Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТЬЮ ЦЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В КОМАНДЕ И АДАПТАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТЬЮ ЦЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В КОМАНДЕ И АДАПТАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СЦЕНАРИЙ / УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМАНДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грызунов Владимир Викторович, Митрейкин Владимир Филиппович, Грызунова Инна Васильевна

Проблемы, с которыми столкнулись высшие учебные заведения, во многом связаны с низкой мотивацией к обучению, недостаточной способностью к поиску решений в нестандартных ситуациях, работе в команде. Сложившаяся ситуация, предопределяет необходимость поиска нестандартных путей решения задач с учетом особенностей стратегий поведения студентов. Процесс создания учебноэкспериментального фильма можно рассматривать как один из путей активизации познавательной активности студентов, командного потенциала, адаптации к будущей профессиональной деятельности. Переосмысление значимости интерактивных средств обучения реанимировало процесс создания учебных фильмов студентами. Работа над медиапродуктом инициировала модернизацию неадаптивных стратегий поведения в адаптивные у студентов, о чем свидетельствует динамика результативности применения копинг-стратегий у обучающихся, что обеспечивает адаптацию к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грызунов Владимир Викторович, Митрейкин Владимир Филиппович, Грызунова Инна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FILM AS A WAY OF EVALUATING THE INDIVIDUALS VALUE OF LEARNING IN A TEAM AND ADAPTING TO FUTURE PROFESSIONAL CAREERS

The problems of studying in hinger schools are associated with low motivation for learning, inadequate ability to search for decisionsin unusual situations and work in a team. The situation determines the need to find solutions taking into account the specific behavior strategies of students. The process of working on a training film can be considered as one of the ways to activate connitive activity of students, team potential, adaptation to a future professional career. Team work on the media product helped to modernize non-adaptive strategies of students behavior into adaptive ones, which affects the quality of training of the future specialist.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТЬЮ ЦЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В КОМАНДЕ И АДАПТАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

4 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific JournaI)#4(32), 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Gryzunov V. V.

grand PhD of medical sciences, assoc. prof. FSBEI HE I.P.Pavlov SPbSMU MOH Russia

Mitreikin V.Ph,

grand PhD of medical sciences, prof. FSBEI HE I.P.Pavlov

SPbSMU MOH Russia Gryzunova I. V.

master of Psyhological sciences, leading specialist

SPbPolyTechU

Грызунов Владимир Викторович

доктор медицинских наук, доцент кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Митрейкин Владимир Филиппович доктор медицинских наук, профессор кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии ФГБОУ ВО ПСПбГМУ

им. акад. И.П. Павлова Грызунова Инна Васильевна магистр, ведущий сотрудник Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

EDUCATIONAL FILM AS A WAY OF EVALUATING THE INDIVIDUALS VALUE OF LEARNING IN A TEAM AND ADAPTING TO FUTURE PROFESSIONAL CAREERS

УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТЬЮ ЦЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В

КОМАНДЕ И АДАПТАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Summary: The problems of studying in hinger schools are associated with low motivation for learning, inadequate ability to search for decisionsin unusual situations and work in a team. The situation determines the need to find solutions taking into account the specific behavior strategies of students. The process of working on a training film can be considered as one of the ways to activate connitive activity of students, team potential, adaptation to a future professional career. Team work on the media product helped to modernize non-adaptive strategies of students behavior into adaptive ones, which affects the quality of training of the future specialist.

Key words: students, script, educational film, behavior strategies, anxiety, adaptation, competence, team.

Аннотация: Проблемы, с которыми столкнулись высшие учебные заведения, во многом связаны с низкой мотивацией к обучению, недостаточной способностью к поиску решений в нестандартных ситуациях, работе в команде. Сложившаяся ситуация, предопределяет необходимость поиска нестандартных путей решения задач с учетом особенностей стратегий поведения студентов. Процесс создания учебно-экспериментального фильма можно рассматривать как один из путей активизации познавательной активности студентов, командного потенциала, адаптации к будущей профессиональной деятельности. Переосмысление значимости интерактивных средств обучения реанимировало процесс создания учебных фильмов студентами. Работа над медиапродуктом инициировала модернизацию неадаптивных стратегий поведения в адаптивные у студентов, о чем свидетельствует динамика результативности применения ко-пинг-стратегий у обучающихся, что обеспечивает адаптацию к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты, сценарий, учебный фильм, стратегии поведения, тревожность, адаптация, компетенции, команда.

Современный рынок предъявляет высокие требования к будущему специалисту, основанные , с одной стороны, на реализации личностно-ориен-тированной парадигмы образования, которая выдвигает на первый план способность обучаемого быть субъектом своего развития и самостоятельно находить решения значимых проблем [1,2], а, с другой - на способности к совместной профессиональной деятельности. В этой связи на первый план выходит проблема формирования готовности студентов к командной работе [3,4] в условиях неопределенности, риска [5], что обеспечивается

выбором адаптивных стратегий поведения [6]. Несмотря на важность проблемы еще не разрешены противоречия между:

-осознанием необходимости в подготовке конкурентоспособных специалистов и недостаточной разработанностью методологического обеспечения процесса формирования компетентности командной работы;

-потребностью студента быть успешным на рынке труда и нечетко сформированной у него компетентности работы в составе коллектива;

Ul

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(32), 2018

5

-требованиями рынка труда к качеству подготовки будущих специалистов и недостаточной ориентированностью профессионального образования к формированию технологий образовательного процесса, обеспечивающих развитие командной работы студентов.

Указанные противоречия позволили обозначить проблему необходимости разработки технологий формирования коллективного стиля работы студентов на основе научно-ориентированной самостоятельной работы. Поэтому объектом исследования явился процесс конструктивной модификации неадаптивных стратегий поведения в адаптивные для обеспечения формирования командной компетентности и успешности в процессе создания учебно-экспериментального фильма.

Материал и методы. В качестве диагностического инструментария были использованы: личностная шкала проявления тревоги по Д. Тейлору, адаптированная Т.А. Немчиновым [7], шкала самооценки реактивной и личностной тревожности по Ч.Д. Спилбергеру в модификации Ю.Л. Ханина [8], опросник социально-психологической адаптации по К. Роджерсу - Р. Даймонду, адаптированный А. К. Осницким [9], индикатор стратегий преодоления стресса по Д. Амирхану [10]. Объектом исследования явились студенты 3-го курса медицинского вуза. Выбор обучающихся связан с тем, что в этот период происходит формирование представлений о будущей специальности. В выборку вошли 98 студентов, из них 62 девушки и 36 юношей в возрасте от 18 до 21 год. Предварительно с ними была проведена беседа и получено добровольное согласие на

проведение обследования. Тестирование проводилось анонимно. Обработка данных проводилась c использованием пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics 20.

Результаты. На основании оценки личностной шкалы тревоги по Д.Тейлору-Т.А.Немчинову (ТЛТ) и шкалы самооценки реактивной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности по Ч.Д.Спилбергеру-Ю.Л.Ханину студенты были распределены на три группы с учетом гендерных различий (табл.1 и 2). Для оценки достоверности различий между группами использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Анализ полученных данных по уровню тревожности позволил высказать следующие предположения:

1. Среди девушек превалировали студентки с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности (62,9 %), а среди обследуемых молодых людей преобладали студенты с умерено выраженным уровнем личностной и ситуативной тревожности (47,2 %). Второе место в общей структуре распределений по уровням личностной и ситуативной тревожности занимали девушки с умеренно выраженным уровнем тревожности (25,8 %) и низкотревожные юноши (33,3%).

2. В группе высокотревожных студентов, параметры личностной и ситуативной тревожности выше, чем у студенток, что вероятно указывает на наличие у юношей более выраженых отрицательных эмоциональных состояний, характеризующихся ожиданием негативного отношения к себе, зависимостью от внешних факторов, критическим отношением к окружающим.

Таблица 1

Пока-за-тели Низкотревожные (n=7) Умеренно тревожные (n=16) Высокотревожные (n=39)

ЛТ СТ ТЛТ ЛТ СТ ТЛТ ЛТ СТ ТЛТ

X± m 28,6±0, 8** 26,1±2, 3** 9,28± 1, 9* 41,43±0,7 7** 36,93±1, 0** 15,68±0, 72* 52,89±0, 8** 45,53±1, 8** 26,02±1 ,0*

Аси мме трия -1,19 -0,07 0,44 -0,75 1,03 0,61 0,89 0,48 0,05

Эксцесс -0,52 -1,76 -1,2 1,51 0,79 0,05 0,67 -0,79 -0,80

Примечание: * - р < 0,01; **- р < 0,001.

Показатели социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса - Р. Даймонда в модификации А. К. Осницкого отражены на рис. 1. У низкотревожных девушек отмечаются наиболее высокие по сравнению с другими группами студенток значения показателей «адаптивность» - 147

балла, «приятие себя» - 51 балл и самые низкие уровни параметров: «неприятия себя» - 7 баллов, «эмоциональный дискомфорт» - 9 баллов, «эскапизм» - 9 баллов.

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientiflc Journal)#4(32), 2018

Таблица 2

Показатели тревожности у юношей

Пока-за-тел и Низкотревожные (П=12) Умеренно тревожные (П=17) Высокотревожные (П=7)

ЛТ СТ ТЛТ ЛТ СТ ТЛТ ЛТ СТ ТЛТ

Х± m 27,25±0, 78** 25,50±0, 83** 7,41±0, 57* 40,52±0, 81** 36,70±1, 88** 15,17±1 ,44* 55,0±2, 45** 50,57±4 3** 26,57±2 8**

Аси мме три я -0,85 -0,14 0,74 -0,81 1,66 0,74 -0,14 0,38 -0,10

Экс цес с -0,35 -0,35 0,89 1,30 4,17 0,89 -2,26 -2,62 -1,82

Примечание: * - р < 0,01; **- р < 0,001.

Показатели социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса - Р. Даймонда в модификации А. К. Осницкого отражены на рис. 1. У низкотревожных девушек отмечаются наиболее высокие по сравнению с другими группами студенток значения показателей «адаптивность» - 147 балла, «приятие себя» - 51 балл и самые низкие уровни параметров: «неприятия себя» - 7 баллов, «эмоциональный дискомфорт» - 9 баллов, «эскапизм» - 9 баллов. Критерии социально-психологической адаптации у умеренно тревожных студенток стремились к аналогичным значениям низкотревожных. При обследовании девушек с высоким уровнем тревожности установили, что показатель дезадаптивности превышал аналогичный параметр

в других группах в среднем на 25%. Характеристики, связанные с «неприятием себя», «эмоционального дискомфорта» в данной группе студенток превышали соответствующие параметры в группе низкотревожных соответственно на 52% и 48%, что, вероятно, свидетельствовало о превалировании тенденций, указывающих о высоком риске дез-адаптивности в группе высокотревожных. На основании полученных данных были построены корреляционные матрицы, выявившие связи между параметрами, характеризующие адаптивность и дезадаптивность. Ранговая корреляция с расчетом коэффициента Спирмена свидетельствовала о достоверности этих связей (р < 0,01).

Рис. 1. Распределение показателей социально-психологической адаптации у девушек с учетом уровня

тревожности

Поэтому высокотревожные девушки в про- дискомфорту, ведомы, в трудных ситуациях пред-цессе социально-психологической адаптации в почитают уйти от проблемы. В группе девушек с большей степени подвержены эмоциональному умеренной тревожностью между параметрами

6

Иж110с1п1оеигоре]А'к1е Сха8ор\8то Ыаикоч>е (Еазг Еигореап БаепИ/1с Лита!) #4(32), 2018

7

«адаптивность» и «внутренний контроль» выявлены статистически значимые корреляционные связи. Формирование внутреннего равновесия связано с «приятием себя» и отрицанием «непринятия себя». Корреляционная связь параметров «доминирования» и «ведомости» с адаптивностью отражало уровень пластичности поведения. У студенток с низким уровнем тревожности отмечали высокий уровень эмоционального комфорта. Высокое значение показателя «доминирование» свидетельствует о стремлении к внутригрупповому лидерству.

У юношей показатели, характеризующие адаптацию, уменьшались от низкотревожных к высокотревожным (рис.2). Особое внимание обращает на себя показатель «дезадаптация» (88 баллов) у юношей с высоким уровнем тревожности, который в 1,5 раза превышает аналогичный критерий у студентов с низким уровнем тревожности.

Рис. 2 Распределение значений показателей социально-психологической адаптации у юношей с учетом

уровня тревожности

Параметр «эмоциональный дискомфорт» (28,8 балла) у высокотревожных обучающихся был в 3 раза выше, чем у низкотревожных. В группе юношей с высоким уровнем тревожности выявлены статистически значимые ранговые корреляции по Спирмену между параметрами «дезадаптивности», «непринятия себя» (р<0,01). Коэффициент корреляции между «дезадаптивностью» и «эскапизмом» среди студентов с высоким уровнем тревожности в 1,98 и в 3,3 раза выше, чем в группах с умеренно выраженной и низкой тревожностью. Среди студентов с умеренно выраженным уровнем тревожности обнаружены статистически значимые корреляционные связи между показателями адаптивности и внутренним контролем, доминированием и отрицательная обратная сильная зависимость от эмоционального дискомфорта. Ранговые связи между параметрами «адаптивности», «эмоционального комфорта» и «принятия себя» отражали среднюю взаимозависимость. Полученные результаты позволяют высказать предположение, что у студентов с умеренно выраженной тревожностью превалировали параметры, характеризующие «адаптивность». Среди студентов с низким уровнем тревожности показатель «адаптивности» демонстрирует

сильную корреляционную связь (р<0,01) с «принятием себя» и среднюю зависимость от «принятия других» и «доминирования». Полученная корреляционная матрица обнаруживает тенденцию к превалированию черт адаптивности у низкотревожных студентов, что подтверждают интегральные показатели адаптации, эмоционального комфорта, а также стремление к доминированию.

Особый интерес представляет группа высокотревожных студентов (47% от общего числа обследуемых), у которых превалируют черты дезадап-тивности. Очень важно, чтобы такие студенты могли презентовать себя, показать свои сильные стороны. И в рамках реализации компетентност-ного подхода становится актуальным поиск, обоснование новых путей взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе, одним из которых является переосмысления значимости мультимедийных и интерактивных средств обучения. Поэтому все большую популярность приобретает создание студентами небольших учебных фильмов под руководством преподавателя в рамках освоения программы дисциплины.

На основе анализа практик процесса создания фильмов студентами в рамках освоения дисциплин Массачусетского Технологического Института,

8 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal)#4(32), 2018

Лондонского университета «London's Global University», Университета в Дели «Delhi University» был разработан протокол формирования сценария по созданию учебного фильма, где студентам предлагалось снять 10-15 минутные фильмы, посвященные фундаментальным и прикладным проблемам и новациям. Разработанные задания для студентов были рассчитаны на процесс конструирования среды межличностного взаимодействия и взаимосодействия. Команды из 5 человек формировались случайным образом. Сама группа определяла лидера, который распределял ролевые функции, ставил конкретные задачи и непосредственно контролировал процесс создания фильма. Было обследовано 74 студента.

Прежде всего интересовало, произошли ли изменения в выборе копинг-стратегий, когда студенту при выполнении задания необходимо было активно использовать не только внешние, но и внутренние ресурсы в условиях неопределенности, ограниченности во времени, групповым давлением. Однако у высокотревожных девушек после проведения эксперимента результативность использования стратегии поиска социальной поддержки возросла с 21,69 балла до 23,74 балла , применение стратегии избегания снизилось на 1,5 балла. Анализ значений копинг-стратегий у высокотревожных юношей показал увеличение значений показателей по стратегиям разрешения проблем и поиска социальной поддержки, а также уменьшения значения по стратегии избегания в пределах 2,5 балла.

Согласно распределению копинг-страте-гий после проведения эксперимента высокотревожные юноши в большей степени стали применять стратегию разрешения проблем, поиска социальной поддержки, а выбор стратегии избегания значительно снизился.

На основании полученных данных после проведения эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Девушки с высоким уровнем тревожности стали в большей степени использовать стратегию поиска социальной поддержки, ориентируясь на взаимодействие с членами коллектива, преподавателями и другими специалистами. Данное взаимодействие позволило разрешить ситуацию и добиться успеха путем получения эмоциональной поддержки, совета, внимания.

2. Юноши с высоким уровнем тревожности в большей степени стали выбирать адаптивные ко-пинг-стратегии. Выбор стратегии разрешения проблем позволял юношам отстаивать собственные ин-

тересы, справляясь с тревогой в проблемной ситуации. Выбор стратегии поиска социальной поддержки позволял студенту, получая поддержку, ориентироваться в своих дальнейших действия.

Список литературы:

1. Грызунов В.В. Надежность - интегративная характеристика живой системы // Научные исследования и инновационная деятельность. -СПбГПУ, 2008: 147-152.

2.Грызунов В.В., Грызунова И.В., Гришина А.М., Козлов Г.В. Тревожность как детерминанта уязвимости поведенческого паттерна у субъектов образовательной среды и пути формирования активных копинг-стратегий//И Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновации в здоровье нации». -СПб.,2015,С.30-33.

3. Козлов В.Н., Грызунов В.В., Грызунова И.В. Математические модели и надежность как базовое свойство саморегулирующейся модели // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национально-исследовательских университетах. - СПб., 2013,Т.4;С. 68-73.

4. Грызунова И.В., Ляшок Р.В., Гребнева К.С., Рябинин Д.В. Зависимость стратегии совладающего поведения при преодолении учебных трудностей студентами высших профессиональных учебных заведений от уровня тревожности //Актуальные проблемы патофизиологии. - 2014. С. 35-36.

5. Рябинин Д.В., Грызунова И.В. Стратегия поведения в условиях преодоления трудностей при стресс-индуцируемых состояниях у студентов // Фундаментальная наука и клиническая медицина -человек и его здоровье. - СПб., 2014,С.379-380.

6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Сравнительное исследование особенностей копинг-поведения учителей средних школ, студентов вузов и школьников // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 1996, №.2,С.193-194.

7.Дерманов И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития.- СПб., 2002.-176 с.

8. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л., 1976.- 16 с.

9. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа.-2004.- №1.- С. 43-56.

10. Amirkhan J.H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator // J. of Personality and Social Psychology. - 1990.- Vol.59, N5.-P. 1066-1074

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.