Научная статья на тему 'Интерактивные технологии обучения - магистральный путь развития глобального образования'

Интерактивные технологии обучения - магистральный путь развития глобального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКОЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ЭКРАННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНОЕ КИНО / МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА / ДВОРЕЦ НАУКИ / МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ КУРСЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / КАФЕДРА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ФОТОГРАФИИ И КИНЕМАТОГРАФИИ МГУ / ВИДЕОЛЕКЦИИ / КИНОСТУДИЯ / DYNAMIC AUDIO-VISUAL DISPLAY TRAINING TOOL / TRAINING FILMS / LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY / THE PALACE OF SCIENCE / INTERFACULTY COURSES / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PLATFORMS / MSU CHAIR OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC PHOTOGRAPHY AND CINEMATOGRAPHY / VIDEO LECTURES / FILM STUDIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покрытан Павел Анатольевич, Покрытан Лариса Анатольевна

Статья посвящена вопросам использования динамического аудиовизуального экранного средства обучения в высшей школе в историческом и логическом аспектах. Выявлены позитивные и негативные стороны применения данного средства обучения. Показано, что использование его современных форм будет способствовать преодолению элементов традиционной рутины в учебном процессе, расширит возможности преподавателя, выведет образование на траекторию глобального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive learning technologies - the main path of development of global education

The article is devoted to the main points of the use of dynamic audiovisual screen learning tool in higher education in historical and logical aspects. The positive and negative aspects of the use of this training tool are revealed. It is shown that the use of its modern forms will contribute to overcoming the elements of the traditional routine in the educational process, will expand the capabilities of the teacher, will bring education to the trajectory of global development.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии обучения - магистральный путь развития глобального образования»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2018. № 3

П.А. Покрытан, Л.А. Покрытан*

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ -МАГИСТРАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

P.A. Pokrytan, L.A. Pokrytan

INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES -THE MAIN PATH OF DEVELOPMENT OF GLOBAL EDUCATION

Статья посвящена вопросам использования динамического аудиовизуального экранного средства обучения в высшей школе в историческом и логическом аспектах. Выявлены позитивные и негативные стороны применения данного средства обучения. Показано, что использование его современных форм будет способствовать преодолению элементов традиционной рутины в учебном процессе, расширит возможности преподавателя, выведет образование на траекторию глобального развития.

Ключевые слова: динамическое аудиовизуальное экранное средство обучения, учебное кино, МГУ имени М.В. Ломоносова, Дворец науки, межфакультетские курсы, международные образовательные платформы, кафедра учебной и научной фотографии и кинематографии МГУ, видеолекции, киностудия.

The article is devoted to the main points of the use of dynamic audiovisual screen learning tool in higher education in historical and logical aspects. The positive and negative aspects of the use of this training tool are revealed. It is shown that the use of its modern forms will contribute to overcoming the elements of the traditional routine in the educational process, will expand the capabilities of the teacher, will bring education to the trajectory of global development.

Key words: dynamic audio-visual display training tool, training films, Lomono-sov Moscow State University, The Palace of Science, interfaculty courses, international educational platforms, MSU Chair of educational and scientific photography and cinematography, video lectures, film studio.

Важнейшим конкурентным преимуществом России сегодня являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к по-

* Покрытан Павел Анатольевич — докт. экон. наук, профессор каф. ЮНЕСКО ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: pashmsu@mail.ru. Покрытан Лариса Анатольевна — канд. техн. наук, доцент каф. финансового менеджмента ф-та государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: la.pokrytan@mail.ru

вышению качества жизни1. Для решения этой задачи в первую очередь необходима подготовка квалифицированных специалистов, а следовательно, вывод образования на новый качественный уровень. Преобразование Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ, предпринятое в ходе формирования новой структуры правительства, подчеркивает актуальность данной задачи.

Как известно, в настоящее время в нашей стране реализуются следующие программы высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, программы подготовки других кадров высшей квалификации. Цель высшего образования — обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углубление и расширение образования, научно-педагогической квалификации2.

Совершенствование системы образования предполагает активизацию междисциплинарных исследований и использование самых современных научных средств и методов в образовательном процессе. Использование передовых методов в преподавании различных дисциплин способствует улучшению качества занятий, повышению заинтересованности молодежи в получении новых знаний, формированию высококвалифицированных специалистов.

Учебный процесс в школах и вузах за последнее время отмечен множеством новаций: Интернет и электронные доски, видеопроекторы и мультимедийные классы, электронные журналы и электронные дневники, презентации и т.п. Насколько все эти новшества сказались на качестве подготовки выпускников школы или вуза? Необходимо признать, что подавляющее большинство из них не привели к повышению образовательного роста. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты периодически проводимых всероссийских диктантов по географии, русскому языку и другим дисциплинам, а также выступления ректоров вузов на конференциях3. Причина в том, что изменения касаются только организационно-технической стороны учебного процесса. С точки зрения его содержания, т.е. процесса передачи и усвоения знаний, эффективность нововведений оказывается более чем скромной. Некоторые специалисты указывают на то, что выполнению

1 Послание Президента Федеральному Собранию. 1 марта 2018 г. URL: //http://www. kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 15.04.2018).

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (вред. от07.03.2018). Ст. 69. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/ 93744992d2dc7041ccad25969f1a8dbae5358b5e/#dst100042 (дата обращения: 24.05.2018).

3 «Данные, полученные в результате объективной оценки знаний учащихся, заставили чиновников пересмотреть ранее принятое решение. Минимальный балл на ЕГЭ по русскому языку был снижен с 36 до 24, по математике — с 24 до 20... Если бы баллы не понизили, было бы 20% и больше двоек», — рассказал журналистам ректор МГУ Виктор Садовничий (Аньков В. Первый ЕГЭ прошел без серьезных нарушений, но сдать его смогли не все. URL: https://ria.ru/society/20140619/1012738095.html (дата обращения: 29.05.2018).

данной задачи способствуют презентации. С одной стороны, это так: наглядность, скорость представления — их несомненные достоинства. С другой стороны, трудоемкость создания, индивидуальный характер, слабая тиражируемость ограничивают применение презентаций. За легкостью демонстраций стоит увеличение объема работ по их созданию. И самое главное: презентации статичны4, что делает их крайне неэффективными с точки зрения обучения: знания даются в готовом виде, а не выводятся. Известна установка классика: учащегося необходимо постепенно подводить к правильным выводам, и ни в коем случае не давать их в готовом виде5. Это определяет основной путь популяризации науки с помощью кино. Фильм должен заинтересовать зрителя и активно воздействовать на него. Показать драматический процесс научного творчества со всеми сложностями, противоречиями, печалями и радостями — единственный путь вовлечения учащегося в процесс образования. «Науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиций», — писал М. Горький6.

Кроме того, статичность ассоциируется с метафизикой, которая в настоящее время относится к истории развития методов познания. Современным методом познания, адекватно отражающим уровень и потребности развития производительных сил, является диалектический метод. Диалектика предполагает рассмотрение объекта исследования в процессе его движения, в динамике, в развитии, при этом последнее понимается как борьба противоположностей, отражающая объективные законы самой действительности. Диалектика признает противоречия в качестве источника развития. Метафизический метод, напротив, рассматривает объект исследования: 1) в состоянии статики, покоя; 2) изолированно от других; 3) отрицая наличие внутренних противоречий в качестве источников развития; 4) развитие понимается как уменьшение или увеличение, как повторение пройденного, не ведущего в процессе роста к качественным изменениям.

Какой же метод обучения будет соответствовать современному методу познания? Адекватным диалектическому методу познания в области образования способом обучения является учебное кино, которое может определяться как динамическое аудиовизуальное экранное средство обучения. Именно в этом своем качестве оно и будет нас интересовать, поскольку использование кино возможно и не в качестве средства обучения, а, например, как способ развлечения, с которым по большей части оно и

4 До презентаций существовали учебные диафильмы, создававшиеся профессионалами, а следовательно, они были более качественными средствами образования. Ознакомиться с ними можно и сегодня, например на сайте http://diafilmy.su/. Высокая тиражируемость, низкая цена, недорогое проекционное оборудование (фильмоскоп) выгодно отличали диафильмы от презентаций. Но они тоже были статичными.

5 См., например, работы Э. Ильенкова. Обсуждение вопроса об этой стороне презентаций с преподавателями механико-математического факультета МГУ неожиданно выявило единство мнений.

6 Горький М. Литературно-критические статьи. М., 1937. С. 578.

ассоциируется в обыденном сознании. Чтобы подчеркнуть этот аспект данной работы, авторы не указывают термин «кино» в ее названии.

Почему именно кино? Во-первых, как известно, «из всех видов искусства для нас важнейшим является кино». Во-вторых, данный метод обучения наиболее адекватен современному методу познания. В-третьих, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Почему лучше? Потому что 90% информации к человеку поступает через орган зрения и только 10% — через остальные органы чувств. «Посредством зрительного канала воспринимается до 80—90% информации, на звуковой канал приходится 9—18% информации. При зрительном восприятии запоминается 25%, при слуховом — 15%, а при сочетании зрительного со слуховым — до 65% переданной информации»7. В-четвертых, зрелищность, охват аудитории. В-пятых, значительно выросло число ТВ-приемников, гаджетов, средств коммуникации. Их производство возросло, в отличие от подавляющего большинства наименований изделий отечественной промышленности. Основная причина роста — роль в решении идеологических задач.

Разумеется, мы будем рассматривать не кино вообще, а один из его подвидов — учебное кино, являющееся разновидностью научного кино и вспомогательным средством в учебном процессе. Оно применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кино можно замедлить быстрые процессы, и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в другие страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка. Насколько широко используется учебное и научно-популярное кино в образовании сегодня? К сожалению, за редким исключением, практически не используется. Его доля ничтожна по сравнению с другими видами наглядных средств обучения. Так, из 187 заявленных в Московском университете межфакультетских учебных курсов на весенний семестр 2017/18 уч. г. только три посвящены исключительно кино: «Кино: история, современность, образовательное значение» (ф-т педагогического образования); «Кинематограф и общество. Лауреаты Нобелевской премии по литературе в зеркале кинематографа (1901—1939)» (ф-т вычислительной математики и кибернетики); «Революция и кинематограф. Советский киноавангард» (ф-т журналистики) с общим числом записавшихся около 170 человек. Если учесть, что в МГУ обучаются порядка 40 тыс. студентов, то 170 человек — это статистически ничтожная величина8.

7 Денисов А.Е., Казанский В.М. Дидактические принципы применения средств обучения. Киев, 1982. С. 23.

8 К ним, конечно, можно прибавить учащихся, осваивающих межфакультетские дисциплины онлайн. Этот формат учебы неизменно пользуется большой популярностью в студенческой среде, в том числе для минимизации собственных издержек. Именно из-за минимизации усилий студентов мы не склонны безоговорочно приветствовать эту форму обучения. Дело в том, что в 1970-х гг. в СССР уже существовала практика чтения лекций по телевидению в разных формах: и как передачи в рамках нескольких вузов одного города, и как учебная передача «Мои университеты», транслируемая на всю страну. Ее неэффективность обусловливалась в первую очередь отсутствием обратной связи ученика с преподавателем.

Вместе с тем уже с 50-х гг. ХХ столетия учебное и научно-популярное кино стало активно входить в учебный процесс, а первые попытки его использования были предприняты еще до революции. Так, в 1905 г. русский хирург П.И. Модлинский систематически проводил киносъемку хирургических операций. Киностудия «Акционерное общество А. А. Ханжонков и К°» выпустила отснятые материалы в виде серии научных медицинских фильмов «Операции доктора Медлинского», которые долгое время использовались в учебных заведениях. Получив собственную производственную базу, в конце 1920-х гг. научная кинематография оформилась в самостоятельную отрасль, которая активно пропагандировала научные знания, прогрессивные методы труда, наиболее совершенные способы организации производства среди школьников, студентов, рабочих и служащих. «Из среды творческих работников научной кинематографии выделились режиссеры с яркими творческими индивидуальностями, положившие начало новым направлениям в научном кино»9.

При строительстве комплекса зданий МГУ на Ленинских горах (1949—1953) все учебные корпуса предусматривали возможность демонстрации учебных фильмов, а кино должно было стать одним из элементов обучения. Вот как описывали необходимость его использования в учебной практике начальник строительства МГУ А. Воронков и главный инженер С. Балашов: «Нет, пожалуй, ни одной отрасли знания, при изучении которой не было бы полезным использовать учебные фильмы... География, физика, ботаника и даже химия с помощью кино постигаются лучше, полнее. Благодаря зрительному восприятию картин природы, событий, различных явлений, полученные знания прочнее закрепляются в памяти. Однако кино было редким "гостем" в аудитории вуза. Объяснялось это, главным образом, техническими неудобствами. Нужно было прерывать лекцию, чтобы установить киноэкран, завесить в дневное время окна, дать распоряжение киномеханику. Если для иллюстрации лекции требовалось продемонстрировать коротенький фильм, то на подготовку приходилось затрачивать не меньше, если не больше, времени, чем на самый показ. Во Дворце науки кино станет неотъемлемой составной частью учебного процесса. Приготовления к своеобразному киносеансу выполняются автоматически и длятся всего лишь несколько секунд... Идет лекция. Профессор рассказывает о богатствах Советской Якутии. Он нажимает кнопку, и тяжелые шторы мгновенно закрывают окна. Второй нажим кнопки — и из прорези на потолке опускается большой киноэкран, в будке киномеханика раздается сигнал, и на экране возникают берега полноводной Лены, могучие кедровые леса, богатые якутские колхозы. А вот и столица республики — Якутск с обновленными, выпрямившимися улицами, вдоль которых высятся многоэтажные дома. Промелькнул последний кадр фильма, и в аудитории снова светло: шторы раскрылись, а экран "спрятался' на свое место»10. Все нужные кнопки располагались перед лектором на кафедре. Не сходя

9 Згуриди А., Васильков И. Научное кино в СССР. М., 1959. С. 7.

10 Воронков А., Балашов С. Дворец науки. М., 1954. С. 82—84.

с нее, он мог управлять шторами, светом, экраном, киномехаником. Было учтено и то, что при демонстрации «слушателям нужно будет произвести запись. С этой целью каждое студенческое место оборудовано скрытым светом: небольшая лампочка с софитом установлена так, что освещает лишь пюпитр, не мешая демонстрации на экране»11. В лекционных аудиториях были обязательны кинопроекционные окна с комнатой для киномеханика и киноаппаратуры. В структуре Московского университета была образована общеуниверситетская кафедра учебной и научной фотографии и кинематографии, в составе которой работал кинорежиссер, была создана и до сих пор существует фильмотека учебных, научных и художественных фильмов, каталог которых объемом более 250 страниц включает описание кинолент по всем преподаваемым отраслям знаний.

Подобные фильмотеки существовали во всех городах СССР. Основным ограничением их использования в настоящий момент является тип носителя, а именно кинопленка, поскольку кинопроекционные аппараты в 1990-е гг. повсеместно уничтожались. Незначительная часть кинофильмов была оцифрована и выложена на сайте МГУ в разделе «Видеоархив Московского университета» (http://media.msu.ru/), остальные ждут своих оцифровщиков, поскольку никакая лекция, никакие иллюстрации не могут дать так много для понимания сущностных процессов, как это делает хороший научно-популярный фильм.

Уже в 1920-е гг. был создан ряд киностудий, специализировавшихся на производстве научных, научно-популярных и учебных фильмов («Вуз-фильм», «Союзнаучфильм» и др.). За период с 1924 по 1926 г. в СССР были выпущены 47 научно-популярных фильмов12. К середине ХХ в. появились киностудии «Киевнаучфильм», «Леннаучфильм», «Центрнаучфильм», «Шко-лафильм» и др. Динамика выпуска научно-популярных и учебных фильмов характеризуется следующими данными13:

Год 1933 1940 1944 1947 1950 1955 1958 1970 1986 2015

Число фильмов 78 141 175 219 237 284 394 715 846 191

11 Там же. С. 74. При формировании системы образования в СССР на лекцию как пассивную форму обучения предполагалось отводить не более 10% учебного времени (Советская медицинская энциклопедия: В 30 т. М., 1937), а плотность получаемой учащимися информации могла существенно увеличиваться за счет учебного кино, дополняющего формально-логическое восприятие объективного мира чувственно-эмоциональными образами. Не случайно столь популярные в лекционных залах презентации — это не просто перенос текста на экран. Текст дополнен различными изображениями, создающими общее впечатление. Для усиления чувственно-эмоционального восприятия объективного мира необходимо использовать формы представления информации, которые фиксируются в образах, в первую очередь в художественных. Это напрямую приводит образовательный процесс к искусству. Некоторые критики могут сказать, что это несущественно и не имеет значения для процесса познания. Им можно ответить словами К. Маркса: «Я узнал из художественных произведений об экономике больше, чем из работ экономистов».

12 Згуриди А. Экран, наука, жизнь. М., 1983. С. 34.

13 Составлено по: Згуриди А., Васильков И. Указ. соч. С. 20; Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный статистический ежегодник. М., 1987. С. 572. Данные по фильмам за 2015 г.: научно-популярные — 91, учебные — 100 (только ВГИК).

Конечно, современные условия существования кинопроизводства и кинопроката значительно ухудшились, если сравнивать их с советским периодом. По данным кинорежиссера В. Бортко, 86% фильмов в российском прокате — американские. «Почти все кинотеатры в России, а это 2,5 тысячи экранов, в той или иной степени принадлежат американцам. Они... продают там свою продукцию... Кинотеатры у нас освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Так что Россия спонсирует Голливуд на 100—120 миллионов долларов в год»14. В год в России производят около 82 художественных фильмов, из них на экран попадает 12, а прибыль приносит в лучшем случае только половина. Съемки остальных мотивированы лишь получением денег. Производство одного американского блок-бастера со спецэффектами обходится дороже, чем все российские фильмы вместе взятые. В стране, по мнению режиссера, таких денег нет. Разумеется в научно-популярном и учебном кино ситуация еще хуже, поскольку коммерциализация кинопроизводства сделала его нерентабельным вместе с киностудиями. Так, по признанию аудиторов, ОАО «Ленфильм» имеет все признаки банкротства. На этом фоне вопрос источников получения учебных и научно-популярных фильмов не является праздным.

Какие еще существуют источники получения видеоматериалов? По степени доступности их можно классифицировать следующим образом:

1) интернет-ресурсы; наиболее заметными в этой области являются сайты YouTube, Torrent, архивы новостных каналов, видеотеки федеральных университетов, видеоматериалы западных вузов, специализированные сайты (SmartVideo и др.);

2) фестивали научного кино, ежегодно проводимые в России, например Фестиваль актуального научного кино «360 градусов» (http:// 360.p olymus.ru)15;

3) госархив, архивы Госфильмофонда РФ «Белые столбы», Всероссийского института кинематографии им. С. Герасимова, киностудий (Леннаучфильм, Киевнаучфильм и др.);

4) фильмохранилища и фильмотеки в городах и научных центрах.

Важным источником получения учебных видеоматериалов могут быть документальные и художественные киноленты, а также их части.

При использовании динамического экранного средства обучения в образовательном процессе возникают следующие положительные моменты:

• высокая плотность информации (лекция продолжительностью в 1,5 часа аналогична 20-минутному фильму);

14 Бортко В. Советская власть делала человека лучше. URL: https://izborsk-club.ru/ 12311 (дата обращения: 15.08.2018).

15 Событие не новое. Всесоюзные кинофестивали учебных фильмов постоянно проводились Госкино СССР. «Учебное кино развивалось в стране столь успешно, что было решено раз в два года проводить Всесоюзные фестивали учебных фильмов. Первый состоялся в 1967 году в Москве, потом они проходили в Таллине, Кишиневе, Харькове,Тбилиси, Ереване, Воронеже» (Семенова А.К. Учебное кино: Исторический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1(2).

• экономия времени;

• возможность пригласить на занятие политиков, ученых, банкиров, депутатов, перенестись в научные лаборатории, подняться в космос, спуститься в глубины океана и т.п., что значительно увеличивает интерес при проведении занятий;

• использование кино может высвободить «энергию миллионов», поскольку одним из домашних заданий может являться поиск и предоставление видеоматериалов продолжительностью до 5 минут по заданной теме (отдельные видеоматериалы являются выдающимися с точки зрения воздействия на учеников, например фильм об общественном внимании к социальным вопросам в Норвегии; кроме того, их просмотр полезен не только студентам, но и преподавателям, поскольку они могут многое рассказать и многому научить и преподавателя);

• вовлекая в процесс обучения интернет-ресурсы преподаватели автоматически выходят в ту часть образовательного пространства, где молодежь чувствует себя как дома, ориентируясь в сетевой реальности гораздо лучше людей старшего поколения. Вместо «затаскивания» на свое поле — в аудитории, лаборатории, школы, мы начинаем образовывать молодежь на ее собственной территории, что приводит к уменьшению отчуждения субъектов образования, нивелированию дистанции между ними.

В качестве примера можно привести опыт работы с группой магистров на протяжении двух месяцев, в результате которой студенты, не имевшие прежде опыта научной работы, написали научную статью, получили рецензии трех экспертов и опубликовали ее в различных вариантах в двух журналах. Помимо этого, по результатам исследования студенты выступили на двух конференциях.

Каковы возможные отрицательные моменты, возникающие при использовании видеоматериалов? Во-первых, угроза формирования у учащихся «клипового» мышления в результате поверхностного восприятия демонстрируемых видеоматериалов. Именно поэтому целесообразно давать письменные задания в виде контрольных вопросов, усиливающих концентрацию внимания учащихся. Конечно, это снижает эстетическое удовольствие от просмотра видеоматериалов, поскольку нацеливает студентов на поиск ответов именно на данные вопросы. Решением этого противоречия может быть написание эссе после просмотра всего материала, что требует 10—15 минут после демонстрации. В перечень контрольных обязательно включаются вопросы о связи просмотренного материала с изучаемым курсом, о наличии противоречий в логике авторов видеоматериала, об отрицательных и положительных моментах сюжета. На занятии обязательно проводятся разбор ответов с целью демонстрации достоинств и недостатков наблюдений учащихся и обсуждение сюжета, поскольку это способствует лучшему запоминанию темы и позволяет избежать внесистемного рассмотрения вопроса. Так, при изучении курса управления продвижением продукта одна студентка не смогла увидеть связи с представленным видеоматериалом из к/ф «Укрощение огня». Все остальные студенты группы увидели эту связь и подробно описали ее в письменных работах.

Таким образом, обсуждение работ помогло «раскрыть глаза», научить видеть очевидное.

Второй негативный момент, который может возникнуть при использовании видеоматериалов, — гиперболизация их развлекательного характера. Обычно это происходит в силу их разноплановости и возникает из-за отсутствия внешнего контролера, регулятора современной видеопродукции и опыта работы с подобным материалом у студентов. Поэтому при внешней эффектности видео их эффективность с точки зрения решения поставленных в процессе изучения курса задач может быть невысокой. Угроза исчезает при использовании учебных и научно-популярных фильмов, рекомендованных к просмотру соответствующими организациями, например Минвузом.

Для позитивного усвоения материала необходимо разумное соотношение между теорией и практикой исследуемого вопроса. Дисбаланс в сторону теории приводит к «сухости» последней, оторванности от жизни, схоластике, а в перспективе — к «голому» теоретизированию кабинетного ученого. Дисбаланс в сторону практики не позволяет подняться до уровня теоретического осмысления процессов и явлений, вскрыть законы развития, вынуждает оставаться в «эмпириях» обыденного мышления, на Монблане конкретных фактов, в калейдоскопе внешних форм. Поэтому вопрос о соотношении теории и практики при использовании видеоматериалов является: а) актуальным, б) величиной конкретной и в) относительной в зависимости от характера изучаемой дисциплины. Кроме того, необходимо учитывать особенности восприятия фильма: он предлагает учащимся информацию в виде экранного образа объекта, а учитель требует от них уже расшифрованную информацию о самом реальном объекте. Между тем экранный образ сильно отличается от реального, так как кино — это только форма отображения действительности. Следовательно, студенты должны проделать дополнительную мыслительную работу по воссозданию недостающих звеньев между экранным образом и его воплощением в виде реальной вещи, явления. Определить размеры, масштаб изображения и отождествить с действительными особенно трудно с экрана, расположенного в одной плоскости, когда отсутствует представление об объеме. Сравнение, не опирающееся на знакомые предметы, не всегда приносит желаемые результаты. Объясняется это нахождением предмета изучения в необычной обстановке, лишающей возможности сравнить его со знакомыми предметами. Поэтому студент не всегда справляется с определением истинного размера предмета. Эта специфика проявилась в начале 90-х гг. ХХ столетия, когда выяснилось, что приезжающие в Израиль на постоянное место жительство медицинские работники из различных регионов мира уступали по подготовке выходцам из Советского Союза. Выяснилось, что в системе подготовки медработника за рубежом превалировало изучение человеческого организма с помощью компьютерного моделирования в противовес наличию активных форм работы студентов отечественных медицинских институтов в анатомических театрах, что и предопределило их превосходство.

Каковы общие условия использования динамических аудиовизуальных материалов в аудитории? Наличие темных штор на окнах, хорошей лампы в проекторе, звука, большого экрана, а также отсутствие похабщины и «местных идиоматических выражений» в материалах16. Как показывает практика, хорошая лампа и светоизолирующие черные шторы — традиционная ахиллесова пята. Лампы, как правило, имеют короткий период хорошей цветопередачи и, несмотря на то что по его окончании требуют замены, на это не обращают внимание, поскольку они продолжают работать. Проекторы в основном используются для показа презентаций и наглядных графических, табличных материалов, т.е. всего того, что не требует в большинстве случаев хорошей цветопередачи, хотя для видеоматериалов качество воспроизведения цвета, в меньшей степени звука, является критической величиной. Ситуация со шторами значительно хуже. Они в подавляющем большинстве случаев не соответствуют требованиям кинопоказа. Светлые шторы или жалюзи на окнах дискредитируют саму идею, поскольку не могут справиться с поставленными задачами. Кроме того, попытки их закрыть зачастую предполагают ручное управление с перемещением по аудитории преподавателя и студентов и иногда терпят фиаско в силу низкого качества передаточного механизма. Использование стены в качестве экрана, равно как и электронных досок, малопродуктивно.

Низкое качество учебных и научно-популярных лент в недавнем прошлом являлось предметом серьезной критики со стороны преподавателей17. В то же время созданные на киностудиях страны качественные научные фильмы, например, «Механика головного мозга» (реж. В. Пудовкин), «Лесная быль» (реж. А. Згуриди), «Думают ли животные?», «Язык животных» (реж. Л.Прядкин), «Закон великой любви» (реж. Б. Долин), «Они видят вновь» (реж. Н. Грачев), «Репортаж из каменного века» (реж. С. Райбурт), «За жизнь обреченных» (реж. Д.Яшин), «Педагогические раздумья» (реж. В.Архангельский) и др., до сих пор остаются классикой жанра, хотя им более полувека. О роли научно-познавательного и научного кино в жизни общества свидетельствует, в частности, тот факт, что в каждом томе фундаментального энциклопедического издания «История советского кино» отдельный раздел посвящен его развитию18.

Разумеется, обществоведов интересуют не все научно-популярные фильмы, а лишь те, которые позволяют глубже понять анатомию гражданского общества, познать законы развития общественной материи. В этой области особое внимание заслуживает кинокурс «Обществоведение», созданный

16 Использование последних, к сожалению, все более становится «нормой» в молодежной среде.

17 «Глядя на унылые, серые пейзажи Кавказа, Южного Крыма и Молдавии в картине "Пушкин на юге", учащиеся не могут понять, что в них восхищало Пушкина... "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!" — восхищенно восклицал Гоголь. А в фильме "Ранние повести Гоголя" учащиеся видят серое небо, серую степь и не понимают, чем они хороши. А где Днепр, который "вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои"? А где "божественная", "очаровательная" украинская ночь?» (Гурвич С.А. Учебное кино на уроках литературы //Учебный фильм. М., 1961. С. 188).

18 История советского кино: В 4 т. М., 1969.

в кооперации «работниками московской, ленинградской, киевской, свердловской киностудий в период с 1964 по 1967 год», включавший 11 фильмов19. Характерно, что и телевидение не отставало от запросов времени. Уже с 1965 г. в стране появился специальный учебно-образовательный канал — 3-я программа Центрального телевидения и предпринимались попытки согласования его передач с изучавшимися в школах предметами.

В настоящее время существует множество вполне доступных научно-популярных и учебных фильмов, а по отдельным дисциплинам, например математике, реализуются целые подборки. Сложнее обстоит дело с обществоведческими фильмами. Так, на портале Сибирского федерального университета «львиная» доля выложенных киноматериалов относится к естественным наукам, и лишь незначительная часть — к обществоведческим, при этом с частично ограниченным доступом. А вот Киевский политехнический институт спокойно оцифровал и выложил в свободный доступ более пятидесяти учебных фильмов по обществоведческой тематике. Опыт использования киноматериалов в преподавании дисциплины «Политическая экономия» показал, что в открытом доступе находился лишь один учебный фильм — «Предмет политической экономии». Пришлось организовывать поиск учебных фильмов по остальным темам курса. Так, на киностудии «Леннаучфильм» удалось получить картину по теме «Товарное производство». Кинофильмы «Всеобщий закон капиталистического накопления» и «Экономический кризис» удалось разыскать в фильмотеке МГУ на кинопленке. Благодаря гражданской позиции директора киностудии ВГИКа, киноленты были бесплатно оцифрованы и смогли быть показаны студентам. В процессе изучения вопросов экономического кризиса на занятиях по экономике представление видеоматериалов не ограничивалось исключительно советскими учебными фильмами. Наоборот, получение информации из разных видеоисточников позволяло быстрее выявлять истину. С этой целью были задействованы и американские учебные фильмы, новостные видеоматериалы, отрывки из публицистических и художественных фильмов. Работниками архива ВГИКа был найден созданный студентами под руководством заведующего кафедрой политэкономии учебный фильм по теме «Прибавочная стоимость». Фильм живо рассказывает о центральном вопросе и основной «тайне» капиталистического производства и по сей день смотрится с интересом.

Большим подспорьем в преподавании стал фильм «Историческое место империализма». Он построен на раскрытии пяти признаков империализма, сохраняющих свое значение и по настоящее время. Доказательством этому является проведение в последнее время ряда знаковых мероприятий — конференций, дискуссий, круглых столов, семинаров, появление в научной и периодической печати публикаций на тему империализма. Поскольку со времени выхода книги прошло 100 лет необходимость развития его теории — основной лейтмотив выступлений.

19 Згуриди А. Указ. соч. С. 114. Два фильма из курса «Обществоведение» — «Будущее создается сегодня» и «Два пути», были сделаны Центральной студией документальных фильмов.

«Развитие государственно-монополистического капитализма» — еще один учебный фильм о становлении современного общества, был обнаружен в фильмотеке МГУ и оцифрован на киностудии «Мосфильм». Так был частично заполнен пробел в методическом обеспечении учебного курса «Политическая экономия». В той или иной степени названные видеоматериалы могут быть задействованы при изучении аналогичных тем в других образовательных курсах. Фильмы удалось выложить в сети Интернет, в том числе и на портале Московского университета. К сожалению, многие темы курса не обеспечены учебным видеоматериалом. Его поиски должны быть продолжены. И здесь большое поле для совместной поисковой работы студентов и преподавателей, которых, безусловно, необходимо материально стимулировать. Вспоминается такой факт, что учителю школы в советские времена давали 10%-ю надбавку к зарплате за прохождение курсов киномехаников и демонстрацию фильмов. Авторы лично посещали киносеансы в средней школе, а в Главном здании МГУ до середины 1990-х гг. каждый день после занятий в лекционной аудитории 01 проходили два киносеанса.

Заявления критиков о том, что эти учебные фильмы устарели, едва ли корректны, если иметь в виду их предметную область — раскрытие теории движения общественно-экономической формации и присущих ей экономических законов. С тем же успехом можно говорить об устарелости фильмов, рассказывающих о таблице умножения. Однако в некоторых случаях действительно можно отнести к истории конкретные примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Вместе с тем их присутствие в учебном кино позволяет выявить степень наблюдательности студентов, оценить их аналитические способности при ответах на контрольные вопросы. В качестве конкретных примеров можно использовать многие современные западные документально-публицистические картины, например, «Эффект лампочки» (реж. К. Данорицер), «Предел риска» (реж. Д.С.Чендорр, премия «Оскар» за лучший сценарий), «Инсайдерская работа» (реж. Ч. Фергюс-сон, премия «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм), «Игра на понижение» (реж. А. Маккей), «Уолл-стрит: деньги не спят» (реж. О. Стоун), «Волк с Уолл-стрит» (реж. М. Скорцезе) и др. К сожалению, этот ресурс почти не используется. Необходимо все эти кинофильмы ввести в учебный процесс.

Студенты технической специальности 4-го курса Карагандинского государственного технического университета, которым были показаны учебные фильмы, говорили, что ранее такого не было. А ведь по техническим специальностям имеется большое число учебных фильмов, которые не потеряли своего значения и актуальности. Характерно, что экспресс-анкетирование студенческих групп, проведенное в разных городах (Астана, Баку, Душанбе, Москва, Дубна, Севастополь), установило, что меньше всего учебное кино по экономической тематике используется в Москве. Наиболее продвинутыми в этом вопросе были образовательные учреждения Душанбе и Баку, где учащихся знакомили с учебными и научно-популярными фильмами уже в школах.

Какие возможны вариации в способах использования кино? Как добиться максимизации его эффективности? Существует несколько способов использования динамической аудиовизуальной информации на занятии:

1) показ учебного фильма продолжительностью 15—18 минут, затем чтение лекции в традиционных форматах;

2) чтение лекции с показом нескольких коротких видеоматериалов;

3) показ учебного фильма в конце лекции.

Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. Как показывает практика, первый вариант приводит к быстрому вхождению аудитории в изучаемую тему, устранению «раскачиваний» в начале занятия, при чтении лекции в аудитории стоит тотальная тишина. Развитие событий по второму варианту более трудоемко, требует подготовительной работы и хорошо воспринимается для переключения внимания, перехода от монотонности к конспектированию лекции. Третий вариант должен обязательно заканчиваться обсуждением фильма, в результате которого учащиеся должны научиться совмещать теоретический материал с чувственно-эмоциональным.

Новым уровнем развития учебного и научного кино в образовательном процессе стали интернет-технологии, позволяющие приблизить учащегося к знаниям, устранить финансовые ограничения для их получения. Речь идет о дистанционных курсах с использованием видеолекций. Некоторые считают, что видеолекции и кино — разные вещи. Однако если рассматривать вопрос по существу, речь идет об одном и том же — о динамической аудиовизуальной информации. Широко известны западные образовательные платформы, располагающие значительным фондом видеоресурсов, например, Курсера (https://ru.coursera.org/), Еёх (https://www.edx.org/), Хан-академия (https://ru.khanacademy.org/) и др. Современные российские дистанционные курсы обучения в онлайн-режиме осуществляются на более чем 15 базовых платформах. Анализ работы основных из них (национальная платформа «Открытое образование» (openedu.ru), Онлайн-образование Uniweb (uniweb.ru), Деловая среда (main.dasreda.ru), просветительский проект Лекториум (lektorium.tv), Универсариум (universarium.org), Постнаука (postnauka.ru), Арзамас (arzamas.academy) показывает, что, несмотря на широкий круг проектов, посвященных экономике и бизнесу, курсов, осуществляющих системное изложение базовых основ экономической науки как в теоретическом, так и практическом аспекте исследования, нет. Вместе с тем анализ практики дистанционного обучения на указанных базовых платформах позволил выявить целый ряд заслуживающих внимание видеоматериалов. Данный опыт может учитываться и должен быть использован в процессе обучения, тем более что по оценкам специалистов, в 2017—2023 гг. мировой рынок онлайн-образования будет расти более чем на 5% в год. Его емкость в настоящее время оценивается в 165 млрд долларов. «Восточная Европа — в числе наиболее быстрорастущих региональных рынков в онлайн-образовании. В свою очередь, драйвер Восточной Европы — Россия. При самом консервативном сценарии

среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет будет находиться на уровне 20%»20.

Некоторые считают, что введение научно-популярного кино в образовательный процесс будет квалифицировано как инновационные образовательные технологии, но если иметь в виду их использование в предыдущий период, авторы не склонны поддерживать такую трактовку, поскольку она противоречит сущности термина «инновация». Представляется, что корректнее говорить о модернизации образовательных технологий, реакту-ализации кино в учебном процессе, что полностью соответствует задачам развития отечественного образования. «Безусловно, важно сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. В школу уже вернулось сочинение, больше внимания стали уделять гуманитарным предметам. Но только учебных часов из школьной программы здесь явно будет недостаточно — нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в Интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут внимание молодежи к отечественной классической литературе, культуре, истории»21. Органическое включение динамического аудиовизуального экранного средства обучения в образовательный процесс могло бы стать одним из таких проектов. Его эффективность доказывает состоявшийся в феврале 2018 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ круглый стол «Последний звонок, или еще раз о будущем образования», на котором помимо депутатов, педагогов, ученых, киноработников, представителей профсоюзных и общественных организаций присутствовали и студенты 1-го курса факультета глобальных процессов МГУ. Круглый стол не был бы столь знаковым, если бы не был посвящен обсуждению фильма «Последний звонок», набравшего более миллиона просмотров во всемирной сети Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аньков В. Первый ЕГЭ прошел без серьезных нарушений, но сдать его смогли не все. URL: https://ria.ru/society/20140619/1012738095.html

Бортко В. Советская власть делала человека лучше. URL: https://izborsk-club.ru/12311.

Воронков А., Балашов С. Дворец науки. М., 1954.

Горький М.Литературно-критические статьи. М., 1937.

Гурвич С. А. Учебное кино на уроках литературы //Учебный фильм. М., 1961.

Денисов А.Е., Казанский В.М. Дидактические принципы применения средств обучения. Киев, 1982.

Згуриди А. Экран, наука, жизнь. М., 1983.

Згуриди А., Васильков И. Научное кино в СССР. М., 1959.

20 Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: Цифры, факты, инсайты, прогнозы. 24 апреля 2017 г. URL: http://www.i-russia.ru/all/ analytics/33751/ (дата обращения: 20.01.2018).

21 Послание Президента Федеральному Собранию. 1 декабря 2016 г. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 18.06.2018).

Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: Цифры, факты, инсайты, прогнозы. 24 апреля 2017 г. URL: http:// www.i-russia.ru/all/analytics/33751/

История советского кино: В 4 т. М., 1969.

Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный статистический ежегодник. М., 1987.

Послание Президента Федеральному Собранию. 1 декабря 2016 г. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/53379

Послание Президента Федеральному Собранию. 1 марта 2018 г. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/56957

Семенова А.К. Учебное кино: Исторический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1(2).

Советская медицинская энциклопедия: В 30 т. М., 1937. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. от 07.03.2018). Ст. 69. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_146342/93744992d2dc7041ccad25969f1a8dbae5358b5e/#dst100042

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.