Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ АДАПТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ АДАПТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блудова С.И., Власова Е.М., Шевчук В.В.

В настоящее время учащиеся живут в состоянии некомпенсированного стресса, что сказывается на их психологическом состоянии, здоровье и будущей трудовой деятельности. Изучение способов эффективного формирования стрессоустойчивости и повышения уровня адаптивности, является одной из актуальных научно-практических задач. Выявлено влияние базовых копинг-ресурсов на формирование ведущих копинг-стратегий; установлена взаимосвязь между уровнем развития базовых копинг-стратегий и эффективностью адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блудова С.И., Власова Е.М., Шевчук В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF BASIC COPING RESOURCES AS A CONDITION FOR INCREASING THE LEVEL OF ADAPTABILITY OF STUDENTS

Currently students live in a state of uncompensated stress that affects their psychological state, health and future employment. The study of the ways of effective formation stress and increase the level of adaptability is one of the urgent scientific and practical task. The effect of basic coping resources leading to the formation of coping strategies; the relationship between the level of development of basic coping strategies and the effectiveness of adaptation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ АДАПТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

ШДЖЭИ Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ АДАПТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Блудова С.И.,

МОУ «СОШ № 6», г. Тихвин, Ленинградская область Власова Е.М.,

заведующая центром, ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками

здоровью населения», г.Пермь Шевчук В.В.,

доцент, Пермский государственный медицинский университет имени акад. Е.А.Вагнера

В настоящее время учащиеся живут в состоянии некомпенсированного стресса, что сказывается на их психологическом состоянии, здоровье и будущей трудовой деятельности. Изучение способов эффективного формирования стрессоу-стойчивости и повышения уровня адаптивности, является одной из актуальных научно-практических задач. Выявлено влияние базовых копинг-ресурсов на формирование ведущих копинг-стратегий; установлена взаимосвязь между уровнем развития базовых копинг-стратегий и эффективностью адаптации.

Ключевые слова: стресс, адаптация, копинг-ресурсы, копинг-стратегии, воспитательная компонента.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF BASIC COPING RESOURCES AS A CONDITION FOR INCREASING THE LEVEL OF ADAPTABILITY OF STUDENTS

Bludova S. I.,

Municipal Educational Institution «School № 6», Tikhvin, Vlasova E. M., head of the center, Federal research center, Perm Shevchuk V. V.,

associate Professor, Perm state medical University

Currently students live in a state of uncompensated stress that affects their psychological state, health and future employment. The study of the ways of effective formation stress and increase the level of adaptability is one of the urgent scientific and practical task. The effect of basic coping resources leading to the formation of coping strategies; the relationship between the level of development of basic coping strategies and the effectiveness of adaptation.

Key words: stress, adaptation, coping resources, coping strategies, educational component.

Постановка проблемы. В настоящее время человек живет в состоянии некомпенсированного стресса, что сказывается на его психологическом состоянии и здоровье: появляются нарушения сна, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, нервные срывы и, как следствие, учащенные случаи депрессивных состояний. Неустойчивая психика ребенка каждый день подвержена стрессу, начиная с ситуации «забытого учебника» до сдачи экзамена и профессиональной адаптации. Велика роль внутриличностных и межличностных конфликтов.

Анализ последних исследований и публикаций. Проведенная нами ранее оценка физиологического и психологического здоровья педагогов и учащихся СОШ и вузов выявила [2, 90-91]: основные психологические признаки стресса: тревожность, раздражительность, сниженный фон настроения, нарушение концентрации внимания у 67% педагогов и 34% учащихся; физиологические признаки стресса: утомляемость, боль (головная и в области шеи), эпизоды учащения сердцебиения у 82% педагогов и 21% учащихся; поведенческие признаки стресса: частое употребление седативных препаратов, неусидчивость (или хождение при проведении занятий у преподавателей, перекладывание предметов на рабочем столе), откладывание выполнения заданий, хронические опоздания у 33% педагогов и 64% учащихся. По опроснику «Копинг-стратегии» лидирует дистанцирование от ситуации у 11% педагогов и 41% учащихся.

Отсутствие необходимых навыков сопротивления стрессу приводит к росту девиантного поведения среди

подростков, снижению уровня их мотивации к общественно полезной деятельности, дезориентированию в общественно-значимых ценностях, закреплению негативных стратегий поведения: «обман», «отрицание», «нападение». Поэтому одной из главных задач, которые ставит перед нами современная система образования, становится формирование у подрастающего поколения базовых (общих) компетенций адаптации.

Перед современной системой образования стоит задача - создать условия для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению. Таким образом, основной задачей школы является формирование и развитие у школьников необходимых компетенций для самостоятельной и профессиональной деятельности. Повышение уровня стрессо-устойчивости и адаптивности - один из главных факторов успешной деятельности будущих выпускников.

Целью нашего исследования было выявить устойчивую взаимосвязь базовых копинг-русурсов учащихся на формирование ведущих копинг-стратегий и, как следствие, повышение эффективности успешной адаптации.

Изложение основного материала. Впервые термин «ко-пинг» появился в 1962 году. Л.Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. В 1966 году Р.Лазурс в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладения с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладения со стрессом и с другими порождающими

110

© Блудова С. И., Власова Е. М., Шевчук В. В., 2016

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016 Ш11Ж9И

тревогу событиями [8]. Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблемой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться ресурсного подхода, который делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться, несмотря на различные жизненные обстоятельства [12].

Материалы и методы: анализ научной литературы, статистических исследований; анкеты «Стресс при учебной нагрузке», «Субъективная оценка стрессового состояния и адаптации к нему», тест Локус контроля ДЖ. Роттера, тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиан-сона, Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина, опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, характерологический опросник К. Леонгарда - Н. Шмишека, диагностика мотивации успеха и боязни неудачи (МУН) Реан А.А., опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы (исследование внутриличностных конфликтов) Карвасарский Б.Д., экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности, Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дар-ки), диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях, диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко; нейропсихологическое тестирование, клиническое обследование, включающее осмотр, лабораторную, функциональную диагностику. Программа обследования включала: клиническое обследование с оценкой состояния системы кровообращения; лабораторные исследования, которые включали: биохимические анализы крови (глюкоза, общий холестерин, С-реактивный белок высокочувствительный ^СРБ), С-пептид, уровень кальция и магния); инструментально-функциональные методы: регистрация артериального давления (АД) методом Корот-кова, подсчет частоты сердечных сокращений по пульсу на лучевой артерии, обследование артерий верхних и нижних конечностей для оценки жесткости артериальных сосудов -оценка проводилась с помощью диагностической системы Vasera VS-1500; по двум показателям - CAVI (сердечно-ло-дыжечный сосудистый индекс) и ABI (лодыжечно-плечевой индекс); ультразвуковая оценка вазомоторной функции эндотелия плечевой артерии в пробе эндотелийзависимой вазодилатации по модифицированной методике Celermajer D.S. с соавт. (1992 год), брахиоцефальных артерий (БЦА) на ультразвуковом сканере экспертного класса «Toshiba VIAMO» (Япония) с использованием линейного датчика 7 МГц. Статистическая обработка результатов проводилась в среде специализированного пакета "Statistica v 10.0, 6.0" фирмы "StatSoft" (США), Excel Microsoft WindowsXP - 2007. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в исследовании принимался равным 0,05 (достоверность различий p<0,05). Исследование проведено в соответствии с обязательным соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации 1975 года с дополнениями 2008 года.

Результаты. Обследовано за период 2013-2015 гг. 394 учащихся (321 учащихся среднеобразовательных школ (СОШ): 5, 8-11 классы, 73 - студента вузов: III-IV курсы): 214 женщин, 107 мужчин и 156 преподавателей высших учебных заведений (47человек) и СОШ (109 человек): 96 женщин, 60 мужчин; средний возраст 47,3±16,6г., средний стаж 27,7±6,7

лет. Функциональное состояние организма имеет базовый уровень активности основных физиологических систем и физические компоненты, формирующиеся при необходимости реализации определенных, функционально значимых видов. Функциональное состояние организма модулируется вегетативной нервной системой (ВНС), определяя параметры деятельности. Состояние вне деятельности рассматривается как фоновое [1]. Поддержание в процессе обучения функционального состояния организма осуществляется за счет резервных механизмов. Доказано, что психофизические стресс-факторы снижением температуры кожи и повышением систолического (САД) и диастолического артериального давления (ДАД), увеличением частоты сердечных сокращений (ЧСС). Степень этих изменений колеблется в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, состояния нервной системы и личностных особенностей человека [3]. Стрессовое состояние при выполнении определенного задания - особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления [7].

Когнитивные нарушения в виде активации мышления наблюдались у 37% преподавателей и 19% учащихся, как формирование оперативного контроля и уменьшение активности мышления при признаках утомления у 35% преподавателей и 47% учащихся. Анализ характерологических особенностей педагогов по опроснику К.Леонгар-да - Н.Шмишека выявил наличие признаков акцентуации черт характера преимущественно по экзальтированному, демонстративному, гипертимному типам у учащихся, что указывает на их повышенную активность и потребность в самовыражении; по педантичному, застревающему типам у педагогов, что говорит о неспособности к переменам. По опроснику «Копинг-стратегии» лидирует дистанцирование от ситуации у преподавателей и поиск социальной поддержки у учащихсся. Принятие усилий по изменению ситуации отметили 47% преподавателей и 24 % учащихся.

При анализе результатов нейро-психологического тестирования выявлено снижение фона настроения в 37% случаев у преподавателей СОШ, в 27% случаев у преподавателей вузов, в 39% случаев у учащихся СОШ, в 13% случаев у студентов вузов, тревожность у 43% преподавателей СОШ, у 34% преподавателей вузов, у 41% учащихся СОШ, у 17% студентов вузов. Утомление центрального психологического уровня в норме снижается при появлении тревоги, повышения фона настроения, проявления интереса к работе. Повышенная утомляемость выявлена в 79% случаев у преподавателей СОШ, в 53% случаев у преподавателей вузов, в 78% случаев у учащихся СОШ, в 43% случаев у студентов вузов. Хронический болевой синдром по типу цервикобрахиалгии отмечался у 43% преподавателей СОШ, у 37% преподавателей вузов, у 56% учащихся СОШ, у 19% студентов вузов; эпизоды учащения сердцебиения при проведении функциональных проб (физическая нагрузка и серийный счет) зарегистрированы в 27% случаев у преподавателей СОШ, в 13% случаев у преподавателей вузов, в 56% случаев у учащихся СОШ, в 28% случаев у студентов вузов, повышение САД и ДАД при этом зарегистрированы в 35% случаев у преподавателей СОШ, в 47% случаев у преподава-

ШДЖЭИ Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016

телей вузов, в 17% случаев у учащихся СОШ, в 9% случаев у студентов вузов. Выявлено частое употребление седативных препаратов у 41% преподавателей СОШ, у 43% преподавателей вузов, у 23% учащихся СОШ, у 11% студентов вузов; неусидчивость (или хождение при проведении занятий у преподавателей, перекладывание предметов на рабочем столе) в 47% случаев у преподавателей СОШ, в 9% случаев у преподавателей вузов, в 49% случаев у учащихся СОШ, в 18% случаев у студентов вузов; откладывание выполнения задания в 22% случаев у преподавателей СОШ, в 27% случаев у преподавателей вузов, в 39% случаев у учащихся СОШ, в 56% случаев у студентов вузов. Таким образом, как у преподавателей, так и у школьников и студентов выявлены психологические, физиологические и поведенческие признаки стресса.

Пребывание человека в состоянии стресса может привести к формированию нарушений в равновесии физиологических систем организма. Проведенные функциональные пробы подтверждают наличие вегетативной дисфункции наиболее выраженной у школьников.

Анализ результатов биохимических исследований крови выявил тенденцию к нарушению углеводного обмена у преподавателей в 37% случаев (уровень гликемии 6,7±0,4 ммоль/л, уровень С-пептида 5,2± 1,8 нг/мл), у школьников и студентов в 12% случаев (уровень гликемии 5,9±1,1 ммоль/л, уровень С-пептида 4,4±1,8 нг/мл); гипер- и дисли-пидемии у 63% преподавателей (уровень общего холестерина 6,7±1,4 ммоль/л, триглицеридов 3,2±0,4 ммол/л, липопро-теины высокой плотности 1,3±0,1 ммоль/л, липопротеины низкой плотности 5,5±1,2 ммоль/л) и 27% учащихся (уровень общего холестерина 5,9±0,4 ммоль/л, триглицеридов 2,6±1,1ммол/л, липопротеины высокой плотности 1,8±0,2 ммоль/л, липопротеины низкой плотности 3,5±1,24 ммоль/л). Нарушение минерального обмена проявляется снижением содержания в сыворотке крови кальция (1,9 ± 0, 1 ммоль/л) и магния (0,74 ± 0,07 ммоль/л) у всех обследованных. Повышенный уровень ЬзСРБ наблюдался в 67% случаев в группе преподавателей (6,1±2,1 мг/л) и в 33% случаев в группе учащихся (5,6±1,8 мг/л). В группе преподавателей доля лиц с гипокальциемией составила 37%, в группе учащихся 16%, с гипомагниемией 34% и 57%, соответственно. Выявлены нарушения функции сосудистой регуляции: парадоксальные вазоспастические реакции, отсутствие прироста диаметра после реокклюзии у 29% преподавателей и у 9% учащихся, что является показателем выраженного нарушения функции эндотелия. У преподавателей атеросклероз БЦА без гемодинамически значимых стенозов по данным ультразвукового сканирования был выявлен в 47% случаев, у студентов в 12% случаев.

Адаптация - процесс самосохранения функционального уровня; выбор организмом функциональной стратегии, которая реализуется на фоне напряжения регуляторных процессов состояния стресса, согласно копинговому подходу процесс адаптации протекает в несколько стадий: стресс-фактор - бессознательная стадия сопротивлению стрессу - стадия осмысления / анализа стрессора и имеющихся копинг-ресурсов - стадия копинг-реакции / осознанная реакция индивида на стресс - стадия анализа результата адаптации.

Копинговый подход в изучении проблем адаптации придает важное значение копинг-ресурсам, на основе которых вырабатывается сознательная реакция индивида на стресс.

Учащийся в образовательном учреждении каждый день подвержен стрессу. Навыки преодоления различных жизненных трудностей формируются в процессе всей жизнедеятельности личности и во многом зависят от имеющихся ресурсов. Говоря о формировании необходимых компетенций для взрослой и профессиональной деятельности, повышении уровня адаптивности и конкурентоспособности, в первую очередь, мы имеем в виду формирование и развитие необходимых для этого копинг-ресурсов.

Проведенные нами исследования по влиянию ко-пинг-ресурсов на формирование копинг-стратегий и ко-пинг-стилей индивида, зависимость результата адаптации от уровня развития копинг-ресурсов позволяют утверждать, что положительный результат адаптации во многом обусловлен уровнем развития копинг-ресурсов и разнообразием копинг-стретегий индивида. Чем выше уровень развития ресурсов, способность индивида их преобразовывать и приобретать новые, тем быстрее и успешнее протекает процесс адаптации. Чем разнообразнее применяемые индивидом в стрессовых ситуациях копинг-стратегии, тем безболезненнее для него ощущается процесс адаптации. Индивиды, способные объективно оценить собственные возможности и действия, ориентированы на оценку ситуации «Я - Социум - Я». Они менее подвержены общественному мнению, способны объективно оценить и проанализировать неудачи, успешнее адаптируются, чем индивиды, ориентированные на «Социум - Я - социум». Наоборот, дефицит копинг-ресурсов, отсутствие навыков преобразовывать и приобретать новые ресурсы, зачастую, приводит к срывам адаптации. Отказ индивидуумом использовать новые для него стратегии усугубляет адаптацию, приводит к физиологическому и психологическому истощению. Отсутствие адекватной самооценки влияет на объективное восприятие его социальной оценки обществом, что приводит к устойчивой стратегии «самообвинения» или «нападения», что значительно усугубляет процесс адаптации. Низкий уровень аффилиации и эмпатии приводит к ограничению социальных контактов, вызывает ощущение одиночества и отчужденности, что усугубляет процесс адаптации. Возможность преобразовывать и приобретать копинг-ресурсы, формировать новые копинг-стратегии во многом обусловлена уровнем уже имеющихся ресурсов. Низкий уровень развития копинг-ресурсов и узкий спектр их разнообразия в стрессовых ситуациях приводит к стратегии «замещения» по принципу «чем проще и быстрее, тем эффективнее», которая носит зависимый характер и приводит к девиант-ному поведению (алкоголь, курение, игромания, ожирение и т.д.). Отсутствие положительного опыта решения конфликтных и стрессовых ситуаций приводит к устойчивой стратегии поведения при стрессе «избегание» или «отрицание», в том числе с применением агрессивных стратегий поведения «нападение». Индивиды с низким уровнем ценностных ориентаций и установок больше подвержены негативным стратегиям «отрицание» / «нападение». Индивиды с высоким уровнем ценностных ориентаций к склонны к стратегиям «активного влияния». Индивиды с интерналь-ным локусом контроля, в отличие от индивидуумов с экс-тернальным (внешним) проявляют большую активность когнетивной сферы, тем самым эффективнее преодолевают стресс и проявляют высокую степень социальной адаптации. Отсутствие критического мышления индивида мешает ему объективно оценить степень опасности стресс-фактора,

112

PEDAGOGIKA

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016 Ш11Ж9И

собственных возможностей и эффективно применить необходимую копинг-стратегию, что приводит, в свою очередь, к снижению его самооценки и мотивации к деятельности. Снижение мотивации приводит к устойчивому выбору единственной стратегии «избегание» или «отрицание». Социальная поддержка не только влияет на сам процесс адаптации, но и на преобразование уже имеющихся ресурсов. Так, длительность адаптации респондентов, которые оценили свою взаимосвязь с социумом, как «непринятие или непонимание их обществом», «отсутствие необходимой поддержки», «отсутствие признания и уважения к их личности» была выше, чем у респондентов с благополучным взаимоотношением с социумом. Было обнаружены снижение уровня аффилиации и эмпатии в процессе адаптации у респондентов с устойчивой стратегией «избегание», «отрицание». Низкий уровень аффилиации и эмпатии блокирует возможность индивида получить в результате социального взаимодействия необходимую информацию для формирования и преобразования новых копинг-ресурсов и стратегий. В некоторых стрессовых ситуациях страте-

гия «избегания», которую общепринято считать негативной, оказывается наиболее эффективной перед другими копинг-стратегиями. К таким ситуациям можно отнести стресс-факторы, связанные с высоким риском результата. В сочетании с другими стратегиями она наиболее эффективна на этапе переосмысления и анализа дальнейших действий. На формирование той или иной копинг-стратегии влияют гендерные (половые) и возрастные факторы. Так в результате исследований было установлено, что мужчины адаптируются быстрее, чем женщины. В основном это связано не с физиологическими возможностями, а разнообразием применяемых стратегий. У женщин стратегии имеют более устойчивый характер, чем у мужчин, тем самым мешают формированию новых. На этапе взросления индивида его эмоциональные и когнитивные процессы не статичны, а подвержены постоянным изменениям, что в значительной степени влияет на преобразование копинг-ресурсов и выбор копинг-стратегий. Важно вести психолого-педагогическую работу не только по сопровождению адаптации, но и формированию необходимых копинг-ресурсов.

Список литературы:

1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1999. 298 с.

2. Власова Е.М., Блудова С.И., Шевчук В.В. Оценка состояния физиологического и психологического здоровья учащихся и преподавателей как фактор эффективности учебного процесса. Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования: научно-методический журнал. 2014, № 3. С. 87-91.

3. Власова Е.М., Малютина Н.Н., Иванова А.В. Профилактика и коррекция сердечно-сосудистых нарушений у школьников старших классов. Материалы Всероссийского научно-образовательного форума «Профилактическая кардиология 2010». Москва, 2010. С. 39.

4. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. СПб: Издательский дом «Питер», 2011. 286 с.

5. МР 2.2.9.2311-07. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности / Н.Ф. Измеров [и др.]. М., 2007. 33 с.

6. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. С.-Пб, «Речь», 2006. 342 с.

7. Frydenberg Е., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall, 2000. V. 37. № 3: 727-745.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.