводят к отрицательному девиантному поведению, включают в себя негативный пример, подаваемый членами коллектива, отсутствие уважения в учебной группе, несправедливое оценивание результатов деятельности обучаемого со стороны преподавателя, излишняя педагогическая опека либо полное отсутствие таковой, лишение человека личного пространства и права выбора, игнорирование его потребностей. Если добавить в этот перечень социальные факторы (например, трудности в общении с ровесниками у студентов, насмешки, издевательства, травлю со стороны отдельных участников учебной группы, академическое мошенничество, которое, к сожалению, расцвело махровым цветом в период он-лайн-обучения), то выбор у будущего выпускника вуза не так уж и велик: он либо мимикрирует и будет демонстрировать девиантное поведение вслед за окружающими, либо бросит учебу

Как уже упоминалось выше, существует и положительное девиантное поведение, которое включает в себя разнообразные учебные успехи и желание достичь высот в сфере выбранной профессии, повышенное усердие во время обучения в вузе, занятие творчеством и увлеченность своим хобби параллельно учебному процессу, участие в благотворительных акциях и т. д. Усилия, связанные с внедрением в студенческую среду культа учебы, знаний, желания максимально развить свои компетенции (профессиональные и надпрофессиональные) и метанавыки, должны быть заложены в миссии любого высшего учебного заведения. При этом успех эффективной работы с учащимися с девиантным поведением во многом зависит от взаимодействия преподавателей различных предметов, в том числе иностранного языка, с социальными педагогами, проректорами по воспитательной работе [10; 11]. Если у педагогов, администрации вуза, отдела по воспитательной работе находится время, желание и силы, все эти проявления позитивного девиантного поведения можно использовать во благо студенту Например:

- организовать дискуссионный клуб как на родном, так и на иностранном языке;

- готовить студентов с высоким уровнем владения иностранным языком к участию в турнирах кейсов, которые организуют крупные международные компании;

- выстраивать вместе со студентом его вектор иноязычной подготовки (выход на достойный уровень владения иностранным языком, подготовку к международным экзаменам, участие в программах академической мобильности или двойных дипломов);

- вовлекать обучаемых к удаленной занятости в международных компаниях (даже без оплаты труда, ради практики делового общения на иностранном языке);

- пытаться внедрять смешанный тип обучения в университете (3 дня обучения теоретическим знаниям в стенах вуза и 3 дня - практическим навыкам на производстве);

Библиографический список

- создавать интегративно-развивающую творческую среду вуза;

- участвовать в благотворительных мероприятиях, волонтерских проектах, конкурсах культурологической направленности;

- подключать психологическую службу университета для решения сложных задач по адаптации студентов к вузовской среде (на первом курсе университета), по социализации (в период обучения на втором курсе), по саморазвитию и самоактуализации (на старших курсах).

Если в учебной группе уже заметны симптомы отклоняющегося поведения (например, конфликты с одногруппниками и преподавателями; отсутствие интереса к учёбе; проблемы с концентрацией внимания; отсутствие контактов с другими людьми или социопатия; постоянные перепады настроения; завышенная или заниженная самооценка), следует бить тревогу, выводить студента на откровенный разговор, подключать куратора группы (если таковой имеется) или сотрудников деканата, обращаться к родителям (несмотря на то, что многие студенты - уже вполне сформировавшиеся личности и в состоянии нести ответственность за себя сами). В любом случае не помешают и профилактические меры: построение доверительных отношений в группе, когда педагог выступает не только источником знаний, контролером, наставником, но и фасилитатором в трудных жизненных ситуациях; информационно-профилактические работы и знакомство с судьбами людей, добившихся успехов в профессиональной среде, привлечение этих профессионалов в качестве лекторов/спикеров; консультации психолога, социального педагога (по мере необходимости).

Опираясь на личный опыт, опыт коллег можно сказать, что при обучении иностранному языку студентов с девиациями наиболее эффективными выступают личностно ориентированные стратегии обучения, которые предполагают активное взаимодействие преподавателя и студента, нацеленное на комплексное развитие личности в процессе овладения речевой деятельностью, а также на совершенствование эмоционально-волевой и ментальной сфер личности.

Перечисленные теоретические аспекты и практические рекомендации позволяют сделать вывод, что в рамках социологического подхода девиация признается необходимым условием развития общества и может иметь как отрицательные, так и положительные коннотации. Кроме этого, социопедагогиче-ский подход позволяет интерпретировать и дифференцировать девиации с точки зрения общих (относительно других общественных явлений), особенных (относительно конкретной социальной группы) и индивидуальных (присущих только данному явлению или человеку) характеристик. Любой обучаемый в той или иной степени вовлечен в девиации и склонен их проявлять. Будут ли они позитивными, помогающими в становлении человека как профессионала, или отрицательными, способными разрушить и без того тонкий и зыбкий мир молодого поколения в период формирования мировоззренческих позиций, во многом зависит от среды высшей школы, в которой пребывает студент Увлечение иностранным языком, иноязычной культурой во всех ее проявлениях как никогда ярко проявляется в настоящее время, неся в себе не только заряд прагматики, но и саморазвития (в том числе духовного). Было бы непростительно со стороны преподавателей иностранного языка упускать этот конструкт обучающего воздействия на будущих профессионалов. Использовать этот интерес не только можно, но и должно.

1. Currie E. Crime and market society: lessons from the United States. The new criminology revisited. London: Macmillan, 1998: 130-142.

2. Sellin Т. Culture Conflict and Crime. New York, 1938.

3. Апинян Г. В. Девиантное поведение как социокультурный феномен: специальность 09.00.11 Социальная философия. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2009.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Перевод с французского. Москва, 1994.

5. Загребин В.В. Систематизация теорий девиантного поведения молодежи. Социальные и гуманитарные знания. 2016; № 4: 305-310.

6. Природа девиации. Теория культурного переноса. Available at: https://studbooks.net/666160/sotsiologiya/teoriya_kulturnogo_perenosa

7. Простакишина Ю.А. Проблема категориально-понятийного аппарата в области отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 6: 180-189.

8. Темнюк Н.А. Теории социальных конфликтов. Балтийский морской форум: материалы VI Международного Балтийского морского форума: в 6 т. Калининград, 2018: 456-461.

9. Штомпка П. Социология социальных изменений. Перевод с английского. Москва, 1996.

10. Жданова С.Н., Валеева М.А., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2009: 127-146.

11. Жданова С.Н., Валеева М.А., Яблонских Ю.П. Информационная культура социального педагога. Оренбург, 2013.

References

1. Currie E. Crime and market society: lessons from the United States. The new criminology revisited. London: Macmillan, 1998: 130-142.

2. Sellin T. Culture Conflict and Crime. New York, 1938.

3. Apinyan G.V. Deviantnoe povedenie kak sociokul'turnyj fenomen: special'nost' 09.00.11 Social'naya filosofiya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

4. Dyurkgejm 'E. Samoubijstvo: sociologicheskij 'etyud. Perevod s francuzskogo. Moskva, 1994.

5. Zagrebin V.V. Sistematizaciya teorij deviantnogo povedeniya molodezhi. Social'nye i gumanitarnye znaniya. 2016; № 4: 305-310.

6. Priroda deviacii. Teoriya kul'turnogo perenosa. Available at: https://studbooks.net/666160/sotsiologiya/teoriya_kulturnogo_perenosa

7. Prostakishina Yu.A. Problema kategorial'no-ponyatijnogo apparata v oblasti otklonyayuschegosya povedeniya nesovershennoletnih. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2018; № 6: 180-189.

8. Temnyuk N.A. Teorii social'nyh konfliktov. Baltijskij morskoj forum: materialy VI Mezhdunarodnogo Baltijskogo morskogo foruma: v 6 t. Kaliningrad, 2018: 456-461.

9. Shtompka P. Sociologiya social'nyh izmenenij. Perevod s anglijskogo. Moskva, 1996.

10. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyjpedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg, 2009: 127-146.

11. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Yablonskih Yu.P. Informacionnaya kul'tura social'nogo pedagoga. Orenburg, 2013.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 378

Mungieva N.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: georgia1972@mail.ru

Chupanov A.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: achu-68@mail.ru

FEATURES OF ORGANIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF A UNIVERSITY'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article attempts to reveal the main features of the pedagogical process organization in the context of university educational environment digitalization. The study analyzes features of the development stage at which human society is located today. The researchers prove the necessity of implementing promising classroom and extracurricular work forms. The authors reflect on their own pedagogical experience and information contained in the specialized literature on relevant issues and determine the key characteristics of the digitalization process in the higher education system at the stage of the present development. The work investigates its influence on the organization of educational work and demonstrate possibilities that exist today for using specific digital resources in such activities. The paper also studies the main organizational and pedagogical conditions that are necessary for the fullest realization of their capabilities. The article concludes that in the context of digitalization of all spheres of society and, in particular, the educational environment of modern universities, it is necessary to revise approaches to the organization of the educational process. At the same time, the widespread use of various digital resources seems promising.

Key words: university education, organization of educational process in modern university, digitalization of higher education system, digital technologies in education, innovative forms of pedagogical activity

Н.З. Мунгиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: georgia1972@mail.ru

А.Х. Чупанов, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: achu-68@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В данной статье предпринята попытка раскрыть особенности организации педагогического процесса в условиях цифровизации образовательной среды вуза. Непосредственно перед их исследованием анализу подвергаются особенности той стадии развития, на которой сегодня находится человеческое общество. На основе их изучения доказывается необходимость реализации перспективных форм построения аудиторной и внеаудиторной работы. Авторы, базируясь на рефлексии собственного педагогического опыта и сведений, содержащихся в специальной литературе, затрагивающей соответствующую проблематику, определяют ключевые характеристики процесса цифровизации системы высшего образования на современном этапе. Далее исследуется её влияние на организацию учебно-воспитательной работы. Демонстрируются существующие сегодня возможности для использования конкретных цифровых ресурсов в ходе такой деятельности. В конце статьи изучаются основные организационно-педагогические условия, необходимые для наиболее полной реализации их возможностей.

Ключевые слова: вузовское образование, организация образовательного процесса в современном вузе, цифровизация системы высшего образования, цифровые технологии в образовании, инновационные формы педагогической деятельности

Актуальность темы статьи может быть обоснована фактом становления непрерывных инноваций как неотъемлемой части экономической, социальной и культурной жизни человеческого общества на современном этапе его развития (Э.С. Аришина, Т.А. Борзова, Л.П. Гадзаова, Е.В. Димова, О.В. Лешер, П.П. Ростовцева). Последние интересуют нас не сами по себе, но в том смысле, что ими обусловливаются существенные изменения в реализации представителями большинства профессий их обязанностей.

Например, внедрение инновационных форм и методов трудовой деятельности привело к автоматизации существенной части операций (О.И. Ваганова, И.Р Воронина, А.В. Гладков, И.К. Кириллова, Е.Ю. Коновалова, А.Я. Мельникова, А.Ю. Уваров). Подобные метаморфозы в условиях реализации профессиональной деятельности, в свою очередь, выводят на первый план следующие её аспекты:

- оперирование почти безграничными на сегодняшний день информационными потоками [1, с. 401];

- творческая составляющая.

Изменения же в характере труда способствуют выдвижению социумом новых требований к выпускникам образовательных организаций, в том числе реализующих деятельность по программам ВО [2, с. 30]. Соответственно, суще-

ственные изменения должен претерпеть и образовательный процесс [3, с. 37]. Конечно, во многом сохраняется значение тех его составляющих, что направлены на развитие системы профессиональных компетенций (А.А. Прядехо, З.Т. Рахимов, А.П. Тонких, З.У. Шоназаров). Однако в последнее время всё более важными становятся аспекты учебной и внеучебной работы, реализация которых имеет целью формирование знаний, умений и навыков, носящих надпрофессио-нальный характер (С.З. Алборова, С.А. Кутищев, С.Г. Познанская, И.А. Резанова, ГА. Смыслова).

Соответствующей практике способствует расширение использования в сфере высшего образования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) [4, с. 16]. Их внедрение позволяет придать учебно-воспитательному процессу, реализуемому в стенах современных российских вузов, более гибкий характер, переориентировать его с трансляции готовых знаний на активное сотрудничество между субъектами образовательных отношений. Другими существенными его характеристиками являются:

- обеспечение субъектам образовательных отношений широкого доступа к источникам наиболее достоверной актуальной научной, учебной и методической информации [3, с. 170];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.