В. А. Менг
(Санкт-Петербург)
УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ОТ ИСТОКОВ ЗАРОЖДЕНИЯ К НОВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ
В статье рассматривается исторический контекст развития дидактических функций учебного фильма в период с 1896 года по настоящее время. Вводится понятие образовательного фильма как нового педагогического феномена, рассматриваются новые возможности использования фильмов в современном образовательном процессе вуза
В современном образовательном процессе преподаватели часто используют фильмы как одно из ведущих средств обучения. Обладая функцией наглядности, учебные фильмы предоставляют учащимся достоверную информацию об изучаемых явлениях.
В то же время, учебные фильмы используются весьма ограниченно - в основном, в целях наглядности и закрепления знаний, когда российская педагогика насчитывает более ста лет успешной экспериментальной работы с учебными фильмами. Поэтому сегодня продуктивное использование учебного фильма в образовании требует понимания исторического контекста развития возможностей учебного фильма, характеристики его дидактических функций, а также разработки соответствующих методик использования учебных фильмов в образовательном процессе.
Рассмотрим исторический контекст развития учебного фильма, который позволит выявить изменения, происходившие в понимании дидактических возможностей учебного фильма в разные исторические периоды. В целом процесс развития учебных фильмов можно разделить на семь периодов:
1. Предпосылки возникновения учебного фильма (1850-1896].
2. Зарождение учебного фильма (18961930].
3. Введение учебных фильмов в образовательный процесс (1930-1940].
4. Использование учебных фильмов в военный и послевоенный период (1940-1960].
5. Становление учебного фильма как отдельного жанра научного кино (1960-1980].
6. Спад производства учебных фильмов (конец 1980-2000].
7. Децентрализация производства учебных фильмов, возникновение образовательного фильма (начало XXI века].
Основанием для выделения этих периодов послужили воспоминания деятелей киноискусства начала и середины XX века: кинокритиков К. И. Шутко и Л. М. Сухаребского, режиссёров учебного фильма Б. Толля и Б. А. Альтшуллера, работы специалистов по медиаобразованию А. В. Федорова, Т. А. Беляевой, периодические издания «аннотированных справочников Госфильмофонда СССР», а также анализ современного опыта использования фильмов, интернет-ресурсов, деятельности учителей и учащихся.
Первый период можно охарактеризовать как зарождение научно-популярного кино. Он является своеобразной предпосылкой развития кинематографических средств в результате научно-технической революции. В этот период в учебном процессе стали создаваться и использоваться короткометражные диафильмы, составленные из ряда изображений, объединённых общей тематикой [2]. В 1858 году в Петербурге были организованы лекции, во время которых преподаватель иллюстрировал сказанное с помощью проекционного аппарата «волшебный фонарь». В конце 70-х годов IXX века появилась книга «Волшебный фонарь», раскрывающая преимущества народных чтений, подкрепленных изобразительным материалом.
Второй период (1896-1930] характеризуется возникновением учебного фильма внутри научно-популярного кино. Этот период можно разделить на два этапа. На первом этапе (1896-1919] осуществлялось осмысление и понимание возможностей киноязыка в учебных целях: фильмы затрагивали темы луговодства, травосеяния, обработки почвы, животноводства, птицеводства, ветеринарии и т.п. Ведущей дидактической функцией этого этапа выступала наглядность, облегчавшая понимание научных и естественно науч-
ных вопросов. Так как российские киностудии по производству документальных и научно-популярных лент начали возникать только в начале 1900 годов [«братьев Пате» (Москва], «Ханжонкова» (Москва] и «Дранкова» (Петербург]], наряду с отечественными фильмами показывали фильмы зарубежного производства.
В 1919 г. на VIII съезде партии была утверждена Программа РКП(б]. Одной из главных задач программы была всесторонняя государственная помощь самообразованию рабочих и крестьян. Это событие послужило толчком к началу второго этапа развития учебных фильмов - этапу культурфильма. Теоретик неигрового кино К. И. Шутко определяет культурфильм как «научно-популярную форму кино, новый вид тематической обработки хроники» [6, с. 14].
Феномен культурфильма имел большой успех и являлся существенной частью массовой культуры в 20-е гг. XX в., хотя преимущественно был рассчитан на взрослого зрителя. Тематика культурфильмов была обширной: все, что могло способствовать повышению культурного уровня народа и расширению его кругозора, пропаганда освоения новой техники и новых методов ведения сельского хозяйства, а также пропаганда элементарных сведений по санитарии и гигиене. Показывались культурфильмы в кинотеатрах или в кинолекториях, которые к тому времени начали возникать в стране.
Следует отметить, что одновременно с созданием новых кинофабрик («Культурфильм», «Ленфильм» и «Совкино»] в тот период накапливался опыт постановки научных фильмов. Определялась оптимальная длительность фильма (раньше она могла варьироваться от 10 минут до 2-3часов], при создании фильмов стали учитывать психологию восприятия зрителей. Формировались кадры режиссёров и операторов. Осенью 1919 года в Москве была открыта первая в мире киношкола (ВГИК], а в Петербурге Высший институт фотографии и фототехники [5].
В период культурфильма дидактическими функциями учебных фильмов были наглядная, просветительская и пропагандистская, которые диктовали населению активное включение в трудовую деятельность и самообразование. Этап культурфильма являлся своеобразной предпосылкой возникновения учебного фильма, однако учебных фильмов, приспособленных к определённой учебной
программе, на этом этапе практически не было [4].
Ситуация начинает меняться в 1930-х гг. Исчезает термин «культурфильма», начинается новый третий период развития учебного фильма, связанный с массовым производством и введением учебных фильмов в образовательный процесс (1930-1940]. Это обусловлено тем, что в 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП(б] о школе, изменившее во многом методику преподавания и способствовавшее резкому улучшению всей её работы. В стране было принято всеобщее начальное образование в деревне и всеобщее семилетнее образование в городе. Возникла потребность в срочной подготовке квалифицированных рабочих кадров в более широком масштабе. Основное внимание киностудий было привлечению к тем областям народного хозяйства и образования, развитию которых в те годы партия и правительство придавали решающее значение: образование молодёжи, развитие тяжёлой промышленности, автотранспорта, сельского хозяйства.
В этот период развития учебного фильма появилась новая функция - воспитательная. Работа педагога с учебным фильмом заключалась не только в передаче информации зрителям, но и воспитании нового человека.
Военный и послевоенный период внес свой вклад в развитие учебного фильма. К началу этого периода советская военно-учебная кинематография уже имела определённый опыт: во второй половине двадцатых годов учебные фильмы на военную тему выпускала киностудия «Госвоенкино». В 1943 году Лен-техфильм разделяется на «Хронику» и «Тех-фильм», а Мостехфильм эвакуируют в Новосибирск, и переименовывают в «Воентех-фильм», который работает на нужды фронта.
Главной целью учебного фильма военного периода было обучение солдат, и поддержание патриотического духа народа. Фильмы демонстрировались в кинотеатрах и на линии фронта. Примечательной особенностью жанра учебного кино во время военного этапа были создание и разработка кинокурсов. В. Н. Ждан под термином кинокурс понимает «систему взаимосвязанных фильмов, с единой методикой и единством стиля <...> В основе фильмов кинокурса должен лежать единый план» [3, с. 62].
В 1944 г. постановлением ЦК ВКП (б] было решено организовать научно-просветительную пропаганду, которая разъясняла бы дос-
тижения науки, техники и культуры, давали материалистическое объяснение явлений природы. Это постановление сыграло огромную роль и в жизни научного кино: менялись его планы и установки. Наряду с военными темами, которые до конца войны занимали значительную часть производственного плана киностудий, стала набирать темп гражданская тематика.
Учебный кинематограф был тесно связан со всей жизнью страны, её нуждами и заботами. В те годы остро стоял вопрос снабжения населения продуктами питания. Московская студия стала работать над кинокурсом под названием «Беседы агронома» (1950-1953 гг.]. В этой серии фильмов наука давала советы практикам. Что касается сценарной основы этих фильмов, то они были продуманы так, что каждый фильм находился в прямой логической связи с предыдущим, а вместе они раскрывали проблему сельского хозяйства.
Несмотря на то, что, казалось бы, в военный и послевоенный период дидактическими функциями учебных фильмов оставались наглядная, пропагандистская и просветительская, ведущей стала функция формирования у зрителей практических навыков необходимых для обеспечения жизнедеятельности страны.
В 1959 году по вопросам учебного кино, прошло Всесоюзное творческое совещание, на котором было решено сделать кинематограф повседневным методом работы, а также использовать фильмы зарубежного производства, чтобы сформировать фильмотеку, так как ощущалась острая нехватка фильмов (производилось около 100 фильмов в год]. В связи с отсутствием методики построения и применения учебных фильмов в учебном процессе было принято решение открыть аспирантуру по применению кино в учебном и научном процессе. С этого момента начинается период расцвета учебной кинематографии.
Важную роль в актуализации учебного кино сыграла организация специального Совета при Союзе кинематографистов СССР. По его инициативе Госкино СССР стало систематически проводить фестивали учебных фильмов, был изменён статус Ломоносовских премий -решено присуждать их не только научно-популярным, но и учебным фильмам. Проводились многодневные всесоюзные семинары по учебному кино, а в начале шестидесятых годов на центральном телевидении открылась
специальная программа «Учебное кино», задача которой состояла в том, чтобы информировать педагогов и учащихся о новых фильмах.
В 1962 году во ВГИКе была создана мастерская режиссуры учебного фильма. Руководство мастерской было поручено Б. А. Альт-шуллеру, В. Л. Жемчужному и Б. В. Кубееву. Мастерская подготовила более восьмидесяти режиссёров учебного кино. В мастерскую принимались только лица, имеющие высшее образование, то есть люди взрослые, имевшие время подумать, чем в жизни они хотят заниматься [1].
Можно сделать вывод, что в период 60-70 годов XX века учебные фильмы не ограничивались научной информацией, начинают активно использоваться этические и эстетические функции учебного фильма, связанные с темой и трактовкой этой темы, то есть объяснением и оценкой явлений жизни. Эти функции закладывались в виде подтекста, ассоциаций и размышлений, не высказанных открыто.
К 1978 году число фильмов в фильмофонде сократилось. Это объясняется тем, что к концу шестидесятых годов произошло изменение учебных программ по многим предметам, и уменьшился срок обучения в начальной школе. Оказалось, что ранее снятые фильмы не соответствовали новым требованиям. Их пришлось изъять, и фонд сократился.
В конце 1980-х годов интенсивное развитие видеопродукции начало менять облик учебных фильмов. Для показа и съёмки фильмов все больше использовались видеомагнитофоны и видеокамеры. Стали возникать школьные телецентры и телестудии. Несмотря на заметное удешевление производства учебных фильмов, в конце 1980-х годов наступает новый период - период спада производства учебных фильмов. Он был обусловлен экономическими изменениями в стране
и, как следствие полным отсутствием государственного финансирования. К началу 90-х годов нашего столетия прошлого столетия во многих учебных заведениях России не было денег на аудиовизуальную аппаратуру, на студиях существенно сократился бюджет. В то же время заявлять о полном исчезновении учебного фильма невозможно. В 90-х годах образуется фирма «ВИКИНГ» («Видеокинограмотность»], созданная президентом Российской Ассоциации деятелей кинообразования Г. А. Поличко, которая воплотила ряд ин-
тересных проектов [5]. Например, в мае 1991 года на базе Московской средней школы № 1057 открылся первый в России специализированный кинолицей. Был сделан первый выпуск Всероссийских высших кино-педаго-гических курсов в Москве.
Одновременно, этот период знаменует начало новой эры - персонального компьютера и интернета. Появляются первые монтажные программы для компьютеров, которые позволяют облегчить производство фильмов. Это является предпосылкой для нового витка развития учебного фильма, связанного с качественным изменением вида и формы его как такового.
Седьмой, заключительный, период развития учебного фильма начинается в XXI веке. Сегодня в первую очередь следует отметить попытки возрождения традиций показов учебных фильмов по телевидению (передачи канала Культура, канал Бибигон] и формирования новых дидактических возможностей учебных фильмов, обусловленных упрощением производства и доступностью создания видео продукта. Процесс создания становится уделом не только профессионалов, но и преподавателей, а также студентов.
Такой сдвиг в пользу производства видео фильмов непосредственно целевой аудиторией учебного кино приводит к тому, что сегодня могут быть выделены два вида учебных фильмов: учебный фильм снятый профессионалами и образовательный фильм, сделанный не профессионалами, но отвечающий требованиям к освоению предмета.
Под образовательным следует понимать фильм, созданный преподавателем или учащимся в целях освоения учебной программы. Таким образом, значимым становится процесс создания фильма, во время которого учащийся развивает требуемые компетенции, а также навыки критического мышления, поведения, общения, владения техниками съёмки и монтажа. В этом случае происходит становление новых дидактических функций, связанных с управлением студентом своей познавательной деятельностью, самовыражением и самопрезентацией личности во время освоения учебного предмета.
Феномен образовательного фильма возникает повсеместно: не только в России, но и в Европейских странах как новация в педагогической деятельности учителей, которые понимают значимость средств кинематографии и обладают компетенциями по созданию ви-
деопродуктов. Примером из практики петербургского образования может послужить волонтёрский проект «Дарим свет» учителей гимназии № 232, которые снимают фильмы и записывают аудиокниги вместе со слабовидящими и обычными детьми. В западной практике примером может служить канадский учитель Тони Даско (Топу Dusko), который снимает для своих учеников анимационные фильмы, посвящённые толерантности, правилам и этике поведения. Эти фильмы имеют успех среди учителей, использующих эти фильмы в своей практике.
Создание учебных фильмов студентами и преподавателем может органично включаться в образовательный процесс высшей школы при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Основная идея - включить студента в деятельность, соответствующую новым требования к высшему образованию - подготовке профессионалов, готовых к решению задач в ситуациях неопределенности на основе развитых способностей критического мышления и проявления креативного потенциала.
В ходе проведения исследования нами была разработана методика создания учебного фильма силами преподавателей и студентов. Апробация проводилась на факультете информационных технологий РГПУ им. А. И. Герцена в 2011-2012 учебных годах. В ходе эксперимента были выявлены следующие результаты использования образовательных фильмов в учебном процессе: самостоятельный отбор студентами содержания курса, способность работать с разными источниками информации, развитие навыков критического мышления, развитие компетентностей по созданию видеопродукции, развитие дискурсивной компетентности, развитие критического отношения к видеопродукции.
Подтверждением результативности использования методики создания образовательного фильма можно считать отзывы студентов в рамках заключительного анкетирования. По мнению студентов, основным достоинством использования предлагаемой нами методики является мотивация к изучению учебного предмета и развитие компетентностей, которые могут быть полезны за пределами образовательной сферы.
Подводя итог рассмотрению исторического контекста развития учебного фильма, можно сделать вывод, что, во-первых, расширяется спектр дидактических функций учебного фильма, а во-вторых, в связи с развити-
ем компьютерных технологий, пониманием роли и значения образования в обществе происходит изменение места и роли учебного фильма в образовательном процессе. Важным становится включение студентов в процесс
создания образовательного фильма, в ходе которого происходит освоение содержания учебного предмета и развитие компетентностей, соответствующих новым требованиям к высшему образованию.
Литература
1. Альтшуллер Б. А. Режиссура учебного фильма : учеб.-методич. пособие. - М. : ВГИК, 1981. - Ч.2. - 76 с.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://slovari.yandex.ru/диафильмы/БСЭ/Диафильм
3. Ждан В. Н. Военный фильм в годы Великой Отечественной войны - М.: Госкиноиздат, 1947.
4. СухаребскийЛ. М. Научное кино. - М.: Кинопечать, 1926.
5. Федоров А. В. Краткая история медиаобразования в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediaeducation.ru/publ/fe-dorov/istor_mo.htm
6. Шутко К. И. Что же такое политико-просветительная фильма? // Культурфильма. - Л. ; М. : Теакинопечать, 1929.