© В.В. Грызунов, Е.П. Ютяев, И.В. Грызунова, 2014
УДК 316.662.22
В.В. Грызунов, Е.П. Ютяев, И.В. Грызунова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПРИ СТРЕСС-ИНДУЦИРУЕМЫХ СОСТОЯНИЯХ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РИСКА
Надежность работы сложных технических систем лимитируется пределами психофизиологических возможностей человека. В ситуациях риска и неопределенности индивидум использует стратегии совладаюшего поведения. Доминируют активные формы совладаюшего поведения, обеспечи-ваюшего адаптациогенез. Детерминантой выбора копинг-стратегии «разрешения проблем» является конструктивно высокий уровень личностной тревожности, что побуждает к активному исследованию ситуации, поиску решения и достижению высокого результата и определяет меру риска развития преморбидного состояния.
Ключевые слова: надежность, риск-индуцируемое состояние, совладание, поведение, преморбидное состояние.
В современной цивилизации категория надежности занимает особое место и будучи неотъемлемой составной частью условий любой деятельности лежит в основе сложных явлений, процессов, взаимодействие с которыми вызывает соответствующее поведение у специалистов, организаций и общества в целом. Сложившаяся ситуация, во многом предопределена формированием разнонаправленных тенденций в индустриальном обществе. С одной стороны, человечество, защищая себя от природных негативных воздействий, развивает и внедряет новые технологии, а с другой - обрекает себя на увеличение риска техногенных аварий. Поэтому возникает необходимость в методологическом осмыслении категории надежности, что требует привлечения к анализу проблемы всего многообразия формирующих ее технологических, социально-экономических и психофизиологических составляющих. С надежностью функционирования технической и биологической систем связаны техногенные аварии, последствия от которых сопоставимы с ущербом от негативных природных катастроф, о чем свидетельствуют события последних лет. 7 февраля 2010 года на электростанции Kleen Energy в городе Миддлтаун в штате Коннектикут (США) произошла
крупная авария. По официальным данным, взрыв унес жизни 5 человек, еще 12 получили ранения. 28 февраля 2012 года в цехе по производству нитрогуанидина на химическом заводе компании «Хэбэй Кээр» в уезде Чжаосянь города Шицзяч-жуан китайской провинции Хэбэй произошел взрыв, унесший жизни 25 человек. 25 августа 2012 года на территории крупнейшего в Венесуэле нефтезавода Paraguana Refining Center произошла утечка газа, приведшая к мощному взрыву и пожару нефтяных резервуаров. Огонь удалось потушить лишь на 3 сутки. В результате взрыва погибло 42 человека, ранены 150. 9 января 2014 года на предприятии Freedom Industries в городе Чарльстон штата Вирджинии произошла утечка ядовитых химикатов в реку Элк. Медицинская помощь понадобилась 800 жителям. Без питьевой воды остались около 300 тыс. человек.
Столь масштабные катастрофы позволяют говорить о том, что современное индустриальное общество переживает период «мегарисков», в котором немаловажная роль отводится человеческому фактору. Из-за ошибочных действий человека происходит около 60-90 % всех происшествий, аварий в промышленности и на транспорте (Либерман А.М., 2006). И поэтому проблеме оценки надежности работы человека-оператора в условиях уделяется все большее внимание (Гриненко А.Я. с соавтор., 2000; Грызунов В.В., 2008).
В ситуациях неопределенности при жестком лимите времени формируется психофизиологический прессинг на человека, индуцирующий выбор стратегии личностно-ситуаци-онной формы совладающего поведения (Lazarus R. S., 1993; 1993а), определяющий надежность функционирования организма, которая проявляется не как биостатический параметр, а как ситуационный оптимум функционирования в заданных пределах с последующим восстановлением к исходным параметрам. Ситуативная норма реакции в ответ на действие внешних факторов сопряжена у человека-оператора с поведенческим паттерном, который формируется на основе индивидуальных реактивности, резистентности и определяет «цену» адаптации.
Становление будущего специалиста минерально-сырьевой отрасли происходит в студенческие годы, когда студент должен
достаточно быстро сориентироваться в новых условиях, понять систему норм и правил, освоить способы и методы учебной деятельности, разработать свою систему отношений к учебе, предстоящей профессиональной деятельности, направленную на достижение успеха, материального благосостояния. Поэтому в процессе обучения будущий специалист сталкивается с трудными жизненными ситуациями. Результативность совлада-ния с негативной ситуации зависит от личности субъекта, реальной ситуации и ее оценки личностью. Реализация копинг-стратегий поведения обеспечивает преодоление переломного момента в жизни человека. Разрешение проблемных ситуаций путем совладания с ними через реализацию копинг-стратегий (КС) снижает уязвимость индивидума в условиях риск-индуцируемого состояния. Незавершенность процесса формирования КС у студентов приводит к тому, что они используют менее конструктивные стратегии поведения при стрессовой ситуации, затрудняющие процесс обучения, психосоциальной адаптации (Гаранян Н.Г. с соавтор., 2007; Краснова В.В., Холмогорова А.Б., 2011) и повышающие стресс-индуцирован-ную уязвимость поведенческого паттерна. Но студенческий период актуализирует формирование оптимальных конструкций копинг-стратегий поведения, что отражается на поведенческом паттерне будущего специалиста. Поэтому необходимость в исследовании поведения личности будущего специалиста, изучение психофизиологических детерминант КС, построении типологической модели на основе психофизиологических характеристик копинг-стратегий в определенном ситуационном контексте и предопределило актуальность настоящей работы.
В качестве испытуемых в исследовании приняли участие студенты 3-го курса. По мнению В.В. Краснова, А.Б. Холмогорова (2011), для многих обучающихся «это время серьезных кризисов, больших перегрузок, переживаний и проблем». Для формирования репрезентативной выборки было проведено предварительное интервьюирование и получение добровольного согласия на проведение обследования. В результате сформирована группа из 57 практически здоровых студентов в возрасте от 20 до 22 лет. При обследовании в качестве диагностических инструментов использовали опросник Л.Н.
Amirchan (1990) «Индикатор копинг-стратегий», адаптированный H.A. Сиротой (1994) и В.М. Ядтонским (1995), позволяющий выделить базовые копинг-стратегии «разрешения проблем» (РП), «поиска социальной поддержки» (ПСП) и «избегания проблем» (ИП), тест Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина для оценки ситуативной и личностной тревожности. У обследуемых студентов измеряли частоту сердечных сокращений и артериальное давление.
В результате обследования установлено, что среди респондентов доминировали группы, имеющие средний уровень ко-пинг-стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки. Наиболее задействованными являются РП (44 %), ПСП (35 %), а третье место по частоте использования совла-дающего поведения занимает ИП (21 %), что позволило сформировать три группы обследуемых. Распределение копинг-стратегий по частоте встречаемости указывает на то, что большинство студентов стараются использовать преобразующие стратегии поведения, пытаются совладать с трудными жизненными ситуациями, а не отделиться от них, применяют произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению обстоятельств и становлению собственной личности. В структуре совладающего поведения среди стратегий, достигнувших высокого уровня выраженности, превалируют КС «разрешения проблем» (8,1 %) и «избегания проблем» (5,3 %). Высокий уровень РП указывает на способность личности эффективно разрешать возникшие проблемы, что свидетельствует о высокой адаптивности поведения в стрессовой ситуации и отражает стремление использовать копинг-стратегию «разрешения проблем» для совладания с трудностями. Применение ИП указывает на недостаточное развитие механизмов личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем, что обусловлено недостаточным жизненным опытом, знаниями. По характеру активности данная стратегия относиться к категории пассивных. По нашему мнению, ИП направлена прежде всего на регулирование эмоций и способствует снижению патогенного действия стрессора за счет включения механизмов регуляции поведенческого паттерна при разрешении проблемных ситуаций. В ряду базисных КС среди обследуемых активная форма копинг-стратегий имеет наиболее высокую усредненную оценку (табл. 1).
Широкое вовлечение активных КС указывает на поведенческую активность будущих специалистов в преодолении проблемных ситуаций, что может быть обусловлено тем, что сама специфика учебной деятельности, требует от студентов активной жизненной позиции и постоянного применения на практике знаний, умений и навыков. Пассивная копинг-стратегия «избегания проблем» используется преимущественно в тех случаях, когда обследуемые сомневаются в возможности преодоления ситуационной проблемы своими силами, негативно оценивают обстоятельства и возможности своих копинг-ресурсов, а также, вероятно, имели негативный опыт преодоления подобных обстоятельств в прошлом.
Полученные результаты согласуются с данными Касаткиной О.В. (2010) и с концепцией G. Vaillant (1977), о том, что в процессе онтогенеза происходит развитие и формирование стратегий совладания с эмоционально-стрессовыми и проблемными ситуациями.
Учитывая, что состояние тревожности (Кузнецова О.В., 2009) затрагивает психическую, когнитивную, физиологическую сферы личности, высказали предположение, что одной из детерминант становления конструктивных навыков активного преодоления стресса по типу стратегии «разрешения проблем», является уровень тревожности, который отражает и меру риска развития дезадаптивного состояния. Ранжирование обследуемых по группам копинг-стратегий поведенческого паттерна позволило выделить кластеры ситуационной и личностной тревожности (табл.2).
Таблица 1
Распределение усредненной оценки копинг-стратегий в группах обследуемых (x±m)
Группы Копинг-стратегия разрешения проблем (уровень в баллах) Копинг-стратегия поиска социальной поддержки (уровень в баллах) Копинг-стратегия избегания проблем (уровень в баллах
1 группа (n=25) 28,2±0,5* 21,6±0,8 21,9±1,1
2 группа (n=20) 19,9±0,6 24,2±0,4* 20,8±0,7
3 группа (n=12) 22,1±0,5 20,3±0,7 25,8±0,6*
Примечание. Статистически значимые различия (* — р < 0,05).
Таблица 2
Уровни ситуационной и личностной тревожности по кластерам копинг-стратегий обследуемых (х±т)
Кластеры копинг-стратегий Ситуационная тревожность (СТ) Личностная тревожность (ЛТ)
Кластер копинг-стратегии разрешения проблем 37,6±1,4* 54,5±1,4*
Кластер копинг-стратегии поиска социальной поддержки 44,3±1,8* 48,6±1,3*
Кластер копинг-стратегии избегания проблем 54,2±2,7* 53,3±1,8
Примечание. Статистически значимые результаты (* — р < 0,05).
В соответствии с принятой трактовкой дифференциации обследуемых по уровням тревожности все студенты имели умеренный и высокий уровни тревожности. При анализе результатов среди субъектов 3 группы отмечены высокие уровни ситуационной и личностной тревожности по сравнению с аналогичными показателями в других кластерах (р < 0,05). Величины ЛТ были сопоставимы лишь в 1 и 3 группах. Высокий уровень личностной тревожности отмечен у хорошо успевающих студентов с РП (54,9±1,4), низкий уровень СТ (37,6±1,4) у обследуемых данной группы возможно обусловлен результатом активации механизмов активного вытеснения деструктивных компонентов ситуационного поведения. У обследуемых с превалированием копинг-стратегии «избегания проблем» уровни ситуационной и личностной тревожности были сопоставимы между собой, что, вероятно, обусловлено феноменом «негативного риск-индуцируемого прогноза», когда ожидание негативных обстоятельств повышает вероятность его появления и снижает уязвимость поведенческого паттерна, ибо «вероятность наступления» в сознании человека трансформируется в «реальность наступления».
Учитывая, что копинг-стратегия при стресс-индуцируемых состояниях определяет меру риска развития напряженности регуляторных механизмов, измеряли частоту сердечных сокращений и уровень артериального давления в условиях относительного покоя в соответствующих группах (табл. 3).
Таблица 3
Уровень частоты сердечных сокращений и артериального давления в обследуемых группах
Группа Частота сердечных сокращений (уд/мин) Уровень систолического артериального давления (мм рт.ст.) Уровень диасто-лического артериального давления (мм рт.ст.)
1 группа 2 группа 3 группа 82,0±4,1 70,7±3,6 68,1±4,3 124,4±4,6 120,1±5,2 117,5±3,6 76,2±3,5 72,3±5,0 73,1±4,2
Несмотря на отсутствие статистически значимых различий, можно говорить об очевидной тенденции при выборе стратегии совладающего поведения. У обследуемых лиц, у которых превалирует копинг-стратегия разрешения проблем отмечается гиперкинетический режим функционирования центральной гемодинамики, определяющий меру риска развития премор-бидного состояния, что требует проведения соответствующей поведенческой коррекции.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо сделать заключение о сходстве и различиях копинг-стратегий у студентов. При сопоставлении среднегрупповых показателей обнаружено, что обучающиеся при совладании с негативными ситуационными моментами предпочитали адаптивные стратегии, направленные на разрешение проблемы, социальную поддержку. Соответственно, студенты осуществляют поиск разнообразных активных способов решений для разрешения проблемных задач. Ситуация риска у данной категории обследуемых интерпретируется с позиции «риск как шанс» при достаточности копинг-ресурсов. Можно предположить, что детер-минантой выбора РП является конструктивно высокий уровень личностной тревожности и низкий уровень СТ, что побуждает к активному исследованию ситуации, поиску решения и достижению высокого результата. Но такая категория людей требует динамического мониторинга за состоянием здоровья, ибо у них высока мера риска развития преморбидного состояния. Аналогичная, но менее выраженная тенденция, отмечается и среди студентов, у которых превалирует ПСП (коммуникативная стратегия). У субъектов с копинг-стратегией «избегания проблем» отмечаются высокие уровни СТ и ЁТ, что во многом обусловлено ожиданием неудачи, которое проявляется беспо-
койством, мнительностью, напряженностью, преувеличением значимости воспринимаемой информации.
Таким образом, копинг-стратегия «разрешения проблем» при стресс-индуцируемых состояниях определяет меру риска развития преморбидного состояния и требует проведения профилактических и коррекционных мероприятий.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я. Г., Москова М.Б., Войцех Б.Ф., Семикин Г. И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональные нарушения у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. — 2007, № 2. — С. 38—42.
2. Гриненко А.Я., Грызунов В.В., Лобжанидзе А.А. Надежность - универсальный принцип онтогенеза// Ученые записки Санкт-Петербургского медицинского университета. -2000. — №4. — С.87-93.
3. Грызунов В. В. Надежность - интегративная характеристика живой системы// Научные исследования и инновационная деятельность: Материалы научно-практической конференции. - СПбГПУ, 2008. — С.147-152.
4. Евдокимова Я. Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов// Автореф. дис .... канд. мед. наук. -М.,2008. -26 с.
5. Козлов В.Н., Грызунов В.В., Грызунова И.В. Математические модели и надежность как базовое свойство саморегулирующейся модели// Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национально-исследовательских университетах. - СПб.,2013. - Т.4. — С.68-73.
6. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация// Психологическая наука и образование. - 2011. -№1. — С.1-15.
7. Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности// Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2009. - 198 с.
8. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дис. ... д-ра мед. наук. Санкт-Петербург, 1994. 283 с.
9. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Сравнительное исследование особенностей копинг-поведения учителей средних школ, студентов вузов и школьников // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1996. № 2. С. 193-194.
10. Amirkhan J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator // J. of Personality and Social Psychology. — 1990. — V. 59, № 5. — P. 1066-1074.
11. O'Neill J.W., Davis K. Work Stress and Well-being in the Hotel Industry// Int. J. Hosp. Manag.- 2011. — Vol. 30, N2. — P.385-390.
12. Knezevic B., Belosevic L. Stress at work among military doctors: a preliminary study//Acta Med. Croatica. -2006. — Vol.60, N4. — P309-314.
13. Lazarus R.S. Coping theory and research: past, present, and fu-ture//Psychosom. Med. -1993. — Vol. 55, N3. — P. 234-47.
14. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: a history of changing outlooks//Annu. Rev. — Psychol. -1993. — Vol.44. — P.1-21.
15. Vaillant G. E. Adaptation to life. Boston: MA; Brown and Co. — 1977. —
110 p. ГТТТГ^
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Грызунов Владимир Викторович — доктор медицинских наук, профессор, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Ютяев Евгений Петрович — кандидат технических наук, генеральный директор ОАО «СУЭК-Кузбасс»,
Грызунова И.В. — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», Первый Санкт-Петербурский медицинский университет им. акад. И.П.Павлова.
COPING STRATEGIES UNDER STRESS-INDUCED STATES AS PROGNOSTIC MODELS OF BEHAVIOR UNDER AT-RISK CONDITIONS
Gryzunov V. V., Doctor of Medical Sciences, Professor, national University of mineral resources «Mining»,
Utaev Evgeny Petrovich, Candidate of Technical Sciences, General Director of JSC «SUEK-Kuzbas»,
Gryzunova I.V., St. Petersburg state Polytechnic University, the First St. Petersburg medical University. Acad. Pavlov.
Reliability of operation of sophisticated engineering systems is restricted by limitations of psychophysiological human capacity. Under hazard and uncertainty an individual makes use of coping behavior strategies. The active forms of the adaptogenesis-supporting coping behavior prevail. The master factor of the "resolution " coping strategy selection is the particular high level of personality anxiety, which initiates vigorous examination of the situation, search for a solution and discovery of an optimum result, and determines the extent of risk of the premorbid condition.
Key words: reliability, risk-induced state, coping, behavior, premorbid condition.
REFERENCES
1. Garanjan N.G., Holmogorova A.B., Evdokimova Ja. G., Moskova M.V., Vojceh V.F., Semikin G. I. Predjekzamenacionnyj stress i jemocional'nye narushenija u stu-dentov mlad-shih kursov (Pre-examination stress and emotional disturbances of the younger students)// Social'naja i klinicheskaja psihiatrija. 2007, No 2, pp. 38—42.
2. Grinenko A.Ja., Gryzunov V.V., Lobzhanidze A.A. Nadezhnost' - universal'nyj prin-cip ontogeneza (Reliability is the universal principle of ontogenesis)// Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo medicinskogo universiteta. 2000, No4, pp. 87-93.
3. Gryzunov V.V. Nadezhnost' - integrativnaja harakteristika zhivoj sistemy (Reliability -integrative characteristic of living systems)// Nauchnye issledovanija i innovacionnaja de-jatel'nost': Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. SPbGPU, 2008, pp. 147-152.
4. Evdokimova Ja. G. Interpersonal'nye faktory jemocional'noj dezadaptacii u studentov (Interpersonal factors emotional maladjustment students)// Avtoref. dis .... kand. med. nauk. Moscow, 2008, 26 p.
5. Kozlov V.N., Gryzunov V.V., Gryzunova I.V. Matematicheskie modeli i nadezh-nost' kak bazovoe svojstvo samoregulirujushhejsja modeli (Mathematical models and reliability as basic property of self-regulating model)// Vysokie intellektual'nye tehnologii i innovacii v na-cional'no-issledovatel'skih universitetah. SPb., 2013, vol. 4, pp. 68-73.
6. Krasnova V.V., Holmogorova A.B. Socialnaja trevozhnost' i studencheskaja dezadap-tacija (Social anxiety and student disadaptation)// Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2011, No1, P. 1-15.
7. Kuznecova O.V. Vzaimosvjaz urovnej trevozhnosti i mehanizmov adaptacii lichnosti v period junosti (The relationship of the levels of anxiety and the adaptation mechanisms of personality in the period of adolescence)// Dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 2009, 198 p.
8. Sirota N. A. Koping-povedenie v podrostkovom vozraste (Coping behavior in adolescence): Dis. ... d-ra med. na-uk. Sankt-Peterburg, 1994. 283 p.
9. Sirota N.A., Jaltonskij V.M. Sravnitelnoe issledovanie osobennostej ko-ping-povedenija uchitelej srednih shkol, studentov vuzov i shkolnikov (A comparative study of the peculiarities of the coping behaviour of secondary school teachers, students and pupils)// Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii im. V.M. Behtereva. 1996. No 2., P. 193-194.
10. Amirkhan J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator // J. of Personality and Social Psychology. 1990, V. 59, № 5, P. 10661074.
11. O'Neill J.W., Davis K. Work Stress and Well-being in the Hotel Industry// Int. J. Hosp. Manag. 2011, Vol. 30, No. 2, pp.385-390.
12. Knezevic B., Belosevic L. Stress at work among military doctors: a preliminary study//Acta Med. Croatica. 2006, Vol.60, N4, P309-314.
13. Lazarus R.S. Coping theory and research: past, present, and future//Psychosom. Med. 1993, Vol. 55, N3, P. 234-47.
14. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: a history of changing out-looks//Annu. Rev. Psychol, 1993, Vol.44, P.1-21.
15. Vaillant G. E. Adaptation to life. Boston: MA; Brown and Co. 1977, 110 p.