Научная статья на тему '\ ученый совет \ преступление без наказания'

\ ученый совет \ преступление без наказания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ ученый совет \ преступление без наказания»

PHOTOXPRESS

\ УЧЕНЫЙ совет \

20 мая правительство РФ приняло окончательное решение об увеличении с 1 января 2011 года платежей в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и Фонд социального страхования до 34%. Льготный переходный период, когда сохранялась ставка прежнего Единого социального налога в 26%, заканчивается.

Преступление без наказания

Михаил ОРЛОВ,

председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ, руководитель налогового комитета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

В результате этой реформы в выигрыше окажутся только две отрасли — нефтяная и финансовый сектор.

Для всех остальных реформа невыгодна. Особенно трудно будет малому бизнесу.

Очевидно, что от замены ЕСН страховыми платежами выигрывают только две отрасли российской экономики — нефтяная и финансовый сектор. Все остальные, включая и тех, кто занимается реальным производством, и тех, кто реализует услуги, будут в минусе. Для них это означает увеличение нагрузки на фонд оплаты труда в полтора раза. А для малого бизнеса, то есть для предприятий, пользующихся сейчас упрощенной схемой налогообложения, нагрузка увеличится в два с половиной раза.

Дело в том, что повышение социальных платежей распространяется на годовые фонды оплаты труда работников в 415 тыс. руб. То есть средняя зарплата в месяц должна быть порядка 34 тыс. руб. Для зарплат свыше этой суммы страховые платежи обнуляются, в отличие от ЕСН, который взимался даже с минимальных зарплат. Это означает, что при новой схеме выигрывают работники, получающие зарплату выше 34 тыс. руб. в месяц, они в процентном отношении будут платить меньше.

У нас в стране есть только две отрасли, где средняя месячная зарплата превышает 34 тыс. руб. — это «нефтянка» и финансовый сектор. Отрасли же, на которые правительство делает ставку как на локомотивы модер-

низации, в том числе и экспортно ориентированные, до этой планки не дотягивают. Именно для них увеличение фискальной нагрузки на фонд заработной платы составит 30% (8 от 26 = 30%) с 1 января 2011 года.

Как поведет себя бизнес в новой ситуации, трудно прогнозировать. Можно предположить, что крупные компании затормозят традиционное ежегодное повышение заработной платы. Предприятиям с высоким уровнем автоматизации производства трудно будет договариваться с работниками о каких-то серых схемах. По всей видимости, они будут выдавать зарплату в прежнем объеме, но пересмотрят позиции по ежегодной индексации и премиальным, чтобы каким-то образом минимизировать издержки.

Предприятия среднего размера будут проводить более консервативную политику в плане индексации заработков. Их задачей будет сохранение расходов на прежнем уровне за счет сокращения заработных плат. Другими словами, они перестроят свою финансовую систему таким образом, что увеличение нагрузки на фонд зарплаты будет компенсироваться сокращением «чистых» денег, которые выдаются работникам на руки. Это возможный вариант, хотя и не вполне социально ориентированный.

Малый бизнес — это самая печальная категория. Для этого сектора экономики страховые платежи увеличатся с 14%, которые они до сих пор платили, до 34. Особенно тяжело будет тем, кто применял систему единого налога на вмененный доход. Такие предприниматели вынуждены платить налог в установленной твердой сумме независимо от финансовых результатов своей деятельности. Экономический кризис уже больно ударил по этой категории налогоплательщиков, которые зачастую просто не в состоянии уплачивать «фиксированную дань», рассчитанную исходя из показателей докризисных лет. В таких условиях возложить на них еще и дополнительную

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (99) 2010

\ САМОЕ ВАЖНОЕ \

8

EAST NEWS

фискальную нагрузку на фонд оплаты труда означает лишить их какой-либо возможности выжить.

У малого бизнеса есть три варианта поведения. Первый — продолжать исправно платить прежнюю заработную плату. Полагаю, что таких будет меньшинство. Вариант второй — выплачивать неофициальную зарплату. На малом предприятии, где в основном работают родственники или друзья, достичь такой договоренности будет несложно. В этом случае в проигрыше окажутся и пенсионная система страны, и сами работники. Проиграют и региональные бюджеты, потому что с утаенной зарплаты невозможно получить подоходный налог. И наконец, вариант третий — это просто закрытие малого бизнеса. Какие-то предприятия будут вынуждены прекратить свое существование. Это может привести к тяжелым социально-экономическим последствиям.

Возникнут проблемы и в бюджетной сфере. Теперь региональным и местным властям придется нести дополнительные издержки по фондам оплаты труда учителей, врачей и всех прочих категорий работников.

Все эти реформы, понятно, были задуманы и реализуются для того, чтобы обеспечить наполнение Пенсионно-

го фонда и Фонда медицинского страхования доходами. Но очевидно, что при этом мы меняем плохую систему социального страхования еще худшей. Это непродуктивно. Через некоторое время мы поймем, что реформа была задумана и проведена крайне неудачно. Но дров к тому времени наломаем очень много.

Размер субсидий Пенсионному фонду из федерального и региональных бюджетов постоянно увеличивается. В нынешнем году он достиг рекордных значений почти в 7 трлн. руб. Но даже при этом идеологи и разработчики новой системы страховых платежей признают, что дефицит фонда не только не сократится, но будет по-прежнему расти.

Помимо фискальной нагрузки на предприятия, которая, очевидно, будет увеличиваться, возрастет и административная. Увеличится количество отчетов, которые налогоплательщики-предприниматели должны предоставлять контролерам. А самих контролирующих органов теперь станет больше. Теперь на предприятия, кроме налоговиков, будут приходить инспекторы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Да и самому Пенсионному фонду (ПФР) придется тратить деньги не только на выплату пенсий и социальных пособий, но и на содержание армии инспекторов. А это, по словам председателя правления ПФР Антона Дроздова, 10 тыс. человек. Могу предположить, что этим отчасти вызван рост расходов ПФР.

Есть налоговые реформы, выгодные государству, есть реформы, выгодные налогоплательщикам. И борьба в ходе налоговой реформы заключается в том, что каждый тянет на себя налоговое одеяло. В данном случае реформа не устраивает никого. Проигрывают и предприниматели, и граждане, которые будут ущемлены в своих социальных правах, поскольку предприниматели станут придумывать схемы минимизации страховых выплат. Проиграет государство, поскольку теперь бюджетные организации получили дополнительные расходы. Надо будет увеличивать фонд зарплаты врачей и учителей (для того, чтобы при росте страховых сборов сохранить их зарплаты на нынешнем уровне — ред.). А с учетом того, что они находятся на содержании региональных и местных властей, то эти самые незащищенные бюджеты получили дополнительную финансовую нагрузку. Судя по тому как развивается финансирование ПФР, ему эта реформа тоже не выгодна.

Может быть, она выгодна Минздравсоцзащиты, которое хочет контролировать финансовые потоки через подотчетные внебюджетные фонды. Но еще никто не смог убедиться, что ПФР и ФСС могут более эффективно осуществлять контроль, чем налоговые органы.

Неясен механизм воздействия инспекторов на предпринимателей. В Уголовном кодексе предусмотрены наказания за неуплату налогов. «Серые» и «черные» зарплатные схемы при желании можно подвести под статью о мошенничестве. Наказания же за неуплату страховых платежей не предусмотрено. Полагаю, что решение вопроса «Платить или не платить?» остается за предпринимателями. Надеюсь, что подавляющее большинство их понимает всю сложность проблемы и мы совместными усилиями найдем правильное решение.

\ САМОЕ ВАЖНОЕ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (99) 2010

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.