Научная статья на тему 'Ученическое самоуправление: формирование моральной культуры в коллективе'

Ученическое самоуправление: формирование моральной культуры в коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ / DUTIES AND RIGHTS OF STUDENTS / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ETHICAL NORMS / ПРАВИЛА / RULES / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ / REGULATING RELATIONS IN A TEAM / PERSONALITY QUALITY / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трацевская А. В.

В статье раскрываются пути и средства деятельности ученического самоуправления по формированию в коллективе обучающихся морального климата. В частности, рассматриваются общечеловеческие идеалы правда, доброта, красота; общепринятые нормы дружба, забота, честь. Показана многоуровневая система ценностей, позволяющих выстроить социально организованный процесс воспитания: идеал, принцип, норма. Подчёркнуто, что интериоризация личностью ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают в процессе самообразования и самовоспитания, реализовать ее на практике. Раскрыты методы утверждения ценностей: гуманистические отношения, забота, миролюбие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT GOVERNMENT: THE FORMATION OF MORAL CULTURE IN A TEAM

The article reveals ways and means of student self-government activity on the formation of moral climate in the collective of students. In particular, the author considers universal ideals-truth, kindness, beauty; generally accepted norms friendship, care, honor. The multilevel system of values allowing to build socially organized process of education is shown: ideal, principle, norm. Emphasized that the internalization of the identity values in the process of implementing students assessment activities helps to design new activities in accordance with community standards and the challenges which, arise in the process of self-education and self-education, to realize it in practice. The work discloses methods of promoting the values: humanistic attitudes, care, and peacefulness.

Текст научной работы на тему «Ученическое самоуправление: формирование моральной культуры в коллективе»

ным специальностям и иных нормативно-правовых документов образовательной деятельности.

Подводя итог сказанному, отметим, что качество обучения курсантов войск национальной гвардии - это соответствие подготовленного специалиста требованиям, предъявляемым ФГОС ВО и Квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке, как результат продуктивного взаимодействия между преподавателем и обучающимся, направленное на удовлетворение потребностей общества и государства по подготовке высококвалифицированных кадров.

Стратегия подготовки курсантов должна учитывать тот факт, что курсант может по каким-либо причинам получить случайную удовлетворительную оценку. Тогда он учиться на удовлетворительно и теряет перспективу быть отличником, а с ней и мотивацию к проявлению старательности.

Как свидетельствует образовательная практика, курсантский взвод можно условно разделить на четыре части: 2-4 отличника, 2-4 так называемых «слабака» и остальные

Библиографический список

- хорошисты и троечники. Причем из числа хорошистов около половины в итоге становятся троечниками. На выходе, по окончании образовательного учреждения, получается следующая картина: 55-60% выпускников осваивают программу на «удовлетворительно», 10-15% - на «отлично», 30-35% выпускников - на «хорошо», что свидетельствует о низких показателях в подготовке курсантов. Существенным социально-педагогическим условием выступает то, что курсант находится на полном государственном обеспечении и получает бесплатное высшее образование.

Все эти особенности находят отражение в конечном продукте учебного заведения - выпускнике-офицере. Если командиры курсантских подразделений и преподаватели учитывают эти особенности курсантов, стремятся индивидуализировать их подготовку, то и качество обучения повышается.

Таким образом, отметим, что забота о создании педагогических условий высококачественного процесса обучения выступает прерогативой кафедр и командиров курсантских подразделений.

1. Панасенко Ю.А., Дробышевский Н.В. Педагогические условия повышения качества обучения курсантов военного учебного заведения. Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогов Санкт-Петербурга). 25.04.2016.

2. Богатырева О.В., Миненко Е. . Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. Молодой учёный. 2016; 3: 790 - 794.

3. Новикова С.С. Компетентностный подход в военном образовании как условие повышения качества обучения курсантов. Вестник ТГУ. 2011; 3: 87 - 89.

4. Грибаньков О.А. Педагогическая технология формирования учебно-профессиональной мотивации курсантов военно-морских вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2015.

5. Столяров А.В. Активизация процесса обучения курсантов военного вуза на основе модульно-рейтинговой технологии. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2011.

6. Скапцов Е.В. Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов. Современные проблемы науки и образования. 2015; 6.

7. Гупалов М.М. Организационно-педагогические условия самообразования курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.

8. Тарасов Д.Ю. Особенности мотивации курсантов военных вузов внутренних войск МВД России на начальном этапе освоения профессии. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.

9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

10. Иванова Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова и её научно-практическая ценностью. Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 2010; 2: 15 - 23.

References

1. Panasenko Yu.A., Drobyshevskij N.V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kachestva obucheniya kursantov voennogo uchebnogo zavedeniya. 'Elektronnyj zhurnal «Pedagogika online» (publikaciipedagogov Sankt-Peterburga). 25.04.2016.

2. Bogatyreva O.V., Minenko E. . Individual'nyj podhod k obucheniyu kursantov voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego professional'nogo obrazovaniya Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. Molodoj uchenyj. 2016; 3: 790 - 794.

3. Novikova S.S. Kompetentnostnyj podhod v voennom obrazovanii kak uslovie povysheniya kachestva obucheniya kursantov. Vestnik TGU. 2011; 3: 87 - 89.

4. Griban'kov O.A. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya uchebno-professional'noj motivacii kursantov voenno-morskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2015.

5. Stolyarov A.V. Aktivizaciya processa obucheniya kursantov voennogo vuza na osnove modul'no-rejtingovoj tehnologii. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2011.

6. Skapcov E.V. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo funkcionirovaniya sistemy formirovaniya proektno-konstruktorskoj kompetencii kursantov voenno-inzhenernyh vuzov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 6.

7. Gupalov M.M. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya samoobrazovaniya kursantov voennyh vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.

8. Tarasov D.Yu. Osobennosti motivacii kursantov voennyh vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii na nachal'nom 'etape osvoeniya professii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.

9. Klimov E.A. Psihologiyaprofessional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

10. Ivanova E.M. Sub'ektno-deyatel'nostnaya koncepciya professional'nogo truda E.A. Klimova i ee nauchno-prakticheskaya cennost'yu. Vestnik MGU. Ser.14. Psihologiya, 2010; 2: 15 - 23.

Статья поступила в редакцию 04.04.18

УДК 376.1

Tratsevskaya A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Minsk State Linguistic University

(Minsk, Belarus), E-mail: [email protected]

STUDENT GOVERNMENT: THE FORMATION OF MORAL CULTURE IN A TEAM. The article reveals ways and means of student self-government activity on the formation of moral climate in the collective of students. In particular, the author considers universal ideals-truth, kindness, beauty; generally accepted norms - friendship, care, honor. The multilevel system of values allowing to build socially organized process of education is shown: ideal, principle, norm. Emphasized that the internalization of the identity values in the process of implementing students assessment activities helps to design new activities in accordance with community standards and the challenges which, arise in the process of self-education and self-education, to realize it in practice. The work discloses methods of promoting the values: humanistic attitudes, care, and peacefulness.

Key words: moral values, duties and rights of students, ethical norms, rules, customs, regulating relations in a team, personality quality.

А.В. Трацевская, канд. пед. наук, доц., доц. каф. педагогики УО «Минский государственный лингвистический

университет», г. Минск, E-mail: [email protected]

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

В статье раскрываются пути и средства деятельности ученического самоуправления по формированию в коллективе обучающихся морального климата. В частности, рассматриваются общечеловеческие идеалы - правда, доброта, красота; общепринятые нормы - дружба, забота, честь. Показана многоуровневая система ценностей, позволяющих выстроить социально организованный процесс воспитания: идеал, принцип, норма. Подчёркнуто, что интериоризация личностью ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают в процессе самообразования и самовоспитания, реализовать ее на практике. Раскрыты методы утверждения ценностей: гуманистические отношения, забота, миролюбие.

Ключевые слова: моральные ценности, обязанности и права обучающихся, этические нормы, правила, обычаи, регулирующие отношения в коллективе, качества личности.

Деятельность органов ученического самоуправления реализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, т. е. духа школы, духа коллектива. Говоря о духе школы и коллектива, мы имеем в виду то, что воспринимается и принимается интуитивно, без всяких утверждений и объяснений. В педагогической теоретической и методической литературе синонимами данного понятия выступают «духовный коллектив», «социально-педагогическая обстановка», «морально-этическая атмосфера», «морально-психологический климат», «социально-психологический климат».

Эта атмосфера должна помогать ребёнку делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в воспитательном коллективе. Вот почему многие исследователи и практики настоятельно рекомендуют каждой школе иметь собственные внутришкольные моральные законы, заповеди, обращения к учащимся, правила внутреннего распорядка школы, нравственные наказы, кодексы чести. Все они должны приниматься с учетом общественного мнения и социального опыта учащихся, ежегодно обновляться. Опыт такой деятельности апробирован в школе № 734 г. Москвы, где несколько лет реализуются собственные законы, написанные и принятые учителями и учениками. Что работает на дух школы? А.Н. Тубельский директор этой школы отвечает: «Я могу сказать коллеге: пусть ребята участвуют в создании правил школьной жизни - без этого духа школы не бывает: делай так, чтобы предметы вертелись не вокруг основы науки, а вокруг человека». В этом образовательном заведении силами учеников и учителей написано и принято коллективом ряд нормативных документов: Конституция, Законы, Положение о дежурстве, Договор о целях и условиях образования, Устав коллектива и др.

В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самим коллективом и направленные на уважение личности ученика, его самостоятельности, взглядов и суждений, его достоинства и чести. Ж-Ж. Русо писал, что народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Если данные слова рассматривать применительно к требованиям, которые предъявляются к учащимся, то эти требования должны быть разработаны самими учащимися. Это подтверждают выводы многих педагогов, которые неоднократно отмечали, что привнести мораль в коллектив нельзя. Она должна быть выработана самим коллективом. К сожалению, на протяжении всех лет школьная политика определяла нравственную атмосферу школы администрированием и морализированием; не давала воспитанникам прав, а только налагала на них обязанности.

Как свидетельствует опыт развития ученического самоуправления в нашей республике и СНГ, многие школы имеют свой девиз, клятву, кодекс чести, законы и правила жизнедеятельности. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Сегодня следует восстановить у молодежи веру в общечеловеческие идеалы. Такими идеалами должны стать правда, доброта, красота. Эти нравственные ценности у белорусского народа имели и имеют огромное значение и апробированы на протяжении многих столетий. Правда открывает путь к истине, красота - к человеку. Красота создает гармонию и упорядоченность в жизнедеятельности коллектива и каждого человека. Это нравственные ценности должны быть материализованы в жизни каждой школы и выступать основным средством гражданского, нравственного воспитания. Говоря об этом, кстати вспомнить мысли великих людей: «Правда - всегда в выигрыше» (А. Швей-

цер), «Источник нашей веры и надежды - правда» (А. Барбюс); «Только правда, как бы она ни была тяжела, - легка» (А. Блок) [цит. по 1]. Вот почему С.Л. Соловейчик советует педагогам всегда учить своих воспитанников тому, что все на свете правда или неправда. Он напоминает, что люди творят с правдой, что хотят. Они порой лгут так чудовищно, что беспардонная их ложь становится похожей на правду. Правда и неправда часто идут рядом, и все-таки они никогда не смешиваются. Все на свете или правда, или неправда.

Доброта, в основе которой лежат отзывчивость, дружеское отношение к людям, должна стать в демократической школе не только основным качеством воспитателей и воспитанников, но и основным средством формирования личности. Такой подход к делу проверен многолетней практикой коммунарского движения. Выполняя свой девиз: «Наша цель - счастье людей», - коммунары обучались лучшей жизни через включение в отношения с окружающими людьми.

Оценивая роль красоты в нашей жизни, хочется привести высказывания двух великих людей - Ф.М. Достоевского и Н.К. Рериха. Первый говорил, что красота спасет мир, а второй уточнил: «Сознание красоты спасет мир». Оба высказывания дополняют друг друга и отражают воспитательную сущность этого понятия. Все на свете или красиво, или некрасиво. Все: человек, слово, поступок, вещь. На свете нет ничего, не имеющего отношения к красоте. В красоте добро и правда, красоты без добра и правды не бывает.

Ни один демократический, цивилизованный коллектив, не может обойтись без становления для своих членов реальных прав и обязанностей. Права - это нормы поведения, которые регулируют жизнедеятельность и взаимоотношения членов коллектива. Они сохраняются тем коллективом, от имени которого они приняты. В качестве примера можно привести ценности, которые характерны для каждого ученического сообщества. Это равноправие, товарищество, свобода.

Обязанности - нравственные требования, которые выступают как долг человека, как возлагаемые на него задачи. Обязанности характеризуют требования, равно относящиеся ко всем членам коллектива. Права без обязанностей - это уже привилегия. Школьник, если не имеет или не знает своих прав, начинает их выдумывать или присваивать чужие. А это ведет к тому, что он отучается отвечать за свои дела, за свой коллектив и за свои поступки.

Можно в качестве обязанностей привести слово, дело, пример. Каждое из этих ценностей имеет свою конечную цель в воспитании. Первая - учить верности слову, вторая - раскрывать талант ученика, а третья - показывать пример в деле.

Что касается прав и обязанностей учеников в организации самоуправления в школе, они должны быть конкретны и очень ясны. В частности, школьники должны иметь права избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления класса, школы; участвовать в разработке и обсуждении документов, материалов по самоуправлению; представлять ученический коллектив в общественных органах; присутствовать на заседаниях совета школы, педсовета при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию учащихся; обращаться за помощью в органы ученического самоуправления; активно участвовать в подготовке, проведении и разработке решений общих собраний класса, школы, клубов, кружков и др.; вносить конкретные предложения по улучшению работы школы, органов самоуправления, клубов и др. [2].

В отдельных школах права и обязанности включаются в кодекс чести. Он представляет собой совокупность этических норм, правил, регулирующих отношения в школьном или учени-

ческом коллективе. Кодекс создает условия для сотрудничества и общей ответственности за работу школы. Тем самым он подготавливает учащихся к взрослой жизни. В качестве примера приводим кодекс ученика, действующий в Польше. Этот документ обязывает учащихся прилежно учиться, создавать доброжелательную атмосферу в школе, проявлять уважение к взрослым и товарищам. Он способствует тому, чтобы выдвигать перед собой максимально возможные требования, призывает к реализации достойных целей во всех областях жизни. Приведем отдельные из прав и обязанностей учащихся, содержащихся в этом документе. В частности, в кодексе содержатся следующие права: уважение своего достоинства в делах личных, семейных и товарищеских, открыто выражать свое мнение, не унижая чего-либо достоинства; представлять школу на конкурсах, смотрах, соревнованиях в соответствии со своими возможностями и умениями; дополнительную помощь учителя в приобретении знаний, где ученик не справляется с учебными материалами и др. Обязанности: действовать на благо школьного коллектива, заботиться о чести и поддержании традиций, ее авторитета; проявлять уважение к учителям и другим работникам школы, подчиняться требованиям педагогов и школьного самоуправления; придерживаться правил общественного общежития, сохранять в тайне корреспонденцию и дискуссии в делах лично доверительных, исправлять причиненный собой вред; заботиться о безопасности общественной жизни и жизни своих товарищей.

Выступление учащихся в защиту своих прав не может служить поводом для негативного к ним отношения. В случае необходимости учащимся предоставляется право опеки и помощи со стороны директора школы и родительского комитета.

Директор школы совместно с органами ученического самоуправления организует по крайней мере один раз в семестр встречу с учениками с целью обменяться мнениями и суждениями, касающимися жизни школы. Органы школьного самоуправления могут выступить с требованием проведения такой встречи дополнительно.

Кодекс ученика применяется вместе с предписаниями о принципах деятельности ученического самоуправления и о сотрудничестве с общественными организациями, действующими в школе. Следует отметить в приведенном документе на особое внимание к проявлению уважения личности растущего человека, самостоятельности его взглядов и суждений, его достоинства и чести. Одновременно этот документ требует уважать свободу и личное достоинство другого человека. В документе подчеркивается, что преследования школьников, выступающих в защиту прав своих товарищей, недопустимы.

Одним из показателей и одновременно критерием нормального климата в коллективе являются законы - общепринятые нормы, которые признаются обязательными для всех. Они формулируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива. Законы - один из важнейших элементов демократии, поскольку в коллективе жизнь строится на основе принципа равенства всех его членов перед законом. Не зря древние восточные философы утверждали, что в коллективе, обществе должен царствовать закон, а не человек. Именно в таком случае коллектив и общество могут стать обителью прекрасного и истинного братства.

Законы могут выступать и как нормы нравственных отношений в коллективе, поскольку моральные ценности, нормы, правила, принципы каждый коллектив волен оформить в виде законов. К примеру, в воспитательном коллективе в ранг законов можно возвести такие нравственные категории, как дружба, забота, честь. Данные категории относятся к важным средствам белорусской народной педагогики. Они влияют на формирование мировоззрения, определяют поведение ребенка в семье, коллективе сверстников.

Дружба должна строиться в коллективе на взаимном доверии и общности интересов, забота раскрывает внимание к потребностям, интересам и нуждам человека. Проявления дружбы и заботы свидетельствуют о том, что каждому дорога честь коллектива.

Наш педагогический опыт, описанный опыт работы в теоретической и прикладной литературе убеждают, что без дружбы нет воспитательного коллектива. Дружба - это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, духовной близости и общности интересов. А такие качества формируются специальной духовной деятельностью. Вот почему закон дружбы должен быть присущ всем школьным коллективам. Силен коллектив, основанный на единстве целей, на принципах дружбы и товарище-

ства. Он может защитить каждого ученика, его права и интересы. Подобное характерно для тех коллективов, где ребята приучены относиться друг к другу со вниманием и заботой. Жизнь - это дорога, полная испытаний и неожиданностей. И в ней каждому нужна верная, добрая, дружеская поддержка. В наше сложное и трудное время закон заботы должен действовать в каждом классе, каждой школе. Ученическая забота необходима престарелым и малоимущим людям, животному миру, всей окружающей нас природе. На нашу заботу, внимание и тепло вправе рассчитывать пенсионеры, малыши, жители районов, пострадавших от стихийных бедствий.

Целенаправленной работы требует формирование у учащихся такого качества, как честь. Честь - это незапятнанная репутация, доброе имя. Честный человек - значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный. Честь школьника раскрывает его отношение к самому себе, окружающим людям, обществу, Отечеству. Честь требует от ученика поддерживать добрую репутацию школы. Она побуждает к делам на общее благо. Нашему школьнику как юному интеллигенту должны быть не по душе лень, безответственность, пустая болтовня, равнодушие, несправедливость, жестокость, показуха. Мало быть самому порядочным человеком, надо, чтобы и люди рядом с тобой поступали по чести. Короче говоря, этому следует учить. Формула диапазона данной работы следующая: честь фамилии + честь семьи + честь школы + честь Отечества. Ещё раз хочется обратиться к опыту зарубежных школ. Во многих из них созданы национальные общества чести, основной задачей которых является развитие гражданственности. При этом у учащихся воспитывают вежливость по отношению друг к другу, учителям, гостям; гордость за достижения школы в прошлом, настоящем и будущем; способность выигрывать и проигрывать достойно. Содержание законов определяется совместно учителями и учащимися; они могут периодически обновляться, совершенствоваться.

Морально-этические ценности и атмосфера в общешкольном коллективе поддерживаются специальными правилами. Это, прежде всего, добровольность, творчество, поиск. Добровольность необходима для того, чтобы ученическим коллективам предоставить свободный выбор содержания деятельности, форм и методов работы для достижения каждым воспитанником личных и коллективных целей. К сожалению, ранее действовавшая неоправданная централизация воспитательного процесса сверху определяла во многом его бюрократический, авторитарный характер. Проявление такого подхода заключалось в том, что содержание, основные направления, формы, методы воспитательной работы определялись сверху. Одновременно любое проявление инициативы учащихся нередко рассматривалось как посягательство на авторитет и профессиональную компетентность взрослых. При этом забывалось, что процесс определения своей деятельности, ее организации и анализа - это и есть воспитательный процесс. Для устранения вышеуказанных недостатков в школах необходимо создавать такие системы самоуправления, которые наделяли бы учащихся реальными правами и обязанностями. Среди этих прав могут быть права учащихся на развитие социального творчества, изобретательства, новаторства и др. Одновременно для развития творческих начал необходимо содружество ученических коллективов с разными учреждениями, объединениями.

В ученических коллективах клубного типа и организациях, объединениях по интересам могут быть утверждены заповеди и обычаи.

Заповеди - это правила или положения, служащие руководством к действию. Они могут выражаться в форме предложения, изречения, совета, поучения с целью указания общих правил поведения в жизни. Заповеди регламентируют отношения учащихся к самому себе, своему коллективу и своей школе; окружающим людям и природе; обществу и Родине. Содержание заповедей определяется опытом ученической жизни, перспективами развития личности и коллектива.

Каким может быть содержание заповедей?

Заповеди «Ученик - ученик» (указывающие на отношение к самому себе): Правда всего дороже. Различай можно и нельзя. Научись побеждать свои слабости и недостатки. Помни: сознаться в проступке - мужество, скрыть - трусость. Помогай друзьям исправлять недостатки. Это лучше, чем потакать им. Чтобы иметь друга, надо быть им.

Заповеди «Ученик - ученический коллектив» (отношение к своему коллективу): В дружбе - сила. Мальчики и девочки - друзья. Класс - твой дом, и ты в нем хозяин. Один за всех - все

за одного. Романтику нашей жизни не заменить ничем: каждое дело - творчески, иначе - зачем? Научился сам - научи товарищей.

Заповеди «Ученик-общество» (отношение к окружающим людям): Не ожидай просьбы, приходи на помощь сам. Смело выступай в защиту слабых, даже если обидчик сильнее тебя. С тобой рядом всегда другой человек - не забывай! Умей найти и выполнить дело на пользу и радость окружающим людям. Быть сильным - значит помогать слабому. Доброе дело дороже богатства. Честно жить - людям служить.

Заповеди «Ученик - Отечеству» (отношение к своему Отечеству, городу, селу): Раньше думай о Родине, а потом о себе. Жить - Отечеству служить. Труд на благо Отечества - долг каждого. Приноси ежедневную пользу Отечеству, обществу, своей семье.

Приведенные нами заповеди следует воспринимать в качестве примера. В каждом ученическом коллективе разрабатываются свои заповеди. Они могут быть самостоятельным документом или включаться в кодекс чести школьника, правила жизни коллектива, памятку школьника или программу роста школьника.

Наряду с заповедями, ученический коллектив, если он развивается с учетом единства самоуправления (организованный процесс) и саморегуляции (стихийный процесс), формирует свои обычаи. В одних - это преднамеренный процесс, в других - это результат образа жизни учащихся. Обычаи - привычные способы поведения. Они регулируют определенные социальные отношения в коллективе; отражают особенности жизни; укрепляют принятые нормы деятельности, обязательные для каждого коллектива в отдельности. Основой для становления обычаев являются требования коллектива, законов, правил, заповедей ученической жизни. Поэтому обычаи всегда рассматривались как проявления традиций коллектива. Они утверждаются в коллективе без принуждения на основании общественного мнения. В ученических коллективах сложились обычаи, связанные с формой одежды (носить, не носить, носить только какую-то деталь в форме эмблемы, значка); с оформлением коллектива (клятва, заповеди, песня, дело и др.); общественной деятельностью (шефство, милосердие, экология и др.); нормами жизни и др.

Названные в качестве примера обычаи являются общепринятыми. В каждом коллективе есть и должны быть свои обычаи. Многие из них определяются национальными традициями, культурой, образом жизни. Как правило, обычаи имеют большое воспитательное значение, поэтому их следует оберегать и закреплять в законодательных документах школы.

Заповеди, законы, обычаи, правила только тогда оправдывают себя в жизнедеятельности коллектива, если они являются воспитательным средством. Например, они могут являться основой нравственного воспитания, программой индивидуальной деятельности каждого ученика, программой роста ученического коллектива, условием преемственности между коллективами разного возраста и т. д. В противном случае они будут вносить формализм, выступать тормозом в развитии коллектива [3].

Библиографический список

Ценности придают воспитанию социально организованный процесс воспитания: интериоризация* личностью ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике [4]. Новые объекты деятельности становятся новой, потребностью - происходит экстериоризация**. Характерной особенностью этого процесса является то, что здесь проявляется в своеобразной форме действие закона отрицание отрицания; одна потребность отрицает другую, хотя и включает ее в себя, на более высоком уровне.

Ценность в коллективе выступает как многоуровневая система: идеал - совершенный образ, определяющий деятельность человека; норма - внутренне принимаемое обязательство; принцип - руководящая идея, основное правило деятельности; цель - предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий деятельность человека; отношение - проявление свойств явления в системе; значение - определение смысла, благодаря которому происходит оценивание [5].

Формы утверждения ценностей в коллективе: конституция учебного заведения, утверждение закона о защите чести и достоинства, наличие идеала, законов жизнедеятельности, правила отношений ученик-ученик, договора взаимодействия учитель-ученик, кодексы сотрудничества ученик-родители-учителя, кодексы чести, установление прав и обязанностей учащихся, наличие в коллективе традиций, обычаев и др.

Методы: разъяснение ценностей, ценностное внушение, внедрение ценностей, ценностный тренингу тренировка в деятельности, ценностная рефлексия, ценностные действия; педагогическая поддержка, этика ненасилия, гуманистическое отношение, активизация мыслительной деятельности; обучение ценностному процессу (выбор, оценивание, действие), стимулирование нравственной деятельности, поиск: нравственных ценностей и идеалов и др.

Качества личности: гуманной: милосердие, доброта, способность к сопереживанию; уважение человеческого достоинства, справедливость, ответственность; понимание ценности человеческой жизни духовной: потребность в познании мира и самопознании; позитивное и оптимистическое отношение к жизни; целостность внутреннего мира; мировоззренческий поиск; доброжелательной: любовь к людям, бескорыстие, потребность творить добро; осознание себя частью природы, любовь к окружающему миру; способность радоваться успехам других людей; терпимость к чужим недостаткам и слабостям; миролюбивой: открытость, терпимость, уважение прав и свобод другого человека; способность позитивно решать проблемы, умение работать в коллективе; потребность в миротворчестве; культурной: гармония внешней и внутренней культуры; знание этикета, культуры быта, развитые эстетические вкусы; разносторонность интересов и знаний, культура речи; способность управлять своим внутренним состоянием.

1. Кабуш В.Т. Демократизация и гуманизация воспитательного процесса: учебно- методическое пособие. Минск: АПО, 2015.

2. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике. Классный руководитель. 1998; 2: 2 - 11.

3. Созонов В.П. Воспитательная система на основе потребностей человека. Классный руководитель. 1998; 3: 2 - 18.

4. Камбарова К.У. Интериоризация общечеловеческих ценностей - основа воспитания в образовательном процессе. Известия вузов Кыргызстана. 2014; 6: 252 - 254.

5. Михайлова О.Б. Гражданский патриотизм как основа ценностно-мотивационной активности личности в инновационной деятельности. ВестникРУДН. Серия: Психология и педагогика. 2013; 3: 14 - 20.

References

1. Kabush V.T. Demokratizaciya igumanizaciya vospitatel'nogo processa: uchebno- metodicheskoe posobie. Minsk: APO, 2015.

2. Bajkova L.A. Vospitanie v tradicionnoj i gumanisticheskoj pedagogike. Klassnyj rukovoditel'. 1998; 2: 2 - 11.

3. Sozonov V.P. Vospitatel'naya sistema na osnove potrebnostej cheloveka. Klassnyj rukovoditel'. 1998; 3: 2 - 18.

4. Kambarova K.U. Interiorizaciya obschechelovecheskih cennostej - osnova vospitaniya v obrazovatel'nom processe. Izvestiya vuzov Kyrgyzstana. 2014; 6: 252 - 254.

5. Mihajlova O.B. Grazhdanskij patriotizm kak osnova cennostno-motivacionnoj aktivnosti lichnosti v innovacionnoj deyatel'nosti. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2013; 3: 14 - 20.

Статья поступила в редакцию 04.04.18

* Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешней социальной деятельности.

** Экстериоризация - порождение внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур.

УДК 378.0

Savinova Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]

Zarutskaya Zh.N., senior teacher, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]

Pikalova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOME STRATEGIES APPLIED IN ADULT LANGUAGE TEACHING TO IMPROVE THE ART OF SCIENTIFIC WRITING. The

academic teaching staff at universities needs to demonstrate a high level of linguistic competence and skills related to academic research writing since publication and citation analysis in the evaluation of scientific activity of the academic staff of a university is among the main criteria of the university effectiveness. In the paper the authors prove that the specific educational goals of adult learners fully correspond to the basic principles of andragogy. The paper presents the definition and the principles of andragogy, the analysed modern teaching strategies applied in adult language teaching, and a combination of optimal strategies, which promote improved foreign language skills for writing scientific papers. The researchers analyse some features and promising practices in adult language learning, and taking into account our practical experience in English language teaching, identify the four main teaching strategies to motivate adults and to encourage the development of skills for writing scientific papers. The paper reveals the fact that participation of adult learners in our one-year part-time English language course at Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU) promotes the increased English language skills and contributes to greater writing proficiency.

Key words: andragogy, adult language teaching, language skills, writing scientific papers, teaching strategies.

Ю.А. Савинова, канд. пед. наук, доц. Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]

Ж.Н. Заруцкая, ст. преп. Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]

Е.А. Пикалова, канд. пед. наук, доц. Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ СТРАТЕГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ НАУЧНОЙ СТАТЬИ

Профессорско-преподавательский состав университета должен демонстрировать высокий уровень языковой компетентности и навыков, связанных с написанием научных исследований, поскольку при оценке результатов научной деятельности академического персонала университета анализ публикационной активности и цитирований является одним из основных критериев эффективности университета. В данной статье представлены определение и принципы андрагогики, проанализированы некоторые современные стратегии преподавания иностранных языков, применяемые в обучении взрослых и выбраны оптимальные стратегии, которые способствуют повышению навыков владения иностранным языком для написания научных статей. Были проанализированы некоторые особенности и многообещающие практики обучения взрослых, и, учитывая практический опыт преподавания английского языка, были определены четыре основные стратегии обучения, которые применяются для мотивации и поощрения взрослых при написании научных статей. Был выявлен факт, что участие взрослых в дополнительном курсе английского языка, продолжительностью в один год, в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова способствовало повышению навыков владения английским языком и написания научных статей.

Ключевые слова: андрагогика, языковое обучение взрослых, языковые навыки, написание научных статей, стратегии преподавания.

As the international cooperation becomes more expansive in modern higher educational institutions and publication activity in systems indexed in the Web of Science or Scopus databases is among the key criteria of the university effectiveness, the main aim of any present university is to ensure equal interplay of education and research. Hence, teaching must be in direct connection with research-based activities. Therefore, the requirements that apply to the academic staff of a university have been changed. The academic staff of a university, professors of various ranks, lecturers, and/or researchers oriented for their career prospects have to share experience with foreign colleagues via participating in international scientific conferences, publishing and disseminating research results in order to make them internationally recognised. Moreover, they have to lecture in a foreign language at national and international universities; consequently, apart from a high professional level, the academic teaching staff at universities needs to demonstrate a high level of linguistic competence and skills related to academic research writing.

The relevance of the present research is that due to the demands of modern society academic staff has to acquire language skills available for writing scientific papers in foreign languages to contribute to the academic society at the international level. All these motivate the academic staff to master a foreign language (mostly English), but a busy schedule prevents them from learning it intensively, thus reducing their linguistic competence and their participation in the international scientific life of the university.

The task of English language teachers of Nosov Magnitogorsk Technical University was to provide the academic staff with a required level of linguistic competence. Taking into account the fact that all members of the academic staff are adult learners, our activities were aimed at finding the best strategies and techniques applied in the process of adult language teaching. We studied the experience of researchers who focused on adult language teaching, and concluded that the technology of adult education is an integral part of andragogy that is aimed at solving this problem. Andragogy (from Greek Aner, Andros - adult male + ago - I am guiding) is a branch of pedagogy that deals with resolving theoretical and practical problems of training a mature, a fully formed personality, which puts into practice one of the most ancient education formulas - Non scholae, sed vitae disci-mus (We learn not for school but for life).

The authors [1, 2] specify the basic principles of andragogy, which include recognition of the increased self-management, adult readiness for education, the use of the acquired data, focus on problem solving, planning of the educational process, and setting educational goals in interaction with adult learners, creation of special psychological climate for education, etc. Being a fully formed personality, an adult learner sets himself/herself specific educational goals, aims at independence, self-fulfilment, and self-management, and «plays a leading role in the process of education» [3, p.158]. All these correspond to the basic principles of andragogy.

1. The principle of the independent education significance. This principle enables learners to study materials, memorise terms, no-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.