Научная статья на тему 'Учение В. И. Вернадского в изучении географии в соответствии с новыми государственными стандартами'

Учение В. И. Вернадского в изучении географии в соответствии с новыми государственными стандартами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРА / СФЕРА РАЗУМА И НРАВСТВЕННОСТИ / ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / NOOSPHERE / SPHERE OF MIND AND MORALITY / LAWS OF NATURE / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульева Елизавета Борисовна

Основоположник учения о ноосфере В.И. Вернадский, живший более 70 лет назад, наметил пути развития общества для сохранения человеческой цивилизации через разумное и нравственное взаимодействия человека и природы. Эколого-ноосферное образование нашло отражение в образовательных стандартах нового поколения в изучении географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF V.I. VERNADSKIY IN STUDY OF GEOGRAPHY IN ACCORDANCE WITH NEW STATE STANDARDS

The founder of the theory of the noosphere V.I. Vernadskiy, who lived more than 70 years ago, outlined the development of the society to save human civilization through the rational and moral interaction between man and nature. Ecological and noosphere education is reflected in the educational standards of the next generation in learning geography.

Текст научной работы на тему «Учение В. И. Вернадского в изучении географии в соответствии с новыми государственными стандартами»

УДК 573

УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ

© Е.Б. Ульева

Ключевые слова: ноосфера; сфера разума и нравственности; законы природы; рациональное природопользование.

Основоположник учения о ноосфере В.И. Вернадский, живший более 70 лет назад, наметил пути развития общества для сохранения человеческой цивилизации через разумное и нравственное взаимодействия человека и природы. Эколого-ноосферное образование нашло отражение в образовательных стандартах нового поколения в изучении географии.

В мировом масштабе выживет та страна, которая в точности будет знать свои ресурсы, сумеет направить на использование народные духовные силы.

В.И. Вернадский

Осознание угрозы существования человечества со стороны его самого привело к пониманию того, что нарастающее техногенное воздействие цивилизации на природу сегодня так велико, что способно привести к экологической катастрофе.

Человек понимает, что лишь он - «человек разумный» способен исправить те ошибки, которые он совершил в попытке изменить «под себя» окружающий мир.

А ведь еще в начале XX в. В.И. Вернадский в статье «Несколько слов о ноосфере» предупреждал человечество об опасности неправильного поведения в природе: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление» [1]. Сам ученый не раз указывал о рациональном природопользовании. Так, исследуя природные и климатические условия Тамбовской губернии, он писал жене «...у меня вырабатывается целый план исследований в пользовании почвенной и атмосферной влагой - путем устройства лесков, сохранения болотец, черного пара» [2].

Именно В.И. Вернадский стал одним из родоначальников понятия «ноосфера», как сферы разума. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу», -пишет он в статье «Биосфера и ноосфера». То есть ноосфера - это та область природы, которая изменилась под воздействием труда и мысли человека. В.И. Вер-

надский не раз акцентировал внимание на «организованность ноосферы». Как утверждает М.И. Дробжев, «русский мыслитель видел нашу планету в ее единстве. Он в переходе биосферы в ноосферу мыслил идеальное сочетание разумной деятельности человека в соответствии с законами природы, которые являются фундаментом знания, первичны. Знания же вторичны, это плод усилий человека как вида живого вещества. Развитие и углубление научных знаний - явление положительное как для человечества, так и для природы. Но сознание может и порождать гордыню человека, который возомнил, что ему все можно, все позволено, Хищный интерес у человека может возобладать, и тогда беззащитная природа страдает» [3].

Отсюда следует, что одна из главных задач нынешнего образования - это развитие и углубление научных знаний о Земле [4].

Географическая наука - наука, изучающая природу и общество в их взаимодействии, на сегодняшний день обязана формировать и развивать экологическое мировоззрение будущих природопользователей, которыми являются нынешние обучающиеся.

И хотя ноосфера не вводится как понятие в курсе географии, но делая упор на экологическую сторону изучения предмета и вводя такие понятия, как:

- «антропогенные объекты и явления» (6 кл.);

- «озоновые дыры», «парниковый эффект» (7 кл.);

- «антропогенные комплексы» (8 кл.);

- «мелиорация», «рекультивация», «акклиматизация», «агротехнические мероприятия », «рациональное природопользование», «промышленные и сельскохозяйственные ландшафты» (8 кл.);

- также рассмотрение влияния общества на природную среду по этапам его развития и резкое возрастание нагрузки на окружающую среду в наше время (10 кл.);

- и рассмотрение современного мира как «эпохи глобальных проблем» (11 кл.) - делает нас прямыми последователями учения В.И. Вернадского.

Новыми образовательными стандартами намечены следующие направления изучения предмета «География»:

1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в т. ч. задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

Таблица 1

Примерная программа образовательного учреждения основной школы стандартов второго поколения

Ку рс «География Земли»

Раздел Экологический аспект

Природа Земли и человек: - тема - человек и литосфера; - тема - человек и атмосфера; - тема - океаны; - тема - воды суши - воздействие хозяйственной деятельности на литосферу; - стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности; - источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира; - значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование

Биосфера Земли - тема - разнообразие растительного и животного мира; - тема - почва как особое природное образование; - тема - географическая оболочка - влияние человека на биосферу; - охрана растительного и животного мира Земли; - наблюдение за растительным и животным миром как способ определения качества окружающей среды; - роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв; - особенности компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах; - географическая оболочка как окружающая человека среда

Население Земли -

Материки, океаны и страны - тема - основные черты рельефа, климата...; - тема - океаны земли - изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека; - охрана природы

Ку эс «География России»

Раздел Экологический аспект

Особенности географического положения России -

Природа России - тема - внутренние воды и водные ресурсы; - тема - почва и почвенные ресурсы - неравномерность распределения водных ресурсов, рост потребления вод и загрязнения; - меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением

Население России -

Хозяйство России - тема - металлургия; - тема - химическая промышленность; - тема - лесная промышленность; - тема - агропромышленный комплекс - металлургия и охрана окружающей среды; - химическая промышленность и охрана окружающей среды; - лесная промышленность и охрана окружающей среды; - определение по эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур; - пищевая промышленность и охрана окружающей среды; - легкая промышленность и охрана окружающей среды

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс) - транспорт и охрана окружающей среды

Районы России -

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяй-

ственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в т. ч. ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Экологический аспект изучения географии многогранно просматривается в примерных программах образовательного учреждения основной школы стандартов второго поколения (табл. 1) [5-6].

Подводя итоги исследованного материала в документе «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа», можно сделать вывод: самым содержательным и подробно изложенным в экологизации учебных предметов в системе образования Российской Федерации при изучении предметов естественнонаучного цикла является география.

Новый подход к обучению должен способствовать развитию новой идеологии развития современного мира. Как отмечал В.И. Вернадский: «Разум человечества - единственное средство спасения земной цивилизации от катастроф. Без его вмешательства человечество ждет деградация и вымирание». Лишь нравственно грамотное общество способно сохранить нынешнюю цивилизацию и дать ей возможность перехода к более высокой степени ее развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. URL: http://www.trypillya.kiev.ua/vernadskiy/noosf.htm. Загл. с экрана.

2. Аксенов Г.П. и др. В.И. Вернадский и Тамбовский край. М.: Издат. дом «Ноосфера», 2002.

3. Дробжев М.И. Вернадский и современная эпоха. Тамбов: ТГТУ, 2010.

4. Дробжев М. Стремление к единству // Тамб. жизнь. 2012. 14 марта.

5. Файрушина С.М. Экологический аспект в предметах естественнонаучного цикла стандартов второго поколения для основной школы. URL: Фундаментальные исследования. http://www.rae.ru/fs/7se-ction=content&op=show_article&article_id=9999542. Загл. с экрана.

6. Новые стандарты образования. Примерные программы основного образования по географии.

Поступила в редакцию 8 сентября 2012 г.

Ulyeva E.B. TEACHING OF V.I. VERNADSKIY IN STUDY OF GEOGRAPHY IN ACCORDANCE WITH NEW STATE STANDARDS

The founder of the theory of the noosphere V.I. Vernadskiy, who lived more than 70 years ago, outlined the development of the society to save human civilization through the rational and moral interaction between man and nature. Ecological and noosphere education is reflected in the educational standards of the next generation in learning geography.

Key words: noosphere; sphere of mind and morality; laws of nature; environmental management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.