ения содержания образования обучающимся, как полагает В. В. Сериков, будет своеобразное «снятие» объективного значения материала и выявление в нем субъективного смысла. Понятийно-гностическая ориентировка в изучаемом материале при этом органически включается в структуру более целостной личностной ориентировки, а предметно-когнитивный опыт становится составной частью более целостного личностного опыта [4].
Обобщая выше сказанное, еще раз подчеркнем, что основной акцент высшего профессионального образования переносится в настоящее время с передачи знаний и навыков на закономерное изменение личности обучающегося в ходе усвоения определенной профессионально ориентированной деятельности в условиях организованного образовательного процесса. Большую роль в успешности и обеспечении качества данного процесса играют современные дидактические средства обучения.
Список литератры
1. Беспалько, В. П. Природосообразная педагогика. М., 2008. 512 с.
2. Гиниатуллин, И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете. Свердловск, 1990. 95 с.
3. Меркулов, И. П. Когнитивные способности [Электронный ресурс]. URL: http://www/ http ://iph. ras. rn/elib/Merkulov .html.
4. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы : монография. Волгоград, 2005. 72 с.
5. Шаров, А. С. Процесс и структура учения студентов в высшей школе [Электронный ресурс] // Вестн. Омс. гос. пед. ун-та. 2006. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-76. pdf.
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335). Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 185-188.
М. А. Самкова
УЧЕБНЫЙ текст в лингвосинергетическои парадигме
Предпринимается попытка построения инварианта структуры учебного текста с использованием пропорций золотого сечения и с учетом симметричности/ асимметричности как основополагающего принципа метода позиционного анализа, разработанного в рамках лингвосинергетической парадигмы. Инвариант отражает распределение структурообразующих повторов по определенным интервалам и указывает на степень симметричности и тип структуры учебного текста.
Ключевые слова: лингвосинергетическая парадигма, текстосимметрика, метод позиционного анализа, симметричность/асимметричность, инвариант структуры учебного текста.
Одной из задач современной лингвистики является разработка процедур и критериев анализа текста. Представляется релевантным исследование текста в лингвосинергетической парадигме, которая дает основания для разработки модели организации текста, определения процесса и элементов самоорганизации текста, выявления формы и структуры текста.
Одним из перспективных и активно разрабатываемых методов в рамках лингвосинергетической парадигмы является метод позиционного анализа, ориентированный на исследование текста как сложной самоорганизующейся системы, направленной во времени и распреде-
ленной в пространстве1. Метод позиционного анализа, разработанный Г. Г. Москальчук на основе пропорции золотого сечения и используемый в трудах Н. А. Блазновой, Э. Т. Болдыревой, А. Ю. Корбут, И. Ю. Моисеевой и многих других исследователей, позволяет раскрыть особенности структурной организации текста как синергетического процесса.
Пропорция золотого сечения предполагает деление текста на две неравные части. Короткая часть (отношение 0,382 к целому тексту) так относится к длинной части (отношение 0,618 к целому тексту), как длинная часть относится ко всему линейно расположенному
тексту. Наглядно продемонстрировать золотое сечение можно на примере деления отрезка. Отрезок АВ делится точкой С на две части. Длины отрезков АС и СВ равны соответственно 0,618 и 0,382. Точка С - золотое сечение отрезка АВ. Золотая пропорция изображена на Рис. 1.
Рис. 1. Пропорциональные отрезки золотого сечения
Исходя из пропорции золотого сечения, мы можем определить интервалы и основные позиции текста. Текст, взятый за единицу, делится на неравные отрезки, первая позиция откладывается на расстоянии 0,618. Позиция разделяет текст на большую и меньшую часть. Далее делим текст той же самой пропорцией, выстроив ряд интервалов: 1 - 0,618 = 0,382; 0,618 - 0,382 = 0,236; 0,382 - 0,236 = 0,146, 0,236 - 0,146 = 0,09. Получаем позиции 0,618; 0,382; 0,236; 0,146 и пропорциональные объемы интервалов 0,236; 0,146; 0,09.
Опираясь на метод позиционного анализа и на принцип симметричности/ асимметричности, характеризующий фазу становления системы, рождения нового порядка, определяем инвариант структуры учебного текста. Под учебным текстом мы понимаем единицу микроуровня иерархически сложной системы учебно-педагогического дискурса. Учебный текст - это целостное структурно-смысловое единство, обладающее протяженностью во времени, характеризующееся развертыванием в пространстве, находящееся в состоянии динамического равновесия. Структура учебного текста - это результат процессов организации и самоорганизации текста, это порядок расположения структурообразующих элементов (лексико-синтаксических повторов) в учебном тексте. Инвариант структуры учебного текста определяется в результате вычисления разности между «средним пропорциональным объемом повторов интервала в исследуемой структуре и стабильным пропорциональным объемом интервала в суперконструкте»2. Средний пропорциональный объем повторов интервала определяется путем «деления количества повторов в данном интервале на сумму повторов всех интервалов»3. Стабильный пропорциональный объем интервала найден путем вы-
числения пропорций золотого сечений. Инвариант структуры учебного текста представляет собой усредненный показатель, выделенный из совокупности учебных текстов-полилогов, зафиксированных в учебнике.
Проиллюстрируем построение инварианта учебного текста на примере текстов учебника “There is nothing like travelling” (автор Т. Латышева), созданный для начального уровня интенсивного коммуникативно-ориентированного обучения общению на английском языке. Учебник “There is nothing like travelling”, разработанный в рамках метода активизации возможностей личности и коллектива, включает шесть основных учебных текстов-полилогов. Описывая полилоги с позиции текстосимме-трики, нужно отметить, что они отличаются большим объемом (около 350 предложений, 1650 слов), сложной содержательной, синтаксической структурой и обусловлены высокой языковой компетенцией автора учебника и дополнительными возможностями для самореализации педагога и для активизации знаний и навыков учащихся при восприятии и продуцировании учебного текста. В соответствии с классификацией А. Ю. Корбут, полилог относится к мидитекстам - текстам среднего объема (от 600 до 3000 слов). Мидитекст «включает в структуру разнообразные синтаксические конструкции, информативно-содержательные части и разные коммуникативные типы речи»4.
По утверждению А. Ю. Корбут, «членение в мидитекстах обязательно»4. Объемно-прагматическое членение полилога как мидитек-ста предполагает наличие содержательных частей - коммуникативных блоков. Под коммуникативным блоком мы понимаем относительно завершенную целостную содержательную, функционально-смысловую часть текста, динамика которой направлена на выражение в предложениях информации, актуальной для автора, педагога и учащегося. Целостность -характеристика коммуникативного блока и учебного текста, смысловая связность которого обеспечивается последовательностью микроциклов и коммуникативных блоков, связанных логикой развивающихся событий. Целостность и связность присущи совокупности полилогов, которые соответствуют общей логике обучения и объединены одним сюжетом.
В мидитекстах должна наблюдаться «дробная членимость на микротемы»5, что присутствует и в полилоге (около 10 микротем, заключенных в рамки коммуникативных блоков).
При неизменности общего сюжета полилога последовательно сменяющиеся с окончанием микротемы сюжеты создают динамический характер целого полилога. Например, сюжет целого текста - поездка на конференцию; сменяющиеся сюжеты (микротемы) - прибытие в страну, осмотр достопримечательностей, выступление с докладом на конференции, поход по магазинам.
Повтор является параметром организации структуры текста и совокупности текстов. В учебнике основной материал многократно повторяется. Лексико-грамматическое ядро объединяет весь курс обучения.
В данном случае повторы способствуют созданию такой структуры учебного текста, которая легко фиксируется в сознании учащегося. Распределение повторов по интервалам отражает симметричную/ асимметричную структуру учебного текста. Степень симметричности структуры полилога как мидитекста понижена. Полилог не всегда соответствует зеркальносимметричному варианту структуры, который описывается во многих трудах по текстосимме-трике и симметрологии. Указанные выше особенности влияют на объем и структуру учебного текста и могут дополнить характеристику мидитекстов, впервые описанных в исследовании А. Ю. Корбут по текстосимметрике.
На рисунке отражены симметричные и асимметричные структуры учебных текстов-полилогов (Рис. 2), которые являются основанием для построения инварианта структуры учебного текста.
В каждом полилоге подсчитывается общее количество предложений как минимальных единиц исчисления объема текста. С помощью описанных выше пропорций мы определяем основные позиции в тексте:
- абсолютное начало (здесь и далее Абс. Н) равен 0,
- зачин (здесь и далее Зачин) - пропорция 0,146 от общего количества предложений,
- гармонический центр начала (здесь и далее ГЦн) - пропорция 0,236 от общего количества предложений,
- абсолютно слабая позиция 1 (здесь и далее АСП1) - пропорция 0,382 от общего количества предложений,
- гармонический центр (здесь и далее ГЦ) - пропорция 0,618 от общего количества предложений,
- абсолютно слабая позиция 2 (здесь и далее АСПг) - пропорция 0,854 от общего количества предложений,
- абсолютный конец (здесь и далее Абс. К) равен 1.
Вычислив конкретную пропорцию от общего количества предложений, мы получаем значение определенной позиции и отмечаем в тексте данное предложение. Между пропорциями заключено шесть интервалов текста.
Основными интервалами являются:
- зачин (расположен между позициями Абс. Н и Зачин),
- пред-ГЦн (расположен между позициями Зачин и ГЦн)
- пост-ГЦн (расположен между позициями ГЦн и АСП1),
- пред-ГЦ (расположен между позициями АСП1 и ГЦ),
- пост-ГЦ (расположен между позициями ГЦ и АСП2),
- конец (расположен между позициями АСП2 и Абс. К).
Определив количество повторов в каждом интервале, вычисляем средний пропорциональный объем повторов, значение которого
Рис. 2. Линейная плотность повторов в полилогах учебника “There’s nothing like travelling”
Рис. 3. Инвариант структуры учебного текста-полилога
отражено на рисунке по оси ординат. По оси абсцисс отмечены позиции.
Инвариант структуры учебного текста выявляется путем усреднения описанных выше значений. Инвариант структуры учебного текста-полилога на начальном уровне обучения иноязычному общению выглядит следующим образом (рис. 3). Данный инвариант, объективно отражающий распределение плотности структурообразующих повторов по конкретным интервалам, обладает симметричной структурой. В соответствии с классификацией А. Ю. Корбут, симметрию инварианта можно охарактеризовать как винтовую, представляющую собой «золотое сечение - пропорциональное уменьшение частей целого в линейной структуре»6. Винтовая симметрия представляет собой поворот на некоторый угол оси, дополненный переносом вдоль той же оси7. В природе данный вид симметрии наблюдается в расположении листьев у растений. В инварианте структуры учебного текста винтовая симметрия «позволяет сохранить нелинейность и динамику временных ритмов»8.
Зафиксировав распределение структурообразующих повторов в определенных позициях учебного текста, выявленных с помощью пропорций золотого сечения, мы отмечаем такие
качества текста, как пропорциональность частей целого, симметричность и, как следствие, относительное равновесие. Отметим также динамику и нелинейность инварианта структуры текста, а также его соответствие пропорциям золотого сечения, что подтверждается винтовой симметрией инварианта.
Примечания
1 См.: Белоусов, К. И. О моделировании внутритекстовых пространств / К. И. Белоусов, Г. Г. Москальчук // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. 2004. № 11. С. 126.
2 См.: Корбут, А. Ю. Текстосимметрика как раздел общей теории текста : дис. ... д-ра фи-лол. наук. Барнаул, 2005. С. 213.
3 Там же. С. 214.
4 Там же. С. 90.
5 Там же. С. 82.
6 Там же. С. 136.
7 См.: Пономаренко И. Н. Симметрия/асимметрия в лингвистике текста: дис. ... д-ра. филол. наук. Краснодар, 2005. С. 30.
8 См.: Корбут А. Ю. Текстосимметрика как раздел общей теории текста: дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2005. С. 207.