DOI: 10.18721/JHSS.11206 УДК 378
УЧЕБНЫЙ ЛОНГРИД КАК МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ТЕКСТ:
К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ЖАНРА
О.Ф. Купрещенко
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина,
Москва, Российская Федерация
Цифровая революция повлияла на все сферы коммуникации, существенные изменения произошли и в образовательной среде. Цифровые тексты, с которыми школьники и студенты регулярно взаимодействуют в повседневной коммуникации, становятся эффективным средством обучения. Онлайн-технологии наделяют цифровые материалы возможностями, недоступными для бумажных текстов. В качестве примера цифрового текста рассматривается лонгрид — формат подачи медиатекстов, характеризующийся большим объемом, связностью вербальных и аудиовизуальных компонентов и глубиной погружения в тему. Передача информации с помощью разных семиотических систем позволяет рассматривать лонгрид как мультимодальный жанр. В статье описаны основные характеристики лонгрида как жанра, охарактеризованы преимущества использования лонгрида в образовательном процессе, приведены результаты опроса преподавателей по использованию цифровых текстов в образовательном процессе. Отдельно проанализированы учебные лонгриды с точки зрения их структурной организации и содержания, а также взаимодействия вербальных и аудиовизуальных компонентов.
Ключевые слова: методика преподавания, лонгрид, мультимодальный текст, цифровой текст, цифровизация образования.
Ссылка при цитировании: Купрещенко О.Ф. Учебный лонгрид как мультимодальный текст: к вопросу о специфике жанра // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 2. С. 69-77. DOI: 10.18721/JHSS.11206
Статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://creativecom-mons.org/licenses/by-nc/4.0/).
EDUCATIONAL DIGITAL LONGFORM ARTICLE AS A MULTIMODAL TEXT: ON THE ISSUE OF THE GENRE SPECIFICS
O.F. Kupreshchenko
Pushkin State Russian Language Institute, Moscow, Russian Federation
The digitalization has affected all areas of communication, significant changes have occurred in the educational environment. This paper discusses the possibilities of including digital texts in the educational process. Digital longform Journalism has recently attracted increased attention among Internet users, including teachers. Consequently Digital Longform journalistic works must be considered not only in terms of journalism but also as an effective learning material. Potential of digital technologies is to integrate photographs, videos, information graphics, audios, animation effects into educational text. The transmission of information using different semiotic systems allows us to consider Digital longform Journalism as a multimodal genre. In order to analyze the possibilities of using Digital longform Journalism in learning, educational longform text are described: we have analyzed their structural organization and content, as well as the interaction of verbal and audiovisual components. As a result of the study ways of using Digital longform Journalism in the educational
process are proposed: It can be used for the presentation of educational material and as the form of the final student project.
Keywords: long read, multimodality, media, digital, e-learning, social medium.
Citation: O.F. Kupreshchenko, Educational digital longform article as a multimodal text: on the issue of the genre specifics, Society. Communication. Education, 11 (2) (2020) 69—77. DOI: 10.18721/ JHSS.11206
This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/licenses/ by-nc/4.0/).
Введение
С каждым годом онлайн-технологии играют все более заметную роль в образовании. С переходом обучения в цифровую среду основным источником информации становится цифровой текст — то есть текст, создание которого предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. К цифровым текстам относятся не только электронные книги, но и посты в социальных сетях, новостные заметки и даже тексты комментариев на YouTube. Особенностью цифровых текстов является возможность сочетания разных семиотических систем (вербальной, визуальной, аудиальной) для передачи смысла. Такой способ представления материала называется мультимодальным (полимодальным/поликодовым) [1]. По сравнению с бумажными аналогами, в цифровых текстах модальности могут по-разному конфигурироваться, изменяться, а также расширяются способы распространения таких текстов. Читатель может управлять модальностями цифрового текста: контролировать поток информации с помощью кнопок паузы и перемотки, выбирать между форматами или объединять их (звук, изображение и текст), получать доступ к субтитрам, использовать интеллектуальные карты или онлайн-словари для улучшения понимания текста.
В интернет-среде цифровые тексты в основном представлены малыми жанровыми формами: инфографика, посты в социальных сетях, комментарии и т. п. Во-первых, это связано с постоянно увеличивающимся количеством информации и отсутствием времени на ее восприятие — пользователи предпочитают тексты, передающие информацию в сжатом и концентрированном виде. Во-вторых, процесс чтения цифрового текста, в отличие от бумажных аналогов, характеризуется сканированием информации, поиском ключевых слов. В такой ситуации удивляет следующая тенденция: при общем доминировании текстов малых форм, в последнее время набирают популярность лонгриды — длинные тексты, требующие внимательного и вдумчивого чтения.
Цель настоящего исследования — описание учебного лонгрида как мультимодального цифрового текста. Под учебным лонгридом мы понимаем мультимодальный формат презентации образовательного и просветительского материала большого объема, созданный путем объединения вербальных и невербальных компонентов в единое целое.
Обзор литературы
Основные принципы презентации учебных материалов сформулировал Р.Е. Майер, разрабатывавший концепцию мультимодального обучения. Под презентацией понимаются вербальные и графические способы представления материала, такие как текст на экране или нарратив (звучащая речь), а также статическая графика или анимация (видео), используемые в большинстве компьютерных программ. Принцип мультимедийности утверждает, что студенты воспринимают информацию лучше, если она представлена в виде слов и картинок, чем только в виде слов. Принцип согласованности гласит, что студенты учатся лучше, когда посторонний материал исключен. Кроме того, на успешность усвоения материала может оказать влияние принцип модаль-
ности, который гласит, что люди лучше воспринимают информацию, переданную с помощью изображения и звука, чем с помощью изображения и письменного текста [2, 3]. Согласно этому принципу, представление изображения и письменного текста может создавать дополнительную когнитивную нагрузку, т. к. визуальный канал перегружается, и от читателя требуются дополнительные усилия для обработки информации. Названные принципы были апробированы для таких областей знаний, как физика, биология и механика.
Эффективность использования цифровых мультимодальных текстов в обучении подтверждает теория двойного кодирования А. Пайвио [4], которая утверждает, что представление информации в двух режимах (слуховом и письменном) улучшит обработку информации, что впоследствии приведет к большей глубине понимания и запоминания. Близка к этому мнению интегрированная теория обучения, предложенная Шнотцем, который рекомендовал сочетать визуальную и текстовую информацию для презентации материала по школьным предметам (биология, история, физика и т. д.) [5].
Таким образом, ценность для учебного процесса цифровых текстов, способных передавать разные типы информации, подтверждается целым рядом исследований. Эта ценность признается и в национальных системах образования. Например, в образовательном стандарте Австралии прописано, что тексты бывают письменными, устными, визуальными, мультимодальными, а также могут быть представлены в печатной или цифровой/онлайн формах1. В школе и за ее пределами учащиеся сталкиваются с задачами, заключающимися в понимании и создании подобных текстов. Похожая ситуация в США, где в образовательном стандарте подробно прописаны формы работы с мультимодальными текстами (например, сравнить стандартный текст с аудио-, видео- или мультимедийной версией текста)2. В России внедрение цифровых текстов в образование актуально в связи с развитием концепции цифровой школы и национальными проектами, направленными на формирование современной цифровой образовательной среды [6].
В данной статье подробно рассматривается один из жанров цифровых текстов, которые можно использовать в образовательном процессе, — учебный лонгрид.
Основная часть работ, посвященная изучению лонгрида, рассматривает его как жанр журналистики: описываются особенности темы и жанра в лонгридах, анализируются причины его популярности у современной медиааудитории, предлагается технология создания лонгридов с учётом профессиональных компетенций мультимедийных журналистов [7—9]. Лонгрид как крео-лизованный текст в рамках лингвистики текста с точки зрения взаимодействия в нем вербальных и медийных элементов рассматривает Д.П. Чигаев [10]. А.В. Колесниченко отмечает жанрообра-зующие признаки лонгрида: объем текста (длинный текст), глубину погружения в тему и качество собранной информации [11].
Методический потенциал представления образовательного контента в формате лонгрида глубоко не исследован. В то же время целый ряд работ посвящен дидактическим возможностям метода цифрового сторителлинга [12—15]. Цифровым сторителлингом называют комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие [16]. Лонгрид как один из видов цифрового сторителлинга обладает основными преимуществами этого метода. В [17] отмечены следующие преимущества цифрового сторител-линга в образовании:
1) обеспечение разнообразия образовательного процесса;
2) персонализация обучения;
3) убедительность в объяснении темы;
4) улучшение вовлечения студентов в процесс обучения.
1 Australian Curriculum // URL: https://www.australiancurriculum.edu.au/f-10-curriculum/english/key-ideas/
2 Common Core State Standards // URL: http://www.corestandards.org/wp-content/uploads/ELA_Standards1.pdf
Что касается лонгрида, методический потенциал использования этого формата в качестве обучающего материала обусловлен прежде всего соответствием принципам мультимодального обучения, а также некоторыми специфическими особенностями такого текста. Так, для лонгрида характерны упрощенные навигация и пользовательский интерфейс, а также плавный переход между мультимедийным контентом, которые замедляют взаимодействие читателей с лонгридом [18]. За счет этих особенностей лонгрид, в отличие от малых текстовых форм (инфографики, постов в социальных сетях, комментариях), создает среду, защищающую читателей от отвлекающих факторов, позволяя им погрузиться в повествование [19]. Кроме того, исследователи отдельно подчеркивают необходимость включения в образовательный процесс цифровых текстов большого объема, содержащих подробные описания, аргументацию, сложное повествование, для развития когнитивных способностей читателей [20].
Как формат представления обучающего контента лонгрид часто рассматривается в виде альтернативы учебным видео в рамках онлайн-курсов. Перед видеозаписями лекций лонгрид имеет ряд преимуществ. Во-первых, в снятый и смонтированный видеоролик достаточно сложно внести изменения. Учебный материал должен быть представлен в таком формате, который позволяет его актуализировать без серьезных затрат времени и ресурсов. Этим требованиям отвечает жанр лонгрида: в готовый текст можно быстро добавить новую текстовую информацию, обновить ссылки, вставить новые изображения и видео. Во-вторых, для современного образовательного процесса характерен переход от принципов образовательного процесса электронного обучения (e-learning) к мобильному обучению (m-learning): мобильное обучение является одним из направлений развития дистанционного обучения, в процессе которого используются мобильные телефоны, смартфоны и КПК [21]. Лонгрид в этом смысле отвечает тенденциям в образовании, т. к. он хорошо воспринимается с экрана мобильного телефона, и чаще тексты в таком формате читают именно на смартфонах.
Методология и материалы исследования
Материалом исследования стали примеры учебных лонгридов на следующих сайтах:
Arzamas (https://arzamas.academy/) — просветительский проект, размещающий видеолекции и материалы по литературе, истории, искусству, антропологии, философии и т. п.;
N+1(https://nplus1.ru/) — сайт, знакомящий пользователей с новостями из мира науки, технологий, космоса и гаджетов;
ПостНаука (https://postnauka.ru/) — проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают;
Skillbox (https://skillbox.ru/) — онлайн-университет современных digital-профессий.
Критерием отбора образовательных платформ стало регулярное размещение учебных лонгридов. Для достижения цели работы были применены теоретические и эмпирические методы исследования. Проведенный среди школьных учителей и преподавателей вузов опрос показал уровень готовности педагогов использовать цифровые тексты в учебном процессе, а также степень знакомства педагогов с жанром лонгрида. Отобранные учебные лонгриды были обработаны и проанализированы в соответствие с предварительно определенными параметрами. Интерпретация полученных на этом этапе данных позволила сравнить учебные лонгриды с мультимедийными лонгридами, считающимися классическими примерами жанра, и выявить специфику учебных лонгридов.
Результаты исследования
В целях изучения опыта использования цифровых текстов в образовании, нами проводился опрос среди школьных учителей и преподавателей вузов. В опросе приняли участие 139 человек из российских и зарубежных образовательных учреждений. Результаты опроса показали, что
большинство педагогов используют в образовательном процессе цифровые тексты: 86 % респондентов ответили, что регулярно предлагают учениками работу с цифровыми текстами в рамках заданий на уроке; 92 % учителей дают такую работу в качестве домашнего задания (рис. 1).
Что касается выбора формата цифрового текста, то оказалось, что самый популярный способ представления материала — презентации: 85,7 % респондентов отметили, что часто их используют в учебном процессе. При этом лонгриды используют лишь 19,8 % педагогов. Это можно объяснить новизной самого жанра, а также отсутствием подробных методических рекомендаций по созданию собственных лонгридов и использованию аутентичных учебных лонгридов в образовательном процессе.
Первыми шагами в этом направлении может стать описание учебных лонгридов, определение ключевых характеристик таких текстов и их структурных особенностей. Для выявления своеобразия учебных лонгридов были отобраны и проанализированы 20 текстов (по пять учебных лонгридов с каждого сайта — Arzamas, N+1, ПостНаука, Skillbox). Распределение невербальных компонентов в учебных лонгридах показано на рис. 2.
На графике видно, что медийные компоненты учебных лонгридов не отличаются большим разнообразием: в проанализированных примерах отсутствовали аудиофрагменты, 3Б-панорамы, карты и т. д. Всего по три раза в учебных лонгридах встречаются карусели из нескольких иллюстраций, видеофрагменты и анимированные изображения в gif-формате, а наиболее частотным медийным компонентом учебного лонгрида являются статичные изображения. При этом, как мы видим на рис. 3, наиболее распространенными типами иллюстраций являются рисунки и фотографии, а графики и схемы присутствуют лишь на шести иллюстрациях из 75.
В 18 лонгридах были обнаружены гиперссылки на внешние источники, а в семи текстах присутствуют всплывающие подсказки, которые позволяют прояснить смысл слова или выражения, не переходя на сторонние ресурсы. В ряде учебных лонгридов содержатся такие интерактивные элементы, как встроенные опросы, позволяющие читателю в игровой форме узнать дополнительную информацию по изучаемой теме. Больше половины учебных лонгридов содержат визуально оформленные маркированные списки, ключевые фразы и цитаты, улучшающие структурированность текста и облегчающие восприятие. Семь из 20 лонгридов содержат библиографические списки, указывающие на источники данного лонгрида или дополнительные материалы.
в рамках заданий на уроке ■ в рамках домашних заданий
50
Jlj
никогда 1 раз в месяц 1 раз в неделю несколько раз в каждый день
неделю
Рис. 1. Регулярность работы с цифровыми текстами Fig. 1. Regularity of working with digital texts
l3
Рис. 2. Распределение невербальных компонентов учебного лонгрида Fig. 2. Distribution of non-verbal components in educational digital longfoim article
Рис. 3. Типы иллюстраций в учебном лонгриде Fig. 3. Types of illustration in educational digital longfoim article
Таким образом, проведенный анализ позволил выделить общие и отличительные характеристики лонгрида как жанра медиажурналистики и учебного лонгрида.
К общим характеристикам относятся:
• мультимодальность — передача информации с помощью разных семиотических систем (вербальной, визуальной и аудиальной), при этом каждый из элементов несет только часть информационной нагрузки;
• нелинейность — возможность перехода по гиперссылкам на другие ресурсы;
• интерактивность — активное взаимодействие с текстом (воспроизведение аудио и видео, встроенные опросы и т. д.).
Специфическими характеристиками учебного лонгрида являются:
• вербальноцентричность. Основная часть передаваемой авторами информации сосредоточена в линейном вербальном компоненте;
♦ второстепенность оформления. Лонгрид как формат медиажурналистики представляет собой сложный материал, над созданием которого трудится большая команда журналистов, программистов и дизайнеров. Такие тексты содержат максимально разнообразные медийные компоненты (карты, 3D-панорамы, интерактивная графика и др.). В учебных лонгридах медийные компоненты призваны не столько привлекать читателя, сколько передавать дополнительную информацию, поэтому они не настолько эффектны. Кроме того, в классическом лонгриде весь экран, как правило, посвящен одной семиотической модальности, и для перехода к другому компоненту необходимо проскроллить вниз [18]. Для учебных лонгридов такое оформление материала не свойственно, и на одном экране могут одновременно отображаться и иллюстрация, и часть вербального компонента;
♦ наличие маркированных списков, инструкций и чек-листов, а также цитат, для оформления которых используется специальный стиль, за счет чего цитата выделяется из массива текста лонгрида;
♦ ссылки в конце лонгрида на дополнительные материалы, статьи по теме, которой был посвящен лонгрид, или на библиографические источники;
♦ использование локальных медийных компонентов вместо континуальных, к которым относятся фоновая музыка, фоновое изображение, континуальная интерактивная графика.
Заключение
В результате проведенного исследования впервые охарактеризован жанр учебного лонгрида. Анализ структурных (вербальных и невербальных) компонентов учебного лонгрида позволил выявить общие и отличительные характеристики такого формата цифровых учебных текстов и лонгрида как жанра медиажурналистики. В ходе исследования выявлено, что в целом учебный лонгрид строится в соответствии с законами жанра, а обнаруженные отличия касаются некоторых структурных элементов, а также количества и характера аудиовизуальных компонентов. Жанровые особенности лонгрида позволяют эффективно использовать его в образовательной среде, однако не все педагоги готовы работать с такими текстами. В этой связи кажутся перспективными дальнейшие исследования методического потенциала учебных лонгридов: разработка рекомендаций по использованию готовых учебных лонгридов в образовательном процессе, а также по созданию собственных лонгридов в обучающих целях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kress G., van Leeuwen T. Reading images: the grammar of visual design. New York: Routledge, 1996.
2. Mayer R.E. Multimedia learning. New York: Cambridge University Press, 2009.
3. The Cambridge handbook of multimedia learning. New York: Cambridge University Press, 2014.
4. Paivio A. Mental Representations. New York: Oxford University Press, 1986.
5. Schnotz W. An integrated model of text and picture comprehension // The Cambridge handbook of multimedia learning. 2005. Vol. 49. P. 69.
6. Лебедева М.Ю. Цифровая революция в лингводидактике РКИ: некоторые лингвистические и методические аспекты // Сб. матер. Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного. 2018. С. 580-585.
7. Глебова И.С. Лонгрид — перспективный формат российской мультимедийной журналистики: опыт и технология создания // Сб. статей IX Междунар. науч.-практ. конф. Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. Ч. 1. С. 246—252.
8. Симакова С.И. Лонгрид и сноуфолл: к вопросу о роли мультимедийного контента в современной журналистике // Сб. матер. и науч. статей XI Междунар. науч.-практ. конф. Мультимедийная журналистика Евразии-2017: журналистская деятельность и ее трансформации
в цифровой среде Востока и Запада. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 2018. С. 15-26.
9. Черепанова Я.М. Лонгрид как формат мультимедийной журналистики // Сб. науч. статей: Медиареальность России: вчера, сегодня, завтра. Российский университет дружбы народов (РУДН). 2019. С. 353-358.
10. Чигаев Д.П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста // Медиаскоп. 2017. Вып. 1 // URL: http://www.mediascope.ru/2270.
11. Колесниченко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп. 2015. Вып. 1 // URL: http://www.mediascope.ru/node/1691.
12. Schmoelz A. Enabling co-creativity through digital storytelling in education // Thinking Skills and Creativity. 2018. Vol. 28. Pp. 1-13.
13. Chan B.S.K., Churchill D., Chiu T.K.F. Digital literacy learning in higher education through digital storytelling approach // J. of Internat. Education Research. 2017. Vol. 13. No. 1. Pp. 1-16.
14. Robin B. The power of digital storytelling to support teaching and learning // Digital Education Review. 2016. No. 30. Pp. 17-29.
15. Walters L., Green M.R. Building critical digital literacy through digital storytelling in teacher education. Andreas Moutsios-Rentzos. 2019. P. 477.
16. Маняйкина Н.В., Надточева Е.С. Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образование в России. 2015. № 10. С. 60-64.
17. Van Gils F. Potential applications of digital storytelling in education // 3rd Twente Student Conf. on IT. University of Twente, Faculty of Electrical Engineering, Mathematics and Computer Science Enschede. 2005. Vol. 7.
18. Hiippala T. The multimodality of digital longform journalism // Digital Journalism. 2017. Vol. 5. No. 4. Pp. 420-442.
19. Dowling D., Vogan T. Can we "Snowfall" this? Digital longform and the race for the tablet market // Digital Journalism. 2015. Vol. 3. No. 2. Pp. 209-224.
20. Hillesund T. Digital reading spaces: How expert readers handle books, the Web and electronic paper. 2010.
21. Рублева Е.В. От e-learning к m-learning: традиции и новации // Русский язык за рубежом. 2013. № 3. С. 46-49.
Статья поступила в редакцию 30.04.2020.
REFERENCES
[1] G. Kress, T. van Leeuwen, Reading images: the grammar of visual design, New York: Routledge. 1996.
[2] R.E. Mayer, Multimedia learning (2nd ed.), New York: Cambridge University Press. 2009.
[3] R.E. Mayer, (Ed.) The Cambridge handbook of multimedia learning (2nd ed.), New York: Cambridge University Press. 2014.
[4] A. Paivio, Mental Representations, New York: Oxford University Press. 1986.
[5] W. Schnotz, An integrated model of text and picture comprehension, The Cambridge handbook of multimedia learning. 49 (2005) 69.
[6] M.Yu.Lebedeva, Tsifrovaya revolyutsiya v lingvodidaktike RKI: nekotoryye lingvisticheskiye i metodicheskiye aspekty [Digital revolution in linguodidactics of Russian as a foreign language: some linguistic and methodological aspects], Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya internet-konferentsiya "Aktualnyye voprosy opisaniya i prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo/nerodnogo" Sbornik materialov. (2018) 580-585.
[7] I.S. Glebova, Longrid - perspektivnyy format rossiyskoy multimediynoy zhurnalistiki: opyt i tekhnologiya sozdaniya [Longform article - a promising format for Russian multimedia journalism: experience and technology for creating], Proryvnyye nauchnyye issledovaniya: problemy, zakonomernosti, perspektivy: sbornik statey IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 4 ch. Penza: Nauka i Prosveshcheniye. 1 (2017) 246-252.
[8] S.I. Simakova, Longrid i snoufoll: k voprosu o roli multimediynogo kontenta v sovremennoy zhurnalistike [Longform article and snowfall: on the role of multimedia content in modern journalism], Multimediynaya zhurnalistika Yevrazii-2017: zhurnalistskaya deyatelnost i yeye transformatsii v tsifrovoy
srede Vostoka i Zapada, Sbornik materialov i nauchnykh statey XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Kazanskiy (Privolzhskiy) federalnyy universitet. (2018) 15—26.
[9] Ya.M. Cherepanova, Longrid kak format multimediynoy zhurnalistiki, Mediarealnost Rossii: vchera, segodnya, zavtra [Longform article as a format of multimedia journalism], Sbornik nauchnykh statey, Rossiyskiy universitet druzhby narodov. (2019) 353—358.
[10] D.P. Chigayev, Longrid kak raznovidnost kreolizovannogo teksta [Longform article as a variation of multimodal text], Mediaskop. 1 (2017). Available: http://www.mediascope.ru/2270.
[11] A.V. Kolesnichenko, Dlinnyye teksty (longridy) v sovremennoy rossiyskoy presse [Long texts (longform article) in the modern Russian press], Mediaskop. 1 (2015). Available: http://www.mediascope. ru/node/1691.
[12] A. Schmoelz, Enabling co-creativity through digital storytelling in education, Thinking Skills and Creativity. 28 (2018) 1-13.
[13] B.S.K.Chan, D. Churchill, T.K.F. Chiu, Digital Literacy Learning in Higher Education through Digital Storytelling Approach, Journal of International Education Research. 13(1) (2017) 1-16.
[14] B. Robin, The power of digital storytelling to support teaching and learning, Digital Education Review. 30 (2016) 17-29.
[15] L. Walters, M.R. Green, Building critical digital literacy through digital storytelling in teacher education, Andreas Moutsios-Rentzos. (2019) 477.
[16] N.V. Manyaykina, Ye.S. Nadtocheva, Tsifrovoye povestvovaniye: ot teorii k praktike [Digital storytelling: from theory to practice], Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 10 (2015) 60-64.
[17] F. Van Gils, Potential applications of digital storytelling in education, 3rd twente student conference on IT, University of Twente, Faculty of Electrical Engineering, Mathematics and Computer Science Enschede. 7 (2005).
[18] T. Hiippala, The multimodality of digital longform journalism, Digital journalism. 5(4) (2017) 420-442.
[19] D. Dowling, T. Vogan, Can we "Snowfall" this? Digital longform and the race for the tablet market, Digital Journalism. 3(2) (2015) 209-224.
[20] T. Hillesund, Digital reading spaces: How expert readers handle books, the Web and electronic paper. (2010).
[21] Ye.V. Rubleva, Ot e-learning k m-learning: traditsii i novatsii [From e-learning to m-learning: traditions and innovations], Russkiy yazyk za rubezhom. 3 (2013) 46-49.
Received 30.04.2020.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS
Купрещенко Ольга Федоровна Kupreshchenko Olga F.
E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020