Научная статья на тему 'Копинг-стратегии как детерминанты адаптации студентов в образовательном процессе'

Копинг-стратегии как детерминанты адаптации студентов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / ANXIETY / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРОЦЕСС / PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грызунов Владимир Викторович, Грызунова Инна Васильевна, Акбулатов Сергей Сергеевич, Васильева Юлия Олеговна, Коновалов Кирилл Игоревич

В статье рассмотрены психологические особенности личности студента, которые детерминируют особенности адаптационного процесса и его успешность за счет базовых стратегий совладающего поведения, уровня тревожности, состояния индивидуально-личностных характеристик на каждом из этапов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грызунов Владимир Викторович, Грызунова Инна Васильевна, Акбулатов Сергей Сергеевич, Васильева Юлия Олеговна, Коновалов Кирилл Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Копинг-стратегии как детерминанты адаптации студентов в образовательном процессе»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Coping strategies as the determinants of adaptation of students in the educational process Gryzunov V.1, Gryzunova I.2, Akbulatov S.3, Vasilyeva Yu.4, Konovalov K.5

(Russian Federation) Копинг-стратегии как детерминанты адаптации студентов в образовательном процессе

12 3

Грызунов В. В. , Грызунова И. В. , Акбулатов С. С. , Васильева Ю. О.4, Коновалов К. И.5 (Российская Федерация)

1Грызунов Владимир Викторович / Gryzunov Vladimir - профессор, доктор медицинских наук,

кафедра безопасности производств, Санкт-Петербургский горный университет, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова;

2Грызунова Инна Васильевна / Gryzunova Inna - ведущий специалист, магистр, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

3Акбулатов Сергей Сергеевич /Akbulatov Sergey - студент;

4Васильева Юлия Олеговна / Vasilyeva Yuliya - студент, кафедра безопасности производств, горный факультет; 5Коновалов Кирилл Игоревич /Konovalov Kirill - магистр, кафедра разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, нефтегазовый факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский горный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены психологические особенности личности студента, которые детерминируют особенности адаптационного процесса и его успешность за счет базовых стратегий совладающего поведения, уровня тревожности, состояния индивидуально-личностных характеристик на каждом из этапов образовательного процесса. Abstract: this article describes psychological characteristics of the student's personality, characteristics that determine the adaptation process and its success at the expense of basic strategies of coping, anxiety level, the state of individual personality characteristics at each stage of the educational process.

Ключевые слова: адаптация, уровень тревожности, копинг-стратегии, студенты, адаптация, образовательная среда, процесс.

Keywords: adaptation, anxiety, coping strategies, students, adaptation, educational environment, the process.

Одной из приоритетных задач в деятельности высших образовательных учреждений является формирование у студентов готовности к реализации творческих профессиональных компетенций. Отсюда следует, что система образования, с одной стороны, должна удовлетворять изменяющимся требованиям общества, а с другой, обеспечивать развитие личности с учетом ее запросов, способностей, интересов, ценностных ориентаций [1]. В связи с этим возникает необходимость поиска путей согласования, оптимизации соотношения и вариативности интересов общества и личности с учетом приоритета личности [2]. Поэтому успешность профессионального становления будущего специалиста во многом зависит от эффективности адаптации к образовательному процессу [3].

Процесс адаптации студента к условиям и требованиям высшего учебного заведения представляет одну из важных проблем, исследуемых в настоящее время на разных уровнях [4]. Традиционно понятие адаптация рассматривается с медико-биологических позиций и в

самом общем виде означает приспособляемость - способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. В психологической литературе чаще всего рассматривается психологическая адаптация к среде, которая реализуется в процессе сознательной деятельности и обеспечивает наиболее важные связи между человеком и средой. Она рассматривается как активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни. Социальная адаптация рассматривается в связи с проблемой формирования и развития личности и применительно к проблемам группового взаимодействия динамики. Контент-анализ позволил И. А. Погодину выделить основные психологические детерминанты успешности адаптации, которые связаны с уровнем тревожности [5].

Предполагая, что на характер адаптации влияет уровень тревожности, провели исследование с использованием шкалы самооценки реактивной и личностной тревожности по Спилбергеру-Ханину. Выборка составила 98 студентов, из них 62 девушки и 36 юношей в возрасте 18-21 год. Тестирование проводилось на добровольной основе и анонимно. Обработка данных проводилась c использованием пакета прикладных программ статистической обработки IBM SPSS Statistics 20.

Всего обследовано 62 девушки, из них низкотревожных 7 чел. (11,3%), умеренно тревожных 16 чел. (25,8%), высокотревожных 39 чел. (62,9%) и 36 юношей, из них низкотревожных 12 чел. (33,3%), умеренно тревожных 17 чел. (47,2%), высокотревожных 7 чел. (19,5%). Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели личностной и ситуативной тревожности у юношей и девушек

Юноши

Показатели Низкотревожные n=12 Умеренно тревожные n=17 Высокотревожные n=7

ЛТ СТ ТЛТ ЛТ СТ ТЛТ ЛТ СТ ТЛТ

Среднее значение, Х±т 27,25± 0,78** 25,50 ±0,83 ** 7,41± 0,57* 40,52 ±0,81 ** 36,70 ±1,88 ** 15,17 ±1,46 * 55,0± 2,45* * 50,57 ±4,34 ** 26,57± 2,81**

Девушки

Низкотревожные Умеренно тревожные Высокотревожные

Показатели n=7 n=16 n=39

ЛТ СТ ТЛТ ЛТ СТ ТЛТ ЛТ СТ ТЛТ

Среднее значение, Х±т 28,57± 0,81** 26,14 ±2,27 ** 9,28± 1,86* 41,43 ±0,77 ** 36,93 ±1,00 ** 15,68 ±0,72 * 52,89 ±0,80 ** 45,53 ±1,78 ** 26,02± 1,03*

Примечание: * - р < 0,01; **- р < 0,001.

Для оценки достоверности различий между группами использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Полученные результаты свидетельствуют о значимости выборок при распределении групп студентов. Изучение механизмов преодоления трудностей студентами с различными уровнями личностной и ситуационной тревожности в разнообразных учебных условиях приобретает актуальное значение. При этом большой интерес для исследования представляет изучение успешности студента, которая в значительной мере обеспечивается сформированностью механизмов совладающего поведения. С этой целью проводили обследование студентов по методике «Стратегии совладающего поведения». На рис. 1 представлено распределение копинг-стратегий у низкотревожных, умеренно тревожных и высокотревожных девушек. Согласно полученным данным значения по копинг-стратегии «конфронтация» от низкотревожных студентов (51 балл) к высокотревожным студентам (56,2 балла) увеличивается. И свидетельствует о том, что высокотревожным девушкам в большей степени свойственно повышенное эмоциональное напряжение, конфликтность, трудность в планировании действий. Значения

копинг-стратегии «дистанцирование» снижаются от низкотревожных (52,28 балла) к высокотревожным девушкам (50,41 балла), что означает, что низкотревожные студентки более рациональны в осознании сложности ситуации, ее значимости и способны снизить эмоциональный накал. Рассматривая копинг-стратегию «самоконтроль» можно отметить, что все девушки стремятся сдерживать личные побуждения, эмоции, переживания, пытаясь контролировать себя, однако у высокотревожных студенток (48,76 балла) эта тенденция более слабая. Копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» максимально выражен у девушек с высоким уровнем тревожности (52,23 балла), тогда как у низкотревожных студентов данная стратегия применяется в значительно меньшей степени (43,85 балла), что говорит о большей самостоятельности девушек. Копинг-стратегия «бегство-избегание» присуща высокотревожным девушкам (53,41 балла), что подтверждает их пассивность в отдельных ситуациях при разрешении проблем и направление максимальных усилий на снижение эмоционального дискомфорта. Копинг-стратегии «планирование решения проблемы» и «положительная переоценка», согласно полученным данным, свойственны девушкам с умеренным уровнем тревожности (54,2 балла и 52,18 балла), характеризуют переосмысление проблемы и в большей степени направлены на разрешение ситуации.

Рис. 1. Распределение копинг-стратегий у девушек по методике «Стратегии совладающего поведения»

На рис. 2 приведен анализ данных, полученных по методике «Стратегии совладающего поведения» у высокотревожных, умеренно тревожных и низкотревожных юношей. Значения показателей стратегий «конфронтация» и «бегство-избегание» увеличиваются от низкотревожных юношей (47,75 балла и 43,66 балла) к высокотревожным (43,66 балла и 49,0 балла), что свидетельствует о том, что юноши с высоким уровнем тревожности более агрессивны, но при стрессовых ситуациях стараются уйти от проблем. Низкотревожные юноши при разрешении проблемной ситуации предпочитают переосмысление, что подтверждают данные, полученные по стратегии «дистанцирование» (49,16 балла), в отличие от высокотревожных юношей (44,85 балла). Также низкотревожные юноши характеризуются высоким уровнем самоконтроля (51,0 балла), что определяет их уровень самообладания. Копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» имеет ярко выраженную тенденцию в применении (48,17 балла), когда низкотревожные и высокотревожные юноши данную стратегию применяют значительно реже. Стратегия

«принятие ответственности» приемлема всеми юношами и составляет соответственно у низкотревожных - 46,5 балла, умеренно тревожных - 47,41 балла, высокотревожных -45,28 балла, что свидетельствует о готовности анализировать свое поведение, вступать в борьбу с трудностями. Копинг-стратегия «планирование решения проблемы» в большей степени свойственна низкотревожным юношам (52,75 балла) и умеренно тревожным -(53,17 балла). Высокотревожные студенты (47,14 балла) применяют данную стратегию в меньшей степени. Копинг-стратегия «положительная переоценка» наиболее применима юношами с умеренным уровнем тревожности и способствует развитию умения приспособления к ситуациям.

Рис. 2. Распределение копинг-стратегий у юношей с разными уровнями тревожности по методике

«Стратегии совладающего поведения»

Таким образом, трудности изучения адаптации студентов в образовательном процессе связаны с двумя обстоятельствами. Одно обусловлено тем, что в процессе приспособления студент формирует перед собой две цели - приспособиться к условиям окружающей среды и одновременно - к условиям деятельности. Второе обстоятельство связано с поиском оптимальных стратегий адаптации и реализации выбранной стратегии поведения в виде различных форм поведения для достижения конечной цели - как полезного приспособительного результата.

Поэтому можно прийти к выводу, что психологические особенности личности студента детерминируют особенности адаптационного процесса и его успешность за счет базовых копинг-стратегий поведения при разрешении проблемной ситуации, состояния индивидуально-личностных характеристик на каждом из этапов приспособления к образовательному процессу.

Литература

1. Грызунов В. В. Физиологические основы безопасности труда. Часть 1. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2016. 125 с.

2. Грызунов В. В., Грызунова И. В. Уязвимость поведенческого паттерна при стресс-индуцированных состояниях у студентов высших учебных заведений // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 5-й международной науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 31 января, 2014 г.) Махачкала: Издательство «Апробация», 2014. С. 231-232.

3. Олейник О. Ю., Коренкова Н. Е. Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптированности с защитно-совладающим поведением студентов // Вестник Костромского государственного университета им Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2010. Т. 16. № 4. С. 196-201.

4. Салахутдинова Е. С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе: Дис. канд. психол. наук. Кострома, 2014. 258 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ksu.edu.m/attachments/artide/846/Салахутдиноваo/o20диссертация.pdf/ (дата обращения: 13.09.2016).

5. Погодин И. А. Психологические и социальные детерминанты процесса адаптации [Текст] / И. А. Погодин // Адаптация личности в современном мире. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. Вып. 4. С. 16-26.

Patriotic education of students in the People's Republic of China's Universities Vasileva N. (People's Republic of China) Патриотическое воспитание студентов в вузах КНР Васильева Н. Б. (Китайская Народная Республика)

Васильева Наталья Борисовна / Vasileva Natalia - аспирант, факультет идейно-политического воспитания, юридическая школа, Харбинский педагогический университет, г. Харбин, Китайская Народная Республика

Аннотация: в статье рассмотрены место патриотизма в системе высшего образования КНР, сферы реализации патриотического воспитания студентов в вузах Китая. Abstract: in the article the patriotism place in the People's Republic of China's high education system, sphere of realization students' patriotic education in the People's Republic of China's are considered.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание студентов в КНР, патриотическое воспитание в Интернет-пространстве Китая, китайские государственные традиционные праздники.

Keywords: patriotism, student's patriotic education in the People's Republic of China, patriotic education in the Chinese Internet, Chinese traditional official public holidays.

DOI: 10.20861/2410-2873-2016-20-007

Патриотическое воспитание в Китае ведется в соответствии с принципами непрерывности и преемственности. Начиная с детского сада и школьной скамьи, процесс патриотического воспитания напрямую воздействует на каждого гражданина КНР посредством как явной, так и скрытой пропаганды.

Как и в России, в Китае огромное значение придается воспитанию гражданственной позиции, патриотизма и межнациональной терпимости. В основном правовом документе КНР - Конституции КНР (статье 24) говорится: «Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму, проводит в народе воспитание патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, воспитание на основе диалектического и исторического материализма» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.