© В.В. Грызунов, И.В. Грызунова, 2015
УДК 159.9.072
В.В. Грызунов, И.В. Грызунова
РЕПЕРТУАР КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Приведены данные об изменении профиля патологии среди молодого поколения, что отражается на уязвимости поведенческого паттерна при преодолении проблемных ситуаций студентами технического вуза.
Ключевые слова: студент, заболевание, копинг-стратегии, выбор, поколение.
В последние годы некоторые специалисты относят современную молодежь России к «больному поколению» или «поколению 2», основанием подобных утверждений является рост числа заболеваний среди дошкольников и выпускников школ [1]. Уже сегодня около 70% дошкольников имеют различные функциональные нарушения, у 50% из них диагностируются хронические заболевания, а 45% детей не готовы к обучению и усвоению школьной программы. За период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 3-5 раз. Свыше 35% школьников нуждаются в стационарном лечении, у 50-83% учащихся отмечаются явления невротизации, 90% — страдают артериальными гипертензиями [2, 3]. Данные исследований указывают, что только 10% выпускников школ являются здоровыми, около 50% имеет морфофункциональные отклонения, а 40% — хронические заболевания. В течение последних 15 лет у российских детей отмечаются признаки ретардации. Уже сегодня показатели физической работоспособности у современных подростков на 20-25% ниже, чем у их сверстников 1980-1990 гг. В условиях реформирования системы высшего профессионального образования существенно увеличиваются объемы и сложность материала, который необходимо усвоить студентам для овладения своей профессией.
Интенсификация процесса обучения, усложнение учебных программ, повышение ответственности за результаты своей учебной деятельности, приводит к усилению нервно-психического напряжения обучающихся. Для многих молодых людей студенческий период сопровождается дефицитом социальной поддержки, трудностями в самоорганизации, несфор-мированностью конструктивных стратегий поведения при преодолении учебных трудностей, что часто становиться причинами психо-эмоциональной дезадаптации. И успешность приспособления в образовательной среде в значительной мере обеспечивается сформированностью механизмов психологической защиты и используемыми стратегиями совладающего поведения [4]. Сложившаяся ситуация, предопределила необходимость изучения риска развития дезадаптации у будущих специалистов при формировании совладающей стратегии поведения с целью преодолению трудной жизненной ситуации [5]. В исследовании приняли участие студенты 3-го курса в количестве 57 человек в возрасте от 20 до 22 лет. В результате обследования было установлено, что наиболее задействованными являются стратегии разрешения проблем (44%), поиска социальной поддержки (35%), а в 21% случаях обучаемые предпочитали пассивную форму совладания. Большинство студентов стараются использовать активно преобразующие стратегии поведения, пытаются совладать с трудными ситуациями, применяют проблемно-фокусированные усилия по изменению обстоятельств и становлению собственной личности и ситуация риска у них интерпретируется с позиции «риск как шанс» при достаточности копинг-ресурсов. Учитывая, что состояние тревожности затрагивает все сферы личности, высказали предположение, что одной из детерминант становления конструктивных навыков преодоления стресса является уровень тревожности, отражающий меру риска развития дезадаптивного состояния. У студентов с копинг-стратегией разрешения проблем наблюдаются высокий уровень личностной тревожности и низкий уровень ситуационной тревожности, что побуждает к активному исследованию ситуации, поиску решения и достижению высокого результата. Аналогичная, но менее выраженная тенденция, отмечается и среди студентов, у которых превалирует коммуникативная стратегия. У субъектов, предпочитающих активные стратегии, наблюдается высокий уровень пластичности нервной системы,
обеспечивающий быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой и с сохранением контроля за ситуацией. У субъектов с копинг-стратегией «избегания проблем» отмечаются высокие уровни тревожности, что во многом обусловлено ожиданием неудачи в рамках «негативного риск-индуцируемого прогноза», у них достаточно часто возникают затруднения при быстром переключении внимания с одного вида деятельности на другой и некоторым снижением уровня контроля за ситуацией. Таким образом, выбор копинг-стратегии отражается на напряженности регуляторных процессов, которые определяют величину уязвимости поведенческого паттерна обследуемых.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. Состояние здоровья учащихся в современных детских садах, школах и гимназиях Санкт-Петербурга// Здоровье- основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. -СПб.,2008. - С.166-171.
2. Вайнер Э.Н. Реформа школьного образованияи проблема здоровья учащихся//Валеология. - 2002. — № 1. - С.13-16.
3. Козлова Л.В., Жаркова Л.П., Сухорукова О.В., Гурова Ю.Ю., Игол-кина М.В. Артериальная гипертензия детского возраста:распространенность и оценка знаний врачей по диагностике в Смоленской области// Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2007. — № 4. - С.135-138.
4. Грызунов В.В., Ютяев Е.П., Грызунова И.В. Копинг-стратегии при стресс-индуцируемых состояниях как прогностическая модель поведения в условиях риска// Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал).Промышленная безопасность. — 2014. — Вып.3. — С.140-162.
5. Грызунов В.В., Грызунова И.В. Уязвимость поведенческого паттерна личности при реализации копинг-стратегии//Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке. — СПб.,2014. - Т.3. — С.65-69. ГТТТТЗ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Грызунов В.В. — доктор медицинских наук, профессор, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Первый Санкт-Петербургский государственный университет им. акад. И.П. Павлова Минздравоохранения РФ, bajnnemech2@yandex.ru,
Грызунова И.В. — магистрант, inel21@mail.ru, Санкт-Петербургский политехнический университет.
UDC 159.9.072
TECHNOLOGE PSYCHOPHYSIOLOGICAL SUPPORT SUBJECTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Gryzunov V.V., Professor, doctor of medical Sciences, Federal government budgetary institution of higher education, First Pavlov State Medical University of St. Peterburg, National mineral resources university «University of Mines», Russia,
Gryzunova I. V., master student,inel21@mail.ru, St.Petersburg Polytechnic University, Russia.
Presents data on change of profile of pathology among the younger generation, which is reflected in the behavior pattern of vulnerability in overcoming problematic situations subjects of the educational environment.
Key words: student, disease, coping strategies, selection, generation.
REFERENCES
1. Kulganov V.A., Sorokina N.V. Sostojanie zdorovja uchashhihsja v sovremennyh detskih sadah, shkolah i gimnazijah Sankt-Peterburga (State of health of pupils in modern kindergartens, schools and high schools of St. Petersburg)// Zdorov'e osnova chelove-cheskogo potenciala: problemy i puti ih reshenija. SPb, 2008. pp.166-171.
2. Vajner Je.N. Reforma shkol'nogo obrazovanijai problema zdorovja uchashhihsja (Reform school students obrazovaniyai health problem)//Valeologija. 2002. No 1. pp.13-16.
3. Kozlova L.V., Zharkova L.P., Suhorukova O.V., Gurova Ju.Ju., Igolkina M.V. Arte-rial'naja gipertenzija detskogo vozrasta:rasprostranennost' i ocenka znanij vrachej po diag-nostike v Smolenskoj oblasti (Arterialnaya hypertension in children: prevalence and assess the knowledge of physicians on the diagnosis in the Smolensk region)// Pediatrija. Zhurnal im. G.N. Speranskogo. 2007. No 4. pp.135-138.
4. Gryzunov V.V., Jutjaev E.P., Gryzunova I.V. Koping-strategii pri stress-induciruemyh sostojanijah kak prognosticheskaja model' povedenija v uslovijah riska (Coping strategies in stress-induced states as predictive model of behavior under risk)// Gornyj in-formacionno-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal). Promyshlennaj a be-zopasnost'. 2014. Vyp.3. pp.140-162.
5. Gryzunov V.V., Gryzunova I.V. Ujazvimost' povedencheskogo patterns lichnosti pri realizacii koping-strategii (The vulnerability of individual behavior pattern in the implementation of coping strategies)//Vysokie intellektual'nye tehnologii i innovacii v obrazovanii i nauke. SPb, 2014. T.3. pp.65-69.