Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ'

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Я.Я. Шим, С.А. Токарев, А.А. Буганов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors examined 210 children aged 11-12 years for the impact of an academic process on the mental and physical health of pupils. The children were from two schools: a school with a physico-mathematical bias and a general educational school. The anxiety of the children from these schools and their physical health were evaluated. The mental and physical health has been found to be currently characterized by negative trends. However, the situation is much worse at the physico-mathematical school than that at the general educational one.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ»

работе в таком функциональном состоянии требуется внешний контроль за деятельностью человека.

По среднегрупповым показателям функциональной асимметрии левой и правой руки достоверные различия не выявлены ни у юношей, ни у девушек. Студенты-испытуемые отличаются амби-декстрией ПЗМР. Наиболее заметные различия по показателям функциональной асимметрии у студентов отмечаются по критериям УР и УФВ. У всех обследованных студентов наблюдается доминирование левого полушария, кроме студентов-юношей IV курса, где выявлено преобладание правого полушария в сформированности функциональной системы. Ученые, занимающиеся исследованиями в области межполушарной регуляции, указывают на то, что люди с доминированием левого полушария легче воспринимают новую, впервые увиденную или услышанную информацию, анализируют детали, они лучше выражают возникающие образы при помощи речи. Правополушарные обладают большей интуицией, хорошо ориентируются в пространстве, больше склонны к синтезу, чем к анализу, хорошо сортируют информацию [2].

Таким образом, мы получили сравнительный анализ количественных характеристик психофизиологических показателей по методу вариационной хронорефлексометрии студентов с I по IV курс с учетом возрастно-полового диморфизма. Можно констатировать, что в условиях последних месяцев (апрель, май) учебного года уровень работоспособности студентов северного вуза в большинстве своем сниженный и незначительно сниженный, что подтверждается критериями функционального состояния: УР и УФВ. Данные критерии обладают наибольшей чувствительностью к флюктуациям функционального состояния ЦНС. Экспресс-диагностика функционального состояния ЦНС с помощью вариационной хронорефлексометрии может

быть использована как дополнительный метод дифференциальной оценки функционального состояния студентов и динамического контроля (оперативного, текущего, этапного) уровня работоспособности в различных периодах учебной деятельности.

Литература

1. Асафов Б. Д., Лоскутова Т.Д. // Функциональные состояния мозга. — М., — 1975. — С. 27—32.

2. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. — М., 1988.

3. Капустина А. В. // Медицина труда и пром. экол. — 2002. - № 11. - С. 42-45.

4. Карпенко А. В. //Физиология человека. — 1988. — Т. 14, № 5. - С. 730-738.

5. Мороз М. П., Чубарое И. В. Методология оценки и прогнозирования работоспособности человека-опе-ратора. - СПб., 2001.

6. Мороз М. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека. — СПб., 2003.

7. Павлова Л. П. // Нервная система. — Л., — 1988. — Вып. 26. - С. 203-218.

8. Спицин А. П. // Гиг. и сан. - 2002. - № 1. - С. 47-49.

9. Фаустов А. С., Щербатых Ю. В. // Гиг. и сан. — 2000. - № 6. - С. 33-35.

Поступила 07.09.06

Summary. The functional state of the central nervous system (CNS) and the working capacity were objectively evaluated in the first-fou rth-year students of a northern higher educational establishment, by statistically analyzing the latent period of a simple visual motor reaction. According to the findings, at the end of an academic year, the working capacity of most students is low and negligibly low, as verified by such functional criteria as the stability of reactions and the level of functional capacities. These criteria show the highest sensitivity to CNS functional fluctuations and can predict the formation of an adequate executive functional system in certain years of students' academic activities.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.955:371.7(1-17)

Н. Н. Шим, С. А. Токарев, А. А. Буганов

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ГУ НИИ Медицинских проблем Крайнего Севера РАМН, Надым

Неблагоприятная ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в отношении здоровья подрастающего поколения, заставляет ученых искать причины и пути решения данной проблемы. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 г. подтвердили негативные тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых лиц (с 45,5 до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность [5, 6]. Ни у кого не возникает сомнений, что свой вклад сегодня в заболеваемость подростков, кроме материально-бытовых условий, психологического климата семьи и других факторов, вносит школа [4].

Реформа образования, начатая в 90-х годах и продолжающаяся по сей день, привела к появлению значительного количества школ нового типа с высокой учебной нагрузкой, интенсивными темпами обучения и т. д. Следует помнить, что значи-

тельную часть времени каждый ребенок школьного возраста проводит в условиях учебно-воспитательной среды. Поэтому на сегодня различные стороны учебно-воспитательного процесса можно смело относить к факторам риска, формирующим предпа-тологические и патологические состояния у детей и подростков, так как интенсификация учебного процесса без учета психофизиологических особенностей негативно сказывается на состоянии здоровья детей и подростков, увеличивая число детей с хронической патологией [1—3].

Еще актуальнее проблема здоровья школьников на Крайнем Севере, где, помимо перечисленных выше факторов, на детей оказывают влияние суровые климатогеографические условия высоких широт (контрастная фотопериодичность, низкая температура и т. д.). Такие условия заставляют детский организм находиться на максимуме своих возможностей, и любое воздействие извне может вызвать предпато-логические или патологические состояния [7].

63

J*J2008

Цель нашего исследования — оценить влияние обучения на уровень здоровья детей в школах с различной учебной нагрузкой, проживающих на Крайнем Севере.

Мы обследовали учащихся 5—6-х классов двух школ Надыма в количестве 210 человек. В школе с физико-математическим уклоном осмотрено 105 детей. Данная школа была выбрана из-за более углубленного изучения ряда предметов. Во второй школе также осмотрено 105 детей. В этой школе процесс обучения планируется по Санитарным правилам и нормам. В обеих школах на должном уровне находятся материально-техническая база и полноценное горячее питание.

Был проведен объективный осмотр детей на предмет выявления патологии со стороны сердечно-сосудистой, костно-мышечной, эндокринной и нервной систем, также было проведено психологическое тестирование детей, которым предлагалось самостоятельно ответить на 50 вопросов стандартного теста для определения уровня личностной тревожности, и анкетирование родителей для более полного сбора анамнеза.

Статистический анализ проводи с использованием /-критерия Стьюдента и программы Excel.

У всех обследуемых нами детей из школ с физико-математическим уклоном и обычным обучающим процессом материально-бытовые условия выше среднего. Более чем у 90% школьников семьи полные (т. е. есть мать и отец) и со слов детей с нормальным психологическим климатом.

При этом результаты психологического тестирования учащихся показывают, что в школе с физико-математическим уклоном только 6,7% детей имели низкий уровень личностной тревожности, средний уровень имели в 10 раз больше школьников, чем детей с низким уровнем (71,4% против 6,7%; р < 0,05), и у 21,9% детей высокий уровень тревожности.

Среди детей в школе с обычным процессом обучения отмечали несколько иную картину. Учеников с низким уровнем тревожности оказалось почти в 3 раза больше, чем в первой школе (19,0% против 6,7%; р < 0,05). Школьников со средним уровнем тревожности на 7,0% меньше, чем в школе с усиленной учебной нагрузкой. Подростков же с высоким уровнем тревожности, как показал сравнительный анализ, оказалось в 1,5 раза меньше, чем в школе с физико-математическим уклоном (14,3% против 21,9%; р < 0,05).

Также мы дали сравнительную оценку распространенности соматической патологии у детей, обучающихся в школах с различной нагрузкой. Установлено, что количество условно здоровых детей почти в 3 раза больше в школе с обычным процессом обучения (26,7%), чем в школе с физико-мате-матическим уклоном (8,6%) при р < 0,05.

Так, у 53,6% детей из школы с физико-математи-ческим уклоном в возрасте 11—12 лет имеется уже одно хроническое заболевание, у 27,3% — два хронических заболевания и у 10,5% — три заболевания.

Анализ структуры общей заболеваемости показал, что на 1-м месте у детей-северян находится патология костно-мышечной системы, проявляющаяся преимущественно нарушением осанки 63,8%, на 2-м месте патология сердечно-сосуди-стой и нервной систем, которые встречались с одинаковой частотой (50,5%), на 3-м месте избыточная масса тела и ожирение (22,9%), на 4-м — дефицит

массы тела (13,4%) и на последнем месте органическая патология щитовидной железы (10,5%).

В школе с обычным процессом обучения количество детей с одним заболеванием по сравнению со школой с физико-математическим уклоном оказалось примерно одинаковым (45,3% против 49,6%; р > 0,05). Учащихся с двумя заболеваниями в школе со стандартным обучением на 24,6% меньше, чем в школе с углубленным изучением предметов (23,6% против 31,3%; р > 0,05). И наконец, количество детей, имеющих три и более заболевания в школе с обычным процессом обучения, в 3 раза меньше, чем в школе с физико-математическим уклоном (4,4% против 10,5%; р < 0,05).

Выводы. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на относительно хорошую материальную базу школ, психосоциальное благополучие семей, учебно-воспитательный процесс в обеих школах не вполне соответствует физиологическим возможностям школьников и его нельзя исключать из ряда факторов риска, влияющих негативно на здоровье детей и подростков, проживающих на Крайнем Севере. По нашим данным, уровень психологических нарушений и соматической патологии высок в обеих школах. В школе с физико-математическим уклоном нагрузка на учеников значительно выше, чем в школе с обычным процессом обучения, что заметно сказывается на состоянии здоровья учащихся. Следует подчеркнуть, что в России большинство школ работают по СанПиН, которые рассчитаны на среднестатистического подростка, причем проживающего в средней полосе, без учета специфик других регионов, особенно экстремальных территорий высоких широт. Следовательно, необходимо не только уменьшить интенсивность обучающего процесса, но и пересмотреть его форму и содержание с учетом особенностей данного региона и физиологических возможностей школьников.

Литература

1. Александров Л. В. // Детское здравоохранение России: стратегия развития: Материалы 9-го съезда педиатров России. — М., 2001. — С. 21.

2. Безруких М. М. Возрастные особенности физиологических систем и подростков. — М., 1989. — С. 249-254.

3. Вишневский В. А. // Гиг. и сан. — 2005. — № 1. — С. 43-44.

4. Дзятковская Е. Н., Колесникова Л. И., Долгих В. В. Ц Успехи совр. естествознания. — 2004. — № 4. — С. 108-109.

5. Здоровье детей России (состояние проблемы) / Под ред. А. А. Баранова. - М., 1999. - С. 69-92.

6. Ильйн А. Г. // Гиг. и сан. - 2001. - № 1. - С. 59-62.

7. Токарев С. А. Здоровье и факторы риска сердечнососудистых заболеваний подростков Крайнего Севера: Автореф. дис. .. канд. мед. наук. — М., 2003.

Поступила 01.12.06

Summary. The authors examined 210 children aged 11-12 years for the impact of an academic process on the mental and physical health of pupils. The children were from two schools: a school with a physicomathematical bias and a general educational school. The anxiety of the children from these schools and their physical health were evaluated. The mental and physical health has been found to be currently characterized by negative trends. However, the situation is much worse at the physicomathematical school than that at the general educational one.

ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.