Научная статья на тему 'Основные этапы становления учебного фильма в России'

Основные этапы становления учебного фильма в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / аудиовизуальные средства обучения / учебные и научные фильмы / история педагогики / media education / audio-visual training aids / educational and scientific films / history of pedagogy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Коснырева, М. А. Винник, В. М. Чаругин

В статье приводится определение учебного фильма. Показана необходимость использования учебных фильмов в учебном процессе. Кратко описаны основные этапы развития учебного фильма в России. Зарождение учебного фильма (1896–1930). Введение учебных фильмов в образовательный процесс (1930–1940). Военный и послевоенный период (1940–1960). Становление учебного фильма как отдельного жанра научного кино (1960–1980). Спад производства учебных фильмов (конец 1980–2000). Современный этап развития учебного фильма. Показано место и выявлена роль учебного фильма в массовых открытых онлайн-курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF EDUCATIONAL FILM FORMAT IN RUSSIA

The article provides a definition of education film. The need for the use of educational films for study process is shown. The main stages of an educational film development in Russia are outlined. As well as the beginning of an educational film (1896–1930) is provided. Besides the article performs introduction of educational films in study process (1930–1940). War and post-war period (1940–1960) are presented. Then there is educational film formation as a separate genre of a scientific film (1960–1980). Next it is fall in production of educational films (1980–2000). At last the present-day stage of educational film development is given. The role and place of an educational film in massive open online courses are evaluated.

Текст научной работы на тему «Основные этапы становления учебного фильма в России»

УДК 373.1

Основные этапы становления учебного фильма в России

A.А. КОСНЫРЕВА, лаборант М.А. ВИННИК, д.п.н., в.н.с.

Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1). E-mail: vin_nik@mail.ru

B.М. ЧАРУГИН, д.ф.-м.н., проф.

Московский педагогический государственный университет (Россия, 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, д. 1, стр. 1). E-mail: vin_nik@mail.ru

В статье приводится определение учебного фильма. Показана необходимость использования учебных фильмов в учебном процессе. Кратко описаны основные этапы развития учебного фильма в России. Зарождение учебного фильма (1896-1930). Введение учебных фильмов в образовательный процесс (1930-1940). Военный и послевоенный период (1940-1960). Становление учебного фильма как отдельного жанра научного кино (1960-1980). Спад производства учебных фильмов (конец 1980-2000). Современный этап развития учебного фильма. Показано место и выявлена роль учебного фильма в массовых открытых онлайн-курсах. Ключевые слова: медиаобразование, аудиовизуальные средства обучения, учебные и научные фильмы, история педагогики.

«В широком смысле слова под учебным кино понимается система создания и использования различных кинофильмов в учебно-воспитательном процессе» [1]. Это краткое, но емкое определение учебного фильма, которое было дано С.И. Архангельским, сохранило свою актуальность по сей день, так как оно отвечает задачам и характеру использования различных кино- и видеоматериалов в учебных целях.

Учебные фильмы, которые могут быть полнометражными и короткометражными, объединены одной целью -обучением и предназначены для показа в средних и высших учебных заведениях, в специальных учебных программах по интернету, телевидению и т. д. То есть учебные фильмы представляют собой учебные пособия, которые учителя школ и преподаватели вузов могут применять наряду с другими дидактическими средствами [2].

Следует подчеркнуть, что учебные кино- и видеофильмы не могут и не должны заменять учителей и преподавателей, а должны помогать им в учебном процессе, иллюстрируя огромное количество процессов и явлений, которые нагляднее, качественнее и быстрее могут быть объяснены учащимся средних и высших учебных заведений только при помощи фильма. Преимущественно это те процессы и явления, которые обучаемые не могут увидеть непосредственно из-за малых размеров, значительной удаленности и протяженности во времени и пространстве, необходимости использования для исследования специализированных программных и технических

средств и т. д. К числу подобных процессов и явлений относится большая часть процессов, где требуется применение специального сложного и дорогостоящего оборудования [2].

Словом, очевидна важность, актуальность и необходимость использования учебных фильмов в процессе обучения школьников и студентов. Однако для того чтобы сделать выводы о том, насколько востребована в России учебная кино- и видеопродукция в настоящее время, актуально ли на сегодняшний день производство учебных фильмов, и спрогнозировать возможные пути дальнейшего развития отечественного учебного кинопроизводства, нам необходимо выделить и описать основные этапы его становления.

Зарождение учебного фильма

(1896-1930)

Русский кинематограф одним из первых в мире стал создавать помимо коммерческих кинофильмов фильмы научного содержания. Датой рождения учебного кинематографа в России традиционно считается 1896 год, когда в Соляном Городке в Петербурге были проведены первые кинематографические сеансы для школ [3].

В России ранний кинематограф в значительной мере рассматривался как наглядное пособие для обучения. Большинство картин того времени были зарубежного производства, в основном французского. В России производством научных лент занимались: Московская контора братьев Пате (в 1914 году выпустившая около 50 научно-популярных лент по луговодству, травосеянии, обработке почвы,

животноводству, птицеводству и т. д.); фабрики А.А. Ханжонкова (Москва) и А.О. Дранкова (Петербург), организовавшие прокат научных картин по ботанике, зоологии, астрономии, сельхозтехнике, медицине и т. д.

Развития учебной и научной кинематографии в это время в России не наблюдалось. Попытка министра просвещения П.Н. Игнатьева ввести в 1915-1916 годах под влиянием педагогов кинематограф в школу в качестве обязательного пособия в жизнь проведена не была. После революции 1917 года использование кинематографии в школах и высших учебных заведениях стало получать в нашей стране все более широкое и разностороннее развитие.

Определив кино как важнейшее из всех искусств, В.И. Ленин 27 августа 1919 года подписал декрет о передаче всех дел, связанных с созданием отечественной кинематографии Народному комиссариату просвещения. Научно-педагогическому отделу Нар-компроса были поручены строгий отбор и критическая оценка имевшихся научных картин в целях широкого использования их для государственного просвещения народа.

В период с 1923 по 1929 год в клубах и коммерческих кинотеатрах шло много картин, носивших название «культурфильм». Фактически понятие «культурфильм» объединяло все неигровые ленты - жанры кинопублицистики, жанры и виды научного кино. Главная функция неигровых фильмов тех лет - повышение общего культурного уровня зрителя. Это были годы, когда в стране одной из основных госу-

История и педагогика естествознания 1 ■ 2018

дарственных задач была ликвидация безграмотности.

Однако эта полезная в целом тенденция мешала развитию учебных фильмов, которые по сравнению с научно-популярными и публицистическими фильмами казались более скучными. Учебные фильмы воспринимались как неудавшиеся культур-фильмы, не сумевшие подняться до необходимого уровня. Но к началу 30-х годов положение стало заметно меняться.

Введение учебных фильмов

в образовательный процесс

(1930-1940)

В 1929 году была создана специальная комиссия по просмотру и отбору учебных фильмов для школы, которая выявила, что большинство фильмов являются непригодными для учебных целей, многим фильмам требуется перемонтаж. В это время создается специальный фонд учебных фильмов, насчитывающий около 200 кинолент. Однако в этом фонде не было ни одного фильма, полностью отвечающего задачам школы [1].

В начале 30-х годов исчезает термин «культурфильм», происходит ликвидация единого, совместного производства неигровых лент разных жанров, становятся обособленными разделы неигровой кинематографии: документальная, научно-популярная, технико-пропагандистская и учебная [4]. В связи с введением всеобщего начального образования в деревне и всеобщего семилетнего образования в городе учебному кинематографу придается исключительно большое значение.

После постановления в 1932 году о кинофикации массовых школ выделяется ряд киностудий в Москве, Ленинграде, Новосибирске специально для производства научных и учебных кинофильмов. В 1933 году начал выходить специальный журнал «Учебное кино», освещающий вопросы методики, организации, техники создания и использования учебных фильмов [4].

К 1933 году учебных фильмов, созданных специально для школ, насчитывалось уже более 80. Такой стремительный рост числа фильмов для общеобразовательной школы свидетельствует о большом ее значении для страны. В этот период развития основным назначением учебного кинематографа, наряду с наглядностью, просвещением и пропагандой, становится воспитание. Обучение с помощью учебных фильмов заключалось как в передаче информации учащимся, так и в воспитании нового человека.

Военный и послевоенный

период (1940-1960)

Трудно переоценить значение военно-учебных фильмов в годы Великой Отечественной войны. В тыл они приносили суровые кадры с фронта, а фильмы, показанные в войсковых частях, способствовали повышению технических знаний и совершенствованию военной тактики. Они имели также воспитательное значение, так как правдиво показывали храбрость, героизм советских воинов.

К началу войны советская учебно-военная кинематография уже имела опыт, но многому пришлось переучиваться в связи с созданием новой военной техники, другими методами ведения боя, отличными от тех, которые применялись в прошлом и т. д. В самые первые дни войны производились фильмы, которые помогали овладевать трофейным оружием.

В послевоенные годы учебный кинематограф продолжил свое стремительное развитие и применение в школе. Это было обусловлено не только развитием методики применения учебного кино и выходом соответствующих постановлений Министерства просвещения, но и тем, что в 1954 году звуковой узкопленочный киноаппарат был включен в использование во все средние учебные заведения страны. Повсеместно наблюдается увеличение числа уроков с применением учебных фильмов в процессе обучения.

В 1951 году Б.П. Кащенко была разработана первая классификация учебных фильмов относительно методических особенностей:

• обзорные (общий обзор научных данных по отдельным темам; показ либо в начале, либо в конце проработанной на уроках темы);

• монографические (краткое описание какого-либо явления; рассчитаны на демонстрацию на одном уроке);

• односюжетные (показываются отдельные части какого-либо процесса или явления, используются на уроке наряду с другими пособиями);

• инструктивные (инструкционные указания для учащихся перед экскурсиями в природу, в лабораторию и др.; цель таких фильмов - подготовка учащихся к усвоению практических навыков) [5].

В 1959 году в Москве проходит первое и единственное Всесоюзное творческое совещание по вопросам учебного кино. На нем впервые прозвучали высказывания об эффективном применении учебных фильмов в заочной форме обучения. Говорилось, что для более массового производ-

ства данной кинопродукции необходимо создавать специализированные киностудии. Подвергались критике комиссии, отбиравшие проекты учебных фильмов. Имели место необоснованные претензии к сценариям. Для решения проблем предлагалось ввести должность научного консультанта для конкретного фильма, который был бы фактически членом съемочной группы и сопровождал все этапы создания кинокартины [6].

Становление учебного фильма

как отдельного жанра научного

кино (1960-1980)

К 1960 году в фильмофонде учебных фильмов насчитывалось уже 598 кинолент. Спустя 10 лет - к 1969 году их число в фонде не только не увеличилось, но и сократилось: к этому времени значится 547 названий, а в 1978 году - 543 учебных фильма. Также фильмофонд пополняется дошкольными, внеклассными, методическими (для учителей) фильмами и фильмами для родителей. Однако к учебным фильмам эти ленты имели косвенное отношение. Развитие учебного кино тормозили недостаток денежных средств, ограниченные возможности производственной базы и дефицит пленки.

В начале 60-х годов центральное телевидение открыло специальную программу «Учебное кино», предназначение которой заключалось в информировании педагогов и учащихся о новых фильмах. Также в передаче обсуждались проблемы учебного кинематографа, выносились на общий суд оценки и мнения кинематографистов. К сожалению, она, просуществовав два года, исчезла с экранов.

К концу 60-х годов произошли перемены в учебных программах по многим предметам и сократились сроки обучения в младшей школе. Вследствие чего значительное число ранее снятых фильмов перестало соответствовать новым требованиям. Их пришлось изъять, и фонд сократился [4].

Несмотря на множество нерешенных проблем, это было время расцвета режиссуры учебного кино: стали появляться фильмы нетрадиционных жанров, и притом очень высокого качества. Этому способствовало множество причин и обстоятельств. Было покончено с теснотой на студиях, начало эксплуатироваться новое оборудование, улучшилось техническое обеспечение творческого процесса. Были созданы производственно-творческие объединения учебных фильмов. В них консолидировались рассеянные ранее творческие кадры учебного кино, нала-

1 ■2018

История и педагогика естествознания

живались обмен опытом и творческое соревнование. Но, пожалуй, самое большое значение для роста и развития кино имело то обстоятельство, что в 1962 году во ВГИКе была открыта мастерская режиссуры учебного фильма, и с середины 60-х годов ряды режиссеров начали систематически пополняться новыми талантливыми кадрами.

Спад производства учебных

фильмов (конец 1980-2000)

В конце 1980-х годов в связи с интенсивным развитием видеотехники облик учебных фильмов начинает меняться. Все чаще для производства и демонстрации фильмов начинают применяться видеомагнитофоны и видеокамеры. Появляются школьные телецентры и телестудии. И хотя удешевление производства учебных фильмов было ощутимым, тем не менее в конце 1980-х наступает новый период - спад производства учебных фильмов. Данный этап характеризуется экономическими изменениями в стране и, как следствие - полным отсутствием государственного финансирования. Многие учебные учреждения страны к началу 90-х годов не имели денежных средств на приобретение аудиовизуальной аппаратуры, на студиях научно-популярных и учебных фильмов почти перестали снимать новые кинофильмы [7].

В 1980-х годах все еще существовали киноклассы в школах и вузах, фильмы использовались на уроках. Помимо старых учебных фильмов показывали также и документальные. Но со спадом производства учебных фильмов развития дидактических функций учебного фильма не происходило. По этой причине остаются всего лишь две основные функции учебного кино - наглядная и воспитательная.

Одновременно этот период знаменует начало новой эры - персонального компьютера и интернета. Создаются первые компьютерные монтажные программы, позволяющие облегчить производство фильмов. Это является предпосылкой для нового этапа развития учебных фильмов, связанного с качественным изменением вида и формы его как такового.

Уже в самом начале 2000-х годов начинает возрождаться учебный фильм, который создается не только профессионалами, но и самими школьниками, студентами и преподавателями. В процессе создания фильма учащиеся овладевают навыками монтажа, развивают творческое мышление.

Так, В.А. Менг разработала методику создания учебного фильма силами студентов и преподавателей. Сами студенты к основным достоинствам данной методики относят мотивацию к изучению учебного предмета и развитие компетентностей, которые могут быть полезны за пределами образовательной среды, то есть развитие творческого мышления и навыков создания учебных фильмов [7].

Таким образом, дидактические функции учебного фильма укрепляются и появляются новые: управление активной познавательной деятельностью, самовыражение и самореализация обучаемого во время изучения предмета. Этот феномен распространился по всему миру, в том числе и в России.

Современный этап развития

учебного фильма

В настоящее время мы можем наблюдать глобализацию в образовании, которая проявляется в виде массовых открытых онлайн-курсов (Massive open online courses). Иногда их называют мультимедиа-онлайн открытыми курсами (Multimedia online open courses). Для обозначения массовых онлайн открытых курсов применяют аббревиатуру МООК, или MOOC (на английском языке). Данные курсы следует рассматривать как часть дистанционного образования. Однако от прочих форм дистанционного образования МООК отличаются достаточно сильной обратной связью, процедурами идентификации личности обучаемого, а также возможностью контактировать студентам и преподавателям.

Глобализации в образовании и появлению МООК способствовало развитие интернета и технологий передачи данных. Можно сказать, что МООК начали появляться после того, когда скорость передачи данных в домашних и беспроводных сетях сделала возмож-

ными передачу потокового видео, общение в видеочатах, передачи видео в высоком разрешении. Видеолекции, учебные и научные фильмы в настоящее время являются основным каналом передачи учебной информации в МООК и составляют ядро подобных учебных курсов.

Следует отметить, что платформы МООК пока не предоставляют возможности получения целостного образования в рамках одной специальности. Имеющееся модели включают в себя набор разрозненных курсов, не связанных в единую систему. Человеку без значительного опыта в получении образования, чрезвычайно сложно связать разрозненные курсы в полноценную программу получения конкретной специальности.

Однако уже на данном этапе своего развития МООК имеет и серьезное преимущество, которое заключается в чрезвычайной гибкости, наглядности обучения, независимости получения знаний от времени и местоположения для слушателей и преподавателей. Теоретически число слушателей для МООК ничем не ограничено. МООК может охватить все регионы и все население земли. Образование в этом случае становится общедоступным.

Следует отметить важную особенность существующих платформ МООК, которые действуют в рамках англосаксонской модели образования без учета моделей образования, образовательных традиций других стран. Этот факт является следствием того, что те, кто разрабатывает и создает подобные курсы, в значительной степени принадлежат к различным направлениям англосаксонской образовательной культуры.

Таким образом, создание собственной системы МООК является вопросом национальной безопасности России и стран евразийского пространства. Так, ряд российских университетов, например МФТИ, Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, участвуют в проекте Coursera. Самостоятельный проект по массовым онлайн открытым курсам реализует пока лишь Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Î30J

История и педагогика естествознания

1 ■ 2018

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский С.И. Учебное кино. М.: Учпедгиз, 1959. 264 с.

2. Винник М.А., Харламенко И.В. К вопросу о классификации научных и учебных фильмов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2015. № 4. С. 40-46.

3. Черепинский С.И. Учебное кино: история становления, современное состояние, тенденции развития дидактических идей. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. 166 с.

4. Альтшулер Б.А. Учебный кинематограф: этапы развития: учеб. пособие / ВГИК им. С.А. Герасимова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ВГИК, 1987. 68 с.

5. Игнатьев Д.И. Фильм в работе учителя (небольшой исторический экскурс) // Медиаобразовние. 2012. № 5. С. 25-31.

6. Мальцев Д.В. Об учебном кино в 1930-1980-е годы по материалам газеты «Правда» // Педагогика: традиции и инновации: мат. междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г. Т. I). Челябинск: Два комсомольца. 2011. С. 46-49.

7. Менг В.А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям использования в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 153 (1). С. 117-127.

THE MAIN STAGES OF EDUCATIONAL FILM FORMAT IN RUSSIA

KOSNYREVA A.A., Demonstrator

VINNIK M.A., Dr. Sci. (Ped.), Leading Researcher

The Earth Science Museum at Moscow State University (1, Leninskie Gory, 119991, GSP-1, Moscow, Russia). E-mail: vin_nik@mail.ru CHARUGIN V.M. Dr. Sci. (Ph.-m.), Prof.

Moscow State Pedagogical University (1, Malaya Pirogovskaya street, 119991, Moscow, Russia). E-mail: vin_nik@mail.ru ABSTRACT

The article provides a definition of education film. The need for the use of educational films for study process is shown. The main stages of an educational film development in Russia are outlined. As well as the beginning of an educational film (1896-1930) is provided. Besides the article performs introduction of educational films in study process (1930-1940). War and post-war period (1940-1960) are presented. Then there is educational film formation as a separate genre of a scientific film (1960-1980). Next it is fall in production of educational films (1980-2000). At last the present-day stage of educational film development is given. The role and place of an educational film in massive open online courses are evaluated. Keywords: media education, audio-visual training aids, educational and scientific films, history of pedagogy.

REFERENCES

1. Arkhangel'skiy S.I. Uchebnoyekino [Educational films]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1959. 264 p.

2. Vinnik M.A., Kharlamenko I.V. On the classification of scientific and educational films. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universite-ta, 2015, no. 4, pp. 40-46 (In Russian).

3. Cherepinskiy S.I. Uchebnoye kino: istoriya stanovleniya, sovremennoye sostoyaniye, tendentsiirazvitiya didakticheskikh idey [Educational films: the history of formation, the current state, the development trends of didactic ideas]. Voronezh, Voronezh. un-ta Publ., 1989. 166 p.

4. Al'tshuler B.A. Uchebnyy kinematograf: etapyrazvitiya [Educational cinematography: stages of development]. Moscow, VGIK Publ, 1987. 68 p.

5. Ignat'yev D.I. A film in the work of a teacher (a small historical digression). Mediaobrazovniye, 2012, no. 5, pp. 25-31 (In Russian).

6. Mal'tsev D.V. Ob uchebnom kino v 1930-80-yye gody po materialam gazety «Pravda» [On the educational films in the 1930-1980s on the materials of the "Pravda" newspaper]. Trudy mezhdunar. nauch. konf. «Pedagogika: traditsii i innovatsii» [Proc. of the international. sci. conf. "Pedagogy: traditions and innovations"]. Chelyabinsk, 2011, pp. 46-49.

7. Meng V.A. The educational film in the domestic pedagogy: from the origins to new possibilities of use in modern education. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2012, no. 153 (1), pp. 117-127 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.