ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
У ПОДРОСТКОВ
И. И. Павлова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД РФ, действительный член МПА, член-корреспондент АПСН
Нравственная устойчивость признается одной из: стержневых характеристик личности. Автор раскрывает содержание, формы и методы формирования нравственной устойчивости у подростков, определяет место такой работы в системе деятельности классного руководителя.
Воспитание личности в современной ситуации предполагает формирование у нее, с одной стороны, устойчивости, с другой — гибкости. Такая постановка вопроса связана с тем, что в быстро меняющемся современном противоречивом мире человек может жить и объективно функционировать лишь обладая высокой психологической гибкостью, способностью добывать, познавать, перерабатывать и избирательно усваивать информацию, адаптироваться к новым экономическим, социальным и психологическим реалиям как в обществе и государстве, так и в ближайшем социальном окружении и своей собственной судьбе.
Кроме того, человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, устойчивое личностное ядро, мировоззрение, социальные и нравственные убеждения. Иначе на каждый надлом развития общества и государства, поворот индивидуального жизненного пути (а того и другого будет в жизни немало) человек ответит невротическими реакциями, дезадаптацией, дезинтеграцией личности вплоть до ее распада. Для того чтобы этого не произошло, чтобы устойчивость и гибкость стали присущи каждому гражданину, он должен обладать развитой рефлексией и навыками саморегуляции. И развивать их у него следует с детства, учитывая возможности каждого возрастного этапа.
Нравственная устойчивость как одна из стержневых характеристик личности определяет способ ее ориентации в системе социальных норм, ценностей, отражает такую жизненную позицию, при
которой поведение человека детерминируется общественно одобряемыми целями. В основе устойчивости личности лежат ее убеждения, жизненная позиция. Количественное накопление нравственной убежденности приводит к новому качественному образованию, новому свойству личности — нравственной устойчивости. В философской литературе устойчивость раскрывается через изменчивость как результат движения, которое поддерживает приобретенное состояние. Состояние устойчивости личности связано с существованием внутренних изменений и внутреннего взаимодействия между ее компонентами. Воспитание предполагает не просто всестороннее развитие человека, а формирование личности, характеризующейся определенной системой качеств, в которой нравственной устойчивости принадлежит одно из ведущих мест.
Наше исследование, проводившееся в 37 городских и сельских школах Чувашской Республики, было направлено на разрешение проявляющихся в системе воспитательной деятельности классного руководителя по нравственному развитию учащихся противоречий между постановкой цели — формирования морально устойчивой личности — и возможностями ее реализации в сложных условиях перехода страны к рыночным отношениям. Исследование предполагало накопление и расширение знаний, необходимых для решения поставленных задач нравственно-гражданского воспитания в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», в котором
© И. И. Павлова, 2006
подчеркивается важность воспитания нравственно и социально устойчивого человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и заботящегося о развитии этого общества.
Исходным являлось осознание того, что имеющиеся в настоящее время в распоряжении педагогической теории и практики знания, а также формы и методы воспитательной деятельности классного руководителя еще не в полной мере обеспечивают развитие нравственно устойчивой личности, отвечающей потребностям обновляющегося общества. Существующая воспитательная система школы функционирует на недостаточно высоком уровне; педагоги не учитывают все существенные взаимосвязи компонентов воспитательной системы, включающей цель, задачи, закономерности, принципы воспитания, его современное содержание, формы, методы, средства, технологии, критерии и результат деятельности.
На начальном этапе исследования на основе использования комплекса психо-лого-педагогических методов в подростковых классах нами был выявлен уровень нравственной воспитанности учащихся. Мы исходили из того, что своевременное выявление уровня воспитанности подростков позволит экономить время и силы воспитателей, рационально планировать и строить процесс формирования нравственной устойчивости личности школьников на перспективу. Диагностические методы, применявшиеся нами, носили воспитывающий характер. При этом под уровнем воспитанности понималось следующее: глубина и широта нравственных знаний и их осознанность; наличие твердых взглядов и убеждений, согретых теплотой добрых чувств; здоровые намерения, желания и потребности, составляющие мотивационную сферу школьника; опыт общественного и индивидуального поведения.
Чтобы установить уровень воспитанности ученика, необходимо было выявить побуждения, которыми он руководству-
ется при совершении поступков в повседневной жизни. Важнейшим показателем реального уровня нравственной воспитанности школьника было его отношение к окружающей действительности, умственному и физическому труду, общественно полезной деятельности, нормам морали, коллективу, людям, самому себе. Быть нравственно устойчивой личностью для учащихся означало: верно служить идеалам добра, свободы и справедливости, горячо любить Родину, свой народ; уважать людей труда; быть нетерпимым к жестокости, злу, ко всяким формам унижения человека; быть активным во всех проявлениях многообразной и сложной жизни; ответственно, творчески и с внутренней убежденностью подходить к порученному делу, приносить людям как можно больше пользы; быть честным, справедливым, верным в дружбе, уважать и ценить человека. В процессе нравственного воспитания мы стремились закреплять те правила и нормы поведения, которые характеризуют человека честного, справедливого, ответственного, принципиального, твердого в своих словах и поступках.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы уровень воспитанности подростков 6-го класса одной из школ, например, выглядел следующим образом: 7 % учеников имели высокий уровень, 69 — средний, 24 % — низкий.
Воспитательная работа была направлена на создание нравственно-психоло-гического климата в коллективе, организацию разнообразной общественно полезной, добротворческой деятельности учащихся в школе и в микрорайоне. Педагоги стремились приобщать учащихся к общечеловеческой и национальной культуре, побуждали заниматься самовоспитанием, самообразованием, ориентировали их в повседневной жизни следовать нравственным образцам, включающим в себя следующие качества современного гражданина:
1) мотивационные качества — личность, имеющая положительную устой-
чивую мотивацию к непрерывному самообразованию, широкие интересы к познанию, искусству, культуре, ориентированная на активную трудовую деятельность, на позитивное поведение в обществе;
2) духовно-нравственные качества — духовно богатая, гуманная, честная, совестливая, отзывчивая, скромная, искренняя, добрая, рефлексирующая, справедливая, милосердная, порядочная, толерантная, самосовершенствующаяся личность;
3) физические качества — здоровая, крепкая, энергичная, спортивная, некурящая и непьющая, оптимистическая, способная к физическому совершенствованию личность;
4) интеллектуальные качества — планетарно и критически мыслящая, творческая, эрудированная, с развитым интуитивным и логическим мышлением, изобретательная, умная, сообразительная личность;
5) деловые качества— трудолюбивая, предприимчивая, расчетливая, дисциплинированная, ответственная, способная к деловому риску, доводящая начатое дело до конца личность;
6) нравственно-волевые качества — целеустремленная, собранная, упорная, требовательная к себе, самокритичная, организованная, настойчивая, волевая, способная к достижению цели, нравственно устойчивая личность;
7) социальные качества — имеющая гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию, уважающая старших, бережно относящаяся к национальным традициям, патриотическая, коллективистская личность;
8) общекультурные качества — обладающая культурой умственного и физического труда, культурой общения и поведения, правовой, экономической, экологической, политической, эстетической, музыкальной, художественной культурой личность.
Наше исследование базировалось на таких принципах педагогического воздействия, как педагогический оптимизм,
уважение к каждому воспитаннику, понимание душевного состояния ученика, раскрытие мотивов и внешних обстоятельств поступков, заинтересованность в его судьбе. Важное место уделялось нравственному просвещению подростков. Вопросы морали рассматривались не только с общечеловеческих позиций, но и с учетом этнокультурных особенностей, условностей, идущих от образа жизни этноса, который закреплен в стереотипах поведения и деятельности, в языке, традициях, обычаях, праздниках и других культурологических формах общественной жизни. Поэтому в программу по этическому образованию были включены вопросы, раскрывающие сущность народной этики и национальной психологии. Для учащихся 5—8-х классов, например, программа включала следующие разделы: «Введение в мир нравственности», «Нравственные понятия и принципы»+ «Нравственные чувства»г «Жизненные ценности человека», «Самопознание и самовоспитание». Программа была построена на материале нескольких антропологических наук, поэтому в проведении занятий по различным темам принимали участие кроме классного руководителя учителя гуманитарного цикла, школьный психолог, родители учащихся.
Организуя опытную работу, мы исходили из того, что нравственное воспитание в иерархии ценностей на первое место ставит человека. На формирование его личности и был нацелен весь комплекс педагогических средств, форм и методов воспитательной работы. Мы стремились строить процесс воспитания, опираясь на нормы морали и права, на положения Конвенции о правах ребенка, на убеждение, что ученики являются полноценными, полноправными субъектами морали и права и должны руководствоваться ими в жизни. Построенная с учетом принципов гуманизма воспитательная система школ была ориентирована на воспитание нравственно устойчивой личности учащихся.
Первый раздел разработанной нами программы по этике — «Введение в мир нравственности» — включает следующие темы.
Тема 1. Человек в окружающем мире. Я в мире. Мир во мне. Я, ты — человек. Человек, личность. Мир людей. Человек и нормы взаимоотношений между людьми.
Тема 2. Этика как наука о морали и нравственности. Возникновение нравственности. Учение различных религий и народов о нравственности. Общечеловеческие ценности христианской, буддийской, исламской и других религий.
Тема 3. Идея совершенного человека как общечеловеческая идея у различных народов. Чувашский идеал красивого человека. Русские и зарубежные исследователи, писатели и общественные деятели о моральном облике чувашей.
Тема 4. Жизнь и деятельность великих гуманистов эпохи (А. Швейцер, Я. Корчак, А. Макаренко, В, Сухомлин-ский, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).
Тема 5. Народная педагогика о нравственном облике человека. Мифы, сказки, легенды, народные игры, пословицы, поговорки в раскрытии нравственных качеств личности человека. Пословица как мысль-эпизод, мысль-ситуация, мысль-событие. Старинные чувашские песни. Песни-символы, песни вечности: «Алран кайми аки-сухи» — общенародный гимн объединения, «Вес, вес, кук-кук» — песня благодарности, «Ниме-не» — песня трудового объединения», «Уй варринче лаштра юман» — песня одиночества. Их философский смысл.
Во второй раздел этики — «Нравственные понятия и принципы» — вошли 19 тем. Приведем некоторые из них.
Тема 1. Идеал женщины. Мать, материнство. Культ матери. Мать — хранительница семейного очага. Материнская мудрость. Мать-святыня. Мать как символ любви к человечеству. Ум и красота, очарование и целомудрие, терпимость и трудолюбие чувашек. Ле-
гендарная преданность чувашки семье, роду.
Отец. Отцовство. Идеал мужчины. Нравственное кредо чувашского мужчины. Девять доблестей мужчины: согласие, дружба, богатырство, мастерство, мужество, мудрость, непоколебимость, меткость, самоотверженность.
Тема 2. Слово. Родное слово. Материнский язык. Приоритетность родного слова. Материнское слово и народность. Языки соседних народов: «Два языка — два ума, три языка — три ума» (И. Я. Яковлев). Приоритетность двуязычия и многоязычия как свидетельство истинного равноправия народов. Речевой этикет.
Тема 3. Пример-идеал. Идеи-сим-волы, личности-символы, события-сим-волы. Положительный и отрицательный пример. Пример старших. Пример ровесников. «Мужчина, обидевший женщину старше себя, — не человек; человек, обидевший женщину младше себя, — не мужчина».
Тема 4. Добро и зло. Критерии нравственности. Золотое правило нравственности. Прежние и современные представления о добре и зле у чувашей.
Тема 5. Долг и ответственность. Долг детей по отношению к родителям. Идеи уважения и почтения к старшим в народной этике.
Тема 6. Справедливость и несправедливость. Заповеди народной педагогики о честности и справедливости.
Тема 7. Правда и ложь, их проявление в деятельности исторических личностей.
Тема 8. Совесть как регулятор поведения и движущий механизм нравственности человека.
Тема 9. Достоинство и честь. Традиционное и современное представление
о девичьей чести и мужском достоинстве.
Раздел этики «Нравственные чувства» включает темы: «Эмоции и чувства», «Любовь и ненависть», «Стыд и бесстыдство», «Сострадание и милосер-
дне», «Страх и бесстрашие», «Радость и печаль» и т. д.
В разделе «Жизненные ценности человека» поднимаются вопросы жизни детей в семье, взаимоотношений со взрослыми, взаимопонимания, единства человека и природы, экологической культуры, физического и духовного здоровья, культуры общения и т. д.
Содержание раздела «Самопознание и самовоспитание» составили такие вопросы, как характер человека; отличительные черты чувашского национального характера; воля, темперамент, память, мышление, самосознание и образ «Я»; методика самовоспитания личности школьника.
Использовались различные методы проведения занятий: беседа, рассказ, лекция-брифинг, деловая игра, проигрывание ситуаций, решение задач, чтение и обсуждение книг, кинофильмов и др.
Важное место в формировании нравственной устойчивости подростков в школах отводилось вооружению их правовыми знаниями. Такие предметы, как «Человек и общество», «Граждановедение», «Введение в обществознание», «Основы экономических знаний» и специальный правовой курс, включающий темы «Право в системе социального регулирования», «Права и обязанности граждан», «Трудовые отношения и право», «Государство и личность», «Брак и семья», «Охрана и защита прав личности» и др., не только обеспечивали подростков знаниями, но и помогали приобретать навыки работы с простейшими нормативными документами, текстами, законами, юридической литературой.
Руководители школ, несмотря на имеющиеся финансовые трудности, создали необходимые условия для активного включения учащихся в разнообразные общественно полезные виды труда в школе и по месту жительства. В школах успешно работали ученические производственные бригады, школьные лесничества, детские театральные студии, кружки технического творчества, спор-
тивные секции по различным видам спорта. Ребята регулярно посещали театры, концерты, участвовали в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, предметных олимпиадах.
Для воспитания устойчивых положительных привычек поведения у подростков педагоги стремились к тому, чтобы весь коллектив(ученический и учительский) боролся за выполнение установленных в школе правил поведения. Во всех классах были разработаны правила коллективной жизни, система временных, длительных, постоянных общественных поручений, которые помогали учащимся упражняться в выполнении разнообразной деятельности на пользу общества и тем самым приобретать опыт социального поведения.
В реальном педагогическом процессе для воспитания устойчивых нравственных качеств, таких как ответственность, долг, стойкость, надежность, настойчивость в достижении цели, мы широко применяли вербальные (теоретические) ситуации.
Вербальные ситуации в воспитании ценны тем, что предполагают в качестве основного вида деятельности ученика мыслительную деятельность. Они способствуют накоплению нравственных знаний, формируют умение анализировать и оценивать обстоятельства, жизненные ситуации, поступки людей, предвидеть возможное поведение, принимать поведенческое решение, делать нравственный выбор. В процессе исследования школьники анализировали поступки героев сказок и художественных произведений, примеры из повседневной жизни. Большое воздействие на чувства учащихся, в частности чувство моральной ответственности за поступок, поведение, оказывали нравственно-эстетические ситуации, и среди них — ситуация морального выбора. Она в педагогике определяется как дидактически оправданная совокупность условий и обстоятельств, при которой в эмоционально-по-знавательной деятельности дети осваи-
вают этические ценности человеческих поступков, произведений искусства, явлений или предметов окружающего мира.
На первом этапе эксперимента классный руководитель в соответствии с целью воспитательной работы осуществлял подбор ситуации (например, воспитание моральной ответственности учащихся в коллективе класса, в семье, в сфере свободного общения).
Второй этап — знакомство учащихся с содержанием ситуации путем чтения книги. Затем ядро ситуации, т. е. тот фрагмент повествования, где содержится основное противоречие, зачитывалось школьникам вслух.
Третий этап — анализ ситуации. При этом учащиеся высказывали свои суждения, отстаивали собственные взгляды и убеждения, учились делать нравственный выбор. Большое и глубокое эмоциональное воздействие на подростков оказывали героические поступки Зои Космодемьянской, Януша Корчака, Александра Матросова, Шарваша Карапетяна и др., совершивших подвиг во имя жизни людей.
В своей работе педагоги успешно использовали конфликтные ситуации в целях формирования нравственной устойчивости личности. Очень важно было научить детей умению сдерживать, как говорил А. С. Макаренко, «тормозить» себя, формировать жизненные позиции, анализировать и выявлять причины конфликта. В необходимых случаях мы решительно вмешивались в спор, просили подростков изложить его суть, причины и мотивы: «Что случилось?», «Почему ты думаешь и действуешь так?», «Почему поступаешь так агрессивно?» и т. д. Предлагали разойтись, остыть и подумать, чтобы через определенное время каждый четко изложил свою позицию.
Мы заметили, что даже в аффективном состоянии многие подростки могут анализировать свое поведение и предвидеть последствия конфликта. Это давало нам возможность управлять конфликт-
ной ситуациеи, оказывать воздействие на разум и чувства конфликтующих сторон.
Участники конфликтной ситуации обычно активны, уверены в себе, наступательно доказывают свою правоту, действуют энергично, не стесняясь в словесных выражениях, иногда пытаются утверждать свое превосходство в драке. Если это происходило в классе, в группе, мы учили детей останавливать конфликт, помогали спокойно разобраться в том, кто прав и кто не прав. Мы не раз убеждались, что если все учащиеся выступают против конфликтующих, их ссора быстро гаснет, а если она разгорается, то может длиться долго. Роль педагога, его мнение, авторитет, умение гасить конфликт очень важны. Мы в своем опыте стремились путем ускорения назревающего конфликта заранее принимать меры для его правильного разрешения, направлять усилия школьников на реальные практические дела, отвлекать от интриг, вражды, ссор. Предупреждение конфликтов лучше всего происходило в виде дискуссии, спора, высказывания своего мнения уже на основе ка-ких-либо позиций, изложенных авторитетными для детей взрослыми. На практике успешно использовались следующие пути разрешения конфликтных ситуаций:
1) приказ, точное указание, кому и что делать. Например: «Извини, Михайлов, может быть, ты и прав, но оскорбление — худшая вина, унижение товарища унижает тебя самого» и т. д.;
2) компромисс. Например: «Хватит унижать друг друга. Пожмите руки и расходитесь» и т. д.;
3) переключение внимания конфликтующих на новый объект. Например: «Пока вы спорите — дело стоит. А ну, Вася, бери лопату и начинай копать ямки. А ты, Анатолий, принеси саженцы» и т. д.
Конфликтная ситуация дает обширную информацию о коллективе и каждом воспитаннике. В такой ситуации создаются условия для изучения:
— направленности личности (насколько конфликтующий согласует личные и общественные интересы, как учитывает мнение товарищей, их критику в свой адрес, каковы мотивы участия в конфликте, чего он добивается и др.);
— способности ученика к самодисциплине (умение держать себя в руках, регулирование своего гнева, способность здраво рассуждать при споре, разногласиях, умение сдерживать себя при агрессивных нападках других);
— жизненного опыта (как используется положительный опыт в данный момент, что практически предлагают участники конфликта для его разрешения, чем при этом руководствуются, чьи интересы защищают, какие обязательства берут на себя);
— нравственной устойчивости личности (сопротивляемость отрицательным влияниям, самостоятельность, твердость убеждений, умение отстаивать свою точку зрения с опорой на нравственные и правовые нормы, принципиальность позиции к тем, кто конфликтует, независимо от личных отношений);
— отношения к себе (самокритичность, требовательность, умение держать слово, способность изменить поведение после анализа своих ошибок и неудач, своего поведения в конфликтах).
В процессе воспитательной работы успешно использовались и следующие педагогические ситуации:
1) ситуация неожиданности. Она создавалась тремя способами: на уроке — неожиданными вопросами к ученику; вне урока — требованием сознаться в плохом поступке или сказать, кто его совершил; в игре — противодействиями. Этот прием помогал нам обнаруживать основные недостатки воспитанников: робость, неуверенность, трусость, несамостоятельность; выявлять темперамент, воображение, мышление, способность аргументировать свою точку зрения;
2) ситуация выбора, побуждающая ученика избрать что-то предпочтительное для себя. Здесь выявлялись ведущие
мотивы поведения и нравственность личности, жизненная позиция;
3) ситуация конфликта с самим собой. В жизни не всегда желание человека совпадает с возможностями. Например, ученик собирается в поход, а родители его не отпускают, говорят, что надо ехать в деревню помогать бабушке копать картофель. Ребенок поставлен перед выбором: как быть? В таких ситуациях проявляются сила воли ученика, его основные нравственные установки;
4) ситуация непонимания друг друга. Она возникает стихийно. Например, обвинение товарища в злом умысле, обмане, подлоге и т. д. Такая конфликтная ситуация обостряет отрицательные переживания, психическое состояние, обнажает отрицательные качества: злость, жадность, мстительность и т. д.;
5) ситуация преодоления трудностей. Она создается естественным способом: ученик неожиданно для себя вынужден не нарушать дисциплину, а поддерживать ее и т. д. Давая поручения нарастающей трудности, педагог быстро устанавливает контакт, выявляет сильные и слабые стороны воспитанника;
6) ситуация обмена мнениями. В силу необходимости мы организовывали обмен мнениями о случившемся, выслушивали различные точки зрения, советовались с активом, просили обосновать свой выбор. При этом мы опирались на личный опыт воспитанников, который учит самоанализу, самостоятельному решению, широко использовали уроки отвергнутых мнений, включали учащихся в процесс самовоспитания. Все вместе взятое помогало нам формировать у них устойчивость нравственного поведения.
Во всех опытно-экспериментальных классах этическое просвещение учащихся сопровождал разнообразный труд на пользу общества: в ученической бригаде, школьном лесничестве, в органах самоуправления, что стимулировало их самовоспитание, самообразование.
В результате целенаправленной воспитательной работы, продолжавшейся в
течение 5 лет, к концу 11-го класса из
1 267 подростков экспериментальных классов городских и сельских школ 78 % учащихся имели высокий уровень воспитанности, 22 % — средний. Ни у одного ученика не был выявлен низкий уровень
воспитанности. Это свидетельствует о том, что примененные педагогами формы и методы воспитательной работы оказались оправданными и эффективными, способствовали формированию у подростков нравственной устойчивости.
Поступила 08.02.06.
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ ПОВОЛЖСКОГО РЕГИОНА
В. И. Антонова, доцент кафедры теории и практики региональной журналистики МГУ нм. Н. 77. Огарева
В статье аргументируются предметно-функциональная сущность конфессиональных СМИ, их роль в процессе формирования нравственных ориентиров региональной молодежной аудитории. Выявляется современная инфраструктурная типология религиозной прессы, функционирующей в стране и некоторых субъектах Российской Федерации.
Сегодня не требует доказательства тот факт, что СМИ являются разновидностью идеолого-практической деятельности по внедрению в массовое сознание оценок текущих общественно значимых явлений. Конфессиональная журналистика выражает данные оценки прежде всего с нравственных мировоззренческих позиций различных вероучений. В конфессиональной прессе как сегменте системы полифонических коммуникативных средств массовой информации России получает освещение комплекс вопросов, связанных с культурой, экономикой, различными научными проектами и социально-политическими прогнозами в обществе, а также с духовным и нравственным его состоянием. В общем понимании задачами конфессиональной журналистики являются приобщение аудитории к категориальным принципам определенной религии, рассмотрение совокупности вопросов культурного, нравственного, социального, национального, экономического характера на основе конкретных религиозных традиций. В более узком понимании ее функционирование
предполагает всестороннее, последовательное освещение религиозных критериев культурного, нравственного воспитания как общероссийского, так и регионального масштабов.
К современным религиозным проблемам, существующим в России, можно отнести секуляризацию общества, возрастание бездуховности массового сознания, принижение роли религиозных институтов. Конфессиональная пресса, функционирующая на территории современного Российского государства, дифференцированного на субъекты федерации, является одним из факторов, способствующих решению этих проблем.
Российская конфессиональная печать, отвергнутая тоталитарным государством в начале прошлого столетия, а сегодня находящаяся на стадии постна-тального возрождения, заявляет о себе в современных средствах массовой коммуникации как глобальная кумулятивная автономия, содействующая формированию категориальных нравственных позиций молодого поколения страны. Молодежная аудитория СМИ Поволжского ре-© В. И. Антонова, 2006