Научная статья на тему 'Учебный предмет «Народный танец»: концептуально-теоретическая модель'

Учебный предмет «Народный танец»: концептуально-теоретическая модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варзиев Сослан Хаджисмелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный предмет «Народный танец»: концептуально-теоретическая модель»

С.Х. Варзиев УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ»: КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

На современном этапе развития цивилизации в условиях динамичной трансформации социокультурной, биологической и информационной среды обитания особое значение приобретает развитие у молодежи ряда важных личностных характеристик, таких, как коммуникативность и толерантность, способность к психологической и социальной адаптации в условиях быстрой смены технологических парадигм, развитость эмоциональной сферы и ее устойчивость, гуманитарная грамотность и способность к поликультурному общению. Это приводит к необходимости всесторонней гуманизации и гуманитаризации любого образования, которое в условиях современного общества становится поликультурным, так как развитие информационных технологий с неизбежностью приводит к взаимодействию и взаимопроникновению ранее обособленных культур. В то же время современный этап развития мирового сообщества характеризуется своеобразным «этническим ренессансом», проявившимся в возрастании этноцентрических тенденций в обществе, в усилении внимания и интереса к культуре своей этнической группы, к нравственным ценностям и идеалам, традициям, обрядам, фольклору, языку, в стремлении к этнокультурной идентификации. При этом в условиях глобализации мировых процессов и культурной конвергенции остро стоят проблемы национально-культурной толерантности и межэтнического взаимодействия. Попытки решения этих вопросов поставили перед системой образования проблему формирования поликультурной личности - человека, ориентированного через свою культуру на другие, обладающего целостным мировоззрением, развитым историческим, географическим, правовым, художественно-эстетическим сознанием. Именно поликультурное мышление и гуманитарная грамотность создают условия для положительной воспитательной рефлексии, формируют человека гражданином мира, дают возможность проявлению гуманистических ценностей и ориентиров, толерантности, противостоящих де-гуманистическому мышлению и проявлениям ксенофобии.

В условиях нарастания антропогенных экологических факторов сложной комплексной социально-педагогической проблемой, требующей переориентации целей образования и воспитания, становится и сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи, формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе здоровьесберегающего компонента в содержании всех учебных курсов и организации всего педагогического процесса.

Мы считаем, что очень эффективным средством реализации рассмотренных тенденций и целей может быть введение в программы образовательных учреждений всех степеней учебной дисциплины «Народный танец». Опираясь на разработанную в [1-6] концепцию гуманитаризации и этнизации образования, можно выделить следующие компоненты в концептуальном содержании предлагаемой учебной дисциплины «Народный танец».

1. Этико-аксиологический компонент предмета «Народный танец», предусматривающий выявление и всестороннее использование этико-гуманистического потенциала изучаемых танцев, акцентирование внимания на их аксиологических, этических и социальных аспектах. В частности, этот компонент включает анализ содержания танцев с точки зрения их общечеловеческого, социокультурного значения в различных цивилизационных условиях. Особенностью народного танца является то, что посредством физических движений, жестов, поз и мимики человек высказывал свое мировоззрение и объяснял жизненные события, в конечном счете выражая свой опыт, все взаимодействия в котором впоследствии воспроизводил в форме танца, как особого способа самоощущения и самовыражения. Традиционный структурно-массовый обрядовый танец именно своими образами, отражающими духовность, на основе воспроизводства нрава и стиля общечеловеческого и гендерного общения посредством применения специфических жестов, поз и мимики оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей и эффективность процесса общения. Гуманитарные разделы, помещенные в предполагаемый

© С.Х. Варзиев, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

27

предмет «народный танец», способны красочно рассказать об истории развития человеческих отношений, меняющихся в прямо пропорциональной зависимости от эволюции и соответственно изменении форм исконного народного танца, затрагивающего исторические особенности того или иного общественного строя, со своей спецификой быта или гендерных отношений, являющихся матрицей общечеловеческих и меж-возрастных взаимосвязей. При этом эффективно может реализоваться междисциплинарное взаимодействие с такими учебными дисциплинами, как история, литература, мировая художественная культура, физкультура, география и другими.

2. Историко-генерализированный корреляционно-синхронизированный компонент, учитывающий связи и зависимости между развитием структуры и видов деятельности в истории человеческого общества и отражением этого в народном танце, в эволюции его форм. Расширенная концепция историзма предполагает, в частности, в процессе изучения нового танца не ограничиваться просто краткой исторической справкой об истории самого танца, но давать краткую социокультурную панораму эпохи, в контексте которой танец появился, включая историческую обстановку эпохи, уровень развития культуры и производительных сил. Целесообразен и историко-ретроспективный анализ эволюции идей, отражаемых в танце. Так как, несмотря на значительную степень неизбежных эволюционных преобразований, народные танцы, особенно обрядовые, сохраняют отдельные элементы весьма архаичных структур и глубинных мифологических смыслов и значений, то, прослеживая изменения и инновации, происходящие с ними в различные периоды, в разных социальных средах, можно получить глубокое представление об этнической истории народа, эволюции его мировоззрения, связях с другими этносами, различных аспектах духовной и материальной культуры.

3. Культурно-инфузионный компонент, решающий задачу обучения «общению культурой» через знакомство с танцами разных народов. Обрядовый, и вообще народный танец столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культура разных народов. Н.В. Гоголь писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец не как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провин-

циях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн; у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность» [7]. Народные танцы - это своеобразный пластический портрет народа. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. Какого бы характера ни были танцы, в них выражено художественное воплощение характера, темперамента, эстетических идеалов народа, его отношение к добру и злу как в природе, так и в общественной жизни, ощущение субстанции бытия. Поэтому знакомство с народными танцами разных этносов, рассмотрение истории возникновения и развития видов танцев и их психологических и социальнопсихологических функций создает условия, которые выступают реальной основой формирования поликультурной личности, способной на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнокультурных ценностей.

4. Интегративно-аппликативный компонент, подразумевающий установление и выявление того, что объединяет различные культуры, что должно содействовать более глубокому пониманию общих этических стандартов и универсальных человеческих ценностей и обеспечению более высокой степени уважения культурного разнообразия и культурного наследия, так как зачастую танцы одинаковой тематической направленности разных народов несут одну и ту же идеологию, но выраженную разными пластическими средствами. Учебный предмет «Народный танец», обращаясь в этом случае к древним корням различных культур, позволяет найти то, что объединяет их, способствует их более глубокому

28

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

пониманию и искоренению предубеждений и предрассудков. Использование концепции интегративно-корреляционных связей призвано обеспечить формирование целостного видения мира во всем многообразии связей и зависимостей, при этом особое внимание уделяется развитию кросскультурной грамотности и ценностных критериев, касающихся воспитания в духе уважения различных культур.

5. Сенситивно-рефлексивный компонент, подразумевающий, что любое знание должно представать перед учащимся как знание о человеке и для человека, как отражение его надежд, мнений, желаний и идеалов. Предмет «Народный танец» обеспечивает усиление эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности.

6. Интеракционно-гностический компонент гуманитаризации образования, предусматривающий интеграцию на уровне освоения разных в онтологическом отношении способов познания мира, позволяет посредством предмета «Народный танец» осмысливать систему «человек-мир» на разных уровнях ее функционирования, обучая образному, визуальному мышлению, переводу с объективного внешнего языка на внутренний язык образно-концептуальных моделей действительности.

7. Личностно-вариативный компонент, подразумевающий использование личностно-ориентированной, вариативной педагогики обучения народному танцу, индивидуализированной в зависимости от физического типа и психологических особенностей учащегося. Введение этого компонента обусловлено также тем, что успех обучения зависит не только от внешних факторов, но и от внутренних, в частности, от индивидуальнопсихологических особенностей человека, от психофизиологических особенностей возраста, учет которых рассматривается как необходимое условие гуманизации и гуманитаризации образования.

8. Антропоцентристский компонент, означающий, что в центре обучения помещен сам обучающийся, не он подчинен учебному материалу, но все содержание образования подчинено его развитию как высшей цели. Тогда человеческая культура, история, духовные ценности, которые «транслируются» через образование, выступят не просто, как совокупность уже достигнутых результатов, которые надо усвоить, а как средство пробуждения в человеке будущего творца культуры и истории, как поле возможной само-

актуализации новых поколений. Такой подход, с одной стороны, обеспечит жизнь и развитие самой культуры, с другой стороны, создаст каждому человеку благоприятные условия для творческого овладения той или иной профессией. Всякий конкретный вид творчества - это не только проявление самоактуализирующейся личности в науке, искусстве, общественной жизни, но это, прежде всего, формирование личной позиции, отношения к фактам и явлениям. Эта позиция и определяет присущую данному человеку линию нравственного поведения.

9. Аппликативно-валеологический компонент, включающий совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьес-бережения. Процесс занятий народными танцами является одним лучших из числа всех существующих естественных и доступных видов здоровьесберегающих технологий. В истории культуры человечества накоплен богатейший опыт использования разнообразных форм организованного физического движения, посредством которых у представителей разных народов веками вырабатывались определённые не только физические, но и психологические характеристики. Существуют целые пласты, массивы традиционных форм «двигательной культуры», которые в принципе никогда не смогут быть заменены иными, новыми. Поэтому среди множества разнообразных технологий учебный предмет «народный танец» заслуживает самого серьезного внимания, так как именно его исконные движения, жесты, позы и их элементы были впоследствии применены в современных видах физического развития и совершенства, таких как, например, аэробика или ритмика. Занятия народными танцами способствуют формированию у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитанию у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни, прививают культуру самостоятельного совершенствования собственного психо-эмоционального статуса.

Для успешного внедрения дисциплины «Народный танец» в образовательный процесс необходимо концептуально и конкретно-содержательно разработать систему учебно-методических пособий и дидактических средств. В частности, целесообразно создание терминологическо-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

29

го словаря и энциклопедии по народной хореографии, а также хрестоматии по народному танцу -учебника, состоящего из описания региональных народных танцев и классических образцов народных танцев различных народов. Этот учебник, вероятно, можно скомпоновать по степени сложности и по годам обучения. При этом объем материала должен быть шире программного минимума, чтобы преподаватель имел возможность выбора материала в зависимости от учебной ситуации. Необходимо также скоррелировать программу предмета «Народный танец» с программами других предметов учебного цикла. Особенно это касается таких предметов, как физкультура, музыка, биология, валеология, психология.

Библиографический список

1. Elkanova T.M. To the problem of huma-nitarization of engineering education // International conference of engineering education: Abstracts. May, 23-25, 1995, Moscow, Russia. - Moscow, 1995. - Р 51-53.

2. Елканова ТМ. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее

образование в России. - 1992. - .№2. - С. 88-93.

3. Елканова Т.М., БелогуровА.Ю. Общегуманитарный базис современной системы образования (попытка концептуально-теоретической модели) // Высшее образование в России. - 1995. -№4. - С. 64-66.

4. Елканова Т.М., Белогуров А.Ю. Гуманизация и этнизация: две реалии современной педагогики // Педагогика. - 1996. - №3. - С. 66-67.

5. Елканова Т.М., ЧеджемоваН.М. Концептуальные компоненты гуманитаризации образования в региональном аспекте // Диалог. - 2004. -№1. - С. 48, 74-75.

6. Elkanova T.M. Theoretical and methodical aspects of humanitarization of natural science education // Importance of Science Education in the Light of Social and Economic Changes in the Central and East European Countries: The Materials of the IV IOSTE Symposium for Central and East European Countries. - Kursk, 2003. - Р 209-213.

7. Гоголь Н.В. Петербургские записки 1836 года // Полн. собр. соч. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. -Т. 8. - С. 184-185.

И.В. Герлах ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЁЖНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «КЛУБ РОЛЕВЫХ ИГР»

Опыт деятельности молодёжных и детских движений в России в ХХ веке, используемые ими игровые и организационные формы и методы работы стали своеобразной основой для появления такого нового масштабного российского социокультурного феномена как ролевое движение, объединяющего тысячи молодых людей по всей стране. Попытки рассмотрения истории становления ролевого движения, систематизации и классификации процессов его развития предпринимались рядом теоретиков и практиков ролевого движения: А.И. Ермолаевым, Л.Е. Смеркович, С. Толмачёвым, Б. Соловьевым, В. Калининым, Л. Бочаровой, А. Стегалиным и др., а также педагогами-исследователями такими, как Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, А.Р. Ляндзберг, М.Ю. Кожаринов и др. Анализ работ этих авторов позволил определить следующие причины возникновения ролевого движения:

1. Отсутствие в 80-е годы ХХ века интересных, перспективных государственных проектов, предназначенных для «лучшего круга» нашей молодёжи [1].

2. Неудовлетворённость данной категории молодежи предлагаемыми социокультурной действительностью 80-х годов легитимными формами жизнедеятельности (участие в экономической, общественной, культурной жизни страны), выступавшими как пространство самореализации [4, с. 68].

3. Мифологическая потребность: «господство той или иной идеологии несет в себе систему объяснений места человека в природе и в мире людей. В период перестройки эта ниша оказалась незаполненной, именно поэтому данная группа молодежи сориентировалась на игровые роли, а внешнему (предметному) пути предпочла путь внутреннего (духовного) преобразования» [4, с. 68].

Названные выше авторы выделяют следующие источники ролевого движения: Клубы любителей фантастики (КЛФ), Военно-исторические

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

© И.В. Герлах, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.