Научная статья на тему 'Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям использования в современном образовании'

Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям использования в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1881
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФИЛЬМ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА / EDUCATIONAL FILMS / SCIENCE FICTION MOVIES / STEPS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL FILMS / DIDACTIC FUNCTION OF EDUCATIONAL FILM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Менг Валерия Андреевна

Рассматривается исторический контекст развития дидактических функций учебного фильма в период с 1896 года по настоящее время. Вводится понятие образовательного фильма как нового образовательного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Films in Russian Pedagogy: From the Origins to New Opportunities in Modern Education

This article discusses the historical context of didactic functions of the educational film in the period from 1896 to the present. The concept of the film as a new educational phenome non introduced.

Текст научной работы на тему «Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям использования в современном образовании»

литературы и с учетом профессиональных задач, которые необходимо уметь решать современному учителю.

Разработанные методические рекомендации, система заданий, критерии оценивания результатов их выполнения расши-

ряют методический инструментарий преподавателя педагогики и могут быть использованы как в педагогических вузах, так и в системе повышения квалификации учителей при рассмотрении проблем современного детства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ художественного текста (эпическая проза): Хрестоматия / Сост. Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2004. 442 с.

2. Зинченко В. П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. I. Живое знание. Самара, 1998. 216 с.

3. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России Х1Х-ХХ вв.: Хрестоматия / Автор-сост. М. А. Верб. 2-е изд., доп. Псков: ПОИПКРО, 2002. 220 с.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред.

проф. В. А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.

Герцена, 2005.

5. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 400 с.

6. Москвина Р. Р., Мокроносов Г. В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. 199 с.

7. Роботова А. С. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996.

8. СапоговаЕ. Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.

REFERENCES

1. Analiz hudozhestvennogo teksta (epicheskaja proza): Hrestomatija / Sost. N. D. Tamarchenko. M.: RGGU, 2004. 442 s.

2. Zinchenko V. P. Psihologicheskaja pedagogika: Materialy k kursu lektsij. Ch. I. Zhivoe znanie. Samara, 1998. 216 s.

3. Iskusstvo i pedagogika: Iz kul'turnogo nasledija Rossii XIX-XX vv.: Hrestomatija / Avtor-sost. M. A. Verb. 2-e izd., dop. Pskov: POIPKRO, 2002. 220 s.

4. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: Kollektivnaja monografija / Pod red. prof. V. A. Kozyreva, prof. N. F. Radionovoj i prof. A. P. Trjapitsynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005.

5. Kuljutkin Ju. N., Bezduhov V. P. Cennostnye orientiry i kognitivnye struktury v dejatel'nosti uchitelja. Samara: Izd-vo SamGPU, 2002. 400 s.

6. Moskvina R. R., Mokronosov G. V. Chelovek kak objekt filosofii i literatury. Irkutsk: Izd-vo Irkut. un-ta, 1987. 199 s.

7. Robotova A. S. Hudozhestvenno-obraznoe poznanie pedagogicheskoj dejstvitel'nosti sredstvami literatury: Dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1996.

8. Sapogova E. E. Psihologija razvitija cheloveka. M.: Aspekt-press, 2001. 460 s.

В. А. Менг

УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ОТ ИСТОКОВ ЗАРОЖДЕНИЯ К НОВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассматривается исторический контекст развития дидактических функций учебного фильма в период с 1896 года по настоящее время. Вводится понятие образовательного фильма как нового образовательного феномена.

Ключевые слова: учебный фильм, образовательный фильм, научно-популярное кино, дидактические функции учебного фильма, этапы развития учебного фильма.

V. Meng

Educational Films in Russian Pedagogy:

From the Origins to New Opportunities in Modern Education

This article discusses the historical context of didactic functions of the educational film in the period from 1896 to the present. The concept of the film as a new educational phenomenon introduced.

Keywords: educational films, science fiction movies, steps of development of educational films, didactic function of educational film.

Визуальное представление информации всегда было важно для обучения. С момента зарождения кинематографа ведущим средством визуального представления информации становится учебный фильм. Становление учебного фильма происходило с разных позиций: учебный фильм рассматривался не только как феномен культуры, вид научнопопулярного кино, но и как феномен образования.

Сегодня продуктивное использование учебного фильма в образовательном процессе требует характеристики дидактических возможностей учебных фильмов, разработки методик, позволяющих реализовывать эти возможности в новых условиях образования. Это обращает нас к истокам зарождения учебного фильма как вида научно-популярного кино и возникновения научно-популярного кино в целом.

Предметом анализа данной статьи является рассмотрение исторического контекста развития учебного фильма, которое позволит выявить изменения, происходившие в понимании дидактических возможностей учебного фильма в разные исторические периоды. В целом процесс развития учебных фильмов можно разделить на семь периодов:

1. Предпосылки создания учебного фильма (1850-1896).

2. Зарождение учебного фильма (18961930).

3. Введение учебных фильмов в образовательный процесс (1930-1940).

4. Военный и послевоенный период (19401960).

5. Становление учебного фильма как отдельного жанра научного кино (1960-1980).

6. Спад производства учебных фильмов (конец 1980-2000).

7. Децентрализация производства учебных фильмов, зачатки появления образовательного фильма (начало XXI века).

Основанием для выделения этих периодов послужил анализ политической и социально-экономической ситуации в стране, а также анализ отношения общества к просвещению.

Так, в рамках данной статьи были изучены воспоминания деятелей киноискусства начала и середины XX века: кинокритиков К. И. Шутко и Л. М. Сухаребского, режиссёров учебного фильма Б. Толля и Б. А. Альт-шуллера, работы специалистов по медиаобразованию А. В Федорова, Т. А. Беляевой, периодические издания «аннотированных справочников Госфильмофонда СССР». Для выделения современного этапа развития учебного фильма был проведен анализ опыта использования учебных фильмов, интернет-ресурсов, деятельности учителей и учащихся.

В каждом из вышеперечисленных периодов развития учебного фильма выделяются несколько этапов становления учебного фильма в соответствии с идеологическими задачами того периода, с особенностями социально-экономической ситуации в стране. Содержательное наполнение этапов развития учебного фильма включает описание тематики фильмов, их жанров, наличие базы фильмов, дидактических функций и ви-

дов учебных фильмов, использующихся в образовании.

Первый период можно охарактеризовать как предпосылку возникновения кинематографических средств в результате научнотехнической революции и, как следствие, развития кинематографа не только как искусства, но и как технического изобретения. В этот период в качестве наглядного способа обучения наряду с плакатами начали использоваться диафильмы, которые представляли собой короткометражные фильмы, составленные из ряда позитивных изображений, объединённых общей тематикой [5]. Преподаватели включали такие фильмы в свои лекции, чтобы добиться максимального усвоения и понимания тяжёлой в объяснении информации. Русский естествоиспытатель, физиолог, физик К.А. Тимирязев, например, «широко пользовался в своей лекционной работе «волшебным фонарем». Он отмечал плодотворность занятий, иллюстрируемых изображением на экране. Такие лекции были организованы в Петербурге в 1858 году. В конце 70-х годов появилась книга «волшебный фонарь», раскрывающая преимущества народных чтений, подкрепленных изобразительным материалом» [2, с. 6].

Второй период (1896-1930) характеризуется возникновением научно-популярного кино и его разновидности — учебного фильма. Этот период можно разделить на два этапа. На первом этапе (1896-1919) осуществлялось осмысление и понимание возможностей киноязыка в учебных целях. В конце XIX века, практически с самого своего зарождения, научно-популярные фильмы стали использоваться в учебном процессе: в университетах, на свободных курсах. Причиной этого явления послужила наглядность, привлекавшая зрителей и облегчавшая понимание научных вопросов [3, с. 3]. Была разработана кинолекция — методика работы с научно-популярными фильмами, предполагавшая просмотр фильма и его активное обсуждение между лектором и

слушателями, а также разъяснение лектора до и после просмотра фильма.

Сначала показывали фильмы зарубежного производства. Но в 1900-х годах начали создаваться российские киностудии по производству научных лент: «братьев Пате» (Москва), «Ханжонкова» (Москва) и «Дранкова» (Петербург). Фильмы затрагивали темы луговодства, травосеяния, обработки почвы, животноводства, птицеводства, ветеринарии и т. п. Ведущей дидактической функцией этого этапа выступала наглядность, облегчавшая понимание труднодоступной информации.

В 1919 г. на VIII съезде партии была утверждена разработанная В. И. Лениным «Программа РКП(б)». Одной из главных задач программы была всесторонняя государственная помощь самообразованию рабочих и крестьян. Это событие послужило толчком к началу второго этапа развития учебных фильмов — этапу культурфильма. Теоретик неигрового кино К.И. Шутко определяет культурфильм как научнопопулярную форму кино, новый вид тематической обработки хроники [11, с. 14].

Феномен культурфильма имел большой успех и являлся существенной частью массовой культуры в 20-е гг. XX в., хотя преимущественно был рассчитан на взрослого зрителя. Тематика культурфильмов была обширной: все, что могло способствовать повышению культурного уровня народа и расширению его кругозора, пропаганда практических знаний по освоению новой техники и новых методов ведения сельского хозяйства, а также пропаганда элементарных сведений по санитарии и гигиене. Показывались культурфильмы в кинотеатрах или в кинолекториях, которые к тому времени начали возникать в стране.

Следует отметить, что одновременно с созданием новых кинофабрик («Культурфильм», «Ленфильм» и «Совкино») в тот период накапливался значительный опыт постановки научных фильмов. Определялась оптимальная длительность фильма

(так как раньше она могла варьироваться от 10 минут до 2-3 часов), при создании фильмов стали учитывать психологию восприятия зрителей. Формировались кадры режиссёров и операторов. Осенью 1919 года в Москве была открыта первая в мире киношкола (ВГИК), а в Петербурге — Высший институт фотографии и фототехники (СПбГУКиТ) [10].

В 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н. К. Крупской, что послужило толчком к восстановлению средних школ. Также Народный комиссариат просвещения организовал программнометодическую работу. Результатами этой работы были программы и планы общеобразовательной школы 1921, 1922, 1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Комплексные программы попытались увязать обучение с окружающей жизнью, поощрить познавательную деятельность учащихся путем активных методов («активнотрудовой», «исследовательский», «лабораторный», «экскурсионный» и пр.).

В качестве одного из методов с 1928 года в Москве начинают проводиться киноуроки для школьников на базе фильмов фильмо-фонда. Это ещё не специально снятые учебные фильмы, а документальные и научно-популярные культурфильмы, подобранные для кино лекции. Уроки проходили в кинотеатрах следующим образом: «Перед началом сеанса лектор, кинопедагог <...> читает вступительное слово, в котором бегло упоминается пройдённая тема. Во время демонстрации картины лектор проводит обычный урок, иллюстрируя свою речь кадрами, проходящими перед глазами зрителя на экране. По мере надобности просмотренный материал закрепляется после сеанса на занятиях в школе» [7, с. 57].

В этот период наряду с функцией наглядности дидактическими функциями

культурфильма были просветительская и пропагандистская, стимулировавшие активное включение населения в трудовую деятельность и в самообразование.

Этап культурфильма являлся своеобразной предпосылкой на пути возникновения учебного фильма, однако учебных фильмов, созданных специально для школьных программ, не появлялось. Процесс создания учебных фильмов носил хаотичный, спонтанный характер. Это позволило теоретику научного кино Л. М. Сухаребскому воскликнуть: «Учебной ленты мы не имеем даже в зародыше» [9, с. 14].

Ситуация изменилась в 1930-х гг. В 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) о школе, изменившее во многом методику преподавания и способствовавшее резкому улучшению всей её работы. В постановлении констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод школы на предметные программы. Также было принято всеобщее начальное образование в деревне и всеобщее семилетнее образование в городе. Это стало возможным прежде всего в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями, с четкой организацией обучения. В связи с этим возникла потребность в срочной подготовке квалифицированных рабочих кадров в более широком масштабе.

Исчез термин «культурфильма», так как начался новый период развития учебного фильма, связанный с массовым производством и введением учебных фильмов в образовательный процесс (1930-1940).

В каталоге фильмов 1931 г. появилось восемь названий учебных фильмов по физике. В предисловии к этому каталогу замечено: «Учебных фильмов, вполне удовлетворяющих всем требованиям, почти совершенно нет. Многие фильмы, квалифицированные в справочнике как учебные, отнесены к этой группе с натяжкой. Не являясь чисто учебными, эти фильмы все же могут быть использованы для учебных целей при соответствующем сопровождении лектора» [4, с. 17].

В каталоге 1935 года — 513 названий советских учебных и технико-пропагандистских фильмов. Основное внимание киностудий было обращено к тем областям народного хозяйства и образования, развитию которых в те годы партия и правительство придавали решающее значение: образование молодёжи, развитие тяжёлой промышленности, автотранспорта и сельского хозяйства. Резкое увеличение фильмов для общеобразовательной школы показывает, как велико было значение, которое придавала её деятельности страна. Учебные фильмы того периода можно разделить на несколько видов: узкотехнические, учебновоспитательные и вводные.

Узкотехническими считались ленты, посвященные определенным темам: карбюрации, шасси, устройству сельскохозяйственных машин. Учебно-воспитательные фильмы — это те фильмы, в которых присутствовал момент поведения рабочего. Фильмы должны были показать зрителю, что каждое действие на производстве связано с общими задачами социалистического строительства. Вводные фильмы ориентировали зрителя в особенностях, основных положениях целой технической дисциплины [3, с. 35].

Эти фильмы были ориентированы не на взрослых зрителей, а на детей школьного возраста, и демонстрировались в специальных кинозалах, оборудованных в школе. Стоит также отметить, что в этот период ликвидировалось единое, совместное производство неигровых лент разного вида, обосабливались разделы неигровой кинематографии: документальная, научно-попу-

лярная, учебная. Последней придавалось в первой половине 30-х годов исключительно большое значение.

Новой дидактической функцией учебного фильма, которая появилась в этот период развития наряду с наглядной, просветительской и пропагандисткой, стала воспитательная. Работа педагога с учебным фильмом заключалась не только в передаче информации зрителям, но и в воспитании нового человека.

Свой вклад в развитие учебного фильма внесли военные и послевоенные годы. Их можно разделить на два этапа — военный и послевоенный. Ведущим фактором развития учебного фильма на военном этапе становится политико-пропагандистский. Учащиеся профессиональных и общеобразовательных школ трудились на промышленных предприятиях. Тысячи учителей и детей школьного возраста участвовали в боях с оружием в руках. Государству требовалось поддержание патриотического духа народа, обучение обороне в тылу и ведению боя на фронте.

С технической точки зрения, к началу военного этапа советская военно-учебная кинематография уже имела определённый опыт: во второй половине двадцатых годов учебные фильмы на военную тему выпускала киностудия «Госвоенкино».

Несмотря на имевшийся к началу войны опыт работы над фильмами военной тематики, многому пришлось переучиваться: военная техника была новой, методы ведения войны — непохожими на те, которые применялись в прошлом, масштабы войны

— невиданными. В самые первые дни войны, буквально за неделю, были сняты фильмы, помогавшие владеть трофейным оружием: «Немецкие гранаты», серия под названием «Умей владеть оружием врага», ленты, предназначенные призывникам: «Самозарядная винтовка», «Станковый пулемёт Максим» и пр. [3, с. 48].

В 1943 году Лентехфильм разделился на «Хронику» и «Техфильм», а Мостехфильм эвакуировали в Новосибирск и переименовали в «Воентехфильм», который работал на нужды фронта. Фильмы снимались в тыловых частях и на передовой, а демонстрировались в кинотеатрах и на линии фронта.

Примечательной особенностью жанра учебного кино во время военного этапа было создание и разработка кинокурсов. В. Н. Ждан под термином кинокурс понимает систему взаимосвязанных фильмов с единой методикой и единством стиля. Фильмы

эти должны обладать «чувством локтя»: в каждом должно быть учтено содержание предыдущих и последующих, а все вместе исчерпывают тему. В основе фильмов кинокурса должен лежать единый план [6, с. 62].

Во время войны кинокурсы посвящались методам ведения боя, владения оружия. Из-за трудностей военного периода, к сожалению, не все эти факторы были учтены в создании кинокурсов. Б. А. Альтшуллер вспоминает: «Во время работы над фильмом «Оружие снайпера» я не имел ни малейшего понятия о том, что мой фильм является частью системы картин «Подготовка бойца». Её, этой системы, и не было. Просто близкие по тематике фильмы после того, как они были созданы, объединяли в серию» [3, с. 50]. В связи с этим терялась логическая нить повествования, которая затрудняла объединение частей кинокурса в одно целое.

В 1944 году постановлением ЦК ВКП(б) было решено организовать научно-просветительную пропаганду, которая разъясняла бы достижения науки, техники и культуры, с помощью такого рода пропаганды явления природы получали материалистическое объяснение. Это постановление сыграло огромную роль и в жизни научного кино: менялись его планы и установки, и начинается второй этап — послевоенный. Наряду с военными темами, которые до конца войны занимали значительную часть производственного плана киностудий, стала набирать темп гражданская тематика.

Учебный кинематограф был тесно связан со всей жизнью страны, с её нуждами и заботами. В те годы остро стоял вопрос снабжения населения продуктами питания. Московская студия стала работать над кинокурсом под названием «Беседы агронома» (1950-1953 гг.). В этой серии фильмов наука давала советы практикам. Что касается сценарной основы этих фильмов, то они были продуманы так, что каждый фильм находился в прямой логической связи с предыдущим, а вместе они раскрывали полностью проблему сельского хозяйства.

Большинство учебных фильмов этого периода строилось традиционно: эстетическое освоение материала в них играло второстепенную роль, важнее были логика изложения, ясность в подаче учебной темы. Режиссёры старались не перегружать фильмы научными сведениями, в начале фильма определяли тему и ставили задачу, затем постепенно, по этапам, решали её, в конце фильма формулируя вывод. Доминировал жанр образной кинолекции, когда труднодоступный в понимании материал излагался с помощью аналогий зрительных образов. Изредка ставились обзорные (описательные) фильмы по вопросам технологии производства и фильмы инструктивные — о правилах производственного поведения на промышленных предприятиях. В их задачи входило показать, как организовано производство, какова технология процессов, но эти ленты не объясняли внутренних причин и обстоятельств самого процесса [3, с. 55-56].

Несмотря на то, что в военный и послевоенный период дидактическими функциями учебных фильмов оставались наглядная, пропагандистская и просветительская, ведущей дидактической функцией стала функция формирования у зрителей практических навыков, необходимых для обеспечения жизнедеятельности страны.

В 1959 году прошло Всесоюзное творческое совещание по вопросам учебного кино. По его итогам было решено сделать использование кинематографа повседневным методом работы, а также использовать фильмы зарубежного производства, чтобы сформировать фильмотеку, так как ощущалась острая нехватка фильмов (производилось около 100 фильмов в год). В связи с отсутствием методики построения и применения учебных фильмов в учебном процессе, было принято решение открыть аспирантуру по применению кино в учебном и научном процессе. С этого момента начинается период расцвета учебной кинематографии.

Важную роль в актуализации учебного кино сыграла организация специального Совета при Союзе кинематографистов СССР. По его инициативе Госкино СССР стало систематически проводить фестивали учебных фильмов, был изменён статус Ломоносовских премий — решено присуждать их не только научно-популярным, но и учебным фильмам. Проводились многодневные всесоюзные семинары по учебному кино. Все это позволило творческим работникам, педагогам и представителям заказчиков увидеть не только свою продукцию, но и все лучшие фильмы коллег.

В начале шестидесятых годов на центральном телевидении открылась специальная программа «Учебное кино», задача которой состояла в том, чтобы информировать педагогов и учащихся о новых фильмах, обсуждать проблемы учебного кино, выносить на общий суд оценки и мнения кинематографистов.

А в 1962 году во ВГИКе была создана мастерская режиссуры учебного фильма. Руководство мастерской было поручено Б. А. Альтшулеру, В. Л. Жемчужному и Б. В. Кубееву. «Мастерская подготовила более восьмидесяти режиссёров учебного кино. В мастерскую принимались только лица, имеющие высшее образование, т. е. люди взрослые, имевшие время подумать, чем в жизни они хотят заниматься. В большинстве случаев это были инженеры, физики, врачи, биологи. ВГИК давал им гуманитарные знания и учил профессии режиссёра: умению видеть, отбирать, компоновать, раскрывать явления жизни при помощи кинематографических средств выразительности. Каждый студент за годы обучения в мастерской снимал три-четыре фильма, приобретал организационный и творческий опыт» [3, с. 64].

Можно сделать вывод, что в период 60-70-х годов учебные фильмы не ограничивались научной информацией, но в связи с ней решали вопросы этические и эстетические. Начинают активно использоваться

этические и эстетические функции учебного фильма, связанные с темой и трактовкой этой темы, то есть объяснением и оценкой явлений жизни. Эти функции закладывались в виде подтекста, ассоциаций и размышлений, не высказанных открыто.

Например, фильм Владимира Кобрина «Полупроводники» (1978), снятый для студентов вузов по заказу «Центрнаучфильма», должен был проанализировать процесс и принцип действия приборов, но раскрыл только тему действия диода, так как в фильме сделана попытка углубиться в один из вопросов, и этим оправдана незавершённость тематики. Успех фильма объясняется именно его художественным воздействием, поскольку фильм поражает воображение зрителя, вызывает у него ассоциации и подчиняет его чувства воздействию гармонии и красоты, заключённых в изучаемом явлении жизни и в том, как это явление раскрыто с помощью средств выразительности.

Также в фильмофонде появились дошкольные, внеклассные, методические (для учителей) фильмы и фильмы для родителей. Но к учебным фильмам эти ленты не имели прямого отношения.

Видимый подъем в области учебного кино сдерживал недостаток денежных средств, ограниченные возможности производственной базы и недостаток плёнки. Б. А. Альтшулер отмечал, что «следует осторожно расходовать отпускаемые средства и продуманно составлять тематический план фонда. Научная основа тематического планирования в то время требовала большой исследовательской работы. Необходимо, объединив знания и опыт педагогов, методистов, психологов и кинематографистов, во-первых, решить, какие вопросы учебной программы целесообразно иллюстрировать другими наглядными пособиями — диафильмами, плакатами, макетами — и где использовать магнитофонные записи и грампластинки. Наконец, выяснить, какой материал требует обращения к кинематографу» [3, с. 62].

Такие попытки были осуществлены. В 1974 году старший научный сотрудник НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Л. Зельманова разработала комплекс аудиовизуальных пособий для уроков русского языка в 4 классе общеобразовательной школы. Этот комплекс предусматривал магнитофонные записи и грампластинки, транспаранты для графопроектора, диапозитивы, диафильмы, киноколь-цовки, кинофрагменты и, наконец, цикл кинофильмов. Каждому из этих видов пособий предлагалась тематика, которую оно (это пособие), благодаря особенностям средств выразительности, могло раскрыть наилучшим образом, а весь комплекс — исчерпывал тему» [3, с. 62-63].

Тем не менее к 1978 году число фильмов в фонде сокращается — остаётся 543 учебных фильма. Сокращение учебных фильмов в каталоге объясняется тем, что к концу шестидесятых годов произошло изменение учебных программ по многим предметам и уменьшился срок обучения в начальной школе. Оказалось, что значительное число ранее снятых фильмов не соответствует новым требованиям. Их пришлось изъять, и фонд сократился.

Следует отметить, что в конце 1980-х интенсивное развитие видеотехники начинает менять облик учебных фильмов. Для показа и съёмки фильмов все больше использовались видеомагнитофоны и видеокамеры. Стали возникать школьные телецентры и телестудии. И, несмотря на заметное удешевление производства учебных фильмов, в конце 1980-х наступает новый период — спад производства учебных фильмов. Этот период был обусловлен экономическими изменениями в стране и, как следствие — полным отсутствием государственного финансирования. К началу 90-х годов во многих учебных заведениях России не было денег на аудиовизуальную аппаратуру, на студиях научно-популярного и учебного кино почти полностью прекратилось производство новых фильмов.

Но заявлять о полном исчезновении учебного фильма невозможно. В 90-х годах образуется фирма «ВИКИНГ» («Видеокинограмотность»), созданная президентом Российской ассоциации деятелей кинообразования Г. А. Поличко, которая воплотила ряд интересных проектов [10]. Например, в мае 1991 года на базе московской средней школы № 1057 открылся первый в России специализированный кинолицей. Был сделан первый выпуск Всероссийских высших кинопедагогических курсов в Москве. Но в середине 1990-х фирма «Викинг» разорилась.

Все ещё существовали киноклассы в школах и вузах, фильмы использовались на уроках. Это могли быть не только старые учебные фильмы, но и документальные фильмы. Однако стоит заметить, что развития дидактических функций учебного фильма вследствие спада производства учебных фильмов на кинофабриках не наблюдалось. Вследствие этого остаются всего лишь две основные функции — наглядная и воспитательная.

Одновременно, этот период знаменует начало новой эры — персонального компьютера и Интернета. Появляются первые монтажные программы для компьютеров, которые позволяют облегчить производство фильмов. Это является предпосылкой для нового витка развития учебного фильма, связанного с качественным изменением вида и формы его как такового.

Седьмой, и заключительный период развития учебного фильма, начинается в XXI веке. Сегодня в первую очередь следует отметить традиции кинопоказов и фестивалей учебного кино, на телевидении снова выпускаются серии российских учебных фильмов. На телеканале «Культура» выходит передача «Полиглот» с Дмитрием Петровым, психолингвистом, синхронным переводчиком, автором методики интенсивного обучения иностранным языкам. Суть программы заключается в том, что в группе

из восьми учеников предлагается изучить иностранный язык.

Во Владивостоке ежегодно проходит международный фестиваль «Вузовское кино», объединяющий студенческие работы из России и зарубежья. В русскоязычном Интернете появилась национальная премия в области образовательного видео «Внимание» (vnimatietv.ru). Премия присуждается за лучшее образовательное видео и лучшие образовательные видеопроекты. Учредители премии определили в качестве первой задачи — задать моду на самообразование. Нужно рассказать стране, что в Интернете накопилась критическая масса учебных материалов, которые интересно осваивать самостоятельно. Вторая задача — сделать удобный навигатор по видеолекциям, перечислить все темы и подтемы, найти лучшее по каждому направлению.

Примером из практики петербургского образования может послужить волонтёрский проект «Дарим свет» учителей гимназии № 232, которые снимают фильмы и записывают аудиокниги вместе со слабовидящими и обычными детьми.

Также термин «образовательный фильм» можно встретить на сайтах различных образовательных учреждений. Например, муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чесменский детский сад “Солнышко” предлагает свою методику создания образовательных фильмов под названием «образовательный проект “дошкольники снимают кино”». Сайт дает свое определение образовательным фильмам, а также предоставляет технологии создания видеофильмов и мультфильмов.

Анализируя современный опыт использования учебных фильмов, деятельность учителей по созданию собственных фильмов, можно сделать вывод, что сегодня происходит формирование новых дидактических возможностей учебных фильмов, обусловленных упрощением производства и доступностью создания видеопродукта. Процесс создания становится уделом не

только профессионалов, но и преподавателей, а также студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой сдвиг в пользу производства видеофильмов непосредственно целевой аудиторией учебного кино приводит к становлению нового вида — образовательного фильма. Таким образом, сегодня в учебном кинематографе происходит деление на учебный фильм как фильм, снятый собственно профессионалами, и образовательный фильм, сделанный непрофессионалами, но отвечающий их требованиям к освоению предмета.

Если провести сравнение между двумя этими видами, то можно сделать вывод, что образовательные фильмы во многом проигрывают изобразительными качествами и техниками съёмки профессионально сделанным фильмам. Но в то же время образовательные фильмы лежат в прямой логической связи с темой учебной программы. Это является их принципиальным преимуществом, благодаря которому они получают все большее распространение.

Под образовательным фильмом следует понимать фильм, созданный преподавателем или учащимся в целях освоения учебной программы. Значимым становятся процесс создания фильма, во время которого учащийся развивает требуемые компетенции, а также навыки критического мышления, поведения, общения, владения техниками съёмки и монтажа. В этом случае происходит становление новых дидактических функций, связанных с управлением студентом своей познавательной деятельностью, самовыражением и самой презентацией личности во время освоения учебного предмета.

Таким образом, сегодня можно говорить о следующих дидактических функциях учебного фильма: просветительская, этическая, эстетическая и воспитательная. Появляются также новые функции: интерактивная, мотивационная, функции индивидуализации и развития продуктивной творческой деятельности.

Создание образовательных фильмов студентами и преподавателем может органично включаться в образовательный процесс высшей школы при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Основная идея — включить студента в деятельность, соответствующую новым требованиям к высшему образованию — т. е. к подготовке профессионалов, готовых к решению задач в ситуациях неопределенности на основе развитых способностей критического мышления и проявления креативного потенциала.

В ходе проведения исследования нами была разработана и апробирована методика создания учебного фильма силами преподавателей и студентов. Апробация проводилась на факультете информационных технологий РГПУ им. А.И. Герцена в 2011-2012 учебных годах. Во время проведения эксперимента были выявлены следующие результаты использования образовательных фильмов в учебном процессе: самостоятельный отбор студентами содержания курса, способность работать с разными источниками информации, развитие навыков критического мышления, развитие компетентностей по созданию видеопродукции, развитие дискурсивной компетентности,

развитие критического отношения к видеопродукции.

Подтверждением результативности использования методики создания образовательного фильма можно считать отзывы студентов в рамках заключительного анкетирования. По мнению студентов, основным достоинством использования предлагаемой нами методики является мотивация к изучению учебного предмета и развитие компетентностей, которые могут быть полезны за пределами образовательной сферы.

Подводя итог рассмотрению исторического контекста развития учебного фильма, можно сделать вывод, что, во-первых, расширяется спектр дидактических функций учебного фильма, а во-вторых, в связи с развитием компьютерных технологий, понимания роли и значения образования в обществе происходит изменение места и роли учебного фильма в образовательном процессе. Важным становится включение студентов в процесс создания образовательного фильма, в ходе которого происходит освоение содержания учебного предмета и развитие компетентностей, соответствующих новым требованиям к высшему образованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУР

1. Альтшулер Б. А. Почти декларация. М.: Пролетарское кино, 1932.

2. Альтшулер Б. А. Режиссура учебного фильма: Учебно-метод. пособие. М., 1981. Ч. 1. 76 с.

3. Альтшулер Б. А. Режиссура учебного фильма: Учебно-метод. пособие. М., 1981. Ч. 2. 76 с.

4. Аннотированный справочник по фонду научно-производственно-экономических фильмов. М.: Управление кинофикации СССР, 1932.

5. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^/Ыоуаг! уа^ех.ш/диафильмы/БСЭ/Диафильм

6. Ждан В. Н. Военный фильм в годы Великой Отечественной войны. М.: Госкиноиздать, 1947.

7. КандыринБ. Н. Детское и учебное кино. М.: Искусство в школе, 1929. № 2-3.

8. Совещание по вопросам детского и школьного кино // На путях к новой школе. М., 1927. № 3. С. 111-115.

9. Сухаребский Л. М. Научное кино. М.: Кинопечать, 1926.

10. Федоров А. В. Краткая история медиаобразования в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/istor mo.htm

11. Шутко К. И. Что же такое политико-просветительная фильма? // Культурфильма: Сб. статей. М.: Теа-Кино-Печать, 1929. С. 14.

REFERENCES

1. Al'tshuler B. A. Pochti deklaratsija. M.: Proletarskoe kino, 1932.

2. Al'tshuler B. A. Rezhissura uchebnogo fil'ma: Uchebno-metod. posobie. M., 1981. Ch. 1. 76 s.

3. Al'tshuler B. A. Rezhissura uchebnogo fil'ma: Uchebno-metod. posobie. M., 1981. Ch. 2. 76 s.

4. Annotirovannyj spravochnik po fondu nauchno-proizvodstvenno-ekonomicheskih fil'm. M.: Upravlenie kinofikatsii SSSR, 1932.

5. Bol'shoj entsiklopedicheskij slovar' [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://slovari.yandex.ru /diafil'my/B SJE/Diafil'm

6. Zhdan V. N. Voennyj fil'm v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. M.: Goskinoizdat', 1947.

7. Kandyrin B. N. Detskoe i uchebnoe kino. M.: Iskusstvo v shkole, 1929. № 2-3.

8. Soveshchanie po voprosam detskogo i shkol'nogo kino // Na putjah k novoj shkole. M.: 1927. № 3. S. 111-115.

9. Suharebskij L. M. Nauchnoe kino. M.: Kinopechat', 1926.

10. Fedorov A. V Kratkaja istorija mediaobrazovanija v Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/istor_mo.htm

11. Shutko K. I. Chto zhe takoe politiko-prosvetitel'naja fil'ma? // Kul'turfil'ma: Sb. stat. M.: Tea-Kino-Pechat', 1929. S. 14.

И. Ю. Пугачев

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПРИ НАХОЖДЕНИИ В ДАЛЬНЕМ ПОХОДЕ

Обоснована модернизированная программа эффективного поддержания боеспособности и слаживания экипажей атомных подводных лодок в дальнем походе путем оптимального режима применения аэробной круговой тренировки, комплексных, групповых и эмоционально-насыщенных упражнений, оперативной системы контроля физического состояния.

Ключевые слова: экипажи атомных подводных лодок, модернизация, программа физической подготовки, содержание, педагогический контроль.

I. Pugachev

An Experimental Programme of Physical Training of Atomic Submarine Crews During a Long Cruise

An updated programme of an effective maintenance offighting capacity and harmonization of atomic submarine crews during long cruises has been suggested. The programme involves an optimal schedule of aerobic round training, complex, group and emotional exercises, and a system of physical condition control.

Keywords: atomic submarine crews, modernization, physical training programme, content, pedagogical control.

Введение. В XXI веке вес ВоенноМорского Флота (ВМФ) в Вооруженных Силах (ВС) Российской Федерации (РФ) для защиты национальных интересов государства существенно возрастает по мере при-

обретения принципиально нового качества

— возможности действовать в рамках разработанной системы операций с использованием крылатых ракет морского базирования большой дальности, автономных не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.