Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕВИАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕВИАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
770
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА / ДЕВИАНТОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / КРИМИНОЛОГИЯ / DEVIANT BEHAVIOR / DEVIATIONS / YOUTH / YOUTH ENVIRONMENT / SOCIAL NORM / DEVIANTOLOGY / SOCIOLOGY OF CRIME / CRIMINOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крайнов Виталий Иванович

Статья посвящена раскрытию проблемных аспектов связанных с классификацией девиантного поведения и девиаций. Обозначаются современные теории возникновения девиантного поведения и девиаций. Показана специфика девиантного поведения и девиаций в молодежной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF DEVIANT BEHAVIOR AND YOUTH DEVIATION

The article is devoted to the disclosure of problematic aspects related to the classification of deviant behavior and deviations. Denoted bymodern theories of deviant behavior and deviations. The specificity of deviant behavior and deviations in the youth environment is shown

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕВИАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

gs4 инновации ^d

КРАЙНОВ Виталий Иванович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета,

e-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕВИАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию проблемных аспектов связанных с классификацией девиантного поведения и девиаций. Обозначаются современные теории возникновения девиантного поведения и девиаций. Показана специфика девиантного поведения и девиаций в молодежной среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, девиации, молодежь, молодежная среда, социальная норма, девиантология, социология преступности, криминология.

KRAYNOV Vitaly Ivanovich,

PhD in Law, Associate Professor of Theory and History of State and Law Institute of Social and Humanitarian Education Moscow State Pedagogical University

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF DEVIANT BEHAVIOR AND YOUTH DEVIATION

Annotation. The article is devoted to the disclosure of problematic aspects related to the classification of deviant behavior and deviations. Denoted bymodern theories of deviant behavior and deviations. The specificity of deviant behavior and deviations in the youth environment is shown.

Key words: deviant behavior, deviations, youth, youth environment, social norm, deviantology, sociology of crime, criminology.

Определение девиантного поведения и девиации

Любая человеческая общность имеет вполне определенные нормы поведения, а индивиды, нарушающие данные нормы, подвергались данной общностью различным мерам воздействия «приведения к норме», и, если эти меры не обеспечивали желаемого обществом результата, то к нарушителю применялись жесткие санкции: от изгнания из рода до физического устранения. Приведем классический пример Сократа, которому было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество», после чего был вынужден принять яд (отметим, что, по версии А. Адамского «развращение юношества» Сократом заключалось в его резко отрицательном отношении к педофилии, поскольку наличие у грека мальчика-любовника тогда считалось социокультурной нормой) [1].

Собственно говоря, все законоуложения, будь то законы Хаммурапи1, запечатленные на черном базальтовом столбе, Русская правда Ярослава Мудрого2, сохранившаяся в рукописи или ныне действующий уголовный кодекс любого государства фактически определяют девиантное поведение в данном конкретном обществе и фиксируют меры, которые должны применяться к нарушителям общепринятых норм.

Социальные науки (социология, психология, право) уделяют значительное внимание изучению девиантного поведения. Одним из отцов изучения девиантного поведения считается Эмиль Дюркгейм, который еще в 1897 году написал классическую для данной отрасли зна-

1 Царь Вавилона 1792-1750 гг. до нашей эры.

2 Ярослав Владимирович (в поздней историографической традиции Ярослав Мудрый; ок. 978 — 20 февраля1054) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

ния работу «Самоубийство». Девиантному поведению уделяли заметное внимание такие авторитетные ученые как Г. Тард, А. Кетле, П. Сорокин и Р. Мертон.

Отметим, что общепринятого мнения о том, что является девиантным поведением на сегодня нет. Более того, наряду с указанным термином применяются и другие:

отклоняющееся поведение, девиации (отклонения), девиантность, патология,

отклоненное поведение, асоциальное поведение, антисоциальное поведение, депривация, перверсия.

Отсутствие устоявшейся терминологии объясняется несколькими факторами:

Первый фактор состоит в том, что социология девиантности сравнительно молодая научная дисциплина, и, соответственно, ее понятийный аппарат находится в стадии определения.

Данную точку зрения поддерживают, например, D. Dowries и P. Rock , которые считают, что социология девиантности активно развивается лишь последние десятилетия, при этом она только в 90-е гг. XX в. начинает походить на «нормальную науку». D. Dowries и P. Rock полагают, что социология девиантности, до сих пор не устоявшаяся научная дисциплина, а собрание относительно независимых социологических версий [2, p. VII]. Отметим, что в России пытаются закрепить даже специальное название для социологии девиантности - девиантоло-гия [3].

Второй фактор состоит в том, что даже в древних, хорошо устоявшихся научных дисциплинах, дискуссии о понятиях и их определениях нередко длится веками.

Третьим фактором является то, что социальные явления являются чрезвычайно сложными, по разному трактуемыми в разных государствах (например, умеренное употребление алкоголя совершеннолетними гражданами является преступлением в некоторых странах мусульманского мира, и, в то же самое время, социальной нормой поведения в англосаксонской цивилизации), а потому однозначно зафиксировать понятие девиантности, приемлимое для всех сообществ, не получается по объективным причинам. При этом, при исследовании нашей темы все же необходимо определиться с терминологией, что мы и постараемся продемонстрировать.

Приведем некоторые определения:

• А. Коэн так определяет девиантное (отклоняющееся) поведение: «поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [4, с. 520-521].

• По мнению Е. Good, девиантность - это «поведение, которое некоторые люди в обществе находят оскорбительным (обидным, неприятным) и которое вызывает - или может вызывать в случае обнаружения - неодобрение, наказание или враждебность по отношению к субъектам такого поведения» [5, p.

17].

• Palmer S., Humphery J. называют деви-антным такое поведение, которое отличается от принятых норм и играемых индивидом ролей [6, p. 3].

• Higgins P., Butler R. вводят понятии девиантности не только для поведения, но и для идей, взглядов [7, p. 2].

• Смелзер Н. связывает поведение с реакцией общества на него и дает вытекающее из такой постановки вопроса следующее определение девиации: «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя» [8, с. 203].

Нам представляется удачным определение, данное в ранее упомянутой монографии: «девиантное поведение (deviant behavior) - это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям. При этом под «официально установленными» понимаются формальные, правовые нормы, а под фактически сложившимися - нормы морали, обычаи, традиции» [3, с. 6].

Отметим, что, в общем случае, выражение «девиантное поведение» - может быть как характеристикой индивидуального поведенческого акта так и социальным феноменом. Для того, чтобы разделять эти понятия, в девианто-логии для обозначения девиантного поведения как социального феномена принято применять термины «социальная девиация», «девиант-ность», «девиация», «социальное отклонение».

В этом контексте также существуют различные определения девиации как социального явления:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

• «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях и отличаются от эксцессов - случайных, экстраординарных действий, или отдельных видов поведения, для которых нет соответствующих норм (творческой деятельности)» [9, с. 95]

• «отличие от норм или от приемлемых (допустимых, принимаемых) стандартов общества», «некоторое поведение или физическое проявление, социально вызывающее и осуждаемое, поскольку отклоняется от норм и ожиданий группы» [10, p. 2; 11, p. 4].

Мы будем в данной статье исходить из определения, сформулированного Я. Гилинским: «социальные девиации, девиантность (deviance) - это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям» [3, с. 9].

Классификация девиантного поведения и девиаций и современные теории

возникновения девиантного поведения и девиаций

Главное противоречие, которое наблюдается в самом общем подходе к девиантному поведению и девиациям, как социальному явлению, заключается в том, рассматривать ли девиант-ное поведение и девиации как однозначно отрицательные отклонения от нормы или же признавать наличие и положительных отклонений от нормы.

Теория социализации1 утверждает, что человеческое поведение не является генетически предопределенным. Данная теория исходит из того, что именно воспитание и обучение определяют, будет ли поведение человека соответствовать норме или же станет девиантным. В качестве примера монографии, в которой автор рассматривает девиантное поведение и девиации с позиций теории социализации, приведем монографию П. Самыгина «Девиантное поведение молодежи [12]. В данной монографии автор анализирует, в частности, взаимосвязь социализа-

1 Под социализацией понимается процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации.

ции и личностного развития, факторы социализации и десоциализации молодежи, виды молодежных девиаций. Также автор изучает девиантное поведение молодежи социологическими методами, выявляет факторы, оказывающие влияние на формирование девиаций в среде молодежи, систематизирует истоки и причины возникновения девиаций.

Теория клеймения. Согласно данной теории невозможно определять действие как деви-антное, пока неизвестна реакция на данное действие со стороны другого человека или общественной группы. Девиантное поведение в данной трактовке не является качеством, выражающимся собственно в поведении, при этом общественные группы утверждают деви-антное поведение установлением правил, нарушение которых конституирует девиантное поведение; действие этих правил распространяют на определенных людей, которых собственно и «клеймят»:.

1) физическое клеймо - глухота, слепота, хромота, увечья или уродливость;

2) психическое клеймо - душевно больные, слабодушные (безвольные) алкоголики, наркоманы;

3) образовательное клеймо - норма - общее среднее/полное/образование) - недоучка;

4) социальное клеймо (культурная, этническая, расовая нормы) - бич, бомж, ниггер и т. п.

Теория клеймения ставит под сомнение различия между девиантностью и недевиантно-стью и исходит из того, что:

а) значимость качества поведения может оцениваться только через интерпретации, развивающиеся в процессе интеракций;

б) моральное качество поступка определяется тем, как его определяют и оценивают другие люди; процесс клеймения зависит не только от вида поступка и его общественной значимости, но и от социального статуса нарушителя правил и отношений;

в) основное внимание направлено на процесс перехода от первичной к вторичной девиации: вследствие клеймения личность утверждается в девиантном статусе, далее может развиваться определенный девиантный стиль жизни;

г) фактором, усиливающим девиации, является то, каким образом отдельные люди и группы получают достаточную власть и влияние в процессе клеймения других людей с позиций девиантности.

В качестве примера развития теории клеймения приведем монографию Г. Беккера «Аутсайдеры: исследования по социологии девиант-ности» [13] , в которой автор развивает идею о том, что в результате наклеивания ярлыка про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

исходит усиление отклонений: «Отношение к девиантам лишает их возможности использовать обычные средства ведения повседневной жизни, доступные большинству людей. В результате девиант вынужден прибегать к нелегитимным практикам» [13, с. 17]. В рамках данной идеи автор анализирует положение людей, оказавшихся в роли девиантов: криминализированных подростков, проституток, бывших заключенных, наркоманов и т.д.

Теории подражания одним из основателей которой является Г. Тард [14] выделяет основные закономерности подражательного процесса: а) индивиды, находящиеся в непосредственном общении, перенимают поведенческие стереотипы друг у друга; б) подражание пронизывает все общество (причем младшие подражают старшим, нижестоящие - вышестоящим, бедные -богатым); в) воспринятые через подражание поведенческие стереотипы или вытесняют прежние, или накладываются на них и усиливают их действие.

Теория социального научения исходит из того, что девиантное поведение приобретается в результате научения, и, например, чем больше индивид наблюдает, как другие индивиды используют насилие, тем выше вероятность, что данный индивид сам будет использовать насилие.

Медико-генетическая теория, основателем которой можно считать Ч. Ломброзо, который в своей книге «Преступный человек» (1876) [15], не только дал обобщенный портрет преступника (сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, огромные челюсти, высокие скулы, приросшие мочки ушей ...), и обобщенные портреты различных типов преступников - убийцы, насильника, вора, поджигателя и т.д., но и утверждал, что «раса является одним из самых могущественных факторов, влияющих на преступность», ссылаясь при этом на данные различных исследователей: «во Франции Фовель отметил особую расу преступников в целом ряду местечек, расположенных вдоль Арденнского леса ... Они выше среднего роста, мускулисты, с широкими и крепко развитыми нижними челюстями; у них прямые носы, резко выраженные надбровные дуги, сильно развитая и богатая пигментом растительность. ... В своем сочинении «Убийца» Ферри ясно доказывает этническое влияние на распределение убийств в Европе. По его словам, резче всего выражена наклонность к убийству вообще и к квалифицированным убийствам в частности, равно как и к детоубийству у немцев и латинян; точно так же у них чаще наблюдаются самоубийства и психические заболевания, причем последние особенно преобладают у пер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

вых» [15, с. 7]. Будет неправильным полагать, что теория Ламброзо канула в лету: генетика в нынешнем веке дает результаты, которые могут трактоваться в пользу его позиций: так, в начале двухтысячных годов было выявлено, что различия в гене МАОА влияют на уровень агрессии у человека, при этом «агрессивный тип» данного гена даже называют «геном воинов». При этом сравнительно недавно в США исследователи обнаружили, что по результатам генетических анализов, взятых у более, чем 2500 участников уличных банд, находящихся в заключении, почти 100% обследованных имели «ген воинов». По результатам исследования утверждалось, что носители «гена воинов» проявляют склонность к крайней жестокости, чаще применяют оружие, стремятся стать лидерами преступных сообществ, на основании чего сделали вывод, что уличная преступность во многом определяется генетическими причинами. Эти данные подтверждает новозеландское исследование, согласно которому мальчики, которые подвергались жестокому обращению в неблагополучных семьях, и при этом являлись носителями формы гена, обеспечивающего более высокую активность фермента МАОА в организме, были менее склонны к асоциальным поступкам, чем носители низкоактивной формы гена. Отметим, что у детей из благополучных семьей связь между формой гена МАОА и асоциальными наклонностями не проявилась. Мы полагаем, что данные результаты говорят о том, что существует обусловленная генетикой уязвимость по отношению к неблагоприятной среде обитания [16, р. 425-430].

Девиантное поведение и девиации в молодежной среде

Прежде всего, подчеркнем, что мы придерживаемся точки зрения, что девиации бывают как положительные, так и отрицательные.

Поскольку девиация - это отклонение от социально признанного поведения, то одна и та же девиация в одной и той же стране может восприниматься диаметрально противоположным образом в зависимости от господствующих общественных установок. В качестве примера приведем выступление декабристов против царской власти в 1825 г., которое до 1917 г. воспринималось как крайне отрицательная девиация, в советское время - как крайне положительная, а в настоящее время некоторыми слоями общества трактуется как положительная, а некоторыми - как отрицательная. Можно выделить различные типы отрицательного девиантного поведения у подростков и молодежи:

• Индивидуальные правонарушения: кража, мошенничество, прогулы школьных занятий, бегство из дома, нанесение ущерба чужому имуществу, нападение, сексуальные отношения с другими, раки, нецензурная лексика, ночевка вне дома без согласия родителей, запугивание или оскорбление других, а также прохождение трансляции.

• Использование психоактивных веществ, включая алкоголь, табак, кетамин, каннабис, курительные смеси, органические вещества (типа бензина, клея «Момент»), таблетки (включая экстази) и героин

• Интернет зависимость

• Потребление порнографии (в том числе в Интернет (например, порнографические рассказы, фотографии, видео и веб - сайты) и традиционная порнография (например, порнографические фильмы, прокат фильмы, фильмы на кабельном телевидении, журналы, книги и комиксы

• Причинение себе вреда, например: нанесение себе порезов, ожогов сигаретой, огнем, или кислотой, глотание острых предметов, причинение травм, и препятствование заживлению ран и т.д.

• Суицидальное поведение

• Проституция

Интерес социологов к девиантному поведению и девиациям в молодежной среде обусловлен тем, что согласно статистическим данным, наблюдается все более широкое распространении различных форм социальных отклонений именно среди молодежи, и особую тревогу вызывает «омоложение» криминальных проявлений в конце XX - начале ХХ1 века.

Так, данные о состоянии и динамике молодежной преступности в современной России позволяют сделать вывод о том, что распространенность правонарушений выше всего в группе молодежи от 16 до 30 лет [17]. Имеет место и устойчивое увеличение доли молодежного сегмента в международной преступности, т.к. молодые люди, в силу незначительного жизненного опыта не способны оценить реальный масштаб деятельности, в которую они оказываются втянутыми [18, с. 187].

Считается, что причиной роста девиаций в молодежной среде служит разрыв преемственности у поколений социального опыта и социальная депривация, которая деструктивно влияет на социализацию личности [19, с. 4-5]. В отличие от старших поколений современная

молодежь с девиантным поведением демонстрирует превалирование установки на личное обогащение, отсутствие ориентации на трудовую деятельность, повышенную агрессивность как стиль жизни.

Эмпирические исследования дают следующие характерные признаки для молодежи с девиантным поведением:

• неприятие педагогических воздействий,

• неумение преодолевать трудности,

• игнорирование препятствий,

• сверхнапряженность,

• преобладание истероидной, эпилепто-идной, лабильной акцентуаций характера,

• неопределенность специфики жизненных перспектив,

• апатичная подчиненность группе с асоциальными установками,

• сниженная самокритичность,

• двойной локус контроля,

• синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе,

• негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, с к себе и окружающим людям.

• слабость самоконтроля,

• склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства,

• крайняя степень эго-центрированно-сти,

• агрессивность [20].

Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина в своей работе установили следующие характерные признаки молодежной девиантности :

• наличие конфликтов с окружающими,

• неприязненное отношение к позиции взрослого,

• заниженная потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и

• компенсации неудовлетворенности своим положением [20, 79-81].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из важнейших причин, определяющих распространение девиантного поведения в молодежной среде является наличие негативного социального окружения. Жизненная неустроенность и девиации родителей и ближайших родственников также влекут за собой формирование разных, в том числе наиболее тяжелых форм отклоняющегося поведения, у их детей, младших братьев и сестер. В число негативных факторов входят виртуальное окружение, т.е. средства массовой информации, избыток свободного времени, конфликты с родителями, жажда

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

инновации

острых ощущений, нужда и бедность [21, с. 72-85].

Отметим, что неблагополучие в семье, недостаточный уровень жизни, неудовлетворительная культурная и образовательная насыщенность среды общения характерны для значительного числа детей, подростков и молодежи, при этом данные факторы не ведут к тому, что все подпавшие под них индивиды гарантированно становятся преступниками, алкоголиками, наркоманами, проститутками и т.п. Важную роль играют как психофизиологические предпосылки, например акцентуация характера и поведения, а также, как мы видели выше особенности генотипа индивида.

По мнению Ю.А. Клейберга девиантность

• «возникает как механизм компенсации виктимности личности;

• следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра - и интерсубъективной регуляции социального функционирования личности;

• программируется в процессе нарушенного культурогенеза в семейной и образовательной системах развития личности» [22, с. 88].

Важнейшим фактором формирования девиантного поведения в молодежной среде необходимо признать социальную неустроенность, которая зачастую приводит к активным девиациям, в том числе криминального характера, к алкоголизации, употреблению наркоти-ков,суициду.

В молодежной среде отмечаются отрицательные проявления в отношениях с родителями, другими родственниками, значимыми для них взрослыми: тренеры, педагоги и т.д., которые сопровождают девиантные проявления и могут быть причиной их появления. Мотивацией девиантного поведения в молодежной среде, как правило, служат корысть, агрессивность, самоутверждение, влияние групповой зависимости и преступных авторитетов, психические отклонения в личности и др. В современных условиях первостепенную роль играют стремление к «легким» деньгам и воздействие алкоголя, наркотических веществ [23, с. 29].

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Существует несколько теорий, объясняющих девиантное поведение и девиации, однако бесспорных доказательств в пользу исключительной верности какой-либо из них в настоящее время нет. С другой стороны, есть исследования, подтверждающие положения каждой из теорий, что говорит о сложном, комбинированном влия-

нии разных факторов на возникновение деви-антного поведения и девиаций.

2. Отрицательные девиации и девиантное поведение в молодежной среде обусловлены различными факторами и их изучение в настоящее время требует пристального внимания, поскольку данные девиации и девиантное поведение продуцируют значительные проблемы для общества.

Библиографический список:

[1] Адамский А. Школа, защищённая от свободы [Электронный ресурс]. URL: https:// www.novayagazeta.ru/

articles/2015/06/01/64362-aleksandr-adamskiy-shkola-zaschischennaya-ot-svobody (дата обращения 27.04.2019).

[2] Downes D., Rock P. Understanding Deviance. A Guide to the Sociology of Crime and Rule-Breaking. Third edition. Oxford University Press, 1998. - P. VII.

[3] Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.

[4] Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965. - С. 520521.

[5] Goode E. Deviant Behavior. Second Edition. New Jersey: Englewood Cliffs, 1984. - P. 17.

[6] Palmer S., Humphery J. Deviant Behavior: Patterns, Source and Control. NY-L, 1990. - P. 3.

[7] Higgins P., Butler R. Understanding deviance. McGraw-Hill BookCompany, 1982. - P. 2.

[8] Смелзер H. Социология /пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.

[9] Социальные отклонения: Введение в общую теорию / В. H. Кудрявцев, Ю. В. Кудрявцев, В. С. Нерсесянц. М., Юридическая литература. 1984. - 320 с.

[10] McCaghy Ch., Carpon T. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Third edition. Macmillan College Publishing Company, Inc., 1994. - P. 2.

[11] McCaghy Ch., Carpon Т., Jamicson J. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Fifth Edition. Allyn and Bacon, 2000. - P. 4.

[12] Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи: учеб. пособие для студентов вузов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 440 c.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

[13] Беккер Г. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. — М.: Элементарные формы, 2018. — 272 с.

[14] Тард Г. Монадология и социология. — Пермь: Гиле Пресс, 2016. — 124 с.

[15] Ломброзо Ч. Преступный человек / пер. с ит. - М.: Эксмо : МиДгАРД, 2005. - 876 с.

[16] Sjoberg R. L., Ducci F., Barr C. S., Newman T. K., Dell'osso L., Virkkunen M., Goldman D. A non-additive interaction of a functional MAO-A VNTR and testosterone predicts antisocial behavior // Neuropsychopharmacology: official publication of the American College of Neuropsychopharmacology. — 2008. — Vol. 33, no. 2. — P. 425—430.

[17] Щербакова Е.М. Преступность в России, 2018 // Демоскоп Weekly / http://www. demoscope.ru/weekly/2019/0809/barom05.php (дата обращения: 05.05.2019).

[18] Рыжов В.Б. Международная преступность: понятие, доктринальное и правовое обоснование методов противодействия ей на современном этапе / / Образование и право. 2018. № 4. - С. 183-192.

[19] Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: Монография / под. ред. Т.К. Комаровой. - Гродно: ГрГУ, 2002. -139 с.

[20] Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний. Сборник статей / под ред.: Пищелко А.В., Уткина В.А. - Домодедово: Изд-во РИПК МВД России, 1996. - 61 c.

[21] Девиантное поведение среди молодёжи и меры противодействия / В.А. Бобков и др.; Минский научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем. - Мн.: МНИИСЭПП, 2005. - 132 с.

[22] Клейберг Ю.А. Психология девиант-ного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.

[23] Пастушеня А.Н. Криминальная психология: Учебно-методический комплекс. - Мн.: Изд-во МИУ, 2007. - 176 с.

Bibliograficheskij spisok:

[1] Adamskij A. SHkola, zashchishchyon-naya ot svobody [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.novayagazeta.ru/arti-cles/2015/06/01/64362-aleksandr-adams-kiy-shkola-zaschischennaya-ot-svobody (data obrashcheniya 27.04.2019).

[2] Downes D., Rock P. Understanding Deviance. A Guide to the Sociology of Crime and

Rule-Breaking. Third edition. Oxford University Press, 1998. - P. VII.

[3] Gilinskij YA. Deviantologiya: sociologiya prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubi-jstv i drugih «otklonenij». - SPb.: Izdatel'stvo «YUridicheskij centr Press», 2004. - 520 s.

[4] Koen A. Issledovanie problem social'noj dezorganizacii i otklonyayushchegosya povedeniya // Sociologiya segodnya. M., 1965. - S. 520-521.

[5] Goode E. Deviant Behavior. Second Edition. New Jersey: Englewood Cliffs, 1984. - P. 17.

[6] Palmer S., Humphery J. Deviant Behavior: Patterns, Source and Control. NY-L, 1990. -P. 3.

[7] Higgins P., Butler R. Understanding deviance. McGraw-Hill BookCompany, 1982. - P. 2.

[8] Smelzer N. Sociologiya /per. s angl. — M.: Feniks, 1994. — 688 s.

[9] Social'nye otkloneniya: Vvedenie v obsh-chuyu teoriyu / V. N. Kudryavcev, YU. V. Kudryavcev, V. S. Nersesyanc. M., YUridich-eskaya literatura. 1984. - 320 s.

[10] McCaghy Ch., Carpon T. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Third edition. Macmillan College Publishing Company, Inc., 1994. - P. 2.

[11] McCaghy Ch., Carpon T., Jamicson J. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Fifth Edition. Allyn and Bacon, 2000. - P. 4.

[12] Samygin P. S. Deviantnoe povedenie molodezhi: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. -Rostov-na-Donu: Feniks, 2006. - 440 c.

[13] Bekker G. Autsajdery: issledovaniya po sociologii deviantnosti. — M.: Elementarnye formy, 2018. — 272 s.

[14] Tard G. Monadologiya i sociologiya. — Perm': Gile Press, 2016. — 124 s.

[15] Lombrozo CH. Prestupnyj chelovek / per. s it. - M.: Eksmo : MIDGARD, 2005. - 876 c.

[16] Sjoberg R. L., Ducci F., Barr C. S., Newman T. K., Dell'osso L., Virkkunen M., Goldman D. A non-additive interaction of a functional MAO-A VNTR and testosterone predicts antisocial behavior // Neuropsychopharmacology: official publication of the American College of Neuropsy-chopharmacology. — 2008. — Vol. 33, no. 2. — P. 425—430.

[17] SHCHerbakova E.M. Prestupnost' v Rossii, 2018 // Demoskop Weekly / http://www. demoscope.ru/weekly/2019/0809/barom05.php (data obrashcheniya: 05.05.2019).

[18] Ryzhov V.B. Mezhdunarodnaya prestupnost': ponyatie, doktrinal'noe i pravovoe obosno-vanie metodov protivodejstviya ej na sovremen-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

инновации

nom etape // Obrazovanie i pravo. 2018. № 4. - S. 183-192.

[19] Karpinskij K.V. Psihologicheskaya kor-rekciya smyslovoj regulyacii zhiznennogo puti deviantnoj lichnosti: Monografiya / pod. red. T.K. Komarovoj. - Grodno: GrGU, 2002. - 139 s.

[20] Social'no-psihologicheskie problemy organizacii ispolneniya ugolovnyh nakazanij. Sbornik statej / pod red.: Pishchelko A.V., Utkina V.A. - Domodedovo: Izd-vo RIPK MVD Rossii, 1996. - 61 c.

[21] Deviantnoe povedenie sredi molodyozhi i mery protivodejstviya / V.A. Bobkov i dr.; Min-skij nauchno-issledovatel'skij institut social'no-ekonomicheskih i politicheskih problem. - Mn.: MNIISEPP, 2005. - 132 s.

[22] Klejberg YU.A. Psihologiya deviant-nogo povedeniya: Ucheb. posobie dlya vuzov. - M: Sfera, 2001. - 160 s.

[23] Pastushenya A.N. Kriminal'naya psihologiya: Uchebno-metodicheskij kompleks. - Mn.: Izd-vo MIU, 2007. - 176 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.