Научная статья на тему 'Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям'

Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1119
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФИЛЬМ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА / EDUCATIONAL FILMS / STUDY FILM / SCIENCE FICTION MOVIES / ROLE OF EDUCATIONAL FILMS / EDUCATIONAL FILM DEVELOPMENT / DIDACTIC FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Менг Валерия Андреевна

В статье рассматривается исторический контекст развития дидактических функций учебного фильма в период с 1896 года по настоящее время. Вводится понятие образовательного фильма как нового педагогического феномена, рассматриваются новые возможности использования фильмов в современном образовательном процессе вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational film in Russian pedagogy: from the origin to new opportunities

The article discusses the historical context of didactic functions of the educational film in the period from 1896 to the present days. The author introduces the notion of film as a new educational phenomenon, considers new opportunities of using films in today’s university

Текст научной работы на тему «Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям»

В. А. Менг

(Санкт-Петербург)

УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ОТ ИСТОКОВ ЗАРОЖДЕНИЯ К НОВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ

В статье рассматривается исторический контекст развития дидактических функций учебного фильма в период с 1896 года по настоящее время. Вводится понятие образовательного фильма как нового педагогического феномена, рассматриваются новые возможности использования фильмов в современном образовательном процессе вуза

В современном образовательном процессе преподаватели часто используют фильмы как одно из ведущих средств обучения. Обладая функцией наглядности, учебные фильмы предоставляют учащимся достоверную информацию об изучаемых явлениях.

В то же время, учебные фильмы используются весьма ограниченно - в основном, в целях наглядности и закрепления знаний, когда российская педагогика насчитывает более ста лет успешной экспериментальной работы с учебными фильмами. Поэтому сегодня продуктивное использование учебного фильма в образовании требует понимания исторического контекста развития возможностей учебного фильма, характеристики его дидактических функций, а также разработки соответствующих методик использования учебных фильмов в образовательном процессе.

Рассмотрим исторический контекст развития учебного фильма, который позволит выявить изменения, происходившие в понимании дидактических возможностей учебного фильма в разные исторические периоды. В целом процесс развития учебных фильмов можно разделить на семь периодов:

1. Предпосылки возникновения учебного фильма (1850-1896].

2. Зарождение учебного фильма (18961930].

3. Введение учебных фильмов в образовательный процесс (1930-1940].

4. Использование учебных фильмов в военный и послевоенный период (1940-1960].

5. Становление учебного фильма как отдельного жанра научного кино (1960-1980].

6. Спад производства учебных фильмов (конец 1980-2000].

7. Децентрализация производства учебных фильмов, возникновение образовательного фильма (начало XXI века].

Основанием для выделения этих периодов послужили воспоминания деятелей киноискусства начала и середины XX века: кинокритиков К. И. Шутко и Л. М. Сухаребского, режиссёров учебного фильма Б. Толля и Б. А. Альтшуллера, работы специалистов по медиаобразованию А. В. Федорова, Т. А. Беляевой, периодические издания «аннотированных справочников Госфильмофонда СССР», а также анализ современного опыта использования фильмов, интернет-ресурсов, деятельности учителей и учащихся.

Первый период можно охарактеризовать как зарождение научно-популярного кино. Он является своеобразной предпосылкой развития кинематографических средств в результате научно-технической революции. В этот период в учебном процессе стали создаваться и использоваться короткометражные диафильмы, составленные из ряда изображений, объединённых общей тематикой [2]. В 1858 году в Петербурге были организованы лекции, во время которых преподаватель иллюстрировал сказанное с помощью проекционного аппарата «волшебный фонарь». В конце 70-х годов IXX века появилась книга «Волшебный фонарь», раскрывающая преимущества народных чтений, подкрепленных изобразительным материалом.

Второй период (1896-1930] характеризуется возникновением учебного фильма внутри научно-популярного кино. Этот период можно разделить на два этапа. На первом этапе (1896-1919] осуществлялось осмысление и понимание возможностей киноязыка в учебных целях: фильмы затрагивали темы луговодства, травосеяния, обработки почвы, животноводства, птицеводства, ветеринарии и т.п. Ведущей дидактической функцией этого этапа выступала наглядность, облегчавшая понимание научных и естественно науч-

ных вопросов. Так как российские киностудии по производству документальных и научно-популярных лент начали возникать только в начале 1900 годов [«братьев Пате» (Москва], «Ханжонкова» (Москва] и «Дранкова» (Петербург]], наряду с отечественными фильмами показывали фильмы зарубежного производства.

В 1919 г. на VIII съезде партии была утверждена Программа РКП(б]. Одной из главных задач программы была всесторонняя государственная помощь самообразованию рабочих и крестьян. Это событие послужило толчком к началу второго этапа развития учебных фильмов - этапу культурфильма. Теоретик неигрового кино К. И. Шутко определяет культурфильм как «научно-популярную форму кино, новый вид тематической обработки хроники» [6, с. 14].

Феномен культурфильма имел большой успех и являлся существенной частью массовой культуры в 20-е гг. XX в., хотя преимущественно был рассчитан на взрослого зрителя. Тематика культурфильмов была обширной: все, что могло способствовать повышению культурного уровня народа и расширению его кругозора, пропаганда освоения новой техники и новых методов ведения сельского хозяйства, а также пропаганда элементарных сведений по санитарии и гигиене. Показывались культурфильмы в кинотеатрах или в кинолекториях, которые к тому времени начали возникать в стране.

Следует отметить, что одновременно с созданием новых кинофабрик («Культурфильм», «Ленфильм» и «Совкино»] в тот период накапливался опыт постановки научных фильмов. Определялась оптимальная длительность фильма (раньше она могла варьироваться от 10 минут до 2-3часов], при создании фильмов стали учитывать психологию восприятия зрителей. Формировались кадры режиссёров и операторов. Осенью 1919 года в Москве была открыта первая в мире киношкола (ВГИК], а в Петербурге Высший институт фотографии и фототехники [5].

В период культурфильма дидактическими функциями учебных фильмов были наглядная, просветительская и пропагандистская, которые диктовали населению активное включение в трудовую деятельность и самообразование. Этап культурфильма являлся своеобразной предпосылкой возникновения учебного фильма, однако учебных фильмов, приспособленных к определённой учебной

программе, на этом этапе практически не было [4].

Ситуация начинает меняться в 1930-х гг. Исчезает термин «культурфильма», начинается новый третий период развития учебного фильма, связанный с массовым производством и введением учебных фильмов в образовательный процесс (1930-1940]. Это обусловлено тем, что в 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП(б] о школе, изменившее во многом методику преподавания и способствовавшее резкому улучшению всей её работы. В стране было принято всеобщее начальное образование в деревне и всеобщее семилетнее образование в городе. Возникла потребность в срочной подготовке квалифицированных рабочих кадров в более широком масштабе. Основное внимание киностудий было привлечению к тем областям народного хозяйства и образования, развитию которых в те годы партия и правительство придавали решающее значение: образование молодёжи, развитие тяжёлой промышленности, автотранспорта, сельского хозяйства.

В этот период развития учебного фильма появилась новая функция - воспитательная. Работа педагога с учебным фильмом заключалась не только в передаче информации зрителям, но и воспитании нового человека.

Военный и послевоенный период внес свой вклад в развитие учебного фильма. К началу этого периода советская военно-учебная кинематография уже имела определённый опыт: во второй половине двадцатых годов учебные фильмы на военную тему выпускала киностудия «Госвоенкино». В 1943 году Лен-техфильм разделяется на «Хронику» и «Тех-фильм», а Мостехфильм эвакуируют в Новосибирск, и переименовывают в «Воентех-фильм», который работает на нужды фронта.

Главной целью учебного фильма военного периода было обучение солдат, и поддержание патриотического духа народа. Фильмы демонстрировались в кинотеатрах и на линии фронта. Примечательной особенностью жанра учебного кино во время военного этапа были создание и разработка кинокурсов. В. Н. Ждан под термином кинокурс понимает «систему взаимосвязанных фильмов, с единой методикой и единством стиля <...> В основе фильмов кинокурса должен лежать единый план» [3, с. 62].

В 1944 г. постановлением ЦК ВКП (б] было решено организовать научно-просветительную пропаганду, которая разъясняла бы дос-

тижения науки, техники и культуры, давали материалистическое объяснение явлений природы. Это постановление сыграло огромную роль и в жизни научного кино: менялись его планы и установки. Наряду с военными темами, которые до конца войны занимали значительную часть производственного плана киностудий, стала набирать темп гражданская тематика.

Учебный кинематограф был тесно связан со всей жизнью страны, её нуждами и заботами. В те годы остро стоял вопрос снабжения населения продуктами питания. Московская студия стала работать над кинокурсом под названием «Беседы агронома» (1950-1953 гг.]. В этой серии фильмов наука давала советы практикам. Что касается сценарной основы этих фильмов, то они были продуманы так, что каждый фильм находился в прямой логической связи с предыдущим, а вместе они раскрывали проблему сельского хозяйства.

Несмотря на то, что, казалось бы, в военный и послевоенный период дидактическими функциями учебных фильмов оставались наглядная, пропагандистская и просветительская, ведущей стала функция формирования у зрителей практических навыков необходимых для обеспечения жизнедеятельности страны.

В 1959 году по вопросам учебного кино, прошло Всесоюзное творческое совещание, на котором было решено сделать кинематограф повседневным методом работы, а также использовать фильмы зарубежного производства, чтобы сформировать фильмотеку, так как ощущалась острая нехватка фильмов (производилось около 100 фильмов в год]. В связи с отсутствием методики построения и применения учебных фильмов в учебном процессе было принято решение открыть аспирантуру по применению кино в учебном и научном процессе. С этого момента начинается период расцвета учебной кинематографии.

Важную роль в актуализации учебного кино сыграла организация специального Совета при Союзе кинематографистов СССР. По его инициативе Госкино СССР стало систематически проводить фестивали учебных фильмов, был изменён статус Ломоносовских премий -решено присуждать их не только научно-популярным, но и учебным фильмам. Проводились многодневные всесоюзные семинары по учебному кино, а в начале шестидесятых годов на центральном телевидении открылась

специальная программа «Учебное кино», задача которой состояла в том, чтобы информировать педагогов и учащихся о новых фильмах.

В 1962 году во ВГИКе была создана мастерская режиссуры учебного фильма. Руководство мастерской было поручено Б. А. Альт-шуллеру, В. Л. Жемчужному и Б. В. Кубееву. Мастерская подготовила более восьмидесяти режиссёров учебного кино. В мастерскую принимались только лица, имеющие высшее образование, то есть люди взрослые, имевшие время подумать, чем в жизни они хотят заниматься [1].

Можно сделать вывод, что в период 60-70 годов XX века учебные фильмы не ограничивались научной информацией, начинают активно использоваться этические и эстетические функции учебного фильма, связанные с темой и трактовкой этой темы, то есть объяснением и оценкой явлений жизни. Эти функции закладывались в виде подтекста, ассоциаций и размышлений, не высказанных открыто.

К 1978 году число фильмов в фильмофонде сократилось. Это объясняется тем, что к концу шестидесятых годов произошло изменение учебных программ по многим предметам, и уменьшился срок обучения в начальной школе. Оказалось, что ранее снятые фильмы не соответствовали новым требованиям. Их пришлось изъять, и фонд сократился.

В конце 1980-х годов интенсивное развитие видеопродукции начало менять облик учебных фильмов. Для показа и съёмки фильмов все больше использовались видеомагнитофоны и видеокамеры. Стали возникать школьные телецентры и телестудии. Несмотря на заметное удешевление производства учебных фильмов, в конце 1980-х годов наступает новый период - период спада производства учебных фильмов. Он был обусловлен экономическими изменениями в стране

и, как следствие полным отсутствием государственного финансирования. К началу 90-х годов нашего столетия прошлого столетия во многих учебных заведениях России не было денег на аудиовизуальную аппаратуру, на студиях существенно сократился бюджет. В то же время заявлять о полном исчезновении учебного фильма невозможно. В 90-х годах образуется фирма «ВИКИНГ» («Видеокинограмотность»], созданная президентом Российской Ассоциации деятелей кинообразования Г. А. Поличко, которая воплотила ряд ин-

тересных проектов [5]. Например, в мае 1991 года на базе Московской средней школы № 1057 открылся первый в России специализированный кинолицей. Был сделан первый выпуск Всероссийских высших кино-педаго-гических курсов в Москве.

Одновременно, этот период знаменует начало новой эры - персонального компьютера и интернета. Появляются первые монтажные программы для компьютеров, которые позволяют облегчить производство фильмов. Это является предпосылкой для нового витка развития учебного фильма, связанного с качественным изменением вида и формы его как такового.

Седьмой, заключительный, период развития учебного фильма начинается в XXI веке. Сегодня в первую очередь следует отметить попытки возрождения традиций показов учебных фильмов по телевидению (передачи канала Культура, канал Бибигон] и формирования новых дидактических возможностей учебных фильмов, обусловленных упрощением производства и доступностью создания видео продукта. Процесс создания становится уделом не только профессионалов, но и преподавателей, а также студентов.

Такой сдвиг в пользу производства видео фильмов непосредственно целевой аудиторией учебного кино приводит к тому, что сегодня могут быть выделены два вида учебных фильмов: учебный фильм снятый профессионалами и образовательный фильм, сделанный не профессионалами, но отвечающий требованиям к освоению предмета.

Под образовательным следует понимать фильм, созданный преподавателем или учащимся в целях освоения учебной программы. Таким образом, значимым становится процесс создания фильма, во время которого учащийся развивает требуемые компетенции, а также навыки критического мышления, поведения, общения, владения техниками съёмки и монтажа. В этом случае происходит становление новых дидактических функций, связанных с управлением студентом своей познавательной деятельностью, самовыражением и самопрезентацией личности во время освоения учебного предмета.

Феномен образовательного фильма возникает повсеместно: не только в России, но и в Европейских странах как новация в педагогической деятельности учителей, которые понимают значимость средств кинематографии и обладают компетенциями по созданию ви-

деопродуктов. Примером из практики петербургского образования может послужить волонтёрский проект «Дарим свет» учителей гимназии № 232, которые снимают фильмы и записывают аудиокниги вместе со слабовидящими и обычными детьми. В западной практике примером может служить канадский учитель Тони Даско (Топу Dusko), который снимает для своих учеников анимационные фильмы, посвящённые толерантности, правилам и этике поведения. Эти фильмы имеют успех среди учителей, использующих эти фильмы в своей практике.

Создание учебных фильмов студентами и преподавателем может органично включаться в образовательный процесс высшей школы при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Основная идея - включить студента в деятельность, соответствующую новым требования к высшему образованию - подготовке профессионалов, готовых к решению задач в ситуациях неопределенности на основе развитых способностей критического мышления и проявления креативного потенциала.

В ходе проведения исследования нами была разработана методика создания учебного фильма силами преподавателей и студентов. Апробация проводилась на факультете информационных технологий РГПУ им. А. И. Герцена в 2011-2012 учебных годах. В ходе эксперимента были выявлены следующие результаты использования образовательных фильмов в учебном процессе: самостоятельный отбор студентами содержания курса, способность работать с разными источниками информации, развитие навыков критического мышления, развитие компетентностей по созданию видеопродукции, развитие дискурсивной компетентности, развитие критического отношения к видеопродукции.

Подтверждением результативности использования методики создания образовательного фильма можно считать отзывы студентов в рамках заключительного анкетирования. По мнению студентов, основным достоинством использования предлагаемой нами методики является мотивация к изучению учебного предмета и развитие компетентностей, которые могут быть полезны за пределами образовательной сферы.

Подводя итог рассмотрению исторического контекста развития учебного фильма, можно сделать вывод, что, во-первых, расширяется спектр дидактических функций учебного фильма, а во-вторых, в связи с развити-

ем компьютерных технологий, пониманием роли и значения образования в обществе происходит изменение места и роли учебного фильма в образовательном процессе. Важным становится включение студентов в процесс

создания образовательного фильма, в ходе которого происходит освоение содержания учебного предмета и развитие компетентностей, соответствующих новым требованиям к высшему образованию.

Литература

1. Альтшуллер Б. А. Режиссура учебного фильма : учеб.-методич. пособие. - М. : ВГИК, 1981. - Ч.2. - 76 с.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://slovari.yandex.ru/диафильмы/БСЭ/Диафильм

3. Ждан В. Н. Военный фильм в годы Великой Отечественной войны - М.: Госкиноиздат, 1947.

4. СухаребскийЛ. М. Научное кино. - М.: Кинопечать, 1926.

5. Федоров А. В. Краткая история медиаобразования в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediaeducation.ru/publ/fe-dorov/istor_mo.htm

6. Шутко К. И. Что же такое политико-просветительная фильма? // Культурфильма. - Л. ; М. : Теакинопечать, 1929.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.