Научная статья на тему 'Учение В. Р. Вильямса о луговых и полевых экосистемах путь к созданию безопасного продовольствия'

Учение В. Р. Вильямса о луговых и полевых экосистемах путь к созданию безопасного продовольствия Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
182
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учение В. Р. Вильямса о луговых и полевых экосистемах путь к созданию безопасного продовольствия»

- повышение эффективности сельскохозяйственного производства с учетом требований экологии и охраны природы.

Поэтапная реализация изложенной концепции ландшафтно-адаптивной системы организации территории возможна на региональном уровне - в пределах ландшафтов и агроландшафтов, и на уровне отдельных сельскохозяйственных организаций, входящих в определенную ландшафтную местность. Выделение участков мелких фермерских и личных подсобных хозяйств, отдельных земельных долей должно осуществляться на основе заранее разработанного проекта организации территории крупных агроландшафтов [4, 5].

На наш взгляд, Государственная кадастровая оценка земель, земельные налоги и другие земельные платежи должны быть также дифференцированы по природным ландшафтам. Реализация значительных противоэрози-онных мероприятий в границах ландшафтов возможна только при условии бюджетного финансирования.

Источники

1. Агоэкологическа оценка земель, проектирование адаптивноландшафтных систем земледелия и агро-

технологий. Методическое руководство. Под. ред.акад. РАСХН В.И. Кирюшина. Москва:ФГНУ «РОСИНФОРМАГРОТЕХ», 2005. -783 с.

2. Бершицкий Ю.И. Роль земельного фактора в производстве сельскохозяйственной продукции / Ю.И. Бершицкий, Г.Н. Барсукова, А.Р.Пшизова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». - Майкоп: изд. АГУ, 2013. - Вып. 3(127). - С. 194-202.

3. Власенко В.П. Деградационные процессы в почвах Краснодарского края и методы их регулирования: монография / В.П. Власенко, В.И. Терпе-лец. - Краснодар, 2012. - 204 с.

4. Нечаев В.И. Организация землепользования Краснодарского края на основе агроландшафт-ного зонирования территории /В.И. Нечаев, Г.Н. Барсукова// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 8. -С. 45-46.

5. Нечаев В.И. Проблемы управления земельными ресурсами и использования земель в аграрном производстве/ В.И. Нечаев, Г.Н. Барсукова, Н.М. Радчевский, С. М. Рзниченко. - Краснодар: Атрии, 2008. - 340с.

6. Трубилин И.Т. Эффективность производственных факторов в аграрном секторе экономики Тр. / И.Т. Трубилин, Ю.И. Бершицкий, Г.Н. Барсукова// Куб-ГАУ. - 2013 - Вып. № 6(45) (36) - С. 75-80.

УЧЕНИЕ В.Р. ВИЛЬЯМСА О ЛУГОВЫХ И ПОЛЕВЫХ ЭКОСИСТЕМАХ - ПУТЬ К СОЗДАНИЮ

БЕЗОПАСНОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Соколов Н.А., д.э.н., проф., Каничев Е.В., к.с.-х.н., зам. дир. ОАО «Учебное хозяйство «Коки-но», Сухоцкая Е.А., асп., Леонова А.П., соискатель Брянсой государственной сельскохозяйственной академии

В.Р. Вильямс, опираясь на докучаевское учение о почвах, разработал стройную систему о почвообразовательном процессе, повышении плодородия, позволяющей на практике с минимальным применением удобрений, химических средств защиты растений от болезней и вредителей производить более безопасные продукты питания.

Образование плодородной почвы Виль-ямс связывал с корневой системой злаковых и бобовых трав, отмечая, что при «беспрерывной культуре хлебных растений самое ценное свойство почвы стремится к падению... Только корневая система многолетних растений способна взять на себя эту роль воссоздания почвы [1]. Как показали исследования ученого, это происходит в результате отмирания корневой системы и накопления органического вещества.

Раскрывая агроэкологическое значение бобовых трав, Вильямс объяснил процесс трансформации атмосферного азота в биологический. Тем самым, благодаря энергии При-

роды, почва обогащается питательными веществами. Сокращается потребность в производстве и внесении в почву азотных удобрений. Отмечая важность в почвообразовательном процессе смеси трав, Вильямс рекомендовал включать для краткосрочного использования кормовых угодий до пяти видов, в том числе, чтобы бобовые составляли 30-40% [1].

Вильямс объяснял, что бобово-злаковые луга и пастбища, обогащенные органическим веществом и биологическим азотом, необходимо распахивать под зерновые. В результате без использования минеральных удобрений повышается урожайность полевых культур. Тем самым обосновал травопольную систему земледелия. Для того времени это являлось революционным открытием, так как наука еще не создала техники, минеральных удобрений, химических средств защиты растений. Поэтому в странах Западной Европы фермеры максимально использовали открытие ученого. По данным Д.Н. Прянишникова, «при введении в севообороты кормовых культур продуктив-

ность зерновых возросла с 7-8 до 16-17 ц/га, а при сочетании с внесением минеральных удобрений до 20-25 ц/га и выше» [1].

Учение Вильямса о почве, природных и антропогенных факторах повышения ее плодородия, луговых и полевых экосистемах в разных зонах страны интенсивно развилось его учениками в связи с образованием в 1930 г. Всесоюзного научно-исследовательского института кормов, а в 1992 г. переименованного во Всероссийский научно-исследовательский институт кормов В.Р. Вильямса. Сформировались основные направления научных исследований кормопроизводства, имеющие актуальное значение в производстве экологически безопасной продукции, сохранении Природы и уменьшении заболеваний населения страны.

Так, исследуя луговые севообороты за 1931-1941 гг., ученые института показали, что с включением в травосмесь клевера урожайность бобово-злакового сенокоса увеличилась с 23 до 68 ц/га по сравнению со злаковым травостоем. На пастбищах, расположенных в аналогичных условиях, урожайность клеверо-злакового травостоя увеличилась на 108%, а содержание протеина в надземной массе возросло на 184% [1].

Учеными института доказано экономическое и экологическое преимущество люцерны. На экспериментальных полях продуктивность люцерно-злаковых травостоев достигала 4,5-4,6 тыс. корм. ед/га, что превышало продуктивность травостоя с клевером луговым на 12-20%. В среднем за год накопление биологического азота составляло 98-104 кг/га. Данное количество азота, созданное за счет энергии Природы, соответствовало внесению 156168 кг/га азотных удобрений [1]

Исследования ученых института проводились и на пастбищах. Изучали изменение количества гумуса, как главного компонента плодородия, в разных пастбищных системах. За 10 лет (1993-2002гг.) на неудобренных зла-ково-бобовых пастбищах Нечерноземной зоны содержание гумуса увеличилось на 6,6 т/га, в органической системе - на 9,2-14,3, минеральной - на 10,6-12,2, на комбинированной - на 11,0-17,1 т/га [1].

Значительный вклад ученые института внесли в исследование масличных культур: рапса и сурепицы. Обоснованы пищевые и кормовые их достоинства. Экспериментально доказано преимущество озимого рапса. Урожаи семян в 1,5-2 раза выше ярового рапса, что вызвано более низким расходом ядохимикатов и другими факторами [1]. Установлено, что по выходу растительного масла рапс значительно

превосходит подсолнечное и соевое, а применение его в качестве сидерата равносильно внесению навоза, причем затраты сокращаются в 1,5-2 раза [1.-с. 342]. Учеными института выведены высокопродуктивные и зимостойкие сорта рапса, определены оптимальные сроки и нормы высева, уровня азотного питания.

Реализация научной концепции Вильям-са о развитии луговой и полевой экосистем во многом зависит от природных условий, которые в Брянской области характеризуются как уникальные. Площадь территории составляет 34,9 тыс. км2, из них 54% сельхозугодья, 34 -леса, 3 - поверхностные воды, включая болота, 9% другие земли, на территории 27 муниципальных районов имеется 21 естественное озеро, 2867 больших и малых рек. Климат области характеризуется умеренными во времени и пространстве дождевыми и снеговыми осадками, составляющими в среднем от 550 до 600 мм в год.

Сочетание тепла и влаги, благоприятный ветровой режим, слабоволнистый рельеф местности, легкие суглинистые и серые лесные почвы с содержанием гумуса от 1,8 до 2,4%, вегетационный период для большинства растений продолжительностью в 6-7 месяцев позволяют эффективно выращивать многие виды кормовых культур. Особую роль в их производстве играет луговая и полевая экосистемы, выполняющие в современных условиях экологическую, экономическую и социальную функции.

Развитие кормовых экосистем в Брянской области происходило неоднозначно, не всегда соответствовало концепции, разработанной Вильямсом и его учениками. Это повлияло на развитие в регионе животноводства и уровень безопасности производимого продовольствия.

При государственном социализме, хотя и существенно несовершенном, планово формировался технический потенциал села, устойчиво возрастали объемы вносимых в почву минеральных и органических удобрений, увеличивалось поголовье скота в общественном хозяйстве и частном секторе. Но в агроэко-лоншафте регионе складывалось несоответствие между зерновой, луговой и полевой экосистемами. С приоритетом зерновой экосистемы капиталы перераспределялись в ее пользу. Так, под зерновые, посевные площади которых в 1990 г. составляли 336,2 тыс. га (27,3% от всей посевной площади), на 1 га вносилось минеральных удобрений 213 кг в д.в., а органических - 8,8 тонн. В результате за 19861990 гг. средняя урожайность зерновых соста-

вила 17,5 ц/га, валовой сбор зерна достиг 1145,9 тыс. т. В среднем по области на душу населения приходилось по 692 кг зерна. В результате обеспеченность всего населения региона основными продуктами питания приближалась к научно обоснованным нормам. Но в зерновой экосистеме складывались и несоответствия. Так, посевные площади зернобобовых занимали всего лишь 31,9 тыс. га, или 8,7% от общей посевной площади зерновых и зернобобовых, что обостряло проблему белка в кормлении животных и сдерживало рост качества продукта.

Луговая экосистема региона также была несбалансирована. В 1990 г. посевы однолетних трав составляли всего лишь 91,8 тыс. га или 0,12 га на одну голову КРС. Значительные площади занимались под многолетними травами (261,2 тыс. га). Но они не улучшались, из бобовых культур возделывался только клевер. В посевах бобово-злаковых многолетних трав отсутствовали такие ценные культуры как люцерна, донник, козлятник восточный.

Одновременно предпочтение отводилось полевой экосистеме, производству кукурузы на силос и зеленый корм. В среднем за 19861990 гг. на голову КРС заготовлялось 3,43 т силоса. Сложившийся тип кормления животных не мог обеспечивать рациональное использование кормов. В среднем за 1986-1990 гг. на 1 ц молока расходовалось 1,43 ц корм.ед. Перерасход кормов сопровождался медленным ростом продуктивности животных. В среднем за 1981-1985 гг. надой на корову составлял 1901 кг, а в 1986-1990 гг. - 2339 кг. Но с увеличением поголовья коров в общественном и частном секторах возрастал валовой надой молока. В результате в среднем на душу населения потребление молока увеличилось с 294 кг в 1980 г. до 402 кг в 1990 г. Причем потреблялось в основном натуральное молоко, имевшем высокий уровень безопасности. Объяснялось тем, что из госзакупок молока, составивших в 1990 г. 626,2 тыс. т, молочные комбинаты, расположенные в основном в районах, вырабатывали 184,1 тыс. тонн цельномолочной продукции. Уровень безопасности ее был высокий. Во многом объяснялось отсутствием упаковки, консервантов, закрепителей, ароматизаторов и других химических веществ. Рост потребления безопасных молочных продуктов явился одним из главных факторов сокращения в регионе младенческой смертности. Число умерших в возрасте до 1 года на 10000 родившихся уменьшилось с 185,3 детей в 1985 г. до 168,6 детей в 1990 г.

С переходом к рынку, тотальным разделом земли в частную собственность, возникновением монополий и прекращением господдержки сельского хозяйства значительно ухудшается развитие луговой и полевой экосистем. И только с 2005 г. начинается ее неустойчивое восстановление. В зерновой экосистеме региона в 2013 г. посевные площади зерновых и зернобобовых составляли 328430 га, в среднем уровень урожайности достиг 20,5 ц/га, а валовой сбор зерна - 672,8 тыс. т. В отдельных районах начинают возделывать кукурузу на зерно. Полевая экосистема в основном представлена посевами кукурузы на зеленый корм и силос. В 2013 г. ее посевные площади составили 48776 га, а валовой сбор кукурузы на корм скоту достиг 790,2 тыс. т. Развивается и луговая экосистема. Посевные площади однолетних трав увеличились до 75,9 тыс. га, а многолетних на зеленый корм, сенаж и силос -до 217 тыс. га. На лугах и пастбищах ежегодно высеваются семена бобово-злаковых трав на площади более 1000 га

Но в развитии луговой, полевой и зерновой экосистем региона развивались и негативные тенденции, во многом обусловленные резким ухудшением финансового состояния хозяйств. С возросшим дефицитом техники увеличились неубранные площади зерновых и зернобобовых культур, доля которых достигла 15-17% от их посевных площадей. Производство в регионе кукурузы на зерно оказалось нестабильным. В 2010 г. было реализовано 696 т зерна, в 2011 г. - 16823, в 2013 г. - 9613 т. С резким повышением цен на минеральные удобрения их внесение под зерновые культуры сократилось в 7 раз. Отвлечение средств на интенсивное развитие в регионе крупного картофелеводства, свиноводства, мясного скотоводства, птицеводства негативно повлияло на продуктивность луговой и полевой экосистем. Так, за 2008-2013 гг. урожайность кукурузы на силос и зеленый корм колебалась от 198 до 253 ц/га, сенокосов - от 13 до 14 ц/га. Поэтому в среднем на голову КРС заготовлялось сена однолетних и многолетних трав всего лишь от 8 до 9 ц, соломы - от 4 до 5 ц, зеленого корма, сенажа, силоса - от 40до 44 ц в год.

Недооценка лугового и полевого кормопроизводства явилось одной из главных причин затянувшегося в регионе кризиса отрасли молочного скотоводства. Если в 1990 г. в среднем надой молока на корову составил 2663 кг, то в 2012 г. - 3161 кг или за 22 года продуктивность возросла всего, лишь на 408 кг (в 2012 г. в среднем по России надой молока на корову составил 4985 кг). В хозяйствах на-

селения области приоритет отдается луговому кормопроизводству. Сельские семьи, которые содержат коров, не возделывают кукурузу на силос и зеленый корм, не заготовляют сенаж, так как это требует больших затрат. Заготовка ими качественного сена, выгул животных на пастбищах и лугах до 10-12 часов в сутки, невысокая их плотность - главные факторы высокой продуктивности. В среднем в хозяйствах населения надой молока на корову увеличился с 2900 кг в 1990 г. до 5641 кг в 2012 г. или почти в 2 раза. Качественное молоко не проходит глубокой заводской переработки, а после охлаждения поступает непосредственно потребителю.

В современных условиях снижение уровня безопасности молочной продукции связано не только с ухудшением луговой и полевой экосистемами, но и глубокой переработкой продукции. Крупный капитал способен из регионов и государств завозить сырье на большие расстояния. В Брянской области производство молока на душу населения сократилось с 340 кг в 2009 г. до 279 кг в 2012 г. Но за этот период производство сыров увеличилось с 21,2 до 27,1 тыс. т, масла сливочного - с 5,0 до 7,5, цельномолочной продукции - с 91,4 до 152,6 тыс. т. Это было обусловлено завозом сырья. Только пальмового масла в 2011 г. было завезено 7217 т. С ростом объемов производства молочной продукции на рынке создается ситуация когда предложение опережает спрос. Возникает необходимость упаковки продукта, консервации, ароматизации и пр. Так промышленные и торговые монополии, удовлетворяя свои интересы, понижают уро-

вень безопасности продовольствия, что усугубляет проблему здоровья населения.

Среди многих мер создания продукта с высоким уровнем безопасности, исходя из уникальных природных особенностей Брянской области, первоочередными являются:

- познание теории почвообразовательного процесса, основанной В. Р. Вильямсом, применение ее с учетом особенностей региона;

- признание приоритетности в луговой и полевой экосистемах бобово-злаковых трав, возделывание которых повышает плодородие почвы, способствует решению проблемы протеина в животноводстве, определяет высокий уровень безопасности продукта;

- эффективное развитие экосистем, во многом обусловленное действием воздействия Природы, требует материально-технических и социальных затрат, значительная часть которых должна субсидироваться;

- применение сегодня субсидий на стадии реализации продукции или на 1 га обрабатываемой пашни игнорирует главенствующую роль луговой и полевой экосистем в повышении уровня безопасности продукта.

Источники

1. Всероссийский научно-исследовательский институт им. В.Р. Вильямса на службе российской науке и практике. Под ред. чл. корр. Россельхоза-кадемии, д.с.х.н. В.М. Косолапова и д.г.н. И.А. Трофимова. - М.: Россельхозакадемия. 2014. -1031 с.

2. Сельское хозяйство Брянской области. Стат. сб. /Брянскстат.- Брянск, 2013.

3. Народное хозяйство Брянской области в 19861990гг. Стат. сб./Брянскстат.- Брянск, 1991. - 360 с.

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЕДЕНИЯ СВИНОВОДСТВА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Ткачук Е.В., асп. Северо-западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Региональные системы ведения сельского хозяйства способны повысить свою конкурентоспособность в условиях глобального рынка при адресной поддержке государством внедрения новых технологий и грамотном учете факторов экономической географии конкретного региона.

Например, геоэкономически положение Ленинградской области характеризуется такими двумя факторами с разнонаправленными особенностями как наличие крупного рынка конечного потребления и нахождение в зоне рискового земледелия.

Противоположное влияние на условия ведения бизнеса этих двух факторов ставит

задачу разработки альтернатив и выбора оптимальной системы ведения сельского хозяйства. Оба фактора напрямую влияют на стратегию развития сельхозпредприятия вне зависимости от исходных возможностей в инвестировании.

Поскольку важным приоритетом государственной аграрной политики является поддержка в становлении и развитии среднего бизнеса, то рассмотрим разработку и реализацию региональных систем ведения сельского хозяйства в рыночных условиях на практическом примере одного из предприятий отрасли "Свиноводство" в Ленинградской области, со средним объём производства свинины при поголовье стада в 10-20 тысяч голов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.