го словаря и энциклопедии по народной хореографии, а также хрестоматии по народному танцу -учебника, состоящего из описания региональных народных танцев и классических образцов народных танцев различных народов. Этот учебник, вероятно, можно скомпоновать по степени сложности и по годам обучения. При этом объем материала должен быть шире программного минимума, чтобы преподаватель имел возможность выбора материала в зависимости от учебной ситуации. Необходимо также скоррелировать программу предмета «Народный танец» с программами других предметов учебного цикла. Особенно это касается таких предметов, как физкультура, музыка, биология, валеология, психология.
Библиографический список
1. Elkanova T.M. To the problem of huma-nitarization of engineering education // International conference of engineering education: Abstracts. May, 23-25, 1995, Moscow, Russia. - Moscow, 1995. - Р 51-53.
2. Елканова ТМ. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее
образование в России. - 1992. - .№2. - С. 88-93.
3. Елканова Т.М., БелогуровА.Ю. Общегуманитарный базис современной системы образования (попытка концептуально-теоретической модели) // Высшее образование в России. - 1995. -№4. - С. 64-66.
4. Елканова Т.М., Белогуров А.Ю. Гуманизация и этнизация: две реалии современной педагогики // Педагогика. - 1996. - №3. - С. 66-67.
5. Елканова Т.М., ЧеджемоваН.М. Концептуальные компоненты гуманитаризации образования в региональном аспекте // Диалог. - 2004. -№1. - С. 48, 74-75.
6. Elkanova T.M. Theoretical and methodical aspects of humanitarization of natural science education // Importance of Science Education in the Light of Social and Economic Changes in the Central and East European Countries: The Materials of the IV IOSTE Symposium for Central and East European Countries. - Kursk, 2003. - Р 209-213.
7. Гоголь Н.В. Петербургские записки 1836 года // Полн. собр. соч. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. -Т. 8. - С. 184-185.
И.В. Герлах
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЁЖНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «КЛУБ РОЛЕВЫХ ИГР»
Опыт деятельности молодёжных и детских движений в России в ХХ веке, используемые ими игровые и организационные формы и методы работы стали своеобразной основой для появления такого нового масштабного российского социокультурного феномена как ролевое движение, объединяющего тысячи молодых людей по всей стране. Попытки рассмотрения истории становления ролевого движения, систематизации и классификации процессов его развития предпринимались рядом теоретиков и практиков ролевого движения:
А.И. Ермолаевым, Л.Е. Смеркович, С. Толмачёвым, Б. Соловьевым, В. Калининым, Л. Бочаровой, А. Стегалиным и др., а также педагогами-исследователями такими, как Б.В. Куприянов,
А.Е. Подобин, А.Р. Ляндзберг, М.Ю. Кожаринов и др. Анализ работ этих авторов позволил определить следующие причины возникновения ролевого движения:
1. Отсутствие в 80-е годы ХХ века интересных, перспективных государственных проектов, предназначенных для «лучшего круга» нашей молодёжи [1].
2. Неудовлетворённость данной категории молодежи предлагаемыми социокультурной действительностью 80-х годов легитимными формами жизнедеятельности (участие в экономической, общественной, культурной жизни страны), выступавшими как пространство самореализации [4, с. 68].
3. Мифологическая потребность: «господство той или иной идеологии несет в себе систему объяснений места человека в природе и в мире людей. В период перестройки эта ниша оказалась незаполненной, именно поэтому данная группа молодежи сориентировалась на игровые роли, а внешнему (предметному) пути предпочла путь внутреннего (духовного) преобразования» [4, с. 68].
Названные выше авторы выделяют следующие источники ролевого движения: Клубы любителей фантастики (КЛФ), Военно-исторические
30
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
© И.В. Герлах, 2007
клубы (ВИКи), объединения неформалов, в частности хиппи, и клубы самодеятельной песни (КСП). Кроме того, по их мнению, в качестве источников можно рассматривать методы, использовавшиеся в пионерском движении и коммунар-ских объединениях: военно-полевые игры «Зарница» и «Орленок», технологию организации и проведения коллективно-творческих дел, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей жизни, событийность и др. [4, с. 63].
Педагоги Б.В. Куприянов и А.Е. Подобии, опираясь на работы непосредственных участников ролевого движения, выделяют четыре основных этапа зарождения и развития ролевого движения в нашей стране: 1) вызревание предпосылок (60-е годы - первая половина 80-х гг ХХ в.); 2) оформление движения (вторая половина 80-х гг - начало 90-х гг ХХ в.); 3) тиражирование, широкое распространение (середина 90-х гг ХХ в.); 4) изменение характера движения (вторая половина 90-х гг. ХХ в. - настоящее время) [4, с. 64].
Исследователь ролевого движения И. Семёнов отмечает, что самого движения как единой организации, не существует, так как у членов движения «нет ни единой цели, ни общих для всех интересов, ни механизмов координации. По сути, «движение» представляет собой множество различных по размеру групп со своими интересами, целями и образом действий» [9]. Структуру современного ролевого движения составляют клубы поклонников творчества Дж.Р.Р. Толкина; клубы, занимающиеся исторической реконструкцией; военно-исторические клубы; клубы любителей фантастики и фэнтези; клубы индеанистов -поклонников ролевых игр в индейцев и др.
По данным, полученным нами в результате исследований, проводившихся с 2001 по 2006 гг, ролевое движение на юге России объединяет в основном молодёжь 18-25 лет (83%), кроме того, есть представители старшего возраста от 30 до 45 лет (3%) и старшие-школьники 13-15 лет (11%); 40% от общего количества участников ролевого движения - студенты.
Сущность ролевого движения составляет совокупность неформальных молодёжных общественных объединений и организаций, занимающихся созданием и проведением ролевых игр, а также связанными с ними различными видами деятельности: историческим и игровым фехтованием, изготовлением игрового оружия, доспехов, костюмов и аксессуаров, литературно-музыкаль-
ным творчеством, разработкой теории ролевой игры и др. Наиболее стабильной организационной единицей ролевого движения является клуб ролевых игр.
Для анализа воспитательного потенциала клуба ролевых игр рассмотрим понятия, входящие в содержание данного явления. Лексическое значение понятия «потенциал» предполагает, прежде всего, скрытые возможности кого-либо, чего-либо, которые могут реализоваться при определенных условиях [6, с. 1058; 7, с. 404]. Говоря о потенциале молодёжной общественной организации, мы имеем в виду возможности «общности людей, новых сил, рождающихся в процессе их совместной деятельности» [5, с. 45]. С позиции педагогики сущность молодёжной организации представляет собой совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообразующие взаимоотношения между её членами, направленных на оптимизацию их социального взаиморазвития и совершенствование окружающего жизненного пространства. Следовательно, педагогическая сущность молодёжной организации может быть определена не просто как некий социальный потенциал, а именно как воспитательный потенциал. Ведущими принципами материализации воспитательного потенциала молодёжной организации являются [2]:
1) субъектная значимость общественной жизни;
2) гармонизация взаимоотношений личности и общества; 3) гуманистическая направленность; оптимистическая перспектива; социально-педагогический динамизм; 4) возрастная ориентация и индивидуализация: учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Существует ряд факторов, создающих условия для развития личности в рамках молодёжной общественной организации: добровольность вхождения и свобода выхода из объединения, отсутствие жесткой заданности и регламентированности деятельности, возможность реализации законных прав и свобод. Под развитием личности в детской и молодёжной организации понимаются качественные изменения, происходящие в ее структуре в процессе освоения роли, отражающей принадлежность к общественной организации, наделенность конкретными правами и обязанностями, определяющими стиль поведения и отношений. Освоение роли члена молодёжной организации связано, прежде всего, с осознани-
ем личностью цели своего вхождения в него, своего места, роли и образа жизни в нем; возможностей, предоставленных ей объединением, добровольно принимаемой меры ответственности за себя и других. Сознательное участие в деятельности организации предопределяет выполнение роли субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Это, в свою очередь, ведет к необходимости развития представления о себе и других, умение строить с ними отношения, совместно участвовать в деятельности, самоутверждаться и самореализовываться через сотрудничество. В результате целенаправленного воздействия в рамках молодёжной организации и вне их актуализируются социально значимые потребности, способности к разнообразной - по направлению, содержанию, характеру, формам, способам - деятельности и системе отношений, стимулируется саморазвитие и самосовершенствование на основе самопознания и социальной активности.
Основными функциями клубной деятельности являются компенсаторная и стимулирующая, поскольку клуб предоставляет детям и молодёжи большую вариативность выбора при отсутствии строго заданной программы. В клубе работает действительное самоуправление, формирующее основы демократической культуры личности. Не менее важен учёт воспитательного потенциала таких эмоциональных явлений, свойственных именно коллективной деятельности, как совместность, коллективность переживаний, соревновательные ситуации, ситуации успеха и неуспеха, новизны, внезапности, перспективной устремлённости, самооценки коллектива и др.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что воспитательный потенциал молодёжной общественной организации «Клуб ролевых игр», представляет собой спектр возможностей целенаправленного педагогически ценного воздействия на формирование положительных качеств гармонично развивающейся личности молодого человека средствами сюжетно-ролевой театрализованной игры и других видов деятельности ролевого движения. Говоря о положительных качествах личности, мы имеем в виду актуальные для современного процесса построения гражданского общества в России: толерантность, интернационализм, коммуникабельность, духовность, демократичность, патриотизм, стремление заниматься общественно-полезной деятель-
ностью, самосовершенствоваться и самореализовываться. В этом наша позиция соответствует современной концепции гуманистического воспитания о гармоничном развитии личности, сформулированной В.А. Сластёниным, И.Ф. Исаевым, Е.Н. Шияновым [8, с. 285].
Структурные компоненты воспитательного потенциала клуба ролевых игр можно выделить на основе ряда потенциалов коллектива, названных А.Н. Лутошкиным [5]: 1) воспитательные возможности клуба ролевых игр в настоящем и будущем; 2) нравственные нормы клуба ролевых игр; 3) сложившееся общественное мнение о деятельности клуба ролевых игр, обеспечивающее поддержку воспитательной работы, реализуемой клубом; 4) организованность и дисциплина; 5) наличие способного руководителя и мастеров (организаторский фонд клуба); 6) определённый уровень сплочённости членов клуба; 7) отлаженную систему педагогического управления и др. Эти потенциалы выражаются в их «способности подключать дополнительные источники активности к действиям личностей, быть своеобразными «усилителями» деятельности людей в коллективах» [5, с. 46]. Критериями воспитательного потенциала клуба ролевых игр выступают: 1) степень добровольности и осознанности принятия членами клуба участия в его работе;
2) качество отношений, возникающих между членами клуба; 3) соответствие действий руководителя клуба поставленным воспитательным целям и задачам; 4) соответствие уставных воспитательных целей и задач современной концепции гуманистического воспитания; 5) качество реализации процессов самоуправления; 6) соответствие деятельности клуба ролевых игр потребностям членов клуба, особенно в самореализации; 7) уровень доступности услуг, предоставляемых клубом как общественной организацией для всех нуждающихся в них; 8) уровень общественной значимости работы клуба ролевых игр.
Рассматривая деятельность клуба ролевых игр как молодёжной общественной организации, мы можем выделить комплекс следующих условий развития его воспитательного потенциала:
- психолого-педагогические: 1) деятельность, характер которой обеспечивает участие членов клуба ролевых игр в моральном поведении; 2) яркие эмоциональные переживания, наличие «эмо-циогенных ситуаций», постановка и достижение педагогически ценных целей клубной работы;
32
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
3) удовлетворение в деятельности клуба ролевых игр педагогически ценных потребностей личности; 4) общий положительный эмоциональный фон (романтика, свобода общения, туризм, духовная близость и т.п.); 5) испытание членами клуба ролевых игр удовлетворения от продуктивного взаимодействия;
- социально-педагогические: 1) вовлечения членов клуба в активную общественно-полезную деятельность; 2) использование положительных культурных образцов социального поведения;
3) наличие сформированного положительного имиджа клуба;
- организационно-педагогические: 1) создание равных возможностей для членов клуба ролевых игр в плане личностного развития; 2) вовлечение членов клуба ролевых игр в самостоятельную творческую деятельность; 3) наличие корректных положительных и отрицательных подкреплений со стороны руководителя и лидеров клуба ролевых игр; 4) вовлечение в деятельность, требующую включения в процесс самовоспитания;
- организационно-методические: 1) вовлечение членов клуба ролевых игр в физическую деятельность; 2) создание ситуаций для совместного коллективного принятия решений, сотрудничества при выполнении клубных обязанностей;
3) создание ситуаций информационного обмена;
4) проведение обязательного анализа деятельности клуба ролевых игр и его членов, в котором должны преобладать положительные оценки.
Наличие выделенных нами условий является необходимым для успешного проведения комплексной воспитательной работы в рамках молодёжного клуба ролевых игр. При их соблюдении будут решаться задачи, являющиеся общими для любого направления общественного воспитания: формирование гуманистического сознания и самосознания; активной жизненной позиции; личной ответственности человека за свой труд, пове-
дение и собственные духовные качества [3]. Решение данных задач достигается благодаря доступности использования в рамках клуба ролевых игр всей системы методов воспитания, включающей в себя методы формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта её общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения, контроля, самоконтроля и самооценки личности, а также ведущих средств воспитания.
Библиографический список
1. Бочарова Л. История Ролевого Движения в России - от Античности до Нового времени. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zabzamok.org.ru/zzamok/740.
2. Железное а Л.Б. Преемственность при создании детских общественных организаций XXI века [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t43_53. htm.
3. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. - 312 с.
4. КуприяновБ.В., ПодобинА.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 104 с.
5. ЛутошкинА.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М. : Педагогика, 1988. - 128 с.
6. Советский энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет: А.М. Прохоров (пред.). - М.: Советская Энциклопедия, 1991. - 1600 с.
7. Словарь иностранных слов. 8-е изд. - М.: Русский язык, 1981. - 624 с.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.
В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
9. Семёнов И. Реальная нереальность [Электронный ресурс] // Ролевое движение: проблемы и перспективы: семинар. Режим доступа: http://www.magister.konvent.ru/ seminar.htm.